Научная статья на тему 'Экономические и правовые основы инновационной деятельность вуза: постановка проблемы'

Экономические и правовые основы инновационной деятельность вуза: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аганов Альберт Вартанович, Малинина Юлия Вячеславовна, Челышев Михаил Юрьевич

В работе рассмотрены общие вопросы инновационной деятельности, место современных университетов в так называемой инновационной экономике, модель специалиста как субъекта реализации инновационного образования. Дан анализ видов деятельности вуза в плане коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и трудностей на этом пути, связанных как с состоянием российской экономики, так и с правовым регулированием инновационной деятельности в высшей школе. Даны ссылки на основополагающие документы регулирования инновационной деятельности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические и правовые основы инновационной деятельность вуза: постановка проблемы»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 149, ки. 1

Физико-математические пауки

2007

УДК 001.895:378

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

A.B. Агапов, Ю.В. Малипипа, М.Ю. Челышев

Аннотация

В работе рассмотрены общие вопросы инновационной деятельности, место современных университетов в так называемой инновационной экономике, модель специалиста как субъекта реализации инновационного образования. Дай анализ видов деятельности вуза в плане коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и трудностей па этом пути, связанных как с состоянием российской экономики, так и с правовым регулированием инновационной деятельности в высшей школе. Даны ссылки па основополагающие документы регулирования инновационной деятельности в России.

Словосочетания «инновационный вуз», «инновационное образование», «инновационная деятельность» (далее ИД), «инновационная экономика» и т. п. едва ли не самые распространенные как в средствах массовой информации, так и в официальных правительственных документах. Они вызывают множество вопросов от таких, как: «А чего здесь нового?», до «Зачем все это нужно?». Разумеется, внутри «А что это такое?».

Изучение многочисленных материалов по данной проблеме показало, что постановка такого рода вопросов на современном этапе вполне правомерна, хотя первые законодательные акты датированы еще 1991 годом и было уже немало дискуссий на эту тему. На уровне вузов начало дискуссии об участии в ИД восходит к 2002 году, когда Научно-образовательным центрам, созданным в рамках Российско-Американской программы «Фундаментальные исследования и высшее образование», было поручено возглавить работу по созданию системы ИД в вузах России. Этому предшествовала Программа Минобразования РФ «Трансфертные технологии, комплексы и оборудование» 2001 г. [1]. Ныне большинство российских вузов в той нлн иной мере принимает участие в разных формах ИД.

Итак, начнем с терминологии. Инновация это новоанглийский термин «тгюуа1кя1». соответствующий иозднелатинскому слову «поуа1ю» новация [2. 3]. Это идентичные слова, и толкуются они как «обновление, изменение прекращение обязательства по соглашению сторон путем замены его новым обязательством (в гражданском праве)». Более ярко суть новаторства вытекает из определения: «новатор человек, который смело вводит что-либо новое, вносит новые прогрессивные идеи в какой-либо области, ломает старые представления, правила, нормы, мешающие движению вперед» [4]. В определении, как нетрудно заметить, отмечены как экономические, так и правовые аспекты. Тем не менее, понятие «инновация» было введено в научный оборот лишь в 30-х годах прошлого века австрийским экономистом И. Шумпетером как экономическая категория, соответствующая особому виду предпринимательской деятельности: инновация главный источник прибыли. результат выполнения новых комбинаций [5]. На сегодня известно более 40

определений указанного термина, каждое из которых позиционируется как экономическая категория. Наиболее распространены два подхода: в первом в качестве инновации выступает конечный результат, во втором сам комплексный процесс.

На международном уровне общепризнано определение, данное в Руководстве Фраскати: «Инновация конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» [6]. Существует определение инновации, принятое к употреблению в официальных документах, которое, по сути, совпадает с международным, но в обеих ситуациях правовые аспекты не акцентированы: «Инновация это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [7].

На наш взгляд, можно согласиться с достаточно аргументированным мнением одного из авторов, исследующих данную проблематику, согласно которому «принципиальной задачей сегодня становится точная правовая формулировка термина «инновация», поскольку без четкого юридического наполнения этого термина затруднительно создание устойчивой экономической среды в инновационной сфере, определение правового механизма регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе продвижения научной мысли на рынок, использование механизмов стимулирования инновационной деятельности». По определению отмеченного автора: «инновация вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том число научные, знания с целыо удовлетворения общественных потребностей и (или) получения прибыли» [8].

Почему так важно сегодня дискутировать об ИД? Да потому, как уже отмечалось, что цель нововведения получение прибыли, и возникает вопрос ее распределения между участниками ИД (как физическими, так и юридическими лицами), поскольку мы перешли к принципиально новым экономическим и правовым взаимоотношениям. До перестройки было иначе. Имело место полное государственное регулирование отношений в системе наука производство, степень свободы тут была ничтожно малой. Тогда в ходу было понятие «рационализаторская деятельность», которую сегодня некоторые специалисты пытаются выдавать за ИД. Естественно, и вузы находились в системе прямого государственного регулирования. Влияние потребителя на конечный вузовский «продукт» проявлялось довольно слабо, притом в скрытой форме через планы приема и распределение выпускников. Сегодня, когда появился рынок и наряду с обычным бизнесом новый тип бизнеса инновационный со специфическими признаками (крупные инвестиции, большие риски, длительный срок выхода на рынок, отсутствие залогового обеспечения и т. д.), работающий в режиме жесткой конкуренции с мировым рынком, вузы по могут быть но вовлеченными в этот процесс. Заказчиком конечного результата научной и образовательной деятельности вуза выступает не только государство, но и бизнес. В таких условиях становится очевидным, что сам вуз должен принимать участие в формировании заказа на выпускников, определять его политику. Таким образом, можно констатировать, что изменились и задачи, и условия работы современного вуза.

Появление и распространение нового указанного выше типа бизнеса вызвали к жизни необходимость использования государством различных организационно-правовых инструментов в инновационной сфере. К ним, в частности, можно отнести следующие:

1. Федеральная целевая научно-техническая программа «Исследование и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на период 2002 2006 годы [9].

2. Формирование технико-внедренческих зон. создание которых предусмотрено Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [10].

3. Деятельность Инвестиционного фонда РФ. в частности, долевое финансирование национальных проектов и инновационной инфраструктуры [11].

4. Создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере. Венчурный инновационный фонд (ВИФ), учрежденный согласно распоряжению Правительства РФ от 10 марта 2000 г. Х- 362-р. (Принципы работы и проблемы ВИФ. описанные, например, в [12]). Региональные венчурные фонды, Государственная программа «Создание технопарков в сфере высоких технологий» [13].

5. Конкурс «Инновационное образование» (инновационный ВУЗ) [14].

О степени эффективности названных инструментов достаточно осведомлены участники ИД. Конечно, не все так хорошо получается, как того хотелось бы. Причины тоже известны. Полагаем, что здесь уместна следующая цитата [15]: «Венчурные фонды для рынка не панацея, уверена руководитель комитета по интеллектуальной собственности и научно-техническому развитию «ОПОРЫ России» Наталья Золотых. Как показали наши исследования, бизнесмены относятся к такой схеме развития очень осторожно. Всего 15% из них готовы сотрудничать с венчурными фондами. Перспектива впустить кого-то в свой бизнес их откровенно пугает». Государство, по мнению Н. Золотых, должно предложить инновационным компаниям несколько вариантов развития. «Те же гранты, возможность получить кредит в банке под госгарантии, налоговые льготы, помощь в поиске прямого инвестора». Важно отметить, что Федеральным (региональным) ЦКП, один из которых работает при Казанском государственном университете (КГУ), вероятно, вскоре будет придан статус инфраструктуры инновационной экономики.

Появление инновационного бизнеса, естественно, затронуло не только НИР в вузах. Наряду с понятием «инновационная деятельность в вузе» возникло новое понятие «инновационное образование». Вообще, все, что касается ИД в вузах, пришло из США, где молодые (по историческим меркам) университеты мировые лидеры в образовании и науке сегодня представляют университеты нового типа, соответствующие следующему, пятому этапу в эволюции высшей школы. Следом потянулась Европа. Теперь это дошло до нас, но совпало с перестройкой, так что исследовательский университет (третье поколение), ориентация на инженерное образование (четвертое поколение) это уже из прошлого.

Разумеется, всему есть причины. И мы попытались их четко сформулировать. Стоящие проблемы достаточно серьезные и они не только российские:

1. Глобализация экономики (для России существенное отставание по отдельным позициям).

2. Научно-техническая революция в области информационных технологий.

3. Грядущая научно-техническая революция в области нанотехнологий.

4. Разрыв в цепи школа ^ вуз ^ научно-производственная сфера и несоответствие образовательных программ и технологий задачам времени.

Так, что же такое инновационное образование в новых экономических и правовых условиях?

Наше видение инновационного образования представляется следующим обра-

МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА: способность принимать нестандартные решения в нестандартных условиях (уметь принимать вызов времени). ОБУЧЕНИЕ:

• опережающее;

СРЕДСТВА:

ния базовой подготовки в школе, вузе: •

Но остаются вопросы. Как формируется прибыль в нашей образовательной ИД. кому она достается? Ведь выпускник это не товар и не объект интеллектуальной собственности (далее ИС). Кто расплачивается за риски, за наши ошибки?

Теперь о собственно ИД. Основные ее этапы общеизвестны: •

тальных знаний и результатов прикладных исследований в практических целях: •

Собственно ИД заканчивается, когда принято решение о серийном производстве. Дороги к этому этапному решению детально прописаны (см. например. [16. 17]). Отметим только два момента на примере одной из наглядных схем (рис. 1) [18].

Что делать создателю со своим детищем? Начинать процедуру коммерциализации или за отступные кому-либо все отдать? Отдавать на коммерциализацию и на каких условиях или все делать самому? В случае создания изобретения, например, патентовать или нет. так как сам по себе патент еще не гарантия для последующего получения прибыли его правообладателем. Может быть лучше оформить договор о коммерческой тайне?

Вторая (по схеме) точка принятия решения к разработчику не относится. К сожалению. пока все заканчивается в начале пути. Все уходит на сторону, уже более 20 лет перестройки. Большей частью, зарубежным партнерам и до коммерциализации в России дело но доходит. Почему? Причин много, основные следующие: •

группы) рассеяны, остались преподаватели с большой учебной нагрузкой, катастрофическое старение кадров, нет реальных условий для удержания молодой элиты: •

использования интеллектуальной собственности, в том число внутри коллективов авторов создателей НС:

ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИННОВАЦИИ

Связь Открытие Изобретение Применение

СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ БИЗНЕС-ПЛАН

ЗАПУСК ПРЕДПРИЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Идея + потребности

клиентов = = Бизнес-концепция

СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

ОХРАНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Патент Авторские права Коммерческая тайна

Первая точка принятия важного решения. Патентовать? (оформлять иным гбразог

РАЗРАБОТКА ПРОДУКТА

Создание патентного образца Тестирование осуществимости технологии

Рис. 1. Процесс шшовации

• отсутствие правовой проработки механизма внедрения;

Планируемое ужесточение бюджетной деятельности, по сути, заблокирует инициативы вуза. Понимают ли это «наверху»? Что-то да. а чего-то нет. Собственно, и сегодня Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) [19] противоречив и не позволяет вузам, функционирующим как бюджетные учреждения, в должной мере вести полноценную ИД: •

«Средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства... ». •

«Бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных

организаций и других физических и юридических лиц... ». •

«О Федеральном бюджете на 2005 год» [20].

«Установить, что средства, полученные от предпринимательской и иной, приносящий доход деятельности, не могут направляться федеральными учреждениями на создание других организаций».

Надо различать два явления: активизацию предпринимательской деятельности вообще, создание благоприятного климата в экономике и предпринимательской деятельности и инновационную деятельность в сфере высоких технологий (т. н. Ш-ТесЬ). Так вот. второе это дело элиты, и пока не будут созданы условия для ее удержания в вузе, говорить серьезно о прорыве в стратегически важных областях в стране не приходится, равно как и о ее подготовке.

И все же главная проблема это состояние правового регулирования отношений ПС. На это явно указывает документ [21]. соответствующие выдержки из которого считаем необходимым привести:

• При переходе к широкому использованию инноваций в экономике особое значение приобретает вовлечение в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности посредством управления интеллектуальной собственностью особым видом нематериальных активов.

татов научной и научно-технической деятельности являются:

создание системы учета информации о результатах научных исследований и технологических разработок, полученных организациями различной организационно-правовой формы и формы собственности, обеспечение доступа к этой информации:

государственное стимулирование создания, правовой охраны, защиты и использования результатов научной и научно-технической деятельности: нормативно-правовое закрепление за государством прав на объекты интеллектуальной собственности и иные результаты научной и научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета. прежде всего, связанные с интересами обороны и безопасности страны:

нормативно-правовое урегулирование механизма передачи организациям-разработчикам, инвесторам либо иным хозяйствующим субъектам прав государства на результаты научной и научно-технической деятельности для введения их в хозяйственный оборот:

нормативно-правовое обеспечение вовлечения в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности (в том числе с использованием экономических стимулов), регулирование порядка учета, инвентаризации, амортизации и налогообложения объектов интеллектуальной собственности, регламентация проведения стоимостной оценки результатов научной и научно-технической деятельности: формирование рынка интеллектуальной собственности: совершенствование патентной и лицензионной деятельности.

Формально результаты многих видов деятельности вузовского преподавателя могут быть отнесены к объектам интеллектуальной собственности, под которой понимается совокупность исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемые работы и т. д. (см. ст. 138 ГК РФ).

Так. в функциональные обязанности преподавателя КГУ входят:

Учебно-методическая и организационная работа

9. Составление учебных программ по вновь вводимым дисциплинам.

12. Постановка новых и модернизация действующих лабораторных работ.

19. Работы, связанные с применением информационных технологий в учебном процессе (разработка задач, отладка программ и т. п.). С обязательной отчетностью.

Научно-исследовательская работа

1. Выполнение плановых госбюджетных научно-исследовательских работ, коллективных договоров о содружестве, договоров о внедрении и т. п. (руководство научно-исследовательской темой, непосредственное выполнение научно-исследовательских работ по теме, работа по внедрению результатов научно-исследовательских разработок).

2. Написание и подготовка к изданию учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов на кафедре и конференции. Примечание: при условии выполнения работы без дополнительной оплаты.

Объект ИС

Передача 3-ему лицу (разовые и постоянные

Самостоятельная реализация

Частноправовые (г^эданско-правовые договоры)

• Патента ое, авторское право, договоры на передачу ноу-хау, НИОКР и т. п.

• Нормативное закре пление специальных мер защиты субъективных гражданских прав в области ИС.

-

• Правила о госрегистрации в сфере ИС.

• Установление в законодательстве правил о спец. органе, который выступает от имени государства в области правовой защиты ИС.

• Нормативные акты о государственной под-

.

• Установление специальных мер публично-правовой ответственности в сфере использования объектов ИС.

• Нормативные акты, регулирующие налоговый

.

Рис. 2. Регулирование ИС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Прочно виды научно-исследовательских и научно-методических работ, консультации работников промышленности вузов и другие [22].

Все эти объекты можно хранить, использовать, поддерживать и, в конечном счете, превратить в рыночный товар. Но в ряде случаев у создателя «интеллектуального продукта» нет права им распоряжаться. Для этого надо соответствующее право оформить и закрепить, то есть товар превратить в объект интеллектуальной собственности (ОИС). В основе своей эти процедуры прописаны в соответствующих законах и иных нормативных правовых актах и наглядно представлены на рис. 2. который подготовлен на основе материалов работы [23]. см. также [24].

Вместе с тем. как показывает практика, не до конца нормативно закреплена процедура управления рынком интеллектуальной собственности. Вопрос, как всегда. в деталях.

Рассматривая последовательно указанные выше виды преподавательской деятельности в контексте осуществления ИД и ее оформления, можно обратить внимание на следующее:

1. Учебно-методическая работа. В отношении монографий, учебников, учебных пособий, конспектов лекций и прочие вопросы решаются в рамках авторского права.

При реализации программы инновационного образования появятся новые «авторские» программы, новые образовательные технологии, в том числе информационные, новые методики, новые учебные установки. Возможно, появятся и патенты. Как всем этим распоряжаться создателю, если права на все эти труды, как правило, принадлежат вузу?

2. Научно-техническая деятельность (НТД), включая ИД. Она регулируется госконтрактами, условиями выделения гранта, кооперативного соглашения, о котором нет даже упоминания в законодательстве. Как справедливо отмечено С.А. Цыгановым, начальником управления РФФИ, «незавершенность юридических основ работы фондов поддержки научной деятельности, к сожалению, негативно сказывается на расширении возможностей использования результатов исследований,

выполненных при финансовой поддержке РФФИ» [25]. Мягко сказано. Можно добавить. что в госконтракте, казалось бы. все прописано в части прав «исполнителя» на ИС. Но не прописаны механизмы реализации этих прав, а значит, все это пустой звук.

Другая сторона вопроса состоит в том. что есть явные и неявные составные части ИС как товара. Как будут определены доли правообладателей на этот ОИС государства, вуза, разработчиков? Многое будет зависеть от профессионализма разработчика.

3. Есть много других способов выполнения НИР. НИОКР: без дополнительного финансирования в виде грантов и т. п.: ного отпуска: тивного отпуска: ного вуза: народных:

Вариантов и вопросов много. В чем трудности: •

ную собственность (в том числе взаимоотношения с зарубежными партнерами): •

Что делать в описанных условиях конкретному вузу? Для начала можно предложить следующее:

рентоспособных НИОКР: •

между вузом и авторами и закрепить ее в договорах между работником и

вузом: •

татов НИОКР. на которые вуз имеет исключительные права и дальнейшее ее расширение и усиление, в том число использование правового режима коммерческой тайны.

Часть из этого уже прописана в действующих вузовских инструкциях.

Не так давно появился документ Постановление Правительства РФ от 17.11.2005 г. У1' 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности» [26]. который, в принципе, открывает дорогу активной ИД в вузе. Но будет необходима правовая проработка множества деталей, в том число и согласование данного акта с иными, пока этот акт. применяемый в системе с другими, станет реальным инструментом регламентирования ИД.

В какой-то степени облегчает задачу важный документ утвержденная распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2006 г. У' 977-р Концепция федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 2012 годы» [27]. В нем дано определение инновационной деятельности, которое, однако, не совпадает с термином, приведенным в Концепции инновационной политики РФ на 1998 2002 годы, одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. У' 832 [7].

Summary

А. V. Ayanuv, Yu. V. Malinina, М. Yu. Chelyshev. The law and economy basics of innovation activity in a liigli school: the statement of problem.

The paper is devoted to the general problems of innovation activity, the role of universities in the so-called innovative economy and the model of specialist as a subject of innovation education. The analysis of high school policies is given for the problem of commercialization of intellectual activity and difficulties caused by the present state of Russian economy as well as by the law regulation of innovations in a high school are considered. The references 011 the main documents about innovation activity in Russia are given.

Литература

1. Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 02.02.1998 г. Л*' 259 «Об инновационной научно-технической программе «Трансфертные технологии. комплексы и оборудование».

2. Мюллер В. Новый англо-русский словарь. М.: Диалог. 2004. 896 с.

3. Словарь иностранных слов. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов.. 1954. 856 с.

4. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 2. М. 1938.

5. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс. 1982. 454 с.

6. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудгьн С.Ю. и др. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой М.: Банки и биржи: ЮНИТИ. 1997. 327 с.

7. Постановление Правительства РФ от 24.07.1998 г. Л*' 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации па 1998 2000 годы» // Собрание законодательства РФ. 1998. 32. ст. 3886.

8. Волын'кмна М.В. Правовая сущность термина «инновации» // Инновации. 2006.

1. С. 64 69.

9. ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития пауки и техники» па период 2002 2006 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 г. 605 (в ред. пост. Правительства РФ от 12.10.2004 г. Л® 540) // Собрание законодательства РФ. 2001. Л® 36. ст. 3564.

10. Федеральный закон от 22.07.2005 г. Л' 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (в ред. ФЗ от 3.06.2006 г. Л' 76-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2005.

30 (ч. II). ст. 3127.

11. Постановление правительства РФ от 23.11.2005 г. Л' 694 « Об Инвестиционном фонде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. Л' 48. ст. 5043.

12. Балабан A.M., Балабан М.А. Венчурное финансирование инновационных проектов. М.: ЛИХ. ПРФ, 1999. 247 с.

13. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 г. Л' 328-р «Государственная программа «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» // Собрание законодательства РФ. 2006. Л® 11. ст. 1226.

14. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2006 г. Л' 89 «О мерах государственной поддержки образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» // Собрание законодательства РФ. 2006. Л' 8. ст. 925.

15. Смирнов О. Бизнесу разрешено шевелить мозгами // Профиль. М.: Издат. Дом Ротипье. 2006. С. 60 62 (URL: www.proffie.ru).

16. Модели коммерциализации результатов исследований / Под ред. С.Я. Вабаскипа, В.Г. Зипова. М.: ЛИХ. ПРФ, 2004. 320 с.

17. Трансферт технологий и эффективная реализация инноваций / Под ред. М. Фоп-штейпа. М.: АНХ, 1999. 296 с.

18. Галиции A.A., Поляков С.П. Влияние правовых аспектов па организационное продвижение инноваций // Инновация. 2006. Л*' 1. С. 69 77.

19. Бюджетный кодекс РФ с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ. 1998.

31. ст. 3823.

20. Федеральный закон от 23.12.2004 Л' 173-ФЭ с изм. и доп. «О Федеральном бюджете па 2005 год» // Собрание законодательства РФ. 2004. Л' 52 (ч. I). ст. 5277.

21. Основы политики Российской Федерации в области развития пауки и технологий па период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. Л» Пр-576).

22. Инструкция «Расчет нагрузки профессорско-преподавательского состава» па основании письма Министерства образования РФ от 26.06.2003 г. Л' 14-55-784ип/15 // ОвД. Межведомственный информационный бюллетень. 2003. Л*' 26.

23. Карягии Н.Е., Михайлов A.B., Челышев М.Ю. Комментарий к законодательству о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Научно-практический. СПб.: Питер. 2003. 351 с.

24. Зииов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью. М.: Дело. 2003. 512 с.

25. Цыганов O.A. От перспективного результата фундаментальных исследований к инновационному решению. Опыт РФФИ // Инновации. 2006. Л' 1. С. 20.

26. Постановление Правительства РФ от 17.11.2005 г. Л' 685 «О порядке распоряжения правами па результаты паучпо-техпической деятельности» // Собрание законодательства РФ. 2005. 47. ст. 4939.

27. Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2006 г. Л' 977-р «О Концепции федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития паучпо-техпологического комплекса России па 2007 2012 годы». URL: http: //'www .government. .ru

Поступила в редакцию 29.10.06

Аганов Альберт Вартанович доктор химических паук, профессор, заведующий кафедрой общей физики, декап физического факультета Казанского государственного университета.

E-mail: А Wert. AganovQksu. ru

Малинина Юлия Вячеславовна студентка 5-го курса юридического факультета, студентка 6-го курса физического факультета, докумептовед отдела внебюджетной деятельности физического факультета Казанского государственного университета.

E-mail: итаЫп19втай.ги

Челышев Михаил Юрьевич кандидат юридических паук, доцепт, заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права Казанского государственного университета.

E-mail: misehelyemail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.