Научная статья на тему 'Экономические модели функционирования личных подсобных хозяйств предпринимательского типа в Республике Бурятия'

Экономические модели функционирования личных подсобных хозяйств предпринимательского типа в Республике Бурятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Бурятия / личные подсобные хозяйства / фермерство / сельскохозяйственное производство

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брянская Ольга Леонидовна

В Бурятии владельцы личных подсобных хозяйств еще не готовы к созданию на базе личных подсобных хозяйств крестьянских (фермерских). Об этом свидетельствует и статистика, и проведенные опросы. Разработанные автором модели ЛПХ позволяют определить минимальные значения критериев, по которым их можно рассматривать как фермерские. Усиление фермерских хозяйств сможет дать толчок к развитию сельскохозяйственного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические модели функционирования личных подсобных хозяйств предпринимательского типа в Республике Бурятия»

рукции, ремонту и замене ветхих водопроводных сетей и сооружений (скважин, насосных станций, водонапорных башен) выполняются за счет этих средств по программам развития районных центров республики.

Потребность в финансовых ресурсах по этапам реализации программы «Развитие и техническое совершенствование систем водоснабжения городов, населенных пунктов и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений по Республике Калмыкия на 2005-2010 годы»

Источник финансирования I этап II этап III этап Всего

Всего по программе 766.24 2131.36 3152.3 6049.9

Федеральный бюджет 666.8 1627.95 2443.45 4738.2

Бюджет Республики Калмыкия 69.5 238.37 234.3 542.17

Местный бюджет 5 77.6 87.7 170.3

Средства предприятий 24.94 107.54 202.75 335.23

Внебюджетные источники - 79.9 184.1 264

В том числе:

I. Подпрограмма «Развитие и техническое совершенствование систем водоснабжения городов и районных центров», всего 549.6 1189.6 1656.9 3396.1

Федеральный бюджет 512.1 1091.3 1570.3 3181.7

Бюджет Республики Калмыкия 34.5 87.5 82 204

Местный бюджет 28 4.6 10.4

Средства предприятий - - - -

II. Подпрограмма «Развитие и техническое совершенствование систем водоснабжения сельских населенных пунктов», всего 131.84 322.66 230.1 684.6

Федеральный бюджет 94 227.85 157.35 479.2

Республиканский бюджет 18.9 67.17 54.1 140.17

Местный бюджет - - -

Средство предприятий 18.94 27.64 18.65 65.23

III. Подпрограмма «Охрана и восстановление водных объектов - источников питьевого водоснабжения», всего 5 69.1 166.1 240.2

Федеральный бюджет - 3.4 164.6 168.0

Республиканский бюджет 3 27.8 1.5 32.3

Местный бюджет 2 37.9 - 39.9

III. Подпрограмма «Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений», всего 79.8 550 1 099.2 1 729

Федеральный бюджет 60.7 297.4 551.2 909.3

Республиканский бюджет 13.1 55.9 96.7 165.7

Местный бюджет - 36.9 83.1 120

Средства предприятий 6 79.9 184.1 270

Внебюджетные источники 79.9 184.1 264

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛИЧНЫХ

ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ ПРЕД ПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ТИПА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Современное сельское хозяйство России развивается в условиях многоукладной экономики, в которой большую роль играет мелкотоварный сектор. Значительное место среди других форм мелкого сельскохозяйственного производства занимают личные подсобные хозяйства (ЛПХ) населения, которые в связи с кризисным положением в агропромышленном комплексе страны утратили характер подсобных в формировании дохода сельской семьи и стали одним из основных секторов сельскохозяйственного производства.

Рыночные отношения оказали огромное влияние на деятельность ЛПХ. Происходит интенсивный процесс их рыночной трансформации, усиливается товарное направление производства, их функции приближаются к статусу и функциям настоящего крестьянского (фермерского) хозяйства (К(Ф)Х). Поэтому ЛПХ сегодня уже нельзя рассматривать только как мелкое сельскохозяйственное производство, предназначенное для удовлетворения потребностей семьи в продовольствии. Важной задачей является необходимость изучения возможностей трансформации ЛПХ в К(Ф)Х.

Несмотря на существенную роль, которую ЛПХ играют в аграрной экономике, в отечественной статистике нет четких экономических критериев отнесения к ним хозяйств граждан. В России юридические, а не экономические критерии позволяют отнести хозяйство к той или иной форме. Согласно действующему законодательству ЛПХ - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. К(Ф)Х осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Фермерские хозяйства по своей природе имеют товарное, предпринимательское направление, а подсобные хозяйства населения - в основном потребительское. Ведение ЛПХ представляет собой дополнительную занятость.

Остановимся на отличиях и общих чертах К(Ф)Х и ЛПХ в условиях Республики Бурятия. Отличия: фермерские хозяйства, как правило, расположены вне сельских населенных пунктов, на хуторах, в то время как личные подворья и их земельные участки расположены в рамках села, деревни. Эго связано с тем, что фермерские хозяйства являются, в отличие от ЛПХ, более высокопроизводительными, им необходимо иметь больше земельных ресурсов, а это можно сделать только на хуторах. Общие черты К(Ф)Х и ЛПХ: семейный признак, т. е. сельскохозяйственное производство ведется силами семьи; кроме того, производственный признак, т. е. главная функция К(Ф)Х и ЛПХ - это производство сельскохозяйственной продукции.

В современных условиях для большинства сельских жителей ведение ЛПХ является основной деятельностью, и эта деятельность приобретает предпри-

нимательский характер. С экономической точки зрения, различие между К(Ф)Х и ЛПХ исчезает.

Обращаясь к зарубежному опыту, в этом отношении интересно одно из определений фермерского хозяйства в США, используемое с 1975 г.: «фермерское хозяйство - это любое учреждение, в котором было продано или будет продано сельскохозяйственной продукции на сумму 1000 долл. или больше». Годовой доход большинства ферм превышает данную сумму.

В Германии фермерское хозяйство - единоличное, управляется одним человеком. По закону о сельскохозяйственной статистике, фермерским считается хозяйство, имеющее не менее 1 га сельхозугодий или 8 голов крупного рогатого скота на откорме, или 8 свиней, или 50 голов овец, или 200 кур-несушек, или 0,3 га садов или виноградников, или 0,1 га теплиц, или разнородную деятельность, обеспечивающую получение количества продукции не меньше средней стоимости товарной продукции с 1 га сельхозугодий.

В России фермерство - самостоятельная форма хозяйствования, которая появилась сравнительно недавно, когда утвердилось право собственности. По примерным оценкам, при условии введения аналогичных США или Германии критериев к фермерским можно будет отнести 5-6 млн ЛПХ. Остальные ЛПХ, не играющие особой роли в занятости и доходах их членов, не учитывались бы как крестьянские хозяйства.

Уточним определение ЛПХ. В современных условиях в связи с утратой характера подсобности следует ЛПХ рассматривать как крестьянское хозяйство, т. е. индивидуально-семейную форму хозяйствования на земле натурально-потребительского типа с небольшой долей товарной сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, в рыночных условиях должна происходить трансформация ЛПХ как формы хозяйствования. Если в начале аграрных реформ эти хозяйства способствовали решению проблемы сельской безработицы, обеспечивая занятость жителей села, то сейчас их необходимо трансформировать в более зрелые - рыночные - формы мелкотоварного предпринимательства.

На наш взгляд, основным направлением трансформации ЛПХ должна стать их трансформация в К(Ф)Х.

Создание К(Ф)Х на основе ЛПХ в Бурятии получило распространение на начальном этапе фермерского движения. Можно сказать, что именно тогда начался процесс трансформации ЛПХ в К(Ф)Х. Исследователи не выделяют К(Ф)Х, созданные на базе ЛПХ, из общего числа хозяйств. Хотя на самом деле почти на 100% К(Ф)Х были созданы на основе ЛПХ сельского населения. По нашим исследованиям, в Бурятии получил довольно большое развитие так называемый сектор неформальных хозяйств. Эго личные подсобные хозяйства крупных размеров, которые не зарегистрированы как К(Ф)Х.

В связи с этим важно определить экономические критерии, по которым мы можем владельцев ЛПХ рассматривать как фермеров. Товарность хозяйств может стать одним из основных экономических критериев разграничения ЛПХ и К(Ф)Х. Здесь следует руководствоваться сложившейся мировой практикой

отнесения хозяйств к фермерским. Фермерские хозяйства - те, которые производят и реализуют продукцию на сумму 1000 долл. На наш взгляд, для трансформации ЛПХ в К(Ф)Х необходимо наличие у его владельца предпринимательских способностей (предпринимательского таланта, чувства хозяина).

Как известно, классическая экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. В условиях сельского хозяйства этому соответствуют земельные, трудовые и материальные ресурсы. На наш взгляд, для эффективного использования имеющихся факторов производства необходим еще один фактор, при помощи которого можно было бы организовать эффективное производство и уметь ориентироваться в рыночной конъюнктуре. Этим фактором является предпринимательская способность. Предпринимательская способность - набор качеств, умений, способностей человека, позволяющих ему находить и использовать лучшее сочетание ресурсов для производства, продажи товаров, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск.

Следует придерживаться мнения таких известных современных экономистов, как А.Г. Грязнова, И.П. Николаева, В.М. Кадыков, А.С. Булатов, которые считают, «.. .чтобы факторы производства использовались наилучшим образом, необходим еще один фактор особого рода - предпринимательская способность»1, а такой экономический ресурс, как предпринимательская способность, приводит во взаимодействие прочие экономические ресурсы: труд, капитал, природные ресурсы.

Инициатива, риск и умение предпринимателей позволят с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать достижение положительных финансовых результатов и экономический рост. Причем предпринимательские способности наряду с землей, рабочей силой и капиталом составляют основу потенциала развития ЛПХ. Оценка уровня и эффективности их использования характеризует производственный потенциал ЛПХ в целом.

Почему важно учитывать предпринимательские способности? Практически все владельцы ЛПХ в современных условиях развития сельского хозяйства сталкиваются с проблемой сбыта произведенной продукции. На передний план выходит психологическая борьба за покупателя. И вот именно здесь в дело вступает предпринимательская способность.

Наличие предпринимательских способностей у владельцев ЛПХ, на наш взгляд, является основным признаком, который наряду с другими обстоятельствами дает основание предполагать, что для такого ЛПХ возможна трансформация в К(Ф)Х.

Важным моментом в изучении предпринимательских способностей может стать сложность их количественного измерения. Мы провели анкетирование по оценке предпринимательских способностей владельцев ЛПХ. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты опроса владельцев ЛПХ по оценке предпринимательских

способностей

Г руппы по площади, соток Всего опрошено, человек Из них

не имеют необходимых качеств предпринимателя обладают некоторыми качествами предпринимателя обладают всеми необходимыми качествами предпринимателя

до 10 53 32 21 -

11-20 104 35 45 24

свыше 20 49 10 14 25

Общее число владельцев ЛПХ 206 77 80 49

Было опрошено 206 владельцев ЛПХ. Отбор ЛПХ производился по общепринятой методике. В выборку попали разные хозяйства. Размер земельного участка варьирует от 10 до 40 и более соток, поголовье скота от 5 до 15 и более условных голов. Отметим, что при отборе учитывались хозяйства, реализующие продукцию.

Для оценки предпринимательских способностей владельцам ЛПХ была предложена анкета из 21 вопроса. По каждому вопросу предлагалось два варианта ответа: «да» или «нет». Оценка предпринимательских способностей проводилась по числу положительных ответов. Каждый положительный ответ дает одно очко. Набравшие в сумме 16 или более очков оценивались как имеющие все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем; от 12 до 16 очков - шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны; менее 12 очков - шансы добиться успеха в качестве предпринимателя невелики.

По результатам опроса 77 человек оценивались как не имеющие необходимых качеств предпринимателя, поскольку они набрали менее 12 очков. Они составили 37% общего числа опрашиваемых. Обладают некоторыми качествами предпринимателя (набрали от 12 до 16 очков) 80 человек (или 39% общего числа опрашиваемых). И лишь 49 человек (или 24% общего числа опрашиваемых) по нашей оценке обладают всеми необходимыми качествами предпринимателя.

Таким образом, у основной массы опрашиваемых владельцев ЛПХ - 80 человек, или 39%, шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны. У 77 человек, или 37% общего числа опрашиваемых, шансы добиться успеха в качестве предпринимателя невелики. И только 49 человек, или 24% опрашиваемых владельцев ЛПХ, обладают предпринимательскими способностями.

Анализируя ответы владельцев различных групп ЛПХ, отметим, что по группе с площадью участка до 10 соток основная масса респондентов набрала менее 12 очков. По двум другим группам основная масса респондентов набрала от 12 до 16 очков. Среди тех, кто набрали 16 и более очков, - владельцы

ЛПХ с площадью участка 11-20 и свыше 20 соток. Их доля от общего числа хозяйств соответственно 48% и 30%. Такие хозяйства реализуют более 15% произведенной продукции. Именно эти ЛПХ мы можем рассматривать как потенциальные К(Ф)Х.

Применительно к условиям хозяйствования в Республике Бурятия при разработке моделей К(Ф)Х прежде всего нами рассматривались в качестве базы их создания ЛПХ населения товарного типа.

Для определения минимальных необходимых ресурсов неформальных фермерских хозяйств при производстве товарной продукции на сумму 1000 долл. была составлена экономико-математическая модель оптимизации размера посевных площадей и поголовья сельскохозяйственных животных. Модель дает зависимость необходимых размеров производства ЛПХ населения с целью внутрихозяйственного потребления и реализации излишков продукции. Цель решения - получение максимального дохода (Ршах) от реализации дополнительной продукции при минимизации ресурсов.

где Б - целевая функция - максимум получения дохода;

с — выход продукции вида / с единицы отрасли_/;

г - стоимость продукта / отрасли_/;

х. - размер отрасли у.

Необходимые условия:

1.) по использованию земельного участка. Посевная площадь выращиваемых сельскохозяйственных культур не должна превышать площади земли, находящейся в пользовании семьи.

Ха,х.<=А,

к] ] *;

2.) по потребности в продукции животноводства. Объем производства продукции животноводства должен удовлетворять не только потребности семьи.

Хс..х=> С. ч з <;

3.) по удовлетворению потребности в продукции растениеводства. Валовой сбор по сельскохозяйственным культурам с учетом возможности приобретения на стороне должен быть равен либо превышать потребности в кормах для сельскохозяйственных животных и потребности сельской семьи в продуктах растениеводства.

Хс. х +С. =>1*1.. х +С.

11 ] 10 I] ] 1

4.) по использованию труда. Расход труда на производство сельскохозяйственной продукции не должен превышать запасы собственного труда семьи и привлеченного труда.

ХХй. .,х <=ЕВ .,+1х

щ ] т т.

В табл. 2 представлены результаты решения рассматриваемой модели.

Размеры личного подсобного хозяйства

Показатель Оптимальный вариант

Площадь пашни, соток 35

в т. ч. под картофель 10

овес на зеленый корм 20

овощи 5

Поголовье животных, уел. ГОЛОВ 7,41

Годовые затраты труда, ч 1779

Стоимость товарной продукции, руб. 27 605,93

Объем товарной продукции и товарность хозяйств должны стать одними из основных экономических критериев разграничения ЛПХ и К(Ф)Х. В сложившейся мировой практике фермерские хозяйства производят и реализуют продукцию на сумму 1000 долл. и более. Другие критерии: размер площади земельного участка, число условных голов скота, уровень механизации хозяйства.

Для того чтобы определить параметры количественного значения экономических критериев, мы разработали модели ЛПХ предпринимательского типа. В первую очередь для повышения товарности ЛПХ необходимо увеличить земельные ресурсы. В рамках сельского поселения размеры земельного участка ограничены. Поэтому необходимо переселение сельской семьи за пределы деревни, например на хутор, где будет достаточно земельных ресурсов для ведения высокотоварного хозяйства.

Нами рассматривались два варианта моделей. Первый вариант: модель ЛПХ, специализирующегося на производстве молока и картофеля (табл. 3).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные параметры ЛПХ предпринимательского типа картофеле-молочной специализации

Показатель Параметры

Число работников, человек 4

Площадь земельного участка, га 60

в т.ч. пашня 0,44

сенокосы 33

пастбища 22

земли под постройками 0,2

Реализация, ц: картофеля 30

овощей 1

молока 9880

мяса 1365

Выручка от реализации, всего, руб. 234 550

в т.ч от реализации картофеля 33 240

овощей 4000

молока 118 560

мяса 71 250

Затраты, руб. 207 550

Прибыль, руб. 27 000

По первому варианту планируется, что К(Ф)Х будет заниматься производством картофеля, овощей, молока и мяса. Общая посевная площадь хозяйства составит 0,44 га. Из них под картофелем будет занято 0,43 га, под овощами - 0,01 га. Валовая прибыль модельного фермерского хозяйства составит 27 тыс. руб. в год, уровень рентабельности -13%.

Второй вариант: модель К(Ф)Х, специализирующегося, главным образом, на производстве мяса (табл. 4). Планируется, что хозяйство будет заниматься производством мяса крупного рогатого скота. Валовое производство мяса запланировано на уровне 2480 кг. Уровень товарности по мясу составит 85,9%., выручка от реализации продукции - 234 300 руб. Валовая прибыль модельного фермерского хозяйства заложена в 28 940 руб. в год. Уровень рентабельности составит 14%.

Таблица 4

Основные параметры .11IX предпринимательского типа мясной специализации

Показатель Параметры

Число работников, человек 4

Площадь земельного участка, га 157

в т.ч. пашня 17

сенокосы 84

пастбища 56

земли под постройками 0,2

Реализация мяса, кг 2130

Выручка от реализации, всего, руб. 234 300

Затраты, руб. 205 360

Прибыль, руб. 28 940

Разработанные модели ЛПХ предпринимательского типа позволяют определить экономические критерии в условиях Республики Бурятия, по которым можно рассматривать владельцев ЛПХ в качестве фермеров. Среди них:

- площадь земельного участка более 60 га;

- поголовье крупного рогатого скота более 10 голов;

-уровень товарности продукции более 30%;

- прибыль (доход) от реализации продукции более 1000 долл.

В этой связи считаем, что личные подворья, соответствующие указанным критериям, являются незарегистрированными фермерскими хозяйствами.

И здесь возникает вопрос: каким образом так называемых неформальных фермеров убедить зарегистрировать свои К(Ф)Х? При решении данной проблемы рассмотрим зарубежный опыт. В странах, где сложились рыночные отношения (США, Канада, Франция и т. д.), деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей диктуется органами власти путем разработ-

ки и принятия законодательных и нормативных актов. Эти документы жестко регламентируют обязанность выполнения принятых норм, правил и ограничений. Правительство не принуждает предпринимателей заниматься тем или иным видам деятельности, но если фермер входит в эту сферу экономической деятельности, то он обязан соблюдать правила игры2.

Поэтому считаем необходимым внести дополнительно в Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» статью о необходимости обязательной государственной регистрации ЛПХ в качестве К(Ф)Х, в случае если ЛПХ является основным источником занятости сельской семьи и приносит доход свыше 1000 долл. в год. Такое изменение в законодательстве позволит увеличить сумму налоговых поступлений в региональный бюджет и сумму поступлений в пенсионный фонд, решит проблему сельской безработицы и пенсионного обеспечения сельских жителей.

Учитывая сформировавшееся пассивное отношение владельцев ЛПХ к процессу трансформации личных подворий в К(Ф)Х, следует активизировать работу информационно-консультационной службы в этом направлении. Сельчан необходимо убедить, что, имея хозяйство больших размеров, выгоднее стать фермером, чем оставаться владельцем ЛПХ.

В первую очередь это связано с размерами земельных участков. Действующее законодательство устанавливает ограничения на земельные участки ЛПХ. Для ведения ЛПХ можно использовать земельный участок в черте поселений (приусадебный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Их предельные размеры устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Для фермеров как таковых ограничений на размеры земельных участков нет. Об этом ничего не сказано в ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Другим не менее важным условием является возможность получения большей суммы кредита. Так, национальный проект предусматривает предел суммы кредита для ЛПХ в 300 тыс. руб., тогда какдляК(Ф)Х- в Юраз больше (3000 тыс.руб.).

Государство будет способствовать формированию фермерства, в частности, если будут предусмотрены:

- льготное кредитование (в денежной или товарной форме);

- льготное налогообложение;

- гарантированная скупка части произведенной продукции по фиксированным ценам.

Подводя итоги, отметим, что в условиях Республики Бурятия владельцы ЛПХ еще не готовы к созданию К(Ф)Х на базе ЛПХ. Это подтверждается результатами опроса владельцев ЛПХ по оценке предпринимательских способностей. Только 24% опрашиваемых обладают предпринимательскими способностями. Проводимые исследования также показали, что большинство населения не приемлет идеи фермерства. Это можно объяснить как нежеланием брать ответственность и риски на себя, так и привычкой к различным формам коллективной производственной деятельности.

Разработанные нами модели ЛПХ позволяют определить минимальные значения критериев, по которым ЛПХ можно рассматривать как фермерские.

Изменение действующего законодательства по вопросу обязательной государственной регистрации ЛПХ в качестве К(Ф)Х, в случае если ЛПХ остается основным источником занятости сельской семьи и приносит доход свыше 1000 долл. в год, будет способствовать активизации процесса трансформации в крестьянские (фермерские) хозяйства.

На наш взгляд, чтобы превратить ЛФХ в более мощный источник поступления продуктов питания и трансформировать их в К(Ф)Х, необходима комплексная система мер по оказанию сельским жителям всесторонней помощи в их трудовой деятельности как на региональном, так и на местом уровне (на уровне сельских администраций).

Таким образом, условиями трансформации ЛПХ в К(Ф)Х, на наш взгляд, являются:

-наличие предпринимательских способностей и желание владельцев ЛПХ преобразовать свое подворье в К(Ф)Х;

- наделение средствами производства, в первую очередь землей. Хуторское расселение позволит повысить эффективность К(Ф)Х;

- трансформация ЛПХ в К(Ф)Х требует увеличения средств производства (техники, поголовья скота и т. п.). В связи с этим необходима программа государственной поддержки К(Ф)Х.

До начала реализации приоритетного национального проекта федеральная власть практически не проводила по отношению к ЛПХ целенаправленной политики, ограничившись принятием соответствующего закона и освобождением от налогов (кроме земельного). Государственная поддержка остается не эффективной. Об этом свидетельствуют факторы, ограничивающие развитие ЛПХ, - недостаток финансовых средств, неплатежеспособность потребителей, диспаритет цен на материально-технические ресурсы и продукцию сельского хозяйства, слабая материально-техническая база, высокие ставки по кредитам, недостаток реальных прав и полномочий и др.

Основные направления государственной поддержки ЛПХ населения Республики Бурятия на региональном уровне и на уровне администраций представлены на рис. 1 и 2.

Несомненно, что реализация мероприятий по рекомендуемым основным направлениям государственной и муниципальной поддержки будет способствовать:

- повышению статуса ЛПХ;

-укреплению прав владельцев ЛПХ на землю, повышению их залогового обеспечения, созданию условий для роста занятости и доходов сельского населения, увеличению поступлений в пенсионный фонд;

- укреплению материальной базы ЛПХ;

- повышению производительности труда, увеличению объемов производства и товарности ЛПХ.

Рис. 1. Направления государственной поддержки ЛПХ населения Республики Бурятия на региональном уровне

Рис. 2. Направления поддержки ЛПХ населения Республики Бурятия на уровне сельских администраций

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Экономика / под ред. АГ. Грязновой, И.П. Николаевой, В.М. Кадыкова. М.: Единство, 2001.

2 Чаянов А.В. Избранные труды. М.: Финансы и статистика, 1991.

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯРАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ АПК РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

Основу экономики Республики Калмыкия составляет сельскохозяйственное производство, приоритетным направлением которого в свою очередь остается животноводство. Так, из 6,1 млн га сельских угодий 84% площадей занято под сенокосы и пастбища. Из 112 хозяйств Калмыкии 82% специализируется на разведении овец и крупного рогатого скота мясного направления. Такая ориентация экономического развития Калмыкии имеет глубокие исторические корни, поскольку традиционный жизненный уклад калмыков опирается на развитие животноводства.

В настоящее время в результате общих кризисных процессов (неплатежи за продукцию, диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неэффективность финансово-кредитной и налоговой политик и т. п.), характерных для экономики страны в целом, а также недостаточного развития нормативно-правовой базы по широкому кругу организационно-правовых, земельных, социальных и других вопросов деятельности агропромышленных товаропроизводителей основная отрасль республики - сельское хозяйство -остается убыточным.

Эго сказалось отрицательно на социально-экономических показателях Калмыкии. Ухудшилось материальное положение населения, усилилась внутренняя миграция из села в город, растет число безработных, особенно среди молодежи, удельный вес которых в общей численности безработных составил в 2007 г. около 47%. Усилилось негативное воздействие проблемы обеспечения занятости и на другие социальные стороны жизни общества: ухудшаются показатели здоровья населения, образования, демографических процессов, роста преступности.

Налицо две актуальные, взаимозависимые и требующие решения проблемы - сохранение существующего потенциала сельского хозяйства и обеспечение занятости населения1.

Для развития сферы предпринимательства в АПК существенным является проведение качественного анализа особенностей развития данной категории сельхозтоваропроизводителей и определение приоритетов в его поддержке. Проблемы предприятий АПК группируются по двум направлениям: возникающие в период организации и появляющиеся в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

В нашей стране действует программа с целью создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства. Создание малых предприятий в АПК имеет большие возможности с точки зрения как выбора направлений деятельности, так и способа их организации. Хотя в АПК и наблюдается жесткая конкуренция, для производителей и переработчиков сельсюхозяйствен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.