Научная статья на тему 'Конкурентно-рыночный механизм и его особенности в социально-культурной сфере'

Конкурентно-рыночный механизм и его особенности в социально-культурной сфере Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1270
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНЫЕ БЛАГА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / SOCIO-CULTURAL SPHERE / ECONOMIC CULTURE / SOCIAL VALUES / CULTURAL GOODS / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Помпеев Юрий Александрович

Исследуя специфику взаимоотношений рынка и культуры, автор доказывает, что эти явления не антиподы; их тесную взаимосвязь при создании социальных благ, направленных на совершенствование качества жизни и обновление духовно-ценностных смыслов человеческого существования, обеспечивает конкурентно-рыночный механизм при активной регулирующей роли государства, на основе специфических форм предпринимательства и при использовании законов здоровой конъюнктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive mechanism of the market and its peculiarities in the socio-cultural sphere

Exploring the specificity of the market relations and culture, the author proves that these phenomena are not antipodes; their close relationship with the creation of social benefits, aimed at the improvement of the quality of life and renewal of spiritual values meanings of human existence, which provides a competitive market mechanism, with the active regulatory role of the state, on the basis of the specific forms of entrepreneurship and when using the laws of a healthy environment.

Текст научной работы на тему «Конкурентно-рыночный механизм и его особенности в социально-культурной сфере»

УДК 374:339.1

Ю. А. Помпеев

Конкурентно-рыночный механизм и его особенности в социально-культурной сфере

Исследуя специфику взаимоотношений рынка и культуры, автор доказывает, что эти явления - не антиподы; их тесную взаимосвязь при создании социальных благ, направленных на совершенствование качества жизни и обновление духовно-ценностных смыслов человеческого существования, обеспечивает конкурентно-рыночный механизм при активной регулирующей роли государства, на основе специфических форм предпринимательства и при использовании законов здоровой конъюнктуры.

Ключевые слова: социально-культурная сфера, экономическая культура, социальные ценности, культурные блага, качество жизни

Yuriy A. Pompeev

Competitive mechanism of the market and its peculiarities in the socio-cultural sphere

Exploring the specificity of the market relations and culture, the author proves that these phenomena are not antipodes; their close relationship with the creation of social benefits, aimed at the improvement of the quality of life and renewal of spiritual values meanings of human existence, which provides a competitive market mechanism, with the active regulatory role of the state, on the basis of the specific forms of entrepreneurship and when using the laws of a healthy environment.

Keywords: socio-cultural sphere, economic culture, social values, cultural goods, quality of life

Культура есть «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специальных технологий (от греч. techne - искусство, мастерство) человеческой деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности. Но культура вбирает в себя и мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения. Этот процесс протекает в «упорядоченных» коллективах людей на основе опыта совместной жизнедеятельности, воплощенного в системах социальных целей, ценностей, правил, обычаев, социальных стандартов, технологий и художественных коммуникаций (от лат. communicare - делать общим, связывать). Иначе говоря, это общественный процесс обработки людей людьми.

Социальная культура организует общественную жизнь, рождает чувство единства и идентичности членов данного общества или социальной группы. Социальная культура - явление сложное и многоплановое, находящее свое выражение как в материальной (здания, оборудование, орудия труда, книги, картины, украшения, предметы быта и культа и т. д.), так и в нематериальной, духовной (знания, идеи, законы и нормы, ценности и правила поведения, язык, традиции, ритуалы, обычаи и т. д.) формах. Если речь идет о социальной культуре не всего

общества, а его отдельных частей (социальных групп), то при этом используются понятия субкультуры и контркультуры.

Деятельность в сфере культуры направлена на всестороннее (интеллектуальное, эстетическое, нравственное) воспитание человека с использованием особых средств, восприятие которых осуществляется добровольно, с учетом интересов личности и преимущественно в свободное время. Она осуществляется на профессиональной, полупрофессиональной и на любительской основе.

Результатом этой динамичной деятельности являются две группы культурных ценностей, органически воплощенных как в специфических формах объективной или виртуальной реальности, так и в преобразованных формах обратного воздействия на другие общественные явления (культура труда, потребления, отношений между людьми и т. д.).

Более или менее общепризнанные поведенческие стандарты воплощаются в социальных ценностях, на основе которых вырабатываются социальные нормы (свобода, честь и достоинство личности, социальная справедливость, материальное благополучие, духовное богатство, гражданский долг и др.).

Человек представлен в культуре как субъект и одновременно как результат собственной деятельности.

Трансляционная (передаточная) роль культуры в качестве социальной памяти общества осуществляется действием особого социального механизма, воспроизводящего эталоны поведения, направленность энергии и качество развития способностей индивидов и их общностей, на основе опыта истории и в соответствии с потребностями дальнейшего развития общества.

Культура как феномен человеческой жизни и продукт жизнедеятельности людей обладает информационным механизмом создания, накопления и воспроизведения структуры, принципов функционирования, процессов регламентации и обучения, а также наследования спрессованного историей культуры опыта множества формировавших ее поколений. Этот механизм представляет собой социально-экономический генотип, носителем которого является общество, а результатом действия - искусственный, созданный или освоенный людьми мир. Воплощенные в жизнь, усвоенные, воспроизведенные или заново выработанные факты культуры (артефакты) представляют собой определенное олицетворение желаний людей, ограниченных природными возможностями человека как активного существа, способного к объединению с другими в процессе осуществления такого рода действий.

Социально-культурную сферу, производящую в основном нематериальные блага и услуги, можно назвать сферой духовного производства, которая существует в тесном переплетении с производством вообще, включая его материально-техническую базу (оборудование, финансы, школы, театры, храмы, музеи и т. п.), социальную и политическую структуры (учебные заведения, научные и медицинские центры, религиозные и светские организации, кадры специалистов и др.), формирует познавательные ориентации, духовную жизнь общества, его нравственный климат. Воспроизводство духовной деятельности обеспечивается, как мы установили, системой образования и здравоохранения, научными учреждениями, структурами масс-медиа, религиозными и творческими организациями.

Особое место в конкурентно-рыночном механизме занимает экономическая культура, под которой следует понимать систему ценностей и мотиваций хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и хозяйственному успеху как особой социальной ценности, отторжение уравнительных настроений, поддержание общественной среды для предпринимательства, партнерство между государством, предпринимателями и трудящимися.

Именно культура как процесс и продукт духовного производства является непременной

предпосылкой эффективного национального хозяйства; она определяет уровень цивилизованного развития государства, его экономики, науки, техники, политики. Являясь в качестве одной из отраслей народного хозяйства, социально-культурная сфера не только расходует ресурсы, но опосредованно участвует в их воспроизводстве. Труд в социально-культурной сфере следует отнести к косвенно производительному труду, результаты которого влияют на духовные способности человека, занятого производством материальных благ.

Эту сферу отличают такие закономерности развития, как независимость творческой деятельности, преемственность, устойчивость и передача культурных традиций; новаторство, самобытность, неповторимость, уникальность, а в ряде случаев и невоспроизводимость творческого результата; единство национального и общечеловеческого; взаимопроникновение материального производства и духовной деятельности.

Если проанализировать специфику взаимоотношений рынка и культуры в новейшей истории, начав с пушкинского афоризма: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать», то можно прийти к очевидному выводу: экономика и социально-культурная сфера (живопись, скульптура, музыка, литература, театр, эстрада, цирковое искусство, промышленная эстетика, музееведение, охрана памятников культуры, библиотечное дело, образование, просветительство, медицина) относились друг к другу с взаимоотчуждением. Производство книг, холста, различных красок, музыкальных инструментов, лекарств и т. п. привлекало внимание экономистов; зато гениальность текста в отличие от цены бумаги и переплета, качество картины в отличие от краски и холста, талант педагога или исполнителя в отличие от бутафории и декораций не всегда считались достойным предметом экономического анализа.

Адам Смит, создатель общей теории рынка, так объяснял механизм саморегулирования рыночной системы: «Мы ожидаем получить свой обед не потому, что мясник, пивовар и булочник благосклонны к нам, а потому, что они заботятся о собственной выгоде... Каждый индивидуум все свое необходимое время прилагает усилия к тому, чтобы изыскать наиболее выгодное применение любому капиталу, которым он располагает. Стремясь извлечь из этого производства продукт наибольшей стоимости, он преследует только свою собственную цель, и в этом случае, как и во многих других, его ведет невидимая рука, ведет к результату, не имеющему ничего общего с его намерениями»1.

Идея невидимой руки рынка, направляющей деятельность предпринимателей, наделенных божьей искрой, на то, чтобы они, добиваясь личного благополучия, приносили общественную пользу, явилась классическим вкладом А. Смита в экономическую науку.

Таким образом,конкурентно-рыночный механизм - это сложное единство и взаимодействие производства, капитала и предпринимательства, всех материальных и нематериальных факторов, организм с плотью и душой. Последняя (душа) отражает интересы, стремления, закономерности функционирования и развития общественной системы организации производительных сил.

А. Смит, профессор нравственной философии, считал производительным лишь тот труд, который рождал ценности в вещной форме. Писатели, актеры, музыканты, оперные певцы, танцовщики, живописцы, а также священники, врачи, юристы, ученые и другие создатели национального богатства в форме духовных ценностей, в отличие от помянутых мясника, пивовара и булочника, создателей ценностей в вещной форме, составляли, по мнению А. Смита, сословие непроизводительных работников. К. Маркс называл производительным только того работника, который служит самовозрастанию капитала, одного из главных факторов (ресурсов) производства. Не в этом ли убеждении причина того, что словосочетание «духовные ценности» непереводимо в большинстве европейских языков, а их творцы зачастую подвергались и подвергаются остракизму и материальным лишениям?

Сами художники нередко успокаивают себя убеждением, что к миру экономики (меркантилизму) их творчество имеет отдаленное отношение, да и кто способен оценить вклад творца в культуру?.. В общественное сознание десятилетиями внедрялся тезис о несовместимости истинного искусства с презренным металлом. Заслуги, мол, обратно пропорциональны вознаграждению. А потому лишения неизбежны: чем больше шрамов, тем больше чести.

Подобные взгляды деятелей культуры на самих себя позволили и позволяют до сих пор распорядителям финансовых средств экономить затраты на социально-культурную сферу, а самих творцов и проводников культуры помогают убедить: безропотно пребывайте в состоянии подчиненности, безвестности, нужды. Насилие над экономикой культуры, в конечном счете, оборачивается насилием над самой культурой. Когда же игнорируются экономические законы, их замещает произвол. Следует согласиться с мнением, что руководящие ведомства более

всего пекутся о чистоте искусства, вкладывая в это свой бюрократический смысл, основанный на бедности и бесправии духовной сферы. Управлять материально и творчески состоятельными театрами или концертными организациями, народными художественными промыслами или исследовательскими учреждениями в социально-культурной сфере, несравненно труднее.

Зрительно ощутимые очертания и границы воздействия на производство принимает понятие человеческого капитала, которое включает врожденные способности и талант, приобретенную квалификацию, а также образование, способствующее развитию качеств, превосходящих природные задатки. Человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке как объекте инвестиций способности приносить доход в процессе творческой социально-экономической деятельности.

Известно, что рынок для новаторских работ в искусстве почти всегда мал, и расширение спроса происходит по мере развития вкуса. Зрительские реакции по природе консервативны и лишь со временем претерпевают изменения. Но во все времена находятся ценители того, что отвергают другие. Такой рынок, на котором стоимость играет второстепенную роль по сравнению с качеством художественного достижения, вполне подходит для отдельного человека или мелкой фирмы. Уместно вспомнить «Дешевую распродажу» В. В. Маяковского, его уверенность как художника: «Сколько лет пройдет, узнают пока - //кандидат на сажень городского морга - // я // бесконечно больше богат, // чем любой Пьерпонт Морган».

Расходы на культуру в прошлом были одним из наиболее распространенных проявлений национального и частного богатств. Тот же художник всегда имел основания претендовать на государственные субсидии или средства заказ-чика-патрона, или на покровительство частных лиц.

Принято выделять основные типы социокультурных институтов поддержания духовного производства в разные эпохи2:

1) государственный, подчиненный централизованному аппарату власти;

2) церковный, опирающийся на поддержку религиозного института;

3) меценатский, или патронажный, при котором материально состоятельные люди финансировали творцов в социально-культурной сфере;

4) ремесленный, когда предмет прикладного или монументального искусства изготовлялся на местный рынок или на заказ;

5) коммерческий, определяемый рыночными отношениями;

6) самообеспечение социально-культурной сферы через самостоятельные институты (церковь, образование, творческие союзы, индустрия досуга и др.).

Несмотря на сохранение непреходящего и возможно возрастающего значения достижений в социально-культурной сфере для отдельного человека и домашнего хозяйства, современное общество более всего ориентировано на предложение стандартных материальных благ.

После выхода в свет и широкого признания теории Дж. М. Кейнса (1883-1946) система рыночного воспроизводства не считается саморегулирующейся. Поддерживать экономику на уровне полной или почти полной занятости, обеспечивать ее неуклонный рост может только активное вмешательство государства.

Конкуренция в социально-культурной сфере возникает и между объектами, не обладающими свойствами взаимозаменяемости, например, при наличии возможности удовлетворения сразу нескольких и очень разных культурных потребностей за небольшой отрезок времени. Подобное соперничество основано на конкуренции самих потребностей. Рыночный механизм при этом является решающим экономическим условием развития культуры, выдвигая на первый план предпринимательство и использование законов здоровой конъюнктуры.

Интересам потребителей и общества в целом в наибольшей мере отвечает конкуренция качества, предполагающая соперничество производителей на основе превосходства параметров качества товаров и услуг, более эффективных методов реализации, применения маркетинга и т. п.

Социальные пробелы рыночной системы, особенно на начальных этапах эволюции, связаны с социальной дифференциацией, давлением одних слоев населения на другие, выражающиеся в таких факторах, как различные способности индивидов, их стремление к выигрышу, к опережению соперников.

Уровень потребления социальных благ (помимо материальных) характеризует социальные условия, окружающие человека в жизни, в сферах образования, культуры, здравоохранения, отдыха и развлечения, а также степень свободы личности и ее самореализации.

На достижение указанных целей (полное удовлетворение потребностей населения и получение предпринимательской прибыли) ориентировано социально-рыночное хозяйство, в котором государство рассматривается как организатор хозяйственного развития общества, призванный способствовать стимулированию прибыли, эффективной занятости населения,

экономическому равновесию между предпринимателями и наемными работниками, проведению активной политики доходов путем их перераспределения, аккумуляции средств для финансирования социальных программ.

Достигнутая в условиях рыночной конкуренции удовлетворяющая большинство населения социально-культурная обеспеченность может соотноситься с качеством жизни.

Работники культуры направляют свои творческие способности на производство, воспроизведение, исполнение, распространение и сохранение социально-культурных благ.

Культурные блага, творческие продукты и продукты социально-культурной сферы имеют определенную потребительную стоимость, являя собой товары и услуги.

Продукт творческого труда в сфере культуры - понятие сложное и противоречивое. Здесь, по мнению К. Маркса, определение количества труда, требующегося для получения определенного результата, является столь же гадательным, как и самый результат3. Тем не менее киносеанс, спектакль, концерт, рукопись и т. п. можно с уверенностью назвать товаром, т. е. продуктом труда, произведенным для купли-продажи на рынке.

Что касается таланта, то без него нет творческой деятельности вообще. С экономической точки зрения талант относят к исключительным, созданным природой, благоприятным условиям для самой высокой производительной силы труда, благодаря которой создаются произведения - оригинальные, единственные, неповторимые культурные блага, становящиеся национальным достоянием.

Исполнители труда в процессе творчества -не посредники между сырым материалом и готовым товаром; их деятельность сама по себе потребительская продукция. Лица, наделенные ярким, неповторимым талантом мастера в различных видах творческого труда (в свободных профессиях это выражается особенно рельефно), всегда выступают творящими собственниками, реализующими свое суверенное авторское право на собственный дар и знания.

Ценообразование в персонифицированном бизнесе тесно связано с такими специфическими элементами себестоимости, как плата за талант, за уникальность произведения, за популярность. В отличие от цен, складывающихся в материальном производстве и имеющих осмысленную, целесообразную основу, цена социально-культурной услуги может быть определена в единстве ее иррациональной формы и рационального содержания. Потребляя подобную услугу, человек интуитивно сравнивает

ее полезность с полезностью других товаров, от которых ему, в силу ограниченности собственных доходов, приходится отказаться.

Предложение товара в социально-культурной сфере, как правило, свободное (иногда без обязательств, с целью выяснения спроса), инициативное и новационное. Формирование спроса на товары и услуги этой сферы происходит в зависимости от эффекта дохода потребителей, получаемого в материальном производстве.

Потребитель культурных услуг выступает одновременно как совокупность отдельных индивидуумов, социальных или возрастных групп и как общество в целом. Уровень потребления непосредственным образом зависит от платежеспособного спроса, от доступности действующих цен для различных групп населения и их реальных доходов.

Научный инструментарий прогнозирования поведения потенциальных потребителей социально-культурных ценностей, их шкала предпочтения под влиянием изменения доходов, роста или снижения цен на товарном рынке, последствия воздействия рекламы разрабатывается в системе социального мониторинга, без которой овладение рынком в социально-культурной сфере затруднительно4.

Главная организационно-экономическая особенность социально-культурной сферы состоит в неразрывности единого акта исполнения - потребления услуги. Эта особенность вызывает необходимость воспроизводства ресурсов учреждений культуры не только по стоимости, но и в определенной структуре (номенклатуре). А это, в свою очередь, связано с анализом воспроизводства ресурсов на разных уровнях: народнохозяйственном (уровень национальной экономики), региональном и отдельных социально-культурных учреждений и предприятий.

Воспроизводство условий социально-культурной деятельности включает прежде всего пополнение основных фондов предприятий и организаций, зданий учреждений культуры и искусств, книжных фондов библиотек, воспроизводство индивидуальных фондов и ресурсов творцов духовных ценностей в зависимости от их специфики.

Рынок социально-культурной сферы как форма отношений между собственником результатов интеллектуального труда и покупателем права на эту продукцию нуждается в посреднике, функции которого разнообразны - от оценщика и рекламного агента до продюсера и социального педагога.

Характерной чертой жизнедеятельности культуры становится реализация обезличенного

товара, существующего отдельно от творца, по правилам оптовой торговли. Коммерциализация товара проявляется чаще всего не сиюминутно, а спустя определенное время, иногда - через десятилетия. Цена на некоторые материализованные духовные ценности обнаруживает тенденцию к самовозрастанию по мере удаления от момента создания. По этой причине размещение инвестиций в сферу культуры может принести большие дивиденды, чем приобретение, скажем, ценных бумаг.

Продукт творческого труда становится конечным продуктом и, соединяясь с условиями потребления, трансформируется в культурную услугу, имеющую в условиях рынка самостоятельное значение. Так, спектакль для публики -конечный продукт после репетиций, лабораторных и студийных работ. Живописное полотно как продукт творческого труда является одновременно конечным, если поступает на рынок и получает денежную оценку в виде розничной цены, и промежуточным, подлежащим дальнейшей переработке (хранению, реставрации, изучению), если это произведение по закупочной цене приобретает музей или картинная галерея. На следующей стадии художественного цикла полотно приобретает свойства конечного продукта, но в иной модификации, в форме культурной услуги, предоставляемой посетителям музея.

Бурно развивающуюся отрасль социальнокультурной сферы представляет туризм.

Потребление духовных ценностей пробуждает творческие силы человека; потребление здесь чаще всего переходит в производство: человек обогащается духовно, развивается как личность, формирует самого себя. Рынок и культура - не антиподы. Наиболее эффективное использование рыночных отношений и возможностей рынка может привести к цивилизованным формам развития культуры в интересах искусства, науки, образования и других составляющих социально-культурной сферы.

Национальный рынок культурных благ неразрывно связан с мировым. Реализация на международном рынке национальных культурных достижений, помимо валютных поступлений, добавляет авторитет национальной культуре в глазах мирового сообщества.

Вместо резюме, подчеркнем очевидное: происходящие на наших глазах изменения в социально-культурных ценностях, связанные с отношением к труду, семье и обществу, стимулируют новое качество жизни, отраженное в характере общественного производства, интеллектуализации труда и повышении уровня образования. Особое значение приобретает

ценность здоровой экологии, чистой окружающей среды, гармония с природой. Меняется структура потребления внутри самой социально-культурной сферы. Искусство все больше замещает спорт в качестве основного времяпрепровождения в часы досуга.

Общественное переустройство немыслимо без признания основополагающей роли социально-культурной деятельности в духовном общении людей - прежде всего, на пространстве СНГ, обмене производственным опытом, достижениями науки и художественного творчества, в освоении продуктов духовного производства. Социально-культурные факторы содействуют развитию и самореализации личности, гуманизации общества, развитию демократии, соци-

ально-экономического прогресса, укреплению государственности на основе межнационального культурного сотрудничества и интеграции отечественной культуры в мировую культуру на основе закономерностей рынка.

Примечания

1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. 682 с.

2 Ерасов Б. С. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс, 1998. 591 с.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 50 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1962. Т. 26, ч. 1. С. 261.

4 Флекснер К. Просвещенное общество: экономика с человеческим лицом. М., 1994. 486 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.