Научная статья на тему 'Экономические и социальные проблемы современного этапа развития агропродовольственной системы России'

Экономические и социальные проблемы современного этапа развития агропродовольственной системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / ЭКСПОРТ/ИМПОРТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА / РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / ECONOMIC GROWTH IN AGRICULTURE / AGRICULTURAL ORGANIZATIONS / PEASANT (FARMER) ECONOMY / EXPORT/IMPORT OF FOOD / BUDGET SUPPORT / RURAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петриков Александр Васильеви

В статье рассмотрены наиболее актуальные проблемы современного этапа развития сельского хозяйства и агропродовольственного рынка страны по материалам текущей статистики и данным Всероссийских сельскохозяйственных переписей 2006 г. и 2016 г. Анализируются основные направления совершенствования аграрной политики и устойчивого развития сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic and social problems of the current stage of development of the agricultural and food system of Russia

The article deals with the most pressing problems of the current stage of development of agriculture and agri-food market of the country on the basis of current statistics and data of the all-Russian agricultural censuses of 2006 and 2016. the main directions of improvement of agricultural policy and sustainable development of rural areas are analyzed.

Текст научной работы на тему «Экономические и социальные проблемы современного этапа развития агропродовольственной системы России»

Экономические и социальные проблемы современного этапа развития агропродовольственной системы России

Economic and social problems of the current stage of development of the agricultural and food system of Russia

ПЕТРИКОВ Александр Васильевич

Член Президиума ВЭО России, руководитель Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова -филиала ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий», академик РАН, д.э.н., профессор

Aleksander V. PETRIKOV

Member of the Presidium of VEO of Russia, Head of the ALL-Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics named after AA Nikonov - Federal Research Center for Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - ALL-Russian Research Institute of Agricultural Economics, Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, Professor

В статье рассмотрены наиболее актуальные проблемы современного этапа развития сельского хозяйства и агропродовольственного рынка страны по материалам текущей статистики и данным Всероссийских сельскохозяйственных переписей 2006 г. и 2016 г. Анализируются основные направления совершенствования аграрной политики и устойчивого развития сельских территорий.

The article deals with the most pressing problems of the current stage of development of agriculture and agri-food market of the country on the basis of current statistics and data of the aLL-Russian agricultural censuses of 2006 and 2016. the main directions of improvement of agricuLturaL poLicy and sustainabLe deveLopment of ruraL areas are anaLyzed.

ll

Аннотация: Abstract:

Ключевые слова: Экономический рост в сельском хозяйстве, сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, экспорт/импорт продовольствия, бюджетная поддержка, развитие сельских территорий.

Keywords: Economic growth in agriculture, agricultural organizations, peasant (farmer)

economy, export/import of food, budget support, rural development.

Россия обладает крупнейшим сельскохозяйственным потенциалом: 9% обрабатываемых земель, 50% черноземов планеты, 20% пресной воды, 10% мирового производства минеральных удобрений. И только около 2% населения мира. Мы должны эффективно использовать этот потенциал не только для удовлетворения собственных потребностей, но и для решения мировой продовольственной проблемы.

Экономический рост в сельском хозяйстве наблюдается ежегодно с 1999 года, кроме 2010 г. (88,7%), 2012 г. (95,2%) и 2018 г. (99,4%). К настоящему времени почти завершился этап восстановительного роста в сельском хозяйстве: валовая продукция в 2018 г. составила 97,3% к уровню 1990 г. (продукция растениеводства превысила дореформенный уровень на 29,7%, животноводство отстает на 26,3%).

Если индекс производства по промышленности за 2013-2018 гг. составил 109,2%, то по сельскому хозяйству - 113,9%. Импортозамеще-ние на внутреннем агропродовольственном рынке в основном завершено, поставлены амбициозные задачи по наращиванию экспорта.

Вместе с тем следует отметить, что рост в отрасли в последние годы замедлился (таблица 1). Индексы производства продукции сельского хозяйства в 2015-2018 гг. по сравнению с 2011-2014 гг. уменьшились, несмотря на снижение уровня конкуренции на внутреннем рынке со стороны импортных поставщиков (в связи с продовольственным эмбарго с августа 2014 г.) и рекордный урожай зерновых культур в 2017 г. Особенно заметное снижение индексов отмечается в фермерском секторе, хотя в целом они остаются высокими.

Таблица 1. Индексы производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств за 2011-2018 гг., %, по данным Росстата

2011-2014 2015-2018

Хозяйства всех категорий 111,7 107,2

Сельскохозяйственные организации 122,3 113,7

Хозяйства населения 93,7 93,0

Крестьянские (фермерские) хозяйства 142,1 120,6

Существенные риски продовольственной безопасности создают колебания в объемах производства по годам, достигающие по продуктам растениеводства 10-15%, что дестабилизирует рынок и отрицательно сказывается как на производителях, так и на потребителях продукции.

Наблюдается также существенная неравномерность роста по отраслям: если в растениеводстве уровень 1990 года превышен на 29,7%, то в животноводстве, к сожалению, он еще ниже показателя 1990 года на 26,3%.

Несмотря на заметное улучшение внешнеторгового баланса по сельскохозяйственному сырью и продовольствию, его сальдо продолжает оставаться отрицательным: по итогам 2018 года импорт превышал экспорт на 4,7 млрд долларов. Удельный вес России в мировом экспорте мировом экспорте продовольствия ниже, чем в импорте (таблица 2).

Таблица 2. Доля России в мировом экспорте/импорте продовольствия (по данным Центра международной торговли ВТО и ФАО), %

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Экспорт 0,67 0,82 1,19 1,09 1,24 1,18 1,22 1,37 Импорт 2,82 2,69 2,75 2,81 2,55 1,24 1,73 1,85

В 2015-2016 годах в связи со снижением реальных доходов населения и продовольственной инфляцией стали расти расходы на питание в бюджетах российских семей. К настоящему времени этот процесс удалось стабилизировать, но по этому показателю мы откатились на 12 лет назад, к уровню 2005-2006 годов (31-32%). В бюджетах 10 процентов самых малообеспеченных семей удельный вес расходов на питание достигает 48%.

Наблюдается существенная зависимость отечественного сельского хозяйства от импорта технологий, что создает научно-технологические риски для продовольственной безопасности. По-прежнему не удается

переломить тенденцию роста удельного веса иностранных селекционных достижений на внутреннем рынке. Несмотря на то что число заявок, поданных российскими селекционерами в Госреестры как охраняемых (таблица 3), так и допущенных к использованию селекционных достижений (таблица 4), в 2014-2017 гг. (после реформы Россельхоза-кадемии) по сравнению с 2010-2013 гг. увеличилось, их удельный вес в упомянутых реестрах сократился, что создает риски для продовольственной безопасности страны.

Таблица 3. Отечественные селекционные достижения в Госреестре охраняемых селекционных достижений*

В среднем за год 2014-2017 гг. к Удельный вес отечественных

2010-2013 гг., % селекционных достижений

2010- 2014- в их общем числе, %

2013 гг. 2017 гг. 2013 г. 2017 г.

Число заявок, поданных в Госреестр 480 622,5 129,7 80,1 74.0

Количество выданных патентов 492 439 89,2 98,5 70,4

на селекционные достижения

Таблица 4. Отечественные селекционные достижения в Госреестре селекционных достижений, допущенных к использованию*

В среднем за год 2014- 2017 гг. к Удельный вес отечественных

2010- 2013 гг., % селекционных достижений

2010- 2014- в их общем числе, %

2013 гг. 2017 гг. 2013 г. 2017 г.

Число заявок, поданных в Госреестр 953,5 1101 115,5 54,3 50,5

Число селекционных достижений 709,5 743,5 104,8 60,2 58,2

включенных в Госреестр

"Данные Госсортокомиссии Минсельхоза России.

Сельскохозяйственные товаропроизводители - лидеры рынка, обладающие высокой платежеспособностью, используют в основном импортные технологии. Хозяйства с невысокой платежеспособностью, ориентированные на покупку отечественных технологий, не находят достаточного предложения.

Экономический рост в сельском хозяйстве слабо сказался на решении социальных проблем села. Уровень жизни на селе продолжает уступать городскому. С 2015 года рождаемость на селе ниже, чем в городе; продолжительность предстоящей жизни почти на 2 года короче;

сельское население стягивается в пригородные районы и к крупным транспортным коммуникациям, в большинстве регионов развивается процесс социального опустынивания. Во Всероссийском институте аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова впервые проведена классификация муниципальных районов страны по доле личных подсобных хозяйств (сельских домохозяйств) с заброшенными земельными участками и пустующими домами по материалам Всероссийских сельскохозяйственных переписей 2006 и 2016 годов (таблица 5). Она показала, что удельный вес районов с низкой (до 10%) долей заброшенных домов снижается и, наоборот, доля районов с более высоким удельным весом заброшенных домохозяйств растет.

Таблица 5. Распределение муниципальных районов страны по доле ЛПХ с заброшенными земельными участками (пустующими домами) по данным Всероссийских сельскохозяйственных переписей 2006 г. и 2016 г.

Доля ЛПХ с заброшенными участками (пустующими домами), % Удельный вес муниципальных районов, % 2006 2016

До 5 14,3 21,4

5-10 25,2 14,8

10-15 12,9 16,6

15-20 8,8 14,7

20-25 3,9 10,3

25-30 2,7 7,9

30-35 1,2 5,4

35-40 0,7 3,9

Свыше 40 0,3 5,0

Подводя итог сказанному, отметим, что политика стимулирования роста в сельском хозяйстве должна быть дополнена политикой структурной перестройки сектора, направленной решение рассмотренных отраслевых проблем, а также политикой поддержки сельских территорий. Ключевое значение будут иметь следующие меры.

1. Совершенствование отраслевой структуры сектора путем формирования продуктовых цепочек создания добавленной стоимости по принципу «от поля до прилавка», что требует построения Госпрограммы развития сельского хозяйства как совокупности отраслевых подпрограмм. В действующей Госпрограмме, переутвержденной, кстати, совсем недавно (8 февраля с.г.), отраслевой принцип применяется в очень ограниченном виде в отношении молочного животновод-

ства, льноводства и семеноводства отдельных культур, а регулирование агропродовольственных рынков вообще отнесено к полномочиям Минэкономразвития, а не Минсельхоза России.

2. Создание специализированных зон производства определенных продуктов на основе сельскохозяйственного районирования страны и разработки схем развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Между тем последняя карта сельскохозяйственных районов России и СССР в целом была создана в далеком 1989 году.

3. Приоритетное развитие малых и средних сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, что предполагает перераспределение в их пользу бюджетной поддержки, развитие вертикальной сельскохозяйственной кооперации и т. н. «контрактного сельского хозяйства», когда крупное предприятие - рыночный интегратор передает часть своего производственного цикла, а именно производство сырья, более мелким хозяйственным единицам, поставляя им необходимые производственные ресурсы, перерабатывая и реализуя их продукцию.

Таблица 6. Удельный вес сельскохозяйственных организаций, получавших субсидии и кредиты в 2015 году, % от численности сельскохозяйственных организаций, осуществлявших сельскохозяйственную деятельность (по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г.)

Получали: Сельскохозяйственные организации с общей площадью посевов, га до 500 500-1500 1500-4000 4000-10000 свыше 10000

субсидии 47,7 80,3 90,3 92,1 95,0

кредиты 11,6 22,4 36,5 48,7 59,8

Таблица 7. Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, получавших субсидии и кредиты в 2015 году, % от численности крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, осуществлявших сельскохозяйственную деятельность (по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г.)

Получали: Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели с общей площадью посевов, га до 10 10-50 50-100 100-200 200-500 500-1500 1500-3000 свыше 3000

субсидии 19,5 19,2 39,4 54,1 66,0 78,4 83,0 87,5

кредиты 5,3 6,7 10,1 14,9 19,8 28,0 37,8 45,1

Особо следует сказать о необходимости улучшения доступа малого и среднего бизнеса к субсидиям и дотациям, а также к кредитам. В настоящее время крупные предприятия и фермерские хозяйства обеспечены бюджетными средствами и кредитами намного лучше мелких (см. таблицы 6 и 7).

4. Развитие сельскохозяйственной науки и создание в отрасли системы внедрения результатов НИР в производство. Это требует, во-первых, роста ассигнований в аграрные исследования (государственных и особенно частных), ведь в настоящее время отношение внутренних затрат на исследования и разработки в сельском хозяйстве к валовой добавленной стоимости, созданной в отрасли, к сожалению, уменьшаются и в 2 раза ниже аналогичного показателя по науке в целом. Во-вторых, необходимо создание частно-государственной корпорации по инновациям в сельском хозяйстве по аналогии с Фондом Сколково, Ростехом, Фондом развития промышленности, который бы не только финансировал прикладные исследования и разработки, но и управлял внедрением их результатов в производство.

5. Комплексное обустройство сельских территорий. С этой целью крайне необходимо сформировать в обществе понимание приоритетности развития села, от которого выиграют не только и не столько сельские жители, но прежде всего горожане и страна в целом. Развитие села, во-первых, уменьшит миграцию в города, что положительно скажется на решении их жилищных, транспортных, экологических проблем, снизит конкуренцию на рынке труда и т.д. Во-вторых, сохранятся условия для удовлетворения рекреационных потребностей городского населения. В-третьих, укрепится территориальная целостность страны, ее геополитическое положение.

Кроме недавно утвержденной Государственной программы комплексного развития сельских территорий важно принять одноименный федеральный закон, в котором определить само понятие сельской местности и сельских населенных пунктов, которое сейчас в федеральном законодательстве отсутствует. Далее необходимо установить, что сельская политика является предметом межведомственного взаимодействия, а не полномочием только Минсельхоза России; прописать направления и механизмы государственной поддержки села и т.д.

Особое значение имеет предоставление льготных инвестиционных кредитов на развитие малыми формами несельскохозяйственной деятельности: аграрного туризма, народных промыслов, производства стройматериалов из местного сырья и т.д. Сейчас такая мера, к сожалению, не предусмотрена.

Требуется существенно укрепить бюджеты органов местного самоуправления на селе. По оценке Общероссийского конгресса муниципальных образований, только около 20% сельских муниципалитетов имеет достаточные бюджеты для развития.

1. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат. сб./Росстат. -Р76 М., 2018 - 694 с.

2. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года: В 8 т. Т. 1: Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года: кн. 1.: Основные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года по Российской Федерации. - 458 с.: диагр. М.: ИИЦ «Статистика России», 2018.

3. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (с изменениями на 8 февраля 2019 года)/Собрание законодательства Российской Федерации, № 32,06.08.2012, ст. 4549.

3. О мерах Правительства Российской Федерации по устойчивому развитию сельских территорий/Аналитический вестник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации. 2019, № 5 (719).

4. Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 № 696 «Обутверждении государственной программы Российской Федерации „Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

List of References: 1. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2018: Stat. sb./Rosstat. - R76 M.,

2018 - 694 s.

2. Itogi Vserossijskoj sel'skohozjajstvennoj perepisi 2016 goda: V 8 t. T. 1: Osnovnye itogi Vserossijskoj sel'skohozjajstvennoj perepisi 2016 goda: kn. 1.: Osnovnye itogi Vserossijskoj sel'skohozjajstvennoj perepisi 2016 goda po Rossijskoj Federacii. - 458 s.: diagr. M.: IIC «Statistika Rossii», 2018.

3. O Gosudarstvennoj programme razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkovsel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija (s izmenenijami na 8 fevralja 2019 goda) /Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, N 32,06.08.2012, st. 4549.

3. O merah Pravitel'stva Rossijskoj Federacii po ustojchivomu razvitiju sel'skih territorij/Analiticheskij vestnik Analiticheskogo upravlenija Apparata Soveta Federacii. 2019, № 5 (719).

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.05.2019 № 696 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Kompleksnoe razvitie sel'skih territorij" i o vnesenii izmenenij vnekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii».

Библиографический список:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.