Научная статья на тему 'Театральный рынок Омского региона как сегмент арт-рынка'

Театральный рынок Омского региона как сегмент арт-рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
791
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / АРТ-РЫНОК / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ УСЛУГ / MARKETING / ART MARKET / DEMAND / OFFER OF CULTURAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Канащук Татьяна Николаевна

Представлены результаты исследования театрального рынка Омского региона. Рассмотрены особенности арт-рынка и культурных услуг. Проанализированы показатели деятельности омских профессиональных театральных учреждений государственного и муниципального подчинения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theatre market of Omsk region as a segment of art market

The results of Omsk region theatre market research are presented. Peculiarities of art market and cultural services are characterized. Indices of the activity of Omsk professional state and municipal theatre establishments are analyzed.

Текст научной работы на тему «Театральный рынок Омского региона как сегмент арт-рынка»

общего итога, то данный интервал содержит третий квартиль (левая граница интервала: х0 = 7277; размер интервала: Л = 4360; частота в интервале: /да=14; накопленная частота в предыдущем интервале: 5031 = 13; сумма частот по всем интервалам:

£ / = 32).

Третий квартиль рассчитываем по формуле (7)

О.3 = Хп + Л-

Оз-1

(7)

Оз

Подставив необходимые значения формулу 7, получим значение третьего квартиля

О3 =7277 +4360-

3 - 32

4

13

=10703 человека.

приходится на третью, вторую и первую группу. В пятой группе концентрация наблюдений выше.

Полученный в результате группировки интервальный вариационный ряд обладает правосторонней асимметрией и у него присутствует эксцесс. Кроме этого, присутствует неравномерность распределения численности занятых по отдельным районам.

Таким образом, в результате анализа было проведено подробное исследование состояния занятости на рынке труда Омской области.

Библиографический список

1. Елисеева, И. Общая теория статистики : учеб. для вузов / И. Елисеева. — М. : Финансы и статистика, 2006. — 655 с.

2. Статистические данные по уровню безработицы по количеству занятых в Омской области [Электронный ресурс]. — иИЬ: http://www.demoscope.ru/center/fmcenter/florin.html (дата обращения: 03.05.2012).

14

С учетом значения второго квартиля 02 = М, = = 8211 человек получаем равнонаполненный вариационный ряд, приведенный в табл. 6.

Из представленных в табл. 6 данных следует, что наименьший размер интервала и, следовательно, наибольшая концентрация наблюдений (районов)

СТАУРСКИЙ Евгений Станиславович, кандидат технических наук, доцент (Россия), старший преподаватель кафедры экономической теории и финансового права.

Адрес для переписки: Ses-qq@yandex.rn.

Статья поступила в редакцию 15.02.2013 г.

© Е. С. Стаурский

і=1

4

УДК 331.522:330.12 т. Н. КАНАЩУК

Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского

ТЕАТРАЛЬНЫЙ РЫНОК

ОМСКОГО РЕГИОНА

КАК СЕГМЕНТ АРТ-РЫНКА________________________________

Представлены результаты исследования театрального рынка Омского региона. Рассмотрены особенности арт-рынка и культурных услуг. Проанализированы показатели деятельности омских профессиональных театральных учреждений государственного и муниципального подчинения.

Ключевые слова: маркетинг, арт-рынок, спрос, предложение культурных услуг.

Современная «цивилизация досуга» предполагает опережающее развитие сферы культуры, где сосредотачивается огромный рыночный потенциал. При увеличении темпа общественных перемен роль культуры возрастает: она перемещается с периферии в центр социальных интересов и общественного внимания. Так же как отклик на мировой финансовый кризис, меняется отношение к понятию культура — по мнению Абанкиной Т.В., культуру начинают рассматривать как ресурс новой экономики, действующий агент развития или источник нового мышления [1, с. 47].

Усиливается влияние мотивов социального поведения на спрос в сфере культуры, значительно смещаются потребительские акценты: конкретные товары и услуги в данной области превращаются в символические компоненты жизненного стиля. Тем самым формируется устойчивый интерес к культурному наследию и спрос на культурные услуги.

Культурные услуги традиционно относят к сфере услуг. Рынок услуг представляет собой совокупность отношений (социально-экономических, материальных, финансовых), возникающих между производителями этих услуг — продавцами и их потребителями (покупателями) в процессе купли-продажи услуг [2].

Одной из составляющих рынка услуг является арт-рынок. Арт-рынком принято называть совокупность производственно-торговых отношений в сфере культуры. Основными участниками данного рынка являются представители производства и продажи/предоставления продуктов/услуг, а также их потребители. К представителям производства относят всех авторов и коллективы разработчиков культурного продукта: художников, музыкантов, артистов, режиссеров и т.д. К представителям продажи продуктов и предоставления услуг относятся меценаты, спонсоры, продюсеры и продюсерские центры, тиражирующие компании, галереи, салоны и другие учреждения

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

культуры, независимо от формы собственности [3, с. 44, 52-54].

Исследователи арт-рынка и рынка услуг Е. Л. Ше-кова и А. Л. Разумовская [4, 5] выделяют следующие особенности:

— культурные услуги в силу своей особенности с трудом подлежат реальной стандартизации;

— арт-рынок более фрагментирован по сравнению с товарными рынками;

— особенность культурной услуги в части ее не-сохраняемости определяет высокую степень локализации и привязанности к конкретному месту. Потребители, пользующиеся услугами театральной сферы, выбирают не местоположение театра, а определенный вид театрального искусства;

— арт-рынок более сегментирован, нежели товарный рынок, в силу наличия возможности более точной «подгонки» услуги под потребности. Потребители, выбирающие симфонический концерт или концерт звезды, зрители театра кукол и зрители драматического театра относятся к разным сегментам;

— вопрос модификации культурной услуги и «подгонки» ее под меняющиеся потребности целевых сегментов решается, как правило, с наименьшими затратами в сравнении с товарными рынками;

— наличие внешних эффектов. Большинство культурных услуг относятся к общественным благам. Потребление культурных услуг сопровождается внешними эффектами, т.е. пользу от использования культурных благ несут не только люди, участвующие в этом процессе, но и другие группы населения или общество в целом. В качестве внешних эффектов в сфере культуры могут выступать повышение уровня образования, рост духовного потенциала общества и т.д.;

— информационная асимметрия, которая заключается, с одной стороны, в отсутствии полной информации у потребителей о свойствах предлагаемого продукта, с другой — в отсутствии определенного уровня подготовки потребителей для оценки качества самого продукта. Таким образом, информационная асимметрия на арт-рынке затрудняет оптимальный выбор услуг потребителями. Как следствие, это ведет к потере производителями части потенциального рынка. Информационная асимметрия на арт-рынке оказывает отрицательный эффект как на потребителей, так и на производителей услуг;

— локальная монополия. Работа учреждений искусства характеризуется наличием локальной монополии на рынке. В большинстве случаев в небольших городах экономически неоправданно создание нескольких художественных музеев, театров. Это связано с тем, что средние издержки здесь выше предельных, что создает барьер для входа на локальный рынок культуры. Таким образом, учреждения культуры чаще всего действуют в неконкурентных условиях, что в конечном итоге, может негативно отражаться на свойствах предоставляемых услуг [5].

Развитый арт-рынок обеспечивает систему саморегулирования и стимулирования сектора экономики, ориентированного на потребности и запросы человека.

Театральный процесс рассматривается как система отношений между различными участниками этого процесса — создателями спектакля (производителями), зрителями сценического произведения (потребителями), театральными критиками, журналистами, а также распространителями театральных билетов (посредниками), продюсерами и менеджерами (продавцами). Рыночная специфика этих отношений и определяется понятием «театральный

рынок», в пространство которого втянуты театры и их спектакли, продюсеры и антрепренеры, меценаты и театральные зрители, различные театральные события (премьеры, гастроли, фестивали), режиссеры, артисты, сценографы, критики и другие профессионалы театрального дела. Вступая в сложные и противоречивые отношения, участники процесса образуют некое специфическое, трудно определимое единство, о котором принято говорить как о «театральной среде». Товарно-денежный аспект ее бытования и составляет то, что подразумевается под понятием театральный рынок [6, с. 58].

В театре значение субъективного фактора несопоставимо по значимости с рыночными отношениями в любой другой организации. Театральный рынок требует системного и комплексного изучения искусства выживания на нем, а это, прежде всего, связано с понятием маркетинга. Однако прежде чем использовать маркетинг в театральном деле, необходимо проанализировать состояние объекта с помощью различных методов маркетингового исследования.

Менеджерам театров в современных реалиях следует думать о том, что потребитель должен получить от визита в учреждение положительные впечатления, способные выдержать конкуренцию. Если зритель, покидая театр, остается удовлетворенным полученной услугой, то это означает, что он не только вернется еще раз, но и посоветует посетить театр своим друзьям и знакомым.

Данные факторы дали достаточно мощный импульс для пересмотра места и роли театров в обществе, управленческих технологий и способов работы театральных организаций с различными аудиториями [7, с. 18].

Перед тем как приступать к анализу системы маркетинга, существующей в театре, необходимо понять: каково предложение театрального рынка в регионе, что предлагает каждое учреждение; как можно охарактеризовать спрос на культурные услуги — чего хотят потребители и удовлетворены ли они качеством предоставляемых им услуг. Обладая этими знаниями, менеджеры театра смогут определить местоположение, занимаемое театральной организацией на рынке и на основе полученных знаний предлагать маркетинговые стратегии развития театра и создавать новые проекты.

Базой исследования, результаты которого частично изложены в данной публикации, послужил Омский регион. Омская область образована в соответствии с постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета от 7 декабря 1934 года «О разукрупнении западносибирского и восточносибирского краев и образования новых областей в Сибири». В современных границах существует с 1944 года. По данным на 2011 год ее площадь составляет 141,1 тыс. квадратных километров и включает 32 муниципальных района, 6 городов, 21 поселок городского типа, 1476 сельских населенных пунктов [8].

Население (на 01.01.2012) — 1974,8 тыс. человек, в том числе городское — 1414,4 тыс. человек, сельское — 569,4 тыс. человек.

На 01.01.2012 года в Омской области действуют семь государственных профессиональных театров, одна государственная концертная организация, три муниципальных театра и пять муниципальных концертных коллективов [8] (табл. 1).

Таким образом, в Омском регионе функционирует ряд учреждений культуры, предоставляющих возможность культурного досуга горожанам и гос-

Таблица 1

Сеть государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства Омской области

Вид учреждений культуры Количество (всего)

Цирк 1

Зоопарк 1

Общедоступные библиотеки 828

Музеи, картинные галереи 42

Театры 10

Концертные организации и коллективы 6

Учреждения культурно-досугового типа 1104

Парки культуры и отдыха 5

Учебные заведения 78

Киноустановки 118

Итого 2193

тям города. В общем объеме государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства Омской области 0,46 процента приходится на долю профессионального театрального искусства.

Базисной основой для изучения рынка услуг является статистика. Статистика имеет возможность отразить состояние рынка, охарактеризовать его структуру и динамику, оценить его колебания, выявить и смоделировать влияние комплекса рыночных факторов и, наконец, позволяет строить прогнозы его дальнейшего развития. Статистика изучает рынок в экономическом и географическом пространстве, обмен товаров и услуг на деньги по ценам, складывающимся в соответствии с действием рыночного механизма, материально-техническим и ресурсным обеспечением этого процесса, социально-экономическими результатами его функционирования.

В данном исследовании анализировались показатели деятельности профессиональных театральных учреждений государственного и муниципального подчинения, имеющие уникальные предложения на театральном рынке Омского региона.

Исходным направлением анализа рынка потребительских услуг населению является характерис-

тика его социально-экономического потенциала. Социально-экономический потенциал рынка услуг — совокупная способность трудовых, материальнотехнических, финансовых и других ресурсов сферы обеспечивать достижение наивысших результатов и эффективности функционирования рынка [2].

К числу важных показателей арт-рынка относятся: объем предлагаемых услуг (репертуарное предложение, товарное предложение, в котором в качестве товара выступает театральная услуга) и покупательский спрос, а также степень их сбалансированности (табл. 2, 3).

Таким образом, на спектакли для детей приходится 41,4 процента репертуарного предложения Омского региона. Что показывает заинтересованность производителей услуг (театры) в данном сегменте рынка. 63,6 процента от общего количества спектаклей поставлено по произведениям современных авторов России и СНГ, 14,9 процента — русские классические произведения, 9 процентов относится к зарубежным современным произведениям, 12,5 процента поставлено по зарубежным классическим произведениям. Общая тенденция не распространяется на ряд театров. В репертуарном предложении театра «Галерка» отсутствуют спектакли, поставленные по произведениям зарубежных авторов, в связи с тем что театр позиционирует себя как театр, пропагандирующий русских классических и современных авторов. Калачинскому театру кукол «Сказка» и его зрителям, ближе современные детские авторы, раскрывающие проблему сегодняшних детей.

Динамика количества спектаклей отражает товарное предложение профессиональных театров Омского региона, показывающая незначительный рост общего количества оказанных услуг (на 14 спектаклей) (табл. 3). Но при этом, наблюдается сокращение количества услуг для взрослой аудитории (уменьшение на 97 единиц, 2,9 процента) и увеличение количества услуг для детской публики (увеличение на 111 единиц, соответственно на 2,9 процента).

Товарному предложению услуг на рынке противостоит спрос.

Под спросом на театральные услуги понимается потребность региона в театральной услуге, обеспеченная необходимыми денежными ресурсами. Это желание, способность и готовность зрителей приобрести то или иное количество услуг.

Таблица 2

Репертуарное предложение театрального рынка Омского региона

Произведения современных авторов России и СНГ Русские классические произведения Зарубежные современные произведения Зарубежные классические произведения Кол-во спектаклей в репертуаре В т.ч. спектакли для детей

Театр драмы 8 8 6 4 26 1

Музыкальный театр 45 5 1 12 63 14

ТЮЗ 18 — 3 6 27 18

Театр кукол «Арлекин» 33 4 5 10 52 44

«Пятый театр» 16 7 3 2 28 5

Театр «Галерка» 6 8 — — 14 2

Северный театр 28 7 4 2 41 16

Лицейский театр 14 2 2 7 25 8

Театр-студия Ермолаевой 30 9 7 0 46 13

Калачинский театр кукол «Сказка» 20 1 0 0 21 21

Итого 218 51 31 43 343 142

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

Динамика количества спектаклей профессиональных театров Омского региона, ед.

Годы Всего, ед. Из них для детей, ед. Из них для взрослых, ед. Доля спектаклей для детей в общем объеме спектаклей, % Доля спектаклей для взрослых в общем объеме спектаклей, %

2010 3455 2090 1365 60,5 39,5

2011 3427 2060 1367 60,1 39,9

2012 3469 2201 1268 63,4 36,6

Таблица 4

Динамика потребленных театральных услуг

2010 год, тыс. чел. 2011 год, тыс. чел. 2012 год, тыс. чел.

Всего Для взрослых Для детей Всего Для взрослых Для детей Всего Для взрослых Для детей

Т еатр драмы 93,5 90,8 2,7 97,8 95,4 2,4 98,7 95,4 3,3

Музыкальный театр 172,2 135,4 36,8 198,2 136,7 61,5 180,9 115,5 65,4

ТЮЗ 115,2 22,2 93,0 114,0 17,5 96,5 110,5 13,7 96,8

Театр кукол «Арлекин» 106,2 5,4 100,8 98,3 4,4 93,9 114,0 5,5 108,5

«Пятый театр» 14,9 41,3 14,9 56,9 48,0 11,9 68,0 50,9 17,1

Театр «Галерка» 54,6 33,6 21,0 68,9 41,0 27,9 44,8 31,2 13,6

Северный театр 27,7 13,1 14,6 28,0 14,5 13,5 27,7 11,1 16,6

Лицейский театр 20,8 12,1 8,7 19,6 10,3 9,3 19,8 10,7 9,1

Театр-студия Ермолаевой 32,3 13,4 32,3 44,9 15,3 29,6 46,8 17,1 29,7

Калачинский театр кукол «Сказка» 20,4 0,6 19,8 23,5 0 23,5 24,3 0,1 24,2

Итого 712,5 367,9 344,6 753,1 383,1 370,0 735,5 351,2 384,3

Таблица 5

Рыночная доля профессиональных театров Омского региона

2010 год 2011 год 2012 год

Всего,% Спектакли для детей Спектакли для взрослых Всего, % Спектакли для детей Спектакли для взрослых Всего, % Спектакли для детей Спектакли для взрослых

Театр драмы 13 1 25 13 1 25 13 1 27

Музыкальный театр 24 11 37 26 17 36 25 17 33

ТЮЗ 16 27 6 15 26 5 15 25 4

Театр кукол «Арлекин» 15 29 1 13 25 1 15 28 2

«Пятый театр» 8 4 11 8 3 13 9 4 14

Театр «Галерка» 8 6 9 9 8 11 6 4 9

Северный театр 4 4 4 4 4 4 4 4 3

Лицейский театр 3 3 3 3 3 3 3 2 3

Театр-студия Ермолаевой 6 9 4 6 8 4 6 8 5

Калачинский театр кукол «Сказка» 3 6 0 3 6 0 3 6 0

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Объем реализации театральных услуг — важный комплексный социально-экономический показатель удовлетворения потребностей в театральных услугах и одновременно результат функционирования арт-рынка и развития сферы (табл. 4).

Анализ данных, представленных в таблице, выявил следующее: в 2011 году совокупный спрос на театральную услугу вырос на 40,6 тысячи человек

(105,7 процента), в 2012 году — уменьшился на 17,6 тысячи человек (2,3 процента). При этом увеличивается спрос на театральную услугу для детей с 344,6 до 384,3 тысяч человек (111,4 процента) и уменьшается спрос на театральную услугу для взрослых с 367,9 до 351,2 тысячи человек (на 4,6 процента).

Спрос — это важнейший элемент рыночного механизма. Именно спрос определяет емкость рын-

ка, т.е. ту часть предложения услуг, которая может быть реализована в обмен на платежные средства потребителей при данном уровне и соотношении розничных цен и покупательной способности доходов. Потенциальная емкость рынка определяется платежеспособным спросом на данный вид услуг, реальная емкость рынка — величиной услуг, реализованных за определенный период. Таким образом, реальная емкость театрального рынка Омского региона за период 2012 года составила 735,5 тысячи человек. При оценке численности населения Омской области в среднем за 2012 год 1974,4 тысячи человек — 37,3 процента населения Омской области являются потребителями театрального рынка региона [9].

Театральный рынок Омского региона объединяет все профессиональные театры Омского региона, производящие театральный продукт — спектакль. Рыночные сегменты зрителей потребляют предлагаемый продукт. Что позволяет театрам охватывать определенный процент спроса. Часть спроса, принадлежащую одному театру, принято называть «рыночной долей» [ 10, с. 70]. Информация о рыночной доле дает возможность театру сравнить себя с другими театрами региона и таким образом определить собственную позицию с точки зрения конкуренции (табл. 5). Театральный рынок Омского региона составляют рыночные доли спроса профессиональных театров в разных величинах.

Таким образом, арт-рынок — совокупность производственно-торговых отношений в сфере культуры. Театральный процесс — система отношений между производителями спектакля, потребителями, посредниками. Рыночная специфика этих отношений определяется понятием «театральный рынок». В условиях свободной рыночной конкуренции каждый профессиональный театр Омского региона является субъектом театрального рынка, самостоятельно формирующим товарное (репертуарное) предложение.

Библиографический список

1. Абанкина, Т. В. Культура постиндустриального общества / Т. В. Абанкина // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2007. - № 8.- С. 47-53.

2. Бухтоярова, И. В. Статистический анализ рынка туристских услуг в России / И. В. Бухтоярова [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: www. rudocs. exdat.com (дата обращения:

11.03.2013).

3. Алешина, И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров / И. В. Алешина. - М., 200S. - 400 с.

4. Шекова, Е. Л. Особенности маркетинга в сфере культуры / Е. Л. Шекова // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 3. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: www. cfin. ru (дата обращения: 03.10.2013).

5. Разумовская, А. Л. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога-практика / А. Л. Разумовская, В. М. Янченко. — М. : Вершина, 2006. — 496 с.

6. Донова, Д. А. Маркетинг в театре / Д. А. Донова // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2005. — № 2. — С. 55 — 61.

7. Шубина, О. А. Организация менеджмента и маркетинга в региональном музее / О. А. Шубина, П. В. Назаров // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2011. — № 9. — С. 17 — 35.

S. Характеристика сети культурных заведений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: www.givc.ru (дата обращения: 1S.03.2013).

9. Численность населения Омской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: www.omsk.gks.ru (дата обращения: 03.10.2013).

10. Драгичевич-Шешич, М. Менеджмент в культуре и искусстве / М. Драгичевич-Шешич, Б. Стойкович / Сб. ст. ; перевод Л. Даниленко. — Новосибирск : ТИГРА, 2000. — 164 с.

КАНАЩУК Татьяна Николаевна, соискатель по кафедре маркетинга и рекламы Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского; заместитель директора по организации зрителя Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин».

Адрес для переписки: kanashuktn@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.10.2013 г.

© Т. Н. Канащук

Книжная полка

Эконометрика : учеб. для магистров по экон. направлениям и специальностям вузов / И. И. Елисеева [и др.] ; под ред. И. И. Елисеевой ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - М. :

Юрайт, 2012. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM)

Учебник охватывает все основные разделы современного курса эконометрики, отвечающего требованиям подготовки магистров по экономическим направлениям. Рассматриваются этапы возникновения и развития эконометрики, методы построения и оценки качества парной и множественной регрессий. Особое внимание уделяется мультиколлинеарности и гетероскедастичности случайных остатков, а также прогнозированию на основе модели множественной регрессии. Обсуждаются возможности построения регрессии с разнотипными переменными, разные виды регрессии с фиктивными переменными. Освещаются проблемы структурного моделирования. Подробно рассматривается эконометрика временных рядов, начиная с моделирования изолированного временного ряда, моделей по временным рядам, с лаговыми переменными, заканчивая моделями ARMA, ARIMA, ARCH и GARCH. Обсуждается проблема коинтеграции. Одна из глав посвящена анализу панельных данных, в рамках которой выделены модель с фиксированными эффектами и модель со случайными эффектами. Обсуждаются проблемы выбора модели и качества подгонки. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Книга предназначена для магистрантов высших учебных заведений и факультетов экономических направлений.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.