Научная статья на тему 'Экономические методы оценки качества воспитательной работы вуза'

Экономические методы оценки качества воспитательной работы вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА / КАЧЕСТВО ВОСПИТАННОСТИ ВЫПУСКНИКА / КАЧЕСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВУЗА / CIVIL QUALITY / THE QUALITY TO BREEDING OF THE GRADUATE / THE QUALITY EDUCATIONAL WORKING THE HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухочев Виктор Иванович

В статье рассмотрена проблема оценки качества воспитательной работы вузов. Автор предлагает экономические методы оценки качества индивидуальной и общей воспитательной работы, проводимой в вузах. С целью апробации предлагаемых методик проведены демонстрационные показательные расчеты качества воспитанности выпускников и общей воспитательной работы вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC METHODS OF THE ESTIMATION QUALITY EDUCATIONAL WORKING THE HIGH SCHOOL

Problem of the estimation quality educational of the work high school is considered in article. The Author offers the economic methods of the estimation quality individual and the general educational of the work, conducted in high school. For the reason approbations of the proposed methodses are organized demonstration significant calculations quality to breeding graduate and general educational of the working the high school.

Текст научной работы на тему «Экономические методы оценки качества воспитательной работы вуза»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВУЗА

УДК 338.46:37

Виктор Иванович Сухочев

ректор Кумертауского института

экономики и права, кандидат

экономических наук

Тел.: 8 (34761 ) 4-03-52, 4-17-58,

E-mail: kiep-rektor@mail.ru

В статье рассмотрена проблема оценки качества воспитательной работы вузов. Автор предлагает экономические методы оценки качества индивидуальной и общей воспитательной работы, проводимой в вузах. С целью апробации предлагаемых методик проведены демонстрационные показательные расчеты качества воспитанности выпускников и общей воспитательной работы вуза.

Ключевые слова: гражданские качества; качество воспитанности выпускника; качество воспитательной работы вуза.

Viktor Ivanovich Suhochev

the rector Kumertauskogo institute of the

economy and jurisprudence, candidate of the

economic sciences,

Tel.: 8 (34761 ) 4-03-52, 4-17-58,

E-mail: kiep-rektor@mail.ru

ECONOMIC METHODS OF THE ESTIMATION QUALITY EDUCATIONAL WORKING THE HIGH SCHOOL

Problem of the estimation quality educational of the work high school is considered in article. The Author offers the economic methods of the estimation quality individual and the general educational of the work, conducted in high school. For the reason approbations of the proposed methodses are organized demonstration significant calculations quality to breeding graduate and general educational of the working the high school.

Keywords: civil quality; the quality to breeding of the graduate; the quality educational working the high school.

1. Введение

В законе РФ «Об образовании» подчеркнуто, что под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательный цензов) [1, с. 3]. Следовательно, образование это не только процесс обучения, но и процесс воспитания студентов. Таким образом, воспитательная работа высших учебных заведений, исходя из правовой формулировки понятия «образование» наряду с работой по обучению, является одним из основных направлений деятельности высших учебнык заведений. В то же время исследования показали, что проблемы поиска наиболее эффективных методов оценки качества воспитанности выпускников и качества воспитательной работы, проводимой в российских вузах, до сих пор находятся в стадии разрешения. Однако прежде, чем предложить методики оценки качества, вначале сформулируем определение вышеобозначеннык категорий.

По нашему мнению, качество воспитанности выпускника вуза - это уровень его воспитанности, выфаженныш через соотношение количества качественно сформированных у выпускника гражданских качеств и общего количества востребованных обществом гражданских качеств и отражающий степень удовлетворения потребностей всех заинтересованный субъектов.

А что же такое качество воспитательной работы? Как нам представляется, качество воспитательной работы (услуги) - уровень процесса воспитания обучающихся (воспитанников), выфаженныш через соотношение количества качественно воспитанных вытускников и общего количества выпускников вуза и отражающий степень удовлетворения потребностей всех заинтересованных субъектов.

Анализ структуры воспитательной работы показывает, что воспитательная работа вуза состоит из индивидуальной воспитательной работы, направленной на каждого конкретного студента, результатом которой должно быть повышение уровня (качества) воспитанности выпускников и общей воспитательной работы, проводимой со всем студенческим коллективом, результатом которой должно быть повышение уровня (качества) воспитательной работы вуза. Этот вывод сделан на основе анализа и обобщения воспитательного процесса, проводимого в вузах, который показывает, что отдельные воспитательные меры ориентированы на конкретного студента с учетом уровня его воспитанности, а другие мероприятия носят общемассовый характер и нацелены в целом на весь студенческий коллектив.

С учетом того, что в последнее время вопросам организации воспитательной работы уделяется более пристальное внимание со стороны как самих вузов, так и органов управления в сфере образования, следовательно, и актуальность проблемы разработки наиболее эффективных методов оценки качества воспитательной работы вузов существенно возрастает.

Нередко можно услышать высказывания педагогов о том, что результаты воспитательной работы в виду ее многогранности и сложности невозможно оценивать с помощью цифр и количественны« показателей. Однако, на наш взгляд, такая позиция педагогов не совсем обоснована. Как нам представляется, результаты любой работы, в том числе и воспитательной, должны и могут быть оценены. В России достаточно большое количество как учебных, так и воспитательных учреждений. На их содержание и организацию воспитательной работы выделяются немалые бюджетные средства. И общество должно знать, насколько эффективно используются эти государственные средства. То, что в процессе воспитания молодежи не всегда можно добиться желаемых результатов экономисты прекрасно осознают. Но то, что любое воспитательное мероприятие дает, пусть небольшой, но все - таки положительный эффект оспаривать не будут даже педагоги. В процессе воспитательного воздействия на студентов, хотят того они или нет они становятся воспитание, кто - то в большей степени, кто - то в меньшей, но все равно результаты будут. И эти результаты должны подвергаться качественной и количественной оценке.

Такого же мнения придерживается и профессор Е.А. Певцова, которая отме-

чает: «Система государственного контроля уровня образованности студентов вуза включает диагностику исключительно обученности, но не воспитанности субъектов образовательных правоотношений. Это находит отражение и в новом поколении стандартов, что противоречит пониманию образования как процесса не только обучения, но и воспитания. Состояние инновационного потенциала высшего учебного заведения оценивается государством по известным показателям, имеющим нормативное выражение, среди которых, однако фактически нет педагогически обоснованного критерия воспитанно-сти»[2, с. 50 - 51].

Проблема поиска наиболее оптимальных методов оценки качества воспитанности выпускников и воспитательной работы вуза существует не первый год. В то же время, с учетом многогранности и сложности воспитательного процесса эффективных методов оценки качества воспитанности студентов и уровня воспитательной работы вуза до сих пор нет. Действительно, кто и как должен оценить насколько сформированы у студента такие качества как честность, порядочность, уважение к старшим, любовь к Родине и семье и т.д. Максимум, что можно сегодня услышать о качестве воспитанности студента, то это фразы: «Какой воспитанный молодой человек!» или наоборот: «Какой невоспитанный молодой человек!» Однако эти субъективные бытовые оценки уровня воспитанности выпускника вуза уже не могут устраивать ни общество, ни работодателей.

Таким образом, назрела необходимость в разработке наиболее эффективного механизма оценки качества воспитанности выпускников и общей воспитательной работы, проводимой в вузе с использованием экономических методов.

В качестве ориентиров оценки состояния индивидуальной и общей воспитательной работы вуза мы рекомендуем использовать следующие критерии и показатели.

Так, в частности, критерием качества индивидуальной воспитательной работы, проводимой с каждым студентом вуза предлагаем считать - максимальное удовлетворение потребностей индивида, родителей, работодателей и общества в гражданских качествах выпускника (воспитанность выпускника вуза), а показателем качества, в рамках данного критерия - соотношение коли-

чества качественно сформированных у выпускника вуза гражданских качеств и общего количества востребованных обществом гражданских качеств (качество воспитанности выпускника вуза), выраженное в процентах.

Критерием качества общей воспитательной работы вуза предлагаем считать - максимальное удовлетворение потребностей гражданского общества в качественно воспитанных, общественно активных выпускниках вуза (эффективность воспитательной работы вуза), а показателем качества в рамках данного критерия - количество качественно воспитанных, общественно активных выпускников вуза от общей численности выпускников вуза (качество воспитательной работы вуза).

Для оценки качества воспитанности выпускников и воспитательной работы, проводимой в масштабах вуза, предлагаем следующие методики, в основе которых положены вышепредло-женные критерии и показатели качества.

2. Оценка качества воспитанности выпускников вуза

В последнее время, Федеральная служба по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) в ходе аккредитации вузов повышенное внимание уделяет вопросам организации воспитательной работы. Оценку качества воспитательной работы дает эксперт из числа членов комиссии Рособрнадзо-ра и которая представляет собой письменное заключение. Как показывает практика, данное заключение по своей сути представляет собой расплывчатую информацию в виде перечня проведенных вузом общественных и культурно -массовых мероприятий. К сожалению, такой метод оценки качества воспитательной работы вуза уже не устраивает гражданское общество. Как справедливо отметила профессор Е.А. Певцова, практика показывает, что вузы выстраивают свою концепцию, ориентируясь на общие декларативные фразы: улучшить воспитание, сформировать патриотические чувства у молодежи, честность и т.д. Такие установки, подчеркивает она, не более чем фикции, с которыми привыкли мириться. Сегодня, по мнению Е.А. Певцовой, необходима принципиально иная технология оценивания уровня воспитанности [2, с. 50 -51].

Для расчета качества воспитанно с-ти выпускника вуза в рамках критерия - удовлетворение потребностей обще-

Экономика, Статистика и Информатика

ства в гражданских качествах выпускника вуза предлагаем следующую формулу:

К = (к / к) х 100%, (1)

в у сгк гк' ^ у '

где К - качество воспитанности выв

пускника вуза, (%);

ксгк - количество сформированных у выпускника вуза востребованных обществом гражданских качеств;

кгк - общее количество востребованных обществом гражданских качеств.

На первый взгляд, наиболее сложной для вуза, является проблема определения общего перечня востребованных обществом гражданских качеств выпускников и оценка уровня сформи-рованности у каждого выпускника этих качеств. Для разрешения этой проблемы экономистам нужна помощь ученых - обществоведов (социологов, политологов, психологов). В то же время не дожидаясь помощи обществоведов уже сегодня можно предложить минимальный перечень необходимых гражданских качеств, наличие которых в индивиде, на наш взгляд, будет в основном удовлетворять потребности гражданского общества. К ним предлагаем отнести следующие качества:

■ патриотизм;

■ любовь к семье;

■ уважение к старшим;

■ отсутствие вредных привычек;

■ креативность;

■ гражданственность;

■ гуманность;

■ честность;

■ скромность;

■ законопослушность;

■ любовь к Родине;

■ справедливость;

■ тактичность;

■ забота о младших;

■ вежливость;

■ толерантность;

■ общественная активность.

Данный перечень не должен быть

раз и навсегда закрытым. Он может дополняться и представителями общественности, и учеными, и представителями вузов. Гражданские качества, которые необходимо сформировать у каждого члена общества, по нашему мнению, есть категории конкретно -исторические, поскольку на разных этапах развития государства могут расширяться и требования общества к гражданским качествам личности. Мы прекрасно осознаем, что предложенный перечень далеко не совершенен, однако уже сегодня этот перечень позволяет производить оценку качества воспи-

№3, 2010

танности выпускников вуза.

Следующая проблема, которую необходимо разрешить вузу, это проблема определения у каждого студента -выпускника степени сформированно-сти вышеперечисленных гражданских качеств, то есть какие и на каком уровне сформированы у него эти качества. Для разрешения этой проблемы в первую очередь необходимо определить: кто и как может оценить, какие и насколько сформированы в каждом выпускнике вуза востребованные обществом гражданские качества? На наш взгляд, это могут сделать только люди, контактирующие с ним постоянно на протяжении всего срока обучения в вузе. В первую очередь - это студенты - одногруппники, во вторую, - преподаватели, в третью, - все остальные работники вуза, знающие этого выпускника (коллеги по общественной работе, руководители кафедр и факультетов, члены семьи и т.д.)

Для оценки степени сформирован-ности у выпускников востребованных обществом гражданских качеств предлагаем следующий алгоритм работы. Во-первых, перед выпуском студентов из вуза, всем, кто может дать оценку уровню воспитанности студентов данной учебной группы, необходимо предложить заполнить анкету - характеристику, в которой указаны фамилии всех студентов выпускной учебной группы и перечислены востребованные обще-

ством гражданские качества, с предложением оценить по пятибалльной шкале уровень сформированности у каждого выпускника тех или иных качеств. Образец бланка рекомендуемой анкеты - характеристики представлен в таблице 1. Во-вторых, после проведения анкетирования, т.е. после заполнения анкет - характеристик (может быть даже анонимно) вуз производит обработку результатов опроса - анкетирования и определяет, на каком уровне и какие гражданские качества сформировались у каждого выпускника в ходе его обучения в вузе. К сформированным гражданским качествам выпускника предлагаем относить только те качества, степень сформированности которых была оценена респондентами на «4» и «5».

Таким образом, у вуза будут исходные данные, то есть общее количество востребованных обществом гражданских качеств, а также уровень и количество сформированных у каждого выпускника этих качеств, которые можно будет использовать для оценки качества его воспитанности. Подставляя исходные данные в формулу 1 можно рассчитать качество воспитанности каждого выпускника в относительных единицах, в процентах.

Для апробации предлагаемой методики проведем демонстрационный показательный расчет. Так, например, в результате анкетирования у выпускника вуза из 17 востребованных на нынеш-

нем этапе развития общества, гражданских качеств к концу учебы было сформировано только 9 качеств, то есть по этим 9 качествам у выпускника по результатам обработки большинства анкет (не менее 75 процентов) уровень сформированности того или иного гражданского качества оценена респондентами на «4» и «5». Подставляя исходные данные в формулу 1, получим: Кв = (9 / 17) х 100% = 64%.

Таким образом, уровень сформи-рованности у данного выпускника востребованных обществом гражданских качеств, то есть качество его воспитанности составило 64 процента. По этому показателю можно будет предположить, что потребности общества в гражданских качествах данного выпускника будут удовлетворены только на 64 процента.

Конечно, мы не утверждаем, что предложенная методика оценки идеально отражает качество воспитанности выпускников вуза. В то же время отсутствие в настоящее время вообще какой - либо методики, предоставляет вузу возможность уже сегодня производить оценку качества воспитанности выпускников. Помимо этого, данная методика позволяет комиссии Рособрнадзора оперативно провести оценку качества воспитанности студентов (выпускников) и подготовить соответствующее заключение по качеству индивидуальной воспитательной работы, проводи-

Таблица 1. Анкета - характеристика сформированности у выпускников учебной группы вуза востребованных обществом гражданских качеств

№ п/п Ф.И.О. выпускника Патриотизм Любовь к семье Уважение к старшим Отсутствие вредных привычек Креативность Гражданственность Гуманность Честность Скромность Законопослушность Любовь к Родине Справе дливость Тактичность Забота о младших Вежливость Темпераментность Общественная активность Итого баллов Средний балл Количество сформированных гражданских качеств

1

2

3

4

5

6

7

--- -------------------- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ----

п

мой в вузе с каждым студентом. Помимо этого, используя данную методику, вуз имеет возможность производить оценку качества воспитанности студентов ежегодно в конце окончания учебного года. Таким образом, с учетом результатов ежегодного анкетирования к концу обучения в вузе на каждого выпускника будет сформирована вполне объективная и реальная оценка качества его воспитанности.

Помимо метода определения количества качественно сформированных у выпускника вуза гражданских качеств с помощью предложенной анкеты, путем анкетирования студентов - одно-группников, можно предложить и метод индивидуального тестирования каждого выпускника с помощью компьютерного оборудования на предмет определения у него количества качественно сформированных гражданских качеств. Для этого специалистам в области психологии и педагогики необходимо разработать вопросы тестов и варианты ответов на них, результаты обработки которых позволят оценить: какие и насколько сформированы у выпускника вуза востребованные обществом гражданские качества. В то же время необходимо подчеркнуть, что вопросы теста и варианты ответов на них должны быть сформулированы очень корректно. Кроме этого необходимо учитывать, что при применении метода индивидуального тестирования с помощью компьютерного оборудования будет иметь место так называемый фактор субъективизма, поскольку выпускник будет оценивать себя сам.

3. Оценка качества общей воспитательной работы вуза

Следующая проблема, которая требует своего разрешения, - это проблема оценки качества общей воспитательной работы в целом по вузу. Ранее мы предложили критерием качества общей воспитательной работы вуза считать удовлетворение потребностей гражданского общества в качественно воспитанных, общественно активных выпускниках вуза, а показателями качества в рамках этого критерия - соотношение количества качественно воспитанных, общественно активных выпускников и общего количества выпускников вуза. С учетом того, что нами уже была предложена методика оценки качества воспитанности конкретного выпускника, задача разработки методики оценки качества общей воспитательной работы

вуза несколько упрощается, поскольку по итогам обработки результатов анкет - характеристик (табл. 1), появляется возможность определить к концу обучения в вузе общее количество качественно воспитанных выпускников вуза. К качественно воспитанным выпускником предлагаем относить тех выпускников, у которых, по результатам обработки анкет - характеристик, средний балл сформированности гражданских качеств будет составлять более четырех баллов. Определение же общего количества выпускников вузов не представляет для вуза никакой сложности. Для расчета качества общей воспитательной работы рекомендуем использовать следующую формулу:

К = (к / к) х 100%, (2)

вр кв в

где Квр - качество общей воспитательной работы вуза, (%);

к - количество качественно вос-

кв

питанных выпускников вуза, (чел.);

кв - общее количество выпускников вуза, (чел.)

Для апробации предлагаемой методики проведем демонстрационный показательный расчет оценки качества общей воспитательной работы вуза. Предположим, общий выпуск студентов вуза в текущем учебном году составил 100 выпускников. Из них только 70 выпускников по результатам обработки анкет - характеристик можно отнести к качественно воспитанным выпускникам. Представляя исходные данные в формулу 2, получим:

Квр = (70 / 100) Ч 100% = 70%. Таким образом, качество общей воспитательной работы вуза составляет 70 процентов. Исходя из этого, можно предположить, что потребности гражданского общества в качественно воспитанных выпускниках, подготовленных данным вузом, удовлетворены только на 70 процентов. Оценку качества общей воспитательной работы того или иного вуза можно будет производить на протяжении нескольких лет. Устойчивая тенденция снижения показателя качества общей воспитательной работы обяжет руководителей вуза обратить серьезное внимание на уровень воспитательной работы и принять необходимые меры по повышению эффективности данной работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последнее время, в связи с активизацией общественно - политической жизни в России, появилась необходимость не только в приобщении студентов к активной общественной деятельности, но и в разработке конкретной

методики оценки качества воспитательной работы вуза через показатель количества общественно активных выпускников. В ранее проведенном диссертационном исследовании эффективности воспитательной работы негосударственных профессиональных учебных заведений мы уже вносили предложение для оценки уровня воспитательной работы негосударственных учебных заведений использовать методику с применением показателя - количество общественно активных выпускников [3, с. 87 - 89]. Считаем, что наши исследования не утратили своей актуальности, и вполне применимы при оценки уровня общей воспитательной работы и в государственном вузе. Для расчета качества общей воспитательной работы через показатель общественной активности выпускников предлагаем использовать ранее предложенную формулу 2, заменив в ней показатель - количество качественно воспитанных выпускников на показатель - количество общественно активных выпускников:

К = (к / к) Ч 100 %, (3)

вр у ав в' ^ у '

где Квр - качество общей воспитательной работы вуза, (%);

кав - количество общественно активных выпускников вуза, (чел);

кв - общее количество выпускников вуза (чел).

Определение общего количества выпускников, как мы отметили ранее, не представляет для высшего профессионального учебного заведения особой сложности. Как определить количество общественно активных выпускников и кого относить к этой категории - это проблемы, которые, на первый взгляд, решить непросто, но можно. Для определения общественной активности выпускников высшего учебного заведения представителям общественных и политических объединений совместно с учеными - обществоведами и представителями учебных заведений необходимо разработать критерии общественной активности студентов в период их обучения в высшем учебном заведении. Со своей стороны мы можем предложить перечень отдельных общественных обязанностей, которые можно использовать в качестве критериев отнесения студента к числу общественно активных:

■ староста группы;

■ член студенческого совета учебного заведения;

■ член руководящего органа студенческого научного общества;

Экономика, Статистика и Информатика

№3, 2010

9

■ член редколлегии стенгазеты группы, курса, факультета, вуза;

■ член руководящего органа студенческого самоуправления учебного заведения;

■ ответственный за культурно-массовую работу группы, курса, факультета, вуза;

■ член лекторской группы;

■ член агитационной бригады на период проведения выборов в органы государственной власти;

■ член молодежной общественной организации;

■ член добровольной дружины по охране общественного порядка;

■ член волонтерской группы «молодежь против наркотиков»;

■ член политической партии;

■ член общественного объединения;

■ участник команды клуба «КВН»;

■ член ученого совета вуза, факультета;

■ член бригады по проведению про-фориентационной работы.

Предлагаемые критерии общественной активности выпускников вузов могут изменяться в связи с изменением политической и общественной жизни вуза, страны, региона, города, района. Они не должны и не могут быть постоянными. Руководство вуза совместно с представителями общественности может пересматривать и утверждать их ежегодно. Предлагаемые критерии общественной активности студентов может быть далеки от идеала и совершенства, но в то же время, эти критерии уже сегодня позволяют оценивать общественную активность студентов и эффективность воспитательной работы учебного заведения экономическими методами с помощью конкретных цифр, а не в виде расплывчатых отчетов и информаций о состоянии воспитательной работы.

Отдельные оппоненты могут усомниться в объективности оценок общественной активности студентов, по-

скольку экспертизу общественной активности студентов будут проводить кураторы учебных групп вуза. Для ухода от субъективизма в определении общественной активности выпускника, ее оценку можно проводить коллегиально, - на заседании кафедры, факультета, или на собрании студентов выпускной группы. Коллегиальное обсуждение степени общественной активности выпускника также положительно скажется на воспитательном процессе в данном учебном заведении. В любом случае от учета и оценки общественной активности студентов вуза никто не проиграет.

Мы прекрасно понимаем, что воспитательная работа высшего учебного заведения многоаспектна и ее сложно оценить однозначно. Однако стремиться к усовершенствованию методов оценки качества воспитательной работы по подготовке качественно воспитанных, общественно активных граждан необходимо. Готовя по просьбе студента его характеристику, куратор учебной группы, в любом случае, перечисляет все его общественные заслуги и сформированные гражданские качества. Предлагая методики расчета качества воспитанности выпускников и общей воспитательной работы вуза через показатели количества сформированных в выпускниках гражданских качеств и количества качественно воспитанных, общественно активных выпускников, мы предлагаем в первую очередь наладить конкретный учет сформированных гражданских качеств и общественной активности выпускников. Данная работа может оказать положительное влияние и на самих студентов. Зная, что ведется учет их гражданских качеств и общественной активности, они будут стремиться к активному участию в общественной жизни группы, факультета, вуза, т.е. будет происходить процесс приобщения студентов к общественной деятельности, вырабатываться активная

жизненная позиция, что положительно скажется на процессе их воспитания.

В заключении необходимо отметить, что предложенные методики оценки качества индивидуальной и общей воспитательной работы универсальны и могут быть использованы не только профессиональными, но общеобразовательными учреждениями. Анализ динамики показателей качества воспитательной работы позволит руководителям учебных заведений скорректировать свои управленческие решения, планы и программы воспитательной работы с целью активизации и повышения качества воспитательной работы.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 12-ФЗ от 13.01. 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями. - 8-е изд. - М., Издательство «Ось -89», 2008

2. Е.А. Певцова. Проблемы правового регулирования отношений в области оценки воспитанности и инновации в вузе : вопросы качества образования / / Право и образование, № 6, июнь, 2007

3. Сухочев В.И. Эффективность функционирования негосударственного профессионального учебного заведения в условиях рынка. Дисс. к.э.н. 08.00.05, Уфа, 2006

References

1. The Law to Russian Federation "About formation" 12-FZ from 13.01. 1996 with following change and dopolneniyami. - 8-e izd. - M., Publishers "Axis -89", 2008

2. E.A. Pevcova. Problems of the legal regulation of the relations in the field of estimations of breeding and инновации in high school: questions quality formation // Right and formation, 6, June, 2007

3. Suhochev VI. Efficiency of the operation негосударственного professional educational institution in condition market. Diss. k.e.n. 08.00.05, Ufa, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.