Научная статья на тему 'Экономические основы деятельности медицинских предприятий'

Экономические основы деятельности медицинских предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
слова: экономика здравоохранения / эффективность / финансирования здравоохранения / health care economy / efficiency / health care financings

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. С. Буздаева, А. Н. Нурбакыт, М. Н. Жакупова, А. А. Айтманбетова, Ж. А. Кожекенова

Поэтапный перевод медицинских организаций в статус государственных предприятий на праве хозяйственного ведения направлен на совершенствование системы управления, финансирования, инвестиционной политики в здравоохранении, повышение экономической эффективности деятельности медицинских организаций и решение вопросов кадрового обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — С. С. Буздаева, А. Н. Нурбакыт, М. Н. Жакупова, А. А. Айтманбетова, Ж. А. Кожекенова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC BASES OF ACTIVITY OF THE MEDICAL ENTERPRISES

Stage-by-stage transfer of the medical organizations to the status of the state enterprises on the right of economic maintaining is directed on improvement of a control system, financing, investment policy in health care, increase of economic efficiency of activity of the medical organizations and the solution of questions of staffing.

Текст научной работы на тему «Экономические основы деятельности медицинских предприятий»

которые в последующем сформировали основу Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года. Лейтмотивом принятия Кодекса, который заменил собой 11 законов, регламентирующих медицинскую сферу, явилось создание условий для максимального закрепления права граждан на охрану здоровья, повышения статуса национальной медицины, приведения отечественного законодательства в области здравоохранения в соответствие международным стандартам. На основе проведенного анализа современного состояния здоровья населения и системы здравоохранения Республики Казахстан были определены приоритетные стратегические направления

и механизмы реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы. В Программе предусмотрены меры по законодательному, инвестиционному, структурному, экономическому и кадровому обеспечению выполнения планируемых мероприятий с учетом межведомственного и межсекторального взаимодействия.

Предусматривается адаптация отрасли к рыночным отношениям: развитие многоукладности форм собственности, создание рынка медицинских услуг, конкурентных отношений среди медицинских организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995г.

2 Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».- Алматы: 1999. - 67 с.

3 Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009г.

4 О здравоохранении в Республике Казахстан: Основные законодательные акты. - Алматы: ЮРИСТ, 2004. - 182 с.

5 Сагиндыкова А.Н. Конституционно-правовые проблемы охраны здоровья граждан в Республике Казахстан. - Алматы: 1997. - 167 с.

6 Государственная программа «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы, от 29 ноября 2010 года.

С.С. БУЗДАЕВА, А.Н. Н¥РБАЦЫТ, М.Н. ЖАКУПОВА, Н.А. АКАЖАНОВ, К.С. АБСАТАРОВА, Г.А. ШАРИПОВА, Р.К. БАЙГЕНЖЕЕВА, Л.Г. ЛИ

МЕДИЦИНАЛЫ^ КЭС1ПОРЫНДАР ^ЫЗМЕТ1Н1Н, ¥ЙЫМДАСТЫРУШЫЛЫ^-^¥^Ы^ТЫ^ НЕГ1ЗДЕР1

Туйш: Ма;алада ^аза;стан Республикасыныц денсаулы; са;тау жуйеан реттеушм непзп зацнамалы; устанымдары ;арастырылган.

ТYйiндi сездер: уйымдастырушылык-кукыктык; непздер, денсаулык; са;тау жуйеа, медициналы; уйымдар

S. S. BUZDAYEVA, A.N. NURBAKYT, M. N. ZHAKUPOVA, N. A. AKAZHANOV, K.S. ABSATAROVA, G. A. SHARIPOV, R.K. BAIGENZHEEVA, L.G. LEE

ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASES OF ACTIVITY OF THE MEDICAL ENTERPRISES

Resume: In article it is considered the basic principles of legislative regulation of health system of the Republic of Kazakhstan. Keywords: institutional framework, health care, medical organizations.

УДК 61:331.108;614.253

С.С. БУЗДАЕВА, А.Н. НУРБАКЫТ, М.Н.ЖАКУПОВА А.А.АЙТМАНБЕТОВА, Ж.А. КОЖЕКЕНОВА, А.С.ЖОЛДАСБЕКОВА, Н.Ж.ДАРМЕН,

Н.А.АКАЖАНОВ,

К.С. АБСАТАРОВА, Л.А.СОКОЛОВА, Б.Б.ЕСПАЕВА, Г.А.ШАРИПОВА, Л.Г. ЛИ

Казахский национальный медицинский университет

им С.Д. Асфендиярова, ГККП «Городская поликлиника № 20» УЗ г. Алматы, Национальный Научный Центр Материнства и Детства г. Астана, ГКП на ПХВ Илиийская центральная районная больница ГККП ЦГКБ г. Алматы, КГКП «Поликлиника №2 смешанного типа г. Семей », ГКП на ПХВ "Жамбылский областной кожно-венерологический диспансер" г.Тараз

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Поэтапный перевод медицинских организаций в статус государственных предприятий на праве хозяйственного ведения направлен

на совершенствование системы управления, финансирования, инвестиционной политики в здравоохранении, повышение экономической эффективности деятельности медицинских организаций и решение вопросов кадрового обеспечения. Ключевые слова: экономика здравоохранения, эффективность, финансирования здравоохранения.

Целью совершенствования системы здравоохранения является улучшение общественного здоровья на основе повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, при повышении

эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов отрасли. Успешное решение столь важных задач во многом зависит от результативности

усилий по реформированию системы управления в области здравоохранения.

В реализацию Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» разработан и утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2009 года № 2131 новый государственный норматив сети организаций здравоохранения, предусматривающий упорядочение сети государственных организаций здравоохранения, создание сети многопрофильных больниц, обеспечение доступности ПМСП, в первую очередь городскому населению. Кроме того, поэтапный перевод медицинских организаций в статус государственных предприятий на праве хозяйственного ведения направлен

на совершенствование системы управления, финансирования, инвестиционной политики в здравоохранении, повышение экономической

эффективности деятельности медицинских организаций и решение вопросов кадрового обеспечения. Согласно Закону Республики Казахстан от 19 июня 1995 года № 2335 «О государственном предприятии» к государственным относятся предприятия: основанные на праве хозяйственного ведения;основанные на праве оперативного управления (казенное предприятие). В зависимости от вида государственной собственности предприятия подразделяются на:республиканские государственные предприятия и коммунальные

государственные предприятия. При этом, основным назначением деятельности таких организаций является решение социально - экономических задач, определяемых потребностями общества и государства. Поименные перечни коммунальных государственных предприятий утверждаются соответствующими местными

исполнительными органами.

Государственное предприятие считается созданным и приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.

Фирменное наименование государственного предприятия должно содержать указание на собственника имущества, на принадлежность к виду государственной собственности (республиканское или коммунальное) и на ведомственную подчиненность, а также, если данная организация осуществляет свою деятельность на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что оно является казенным.

Особенностью деятельности данных предприятий является то, что определение приоритетных направлений деятельности государственного управления;рассмотрение и утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности осуществляется органом государственного управления предприятием. Органом предприятия как юридического лица является его руководитель, подотчетный органу государственного управления.Орган государственного управления оформляет отношения с руководителем предприятия посредством заключения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, в котором кроме условий, установленных трудовым законодательством РК, определяется ответственность руководителя предприятия за несвоевременные перечисления установленной части чистого дохода в бюджет и представление сведений о финансово-хозяйственной отчетности.

При этом руководитель предприятия несет персональную ответственность перед собственником (уполномоченным органом) и органом государственного управления за состояние дел на предприятии.

Государственные предприятий имеют имущество, которое неделимо не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками

предприятия.Государственные предприятия не вправе продавать и заключать сделки дарения в отношении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, относящегося к основным средствам, а также принадлежащих им акций. Статус государственного предприятия предполагает обязательное выполнение заказа государства, в тоже время продукция (работы, услуги), не охваченная заказом государства, реализуется предприятием самостоятельно. Цены на услуги государственного предприятия, должны обеспечить полное возмещение понесенных предприятием затрат на их производство, безубыточность его деятельности и финансирование за счет собственных доходов. При этом цены на медицинские услуги по государственному заказу, устанавливаются предприятием по согласованию с органом государственного управления. Цены на услуги, производимые и реализуемые предприятием сверх заказа государства, устанавливаются предприятием

самостоятельно.

Предприятие содержится за счет собственных доходов от собственной деятельности.Ассигнования государственному предприятию предоставляются в порядке, предусмотренном законодательством.

Формы оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, система премирования и иного вознаграждения определяются предприятием

самостоятельно в пределах установленного фонда оплаты труда.

Следует остановиться подробнее на понятии «казенное предприятие» - это предприятие, обладающее государственным имуществом на праве оперативного управления.Казенное предприятие самостоятельно реализует производимые медицинские услуги.Цены на услуги, производимые и реализуемые казенным предприятием, устанавливаются органом государственного управления.

В соответствии с ГК РК государственное учреждение является некоммерческой организацией, не имеющей в качестве цели извлечение дохода и не распределяющей полученный чистый доход между участниками, которая создается государством, в соответствии с законодательством и содержащаяся только за счет государственного бюджета или бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, если дополнительные источники финансирования не установлены законодательными актами[Источник: ИС ПАРАГРАФ, 03.07.2010 14:06:03. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 14 августа 2009 года № 407 «Об утверждении Методических рекомендаций по реорганизации организаций здравоохранения в государственные предприятия на праве хозяйственного ведения»].

В свою очередь, государственное предприятие (как казенное, так и основанное на праве хозяйственного ведения) является коммерческой организацией и создается по решению Правительства или Национального Банка Республики Казахстан, местного исполнительного органа. Оно не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, если иное не установлено законодательным актом. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, а также передавать и списывать дебиторскую задолженность только с письменного согласия собственника имущества, кроме случаев продажи или дарения основных средств. Отличительной особенностью казенных предприятий является необходимость обязательного страхования работодателем гражданско-правовой ответственности за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей.

Как указывалось выше, государственное учреждение полностью содержится за счет средств государственного бюджета.В отличие от государственного учреждения государственные предприятия не финансируются государственным бюджетом, а получают деньги в результате исполнения обязательств в рамках договора государственного заказа, при этом выполнение государственного заказа является обязательным для предприятия, или от реализации услуг (продуктов) собственного производства третьим лицам. Документальным отражением источников дохода казенных предприятий является План финансово-хозяйственной деятельности, структура которого приводится в приказе Министра финансов Республики Казахстан от 15 августа 2006 года № 302.

Таким образом, финансирование деятельности казенного предприятия осуществляется за счет собственного дохода по смете с выделением государственного заказа, утверждаемой органом государственного

управления.Доходы, полученные казенным предприятием сверх сметы, подлежат перечислению в соответствующий бюджет.

Учитывая, что государственные предприятия на праве хозяйственного ведения могут быть получателями средств целевых текущих трансфертов (при условии, выполнения мероприятий государственных, отраслевых или региональных программ). В этом случае, с учетом принципа начисления бухгалтерского учета средства целевых текущих трансфертов будут отражены в финансовой отчетности в виде дохода. Несмотря на то, что налоговое законодательство освобождает медицинскую деятельность, как деятельность в социальной сфере, от уплаты корпоративного подходного налога по завершению финансового года хозяйствующий субъект обязан выплатить в бюджет норматив чистого дохода. Данный вид отчисления является неналоговым платежом, а представляет собой долю прибыли государства, как учредитель юридического лица и составляет для республиканских организаций здравоохранения 25% от чистого дохода. Принимая во внимание тот факт, что большая часть целевых текущих трансфертов направляется, как правило, на капитальные расходы (приобретение основных средств, капитальный ремонт), следует ожидать ситуацию резкого ухудшения финансовой состоятельности субъекта, в связи с уплатой норматива чистого дохода.

Кроме того, при формировании тарифов на медицинские услуги, предоставляемых в рамках ГОБМП, администратором бюджетных программ не включается прибыль поставщика медицинских услуг, следует ожидать, что коммерческая деятельность государственных предприятий на праве хозяйственного ведения будет осуществляться за счет предоставления медицинских услуг, не охваченных ГОБМП. В этих случаях необходимо учесть и тот факт, что поставщик медицинских услуг может быть монополистом предоставляемых услуг, или занимать доминирующее положение на рынке, в связи с чем, во избежание отрицательных правовых последствий цены на услуги государственного предприятия на праве хозяйственного ведения должны быть установлены в порядке, предусмотренном антимонопольным органом. Отличительной особенностью трудовых отношений является тот факт, что работники государственных предприятий на праве хозяйственного ведения утрачивают статус гражданских служащих. Основанием для приема на работу становится не прохождение конкурса, а трудовой договор, условием его заключения является соответствие потенциального работника квалификационным

требованиям, предъявляемым работодателем.

Соответственно сказанному исключается возможность перевода из одной организации в другую. Однако, реорганизация субъекта не может быть основанием для расторжения трудового договора, в этом случае все работники государственного учреждения, казенного предприятия переводятся в предприятие на праве хозяйственного ведения в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Кроме того, работники государственных предприятий на праве хозяйственного ведения, не являясь гражданскими служащими, утрачивают право на выплату оздоровительного пособия в размере одного должностного оклада при выходе в отпуск.

Таким образом, система здравоохранения в современных рыночных условиях характеризуется разнообразием форм государственных организаций, оказывающих медицинские услуги, в том числе и по госзаказу. Поиск наиболее эффективных форм хозяйственной деятельности, применимых к сфере оказания медицинских услуг остается актуальной задачей современного здравоохранения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Экономика и управление здравоохранением: Учебник/ Л. Ю. Трушкина и др. - Изд. 4 -е. Ростов - на - Дону: Феникс, 2005. - 384с.

2 Солодкий В.А. Методологические аспекты совершенствования экономических механизмов управления здравоохранением Московской области. // Экономика здравоохранения. - 2000. - № 5,6. - С.26-29.

С.С.БУЗДАЕВА, А.Н. Н¥РБАКЫТ, М.Н.ЖАКУПОВА, Н.А.АКАЖАНОВ, К.С. АБСАТАРОВА, Л.А.СОКОЛОВА,

Б.Б.ЕСПАЕВА, Г.А.ШАРИПОВА, Л.Г.ЛИ

МЕДИЦИНАЛЫК; КЭС1ПОРЫНДАР ф1ЗМЕТ1Н|Ц ЭКОНОМИКАЛЫК; НЕГ1ЗДЕР1

Туйш: Медициналы| уйымдарды сатылы жолмен мемлекетпк кэапорындардыц шаруашылы| журпзу l^bif ына ешзу мэртебеа бас| ару, |аржыландыру, денсаулы| са|таудаг ы инвестиция саясатыныц жYйесiн жетiлдiруге, медициналы| уйымдар | ызметшН экономикалы| тшмдЫпн жог арылатуг а жэне кадрлы| | амтамасыз ету мэселелерш шешуге баг ытталг ан. ТYйiндi свздер: денсаулы| са|тау экономикасы, ™мдЫк, денсаулы| са|тауды |аржыландыру.

S.S. BUZDAYEVA, A.N. NURBAKYT, M. N. ZHAKUPOVA, N. A. AKAZHANOV, K.S. ABSATAROVA, L.A. SOKOLOVA,

B. B. ESPAYEV, G. SHARIPOV, L.G. LEE

ECONOMIC BASES OF ACTIVITY OF THE MEDICAL ENTERPRISES

Resume: Stage-by-stage transfer of the medical organizations to the status of the state enterprises on the right of economic maintaining is directed on improvement of a control system, financing, investment policy in health care, increase of economic efficiency of activity of the medical organizations and the solution of questions of staffing. Keywords: health care economy, efficiency, health care financings.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.