Научная статья на тему 'Построение инновационной экономики России через развитие института интеллектуальной собственности'

Построение инновационной экономики России через развитие института интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1021
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОМЫШЛЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / INTELLECTUAL PROPERTY / INNOVATION / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INDUSTRIAL PROPERTY / COPYRIGHT / TECHNOLOGY TRANSFER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова В.Р., Васильева Ю.С.

В статье предметом анализа является интеллектуальная собственность как фактор, влияющий на инновационное развитие экономики России. Приведены достигнутые результаты и проблемы в сфере интеллектуальной собственности на пути поэтапного инновационного развития. Дана оценка состояния промышленной собственности, авторского права, трансфера технологий, охраны и защиты интеллектуальной собственности. Перечислены основные проблемы, тормозящие инновационное развитие России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building an innovative economy of Russia through the development of the Institute of intellectual property

The subject of the article is analyze of intellectual property as a factor influencing the innovative development of the Russian economy. Given the achieved results and problems in the field of intellectual property in the way of gradual innovative development. The evaluation of the status of industrial property, copyright, technology transfer, protection of intellectual property. Lists the main problems that hamper innovative development of Russia.

Текст научной работы на тему «Построение инновационной экономики России через развитие института интеллектуальной собственности»

Построение инновационной экономики России через развитие института интеллектуальной собственности

В. Р. Смирнова, Ю.С. Васильева,

д. э. н., доцент, проректор по научной к. э. н., доцент,

работе и международному сотрудничеству, зав. аспирантурой, докторантурой

зав. кафедрой yulya_v_s@mail.ru

ikar1@yandex.ru

Кафедра управления и коммерциализации интеллектуальной собственности, Российская государственная академия интеллектуальной собственности (РГАИС)

В статье предметом анализа является интеллектуальная собственность как фактор, влияющий на инновационное развитие экономики России. Приведены достигнутые результаты и проблемы в сфере интеллектуальной собственности на пути поэтапного инновационного развития. Дана оценка состояния промышленной собственности, авторского права, трансфера технологий, охраны и защиты интеллектуальной собственности. Перечислены основные проблемы, тормозящие инновационное развитие России.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, инновации, инновационное развитие, промышленная собственность, авторское право, трансфер технологий.

00

о сч

со со N

со

<

со о

Введение

За последнее время в России год от года растет интерес политиков, ученых, бизнеса и общественности к пониманию роли воздействия интеллектуальной собственности на инновационный путь развития национальной экономики.

Проводимые государством законодательные реформы права интеллектуальной собственности и модернизация инновационной инфраструктуры направлены на содействие экономическому развитию через создание и коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности.

Опыт инновационно развитых государств в целом и некоторых ведущих отечественных компаний, в частности, подтверждает, что коммерциализация интеллектуальной собственности на основе правовых механизмов их практического использования является эффективным источником роста как для национальной экономики, так и для экономики одного предприятия.

Международный опыт позволяет предположить, что успешные инновации зависят от использования различных форм государственной поддержки инновационного предпринимательства.

Понимание роли интеллектуальной собственности в развитии и модернизации российской экономики ведет к развитию новых форм и путей повышения инновационной активности отечественных компаний. Поэтому важно вести непрерывный анализ эффективности осуществляемых государством мер в сфере развития института интеллектуальной собственности, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста на основе инноваций.

Основная часть

Национальная инновационная система России до сих пор находится в процессе сложной корректировки, но необходимо отметить наличие государственной инициативы в вопросах формирования инновационной политики, нормативно-правового обеспечения и развития инфраструктуры, которая содействует инновационному процессу.

Развитие инновационной сферы в России можно условно разделить на два этапа. Первый этап — до 2016 г.

Важным шагом стало принятие в 2011 г. Стратегии инновационного развития России до 2020 г. В число

ее направлений, связанных с интеллектуальной собственностью, вошли следующие [1]:

• вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при финансовой поддержке государства;

• развитие системы управления интеллектуальной собственностью;

• обеспечение надежной защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Одним из приоритетов государственной политики была объявлена Национальная технологическая инициатива [16] — программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 г. Это программа совместных действий проектных и творческих команд, инвесторов, бизнеса, институтов развития, ориентированная на развитие новых рынков на основе передовых технологий.

В 2013 г. экспертный совет при правительстве России предложил новую систему государственного управления инновациями, так называемый проект «инновации 2.0». Были обозначены 5 ключевых направлений, реализация которых должна привести к повышению эффективности инновационных проектов в России [2]:

• совершенствование системы государственного управления инновациями;

• создание единых стандартов, регулирующих все стадии процесса научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), финансируемых государством;

• обновление методологии оценки инновационного развития госкомпаний;

• совершенствование системы правового регулирования в рамках инноваций;

• определение «новых» секторов экономики и выделение приоритетных отраслей развития среди них; разработка ключевых показателей эффективности развития для каждой из отраслей.

Также в 2013 г. была объявлена госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика» с горизонтом планирования до 2020 г. Она нацелена на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение инновационной активности бизнеса, а также на обеспечение роста эффективности государственного управления. В рамках госпрограммы было выделено финансирование [11]:

• в 2015 г. на развитие Сколково 19 млрд руб., на поддержку малых инновационных предприятий через Фонд содействия инновациям 5 млрд руб.;

• в 2016 г. на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства — 9,61 млрд руб. В России появился венчурный рынок — один из

крупнейших в Европе: суммарный объем сделок в венчурной экосистеме в 2015 г. составил $2,19 млрд [12].

Усилия государства также во многом были направлены на создание базовых элементов инновационной инфраструктуры: созданы особые экономические зоны технико-внедренческого типа, инжиниринговые центры, технопраки и проч. 14 городам России при-

своен статус наукограда. В число объектов инновационной инфраструктуры также вошли 112 центров трансфера технологий. Особое место занимает научно-технологический инновационный центр по разработке и коммерциализации новых технологий «Сколково» в Подмосковье. Действует ряд так называемых институтов развития [15], которые стимулируют инновационные процессы и развитие инфраструктуры интеллектуальной собственности с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Для развития инноваций в регионах реализуется кластерная политика — создано 11 центров кластерного развития.

Меры государственной поддержки малых и средних предприятий, которые во всех странах играют чрезвычайную важность в стимулировании экономики и развития института интеллектуальной собственности, тоже были пересмотрены. Основными из них стали следующие:

• Федеральным законом от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, регламентирующих создание малых и средних инновационный предприятий при вузах;

• Федеральным законом № 310-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» были прописаны налоговые льготы, и малые инновационные предприятия при вузах и НИИ получили возможность перейти на упрощенную систему налогообложения;

• целенаправленное оказание финансовой поддержки и предоставление субсидий, содействие развитию молодежного предпринимательства;

• утверждена «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.» (распоряжение Правительства РФ от 2.06.2016 г. № 1083-р).

В 2016 г. правительством Российской Федерации было учреждено «Агентство по технологическому развитию» [17], основная задача которого — содействие российским предприятиям во внедрении технологических решений мирового уровня с целью достижения конкурентоспособности отечественной продукции.

Для наиболее эффективной защиты правообладателей интеллектуальной собственности начал работу Суд по интеллектуальным правам [18]. Для того, чтобы авторы, исполнители, производители фонограмм могли заявить о своих правах на результаты интеллектуальной творческой деятельности и контролировать использование своих объектов в 2016 г. был создан Национальный реестр интеллектуальной собственности [19]. Предполагается, что он также позволит решить две важные задачи: коммерциализации интеллектуальной собственности и нелегального использования контента в сети с помощью системы мониторинга.

В целях развития кадрового потенциала российской науки началась реализации пилотной программы по целевому привлечению ведущих зарубежных ученых и практиков для работы в образовательных и научных организациях России, в том числе — в лабораториях, организованных в вузах при поддержке государства.

оо

о с^

со со сч

со

<

со О

Рис. 1. Заявки по процедуре РСТ: данные по 20 ведущим получающим ведомствам, 2016 г.

оо

о с^

со со сч

со

<

со О

Для обеспечения координации усилий и получения максимальных результатов в инновационной сфере собственности началась разработка национальной стратегии в области интеллектуальной собственности, без которой невозможно полное и эффективное использование интеллектуального потенциала — важнейшего ресурса развития современной экономики России. Необходимость для России такого отдельного национального документа как стратегия интеллектуальной собственности обосновывается все возрастающей ролью интеллектуальной собственности в экономике страны.

По последним данным ВОИС за 2016 г. Россия находится на 15-м месте среди 20 ведущих получающих ведомств (рис. 1), в которые подаются заявки по процедуре РСТ (ежегодный темп прироста 9%) [7].

Россия занимает 13-е место среди 20 ведущих стран происхождения международных заявок на товарные знаки (рис. 2), поданных в рамках Мадридской системы (темп прироста 32,7%) [7].

Количество заявок на национальную защиту изобретений в России сравнимо с развитыми странами, что характеризует отечественную экономику как инвестиционно-привлекательную (табл. 1).

Уровень персонала, занятого НИОКР в России, в общем количестве занятых в экономике сравним со странами - лидерами инноваций. В 2016 г. в России численность персонала, занятого исследованиями и

разработками, составила 722,3 тыс. чел. Улучшилась ситуация и с уровнем образования занятых в науке: за 1995-2016 гг. доля работников сектора исследований и разработок, не имеющих высшего образования, снизилась с 40,9 до 26,7% [9].

Состояние и перспективы развития инновационной деятельности отражают данные об использовании объектов интеллектуальной собственности (табл. 2).

Количество результатов интеллектуальной деятельности, поставленных на бухгалтерский учет в качестве нематериальных активов, выросло почти в четыре раза: 160 в 2015 г., 648 в 2016 г. [14].

Вклад промышленной собственности в развитие инновационных процессов отражают данные по технологическому обмену между организациями (рис. 3). В 2015 г. российскими организациями, осуществлявшими технологические инновации, было приобретено 16228 единиц новых технологий: из них 2764 единицы в странах дальнего зарубежья и 224 единицы в странах СНГ. Количество переданных в экономику России и за рубеж технологий российскими организациями составило 6408 единиц, из них в страны дальнего зарубежья и страны СНГ по 126 и 28 единиц, соответственно [8].

Наряду с промышленной собственностью одной из главных отраслей интеллектуальной собственности является авторское право. Авторское право в России постепенно стало утверждаться как один из наиболее

Рис. 2. Ведущие страны происхождения международных заявок, поданных в рамках Мадридской системы, 2016 г.

Таблица 1

Государственная регистрация ОИС в 2016 г. [14]

Патенты на изобретения Патенты на полезные модели Промышленные образцы Товарные знаки

Подано заявок Выдано патентов Подано заявок Выдано патентов Подано заявок Выдано патентов Подано заявок Зарегистрировано

Российскими заявителями 26795 21020 10643 8474 2391 1780 41523 28898

Иностранными заявителями 14792 12516 469 401 3073 2675 23239 26293

Всего 41587 33536 11112 8875 5464 4455 64762 55191

важных нематериальных активов экономики информационного общества. Оно является основой для развития многих отраслей промышленности (пресса, литература, музыка, театр, кино, фотография, реклама, общества коллективного управления авторским правом, наука, образование, информационное обслуживание, создание программ для ЭВМ и некоторые др.), а также способствует созданию рабочих мест и развитию внешней торговли.

По количеству рабочих мест отрасли, связанные с авторским правом, в России сопоставимы с добычей полезных ископаемых. Вклад сектора российской экономики, связанного с авторским правом, в 2004 г. составлял 6,06% от ВВП, а к 2013 г. этот показатель вырос примерно на 20%.

Перечисленные меры государственной инновационной политики привели к повышению конкурентоспособности России на мировом рынке. По основному показателю для измерения уровня инноваций в стране — глобальному инновационному индексу (The Global Innovation Index) Россия заняла в 2016 г. 43-е место, улучшив позиции на 13 строк относительно 2011 г. (56-е место) [5].

Тем не менее, несмотря на принимаемые государством меры по стимулированию развития интеллектуальной собственности и инноваций, достигнутые результаты не соответствуют ожиданиям. Недостаточную эффективную реализацию имеющегося инновационного потенциала подтверждают субиндексы: стабильно улучшаются позиции по ресурсам инноваций, но по эффективности инновационной деятельности позиции страны заметно слабее (69-е место) [5].

После середины 2016 г. можно наблюдать снижение ряда показателей, которые были упомянуты ранее как подтверждение успехов инновационного развития России. Так, в рейтинге глобального инновационного индекса Россия опустилась в 2017 г. на 45-е место [6]. Потеряла Россия свои позиции и в рейтинге прав интеллектуальной собственности 111-е место [10] (2015 г. — 81-е место). По показателю раз-

Таблица 2

Сведения об использовании объектов интеллектуальной собственности в РФ в 2016 г. (составлено авторами на основе данных ФИПС)

вития инновационной инфраструктуры Россия опустилась на 62-е место [20] (2015 г. — 54-е место). По итогам 2016 г. в связи со спадом деловой активности, неопределенностью относительно прогнозов ключевых макроэкономических показателей и обесценением рубля показатель объема венчурных инвестиций упал до $0,41 млрд [13].

Очевидно, что в реализации инновационной стратегии России, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, существуют проблемы. Их можно отнести к следующим укрупненным группам.

1. Спрос на рынке.

При улучшении инновационной среды, инновационная активность компаний не увеличилась (кроме высокотехнологического экспорта интеллектуальной собственности). Фактический спрос на технологии и инвестиции в нематериальные активы со стороны промышленного сектора в России остаются на низком уровне. Крупные компании не реализуют потенциал инновационного развития и демонстрируют низкую инновационную активность: всего 29 предприятий промышленного сектора России входят в 100 обладателей крупных портфелей патентов РФ [4]. Стоимость прав на результаты интеллектуальной деятельности, поставленных на бухгалтерский (бюджетный) учет, по данным проверок Роспатента составляет 1,79% от суммы бюджетных средств, затраченных на выполнение НИОКТР, в ходе которых эти РИД получены.

2. Финансы.

Выделяемые финансовые средства на науку и исследования все еще недостаточны. Так, расходы на

Изо- Полез- Промыш- Базы Програм- Топологии

брете- ные ленные дан- мы для интеграль-

ния модели образцы ных ЭВМ ных микро-

схем

15871 5840 1785 1283 7742 235

Рис. 3. Торговля технологиями России с зарубежными странами по объектам сделок (составлено авторами по данным Росстата)

оо о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CN

со со сч

со

J <

со О

^ # # 4 # # # $ # # ^ 4> &

Год публикации

Рис. 4. Динамика числа патентных документов, полученных без приоритета РФ, авторами которых являются граждане России [3]

оо о

CN

со со сч

со

J <

со О

гражданскую науку из средств федерального бюджета в 2016 г. составили 402722,3 млн руб., что составляет 0,47% от ВВП. Основным источником финансирования инновационной деятельности в России являются собственные средства организаций. В 2015 г. за счет собственных средств организаций было профинансировано 53,5% всех затрат на технологические инновации. Средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в общей сумме затрат на технологические инновации в

2015 г. составили 27,8%. Средства внебюджетных фондов, направляемых на инновационную деятельность, составили 1,3% от всех затрат. Еще меньшую долю (0,6%) составляли иностранные инвестиции [8].

При ежегодном увеличении финансирования бюджетных НИОКР, заказчики не получают охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности (рис. 4). Финансовые инвестиции обеспечивают рост не российской, а зарубежных экономик: иностранные компании ежегодно получают несколько десятков патентов, авторами которых являются граждане Российской Федерации, а в основе созданных ими изобретений лежат разработки, выполнявшиеся ими ранее за счет средств российского государственного бюджета. 3. Культура.

Культурный фон для инноваций пока нельзя назвать благоприятным: низкий престиж профессии ученого, искаженное отношение к предпринимательству. Средняя зарплата научных сотрудников по России в

2016 г. по данным Росстата составляет 54 тыс. руб. Произошло на 2,2% сокращение численности персонала, занимающегося исследованиями и разработками [9]. Восполнение кадрового потенциала за счет молодежи не покрывает потерь за счет оттока специалистов старшего поколения. Желание стать ученым высказывают только 2% россиян. Миграционный прирост в 7% с 2015 по 2016 гг. вызван приезжающими в Россию из стран СНГ (в первую очередь, с Украины). В тоже время российские граждане уезжают в такие страны как Китай, Германия, США, т. е. туда, где научный сервис

более развит и четкая ориентация на коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности. (Об этом часто в своих интервью говорит гражданин Сингапура, родом из Ленинграда, основатель глобального производителя программного обеспечения Parallels С. М. Белоусов.) Исторически высокий научных фон и уровень российского образования ценится за рубежом гораздо больше. Россия значительно хуже способна удерживать и привлекать человеческий капитал, чем страны - лидеры инноваций.

4. Образование в сфере интеллектуальной собственности.

Рост инновационной активности возможен при соединении троих носителей ресурсов — изобретателя, инвестора и менеджера. Последний должен взять на себя функции посредника между потенциальными потребителями, частными владельцами финансовых ресурсов и инновационными компаниями, нуждающимися в этих средствах. Однако в настоящее время количество квалифицированных кадров в сфере интеллектуальной собственности явно недостаточно в масштабах целого государства. Создание инновационных знаний не имеет никакого смысла без коммерциализации результатов научных исследований, без применения их в реальном секторе экономики. Поэтому современному менеджеру для успешного управления бизнесом необходимо совершенствовать свои профессиональные компетенции в части управления инновациями и приводить их к уровню, сравнимому с международным.

Заключение

Для решения проблем, тормозящих инновационное развитие России, с 2015 г. ведется всесторонний мониторинг национальной инновационной системы, факторов и результатов инновационной деятельности, который находит отражение в Национальном докладе об инновациях. В частности, было установлено, что достижение определенных в государственной инновационной политике целей и задач в огромной мере зависит

от эффективности использования интеллектуальной собственности.

Задачи, обозначенные в докладе за 2015 г., в докладе 2016 г. приобрели «иное звучание». Приоритеты инновационной политики смещаются в сторону стимулирования спроса на инновации. Государству следует направлять усилия на формирование позитивного, проактивного отношения инновациям со стороны общества и предпринимателей, основанное на понимании их значимости в бизнес-процессах и росте благосостояния. Как показала практика, инновационный потенциал компаний может определять спрос на технологии, а, следовательно, задавать динамику развития рынка технологий в целом.

Отечественные компании редко проводят маркетинговый и патентный анализ перспектив создания и долгосрочного коммерческого использования объектов интеллектуальной собственности. В предпринимательской среде не распространено мнение, что инновационная деятельность — ежедневная постоянная работа, а не единоразовые мероприятия инвестиционного характера, наблюдается фрагментарность, непоследовательность и несбалансированность приоритетов внедрения инноваций.

Представляется, что успех реализации инновационного сценария развития России связан с масштабированием инновационной деятельности экономических субъектов. Крупное корпоративное предпринимательство и здесь играет важную роль: используя эффект масштаба и располагая большим капиталом оно в приоритетном порядке должно осваивать новые технологии и внедрять инновационные решения. Усилия по инноватизации крупного бизнеса должны дополнить и создать синергетический эффект с уже проводимыми инициативами [11].

Создание новых продуктов и внедрение прорывных технологий требует постоянного организационного совершенствования системы менеджмента и маркетинга компаний в сфере интеллектуального капитала, интеллектуальной собственности, трансфера технологий. Ключевую роль в повышении инновационной активности играет институциональная грамотность российских предпринимателей и менеджеров, развитие их дополнительных профессиональных компетенций. Данное обстоятельство требует включения специальных образовательных программ в сфере охраны, защиты и управления интеллектуальной собственностью в перечень приоритетных направлений инновационной политики России.

Важно уделить больше внимания осведомленности предпринимательского сектора о существующих механизмах государственной поддержки — финансовых, инфраструктурных, консультационных и прочих. Пока представители бизнеса неактивно используют имеющиеся инструменты государственной поддержки инновационного предпринимательства.

Список использованных источников

1. Стратегии инновационного развития России до 2020 г. Утв.

распоряжением Правительства Российской Федерации

от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

2. Письмо Экспертного Совета при Правительстве РФ Министру Российской Федерации М. А. Абызову от 20.12.2013 г. http://open.gov.ru/upload/iblock/8af/8aff564cc9f99fd27c47dad beca1e75b.pdf.

3. В. Г. Зинов, Н. Г. Куракова. Патенты граждан РФ, не имеющие российского приоритета как отражение проблем технологического развития страны//Экономика науки, № 2, т. 3, 2017. С. 107.

4. В. Г. Зинов, Н. Г. Куракова. Оценка возможности достижения технологического лидерства России в зеркале патентного анализа. М.: РАНХиГС, 2017. С. 24.

5. Глобальный инновационный индекс-2016//ВШЭ. Наука, технологии и инновации. Вып. от 15.08.2016 г. https://issek.hse.ru/ data/2016/08/15/1117964142/NTI_N_12_15082016.pdf.

6. Глобальный инновационный индекс-2017 https://www. globalinnovationindex.org/gii-2017-report.

7. Доклад генерального директора Ассамблеям ВОИС, 2017. http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_1050_2017. pdf.

8. Инновационная деятельность в Российской Федерации: инф-стат. мат. Вып. 6. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2016. С. 7-8.

9. Информационный бюллетень ИСИЭЗ НИУ ВШЭ серии «Наука, технологии, инновации», 15.09.2017 г. https://issek.hse. ru/data/2017/09/29/1158728095/NTI_N_65_1509_2017.pdf.

10. Международный индекс прав интеллектуальной собственности. http://internationalpropertyrightsindex.org/countries.

11. Национальный доклад об инновациях за 2016 г. http://www. rvc.ru/upload/RVK_innovation_2016_v.pdf.

12. Обзор венчурной индустрии России за 2015 г. РВК. http://www. rvc.ru.

13. Обзор венчурной индустрии России за 2016 г. РВК. http://www. rvc.ru/upload/iblock/905/money-tree-rus-2016.pdf.

14. Отчет о деятельности Роспатента за 2016 г. http://www.mpto. ru/about/stat/otchet_rp_2016.pdf.

15. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/instdev/ institute.

16. Официальный сайт Агентства технологических инициатив. http://asi.ru/nti.

17. Официальный сайт Агентства по технологическому развитию. http://tech-agency.ru.

18. Официальный сайт Суда по интеллектуальным правам. http:// ipc.arbitr.ru.

19. Официальный сайт НРИС. https://nris.ru.

20. Сайт субиндекса Глобального инновационного рейтинга — показателя развития инновационной инфраструктуры. https:// www.globalinnovationindex.org/analysis-indicator.

Building an innovative economy of Russia through the development of the Institute of intellectual property V. R. Smirnova, doctor of еconomics, associate professor, vice-rector on scientific work and international cooperation, head of department.

Yu. S. Vasileva, PhD of economic, associate professor, head of the graduate school and the doctoral.

(Department «Innovation management and commercialization of intellectual property», Russian state academy of intellectual property)

The subject of the article is analyze of intellectual property as a factor influencing the innovative development of the Russian economy. Given the achieved results and problems in the field of intellectual property in the way of gradual innovative development. The evaluation of the status of industrial property, copyright, technology transfer, protection of intellectual property. Lists the main problems that hamper innovative development of Russia.

Keywords: intellectual property, innovation, innovative development, industrial property, copyright, technology transfer.

oo о

CN

CO CO N

CO

J <

CQ

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.