Научная статья на тему 'Экономические основы подготовки рабочей силы в западных странах: история и современные тенденции'

Экономические основы подготовки рабочей силы в западных странах: история и современные тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic foundations of workforce education in western countries: historical glimpses and current trends

In the paper the history and current trends of the economic foundation for workforce education in Western countries are disclosed as well as some common problems in this field and their implications for vocational education are viewed.

Текст научной работы на тему «Экономические основы подготовки рабочей силы в западных странах: история и современные тенденции»

ляется максимальной подготовке учащихся - как использованию персонального компьютера в процессе обучения, так и профессиональной подготовке. При обучении по дистанционной технологии особое внимание обращается на качество, интенсивность, доступность общения ученика и преподавателя, скорость, с которой ученик получает обратную информацию. В течение определенного времени учащийся в процессе самостоятельного изучения дисциплины выполняет ряд контрольных, тестовых работ, преимущес: вснь и в компьютерном варианте. Результатом выпо тения тестовых заданий является файл-протокол, который пересылается учащимися по электронной почте или с использованием модемной связи в центр дистанционного обучения или диспетчерскую службу, где он декодируется и заносится в базу данных. В учебном процессе и профессиональной подготовке учащихся активно используются современные информационные технологии. На сайте центра дистанционного обучения учащиеся знакомятся с учебными планами различных специальностей, предлагаемыми курсами сертификации по программным продуктам Microsoft и др., пользуются электронной библиотекой, получают оперативную информацию по выполнению собственной программы обучения. Учащиеся принимают участие в аудио- и видеоконференциях, семинарах, на которых обсуждаются вопросы обучения, проводимых как учеными, так и специалистами фирм и компаний. Службы центра дистанционного обучения обеспечивают получение учащимся пакета учебных материалов и программного обеспечения на компакт-диске до начала обучения по дисциплине. С целью стимулирования систематической работы учащегося в те-

чение учебного года введена рейтинговая система оценки своевременного и качественного выполнения им контрольных, тестовых заданий, лабораторных и курсовых работ и проектов. В зависимости от уровня рейтинга происходит продвижение учащегося по индивидуальному графику овладения специальностью в процессе дистанционного обучения. Необходимо отметить, что интерес к дистанционной форме обучения растет не только по обучению специальностям, и определенная часть учащихся также выбирает курсы, изучаемые в других странах (Швейцарии, Великобритании, Дании, Германии и др.), что способствует приобретению ими евроквалификаций.

Таким образом, дистанционное обучение предоставляет шансы на трудоустройство каждому учащемуся не только в России, но и в других странах объединенной Европы и обеспечивает распространение информации и культуры нескольких стран; предоставляет возможности учащимся строить свою индивидуальную траекторию профессиональной карьеры; обеспечивает обучение большого количества категорий учащихся, характеризующихся различными способностями и стилями мышления; формирует способности к информационному общению и компьютерную грамотность.

В рамках сравнительно-педагогического анализа выявлена совокупность социально-педагогических условий, определяющих основные тенденции образовательных реформ в России. Важным направлением реформирования образовательной системы является совершенствование организации, содержания, форм и методов подготовки учащейся молодежи к занятости, что составляет педагогические основы этой системы.

Е.Е. Федотова

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Институт образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО

В последние годы в научно-педагогической литературе большинства западных стран с развитой экономикой наблюдаются попытки переосмысления подходов к проблемам подготовки рабочей силы разного уровня. В этой связи рядом авторов проводятся комплексные исследования по анализу исторических, философских, экономических, социальных и этических основ профессионального образования. Опыт комплексного рассмотрения данных проблем в зарубежных общественных науках, на наш взгляд, может принести определенную пользу для разработки но-

вых подходов к теории и практике многоуровне-го профессионального образования России.

В современных американских исследованиях вводится в научный оборот новое определение -«образование рабочей силы» (workforce education): «Образование рабочей силы - это такая форма образования, которая осуществляется на уровне добакалавриата образовательными учреждениями, частным бизнесом и промышленностью или финансируемыми государством, а также общественными организациями, и имеет цель повышения возможностей индивида на рынке труда или

разрешение поведенческих проблем на рабочем месте» [1, с. 4]. Таким образом, как отмечают авторы, образование рабочей силы (равнозначное в данном контексте российскому термину «начальное профессиональное образование») отличается от общего образования прежде всего постановкой конечных целей, которые в последнем случае не зависят от настоящей или будущей занятости.

Как следует из определения, «образование рабочей силы» имеет две цели. Первая цель связана с увеличением возможностей индивида через развитие конкурентоспособности учащихся на рынке рабочей силы, что позволяет им реализовать личные карьерные цели. Второй целью является повышение экономической мощи страны и развитие международной конкурентоспособности фирм через решение поведенческих проблем у занятой рабочей силы. В определении также четко обозначены границы образования рабочей силы - уровень до ступени бакалавриата, т.е. это подготовка учащихся или клиентов по профессиям, которые не требуют четырехгодичного высшего образования. Таким образом, подготовка рабочей силы предполагает получение сертификата о двухгодичном послесреднем образовании или образовании на уровне ассистента, помощника специалиста. В соответствии с приведенным выше определением образование рабочей силы включает в себя развитие человеческих ресурсов для всех категорий рабочих, в том числе профессионалов. В данном случае речь в основном идет об управленческой подготовке и переподготовке.

Первая формализованная система образования рабочих в Америке обычно связывается с процессом заключения ученических договоров в колониальную эпоху. Первым законом об образовании в Америке стал Акт колонии Массачусетс Бэй, который установил особые требования для обучения учеников системы производственного ученичества академическим и профессиональным навыкам.

Наиболее значимым фактом прединдустриаль-ного периода в Америке было принятие парадигмы «навыки - возможность занятости». В течение колониального периода производственное ученичество в первую очередь применялось для сирот, детей из бедных семей, малолетних преступников, детей коренного индейского населения. По мере исчезновения ученичества как формы профессиональной подготовки, появились другие учреждения, предоставляющие трудовую подготовку молодежи. К середине 1880-х гг. синонимом образования рабочей силы через производственное обучение стали институциональные программы для проблемной молодежи. После гражданской войны подготовка рабочей силы ассоциировалась в основном с образованием афро-американского населения южных штатов.

Как отмечает историк Мелвин Барлоу, суровым испытанием для профессионального образования рабочих стал период 1870-1906 гг., который явился переходом от аграрного государства к индустриальному. И государственный и частный секторы современной системы образования рабочей силы (начального профессионального образования) получили свое развитие именно в это время.

Система подготовки квалифицированных рабочих, существующая в настоящее время в США, сформировалась на рубеже XX столетия. Для понимания ее исторического пути необходимо рассмотреть основные идеологические течения того времени: социальный дарвинизм, дуалистическая природа интеллекта, тейлоризм, прогрес-сивизм, модернизм).

Концепция социального дарвинизма применительно к профессиональному образованию Америки предполагала, во-первых, неизбежность существования двух социальных классов (богатых и бедных) и, во-вторых, предопределенность наличия социальной или профессиональной иерархии, при которой самым важным является определить, каким образом учащийся вписывается в данную иерархию, и помочь разработать для него образование, соответствующее его уровню. Таким образом, данная теория обосновывала необходимость добавления профессиональной подготовки в содержание образования американской школы.

Теория дуалистической природы интеллекта

предполагала, что люди подразделяются на две группы: имеющие предрасположенность к физическому труду, «ручной ум», и обладающие традиционным интеллектом, талантом в приобретении «книжных знаний». Данный тезис стал основой для дифференциации содержания образования в американской средней школе, когда начальное профессиональное образование предназначалось для первой группы учащихся, а академическое или общее образование - для учащихся, предрасположенных к академическим знаниям. Данная точка зрения, тем не менее, не получила полной поддержки среди американских педагогов, например Джон Дьюи отрицал такого рода подход.

Тейлоризм (течение, названное по имени его основателя, Фредерика Тейлора, означало прежде всего философию разработки индустриального менеджмента, основной целью которого является повышение эффективности производства, и, шире, деятельности различных организаций -правительственных, школьных и др. Традиционная американская школа обвинялась в том, что она предоставляет образование, которое готовит учащихся к получению образования профессионалов, а не рабочих. Согласно тейлористскому

течению, необходимо вводить в школы программы профессионально-технического образования. Важным стало влияние данной концепции на введение краткосрочной формальной подготовки, которую предоставлял работодатель для рабочих, работающих по часовой оплате; что сохранилось вплоть до начала 1990-х гг., с перерывом в военный период. Американская промышленность затрачивала на подготовку рабочих значительно меньше времени, чем конкурирующие компании. Так, как показывают исследователи, лишь один из пяти рабочих получал оплаченную работодателем профессиональную подготовку на протяжении своей трудовой жизни. В основном работодатели оплачивают переподготовку управленческих специалистов. В настоящее время, будучи подвергнутым критике и пересмотренным, данный подход меняется, и в США больше внимания уделяется подготовке квалифицированных рабочих.

Прогрессивизм имеет непосредственное отношение к проблеме финансирования профессионально-технического образования, большая часть которого в США поддерживается, хотя бы частично, из государственных средств. Начало данной тенденции соотносят с прогрессивистс-кой философией начала 1890-х гг. Прогрессиви-сты считали, что правительство должно играть ведущую роль в обеспечении начального профессионального образования для всего населения, включая равный доступ к квалифицированным рабочим профессиям. Представители данного направления отрицали точку зрения дарвинистов о том, что бедность является неизбежным явлением. Правительство, по мнению представителей данного течения, должно создать государственную систему подготовки квалифицированных рабочих. Необходимо введение программ профессиональной подготовки и профессиональной ориентации в средние школы; а также обеспечение подготовки по сельскохозяйственным профессиям для детей фермеров. Именно эти нововведения позволят разрешить многие социальные проблемы, такие как занятость выпускников городских и сельских школ, доступ к высокооплачиваемым рабочим местам для большинства и др.

Р1деологию позитивизма характеризовало в первую очередь оптимистическое убеждение, что решение всех социальных проблем возможно на основе достижений образования, науки или изобретений человечества. В отношении профессионально-технического образования это проявилось в активном применении психометрических тестов как в государственном, так и частном профессиональном образовании. Разработанные на рубеже XX столетия психометрические тесты, в основном тесты на изучение интеллекта и способностей, рас-

сматривались как основной метод определения соответствия программ обучения по разнообразным профессиям различным учащимся. Сторонники данного направления пошли дальше, считая, что именно тесты смогут предопределить профессиональную судьбу индивида и, соответственно, помочь выбрать, какого рода содержание должно быть изучено в школе. В это же время начинается движение по профессиональной ориентации/ консультации. Появляется новая профессия «педагог-консультант». основной миссией которого является оказание помощи учащимся в анализе данных тестирования с целью осуществления профессионального выбора.

Таким образом, рассмотренные выше философские течения начала прошлого столетия оказали непосредственное влияние на формирование системы подготовки квалифицированных рабочих в США. Именно они лежат в основе государственной поддержки дифференциации содержания образования в американских средних общеобразовательных школах через введение программ профессиональной подготовки, а также использование на эти нужды федеральных налогов и налогов на уровне штата. Эти же идеологические концепции определили направление развития человеческих ресурсов в промышленности и бизнесе в качестве основополагающего.

Проанализируем более подробно становление американской системы подготовки рабочей силы в трех традиционных для США институтах: средней школе, государственном секторе, частном бизнесе и промышленности.

В начале XX в. во многих городских средних общеобразовательных школах США начали вводиться так называемые программы профессионального обучения. Первой была программа ручных ремесел (позднее - промышленных ремесел), в настоящее время - техническое образование. Коммерческое образование (сегодня - бизнес-образование) также было широко распространено в школах урбанизированных регионов. Тем не менее предлагаемый спектр профессий был крайне узок и не готовил реальных рабочих профессий. Потребовалось какое-то время, чтобы определить приоритеты профессионального обучения для американских школ. Ими стали, после долгих дебатов, промышленное обучение (в настоящее время - ремесленные и индустриальные профессии); сельскохозяйственные рабочие профессии и т.д. К 1905 г. тем не менее существовали три модели того, каким образом должны изучаться данные программы профподготовки учащимися школьного возраста. Это были сторонники дуальной системы профессионального образования для учащихся не ранее 8-го класса, аналогичной немецкой модели, когда обучение находится под жестким контролем бизнеса, а не професси-

ональных работников образования. Сторонники Джона Дьюи считали, что профессиональное образование должно осуществляется в школах под контролем советов школ, что уменьшит влияние бизнеса, и предлагали не вводить специализаций, сосредоточившись на учащихся младшей и старшей средней школьной ступени. Третья модель, распространенная в штате Нью Джерси, называется «продолженной моделью», согласно которой бизнес обеспечивает подготовку на рабочем месте. Ее аналогом являются определенное законодательством 1990-х гг. движение «От школы к работе» и кооперативные образовательные программы на базе средней школы, когда учащиеся в форме неполного дня посещают школу и параллельно работают в форме неполного дня.

После долгих дискуссий между представителями бизнеса и образования, среди которых самым ярким фактом является критика Дж. Дьюи дуальной системы профобразования, которую он считал антидемократичной, и противоположное мнение индустриалистов (Герберт Майлз) о том, что система подготовки квалифицированных рабочих может быть эффективной лишь тогда, когда она отделена от общего образования; победили представители образования.

Федеральный акт Смита-Хьюгеса от 1917 г. узаконил внедрение программ профессиона льно-го обучения в государственные средние общеобразовательные школы, реализация которых осуществлялась под контролем государственного образования и школьных советов. Вместе с тем профессиональное обучение не было в полной степени интегрировано в школьную систему образования. Так, согласно федеральному законодательству, штаты были обязаны иметь отдельный совет штата по профессиональному образованию во главе с директором, отвечающим за эту область. Также сложились различия между преподавателями общеобразовательных и профессиональных дисциплин, от последних не требовалось высшее образование, но практический опыт работы по специальности.

Таким образом, хотя государственная система профессионального обучения на базе школы, возникшая в США вначале прошлого столетия, не была дуальной, но она не стала интегрированной в основное содержание школьного образования. Кроме того, данные программы профобу-чения не были тесно связанными с промышленностью. Крупные фирмы изначально были нацелены на осуществление подготовки рабочих на своей базе. Неотлаженные связи с промышленностью, в отличие от практики Германии, привели к отсутствию механизма систематического перехода учащихся от школы к миру труда. Предоставление выпускникам рабочих мест в системе занятости изначально стало проблемным ме-

стом американской системы профессионального образования. Кроме того, разнообразие программ профессионального обучения в разных штатах привело к отсутствию единой системы подготовки рабочих кадров в стране.

Другой распространенной формой профессионально-технического образования в США являются программы обучения, которые финансируются и управляются напрямую правительством государства, штата, конкретной местности или общественными организациями. Например, это программа в рамках Акта о партнерстве в профессиональной подготовке, которая реализуете я в 1 с чение 1990-х гг. К середине 1990-х гг. лишь фече ральное правительство финансировало око о 100 программ такого типа. Корни данных попыток относятся к периоду колониальной системы производственного ученичества. Программы реабилитации ветеранов первой мировой войны, финансируемые федеральным правительством, стали прообразом современной системы профессиональной реабилитации бывших военных, испытывающих трудности с вхождением в систему занятости, под эгидой департамента труда. Программы такого типа распространились во времена Великой депрессии и разрослись в 1970-е гг. Целью таких программ, в отличие от других типов профессиональной подготовки, является сочетание профобучения и занятости. Вначале это образовательное нововведение получило название «развитие человеческой силы», сейчас оно обозначается термином «занятость и профессиональная подготовка». Всего сегодня существует четыре различных вида подготовки, финансируемой правительством, для восьми категорий населения.

Подготовка рабочих кадров в частном секторе подразделяется на три группы: подготовка, предоставляемая крупными фирмами, средними и малыми предприятиями, группами работона-нимателей.

Подготовка рабочих на крупных фирмах имеет свои характерные особенности. Несмотря на то, что в уже в 1913 г. была основана Национальная ассоциация корпоративных школ, провозгласившая в качестве своей основной функции то, что формальная подготовка является функцией корпорации, изначально организованные по тейлористской схеме управления «сверху-вниз» крупные американские фирмы инвестировали в основном в подготовку менеджеров или управленческого персонала высшего звена. Ассоциация корпоративных школ объединилась в 1920 г. с Ассоциацией промышленных связей Америки и стала Национальной ассоциацией персонала, а позднее, в 1923 г. - Американской ассоциацией менеджмента, сосредоточившись на подготовке высших управленцев.

Тем не менее с начала прошлого столетия до периода экономической реструктуризации 1980-х гг., наряду с подготовкой менеджеров и управленцев, крупные фирмы на основе адаптированной системы производственного ученичества применяли профессиональную подготовку по ремесленным профессиям для промышленного производства, по сути, являясь монополистами в этой области (например слесарь-инструментальщик, точечная сварка и др.). Подготовка рабочих в данном случае осуществляется за счет предприятия.

Подготовка на малых и средних предприятиях на протяжении многих лет является неофициальным обучением на рабочем месте. В отличие от Германии, фирмы не обладают достаточными средствами на обучение собственных кадров и готовят рабочих либо в государственном секторе профессионального образования, либо через профессиональные союзы, например Американскую федерацию труда. Результаты подготовки рабочей силы в данном случае не всегда удовлетворяют работодателя.

История развития системы профессиональной подготовки рабочей силы в США в XX в. свидетельствует о повышении роли подготовки рабочих на предприятиях в периоды I и II мировых войн в связи с сокращением рабочих. Со времен II мировой войны на многих предприятиях вводится должность начальника отдела по подготовке кадров, а на уровне федерального правительства в составе Консультативной комиссии по обороне создается служба профессиональной подготовки в промышленности, целью которой является подготовка обучающего персонала для работы на производстве. В 1942 г. было создано Американское общество начальников отделов по подготовке кадров.

После II мировой войны отмечается еще большее внимание к подготовке управленческих кадров для бизнеса и промышленности, развиваются программы промышленного дизайна. В 1962 г. организовано Национальное общество программированного обучения (в настоящее время Национальное общество деятельности и обучения). В 1970-80-е гг. сфера начального профессионального образования вновь становится приоритетом образовательной политики США в связи с введением формального оценивания потребностей в кадрах, компетентностного образования, а также системы промышленного дизайна. Принятие концепции «развития организации» как конечной цели подготовки кадров изменило подход к профессиональному обучению, которое стало рассматриваться как средство разрешения проблем человеческого поведения и в то же время форма работы с индивидами по планированию их профессиональной

карьеры. Все это привело к появлению термина «развитие человеческих ресурсов».

В 1980-х гг. в США произошла значительная реструктуризация экономики. До этого периода в США было самое большое в мире количество высокооплачиваемых и одновременно требующих низкой квалификации рабочих мест, лишь за 5 лет (1980-1985) большинство этих рабочих мест было перемещено за границу, где заработные платы соответствовали уровню квалификации. К началу 1990-х гг. основным условием конкурентоспособности государства или предприятия стали не технологии, а уровень квалификации работников, причем его достижение связывалось прежде всего с формированием рабочих команд и привнесением процесса принятия решений на самый низкий уровень. Общей тенденцией в этой связи был провозглашен отход от тей-лористской модели подготовки лишь высшего управленческого звена и более серьезный акцент на подготовке рабочих кадров. Ведущей становится профессия специалиста по развитию человеческих ресурсов, такую должность вводят в штат даже небольшие фирмы. Основной функцией специалистов такого рода является организация переподготовки сотрудников внутри производства или с привлечением внешних источников. К середине 1990-х гг. в США существовала самая крупная в мире группа профессионалов в области развития человеческих ресурсов (58 000 членов Американского общества подготовки и развития кадров).

Таким образом, анализ исторического развития подготовки квалифицированных рабочих в США показывает, что к началу XX в. в стране развилось две системы - государственный сектор, который включает в себя профессиональное обучение в средних школах, программы до уровня бакалавриата, правительственные программы и финансируется государством. Второе направление - подготовка кадров в частном секторе, которая финансируется работодателями или профессиональными группами работонанимателей. В отличие от других развитых стран, традиционным для США является отсутствие связей между этими двумя направлениями. Обе системы существуют достаточно независимо друг от друга, что в литературе объясняется историческими противоречиями между демократией и капитализмом, образованием и работодателями, рабочим классом и богатым населением.

Согласно данным исследований для значительного процента молодых людей США основные жизненные ценности связаны с наличием работы. Так, по данным лонгитюдного исследования департамента образования США 1992 г. лист важнейших ценностей учащихся старших классов средней школы в сравнении данных 1972

и 1992 гг. выглядел следующим образом. На первое место учащиеся ставят «быть успешным в работе» (84.5 % в 1972 г. и 89.3 % в 1992 г.); на второе место «иметь возможность найти стабильную работу» (77.8 % в 1972 г. и 87.9 % в 1992 г.). Далее в порядке значимости следуют «иметь сильные дружеские связи», «иметь счастливую семью в браке», «иметь много денег», «работать для изменения социального и экономического неравенства» [1, с. 28].

Необходимо отметить, что приведенные выше данные демонстрируют стабильность традиционной для менталитета американских граждан шкалы ценностей, ведущей составляющей которой является «американская мечта» - стандарт жизни на уровне среднего класса и экономическая безопасность. Кроме того, принадлежность к профессии, экономическая и социальная власть играют центральную роль в социальной идентичности в США (в противоположность наследованным правам, расовой или этнической принадлежности или принадлежности к фамилии). Национальными американскими героями являются те, кто стал профессионально успешным без унаследованного благосостояния.

Ухудшение ситуации распределения благ в США отмечается рядом современных исследователей. На протяжении многих лет Америка характеризовалась самым большим средним классом, В период с 1973 по 1993 г. уменьшились заработные платы у 20 % работающих, среди возрастной группы мужчин 25-34 года на 25 %, В то же время валовой национальный продукт в данный период вырос на 20 %. Например, за 1994-1995 гг. экономика выросла на 3 %, в то же время заработные платы снизились на 2 %. Вместе с тем наблюдаются значительные различия в доходах. Так, приблизительно одна треть работающих получила 8 % прибавки к зарплате за период 1979-1995 гг. У 5 % этот прирост составил 29 %; у 1 % - 78 %. В начале 1980-х гг. зарплата руководства компании была в 40 раз больше, чем у обычного работника; в 1995 - в 190 раз.

Подобное расслоение вызывает тревогу и у благополучных участников рынка труда. Президент Федерального резервного банка США отметил в 1995 г., что ухудшение распределения благ является угрозой для равноправия и социального согласия в обществе.

Среди причин такого положения в основном называются: международная торговля, сокращение рабочих мест за счет внедрения новых технологий, упадок профессиональных союзов, возрастающая иммиграция. Данная ситуация привела к изменениям в структуре рабочей силы. В 1950 г. 20 % деятельности было профессиональным трудом; 20 % - квалифицированным; 60 % - неквалифицированным. В 2000 г. сохраняется 20 %

профессионального труда, 65 % требует квалификации и 15 % приходится на долю неквалифицированного труда [1, с. 32]. По мнению ученых, эти цифры во многом объясняют возросшее значение и перспективы начального профессионального образования.

Вместе с тем статистические данные и исследования ученых свидетельствуют об изменении профессиональных намерений выпускников школ в сторону увеличения привлекательности высшего образования. Так, по данным лонгитюд-ного исследования департамента образования США, в 1992 г. 85 % выпускников средней школы отметили, что они планируют получить как минимум четырехгодичное образование в университете (колледже) - или через поступление в университет напрямую, или через двухгодичную программу с целью последующего перехода в вуз. Ожидания, что в будущем они будут работать по неквалифицированным рабочим профессиям, снизились с 18.9 % в 1972 г. до 5.3 % в 1992 г.; обучаться в двухгодичном региональном или техническом колледже с 18 % в 1992 г. до 10.8 % в 1992 г. 60 % молодежи ожидает, что в возрасте 30 лет они пополнят ряды профессионалов с высшим образованием [1, с. 32-33]. Такого рода мышление в литературе часто называют менталитетом «единственного победного пути».

Вместе с тем реальность показывает, что лишь 30 % выпускников школ имеют достаточные академические знания для обучения на уровне колледжа. Как правило, лишь половина из 70 % выпускников школ, продолжающих обучение в системе высшего образования, лишь половина заканчивает его спустя 6 лет. По данным Американской организации тестирования в колледжах, в 1995/96 учебном году отсев студентов американских вузов составил 53 % [1, с. 33].

Кроме того, ситуация на рынке труда свидетельствует о невозможности трудоустроить всех специалистов с высшим образованием. Например, национальная система высшего образования в 1990-х гг. ежегодно выпускала 1 200 000 специалистов по бухгалтерскому делу, инженеров, учителей и др., а экономика могла обеспечить рабочие места лишь для половины. Работа выпускников вузов не по специальности экономически крайне невыгодна государству еще и потому, что примерно половина из них получила образование за счет ссуды на обучение (студенческого займа).

Отмеченные выше тенденции 1990-х гг. привели к появлению новых реалий в подготовке квалифицированных рабочих. Так, отмечается значительный процент выпускников высших учебных заведений, поступающих на обучение в двухгодичные послесредние региональные, младшие и технические колледжи для получения рабочей профессии в основном в сфере точного

машиностроения, промышленных ремесел, специализированного ремонта, здравоохранения, сфере обслуживания. Занятость именно по этим специальностям гарантирует сегодня рабочее место, требующее высокой профессиональной квалификации и высокую заработную плату. Например, ежегодно США импортирует 25 ООО международных рабочих для работы в области точного машиностроения в связи с отсутствием достаточных предложений на внутреннем рынке труда.

Как отмечается в современной западной литературе, одной из основных миссий профессионального образования является развитие человеческого капитала, значение которого все более возрастает. Ранее считалось, что составляющие экономический успех нации - природные ресурсы, современная производственная технология и кадры высшей квалификации (менеджеры* инженеры, ученые и др.). Сегодня это утверждение более не является приоритетным. Рабочая сила составляет 50 % населения, и именно она должна производить качественную и дешевую продукцию. Если эти 50 % не получат достаточной подготовки, невозможным станет внедрение новых технологий.

Для США сегодня характерен самый большой процент профессиональной рабочей силы с высокой заработной платой и самый большой процент неквалифицированной непрофессиональной с почасовой оплатой рабочей силы. Ранее США имели самый высокий процент высокооплачиваемой неквалифицированной рабочей силы в мире. В начале 1990-х гг. зарплаты в Китае были в 5 раз ниже, чем в США. Но в 1980-е гг. зарплаты в США были заморожены, а в других странах - Германии, Японии - поднялись. Стратегия конкурентоспособности лишь на основе низких зарплат изжила себя, что побудило многие экономические державы к поиску альтернативы. В большинстве случае ею стало принятие парадигмы «высокая квалификация/ высокая зарплата».

Как отмечают исследователи Запада, «рабочий мирового уровня - это индивид, который высоко образован, имеет высокую квалификацию в области технологий, как результат, является высокопродуктивным и на основе этого производит низкозатратную продукцию и получает высокую заработную плату» [1, с. 49].

Современная международная экономическая конкуренция привела к появлению всемирного движения по «постоянному совершенствованию качества». В последние годы произошли изменения в самом стандарте качества, были разработаны новые стандарты контроля качества. Для рынка труда и профессиональной подготовки это имело важнейшее значение прежде всего в связи с пересмотром ролей менеджмента и неквалифи-

цированной почасовой рабочей силы. Старая парадигма тейлоризма, согласно которой менеджеры играли решающую роль на производстве, практически изжила себя. Как отмечает Эдвард Деминг, качество достигается через передачу полномочий тем, кто непосредственно связан с продукцией (производит ее), а также и с покупателем - через систему продаж [1, с. 50]. В этой связи необходимо вовлечение рабочих в производственный процесс на качественно новом уровне, речь идет о взаимодействии рабочих между собой при выполнении производственных заданий различного уровня, работе в командах. Позиция «управления сверху» не соответствует реалиям сегодняшнего дня. Соответствующие выводы для системы подготовки рабочих кадров -необходимость смещения акцента на групповую работу и кооперативное обучение.

Принятие подхода «всеобщего управления качеством» в большинстве западных стран в конце 1980-х - начале 1990-х гг., который прежде всего проявляется в организации рабочих в рабочие команды и исчезновении слоя менеджеров среднего уровня, оказало значительное влияние на начальное профессиональное образование. Стала необходима подготовка и переподготовка рабочих с почасовой оплатой и менеджеров для принятия ими новых социально-трудовых ролевых позиций. Рабочие команды требуют не только развитых навыков по принятию решений, но и наличия у каждого члена команды кросс-профессиональных навыков (перекрестных профессиональных навыков) с целью реализации последствий взаимозависимости между членами команды.

Как свидетельствуют статистические данные, прирост общего объема рабочей силы США в 1990-е гг. и до 2005 г., согласно прогнозам, составляет 1 % в год; в сравнении с 3 % в 1970-е гг. Несмотря на медленные темпы прироста, число новых рабочих в период 1992 - 2005 гг. будет больше, чем в предыдущие 13 лет. Но в связи с ситуацией старения рабочей силы в США эта цифра не является достаточной для обеспечения пенсионных выплат. Так, в середине 1990-х гг. на каждого пенсионера приходилось приблизительно 4.5 работающих; а к 2003 г. это соотношение составит 1.5 работающих к 1 пенсионеру. Экономика должна быть эффективной лишь на основе продуктивности всех тех, кто может продуктивно работать.

Среди современных тенденций экономических основ подготовки рабочей силы в западных странах необходимо отметить следующие.

1. Анализ спроса и предложения на рынке труда. Эластичность предложений по конкретной профессии - это степень, в которой повышение заработной платы приведет к необходимости дополнительных рабочих мест. Это экономичес-

кая категория, но она предполагает, что система профессионального образования должна разрабатывать более гибкие ответные стратегии с целью сокращения времени на подготовку квалифицированной рабочей силы.

2. Теория инвестирования в человеческий капитал - это официальная экономическая теория, определяющая стратегию в области профессионального образования развитых западных стран. Согласно этой теории профессиональное образование - основная форма инвестирования в человеческий капитал. Теория предполагает, что чем больше средств вкладывается в человеческий капитал, тем выше экономические результаты. Тем не менее на практике достаточно сложно провести оценивание эффективности или валид-ности данной теории.

Продуктивность рабочей силы определяется как конечный товар или услуги, производимые за час труда. Экономист Лестер Тароу отмечает, что «продуктивность или продукция, производимая в час, является центральным фактором, определяющим способность любого общества обеспечить мировой стандарт уровня жизни; невозможно поделить то, что не производится» [2, с. 164].

3. Стратегия «высокая квалификация/высокая заработная плата». Развитые страны не могут более конкурировать лишь на основе низкой заработной платы, но взамен должны готовить рабочую силу высокой квалификации, которая позволит предприятиям выплачивать высокую заработную плату и в то же время оставаться конкурентоспособными. Для профессионального образования это означает возможные большие инвестиции в подготовку высококвалифицированных рабочих и в то же время, в связи с сокращением рабочих низкой квалификации и меньшей потребностью предприятий в рабочих кадрах, что приводит к появлению безработицы, возрастание значения переподготовки уволенных рабочих. В перспективе планирование профессионального образования должно учитывать международный рынок труда, влияние свободной торговли и курса валют.

4. Учет особенностей рынка труда. Современный рынок труда в западных странах характеризуют рост конкуренции и, следовательно, необходимость подготовки учащихся к данной реалии через формирование базовых компетентнос-тей и индивидуальных преимуществ на рынке труда; изменение соотношения между внутренним и внешним, формальным и неформальным (70 % занятости в США получают через собеседование и анализ прошлого опыта), первичным (основным) и вторичным рынком труда (последний предоставляет меньше гарантий, условий для продвижения и социальной защиты, более

низкую заработную плату, характеризуется большей текучестью).

Занятость на неполный рабочий день в США за период с 19 57 по 1991 г. выросла с 12 % до 19 %. Причины: рост занятости в обслуживающем секторе, для которого работа в форме неполного дня является традиционной; стремление работодателя к сокращению затрат на содержание рабочей силы (пенсий и страховых пособий). Начиная с 1979 г. вынужденная занятость на неполный рабочий день, составляющая большую часть данного роста, неравномерно распределена между возрастными группами. Она составляет 2/3 среди женщин; 16 % среди мужчин в возрасте от 16 до 25 лет или старше 65 лет. В этой связи говорят о «двойном рынке труда», означающем, что для некоторых профессий или типов труда два рынка труда сосуществуют единовременно: первый для мужчин среднего возраста и второй для женщин и молодых людей.

Положительная сторона данного развития -это рост возможностей для добровольной работы по гибкому графику, в форме неполной занятости, и для самостоятельной занятости. С данной концепцией связано распространение еще одного явления в структуре занятости западных стран - деления рабочего места между несколькими сотрудниками (job sharing), что служит мерой уменьшения безработицы и позволяет осуществить карьерную стратегию отдельных индивидов.

5. Рынок труда и размер предприятий в США. В 2000 г. распределение рабочих по четырем группам, представляющим фирмы различного размера, выглядит следующим образом: 43 % рабочих работают на предприятиях, насчитывающих менее 20 сотрудников; 25 % - на предприятиях с количеством сотрудников от 20 до 99; 19 % - на предприятиях, где работает от 100 до 499 сотрудников; и лишь 13 % - на крупных предприятиях где более 500 работников. Таким образом, 68 % всей рабочей силы США трудится на мелких и средних предприятиях, где менее 100 сотрудников [1, с. 77].

Для системы ПО подобная статистика важна в связи с тем, что мелкие и средние предприятия являются основными потребителями государственной системы профессиональной подготовки и переподготовки рабочих кадров, не обладая ресурсами для осуществления переподготовки на рабочем месте. Кроме того, на предприятиях данного типа принята неформальная процедура приема на работу.

Прогнозы рынка труда основаны на анализе рынка и предложений рабочих мест. Системы, обеспечивающие такого рода информацию, называются профессиональными информационными системами. Существуют организации, кото-

рые осуществляют такие прогнозы на федеральном уровне, уровнях штата и конкретного региона. На федеральном уровне этим в основном занимается бюро трудовой статистики, результаты деятельности которого публикуются в Справочнике по профессиональным перспективам, который издается один раз в пять лет, а также в ежемесячном обзоре рынка труда. На уровне штата прогнозы составляются департаментами труда и/или коммерции, а также специальными региональными агентствами по планированию экономики. В США в основном используется система классификации профессий, которая называется «Стандартная классификация профессий». Недавно Федеральным бюро трудовой статистики была принята еще одна классификация, предусматривающая разделение профессий на 7 основных категорий (профессиональные; профессиональные специальные; технические; технические профессии синих воротничков; обслуживающие профессии; операторы и разнорабочие; профессии фермерского, лесного и рыбного хозяйства) [1, с. 81].

Большинство экспертов рынка труда соглашаются в том, что наиболее перспективным сегментом будущего рынка труда являются технические рабочие. Начиная с 1950 г. количество представителей этой новой рабочей элиты выросло на 300 % и к 2005 г. будет составлять одну пятую всего объема занятости, или 29 миллионов рабочих мест. Таким образом, лучшими возможностями для занятости станет позиция «знающего рабочего». Это новая «рабочая элита» - технические профессии синих воротничков. Начиная с середины 1990-х гг. большинство фирм для занятия вакансий по данным профессиям предпочитают специалистов с дипломом среднего технического персонала. Возрастающая занятость специалистов технического профиля и определила важную инициативу образовательной реформы США - программу технической подготовки «Tech-Prep».

Общей тенденцией для всех развитых стран сегодня является глобализация производства и рынка рабочей силы. Внедрение передовых технологий во все сферы производства привело к глобализации рабочей силы, а также появлению феномена, который антропологи называют глобальной фабрикой, в которой промышленное производство для мирового капиталистического рынка в настоящее время может находиться на любом континенте и в большинстве регионов мира, объединяя многочисленные новые популяции рабочих в нестандартных производственных или рабочих процессах и в то же время содействуя глобальному переизбытку рабочей силы и глобальной безработице. Речь идет о транснациональной практике заключения субдоговоров с внешними, иностранными фирмами и работни-

ками в первую очередь в области разработки компьютерного обеспечения.

В этой связи социология труда становится еще более интернациональной, изучая влияние экономических и политических событий на реструктуризацию мировой экономики. Среди современных проблем это прежде всего сдвиги в характере рынка труда в том или ином государстве в связи с передвижением производств из одной страны в другую. Например, как отмечают американские исследователи, практика приобретения международными корпорациями промышленных предприятий в странах переходного периода (бывших социалистических, в том числе и в России) требует внедрения новых моделей управления и организации труда с целью превращения прежней социалистической модели производства в динамичную, продуктивную и интерактивную по отношению к остальному миру структуру [1, с. 98].

Социологические исследования также показали отличия осознания значения труда рабочими в различных национальных контекстах. Например, сравнительные исследования культурных образцов значения труда рабочей силы в США и Германии показали, что в США 49.8 %, а в Германии 30.6 % рабочих основными значимыми характеристиками труда считают удовлетворение работой, ориентацию на компанию, вклад в общество, личную ответственность (по сравнению с Японией - 63.9 %). То есть среди рабочие исследуемых стран довольно высока корреляция работы с личностной идентичностью.

В США принята регулятивная модель экономической и политической систем, относящихся к труду (в отличие от развивающей в Японии). Это означает, что акцент делается на процессах и правилах конкуренции в процессе труда в большей степени, чем на его сущности.

Социологические исследования также отмечают взаимосвязь влияния новых технологий, увеличивающегося объема информации на рабочем месте и перераспределения власти. В недавнем прошлом существовали ограничения в доступе информации лишь для высших управленческих кадров, что, во многом, определяло их властные позиции. В настоящее время информация доступна для самых разных, в том числе и низших, слоев работников, что приводит к диффузии власти. Введение передовой техники и новых технологий привело к пересмотру социальной роли рабочего, изменило рабочее окружение, социальные взаимоотношения между сотрудниками организации, поток и обмен коммуникациями и информацией в рамках организаций. Широкое использование компьютерной техники создало автономные условия труда для некоторых рабочих, и в то же время часть их них поместило в

условия новых форм мониторинга продуктивности труда, надзора за рабочим поведением, социального или организационного контроля и смены взаимоотношений работонанимателя и менеджера. Внедрение компьютерных и других новых технологий на рабочем месте также привело к смешению рабочих мест, составляющих американской структуры профессий, и размыванию границ не только между менеджментом и работодателями, но и между различными категориями работников.

Социологические исследования также отмечают повышение требований к ожидаемому образовательному уровню работников, особенно по вновь возникающим профессиям, или профессиям, требующим широкого использования новых технологий. Эта тенденция характерна для всех развитых стран и предусматривает наличие большего объема технических знаний, а также грамотность, мобильность рабочей силы (функциональные навыки). Общая тенденция, которую также отмечают социологи, это повышение уровня стресса на рабочем месте и связанных с этим негативных явлений. Причинами этого являются быстрые изменения рабочей среды, управленческих практик, а также повышение уровня ответственности без одновременного повышения уров-

ня власти, что характерно для многих офисных профессий.

Выводы

Таким образом, в некоторых случаях наблюдается взаимодействие социологических, экономических и психологических подходов к проблеме занятости и подготовки рабочей силы. Например, теория инвестирования в человеческий капитал частично подвергается критике, а частично используется при социологическом подходе. В частности, социологи подвергают сомнению эффективность вложений в образование для достижения идеальной модели повышения продуктивности с целью получения максимальных заработков, в случае отсутствия необходимых структурных условий (определенного места в рассмотренной выше социальной стратификации и др.).

Теория инвестирования в человеческий капитал также перекликается с психологическими подходами к проблеме занятости (теории развития карьеры), согласно которым для наибольшей эффективности человека необходимо соответствие его личностных характеристик требованиям рабочего места и профессии).

Литература

1. Gray К., Herr Е. Workforce education: The basics, Allyn and Bacon. Needham Heights, MA. 1998.

2. Thurow L. Head to head: the coming economic battle among Japan, Europe and America. N.Y., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.