Научная статья на тему 'Экономические основы безопасности продовольственного обеспечения (на примере Орловской области)'

Экономические основы безопасности продовольственного обеспечения (на примере Орловской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические основы безопасности продовольственного обеспечения (на примере Орловской области)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Филонова Т.Н., соискатель

Орловский государственный аграрный университет Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Экономической основой безопасности продовольственного обеспечения является экономический механизм, функционирующий на основе взаимодействия входящих в его состав элементов. Экономический механизм представляет собой взаимодействие субъектов хозяйствования, то есть участников процесса, по поводу производства, распределения, приобретения и потребления объектов экономической деятельности. С точки зрения обеспечения продовольственной безопасности, объектом последней являются личность, общество и государство. С другой стороны, в процессе хозяйственной деятельности, посредством которой и осуществляется возможность стабильного обеспечения продовольствием, государство, общество и человек являются субъектами хозяйствования. Налицо противоречивое единство элементов экономической системы в условиях рыночного механизма хозяйствования.

Следует отметить, что произведенный продукт будет реализован, если его качественные характеристики соответствуют потребительским запросам. Исходя из этого, безопасность продуктов питания основывается именно на потреблении качественных продовольственных товаров населением как отдельно взятого региона, так и страны в целом.

Продовольственная безопасность страны в последнее время очень широко обсуждается в научных и общественных кругах1. Рассмотрев различные трактовки данного понятия2 мы приходим

1 В документе «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» национальные интересы России определяются как «совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической, продовольственной и других сферах, носящие долгосрочный характер» (См.: Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в новой редакции, утвержденной президентским указом №24 от 10 января 2004 г.)// Собрание законодательства РФ. - 2004. - №2).

2 Агапова, Т., Вахрушева, Л. Продовольственная безопас-

ность: методика оценки // Экономика сельского хозяйства

к следующему определению продовольственной безопасности, которое и представляется нам наиболее полным.

Продовольственная безопасность представляет собой способность государства поддерживать снабжение продуктами питания население на достаточном для обеспечения здорового образа жизни уровне, а также устранять зависимость страны от импорта.

В соответствии с указанной трактовкой продовольственной безопасности методологическую основу ее оценки применительно к России образуют характеристики важнейших внутренних и внешних угроз ее экономической безопасности, содержащихся в Государственной стратегии экономической безопасности РФ (высокий уровень имущественной дифференциации; деформированность структуры национальной экономики; вытеснение с внутреннего рынка многих отечественных товаров импортными; возрастающая неравномерность социально-экономического развития регионов)3. Таким образом, современный этап развития экономических отношений характеризуется, главным образом, неравномерным распределением ресурсов в обществе.

Следует отметить, что решение проблемы продовольственной независимости на региональном уровне отличается от ее обеспечения на национальном и мировом уровнях. Региональная продовольственная безопасность характеризуется способностью управляющих структур создать условия для более полного удовлетворения потребности населения в продуктах питания за счет региональных, межрегиональных, государственных и международных ресурсов.

Безопасность продовольственного обеспечения населения региона условно подразделяют на три составляющие.

Во-первых, это показатели, характеризующие наличие продовольственных товаров (производство, импорт и т.д.).

России. - 2001. - №6. - С. 31; Блинова, Е. Показатели продовольственной безопасности России / Е. Блинова // РоМеко-пот. - 1999. - №1. - с.161; Емельянов, А. Продовольственная безопасность страны: угрозы и факторы нейтрализации / А. Емельянов // Российский экономический журнал. - 2003. -№7. - с.27; Емельянов, А. Продовольственная безопасность страны: угрозы и факторы нейтрализации / А. Емельянов // Российский экономический журнал. - 2003. - №7. - С.33-34; Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - С. 195; Мировая экономика / Под ред. проф. И.П. Николаевой. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. - с.129;

См.: Государственная стратегия экономической безопасности РФ (утверждена президентским указом №742 от 29 апреля 2004 г.)// Собрание законодательства РФ. - 2004. -№5.

Во-вторых, экономический аспект, характеризующий доступность продуктов питания для населения (уровень доходов, уровень безработицы)4.

В-третьих, способность региональных властных структур обеспечить безопасность продуктов питания как отечественного (местного) производства, так и приобретаемых по импорту. От соотношения данных показателей, в конечном счете, будет зависеть соотношение спроса и предложения продуктов питания. В свою очередь, последнее характеризует продовольственную безопасность на региональном уровне.

Оценку продовольственной безопасности аграрного региона можно производить путем сопоставления сельскохозяйственного потенциала, то есть соотношение производства и потребления продовольствия. Расчет уровня продовольственной безопасности в индустриально-аграрном регионе (в Орловской области) производится на основе совокупного дохода и государственной политики в отношении сельского хозяйства.

Несмотря на низкие цены, сложившиеся на зерновом рынке, производство продовольственного и фуражного зерна остается одной из главных задач для работников агропромышленного комплекса. Сельскохозяйственные предприятия, не имеющие стабильных отношений с внешними партнерами, должны переориентироваться на производство фуражного зерна с перспективой развития животноводства (согласно приоритетному национальному проекту «Развитие АПК», главным направлением реализации является ускоренное развитие животноводства5).

Доля бюджетов субъектов РФ в общем бюджетном финансировании АПК страны в последние годы возросла с 40 до 55%. В ряде регионов такая бюджетная поддержка достигает 70-90%. Одним из важных направлений улучшения деятельности сельскохозяйственных предприятий регионов может стать развитие кооперации и интеграции агропромышленного производства.

В Орловской области формирование интегрированных структур как на районном, так и на региональном уровнях происходит при преимущественном участии государственных органов управления, которые являются держателями контрольных или блокирующих пакетов акций. Государственная доля собственности в агрохолдингах формируется двумя способами: в счет погашения задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и добровольным, при котором акционеры - сельскохозяйственные товаропроизводители передают

4 Писларь, В.И. Продовольственная безопасность: сущность, методы ее обеспечения и направления развития: Дис. ... к.э.н.: 08.00.01. Иркутск, 2002. - С. 35.

5 См.: Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»// Экономика сельского хозяйства России. - 2006. - №1.

- С.3.

свои акции непосредственно в агрофирму или государственным органам.

Интеграция функционирует на основе экономического механизма согласия интересов всех участников вертикального интегрированного объединения, представляя собой сложную экономическую систему6.

Разработка и реализация экономически обоснованного механизма отношений участников кооперации позволяют создать отношения равноправного партнерства между участниками новых формирований в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также агросервисного обслуживания на основе кооперации и координации их работы, маркетинга, освоения достижений науки и техники.

Прибыль сельскохозяйственного производства в 2005 г. составила 780 млн. рублей, что обеспечивает 25%-ную рентабельность труда аграриев. Заработки селян, по сравнению с 2001 годом, возросли почти на 70 %, сельскохозяйственное производство в целом на 15%7.

Губернатор области Е.С. Строев отметил, что это - результат хороший, однако дальнейшая интенсификация сектора неизбежно будет сопряжена с приобретением новой техники и качественным, своевременным ремонтом существующей, а также с материальной заинтересованностью селян. Как подчеркнул Е.С. Строев, обе эти проблемы станут «профильными» для администрации Орловщины в будущем году.

В октябре 2005 г. коллегией администрации области был одобрен проект областной программы развития животноводства и птицеводства на период до 2010 года.

Не следует забывать следующее: зерно, пропущенное через молоко и мясо, возрастает в цене в несколько раз. Поэтому политика областной администрации в этом отношении - способствовать дальнейшему внедрению малозатратных высокоэффективных технологий в растениеводстве, что позволит сделать задачу получения всеми хозяйствами области до 3 млн. тонн зерна при урожайности 40 центнеров с гектара выполнимой.

Предстоит большая работа по освоению неиспользуемых мощностей производственных комплексов, что позволит дополнительно производить до 20 тыс. тонн говядины в живом весе. В программе - развитие специализированного мясного скотоводства на основе классической энергосберегающей технологии. Первый этап - создание в каждом районе ферм по разведению мясного скота с использованием специальных помещений и технологии беспривязного содержания КРС.

6 Кооперация и агропромышленная интеграция в АПК/ Г.А. Петранева, Ю.И. Агибров, Р.Г. Аметов и др.; Под ред. Г.А. Петранева. - М.: Колос. - 2005. - С. 12.

7 Орловщина 2006: Стат. сборник. - 2006. - С. 15.

Новым элементом в свиноводстве является то, что предусмотрено создание вертикально интегрированных агрокомплексов, включающих в единое звено производство зерна и комбикормов, выращивание животных, переработку и реализацию готовой продукции. Лидером в это направлении является ОАО «Агрофирма «Ливенское мясо» с мощностью комплекса 15 тыс. голов свиней. Эта агрофирма, а также «Мценская» и ЗАО «Славянское» входят в число ста лучших хозяйств России по производству свинины и говядины. Также следует отметить работу ЗАО «Агроиндустрия», являющегося первым предприятием, внедрившим современные системы гибридизации. В настоящее время в агрофирме содержатся 9,5 тыс. свиней, среднесуточные привесы на откорме достигают 900 граммов. В связи с внедрением передовых технологий в мясное птицеводство, производство в Орловской области мяса птицы за последние три года увеличено на 16%. Открытие Хмелевской фабрики по производству индюшиного и бройлерного мяса позволило довести объемы производства до 4 тыс. тонн мяса в год. ОАО «Орловский бройлер» освоило современную технологию производства мяса птицы, что позволило за два прошедших года увеличить производство мяса птицы более чем в два раза.

Что касается производства молока, то высокую эффективность на протяжении десяти лет обеспечивает ЗАО «Маслово», где собственная переработка дает возможность поддерживать высокорентабельное производство, планомерно вести реконструкцию животноводческих помещений. Наращиваются объемы производства молока в ЗАО «Славянское» благодаря внедрению энергосберегающей беспривязной технологии содержания животных.

Необходимо подчеркнуть, что Программа развития животноводства до 2010 г. не предусматривает использование бюджетных средств, она рассчитана на использование банковских кредитов. Первоначальное кредитование составит 5,5 млрд. рублей. 90% средств будут составлять банковские кредиты, 8% - вложения инвестиционных компаний и 2% - оборотные средства8.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в числе стратегически важных направлений, которые необходимо развивать (здравоохранение, образование, и др.), определил и животноводство. В связи с этим банки обеспечат выделение льготных кредитов на развитие животноводства (сроком до 8 лет).

Не стоит забывать и про личные подсобные хозяйства, которые сегодня дают существенные объемы сельскохозяйственного сырья: производят

8 Н. Зарубина Крестьянин доход по осени считает// Орлов-

ская правда. - 2005.- 8 октября. - С. 2.

50% молока, 90% овощей и картофеля. В связи с чем, согласно Программе, кредиты будут выделяться и владельцам личных подсобных хозяйств. Кроме того, население, занимающееся производством сельскохозяйственной продукции, должно быть уверено в том, что сможет реализовать ее по хорошей цене. Как известно, для этого необходимо разработать направления по созданию закупочных кооперативов.

Так, в 2005 г. в Администрации Орловской области на совещании руководителей торговых и перерабатывающих предприятий первым заместителем губернатора Кочуевым В.А. была четко определена основная задача, стоящая перед сельскохозяйственными товаропроизводителями, работниками переработки и торговли - это работа в единой цепи, основанная на тесном сотрудничестве, взаимном доверии и выгоде. Тем самым, это будет способствовать дальнейшему развитию кооперации и интеграции агропромышленного производства.

Создание интегрированных формирований, в том числе и дочерних предприятий, позволит уменьшить негативные последствия диспаритета цен между сельским хозяйством и сферой обслуживания путем установления прямых коммерческих связей с заготовительными организациями и сферой торговли. Вследствие этого сельским товаропроизводителям вернется часть стоимости, изъятой в ходе неэквивалентного обмена. Для стимулирования данного способа интеграции в регионах государству следовало бы определить льготы по платежам и налогам. В этом случае интегратор будет заинтересован в дееспособности сельскохозяйственного предприятия.

В условиях жесткой конкуренции цен и качества, сложившейся на рынке, предприятиям торговли необходимо поддерживать орловских производителей, обеспечивая местной продукции места на прилавках. В настоящее время созданы благоприятные условия для реализации в розничной сети хлебобулочных, молочных, мясных видов изделий перерабатывающей промышленности области. Колбасы, сосиски, мясные деликатесы местных производителей изготавливаются из натурального, экологически чистого сырья и пользуются устойчивым спросом не только среди орловцев, но и у населения других, преимущественно Воронежской, Липецкой, Тульской областей.

В Орловской области вопросы реализации мясной продукции находятся под особым контролем областной администрации. Взаимное сотрудничество сфер сельского хозяйства, переработки и торговли как никогда важно в свете принятой Областной целевой программы развития промышленного животноводства и птицеводства до 2010 года.

Но, несмотря на положительные тенденции, преобладающие в аграрной сфере Орловщины,

имеются и отрицательные моменты. Так, мощность мясокомбинатов области позволяет производить до 15 тонн мясной продукции в сутки, но выпускается всего ЛА этого объема9. Дело в том, что эта продукция реализуется по относительно высоким ценам, а потребитель голосует рублем. Поэтому многие магазины заказывают мизерное количество мясной продукции.

Например, ЗАО «Маслово» не испытывает проблем с реализацией мясной продукции, так как имеет собственную торговую сеть. В связи с происходящими процессами и существующими возможностями производства необходимо развивать партнерское сотрудничество трех отраслей: производства, переработки и торговли на благо развития АПК в Орловской области.

Усилия, приложенные для разрешения вопроса в этой сфере, не прошли бесследно. Согласно данным Управления торговли и потребительского рынка администрации г. Орла, насыщение прилавков орловской продукцией составляет: 96% хлебобулочных изделий в магазинах города - орловские, более 90% молочной продукции, яиц, мяса птицы, реализующихся в торговой сети, то же орловского производства. Хотя ранее руководством области была поставлена задача довести наполняемость прилавков магазинов продукцией местной мясопе-реработки до 70%. Таким образом, вовлечение в систему интегрированных формирований области сельскохозяйственных, перерабатывающих и торговых предприятий, а также возможности областного аграрного сектора наряду с инвестициями дают предпосылки дальнейшего партнерского сотрудничества отраслей на благо развития АПК. Очевидно, что в Орловской области задействованы по возможности все ресурсы для обеспечения региона продукцией собственного производства, что, в свою очередь, позволяет выходить на межрегиональный рынок сельскохозяйственной продукции.

Итак, развитие агропромышленного комплекса рассматривается в качестве одного из общенациональных приоритетов, наряду с социальной сферой и строительством доступного жилья (согласно Приоритетному национальному проекту «Развитие АПК»).

Обеспечение продовольственной безопасности является одной из первоочередных задач нашего государства, которое осуществляется через деятельность Правительства Российской Федерации и законодательных структур. Следует отметить, что она имеет более емкий смысл, чем, собственно, обеспечение питания населения.

Продовольственная безопасность соответствует удовлетворению не только этой насущной потребности любого человека, но и заключает в себе

9 Н. Зарубина Переработка и торговля - партнеры?// Орловская правда. - 26.10.2005. - С. 2

удовлетворение многих других жизненно важных10 потребностей, которые правильнее было бы назвать интересами личности, общества и государства как основных объектов безопасности. Это, по существу, охватывает весь агропромышленный комплекс России.

В настоящее время существует множество экономических и политических угроз (негативным образом сказывающимся на бесперебойном обеспечения продовольствием населения нашей страны), противостоять которым без эффективных мер государственной поддержки в современных условиях практически невозможно.

Необходимо привести цифры для сравнительного анализа положения дел в агропродовольст-венной сфере. Ассигнования на АПК в бюджете РФ на 2005 г. были снижены на 1% по сравнению с 2004 г. В 2005 г. на закупку продовольствия за рубежом наша страна потратила 260-280 млрд. руб., а на поддержку отечественных сельских производителей - не более 40 млрд. руб.11.

Несмотря на столь ослабленное отношение государства к сельскому хозяйству за последние 14 лет, на федеральном уровне к 2006 г. был разработан и вступил в силу приоритетный национальный проект «Развитие АПК». На осуществление этого проекта в 2006 и 2007 гг. федеральным бюджетом запланировано финансирование в размере 16,2 и 18,7 млрд. руб. соответственно12.

В настоящее время концепция преобразований АПК в Орловской области включает в себя два взаимосвязанных этапа. Первый из них характеризуется становлением и адекватным развитием интегрированной экономики, укреплением кооперативных связей, совершенствованием хозяйственного механизма, основанного на принципах коммерческого расчета. Второй этапа преобразований в области - приток инвестиций в аграрный сектор, внедрение передовых технологий и развитие инфраструктуры села.

Таким образом, экономический механизм обеспечения продовольственной безопасности является эффективно функционирующим в Орловском регионе и способствует более полному удовлетворению потребностей населения области в продуктах питания высокого качества, главным образом, за счет собственного производства.

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

10 Жизненно важные - те потребности и интересы, от удовлетворения которых непосредственно зависит само существование их носителей и их способность к устойчивому позитивному развитию.

11 Панфилов Г. Проблемы продовольственной безопасности// Маркетинг и консалтинг. 2005. 5 марта.

12 См.: Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»// Экономика сельского хозяйства России. - 2006. - №1.

- С.3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.