ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ И НАЛОГОВАЯ МОТИВАЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Кальсин Андрей Евгеньевич
доктор экономических наук, профессор. Ярославский филиал НОУ ВПО «Институт управления», директор филиала
г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье раскрыто содержание налоговой мотивации в контексте экономического интереса при государственном регулировании экономики. Рассматривается влияние интересов экономических субъектов рыночной экономики на экономический рост.
Ключевые слова: экономические интересы; налоговая система; ставка налога; кривая Лаффера; теневая экономика; государственные интересы
Код УДК: 338.24.01
Annotation. The article deals with the relationship between tax motivation and economic interest in conditions of state regulation of the economy. The author also considers the influence of the economic interests of market economy actors on economic growth.
Keywords: economic interests; tax system; tax rate; Laffer curve; shadow economy; public interest
«Интерес» или «интересы» [6, с. 64] - одно из центральных и наиболее спорных понятий в экономической науке и вообще в общественных науках и истории.
Кроме того, понятие интереса по-прежнему играет центральную роль в современной экономической теории и политической экономии: движимый собственным интересом изолированный индивид, который, свободно и рационально делает выбор между альтернативными вариантами действий после сопоставления их ожидаемых издержек и выгод для себя, т. е. игнорируя издержки и выгоды для других людей и для общества в целом, в значительной мере лежит в основе экономической теории благосостояния. Этот же подход породил такие важные, хотя и дискуссионные результаты для более широкой области наук об общественных взаимодействиях, как теорема о дилемме заключенного и вывод о препятствиях для коллективных действий, возникающих из наличия «безбилетников».
Два существенных элемента характеризуют действие, движимое интересом: сосредоточенность на себе (веН^-сеШегеё-певв), т.е. преобладающее внимание субъекта к последствиям любого обдумываемого действия для себя самого, и рациональный расчет, т.е. систематическое стремление оценивать ожидаемые издержки, выгоды, удовольствия и т.п. Расчет
может считаться доминирующим элементом: если предполагается, что действие основывается только на тщательной оценке издержек и выгод, причем больший вес придается более известным и более квалифицируемым среди них, оно становится сосредоточенным на себе благодаря тому простому факту, что каждый человек наилучшим образом информирован относительно своих собственных удовлетворений и огорчений.
В условиях изменения социально-экономической формы производства возникает общегосударственный интерес, который обеспечивается всей совокупностью отношений производства и распределения и выражается в основном экономическом законе общественного способа производства.
Важное место, на наш взгляд, в этих процессах занимают экономические интересы.
Экономические интересы - это объективные побудительные мотивы деятельности людей, выражающие связь между положением работников в системе общественного производства и их потребностями. Специалистам хорошо известна крылатая фраза Ф. Энгельса о том, что «экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы» [4, с. 715].
Для того чтобы раскрыть их сущность, содержание, место в общественном производстве и функции, необходимо рассмотреть их место и роль в экономической системе.
Простейшими элементами экономической системы являются экономические процессы и экономические явления. Системы более высокого порядка - экономические категории. Они, в свою очередь, являются подсистемой по отношению к экономическим законам. Структурно экономические законы включают в себя следующие компоненты:
• экономические условия, в которых они возникают и действуют, или их генезис;
• требования, поскольку они выражают причинно-следственные связи;
• социальную деятельность масс;
• сферу экономических интересов, которая находится между требованиями и социальной деятельностью масс.
Экономические интересы являются подсистемой по отношению к производственным отношениям. Социальная деятельность масс, в том числе производственная деятельность людей, предопределяется требованиями экономических законов и их экономическими интересами. Иными словами социальная деятельность людей (в том числе, их производственная деятельность) объективно обусловлена, ведет к изменению экономических условий и, следовательно, к возникновению новых требований и экономических интересов. Требования экономических законов и экономические интересы не следует как-то субординировать, они «равноправны», «равнозначны». Попытки выдвинуть на первый план экономические интересы или требования экономических законов отрицательно скажутся на производстве. Если деятельность людей будет основываться только на экономических интересах, то она неизбежно приобретет характер волюнтаризма, что случалось неоднократно в истории нашей страны. Если же деятельность масс будет определяться только требованиями экономических законов, без учета экономических интересов производителей, исчезнут стимулы, материальная заинтересованность людей в развитии производства.
Во-вторых, требования экономических законов, а в значительной мере и экономические интересы людей, объективно обусловлены экономическими условиями, в которых осуществляется деятельность масс.
В-третьих, если экономические интересы есть форма проявления экономических отношений и исходными в них являются отношения собственности, то экономические интересы могут быть
также формой проявления отношений собственности или, во всяком случае, отношения собственности могут быть ведущими, определяющими относительно экономических интересов.
И, наконец, в-четвертых, экономические интересы являются своеобразным побудительным мотивом, движущей силой развития производства. Здесь, по нашему мнению, следует провести известную аналогию с отношениями производства, потребления и потребностей. Производство порождает потребность, формирует ее. Оно же удовлетворяет потребность потреблением. Каждая удовлетворенная потребность порождает новую потребность, которая, в свою очередь, становится побудительным мотивом, движущей силой развития производства. Подобную роль играет и экономический интерес, однако в этом случае движущим стимулом является не только экономический интерес, но и требования экономических законов. Последние должны находиться в полном соответствии с экономическими интересами или, наоборот, экономические интересы людей должны соответствовать требованиям экономических законов. В противном случае их воздействие на производство будет отрицательным, т.е. будет тормозить его развитие.
Основополагающими и определяющими являются экономические интересы, связанные с отношениями собственности, поскольку отношения собственности на средства производства определяют все другие экономические интересы.
Связь экономических интересов с отношениями собственности проявляется и в другом. Мы знаем, что в рамках единства четырех взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих общественного производства: собственно производства, распределения, обмена и потребления -определяющая роль принадлежит собственно производству. А вот такой зависимости между экономическими интересами собственно производства, распределения, обмена и потребления нет. Производство есть присвоение предметов природы, а потребление есть конечное присвоение. А именно конечное присвоение есть сфера наиболее полной реализации экономических интересов. Ну а конечное присвоение, как, между прочим, и все другие этапы присвоения, определяется отношениями собственности. Допускается, что экономические интересы налоговой службы лежат в сфере распределения, можно, на наш взгляд, усмотреть прямую зависимость между реализацией экономических интересов общества в целом и интересов сотрудников налоговой службы.
В целом ряде работ экономический интерес рассматривается как единство объективного и субъективного. Так, А.Г. Здравомыслов утверждает: «Интерес есть определенное единство объективного и субъективного. Объективным моментом интереса является положение субъекта, субъективным моментом - идеальные побудительные силы: желания, стремления, мотивы деятельности» [3, с. 296].
На наш взгляд, правильно выделяет два основных направления исследования сущности экономического интереса. Функционально экономические интересы выражают производственные отношения в аспекте воспроизводства субъектов. Содержание экономического интереса сводится к тому, что последний (экономический интерес) представляет собой единство общего и особенного. Общее заключается в том, что экономический интерес относится к классу категорий, выражающих субъективный аспект производственных отношений. Особенное в экономическом интересе характеризуется теми чертами, которые отличают эту категорию от других субъективных категорий и определяют ее место в их системе: экономический интерес выражает необходимость удовлетворения экономических потребностей.
Например, категорию «заработная плата», определяемую обычно как денежное выражение основной части необходимого продукта, можно рассмотреть в другой плоскости: как тот или иной ее уровень способствует воспроизводству определенного субъекта.
Воспроизводство экономического положения субъекта и его специфической определенности осуществляется через удовлетворение совокупности потребностей. Для удовлетворения этих
потребностей люди вступают в отношения друг с другом. Возникновение же отношений по поводу удовлетворения потребностей означает возникновение экономических интересов [5, с. 68].
Эта общепринятая взаимосвязь обычно конкретизируется по двум направлениям: с каким видом потребностей связаны интересы и как они (потребности и интересы) соотносятся между собой. Решение первой проблемы показывает, что интересы связаны с экономическими потребностями. Главным признаком их экономического характера признается их субъективность, их связь с воспроизводством людей как субъектов экономических отношений.
В потребности в наиболее элементарной форме прослеживается связь, характеризующая воспроизводство субъектов. Поэтому ее (потребность) можно назвать исходной категорией отношений по воспроизводству субъектов. Многие другие понятия, выражающие эту совокупность отношений, являются более конкретными категориями, формами проявления и развития потребностей.
Сложность решения проблемы соотношения категорий «потребность» и «интерес» обусловливается их однопорядковостью. В своей основе они выражают необходимость воспроизводства людей как субъектов общественного производства. Однако интерес не тождествен потребности. Потребности, прежде всего, являются его основой, выступают объектом отношений, выраженным экономическим интересом. Таким образом, экономический интерес как категория экономической теории выражает отношения по поводу удовлетворения экономических потребностей их носителей, в результате чего они воспроизводятся как специфически определенные субъекты этих отношений.
Нам представляется, что экономический интерес есть объективный побудительный мотив деятельности людей. Он выражает связь между положением работников в системе общественного производства и их материальными потребностями. Что же касается потребностей, то их можно определить как способ выражения условий материальной жизни на определенном этапе или уровне развития общества, воспроизводство которых в соответствии с этим уровнем необходимо для жизнедеятельности общества и его членов.
Экономические интересы и потребности людей историчны, определяются в значительной мере условиями материальной жизни общества. Теперь к этому добавим, что исторична и социальная необходимость. Переход от командной к рыночной экономике существенно меняет условия материальной жизни общества. К этому следует добавить, что переход к рынку в нашей стране происходит в условиях глубокого экономического кризиса, при значительном сокращении производства практически во всех сферах человеческой деятельности, в условиях гиперинфляции, постоянно растущей безработицы, резком падении жизненного уровня значительной массы населения страны. Сам по себе переход от командной экономики к рыночным отношениям не прост, сопряжен со многими трудностями, весьма и весьма противоречив. В самом деле: развитие производительных сил от одного исторического этапа к другому связано и характеризуется усилением общественного характера производства.
Своеобразным связующим звеном между потребностью и интересом является социальная необходимость. Конечно, и интерес, и потребность могут принимать общественный, социальный характер. Это одна из их форм. Однако в своем взаимодействии друг с другом они нуждаются в социальной необходимости. В любом современном обществе, будь то капиталистическое, социалистическое, кооперативное, рыночная экономика или командная, необходимы армия, полиция, чиновники и т.д. Эта необходимость навязывается как бы извне, она есть социальная необходимость.
Категория «социальная необходимость» в определенном смысле поднимает потребность и интерес до уровня всего общества. Между тем, как уже отмечалось, потребность и интерес всегда
конкретны, они присущи определенному субъекту: отдельному индивиду, группе лиц: классу, всему обществу. В результате и экономический интерес, и потребность имеют как бы три уровня: отдельного индивида, группы лиц или класса, всего общества. Интересы на этих трех уровнях могут совпадать, а потребности могут быть одинаковыми. Однако чаще всего они не совпадают или совпадают не во всем, а потребности бывают неодинаковыми.
Одной из наиболее эффективных форм управления рыночной экономикой является государственное налоговое регулирование.
Результат экономической деятельности в стране зависит от имеющихся ресурсов и эффективности их использования, которая во многом определяется уровнем потребностей, отношением людей к труду, формами и методами мотивации.
Основные понятия теории мотивации трактуются в литературе по-разному. В частности, нет единства в употреблении понятий «мотивация» и «стимулирование».
Мотивация — это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей. При выборе форм и методов мотивации, прежде всего, необходимо учитывать мотивы людей, т.е. то, что вызывает их действия. Мотивация может осуществляться различными методами: разъяснением, воспитанием, личным примером, системами поощрений и наказаний в иерархии организации и т. д.
Налоговая мотивация является составным элементом экономической мотивации. Она оценивается по результатам деятельности субъектов рыночной экономики, а также по ряду характеристик, определяющих отношение к труду. Одним из проявлений налоговой мотивации являются отношение человека к налогам и своевременность и полнота их внесения в бюджетную систему.
Система налоговой мотивации (стимулирования), как активности личного фактора выступает как бы общей основой развития, выявления и использования источников экономического развития, поскольку именно человеческий фактор имеет здесь решающее значение. Система налоговой мотивации должна быть настолько гибкой и действенной, чтобы улавливать изменения в материальном и нематериальном производстве, соответственно самосовершенствоваться и оказывать стимулирующее воздействие на экономический рост через взаимоувязанную систему экономических интересов, представленную на рис. 1.
Совокупные экономические интересы дифференцированы по видам участников экономической системы, которые оказывают влияние на экономическое развитие страны.
В условиях рыночной экономики необходима ориентация всех субъектов рынка на достижение максимальных конечных народнохозяйственных целей, в числе которых и экономический рост.
Вся система налоговых интересов должна удовлетворяться таким образом, чтобы не допускать превалирования отдельных интересов агентов хозяйствования над другими. Развитие предпринимательской и инновационной активности субъектов рыночной экономики выступает при этом теми формами сочетания интересов, которые дают в современных условиях максимальный эффект в реализации всей системы экономических интересов в налогообложении (рис. 2.)
Экономическая и государственная политика должны быть направлены на оптимальное сочетание экономических интересов через систему налогообложения. Нивелировать негативное воздействие налогообложения можно лишь с учетом интересов субъектов хозяйствования в экономической политике, а также в качественном содержании и структурном построении механизма хозяйствования. Именно он должен выступать практической формой оптимального согласования всех видов экономических интересов посредством системы налогов, превращения их в стимулирующую систему, активно воздействующую на развитие производительных сил.
Рис. 1. Система воздействия на экономический рост через экономические интересы субъектов
рыночной экономики
Интересы личности и социальных групп
Интересы хозяйственных субъектов
Интересы регионов Интересы отраслей хозяйственного комплекса Интересы олигархии
Общественные (государственные) интересы
Рис. 2. Система экономических интересов посредством налогообложения в хозяйственном
комплексе страны
Реализация потенциала экономической системы происходит под воздействием различных факторов, включая внутреннюю и внешнюю политику государства. Названные факторы могут искажать действительное предназначение экономических регуляторов, включая налоги, абстрагируясь от общественных потребностей. Подтверждением отмеченного факта является то, что реализация в российской практике фискальной направленности налоговой системы без создания стимулирующего механизма налогообложения в экономике, приводит к чрезмерному административному изъятию дохода у предприятий и организаций и, соответственно, сужению
налоговой базы за счет свертывания предпринимательской деятельности.
В налогообложении сталкиваются интересы государства и налогоплательщика: государство заинтересовано в достаточности средств для реализации задач экономической и социальной политики, а налогоплательщик - в минимизации налоговых сборов. Как видим, экономические интересы их полярны. И от того, как через налогообложение будет найдена оптимальная граница изъятия, зависят не только уровень поступления налогов в бюджетную систему, но и степень уклонения налогоплательщиков от налогообложения, объемы теневого бизнеса, а также уровень налоговой культуры в обществе.
Иллюстрацией столкновения экономических интересов государства и налогоплательщика может служить закон Лаффера.
В ХХ веке американские экономисты представители экономической теории предложения осуществили графическое моделирование этой зависимости, названной по имени ее создателя -кривой А. Лаффера (рис. 3).
Допустим, реально существующие налоговые ставки равны ТЬ, а налоговые поступления в государственный бюджет - ОЬ (точка В кривой Лаффера). Согласно концепции американского экономиста А. Лаффера уменьшение налоговых ставок вызовет лишь кратковременное сокращение объема государственных доходов. В длительной перспективе эта мера обеспечит рост сбережений, инвестиций, производства, занятости, а, следовательно, совокупных доходов, подлежащих налогообложению. Этот процесс (движение от В к А) возможен, прежде всего, при прогрессивной системе налогообложения и осуществлении такой реформы, которая предусматривает снижение ставок главным образом на высокие доходы и прибыли корпораций. В конечном итоге возрастут государственные доходы, уменьшится дефицит бюджета, более слабым станет эффект вытеснения1, произойдет торможение инфляции и ускорение экономического роста. Критерием оптимальности налоговой политики считается, понятно, максимум государственных доходов в результате налогообложения.
Сектор теневой экономики
Зеркальное отражение кривой Лаффера по оси ОТ
Т
Кривая Лаффера
вь Са С
О
Доходы в распоряжении экономических субъектов
Т-уровень налоговых ставок в процентах, Та - их оптимальный размер,
С - среднегодовой объем государственных доходов в результате налогообложения, Сй - его максимальная величина.
Рис. 3. Кривая Лаффера
Если обратиться к истории, то окажется, что эффект Лаффера был обнаружен в ходе математического исследования двух функций, фиксирующих зависимость налоговых поступлений в бюджет от налоговых ставок на прибыль и на заработную плату. Настоящее исследование показало существование определенного (оптимального) уровня налоговых ставок, при котором функция государственных доходов достигает максимума. В то же время, когда этот уровень больше или меньше оптимальной отметки, наблюдается снижение налоговых поступлений. Только после этого началось подробное изучение эффекта Лаффера с помощью эконометрической техники (для разных стран, для разных периодов и т.п.) и появилось его словесное описание.
Проявление этой зависимости в странах, характеризующихся недостаточно эффективным исполнением налогового законодательства, усиливается еще и выходом экономической деятельности части субъектов из области теневой экономики (рис. 3), то есть приводит к дополнительному приросту налоговых доходов. Численное значение ставки налога, максимизирующей налоговые поступления, зависит от законопослушности граждан и менталитета нации, готовой мериться с таким уровнем налогообложения, и от эффективности сбора налогов.
Зависимость, отражаемая кривой Лаффера2, в 1980-е годы с успехом применялась в США: наблюдалось одновременное снижение инфляции и безработицы и устойчивый рост экономики.
В подтверждение отмеченных фактов можно привести результаты исследования ученых Санкт -Петербургского госуниверситета экономики и финансов под руководством члена-корреспондента РАН И. Елисеевой, свидетельствующие о том, что сокрытие налогов в России составляло 49,3%, искажение фонда оплаты труда - 50,4%, сокрытие и занижение прибыли - 34,8%, неучтенная валовая добавленная стоимость - 42,8% от числа всех опрошенных респондентов [2, с. 30]. Все эти составляющие формируют значительную сферу теневого оборота (до 40-45% ВВП), существующую в экономике России наравне с легальной экономикой.
Одной из причин существования налоговых отношений является необходимость перераспределения части полученных доходов для удовлетворения общенациональных потребностей и обеспечения качества жизни граждан. Вследствие этого основные характеристики системы налогообложения могут быть сформулированы на основе анализа закономерностей распределительного и перераспределительного процессов.
Обобщая все изложенное, следует отметить, что налогообложение как законодательно оформленный процесс перераспределения созданного дохода общества - это социально-экономическая категория, зависящая также от социально-политических тенденций в обществе.
Конечные цели налогообложения должны сводиться к обеспечению социально-экономических функций государства не в ущерб экономическим интересам субъектов рыночной экономики. Но одновременно посредством налогообложения возможно удовлетворять интересы различных агентов и уравновесить общественные, корпоративные и личные экономические интересы.
Между тем основная цель общественного воспроизводства — это экономический рост, обеспечивающий создание общественного продукта, удовлетворение потребностей человека, порождаемых уровнем развития производства.
С помощью налогового стимулирования необходимо создать равные условия всем функционирующим субъектам в зависимости от результатов их деятельности. Наряду с этим должна усиливаться взаимосвязь между производством и потреблением. В российской экономике
1 Под эффектом вытеснения понимают явление, которое характеризуется сокращением частных инвестиций под влиянием прироста государственных расходов. Однако в случае со снижением налоговых ставок в длительной перспективе возможен и рост государственных расходов и рост частных инвестиций как результат роста деловой активности. Более подробно см. [1, с. 199-200].
2 Необходимо помнить, что экономика предложения отнюдь не исчерпывается зависимостью Лаффера.
эта взаимосвязь реализуется недостаточно, и причиной тому является неадекватная система экономических рычагов, важной составляющей которой должна выступать налоговая система.
Используя налоги как стимул (побуждение к действию), можно с помощью поощрения или введения ограничений оказывать воздействие на деятельность субъектов рынка через реализацию экономических интересов.
Необходимо рассматривать налог как своеобразную цену общественных благ (услуги образования, здравоохранения, пенсионное обслуживание и т.д.) государства, предоставляемых гражданам. И соответственно повышение налоговой культуры в обществе должно сопровождаться более полным выполнением обязательств государства перед согражданами.
Столкновение взаимных интересов в развитой экономике должно создать эффект оптимизации системы налогообложения, направленный на стимулирование налоговой базы -производства.
Перед руководством страны в качестве стратегических стоят, по сути, две основных, противоположных по направлению реформ, возможности развития экономики России.
Первая - как можно более быстрая глобализация экономики за счет включения в международное разделение труда крупных сырьевых монополий, с тем чтобы в дальнейшем в качестве основы подъема экономического потенциала и повышения научно-технического уровня российской экономики использовать только потенциал этих монополий. А производство технологически сложной продукции развивать в качестве вторичного, по отношению к приоритетности развития и экспорта сырьевой продукции. Вторая - приоритетное развитие российской экономики как экономики народного хозяйства, во главу угла которой ставится задача обеспечения полной как экономической, так и политической безопасности. Именно это направление обеспечивает развитие российской экономики не за счет подъема отдельных, экспортоориентированных отраслей российской экономики, каковыми в настоящее время являются сырьевые отрасли, а за счет резкого подъема производства технологически сложной продукции. Именно в этом случае будет обеспечена налогово-бюджетная безопасность суверенной российской экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гайгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика: [Учебник]: Пер. с англ. / Линвуд Т. Гайгер; Общ. ред. и предисл. В. А. Исаева. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 559 с.
2. Головачев В. Российский легальный бизнес наполовину в тени // Экономика и жизнь. - 2002. -№ 24.
3. Здравомыслов А.Г. Проблема интересов в социологической теории. - Л., 1964.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. - М.: Политиздат, 1968. - Т. 12.
5. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 221 с.
6. Хиршман А.О. Интересы // Проблемы новой политической экономии. - 2004. - №2. - С. 64-72
7. Шумпетер Й.. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. Теория экономического развития: (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / перевод с немецкого В. С. Автономова и др. - М.: Прогресс, 1982. - 455 с.