Научная статья на тему 'Экономические особенности функционирования историко-культурных комплексов в связи с переходом к рынку духовных благ'

Экономические особенности функционирования историко-культурных комплексов в связи с переходом к рынку духовных благ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ СТОИМОСТЬ ТВОРЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ / ПРОИЗВОДСТВО ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ УСЛУГ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ХАРАКТЕРА / HISTORICAL AND CULTURAL SPHERE / CONSUMER COST CREATIVE PRODUCTS AND SERVICES / PRODUCTION OF SPIRITUAL VALUES / SERVICES PROFITABILITY SOCIO-CULTURAL NATURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахунов Валерий Масабихович

В статье рассматриваются экономические особенности историкокультурной сферы как самостоятельной отрасли воспроизводства духовных благ. Одна из особенностей заключается в том, что эта экономика не может развиваться как традиционная, поскольку в ее основе лежит не только материальный, но и духовный компонент. Делается вывод о том, что использование рыночных отношений и возможностей рынка может привести к цивилизованным формам развития социокультурной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic features of the historical and cultural complexes functioning in connection with transition to the market of spiritual benefits

The article describes economic features of the historical and cultural sphere as an independent branch of reproducing spiritual benefits. One of the features is that the economy cannot develop as a traditional one because it includes not only the material component but also the spiritual one. The conclusion is that the use of market relations and the market’s opportunities may result in civilized forms of development of social and cultural spheres.

Текст научной работы на тему «Экономические особенности функционирования историко-культурных комплексов в связи с переходом к рынку духовных благ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В ОТРАСЛИ: КУЛЬТУРА

УДК 338.467.6

В.М. Ахунов

Экономические особенности функционирования историко-культурных комплексов в связи с переходом к рынку духовных благ

В статье рассматриваются экономические особенности историко-культурной сферы как самостоятельной отрасли воспроизводства духовных благ. Одна из особенностей заключается в том, что эта экономика не может развиваться как традиционная, поскольку в ее основе лежит не только материальный, но и духовный компонент. Делается вывод о том, что использование рыночных отношений и возможностей рынка может привести к цивилизованным формам развития социокультурной сферы.

The article describes economic features of the historical and cultural sphere as an independent branch of reproducing spiritual benefits. One of the features is that the economy cannot develop as a traditional one because it includes not only the material component but also the spiritual one. The conclusion is that the use of market relations and the market's opportunities may result in civilized forms of development of social and cultural spheres.

Ключевые слова: историко-культурная сфера, потребительская стоимость творческих продуктов и услуг, производство духовных ценностей, рентабельность услуг социально-культурного характера.

Key words: historical and cultural sphere, consumer cost creative products and services, production of spiritual values, services profitability socio-cultural nature.

Экономика социально-культурной сферы как наука формирует совокупность знаний о наиболее рациональном хозяйствовании при выполнении социально-культурных мероприятий на основе использования общих социально-экономических законов рынка и специфических закономерностей, регулирующих деятельность организаций, учреждений и предприятий, занятых производством продукта творческого труда.

Общественное воспроизводство шире материального, поэтому экономическая деятельность в социально-культурной сфере как следствие общественного разделения труда, несмотря на штучный характер, не поддающийся промышленной регламентации, относится со своей спецификой к товарной форме организации обществен-

© Ахунов В.М., 2014

ного производства и подлежит стоимостной оценке. Товары и услуги социально-культурной сферы, представляющие собой продукты труда в совокупности жизненных средств, наряду с пищей, одеждой, жилищем и пр. должны входить в структуру национального дохода, поскольку социально-культурная сфера - важнейший элемент народнохозяйственного комплекса.

Конкурентно-рыночное хозяйство - хозяйство товарное. Понятие «товар» согласно неоклассической теории означает любую полезную вещь, произведенную трудом человека как в сфере материального, так и нематериального производства. Товар или услуга имеют трудовую природу, удовлетворяют ту или иную потребность человека, их можно продать на рынке благ (товаров и услуг). При этом услуга может быть оказана либо вещью, т. е. при помощи товара (материальные услуги), либо в процессе функционирования самого живого труда.

Второй вид услуг - это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами, их производство неотделимо от потребления. С потреблением совпадает и создание подобного рода услуг.

Таким образом, продукт труда и его результат имеют не только вещественную форму. К примеру, музейная деятельность, организация концертных выступлений, услуги по реализации путевок, врачебная помощь, работа воспитателя и т. п. Целью подобной социально-экономической деятельности является увеличение общественного богатства в непроизводственной форме его проявления. Как и любой товар, нематериальная услуга имеет потребительную и меновую стоимость.

Культурное богатство общества с экономической точки зрения представляет собой массу продуктов культуры, причем отдельный продукт является элементарной формой этого богатства, способного удовлетворять общественно признанные социально-культурные потребности людей. Можно согласиться с эквивалентностью употребления таких терминов, как «культурное благо», «творческий продукт» и «продукт социально-культурной сферы».

В экономике социально-культурной сферы рассматриваются только те культурные блага, которые обладают общественной потребительной стоимостью и полезностью. Они подразделяются на естественные блага и блага, являющиеся продуктами общественного труда. Общественный труд необходим и для обеспечения доступа к естественным благам либо для ухода за ними.

Работники культуры направляют свои творческие способности на производство, воспроизведение, исполнение, распространение и сохранение социально-культурных благ.

Культурные блага, творческие продукты и продукты социально-культурной сферы имеют определенную потребительную стоимость, являя собой товары и услуги.

Продукт творческого труда в сфере культуры - понятие сложное и противоречивое. Здесь определение количества труда, требующегося для получения определенного результата, является столь же гадательным, как и сам результат. Тем не менее посещение музея, киносеанс, спектакль, концерт, рукопись и т. п. можно с уверенностью назвать товаром, т. е. продуктом труда, произведенным для купли - продажи на рынке.

Конечный продукт общественно организованного творческого труда предстает в виде культурной услуги - услуги музея, театра, цирка или концертной организации. При этом качественные и количественные характеристики культурных услуг интегрируют как свойства самого художественного продукта, так и параметры условий его потребления. Например, в качестве театральной услуги находят выражение талант артистов, качество самого спектакля как сценического произведения, условия его восприятия (видимость, слышимость, комфорт). Количество же предоставляемых услуг определяется числом посещений, представлений и вместимостью музейного или зрительного зала.

Что касается таланта, то без него нет творческой деятельности вообще. С экономической точки зрения талант относят к исключительным, созданным природой, благоприятным условиям для самой высокой производительной силы труда, благодаря которой создаются произведения: оригинальные, единственные, неповторимые культурные блага, становящиеся национальным достоянием. В процессе производства духовных ценностей, кроме столь специфических факторов производства, как талант, творческие способности, личная энергия, энциклопедичность образования, новаторство, используются:

1) производственные средства культуры (музыкальные инструменты, кисти, театральные костюмы, декорации и др.);

2) информационные средства культуры (видео-, радио, звукозаписывающая и телевизионная техника);

3) предметы культуры в виде пригодных для продажи товаров духовного производства (картины, литературные сценарии, музыкальные сочинения, кинофильмы и т. п.);

4) услуги, выполняющие непосредственно творческую функцию (работа театрального актера, концерт эстрадного исполнителя, дирижерская деятельность, руководство профессиональным хором, педагогическая деятельность, публичное выступление писателя и т. п.);

5) услуги, выполняющие функцию передаточного механизма в культуре (книговыдача, кинопрокат, прокат видеопродукции, теат-

ральных костюмов, реализация предметов художественного творчества, печатной продукции и т. п.).

Исполнители труда в процессе творчества - не посредники между сырым материалом и готовым товаром; их деятельность сама по себе потребительская продукция. Лица, наделенные ярким, неповторимым талантом мастера в различных видах творческого труда (в свободных профессиях это выражается особенно рельефно), всегда выступают творящими собственниками, реализующими свое суверенное авторское право на собственный дар и знания.

Ценообразование в персонифицированном бизнесе тесно связано с такими специфическими элементами себестоимости, как плата за талант, за уникальность произведения, за популярность. В отличие от цен, складывающихся в материальном производстве и имеющих осмысленную, целесообразную основу, цена социально-культурной услуги может быть определена в единстве ее иррациональной формы и рационального содержания. Потребляя подобную услугу, человек интуитивно сравнивает ее полезность с полезностью других товаров, от которых ему в силу ограниченности собственных доходов, приходится отказаться.

Предложение товара в социально-культурной сфере, как правило, свободное (иногда без обязательств, с целью выяснения спроса), инициативное и новационное. Формирование спроса на товары и услуги этой сферы происходит в зависимости от эффекта дохода потребителей, получаемого в материальном производстве.

Потребитель культурных услуг выступает одновременно как совокупность отдельных индивидуумов, социальных или возрастных групп и как общество в целом. Уровень потребления непосредственным образом зависит от платежеспособного спроса, от доступности действующих цен для различных групп населения и их реальных доходов.

Платежеспособный спрос на услуги организаций и учреждений культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспечения определяется, во-первых, абсолютной величиной денежных доходов населения и, во-вторых, той долей, которая остается у людей после удовлетворения ими материальных потребностей насущного характера.

Общая величина платежеспособного спроса на товары и услуги социально-культурной сферы может быть выражена в виде формулы:

Sо = Sn + Sк , (1)

где So - совокупный платежеспособный спрос в социально-культурной сфере;

Sn - величина суммарного индивидуального спроса;

Sк - суммарный коллективный спрос.

Величина спроса весьма подвижна, а его структура зависит от таких обстоятельств, как половозрастной состав населения, уровень его образования, удаленность от места жительства очагов социально-культурного обслуживания, качество предлагаемых услуг и т. п. Эластичность спроса, к примеру, в сфере культуры невелика и определяется не столько ценой билета, сколько популярностью исполнителя и духовными потребностями данного состава зрителей, читателей, слушателей.

На величину спроса воздействуют ассигнования федерального и местных бюджетов, а также та часть фондов социального развития, которые образуются на предприятиях за счет части прибыли и могут быть направлены для удовлетворения социально-культурных потребностей работающих (на оплату аренды залов, оплату концертов, вечеров отдыха, содержание творческих коллективов, библиотек, музеев, учебных и лечебных учреждений, социальных служб и

др.).

Научный инструментарий прогнозирования поведения потенциальных потребителей социально-культурных ценностей, их шкала предпочтения под влиянием изменения доходов, роста или снижения цен на товарном рынке, последствия воздействия рекламы разрабатывается в системе социального мониторинга, без которой овладение рынком в социально культурной сфере затруднительно.

С учетом объективной величины и структуры совокупного платежеспособного спроса должно строиться и предложение в сфере культуры, на основании сбалансированности величин которых устанавливается равновесная цена. Особенно это касается музейно-выставочной деятельности, театральных премьер, концертов, других форм исполнительского искусства.

Цена функционально отражает размер затрат и потребительского эффекта, заложенных в результате культурной деятельности (товаре или услуге). Кроме сбалансированности, цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции.

Цена на услуги социально-культурных учреждений должна возмещать затраты, давать прибыль и быть доступной для широкого круга потребителей. В случае, если цена превышает издержки культурного обслуживания, можно говорить о рентабельности услуг социально-культурного характера. В противном случае возникает необходимость дотации, дополнительных средств.

Любопытно, что две трети расходов театров в Санкт-Петербурге на исходе 80-х гг. ХХ в. восполнялось доходами, т. е. кассовым сбором. Соотношение доходов и расходов, к примеру, в БДТ равнялось 84 %, в театре им. Ленсовета - 100 %, а в театре Комедии - 117 %.

Рыночная экономика покоится на свободных ценах, складывающихся под воздействием спроса и предложения, но модель цены должна стимулировать рентабельность наполняемостью залов, учебных аудиторий, поиском зрителя, слушателя, потребителя социально-культурной деятельности.

Главная организационно-экономическая особенность социально-культурной сферы состоит в неразрывности единого акта исполнения - потребления услуги. Эта особенность вызывает необходимость воспроизводства ресурсов учреждений культуры не только по стоимости, но и в определенной структуре (номенклатуре). А это, в свою очередь, связано с анализом воспроизводства ресурсов на разных уровнях:

• народнохозяйственном (уровень национальной экономики);

• региональном (уровень субъекта федерации, муниципального управления);

• отдельных социально-культурных учреждений и предприятий.

Воспроизводство условий социально-культурной деятельности

включает, прежде всего, пополнение основных фондов предприятий и организаций, зданий учреждений культуры и искусств, книжных фондов библиотек, воспроизводство индивидуальных фондов и ресурсов творцов духовных ценностей в зависимости от их специфики.

Рынок социально-культурной сферы как форма отношений между собственником результатов интеллектуального труда и покупателем права на эту продукцию нуждается в посреднике, функции которого разнообразны: от оценщика и рекламного агента до продюсера и социального педагога.

Характерной чертой жизнедеятельности культуры становится реализация обезличенного товара, существующего отдельно от творца, по правилам оптовой торговли. Коммерциализация товара проявляется чаще всего не сиюминутно, а спустя определенное время, иногда через десятилетия. Цена на некоторые материализованные духовные ценности обнаруживает тенденцию к самовозрастанию по мере удаления от момента создания. По этой причине размещение инвестиций в сферу культуры может принести большие дивиденды, чем приобретение, скажем, ценных бумаг.

Количественное определение социально-экономического эффекта культурной деятельности (оценка полезности услуг культуры) можно получить на основе показателя сверхнормативного дохода, представляющего собой разность между денежной оценкой физического объема культурных услуг и народнохозяйственной оценкой затрат учреждений культуры. Показатель социально-

экономической эффективности культуры может быть выражен следующей формулой:

Э = ^ ^ - ф + Еп ■ Фi - Д), (2)

где Э - социально-экономический эффект культурной деятельности;

Xi - физический объем (в натуральном выражении) /-го вида культурных услуг (например, количество посещений музея);

di - денежная оценка «полезности» единицы /-го вида культурных услуг;

Зi - текущие расходы учреждений культуры /-го вида;

Фi - стоимость основных фондов учреждений культуры /-го вида;

Еп - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

Дi - доходы учреждений культуры /-го вида.

Формула (2) дает возможность теоретического прогнозного расчета так называемого абсолютного эффекта, соизмеряющего затраты трудовых, финансовых и материальных ресурсов с социальными результатами деятельности предприятий культуры. Этот показатель определяет ожидаемую эффективность использования ресурсов при оценке того или иного бизнес-плана или проекта культурной программы.

Рынок культурных услуг, отражая специфику взаимодействия организаций исполнительского искусства и публики, использует ряд принципов несовершенной конкуренции, среди которых:

• обособленность и качественная уникальность продукта, создаваемого каждым производителем;

• физическое существование продукта только здесь и теперь;

• однородность единичного товара и различие в свойствах даже предельно аналогичного товара, но созданного различными производителями (одна и та же пьеса, поставленная на разных театральных сценах, сыгранная разными актерскими ансамблями, является непохожим художественным продуктом, как и одно и то же произведение, исполненное одним и тем же творческим коллективом, но в разное время);

• каждый производитель, любая организация исполнительского искусства располагает монополией на собственную творческую продукцию;

• объединение рынком социально-культурных услуг, с одной стороны, достаточно естественной совокупности потребителей, с другой - достаточно большого числа производителей, и эффективная конкуренция между ними.

В отличие от воспроизводства материальных благ в сфере промышленного производства, воспроизводство духовных благ в соци-

ально- культурной сфере не всегда связано с производством нового, более современного продукта. Так, музейная экономика строится на экспонировании так называемых раритетов, стоимость которых возрастает в результате их «старения». Если экономическая инновационная деятельность определяется прибылью, включающей в себя предпринимательский доход и банковский процент, то экономическая эффективность деятельности по восстановлению, экспонированию и продаже раритетов определяется прибылью, образующейся как дисконтированный доход.

Экономика историко-культурной сферы как самостоятельная отрасль знаний пока что делает первые шаги. Ее особенность заключается в том, что она не может не развиваться как смешанная экономика, поскольку в ее основе лежит не только материальный, но и духовный компонент. В историко-культурной сфере разрабатываются методики оценки экономической эффективности, отличные от методик, существовавших в сфере материального производства, что позволит, по мере их совершенствования, предприятиям социально-культурной сферы осуществлять расширенное воспроизводство продуктов и услуг, вести прибыльную деятельность.

В заключение можно сделать вывод: ясно, что рынок и культура -не антиподы. Наиболее эффективное использование рыночных отношений и возможностей рынка может привести к цивилизованным формам развития культуры в интересах искусства, науки, образования и других составляющих историко-культурной сферы.

Список литературы

1. Ахунов В.М. Управление предприятием социально-культурной сферы в современных экономических условиях. - М.: Изд-во Рос. гос. социального ун-та, 2007.

2. Ахунов В.М. Государственный Русский музей в современном социокультурном пространстве. - М.: Изд-во Рос. гос. социального ун-та, 2008. - 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.