Научная статья на тему 'Экономические контуры формирования интеллектуального ресурса территории'

Экономические контуры формирования интеллектуального ресурса территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНТУРЫ / КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РЕСУРСА / РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боженов С. А., Юрченко В. Н., Кошарный А. В., Кочеткова О. В.

В статье рассматриваются предпосылки формирования и определяются контуры построения системы использования интеллектуального ресурса экономики территории. Подчеркивается, что меры государственного регулирования направлены на обеспечение инновационной безопасности, а рыночные методы регулирования -на построение инновационной инфраструктуры. Установлены критерии государственной поддержки интеллектуального ресурса. Главным итогом формирования интеллектуального ресурса территории выступает становление рынка интеллектуального капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические контуры формирования интеллектуального ресурса территории»

МЕТОДОЛОГИЯ

и ч

ва

ваа

ваа

аа

в

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

Экономические контуры формирования интеллектуального ресурса территории

С.А. БОЖЕНОВ,

заместитель Губернатора Белгородской области, начальник департамента кадровой политики Белгородской области, канд. соц. наук

В.Н. ЮРЧЕНКО,

заместитель начальника департамента -начальник управления развития департамента кадровой политики Белгородской области, канд. юридич. наук

А.В. КОШАРНЫЙ,

зав. кафедрой управления персоналом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет», канд. пед. наук, доцент

О.В. КОЧЕТКОВА,

доцент кафедры управления персоналом государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет», канд. экон.наук

В статье рассматриваются предпосылки формирования и определяются контуры построения системы использования интеллектуального ресурса экономики территории. Подчеркивается, что меры государственного регулирования направлены на обеспечение инновационной безопасности, а рыночные методы регулирования - на построение инновационной инфраструктуры. Установлены критерии государственной поддержки интеллектуального ресурса. Главный итог формирования интеллектуального ресурса территории - становление рынка интеллектуального капитала.

В у r и

п

□□ ч

ппз V...

□ ПС .♦ □□

□ у

Ключевые

слова:

интеллектуальный ресурс, экономические контуры, критерии государственной поддержки интеллектуального ресурса, рынок интеллектуального капитала.

условиях глобализации и интеграции, преобладающих в современном мировом хозяйстве, и модернизации внутреннего институционального состояния российской экономике необходимо выработать свой, присущий только ей, механизм обеспечения экономического роста.

Авторы видят свою цель в том, чтобы показать новую экономику или зарождающуюся экономику знаний как основу экономического роста.

По мнению авторов, построение новой или инновационной экономики - это создание такой системы интеграции государства, бизнеса и, самое главное, населения страны, при которой профессионалы должны быть уверены в реализации своего таланта и получении соответствующих за это благ, в том числе и материальных, особенно на региональном уровне. Данное положение находит подтверждение в заявлении Губернатора Белгородской области Е.С. Савченко о том, что «...формула процветания области - это количество творческих людей, проживающих в ней, умноженное на коэффициент их использования.» (27 марта 2008 г.).

Достичь этого можно путем формирования цивилизованного рынка инноваций при системном взаимодействии и объединении усилий органов государственной власти субъекта Федерации и бизнеса.

В прогнозе социально-экономического развития Белгородской области до 2013 г., который рассматривался на заседании Правительства Белгородской области 29

октября 2010 г., отмечается, что эффективное инновационное развитие экономики - гарант благополучной жизни белгородцев.

Основное внимание в современной экономике следует уделить не инновациям как результату интеллектуального капитала, а интеллектуальному ресурсу как основе получения этого результата - моделированию систем управления знаниями, то есть предварительному этапу формирующейся экономики инноваций (инновационной экономики) в нашей стране. Иными словами необходимо заложить базис новой экономики.

В качестве единицы стоимости интеллектуального ресурса на первый план выходит стоимость профессионала, которая складывается не только из собственно интеллектуального капитала, но и из необходимой для его использования стоимости инфраструктурного и институционального обеспечения. Формула для расчета имеет вид:

CPU.„ - с.„ + с..

(1)

где СРЦВ - стоимость единицы интеллектуального ресурса;

С|В - стоимость интеллектуального ресурса;

С| | - стоимость инфраструктурного и институционального обеспечения использования интеллектуального ресурса.

Таким образом, речь идет о достойном качестве жизни населения области, которое может рассматриваться как основа благополучия территории, а

в сумме - как основа благополучия государства.

Это подтверждает вывод о том, что интеллектуальный ресурс предназначен для устойчивого повышения качества жизни граждан Белгородской области, то есть, по убеждению авторов, в условиях становления экономики знаний может и должен быть осуществлен переход в новое качество жизни (см. формулу (1).

Важно подчеркнуть, что образование относится к унаследованным системам, где действие обусловливается отложенным эффектом. Предел заимствования западных образовательных проектов достигнут, Россия дошла до точки бифуркации1. В этой связи необходимо уделить особое внимание новому понятию «интеллектуальные способности», создать интеллектуальный ресурс и определить, какой эффект будет получен от его использования в будущем. В новой экономике в качестве результата, как считают авторы, следует рассматривать инновации (различные типы и виды).

В этой связи отметим, что использование интеллектуального ресурса способствует формированию стратегического мышления, что в современных условиях является доминирующим фактором создания солидарного общества. Здесь в качестве локальной идеологии, по мнению авторов, выступает формирование интеллектуального ресурса территории, и особенно его стоимости и определения места в структуре экономического роста территории.

1 Бифуркация (от лат. ЬіїигсиБ - «раздвоенный») - термин употребляется в широком смысле для обозначения всевозможных качественных перестроек или метаморфоз различных объектов при изменении параметров, от которых они зависят. Точка бифуркации - смена установившегося режима работы системы. (Прим. ред.)

f ‘s

Предприятие как единица экономики, которая имеет или производит инновации, обладает определенным уровнем инновационного потенциала. Следовательно, по глубокому убеждению авторов, основным механизмом экономического роста в новых условиях должно стать применение инновационного потенциала.

Это объясняется тем, что инновационный потенциал - есть измеритель состояния экономического роста, а масштабы его наращивания устанавливают пределы государственного и рыночного регулирования и обеспечивают баланс развития системы (государство, отрасль, регион, предприятие) при его применении.

Изложенное свидетельствует, что инновационное состояние (инновационность) экономического роста - это состояние, при котором любая социальноэкономическая система обладает инновационным потенциалом.

Инновационный потенциал - это совокупная способность имеющихся в наличии у единицы экономики ресурсов достигать поставленных инновационных целей. В его структуре представляется целесообразным выделить кадровый потенциал или использование интеллектуального ресурса. На этом уровне следует определить базовые параметры, разработать стратегию формирования и выявить функциональные условия применения инновационного потенциала.

В этом случае экономический рост выступает в качестве функции, обусловленной такими зависимыми переменными, как инновационный потенциал, государственная политика, механизм рыночного регулирования и период времени:

вБ=(1Р, Рв, АМ, Т), (2)

где вЕ - экономический рост;

Рв - политика государства;

АМ - рыночное регулирование;

Т - период времени, в течение которого производится оценка эффективности инновационной деятельности единицы экономики.

Применение инновационного потенциала - это система, характеризующая структурные изменения, происходящие как на уровне единичного элемента экономики, выбранной системы, так и государства в целом.

Применение инновационного потенциала

Механизм применения инновационного потенциала состоит из следующих этапов:

О разработка политики государства в определенных направлениях;

О определение рамочных условий (конкретных положений по осуществлению инновационной деятельности; политики в области образования; политики на рынке труда; государственных закупок; финансовой политики; политики регионального и городского планирования; политики в области конкуренции);

О поддержка схем - финансовых стимулов для совместных исследований; совместных исследовательских центров; государственных средств для стартового капитала; финансируемых государством посредников по коммерциализации инноваций; тематических научноисследовательских сетей; содействия мобильности ученых;

О изменения деятельности единичных элементов экономики исходя из установления определенной последовательности: выявление потребностей промышленности страны; налаживание неофициальных контактов в рамках профессиональных объединений; проведение конференций, выставок и использование специализированных средств массовой информации; совместные публикации; мобильность ученых; исследовательские контакты; лицензирование; использование совместных лабораторий;

О создание и взаимодействие инкубаторов, научных парков, инновационных кластеров и посредников по коммерциализации инноваций;

О построение системы кодификации (с высокой и низкой степенью) и практического применения (высокой и низкой степени коммерциализации) инновационного потенциала. В данной системе эксклюзивные патенты (составляют 10%) обладают самой высокой степенью кодификации и практического применения (наиболее коммерциализируемые). Самой низкой степенью кодификации и практического применения обладают «ноу-хау» и опытные образцы (50%); научные работы (20%) имеют наименьшую степень практического применения и наибольшую степень кодификации. Примерно одинаковую (но меньшую, чем другие результаты) степень кодификации и практического применения имеют разработанные, но не используемые технологии (15%) и прототипы (5%).

Отсюда следует, что регулирование инновационности экономическо-

а ::::

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ аза

аа

\ К

го роста - это, действия, ориентированные, во-первых, на стабилизацию, а, во-вторых, на выявление направлений применения инновационного потенциала в рассматриваемой системе.

Исходя из этого, по мнению авторов, в качестве направляющего приоритета экономического роста, обусловленного технологическим развитием и модернизацией, выступает формирование принципов и создание условий для новой инновационной экономики страны или экономики знаний.

Факторы, влияющие на экономический рост

Экономический рост в России во многом является результатом воздействия благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и носит, прежде всего, экстенсивный характер. Потенциал ресурсоориентированной модели экономики практически исчерпан, сложились мощные барьеры на пути ее роста: достигнуты пределы в наращивании добычи сырья и топлива, сокращаются свободные мощности, снижается численность трудоспособного населения, исчерпан запас ценовой конкурентоспособности, существует структурнотехнологическая неоднородность экономики.

Поддержание устойчивых темпов роста требует создания новой модели экономики и институтов развития для преодоления зависимости от экспорта сырья и топлива, что приведет к росту капиталоемкости в связи с реализацией новых проектов, к снижению ресур-соемкости и увеличению производительности труда. Это повысит не только технологическую, но и инновационную конкурентоспособность, обеспечит структурную дифференциацию экономики страны в пользу высокотехнологичного сектора.

В этих условиях позитивное влияние на экономический рост оказывают:

О наличие научных разработок и высокий уровень образования персонала, работающего в научнотехнологическом секторе;

О неизбежная потребность промышленности в обновлении производства;

О значительные капитальные фонды в производственной и научнотехнической сферах;

О наличие в стране накопленного капитала.

К негативным факторам инновационности экономического роста относятся:

О неразвитость отечественного рынка научно-технологических знаний и

МЕТОДОЛОГИЯ

а \ □а

МЕТОДОЛОГИЯ ваз КАЧЕСТВО управления аа а

США Япония Китай Россия

Рис. 1. Доля стран в объеме мирового рынка наукоемкой продукции в середине 2000-х гг.

отсутствие системы коммерциализации технологий;

О технологическое отставание от мирового уровня в большинстве отраслей промышленности;

О острая недостаточность инвестиционных ресурсов в производственном секторе экономики и нехватка бюджетных средств для финансирования инновационных программ; О несоответствие степени развития инфраструктуры инновационной деятельности как масштабам страны, так и потребностям технологического переоснащения производственного сектора экономики.

Инновации в историческом аспекте

Российская экономика вступила в посткризисный период с грузом избыточных инвестиций, не подкрепленных научно-техническим прогрессом. Следовательно, выход из затянувшегося спада возможен исключительно на инновационной основе. Курс на оживление инновационной деятельности любой ценой чреват инфляцией и тиражированием устаревших технологий.

В Советском Союзе среднее технологическое отставание от высокоразвитых стран по большинству отраслей промышленности составляло в середине 1950-х гг. 10-15 лет, а в середине 1980-х гг. уже 20-30 лет. В то время как развитые страны поднимались на постиндустриальный уровень, СССР застрял на индустриальной ступени. Попытки подняться выше не удались, экономика буксовала, а постиндустриальные достижения в известных областях были получены, в основном, за счет потенциала военнопромышленного комплекса.

Российские предприятия попали в своеобразную «инновационную ловушку»: на развитие инновационного потен-

циала средств не хватает по той причине, что невелик спрос на их продукцию, а чтобы производить продукцию, на которую будет большой спрос, нужна модернизация производства, что требует больших инвестиций.

Влияние экономических реформ в России на инновационную деятельность с самого начала было преимущественно разрушительно. В последние годы ситуация начала восстанавливаться. Научные исследования и инновационная деятельность пострадали из-за резкого сокращения финансирования в течение 1990-х гг. прошлого века. Расходы на исследования и разработки сократились с 2% от ВВП в 1990 г. до 0,74% всего за два года, и после достижения 1,28% в 2003 г. расходы снизились до 1,08% в 2006 г. Государство финансирует большую часть научных исследований и разработок, а из бизнеса поступает менее трети средств. Интенсивность расходов бизнеса на исследования и разработки составляет 0,72% от ВВП, что меньше половины пика в 1,57%, достигнутого в 1998 г. Иностранное финансирование исследований и разработок возросло с 1994 г. по 2006 г. с 2% до 9,4% валовых внутренних расходов.

В то же время в середине 2000-х гг. доля инвестиционных ресурсов, направляемых на инновационную деятельность, в 10-15 раз ниже, чем в развитых странах. Объем бюджетного финансирования гражданской науки в десятки раз меньше аналогичных показателей в развитых странах. Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет 2,3 трлн долл., в том числе России -6,9 млрд долл., или 0,3% (рис. 1).

Из 50 макротехнологий, существующих в мире, Советский Союз владел на мировом уровне лишь 12. В современной России нет ни одного комплекса технологий, соответствующего по научно-

му, техническому и организационному обеспечению понятию «макротехнология». Есть отдельные образцы, предприятия, разработки, но утрачена система.

В настоящее время в Германии обновление производства (внедрение инноваций) составляет 73% от общей стоимости производства, а в России - 10%, что требует реформирования всех сфер общественной жизни и, прежде всего, изменения в структуре экономики (при этом рост ВВП, по данным Минэкономразвития России, за 6 месяцев 2010 г. составил 4,2%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновационные вызовы

Авторы полагают, что модернизация в России должна начаться с модернизации личности за счет введения механизмов изменения ее существования и развития, то есть человек сам должен понять и прочувствовать необходимость тех изменений, которые объективно и субъективно произойдут в стране в ближайшей перспективе. Иными словами, приоритетом становится благополучие граждан.

Через призму этого в области высоких технологий при переходе к новой экономике необходимо учитывать определенные вызовы, обусловленные:

О сдерживанием и отсутствием спроса на высокотехнологичную продукцию в силу нехватки экономической мотивации, свободных денег для внедрения инноваций в производстве и, наконец, нежеланием заниматься таким сложным, обременительным и рисковым бизнесом;

О привлечением не только иностранных инвестиций, но и развитием отечественного финансового рынка. В настоящее время Президентом России дано поручение о создании Международного финансового центра в г. Москве;

О обеспечением непрерывности инновационного цикла, то есть координацией действий существующих институтов осуществления инновационной деятельности;

О коррупционной составляющей бизнеса, а также административным влиянием на развитие честной конкуренции.

В условиях новой (инновационной) экономики страны необходимо основываться на том, что результат, касающийся развития критической технологии, часто неосязаем. Ведущие страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), например, США и Япония, публикуют национальные программы развития инноваций, где внимание фокусируется на товарах и услугах (целях), которые

должны появиться в результате инновационной активности, а не на технологиях и программах (средствах). Особенно детально проработан японский национальный проект, в котором приблизительно оценены затраты, сроки, указаны наиболее вероятные фирмы и исследовательские структуры, которые будут реализовывать создание конкретных товаров и услуг. В настоящее время такие документы являются неотъемлемым элементом сильной и продуманной инновационной политики. Их необходимо иметь и в России.

Прежде чем выбирать технологии, заслуживающие государственной поддержки, необходимо определить критерии, которые будут использоваться при таком выборе. По глубокому убеждению авторов, такими критериями являются: ^ интеллектуальный ресурс, который должен иметь стоимость;

^ выработка условий для построения единицы стоимости интеллектуального ресурса;

^ формирование системы поддержки молодых ученых.

И, самое главное, при определении перспектив инновационного состояния (инновационности) экономического роста необходимо опираться на сформировавшиеся в мире прорывные направления. Наиболее существенные прорывы ожидаются в междисциплинарных направлениях, опирающихся на применение нанотехнологий. По масштабам воздействия на экономику и другие сферы жизни общества это направление может со временем встать в один ряд с информационными и биотехнологиями. Однако это станет невозможным при игнорировании достижений в экономической науке, которая в современном обществе, по мнению авторов, является своеобразной системой слежения, позволяющей определить целесообразность того или иного направления роста.

Государственный протекционизм по отношению к науке, технологическим и иным инновациям, инновационному предпринимательству или бизнесу и другим субъектам инновационной деятельности в настоящее время становится нормой и обязательным компонентом проводимой в России экономической и социальной политики. Без прямого, глубокого и масштабного участия государства в становлении национальной инновационной системы не обошлось ни в одной развитой стране мира. Создание в России инновационного центра «Сколково» является, по убеждению авторов, первым шагом на пути построения в стране национальной инновационной системы, под которой предлагается понимать взаимосвязанную совокупность

5

□ В

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ МЕТОДОЛОГИЯ

□ С G

организаций и институтов, осуществляющих превращение научных знаний в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг для обеспечения инновационности экономического роста.

Объектом рыночных мер воздействия на инновационное состояние экономического роста является деятельность систем:

^ генерации научных знаний (научные организации, институты, университеты и т.п.);

^ производства и использования инноваций (промышленные предприятия, консорциумы и холдинги);

^ практической реализации инноваций (институты коммерциализации инноваций).

Исходя из изложенного, как полагают авторы, результатами инновационного состояния экономического роста является переход к постиндустриальному обществу и новому технологическому укладу экономического развития государства, обусловленному как трансформацией народнохозяйственного комплекса, так и кардинальным изменением структуры экономики страны.

Это изменение характеризуется становлением новой (инновационной)экономики или экономики инноваций, обеспечивающей постоянное и устойчивое развитие страны. Экономика инноваций (знаний) в России - это национальная реакция (совместно - государства, бизнеса и населения) на значительные внутренние ограничения, возникающие на пути экономического роста, и на изменения ситуации на мировом рынке; последствия происходящей в мире социальноэкономической революции, в основе которой лежат свои специфические технологии, производственно-технологические системы и производственные отношения.

Построение новой экономики является стратегическим направлением развития нашей страны в первой половине XXI века.

Результатом применения инновационного потенциала является инновация, которая представляет собой инструмент экономического роста. Значит, инновационная экономика или экономика инноваций - это система по формированию, функционированию и реализации инновационного потенциала единичных элементов экономики страны, которая вносит структурные изменения в деятельность объекта и, наоборот, объективно и однозначно продуцируется определенным объектом - социальноэкономической системой предприятия, территории, государства.

Государственная политика в области инноваций

Преодолеть в России существующий кризис возможно при сохранении имеющегося инновационного потенциала, а осуществить последовательный и преемственный переход к экономике знаний удастся путем развития инновационного потенциала единичных элементов экономики. Здесь механизм рыночного регулирования заключается в формировании инновационной инфраструктуры, а политика государства - в обеспечении инновационной безопасности как на внутреннем, так и мировом рынках.

В этом случае основными задачами государственной политики становятся: ^ опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств; ^ неуклонное расширение отечественного рынка наукоемкой продукции; ^ разработка механизма выявления и поддержки развития прогрессивных технологий, освоение которых обеспечит конкурентоспособность

100%

О Оборон« ■Экономический рост ОЗдоровь« и окружающая сред* асоциальная поддержка ученых О Генеральные фонды университетов О Другое

Рис. 2. Основные направления применения инновационного потенциала (расходы на исследования и разработки) в мировом хозяйстве в 2008 г. , % от бюджета страны (Источник: OECD, Research & Development Database, December 2009.)

МЕТОДОЛОГИЯ

и ч

ва

ваа

ваа

аа

в

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

%

40

« Доля "молодых’ фирм (до 5 лет). примемяюи*1х инновационный потенциал »Доля патентов полученных 'молодыми" фирмами

Рис. 3. Результаты применения инновационного потенциала на «молодых» фирмах в 20052007 гг. (Источник: OECD, HAN Database, October 2009 and Bureau Van Dijk Electronic Publishing, August 2008)

российских предприятий на мировом рынке.

Эти меры способствуют формированию системы использования результатов инновационной деятельности, которая будет являться основой национальной инновационной системы и позволит органично влиться в мировую практику развития инновационной экономики, где происходят качественные сдвиги, демонстрирующие значительную перегруппировку факторов и источников, определяющих экономический рост.

В современной экономике выбор пал на инновации, которые рассматриваются как инструмент формирования хозяйственного механизма, соответствующего уровню развития производительных сил общества (рис. 2).

Рис. 4. Влияние интеллектуального ресурса на рост ВРП

Инновация как экономическая категория выражает отношения между субъектами инновационной деятельности по созданию, освоению и распространению новшеств, которые представляют собой оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований и разработок в какой-либо сфере деятельности, направленный на повышение ее эффективности. Иными словами, инновации отражают внутреннюю существенную и устойчивую связь результатов взаимодействия между субъектами, которая обусловливает их упорядоченное изменение, и в целом системное изменение объекта, продуцирующего эти действия.

Такое представление инноваций определяет наличие и состояние связей между структурными элементами инновационной экономики и обусловливает экономический рост, оценка которого происходит на основе устойчивости развития инновационного потенциала единицы экономики.

Динамика данных изменений в значительной степени определяется потребностями в экономическом росте и возможностями удовлетворения прогнозируемого уровня роста (рис. 3).

Освобождение от устаревших фондов, санация производства для инновационного наполнения новых инвестиций становятся обязательным условием этапа депрессии в нормальном рыночном хозяйстве, что происходит в настоящее время в формирующейся экономике инноваций нашей страны, которая, по мнению авторов, устанавливает

количественные и качественные параметры развития экономической системы как государства, так и другого уровня сложности.

Вопрос взаимосвязи инновационной деятельности и развития экономических систем (в частности, степень соответствия инновационного потенциала, которым обладает система, параметрам ее развития) требует рассмотрения потому, что наращивание масштабов инновационной деятельности далеко не всегда приводит к позитивному изменению экономического положения той или иной системы, а при определенных условиях может вызвать даже негативный результат. Во избежание этого необходимо корректно подходить к выработке стратегии развития инновационного потенциала и обязательно учитывать степень соответствия потребности системы в повышении применения инновационного потенциала имеющимся возможностям удовлетворения экономического роста.

По мнению авторов, главным итогом формирования интеллектуального ресурса территории выступает становление рынка интеллектуального капитала Белгородской области. Влияние интеллектуального ресурса на валовой региональный продукт (ВРП) показано на рис. 4.

В последнее время Россия добилась существенного прогресса в формировании политики государства и государственном управлении инновациями, регулировании инновационного потенциала единичных элементов экономики. В частности, разработаны: Закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг; Закон, регламентирующий упрощенный порядок признания научных степеней, званий и дипломов; Закон о национальном исследовательском центре «Курчатовский институт»; Закон, регулирующий вопросы производства, передачи и потребления тепловой энергии и др.

Например, в Белгородской области принят Закон, регламентирующий осуществление инновационной деятельности и реализацию инновационной политики на территории региона2. В соответствии с этим законом разработаны:

^ методика оценки инновационного потенциала промышленного предприятия, которая включена в механизм государственной поддержки инновационной деятельности на территории области;

^ экономический инструментарий регулирования инновационного потенциала предприятия промышлен-

2Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области: Закон Белгородской области [принят Белгородской областной думой 24 сентября 2009 г.] от 1 октября 2009 г. № 296.

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

5

□ В QQG QQC

□ С G

МЕТОДОЛОГИЯ

ности, который применяется в экспертизе инновационных проектов, разрабатываемых и реализуемых на предприятиях и в организациях области;

^ система развития инновационного потенциала единицы хозяйствования, которая выступает одним из условий формирования инновационной политики Белгородской области. Для восстановления прежнего положения страны в мировой науке и технике принята государственная стратегия развития науки и инноваций до 2015 г., призванная совершенствовать программы государственного финансирования развития связей науки и промышленности, созданные для поддержки исследований и разработок в приоритетных отраслях экономики (в том числе космической и авиационной, нанотехнологий, биотехнологий и программного обеспечения), а также развития человеческих ресурсов в сфере науки и техники.

Изложенные меры и инициативы позволяют утверждать, что инновационное состояние (инновационность) экономического роста - это необходимое и достаточное условие пе-

рехода к инновационному пути развития региона. Таким образом, инновационный потенциал представляет собой не только параметр экономического роста, обеспечивающий его устойчивость, но и структурный компонент экономического развития, фактор формирования интеллектуального ресурса территории.

В Белгородской области сделаны первые шаги на этом пути:

3

разработана долгосрочная целевая программа «Формирование и развитие системы региональной кадровой политики» на 2011-2015 гг., рассмотренная на заседании Совета по кадровой политике при Губернаторе Белгородской области 21 октября 2010 г., где Губернатор области Е.С. Савченко отметил, что кадровый ресурс - движущая сила успешного развития региона; на заседании Правительства Белгородской области 29 октября 2010 г. Губернатор призвал руководство предприятий области системно подойти к работе по выявлению и привлечению талантливых, трудолюбивых молодых людей, чтобы сохранить и рационально применить име-

ющийся достойный кадровый потенциал на территории Белгородчины.

В 2011-2013 гг. планируется продолжить формирование региональной инновационной системы на территории Белгородской области. В рамках создания интеллектуального ресурса территории в состав региональной инновационной системы будут включены национальный исследовательский университет «Белгородский государственный университет», а также Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, на базе которого совместно с ГК «Роснано» и Российской академией архитектуры и строительных наук планируется создать национальный инновационный образовательный центр. Все это будет способствовать повышению качества подготовки специалистов в сфере инновационного менеджмента, улучшению качества собственной продукции, ее конкурентоспособности, импортозаме-щению товаров.

Главным итогом намеченных экономических контуров формирования интеллектуального ресурса территории будет становление рынка интеллектуального капитала Белгородской области. ■

Литература

1. Васин В.А., Мин-дели Л.Э. Национальная инновационная система: предпосылки и механизмы функционирования, М.: ЦИСН, 2002. 144 с.

2. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учеб. пособие. М.: Дело, 2003. 512 с.

3. Индикаторы инновационной деятельности. Стат. сб. М.: ГУ ВШЭ, 2004. 175 с.

4. Шумпетер Й. Теория экономического развития / Пер. с нем. В.С. Автономова и др.; Под общ. ред. А.Г. Ми-лейковского. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

НОВОСТИ

НОВОСТИ

НОВОСТИ

НОВОСТИ

НОВОСТИ

I I

\

Первый российский суперкомпьютер

Группа компаний «Т-Платформы» -ведущий поставщик систем, программного обеспечения, услуг и решений для высокопроизводительных вычислений - выиграла открытый конкурс на поставку и наладку оборудования для второй очереди расширения суперкомпьютера «Ломоносов» в МГУ им. М.В. Ломоносова. Контракт на сумму 770 млн руб. предусматривает наращивание суммарной производительности суперкомпьютера до 1,3 Петафлопс (квадриллионов операций в секунду).

В настоящий момент идет завершающий этап поставки и настройки дополнительного оборудования первой очереди суперкомпьютера «Ломоносов», что позволит установке достичь пиковой производительности в 510 Тфлопс. Вторая очередь суперкомпьютера пиковой производительностью 800 Тфлопс на операциях с двойной точностью будет построена на базе новейшей гибридной блейд-системы «Т-Платформы» TB2-TL™ с графическими процессорами NVIDIA Tesla™ X2070. Благодаря уникальной вычислительной плотности новой платформы для расширения «Ломоносова» потребуется всего 8 стандартных шкафов с вычислительным оборудованием, каждый из которых обеспечит пиковую производительность в 100Тфлопс на операциях с двойной точностью. Новое решение позволило МГУ снизить стоимость единицы вычислительной мощности до рекордной отметки в 31 тыс. долл. за 1 терафлопс.

В комплект поставки также входят дополнительные 100 ТБ высоконадежной системы хранения пользовательских данных, а объем системы архивирования вырастет до 1 ПБ. Проект предусматривает расширение сетевой инфраструктуры системы, в то время как наращивания инфраструктуры питания и охлаждения не потребуется: инженерная инфраструкту-

ра, поставленная в рамках первого этапа строительства суперкомпьютера «Ломоносов», была изначально рассчитана на расширение системы до

1 Пфлопс. Работающая в настоящее время первая очередь «Ломоносова» на базе процессоров Intel® Xeon® будет объединена с новой гибридной системой на базе графических процессоров с помощью интерконнекта, что позволит двум системам функционировать как единое целое. ■ www.t-platforms.ru

TechEd 2010: SAP объединил ИТ-экспертов

12 ноября 2010 г. компания SAP, специализирующаяся на разработке программных решений для управления ресурсами предприятия и соответствующих приложений, провела первый телемост для ведущих российских экспертов и практиков по обсуждению новых технологий управления бизнесом. Участников дискуссии связал телемост между офисами SAP в Москве и крупнейших городах России.

Основной темой телемоста стало обсуждение готовности российских компаний к новым моделям работы с бизнес-информацией и инновационным подходам к управлению. Отправной точкой дискуссии стали темы, которые затрагивались на октябрьском мероприятии SAP TechEd, которое прошло в Берлине: новые возможности для клиентов SAP, появившиеся после включения продуктов и решений Sybase в продуктовую линейку вендора, новые технологии In Memory в приложениях SAP, развитие модели On Demand, управление документооборотом, обеспечение соответствия бизнес-процессов и мастер-данных.

В телемосте приняли участие представители компаний-лидеров в своих отраслях: М.видео, МТС, T-Systems, Эльдорадо, IBM, Itelligence, Эвола, ТНК-BP и др., а также ведущие эксперты и топ-менеджеры SAP. Телемост открыл генеральный директор SAP СНГ Владислав Мартынов.

За время трансляции на сайт www.sapland.ru зашли более 3700 посетителей. ■

www.sapland.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

NEWS

NEWS

NEWS

NEWS

NEWS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.