Научная статья на тему 'Экономические и политико-правовые факторы формирования социального государства и преодоления бедности'

Экономические и политико-правовые факторы формирования социального государства и преодоления бедности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
194
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ МАЛОИМУЩИМ ГРАЖДАНАМ / ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕДНОСТИ / SOCIAL CONSTITUTIONAL STATE / SOCIAL HELP TO NEEDY CITIZENS / OVERCOMING POVERTY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фомин А.А.

Преодоление бедности и обеспечение каждому достойной жизни выступают неотъемлемой частью гуманистических основ конституционного развития и важнейшими элементами модели «социального государства». Осмысление перспектив построения социального государства в Российской Федерации на уровне международно-правовых стандартов требует не только определения целей, принципов, возможностей социальной помощи малоимущим гражданам в условиях выхода отечественной экономики из кризисного состояния, но и рассмотрения экономических, политических и правовых предпосылок формирования социального государства как более высокой ступени правового государства. Социальная ориентированность политической, экономической и правовой системы достигается с развитием рыночных отношений, усилением административных и судебных гарантий прав частных собственников, укоренением ценностей постиндустриального информационного общества и прежде всего кардинальным изменением места и роли личности в структуре взаимоотношений правового государства и гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Overcoming poverty and providing to everyone worthy life act as an integral part of humanistic bases of the constitutional development and the most important elements of model of "the social state". Judgment of prospects of creation of the social state in the Russian Federation at the level of international legal standards, demands not only definitions of the purposes, the principles, opportunities of the social help to needy citizens in the conditions of getting out of domestic economy of crisis state, but also consideration of economic, political and legal prerequisites of formation of the social state as higher step of the constitutional state. The social orientation of political, economic and legal systems is reached with development of the market relations, strengthening of administrative and judicial guarantees of the rights of private owners, rooting of values of post-industrial information society and, first of all, cardinal change of the place and a role of the personality in structure of relationship of the constitutional state and civil society.

Текст научной работы на тему «Экономические и политико-правовые факторы формирования социального государства и преодоления бедности»

УДК 349.3:364.22

А. А. Фомин

Экономические и политико-правовые факторы формирования социального государства и преодоления бедности*

Преодоление бедности и обеспечение каждому достойной жизни выступают неотъемлемой частью гуманистических основ конституционного развития и важнейшими элементами модели «социального государства». Осмысление перспектив построения социального государства в Российской Федерации на уровне международно-правовых стандартов требует не только определения целей, принципов, возможностей социальной помощи малоимущим гражданам в условиях выхода отечественной экономики из кризисного состояния, но и рассмотрения экономических, политических и правовых предпосылок формирования социального государства как более высокой ступени правового государства. Социальная ориентированность политической, экономической и правовой системы достигается с развитием рыночных отношений, усилением административных и судебных гарантий прав частных собственников, укоренением ценностей постиндустриального информационного общества и прежде всего кардинальным изменением места и роли личности в структуре взаимоотношений правового государства и гражданского общества.

Overcoming poverty and providing to everyone worthy life act as an integral part of humanistic bases of the constitutional development and the most important elements of model of "the social state". Judgment of prospects of creation of the social state in the Russian Federation at the level of international legal standards, demands not only definitions of the purposes, the principles, opportunities of the social help to needy citizens in the conditions of getting out of domestic economy of crisis state, but also consideration of economic, political and legal prerequisites of formation of the social state as higher step of the constitutional state. The social orientation of political, economic and legal systems is reached with development of the market relations, strengthening of administrative and judicial guarantees of the rights of private owners, rooting of values of post-industrial information society and, first of all, cardinal change of the place and a role of the personality in structure of relationship of the constitutional state and civil society.

© Фомин А. А., 2018

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках гранта «Эволюция правового регулирования оказания социальной помощи малоимущим и преодоления бедности в России: история и современность» (проект № 18-011-00202).

116

Ключевые слова: социальное правовое государство, социальная помощь малоимущим гражданам, преодоление бедности.

Key words: social constitutional state, social help to needy citizens, overcoming poverty.

Неотъемлемой частью гуманистических основ цивилизационного развития является борьба с бедностью и обеспечение достойной жизни как важнейших элементов конструкции «социального государства». Несмотря на довольно длительную историю концептуализации социального государства в рамках философии, социологии, политологии, экономической теории, участие представителей юридического сообщества в этом процессе активизировалось лишь в ХХ в., когда идеи социального государства из области теоретических дискуссий перешли в плоскость практического воплощения в законодательстве и политико-правовой практике европейских стран (прежде всего Скандинавских стран, Швейцарии, Германии, Нидерландов), Австралии, Новой Зеландии, США, Сингапура, Японии и ряда других1. Осмысление перспектив построения социального государства в Российской Федерации на уровне международно-правовых стандартов требует не только определения целей, принципов, возможностей социальной помощи малоимущим гражданам в условиях выхода отечественной экономики из кризисного состояния, но и рассмотрения экономических, политических и правовых предпосылок формирования социального государства как более высокой ступени правового государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ).

Речь идет не просто о заимствовании принципов социального государства из зарубежных конституций в целях смягчения либеральной сущности российской Конституции 1993 г. в качестве недостижимого идеала. Вопрос, конечно, риторический: можно ли считать социальным государство, в котором порядка 20 млн чел.2 имеют доход ниже величины прожиточного минимума, при этом минимальный размер оплаты труда только с 1 января 2018 г.

1 См., например: Рейтинги Британского аналитического центра Legatum Institute. URL: http://www.prosperity.com/ranking.

2 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

достиг величины 85 % прожиточного минимума3 и до сих пор не удовлетворяет те элементарные потребности среднестатистического россиянина, которые предусмотрены «потребительской корзиной», но которые вряд ли даже с натяжкой можно признать «достойным существованием» [7; 8].

Социальная ориентированность политической, экономической и правовой систем достигается с развитием рыночных отношений, усилением административных и судебных гарантий прав частных собственников, укоренением ценностей постиндустриального государства, и прежде всего кардинальным изменением места и роли личности в структуре взаимоотношений государственной власти и гражданского общества как «сообщества экономически и политически свободных индивидов, обладающих всем комплексом реально обеспеченных общедемократических прав и свобод, позволяющих установить достойный уровень жизни людей» [4, с. 71]. Гражданское общество способствует преодолению высокого уровня поляризации в социально-экономической сфере, неуемной склонности к потребительскому образу жизни, роста бедности и в то же время повышает гражданскую ответственность населения в решении острых социальных проблем.

Государство и гражданское общество находятся в отношениях «диалектического единства», выступают в качестве противостоящих, но взаимодействующих сил при выстраивании и осуществлении социальной политики. Реализация принципов социального государства и переход страны к социально ориентированной экономике невозможны в равной степени как без правовой и демократической организации государственной власти, осознания органами государства и их должностными лицами приоритетности социальных программ, так и без опоры на гражданское общество. Без поддержки снизу модернизация государственной социальной политики, какой бы прогрессивной она ни представлялась сверху, обречена на провал, о чем свидетельствует, к сожалению, опыт России. Расширение социальной базы преобразований в области социального обеспечения и социальной защиты, их легитимность и востребованность обусловливаются:

3 Справедливости ради следует заметить, что в порядке предвыборной кампании президент Российской Федерации В.В. Путин, что называется, ускорил процесс, и равенство показателей МРОТ и прожиточного минимума будет достигнуто досрочно уже с 1 мая 2018г. (вместо запланированной ранее Федеральным законом № 421-ФЗ даты - 1 января 2019 г.)

- субъективной оценкой гражданами влияния изменений в социальной политике государства на состояние их благополучия и уровень социально-экономической безопасности (включая демографическую, продовольственную, безопасность здоровья и т. д.);

- наличием механизмов общественного контроля за регулирующей деятельностью государства в социально-экономической сфере;

- принятием гражданами предлагаемых методик оценки уровня благосостояния, бедности, перераспределения общенациональных ресурсов и доходов, иначе возникают угрозы социального расслоения и дестабилизации политической системы;

- признанием социальной справедливости издаваемых в ходе социально-экономических реформ законодательных актов и осуществляемых институциональных преобразований;

- степенью доверия к предлагаемым приоритетам и целям государственной социальной политики, эффективностью осуществляемых мер по социальной защите малоимущих, одиноко проживающих граждан и малоимущих семей.

Названные и некоторые другие факторы создают предпосылки для повышения темпа адаптации граждан к рыночной экономике и снижения отрицательного ее восприятия со стороны основной части населения. Существенные деформации в структуре распределения материальных ценностей, социальное и имущественное расслоение - неизбежные последствия либерализации экономики и перехода к рынку. Между тем одной из основных функций демократического государства является поддержание социально-политической стабильности путем согласования индивидуальных, общественных и государственных интересов, их властно-политическая интеграция. Ради достижения этой цели правовое государство вступает в социальный диалог с гражданским обществом, идет на социальные компромиссы и, как следствие, превращается в социальное государство. Права Л.Н. Кочеткова, говоря, что «государство так же заинтересовано трансформироваться в социальное, как оно заинтересовано в своем сохранении» [3, с. 41].

Для сокращения «пропасти» между богатыми и бедными и улучшения положения нуждающихся малоимущих граждан и требуется поддержка экономических преобразований со стороны гражданского общества. К сожалению, в современной России политическая активность локализована в зоне

элит. Большинство населения убеждено, что его участие в управлении государством (гарантированное, кстати, ст. 32 Конституции РФ) весьма ограничено, о чем красноречиво свидетельствует крайне низкий уровень явки на выборах4.

В центре экономических, политико-правовых и институциональных преобразований в социальных государствах находятся качественные улучшения в уровне жизни отдельно взятого человека как основного носителя потребностей. Глобальные изменения в мировой экономике и международных политических отношениях приводят к пониманию важности преодоления патерналистского подхода при формировании государственной социальной политики, игнорирующего гуманистическую сущность демократического государства и необходимость ориентации на поддержку широких слоев населения. Подлинное достояние социальных государств определяется качеством материальных условий жизни и эмансипацией личности в экономической сфере, способностью обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. И, конечно, благотворительность, волонтер-ство, добровольчество и другие формы бескорыстной помощи в условиях социального государства становятся нормой жизни, а не экзотическими явлениями, создавая дополнительные механизмы социальной поддержки и защиты малообеспеченных, реабилитации безработных, инвалидов и тех, кто в силу своих физических или интеллектуальных особенностей не способен самостоятельно обеспечить себе достойное существование [1, с. 94]. Рассуждая о приоритетности прав и свобод, их реализации и защиты в ситуации мирового финансово-экономического кризиса, председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин справедливо заметил, что «социальная политика, основанная на принципе социального государства, это непроизвольная по своей природе благотворительная деятельность, движимая нравственным чувством сострадания» [2].

Среди факторов, обусловливающих специфику формирования социального государства и решения вопроса о соотношении принципов социальной справедливости, равенства и свободы, наряду с отмеченными выше, следует назвать различия политического режима, культурного пространства и менталитета, национальные традиции, исторические особенности, своеобразие международной обстановки и т. д.

4 Так, например, как следует из данных Центризбиркома, явка на парламентские выборы в 2016 г. стала самой низкой в истории России. См.: Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. URL: http://cikrf.ru.

120

Так, в странах с преобладающим влиянием англо-саксонских ценностей сформировалась либеральная модель «государства благосостояния (Welfare State)» (причем такая модель получила распространение не только в странах, образующих Содружество - объединение в составе Великобритании и ее бывших колоний, а ныне независимых государств-сателлитов), в странах с уже более чем полувековыми традициями социал-демократии сложилась социально-демократическая модель социального государства (пример, Швеция), достижение консенсуса между принципами свободы и социальной справедливости обусловило возникновение консервативной модели (Германия). В связи с потоком иммигрантов в страны Европейского союза можно говорить даже о «ультранационалистической» модели социального государства, заключающейся в защите стабильной системы государственного социального обеспечения для коренного населения путем ограничения претензий иммигрантов на получение равных социальных благ. При всех модификациях практического воплощения принципов социального государства перечисленные модели совпадают в главном - их сущность заключается в обеспечении гражданам достойного уровня жизни, в приоритетном решении социальных проблем.

На основе прогрессивного опыта стран с развитым социальным государством можно выделить условия процесса формирования социального государства: планомерное увеличение посредством налоговых и инвестиционных механизмов так называемого среднего класса и повышение уровня его жизни, сокращение имущественного расслоения между различными слоями населения; расширение государственных социально-экономических гарантий и перечня пособий (в сфере образования и медицинской помощи, пенсионного обеспечения, предоставления малоимущим гражданам жилья социального найма и др.), усиление роли государства в перераспределении доходов, борьба с безработицей, стимулирование научно-технического прогресса, внедрение инновационных технологий в экономику, развитие транспортной инфраструктуры и т. д.

При этом такие политические характеристики государства, как форма правления, национально-государственного или административно-территориального устройства не имеют принципиального значения (например, Швеция и Дания - королевства, США - республика с «классической» президентской формой правления и федеративным устройством, Германия -парламентская федеративная республика, а Франция - унитарная республика смешанного парламентско-президентского типа) - лишь на основе

справедливого политического режима в условиях провозглашения и гарантирования всего комплекса демократических прав и свобод, развитых институтов гражданского общества способно возникнуть подлинно социальное государство [5, с. 449].

Таким образом, идеология социального государства заключается в распределении и перераспределении материальных и духовных благ в соответствии с принципом социальной справедливости и в целях достижения каждым человеком достойного уровня жизни, сглаживания социального неравенства, помощи малоимущим и преодоления бедности. Демократическая сущность социального государства обусловлена публично-правовой обязанностью обеспечения социально-экономического благополучия каждого индивида в отдельности и общественного благосостояния в целом.

Список литературы

1. Журавлев В.И. Теория и практика благотворительной деятельности: монография. - Владимир: Шерлок-пресс, 2016. - 288 с.

2. Зорькин В. Д. Право - для человека // Рос. газета. - 2008. - 25 нояб.

3. Кочеткова Л.Н. Социальное государство: европейская теория и российская практика // Власть. - 2008. - № 4. - С. 39-43.

4. Кулапов В.Л. Теория государства и права: учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Саратов: Изд-во Саратов. гос. акад. права, 2005. - 356 с.

5. Нелюбин А. А. Проблема формирования социального государства в России: политико-социологический аспект // Россия реформирующаяся. - 2010. - № 7.

- С. 444-462.

6. Новикова В.В., Фомин А. А. Социальная помощь как объект правового регулирования: общетеоретический и отраслевой аспекты // Ленингр. юрид. журн. -2014. - № 4 (38). - С. 229-235.

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения: федер. закон от 28.12.2017 г. № 421-ФЗ // СЗ РФ. - 2018. - № 1 (Ч. 1). - Ст. 5.

8. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации: федер. закон от 03.12.2012 г. № 227-ФЗ (в ред. от 28.12.2017 г.) // СЗ РФ. - 2012. - № 50 (Ч. 4).

- Ст. 6950.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.