АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
УДК 332.145
JEL O29
DOI 10.26425/1816-4277-2021-5-5-11
Мусинова Нина Николаевна
канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет), г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2194-7856 e-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РАМКАХ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ
Аннотация. Исследованы проблемы социально-экономического развития муниципальных образований, входящих в условные границы городских агломераций. При разработке основ государственной политики Российской Федерации по развитию местного самоуправления эти вопросы выходят на первый план. Их решение - залог успешного достижения целей национальных проектов и стратегических задач пространственного развития России. В статье рассмотрены модели управления городскими агломерациями, обобщен региональный опыт по использованию механизмов социально-экономического развития муниципальных образований в рамках агломераций, выявлены инструменты, способствующие комплексному развитию агломераций, и препятствующие ему преграды, обоснована необходимость совершенствования федерального регулирования формирования и развития агломераций, предпочтительно в форме федерального закона.
Ключевые слова: агломерация, городская агломерация, урбанизированная территория, муниципальное образование, местное самоуправление, формирование городской агломерации, агломерационное развитие, межмуниципальное сотрудничество, территориальное развитие, регулирование агломерационных процессов
Для цитирования: Мусинова Н.Н. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в рамках городских агломераций//Вестник университета. 2021. № 5. С. 5—11.
Nina N. Musinova
Cand. Sci. (Econ.), Financial University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-2194-7856 e-mail: [email protected]
SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES WITHIN URBAN AGGLOMERATIONS
Abstract. The author studies the problems of socio-economic development of municipalities included in the conditional boundaries of urban agglomerations. When developing the foundations of the state policy of the Russian Federation for the development of local self-government, these issues come to the fore. Their solution is the key to the successful achievement of the goals of national projects and strategic objectives of the spatial development of Russia. The article considers models of management of urban agglomerations, generalizes regional experience on the use of mechanisms of socio-economic development of municipalities within agglomerations, identifies tools that contribute to the integrated development of agglomerations and obstacles that prevent it, substantiates the need to improve federal regulation of the formation and development of agglomerations, preferably in the form of a federal law.
Keywords: agglomeration, urban agglomeration, urbanized territory, municipality, local government, formation of urban agglomeration, agglomeration development, inter-municipal cooperation, territorial development, regulation of agglomeration processes
For citation: Musinova N.N. (2021) Socio-economic development of municipalities within urban agglomerations. Vestnik universiteta, no. 5, pp. 5-11. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-5-5-11
© Мусинова Н.Н., 2021.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Musinova N.N., 2021.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Введение
Процессы урбанизации, сопровождающиеся ростом городов, стихийным возникновением и становлением городских агломераций - общемировая тенденция. Рост количества городских агломераций и расползание их территориальных границ наблюдаются как за рубежом, так и в России.
Необходимость решения стратегических задач и достижения национальных целей развития Российской Федерации (далее - РФ) заставили по-иному взглянуть на городские агломерации. Представление городских агломераций в пространственной стратегии России в качестве локомотивов развития экономики - свидетельство того, что крупным и крупнейшим агломерациям отводится серьезная роль в будущем развитии страны [1]. В настоящее время в стране насчитывается около 40 крупных и крупнейших городских агломераций, в которых проживает более 70 млн человек. Именно в агломерациях сосредоточена основная масса высокоинтеллектуальных трудовых ресурсов, находятся так называемые кузницы креативных решений как в системе производства, так и в социальной системе (образовательной, культурной, медико-биологической и других ее сферах).
Успешное достижение поставленных целей невозможно без вовлечения в процесс территориального развития такого мощного ресурса, как местное самоуправление [4, с. 25]. Муниципалитеты принимают участие в достижении целей национальных проектов, муниципальные интересы затрагивают 10 из 12 нацпроектов (из 1 200 мероприятий 365 касаются местного самоуправления), расходы местных бюджетов на реализацию нацпроектов в 2019 г., по данным Министерства финансов РФ, составили 431,7 млрд рублей. Однако ресурс местного самоуправления далеко не исчерпан и руководство страны это понимает.
В настоящее время по поручению Президента РФ от 1 марта 2020 г. № 354 осуществляется разработка основ государственной политики по развитию местного самоуправления, которая должна быть подготовлена к 1 октября 2021 г. В этой работе задействованы ряд федеральных министерств: (Министерство юстиции, Министерство экономического развития, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерство финансов и Министерство транспорта), в продвижении муниципальных интересов принимает участие Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления (ВАРМСУ), профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации.
Исходя из необходимости обеспечения организационного единства органов публичной власти, создания системы гармонизации взаимодействия всех ее уровней, разрабатываемый документ направлен на совершенствование правовых и организационно-экономических основ функционирования муниципальных образований, обеспечение достижения точной определенности компетенции регионального и местного уровней власти, определение общих принципов пространственного развития городских агломераций и развитие муниципалитетов на агломерированной территории с сохранением их поселенческого типа. Предстоит решить сверхтрудную задачу - обеспечить прорыв в социально-экономическом развитии территорий крупных городских агломераций, не нарушая (или даже развивая) основные принципы организации местного самоуправления, поскольку комплексное развитие агломерированной территории в немалой степени зависит от того, как будет выстроено функционирование расположенных в ее рамках муниципальных образований. В этой связи актуальное значение приобретают вопросы социально-экономического развития муниципальных образований в рамках агломераций.
Литературный обзор
Появление агломераций - неизбежный процесс. Об этом в последнее время много говорят и пишут. Чаще всего ученые обращают внимание на проблемы организации управления стихийно сложившимися городскими агломерациями [11]. При этом одни авторы анализируют зарубежный опыт управления и осуществляют поиск путей эффективного функционирования агломераций, сформировавшихся на территории России, другие исследуют вопросы эффективного функционирования отдельных агломераций и опыт организации управления их пространственным развитием [2; 4; 6; 10]. Проблемы конституционно-правового регулирования статуса городских агломераций рассматриваются в коллективной монографии под редакцией В. В. Таболина [3].
Теория и методы
Процессы стихийного развития той или иной агломерации сопровождаются оттоком трудовых ресурсов с ее периферии и зачастую усугубляются укрупнением муниципальных образований, в основе которого лежит
ликвидация поселенческих муниципальных образований и переход к одноуровневой модели организации местной власти. Так, например, к середине 2019 г. Московская область, преобразовав все муниципальные районы (с ликвидацией всех поселений, расположенных на их территориях) в городские округа, перешла на одноуровневую модель организации местного самоуправления. Следом за ней в начале 2020 г. подобные преобразования завершились в Ставропольском крае и продолжаются на агломерированных территориях других субъектов РФ. Происходящие процессы укрупнения муниципалитетов не способствуют развитию местного самоуправления на этих территориях, так как при этом затрудняется вовлечение населения в решение вопросов местного значения и процессы реализации национальных проектов.
Наиболее значимыми проектами формирования агломераций являются города-спутники, активно развившиеся в советский период и получившие определенную профилизацию в качестве научных и промышленных центров, транспортных узлов. Основные характеристики городских агломераций - единая транспортная сеть, обеспечивающая краткосрочную перевозку пассажиров между муниципальными образованиями, образующими агломерацию, и высокая степень маятниковой миграции, когда жители агломерационной периферии обеспечивают существенный и постоянный вклад в занятость в городе-ядре агломерации.
Заметим, что городскую агломерацию стоит отличать от практики формирования крупных городских округов. Так, присоединение поселения к городу путем включения в городской округ влечет прекращение самостоятельности муниципального образования, в то время как управляемая агломерация - это форма постоянного сотрудничества муниципальных образований, основанная на едином планировании социально-экономического развития. При укрупнении муниципальных образований создаются условия для управления развитием городской агломерации, основанной на межмуниципальном сотрудничестве муниципалитетов, прилегающих к ее ядру. При этом ресурс местного самоуправления - эффект самоорганизации - снижается с увеличением размеров территории и удалением органов местного самоуправления от населения, поскольку население теряет возможность оперативно реагировать на действия местной власти, так как она для него становится такой же обезличенной, как и государственная власть [6, с. 436].
Все многообразие городских агломераций условно можно разделить на две группы:
- региональные, если территория агломерации полностью расположена в пределах одного субъекта РФ;
- межрегиональные, если агломерация расположена на территории нескольких субъектов РФ.
В первом случае формирование агломерации основывается на разных формах межмуниципального сотрудничества, во-втором - на разных формах межмуниципального и межрегионального сотрудничества [7; 12].
Ключевыми процессами, связанными с формированием городских агломераций. являются:
- маятниковая трудовая миграция населения из смежных территорий в города;
- формирование в пригородных территориях развитой экономической и социальной инфраструктуры;
- сквозное планирование развития транспорта и дорожной сети городов и смежных населенных пунктов, в том числе развитие сквозных транспортных маршрутов;
- стандартизация благоустройства на территориях городов и смежных населенных пунктов;
- доступность и единство принципов медицинского обслуживания жителей вне зависимости от места проживания;
- единая культурная политика (событийное наполнение и синхронизация планирования);
- внедрение единых стандартов и решений «умного города» в городах и смежных населенных пунктах.
На пути к комплексному развитию агломерированной территории одной из существенных преград является отсутствие должного правового регулирования городских агломераций, то есть как явление агломерация имеет место, а как локально-пространственная урбанизированная система, упорядоченная нормативно-правовым порядком, - отсутствует [8, с. 174]. В России организационные формы управления развитием городских агломераций найдены не теорией, а практикой. Практическая потребность в управлении развитием агломераций позволила найти юридически легитимные способы осуществления этой целенаправленной деятельности на уровне регионального законодательства и подзаконных актов [8, с. 187].
В наибольшей степени в рамки отечественного законодательства интегрирована региональная модель. Однако, с одной стороны, в России городская агломерация представляет собой целостность, с другой стороны, является совокупностью муниципальных образований, имеющих свои органы управления, реализующие свои цели, и поэтому выступающие для всей территориальной целостности как носители противоречивых
интересов. Более того, каждое муниципальное образование может быть представлено относительно самостоятельными частями, принадлежащими к разным системам по организационно-технологическому, функциональному профилю и устройству. Кроме этого, из-за дефицитности местных бюджетов, самостоятельная реализация муниципальными образованиями агломерационных проектов практически становится невозможной.
Если агломерация разместилась на территории двух и более субъектов РФ, то главным механизмом решения существующих проблем является ее формирование по договорной модели межмуниципального взаимодействия с приоритетным участием органов государственной власти субъекта РФ на основе межмуниципального соглашения без создания юридического лица. Соглашения, заключаемые между равными по своему статусу сторонами, определяют предметы и направления взаимодействия, а также схему осуществления взаимодействия, позволяющую координировать действия как между всеми участниками соглашения, так и между любыми отдельными сторонами в рамках конкретного проекта. Предметами соглашений являются проекты инфраструктурного развития, транспортная, инженерная инфраструктура, проекты промышленных, складских, коммунальных объектов, комплексов, а также часть проектов строительства жилья, влияющих на развитие территории двух и более муниципальных образований.
В качестве наиболее подходящей модели управления агломерациями урбанисты называют двухуровневую модель управления крупными городами, которая в настоящее время реализована в трех городских округах с внутригородским делением: Челябинске, Махачкале, Самаре. Фактически речь идет об укрупнении и создании единого муниципального образования в пределах агломерации, в котором «бывшие» муниципальные образования получают статус внутригородских территорий и сохраняют определенную самостоятельность [8, с. 179].
Заметим, что на федеральном уровне не первый год идет поиск механизмов социально-экономического развития городских агломераций. Так, в 2012-2013 гг. в целях выявления найденных практикой различных моделей управления городскими агломерациями и обобщения лучших практик в рамках существовавшего тогда Министерства регионального развития РФ была организована Межведомственная рабочая группа по социально-экономическому развитию городских агломераций. В последующем после упразднения этого министерства такая Комиссия была организована при Министерстве экономического развития РФ, которая и продолжила работу по распространению лучших практик, содействуя тем самым совершенствованию управления конкретными городскими агломерациями.
В настоящее время для согласованного развития муниципальных образований, находящихся в рамках агломераций, в ряде субъектов РФ разрабатываются схемы территориального планирования агломераций. Этот документ оказывает значительную помощь в преодолении межмуниципальных барьеров при решении общих для городской агломерации задач.
Другой формой по содействию и регулированию социально-экономического развития городской агломерации является межмуниципальное соглашение о создании агломерации и согласованном регулировании ее развития, достигаемое администрациями муниципальных образований, формирующих городскую агломерацию.
Анализ результатов
В настоящее время в России используется две основные модели формирования городских агломераций с участием субъектов РФ. Региональная модель основывается на передаче ряда полномочий органов местного самоуправления на уровень регионов, что позволяет осуществлять координацию реализации агломерационных проектов (например, в Приморском крае, Нижегородской области). Для этого используется механизм получения согласия муниципалитетов, у которых изымаются полномочия для реализации агломерационных проектов. Предполагается, что в рамках этой модели городские агломерации могут быть сформированы путем реализации межмуниципальных программ и проектов. Следует отметить, что эта модель предоставляет регионам широкий ракурс возможностей по реализации тех или иных агломерационных проектов, но в симметричной пропорции преуменьшает объем собственной компетенции органов местного самоуправления. В связи с этим необходимо исключить любого рода злоупотребления (например, когда субъектом РФ изымаются полномочия муниципалитетов, не имеющие прямого отношения к городской агломерации, но составляющие важнейшие источники их финансовой самостоятельности), предусмотрев рациональный механизм получения согласия муниципалитетов на предмет изымания их полномочий.
Поскольку городские агломерации не урегулированы в законодательстве как самостоятельное управленческое явление и реальное управление агломерацией осуществляется путем принятия пусть согласуемых между собой, но самостоятельных муниципальных актов в отсутствие единых приоритетов управления, это может приводить к рассинхронизации действий муниципалитетов (участников развития агломераций) и в случае бюджетного процесса привести к снижению расходов на агломерационные проекты. В связи с этим назрела необходимость разработки основополагающего федерального правового акта об агломерациях, который определил бы общие подходы к понятийной базе, общие принципы и основные механизмы формирования агломераций, организационные формы и механизмы управления ими, основы и инструменты социально-экономического развития городских агломераций и муниципальных образований, расположенных в рамках агломераций, обеспечив возможность принятия совместных муниципальных правовых актов и осуществления совместного сквозного планирования и бюджетирования. Цель заключается в консолидации ресурсных возможностей муниципальных образований различных уровней, а также объединении различных уровней публичной власти, частных инвесторов для решения задач комплексного социально-экономического развития территорий, входящих в агломерацию.
Определенные шаги в направлении комплексного решения имеющихся проблем закладываются уже сейчас:
- используется система муниципальных договоров и соглашений;
- в процессе разработки и принятия решений по вопросам развития городских агломераций применяются такие инструменты, как советы, дирекции развития городских агломераций, создание рабочих групп и др.;
- внесены изменения в бюджетное законодательство, разрешающее предоставление горизонтальных субсидий в рамках межмуниципального сотрудничества. Если раньше межмуниципальные субсидии применялись между муниципальным районом и поселением в рамках делегирования полномочий, то теперь стало возможно предоставление субсидий на договорной основе от городского округа поселениям, которые окружают этот городской округ и входят в городскую агломерацию. Это дает возможность предоставления средств на реализацию совместных проектов по развитию инфраструктуры или компенсации каких-то произведенных расходов в рамках существующих совместных проектов.
Федеральное регулирование агломерационных процессов является крайне актуальным для многих регионов, муниципалитетов и агломераций в целом. Взаимосвязь муниципальных образований, входящих в агломерацию, складывалась на протяжении многих лет. Города и поселки по сути уже объединены в сложную систему интенсивными производственными, транспортными, инфраструктурными, социально-экономическими, культурными связями. Использование механизмов взаимодействия и управления в рамках правового регулирования агломерационных процессов, создание единой стратегии развития территорий позволит не только укрепить существующие связи, но и более эффективно их использовать.
Целью федерального регулирования должно стать стимулирование экономического роста агломераций. Необходимо закрепить положение агломерированных территорий и ресурсное обеспечение, позволяющее ре-ализовывать приоритетные агломерационные проекты, в первую очередь проекты развития инфраструктуры (транспортной, энергетической и социальной). Необходимо включить положение, закрепляющее за агломерациями определенный инструмент регулирования ключевых и критичных для их развития вопросов - коммунальные ресурсы, размещение объектов утилизации и переработки твердых коммунальных отходов, распоряжение земельным потенциалом, формирование рынка жилья и межмуниципальных объектов.
Разработчикам правового акта предстоит наряду с признанием существующих агломераций (на основе обоснованных критериев отнесения территории муниципальных образований к городским агломерациям) проработать вопросы определения границ городских агломераций. Требуется заложить основы пространственного развития агломерированных территорий на основе критериев развития, в том числе с использованием современных инструментов 1Т-технологий, осуществления обоснованного прогнозного развития агломераций в перспективе. Необходимо правильно определить критерии для создания агломерации, используя показатель ее развития на основе межмуниципального сотрудничества (в том числе в части создания совместных предприятий и учреждений).
В целях вовлечения жителей в развитие агломераций необходимо предусмотреть положения, в соответствии с которыми вопрос создания агломерации подлежал бы обсуждению в разных форматах с жителями соответствующих территорий посредством проведения публичных слушаний, общественных обсуждений.
На наш взгляд, целесообразно рассмотреть возможность вхождения жителей в составы координационных советов, что будет способствовать эффективности агломерационных процессов.
По нашему мнению, в перспективе необходимы:
- минимизация неконтролируемых процессов разрастания городов, обеспечивающая внесение необходимых корректив;
- создание системы мониторинга развития городских агломераций, позволяющей осуществлять прогнозное (опережающее) обоснованное планирование формирования агломераций.
В конечном счете это положительно повлияет на объем ресурсов, предоставляемых жителям различных территорий, и на обеспечение доступности и повышение качества предоставляемых услуг.
Актуальным способом учета агломерационного фактора в развитии страны может стать учет сложившихся и складывающихся агломераций в рамках реализации национальных проектов на уровне исполнения региональных проектов, когда общенациональные цели формируются в целом по стране, а в регионах, помимо прочего, выделяется и вклад агломераций в достижение национальных целей [9].
Решение многих вопросов агломерационного развития может лежать в рамках реализации комплексных государственных проектов, где городские агломерации будут ранжированы и типизированы, а также определены основные формы взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти.
Необходимо предусмотреть создание некой единой системы показателей и статистических данных по развитию агломераций и наделить компетентные органы государственной власти консолидирующими функциями по созданию публичных докладов о развитии агломераций, при этом следует обеспечивать публичность предоставления данных, в том числе на базе имеющихся официальных информационных ресурсов.
Выводы
В реалиях настоящего времени решение задач пространственного развития муниципалитетов и развития городских агломераций, как межмуниципальных центров экономического роста, требует обеспечения организационного единства всех уровней публичной власти. Формирование единой системы публичной власти предполагает, что реализация единых задач и достижение установленных показателей национальных проектов должны быть ранжированы по уровням управленческой иерархии и конкретизированы, при этом уровень конкретизации должен повышаться, опускаясь до конкретных муниципальных образований, составляющих агломерации.
Формируя механизмы управления агломерированной территорией, следует исходить из того, что городские агломерации, как территориальные экономические системы, формируются объективно, а не создаются искусственно. В этой связи требуется сбалансированно подходить ко всем важным решениям развития агломерационных процессов, и понимать, что у каждой медали есть две стороны. Формирование агломераций не должно идти спонтанно по пути укрупнения муниципальных образований, поскольку в их объединении имеются не только определенные плюсы, но и минусы, как и в работе на паритетных началах. При выборе модели организации управления социально-экономическим развитием городской агломерации необходимо принимать взвешенные решения с учетом местных особенностей и традиций, но опираясь на законодательное регулирование развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества [5].
В настоящее время назрела необходимость принятия нормативно-правового акта федерального уровня (по нашему мнению, со статусом закона), призванного упорядочить процессы скоординированного социально-экономического развития муниципальных образований, входящих в городскую агломерацию.
Однако, решая вопросы развития городских агломераций, а вместе с этим и муниципалитетов, примыкающих к ее ядру, необходимо помнить о малых городах, расположенных вне агломераций, в которых проживает большая часть населения нашей страны. В этой связи требуется разработка необходимых мер поддержки этих муниципальных образований и механизмов стимулирования развития периферии агломерации.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития
Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=318094&fld=134&dst=1000000001,0&r
М=0.7Ш507585903463#009213213635899176 (дата обращения: 11.02.2021).
2. Адамская, Л. В. Московская агломерация: к вопросу эффективного функционирования // Самоуправление. - 2019. - Т. 2, № 3 (116). - С. 14-17.
3. Астафичев, П. А. и др. Город в теории и практике: правовые и урбанологические аспекты: монография / под общ. ред. В. В. Таболина. - М.: Юстицинформ, 2019. - 353 с.
4. Дейнега, Е. А., Плотицына, Л. А. Этапы формирования единого социально-экономического пространства в городских агломерациях в рамках реализации стратегии пространственного развития России // Самоуправление. - 2019. - Т. 2, № 3 (116). - С. 94-99.
5. Иваненко, Л. В., Тимощук, Н. А. Управление развитием агломераций. Проблемы и решения // Вестник Самарского государственного университета. - 2014. - № 2 (113). - С. 72-78.
6. Мусинова, Н. Н. К вопросу об организации управления пространственным развитием городских агломераций // Муниципальная академия. - 2020. - № 2. - С. 150-154.
7. Мусинова, Н. Н., Попадюк, Н. К. Организация управления городской агломерацией: поиск решений // Вестник университета. - 2018. - № 7. - С. 12-15. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-7-12-15
8. Прокофьев, С. Е. и др. Управление крупнейшими городами: учебник и практикум для вузов / под ред. С. Е. Прокофьева, И. А. Рождественской, Н. Н. Мусиновой. - М.: Юрайт, 2019. - 322 с.
9. Пузанов, А. С., Попов, Р. А. Управление городскими агломерациями как ресурс экономического развития // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. - 2016. - № 3. - С. 3-6.
10. Сланченко, К. Д. Эффективность управления инновационным потенциалом городской агломерации как фактор экономического развития // Самоуправление. - 2020. - Т. 2, № 1 (118). - С. 391-394.
11. Шугрина, Е. С. Модели управления российскими агломерациями // Государственная власть и местное самоуправление. -2018. - № 2. - С. 39-43. https://doi.org/10.18572/1813-1247-2018-2-39-43
12. Шугрина, Е. С. Экспертная дискуссия о правовых основах формирования и развития агломераций в России // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. - 2018. - № 2. - С. 8-12.
References
1. Order of the Government of the Russian Federation No. 207-r dated on February 13, 2019 "On Approval of the Strategy for the Spatial Development of the Russian Federation for the Period up to 2025", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=318094&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.7111507585903463#009213213635899176 (accessed 11.02.2021).
2. Adamskaya L. V. Moscow agglomeration: the question of effective functioning, Samoupravlenie, 2019, vol. 2, no. 3 (116), pp. 14-17. (In Russian).
3. Astafichev P. A. et al. City in theory and practice: legal and urban aspects: monograph, under the general editorship by V. V. Tabolin, Moscow, Yustitsinform, 2019, 353 p. (In Russian).
4. Deinega N. A., Plotitsyna L. A. Stages of forming a uniform socio-economic space in urban agglomerations in the framework of implementation of the strategy of spatial development of Russia, Samoupravlenie, 2019, vol. 2, no. 3 (116), pp. 94-99. (In Russian).
5. Ivanenko L. V, Timoshchuk N. A. Development management of agglomeration. Problems and solutions, Vestnik of Samara State University, 2014, no. 2 (113), pp. 72-78. (In Russian).
6. Musinova N. N. On the issue of managing spatial development of urban agglomerations, Municipal Academy, 2020, no. 2, pp. 150-154.
7. Musinova N. N., Popadyuk N. K. The organization of the government of urban agglomeration: the search for solutions, Vestnik universiteta, 2018, no. 7, pp. 12-15. (In Russian). https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-7-12-15
8. Prokof ev S. E. et al. Management of the largest cities: textbook and workshop for universities, under the editorship by S. E. Prokof ev, I. A. Rozhdestvenskaya, N. N. Musinova, Moscow, Yurait, 2019, 322 p. (In Russian).
9. Puzanov A. S., Popov R. A. Management of municipal agglomerations as a resource of economic development, Municipal property: Economics, Law, Management, 2016, no. 3, pp. 3-6. (In Russian).
10. Slanchenko K. D. Efficiency of management of urban agglomeration's innovative potential as a factor of economic development, Samoupravlenie, 2020, vol. 2, no. 1 (118), pp. 391-394. (In Russian).
11. Shugrina E. S. Models of Russian agglomerations management, Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie, 2018, no. 2, pp. 39-43. (In Russian). https://doi.org/10.18572/1813-1247-2018-2-39-43
12. Shugrina E. S. A discussion on the legal bases of agglomeration establishment and development in Russia, Municipal property: Economics, Law, Management, 2018, no. 2, pp. 8-12. (In Russian).