Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ГОРОДСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / РАЗВИТИЕ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМИ ТЕРРИТОРИЯМИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ондар А.А.

Актуальность исследования связана с необходимостью исследования особенностей применения экономических и правовых механизмов в развитии городских территорий России. Исходя из нее, результатом научной статьи является определение и анализ характеристики экономических и правовых механизмов при управлении развитием городских территорий в Российской Федерации (РФ). Определены актуальные проблем стратегического управления развития городских территорий в современной России, а также факторы их низкой эффективности. В работе рассмотрены предпосылки формирования городских территорий с опережающим развитием в России. Определена роль национальных проектов, как правовых механизмов в развитии городских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND LEGAL MECHANISMS FOR THE DEVELOPMENT OF URBAN TERRITORIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the study is related to the need to study the features of the application of economic and legal mechanisms in the development of urban areas in Russia. Based on it, the result of a scientific article is the definition and analysis of the characteristics of economic and legal mechanisms in managing the development of urban areas in the Russian Federation (RF). The actual problems of strategic management of the development of urban areas in modern Russia, as well as the factors of their low efficiency, are identified. The paper considers the prerequisites for the formation of urban areas with advanced development in Russia. The role of national projects as legal mechanisms in the development of urban areas is determined.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.А. Ондар, студент

Научный руководитель: О.Н. Монгуш, канд. экон. наук, доцент Тувинский государственный университет (Россия, г. Кызыл)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-2-52-54

Аннотация. Актуальность исследования связана с необходимостью исследования особенностей применения экономических и правовых механизмов в развитии городских территорий России. Исходя из нее, результатом научной статьи является определение и анализ характеристики экономических и правовых механизмов при управлении развитием городских территорий в Российской Федерации (РФ). Определены актуальные проблем стратегического управления развития городских территорий в современной России, а также факторы их низкой эффективности. В работе рассмотрены предпосылки формирования городских территорий с опережающим развитием в России. Определена роль национальных проектов, как правовых механизмов в развитии городских территорий.

Ключевые слова: экономические механизмы; правовые механизмы; городские территории; развитие городских территорий; управление городскими территориями.

Многочисленные исследования в области практики стратегического государственного и муниципального менеджмента отмечают высокую практическую роль управления городскими территориями при развитии субъектов Российской Федерации. Без сомнений стратегическое развитие городских территорий - главное направление эффективного управления современным российским государством. Однако при реализации данной задачи формируется ряд актуальных проблем, препятствующих эффективному управлению городскими территориями на государственном и муниципальном уровне.

Данные проблемы можно разделить на две группы. Первая категория трудностей связаны с барьерами социально-экономического развития городских территорий и муниципальных образований России, к которым относятся [2]:

1. Высокий объем нелегальной экономики, снижающей потенциалы экономического роста и поступления налоговых доходов в местные бюджеты.

2. Недостаточная степень развития инфраструктурного обеспечения региональной экономической системы.

3. Негативное воздействие бюджетной политики, а именно экономии бюджетных

средств при финансировании важных проектов и программ, а также влияние бюджетного федерализма на формирование планового бюджета.

4. Недостаточный уровень проведения мероприятий, которые направлены на реализацию государственной программы «Цифровая экономика», из-за чего инновационная активность предприятий демонстрирует слабый прирост, а степень текущей цифровизации системы муниципального управления и предоставления социальных услуг населению - недостаточная.

Вторая категория трудностей напрямую связана с эффективностью системы стратегического управления городскими территориями на государственном и муниципальном уровне. К данным проблемам стоит относить [3; 4; 5]:

1. Отсутствие системы достоверной оценки ресурсного потенциала городских территорий.

2. Отсутствие единой методологии проведения оценки инвестиционной привлекательности городских территории.

3. Отсутствие восприятия практической роли территориального брендинга в создании условий для повышения деловой и производственной активности, увеличения количества потребителей и приезжающих

граждан, а также улучшение инвестиционного климата городских территорий.

4. Низкая роль органов местного самоуправления, что делает их инициативы при реализации стратегии развития городских территорий на государственном уровне низкой.

Несмотря на данный ряд проблем, в России все чаще появляются городские территории опережающего развития (города и агломерации), которые считаются одной из современных форм государственно-частного партнерства. Необходимость такого партнерства обусловлена требованием масштабного обновления и развития инфраструктуры городских территорий в России при ограниченных возможностях бюджетного финансирования.

Предпосылками для формирования городских территорий опережающего развития в экономике России выступают следующие факторы, как [1]:

- необходимость диверсификации местной экономики и стимулирования развития бизнеса в моногородах;

- отсутствие у предприятий в депрессивных регионах собственных финансовых и инновационных ресурсов, необходимых для разработки и реализации инфраструктурных проектов;

- высокий уровень социально-экономического неравенства между городскими территориями в регионах страны;

- дефицит местного бюджета у городских территориях депрессивных регионов и отсутствие внутренних механизмов стимулирования притока налоговых и неналоговых доходов.

К правовым механизмам развития городских территорий в России является запуск и реализация с 2019 года федерального проекта «Жилье и городская среда». Главная цель данного проекта выступает создание комфортной среды для жизни населения городов России, чтобы повысить уровень и индекс качества городских образований. В рамках ее реализации необходимо вдвое сокращение количества городов, относящихся к населенным пунктам с неблагоприятной социальной, экономической и жилищно-коммунальной средой жизни. В свою очередь, это невозможно без

активного взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и граждан, максимально вовлеченных в процессы благоустройства городов.

Среди основных задач реализации национального проекта «Жилье и городская среда» в России на период с 2019 по 2024 гг. выступают [6]:

1. Повышение уровня качества городской среды на 30%.

2. Повышение уровня вовлеченности граждан и их активности в формировании комфортной городской жизни на 30%.

3. Реализация мероприятий по благоустройству городской жизни для 31000 общественных пространств.

4. Реализация более 480 проектов местного самоуправления, выступающих победителями всероссийского конкурса.

5. Увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год.

Для решения вышеперечисленных задач при реализации национального проекта по формированию комфортной среды жизни в городах России планируется выделить 1066,2 млрд рублей, из которых [6]:

- 271,2 млрд рублей будут направлены на развитие жилья;

- 287,8 млрд рублей будут направлены на создание комфортной среды для жизни;

- 507,2 млрд рублей будут направлены на обеспечение устойчивого снижения непригодного для жизни жилого фонда.

Таким образом, современный этап стратегического управления городскими территориями России сталкивается с рядом следующих актуальных проблем, как отсутствие системы достоверной оценки ресурсного потенциала городских территорий, отсутствие единой методологии проведения оценки инвестиционной привлекательности городских территории, отсутствие восприятия практической роли территориального брендинга, а также низкая роль органов местного самоуправления.

При этом к механизму развития городских территорий в РФ относится реализация федерального проекта «Жилье и городская среда», целью которого является совершенствование городской среды жизни в городах нашей страны и увеличение

строительства и обновления жилого фонда, стратегическому развитию городских тер-что соответственно способствует риторий в современных условиях.

Библиографический список

1. Губанов Р.С. Роль государственного управления инновационным развитием в условиях функционирования территорий опережающего социально-экономического развития // Актуальные вопросы современной экономики. - 2020. - № 1. - С. 611-626.

2. Кутаеа Р.А. Факторы, способствующие и препятствующие развитию региональной экономики // Вопросы структуризации экономики. - 2018. - №2.

3. Васюкова В.А., Карибджанян А.С., Ионова А.Ч. Проблемы и перспективы развития стратегического управления регионами в Российской Федерации // Kant. - 2021. - №2 (39).

- С. 30-35.

4. Гашимова Л.Г., Кадиева Н.Г. Территориальный брендинг как инструмент развития региона // Практика использования концепции маркетинга предприятиями и предпринимательскими структурами. - 2016. - С. 71-74.

5. Логинова Д.А., Строков А.С. Институциональные вопросы устойчивого развития сельских территорий России // Вопросы государственного и муниципального управления.

- 2019. - №2.

6. Федеральный проект «Жилье и городская среда». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minstroyrf.gov.ru/upload/iblock/65d/Informatsionnye-materialy-o-natsionalnom-proekte-_ZHile_-i-gorodskaya-sreda_.pdf (дата обращения: 30.03.2022).

ECONOMIC AND LEGAL MECHANISMS FOR THE DEVELOPMENT OF URBAN TERRITORIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

A.A. Ondar, Student

Supervisor: O.N. Mongush, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tuva State University (Russia, Kyzyl)

Abstract. The relevance of the study is related to the need to study the features of the application of economic and legal mechanisms in the development of urban areas in Russia. Based on it, the result of a scientific article is the definition and analysis of the characteristics of economic and legal mechanisms in managing the development of urban areas in the Russian Federation (RF). The actual problems ofstrategic management of the development of urban areas in modern Russia, as well as the factors of their low efficiency, are identified. The paper considers the prerequisites for the formation of urban areas with advanced development in Russia. The role of national projects as legal mechanisms in the development of urban areas is determined.

Keywords: economic mechanisms; legal mechanisms; urban areas; development of urban areas; management of urban areas.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.