Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / КОРРУПЦИЯ / ДЕТЕРМИНАНТЫ КОРРУПЦИИ / ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ КОРРУПЦИИ / ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литварина А.В.

Статья посвящена анализу коррупции как негативного явления в сфере государственного и муниципального управления. Исследуются причины и условия коррупции в рассматриваемой сфере. Акцент делается на экономических и организационно-управленческих детерминантах коррупции в сфере государственного и муниципального управления. Кроме того, отдельное внимание уделяется последствиям такой девиации в сфере управления. Прежде всего, рассматриваются экономические последствия, так как управление тесно взаимосвязано с экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC, ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL DETERMINANTS AND CONSEQUENCES OF CORRUPTION IN PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION

The article is devoted to the analysis of corruption as a negative phenomenon in the sphere of public and municipal administration. The causes and conditions of corruption in this area are investigated. The emphasis is on the economic and organizational and managerial determinants of corruption in the field of public and municipal administration. In addition, special attention is paid to the consequences of such deviation in the field of management. First of all, the economic consequences are considered, since management is closely interrelated with the economy.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ

ДЕТЕРМИНАНТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

А.В. Литварина, магистрант

Научный руководитель: Д.Л. Вавилов, канд. экон. наук, доцент Тольяттинский государственный университет (Россия, г. Тольятти)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-5-2-125-128

Аннотация. Статья посвящена анализу коррупции как негативного явления в сфере государственного и муниципального управления. Исследуются причины и условия коррупции в рассматриваемой сфере. Акцент делается на экономических и организационно-управленческих детерминантах коррупции в сфере государственного и муниципального управления. Кроме того, отдельное внимание уделяется последствиям такой девиации в сфере управления. Прежде всего, рассматриваются экономические последствия, так как управление тесно взаимосвязано с экономикой.

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, экономика, коррупция, детерминанты коррупции, причины и условия коррупции, последствия коррупции

В последнее время в России наблюдается устойчиво высокие показатели коррумпированности сферы государственного и муниципального управления. При этом точно установить уровень распространенности коррупции в этой сфере достаточно сложно. По мнению экспертов, более 70% чиновников так или иначе берут взятки, а выявляется не более 2% случаев [1]. Более того, есть мнение, что этот показатель вдвое меньше [2]. Кроме того, имеет место процесс «сращивания» государственной власти и бизнеса, который не носит легитимный характер. «Теневая экономика», ежегодно направляет около 7 млрд. долларов на подкуп чиновников [3].

В основе любого негативного социального явления лежит причинный комплекс, обуславливающий существование данного явления. В этом смысле коррупция в сфере государственного и муниципального управления не является исключением. При этом ни одна из причин коррупции не работает изолированно - всегда имеет место комплекс причин и условий.

Основа детерминации современной российской коррупции находится, прежде всего, в социально-экономической сфере. Коррупция имеет тесную взаимосвязь с экономической составляющей, обеспечивающей нормальные условия жизнедея-

тельности общества, государства, конкретных граждан и чиновников. Д.К. Не-чевин полагает, что «основной детерми-нантой здесь следует считать кризис экономической системы страны в целом, который зацементировал развитие этого направления на долгие годы» [4, с. 200].

Экономический срез причинного комплекса детерминант российской коррупции следует конкретизировать применительно к сфере государственной и муниципальной службы, поскольку в условиях экономического кризиса и низкого уровня заработной платы государственные или муниципальные служащие считают подобное положение несправедливым по отношению к себе и выбирают коррупционное поведение, рассматривая это как способ восстановления социальной справедливости и получая материальные блага [5].

Также значимыми детерминантами являются организационно-управленческие причины, выражающиеся в недостаточной урегулированности и «прозрачности» деятельности государственных и муниципальных служащих, с одной стороны, и в наличии многочисленных бюрократических процедур и излишних сложностей, побуждающих граждан прибегать к коррупционным действиям, в обход существующих законных правил.

В целом к общим условиям, способствующим коррумпированию сферы государственного и муниципального управления, как в переходный, так и в кризисный период следует отнести.

1) Трудности преодоления негативного наследия со времен тоталитарного периода. Прежде всего, это медленный отход от закрытости и неподконтрольности власти. Также это необходимость преодоления слияния власти и экономики, свойственного тоталитарным режимам с централизованной системой управления экономикой [6, с. 29].

2) Экономический упадок и политическая нестабильность. Такие факторы, как обнищание населения, неспособность государства обеспечить государственным служащим достойное содержание подталкивают и тех, и других к нарушениям, приводящим к массовой низовой коррупции. Одновременно субъекты экономической деятельности постоянно осознают политический риск долговременных вложений, а тяжелые экономические обстоятельства (инфляция, неуклюжее присутствие государства в экономике, отсутствие четких регулятивных механизмов) способствуют формированию определенного типа экономического поведения, рассчитанного на кратчайшую перспективу, большую, хотя и рискованную выгоду. Такому типу поведения очень близок поиск выгоды с помощью взяточничества [7, с. 25].

3) Неразвитость и несовершенство законодательства. Происходящее в процессе преобразований обновление фундаментальных основ экономики и экономической практики зачастую существенно обгоняет их законодательное обеспечение. Чиновники расширяют сферы контроля над распределением основных ресурсов -льготы, кредиты, лицензии, право быть уполномоченным банком, реализовывать крупные социальные проекты и т.п. Определенную роль здесь играют негативные факторы, действующие в правовой сфере. Законы становятся инструментом в руках коррупционеров [2, с. 262].

4) Неэффективность институтов власти. Имеет место громоздкий раздутый государственный аппарат, прежде всего, ис-

полнительной ветви власти. Бюрократические структуры стойки и хорошо приспосабливаются к выживанию при самых тяжелых потрясениях. При этом чем энергичнее преобразования, тем более изобретателен госаппарат для собственного сохранения. В итоге бюрократические институты и система управления отстают от объективных изменений. Увеличивается аппарат, вводятся дополнительные излишние иерархические уровни управления [8, с. 44].

5) Резкое несоответствие уровня оплаты труда ответственных должностных лиц, наделенных административно-

хозяйственными и организационно-распорядительными полномочиями, и социальной значимости принимаемых ими решений [9, с. 133]. Плохо организованная система государственных институтов не дает предпринимателям возможности и необходимых стимулов для участия в экономической деятельности, поэтому они вынуждены работать в теневом секторе экономики. Тем самым создается благоприятная почва для расширения коррупции во всех ее формах.

7) Сложное, противоречивое и чрезвычайно запутанное отечественное законодательство. Многие акты прямо или косвенно противоречат друг другу, многие составлены безграмотно и содержат ошибки и несоответствия, что дает чиновникам и бюрократам массу лазеек для формально законного уклонения от исполнения своих служебных обязанностей и открывает возможности для вымогания взяток и иных подношений [10].

Также можно выделить еще целый ряд иных проблемных аспектов, выступающих в качестве детерминантов коррупции в сфере государственного и муниципального управления:

- отсутствие или слабый контроль, непрозрачность деятельности должностных лиц;

- противоречивость в нормативном регулировании такой деятельности, обусловливающая значительную степень произвольности в правоприменительной практике;

- предоставленная занимаемой должностью возможность самостоятельного принятия решений по значимым вопросам, сопряженная со значительной степенью «дозволенного усмотрения» по принимаемым решениям;

- недостаточно полная регламентация поведения должностного лица в различных ситуациях либо отсутствие или недостаточность критериев выбора модели такого поведения;

- наличие официальных барьеров на пути реализации возникающих у потенциального взяткодателя потребностей и возможность удовлетворения их (либо минимизации затрат на их удовлетворение) за счет подкупа ответственного лица, в чьих силах обеспечить такое удовлетворение;

- слабый внутренний контроль за целесообразностью принимаемых должностным лицом решений;

- наличие «вертикальной» коррупции, т.е. системы регулярных подношений от низовых чиновников вышестоящим, а равно и сложившаяся в коллективе атмосфера взаимной поруки и неформального «сотрудничества» ответственных должностных лиц;

- возможность одного должностного лица оказывать влияние на принятие значимых решений другим должностным лицом;

- служебная зависимость должностного лица, способного принимать значимые для потенциального взяткодателя решения, от потенциального взяткополучателя;

- отсутствие регламентации взаимоотношений между должностными лицами в части обращений одного должностного лица к другому в связи с решением частных вопросов, входящих в компетенцию последнего, а также механизма фиксации и контроля таких обращений;

- возможности должностного лица еди-

принятию решений о поощрении, продвижении по службе или предоставлении иных льгот и привилегий, а также о неприменении мер к должностным лицам за упущения, недостатки или нарушения в служебной деятельности;

- пребывание должностных лиц в родственных (в допускаемой законом степени), дружественных и иных неформальных отношениях;

- неурегулированность порядка принятия решений по вопросам поощрения, продвижения по службе либо применения дисциплинарных взысканий, привлечения к иным формам ответственности должностными лицами в отношении других должностных лиц, с которыми они состоят в допускаемой законом степени родственных, дружественных и иных неформальных отношений [9].

Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизнедеятельности общества и государства, влечет множество различных негативных последствий как экономического и организационно-управленческого, так и политического и социального характера. Так, к экономическим последствиям коррупции следует отнести: расширение сферы теневой экономики, утрату государством финансовых и правовых рычагов управления экономикой, нарушение механизмов рыночной конкуренции, замедление темпов появления эффективных частных собственников, повышение цен на товары и услуги, утрата доверия к власти рыночными агентами и др. [11, с. 268].

Сказанное позволяет рассматривать коррупцию в качестве одной из существенных и реальных угроз национальной безопасности России, преодоление которой требует активизации и напряжения всех защитных сил государства и общества.

нолично принимать либо способствовать

Библиографический список

1. Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции. - М.: Проспект, 2021. - 912 с.

2. Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы / под ред. Долговой А.И. - М.: РКА, 2015. - 362 с.

3. Букалерова Л.А., Фортуна К.А. К вопросу о наказаниях за коррупционные и служебные подлоги. // Административное и муниципальное право. - 2012. - №6. - С. 17-25.

4. Нечевин Д.К. Проблемы или противодействия коррупции // Публичное и частное право. - 2015. - №1 (25). - С. 200-211.

5. Номоконов В.А. Коррупция в России: социальные последствия и особенности причин // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - №4. - С. 61-67.

6. Яни П.С. В борьбе с коррупцией эффективны только репрессии // Российская юстиция. 2001. № 7. С. 28-34.

7. Бабанин В.А., Сбоев Б.К. Ответственность за взяточничество // Законодательство и экономика. - 2004. - №3. - С. 24-39.

8. Воронин Ю.А. Борьба с коррупционной преступностью в системе государственной и муниципальной службы // Чиновникъ. - 2006. - №2. - С. 42-58.

9. Якимов О.Ю. Проблемы борьбы с коррупцией на государственной и муниципальной службе // Проблемы российского законодательства: история и современность / редкол. Р.В. Закомолдин и др. - Самара: Изд. СаГА, 2012. - С. 131-136.

10. Об особенностях и причинах современных взяточничества и казнокрадства. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.proknadzor.ru (дата обращения: 25.04.2022).

11. Основы национальной безопасности: учебник для вузов / под ред. К.К. Гасанова, О.В. Зиборова, Н.Д. Эриашвили. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. -351 с.

ECONOMIC, ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL DETERMINANTS AND CONSEQUENCES OF CORRUPTION IN PUBLIC AND MUNICIPAL

ADMINISTRATION

A.V. Litvarina, Graduate Student

Scientific supervisor: D.L. Vavilov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Togliatti State University (Russia, Togliatti)

Abstract. The article is devoted to the analysis of corruption as a negative phenomenon in the sphere of public and municipal administration. The causes and conditions of corruption in this area are investigated. The emphasis is on the economic and organizational and managerial determinants of corruption in the field of public and municipal administration. In addition, special attention is paid to the consequences of such deviation in the field of management. First of all, the economic consequences are considered, since management is closely interrelated with the economy.

Keywords: state and municipal administration, economy, corruption, determinants of corruption, causes and conditions of corruption, consequences of corruption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.