Научная статья на тему 'Экономические последствия коррупции'

Экономические последствия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2423
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ломакина Т.И.

Коррупция является одной из сложнейших проблем, препятствующих экономическому росту страны. Ее факторы серьезно угрожают верховенству закона, демократии и правам человека, подрывают доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствуют конкуренции, затрудняют экономическое развитие и угрожают стабильности демократических институтов и моральных устоям общества. Поэтому такие проблемы, как коррупция в органах власти, в частном секторе, в политике, а также бытовая коррупция, актуальны для экономики страны. В работе рассмотрены сущность, причины и факторы коррупции, динамика восприятия населением бытовой коррупции, меры по борьбе с коррупцией и экономические последствия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC CONSEQUENCES OF CORRUPTION

Corruption is one of the greatest obstacles to economic growth. Its factors seriously threaten the rule of law, democracy and human rights, undermines the credibility of the government, the principles of governance, equity and social justice, hinder competition, hinders economic development and threatening the stability of democratic institutions and the moral foundations of society. Therefore, such problems as the corruption authorities, the private sector, policy, and domestic corruption are relevant for the economy. The paper discusses the nature, causes and factors of corruption, the perception of the population dynamics of domestic corruption, measures to combat corruption and economic consequences of corruption.

Текст научной работы на тему «Экономические последствия коррупции»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ

ECONOMIC CONSEQUENCES OF CORRUPTION

Т.И. ЛОМАКИНА,

студент ГАОУ СПО «Лениногорский нефтяной техникум» (г. Лениногорск)

T.I. LOMAKINA,

student STR GAOU «Leninogorsk Petroleum College» (Leninogorsk)

Аннотация

Коррупция является одной из сложнейших проблем, препятствующих экономическому росту страны. Ее факторы серьезно угрожают верховенству закона, демократии и правам человека, подрывают доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствуют конкуренции, затрудняют экономическое развитие и угрожают стабильности демократических институтов и моральных устоям общества. Поэтому такие проблемы, как коррупция в органах власти, в частном секторе, в политике, а также бытовая коррупция, актуальны для экономики страны. В работе рассмотрены сущность, причины и факторы коррупции, динамика восприятия населением бытовой коррупции, меры по борьбе с коррупцией и экономические последствия коррупции.

Abstract

Corruption is one of the greatest obstacles to economic growth. Its factors seriously threaten the rule of law, democracy and human rights, undermines the credibility of the government, the principles of governance, equity and social justice, hinder competition, hinders economic development and threatening the stability of democratic institutions and the moral foundations of society. Therefore, such problems as the corruption authorities, the private sector, policy, and domestic corruption are relevant for the economy. The paper discusses the nature, causes and factors of corruption, the perception of the population dynamics of domestic corruption, measures to combat corruption and economic consequences of corruption.

Ключевые слова

1. Коррупция

2. Виды коррупции

3. Факторы коррупции

4. Причины коррупции

5. Меры по борьбе с коррупцией

6. Экономические последствия коррупции

Keywords

1. Corruption

2. Types of corruption

3. Factors of corruption

4. The causes of corruption

5. Measures to combat corruption

6. The economic consequences of corruption

Введение

Проблема коррупции и взяточничества в России встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона в Госдуме. Если в период правления команды Б.Н. Ельцина в целом по России в 1995 году зарегистрировано свыше 14,2 тысячи должностных преступлений, то уже в 1997 году было выявлено свыше 16 тысяч преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В то же время, по данным ученых и специалистов, значительное число фактов взяточничества (90%) остается нераскрытым.

Объектом исследования является проблема борьбы с коррупцией и взяточничеством в России.

Предметом исследования являются общие закономерности возникновения, функционирования и развития коррупционных отношений, их сущность, структура, основные элементы и принципы, а также меры и методы по борьбе с коррупцией и экономические последствия коррупции.

Целью исследования является отражение недостатков и пробелов в законодательстве, свидетельством этому служит то, что до сих пор так и не выработана государственная стратегия противодействия этому масштабному явлению, не принят ряд важнейших антикоррупционных законов и иных общественно значимых документов, а меры, которыми сегодня пытаются оказать на нее воздействие, оцениваются профессионалами в большей степени как имитация государственной активности, поскольку они изначально малоэффективны.

Коррупция стала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципам государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое развитие и угрожать стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.

Задачами исследования являются:

- рассмотреть понятие и причины коррупции;

- провести анализ данных о коррупции;

- рассмотреть меры и методы по борьбе с коррупцией;

- выявить экономические последствия коррупции.

1. Понятие и причины коррупции

Коррупция (от лат. соггцшреге - «растлевать») - термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью - властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания1.

Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования!

Как нам представляется, коррупцию условно можно классифицировать на несколько основных видов:

1 www.wikipedia.ru

1) по статусу субъектов:

а) коррупция в органах власти;

б) коррупция в частном секторе;

в) коррупция в политике, или политическая коррупция.

по уровням:

а) низовая;

б) верхушечная;

в) вертикальная.

3) по степени общественной опасности:

а) коррупция-проступок;

б) коррупция-преступление.

Рассмотрим характеристики указанных видов коррупции.

Коррупция в органах власти (исполнительной, представительной и судебной), которой в большей части посвящена наша работа, является одной из насущных проблем современного Казахстана (проблемы в борьбе с которой будут освещены в отдельной главе).

Коррупция в негосударственных организациях либо в частном секторе имеет в настоящее время большое распространение. Руководитель организации (коммерческой или общественной) обязан следовать ее уставным задачам, однако он так же, как и государственный чиновник, имеет возможность в своих личных корыстных интересах или в пользу второй стороны распоряжаться непринадлежащими ему ресурсами, совершать действия, нарушающие интересы организации.

Некоторые ученые выделяют в отдельный вид политическую коррупцию. Так, профессор В.А. Шабалин, анализируя зарубежные источники по проблемам политики и преступности, определяет это явление как «...девиантное политическое поведение, выражающееся в нелегитимном использовании господствующей политической элитой государственных ресурсов в целях укрепления своей власти». С этой точкой зрения солидарен автор работы д. ю. н., профессор Алауханов Е.О.

Низовая коррупция наиболее распространена на среднем и низшем уровнях органов власти и управления и связана с постоянным взаимодействием чиновников и граждан (регистрации, штрафы, лицензирование и различные разрешения и т.п.).

Верхушечная коррупция охватывает политиков, работающих в органах власти, высшее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (лоббирование и принятие законов, государственные заказы, изменение форм собственности и т.п.). Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одному органу государственной власти. Например, когда чиновник нижестоящего государственного органа дает взятку своему выше-

Конкурс школьников 125

стоящему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя либо предоставляет дополнительные финансы, ресурсы, полномочия и т.д. Таблица 1 Факторы коррупции

Группа факторов Факторы

Фундаментальные Несовершенство экономических институтов и экономической политики; несовершенство системы принятия политических решений, неразвитость конкуренции, чрезмерное государственное вмешательство в экономику, монополизация отдельных секторов экономики, контроль государства над ресурсной базой, низкий уровень развития гражданского общества, неэффективность судебной системы.

Правовые Слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком частое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов.

Организационно-экономические Слабость системы контроля над распределением государственных (в особенности -природными) ресурсов, трудности управления большой территорией, громоздкий и неэффективный бюрократический аппарат, относительно низкая оплата труда служащих, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм (тарифные и нетарифные барьеры), прочие формы дискриминации.

Информационные Непрозрачность государственного механизма, информационная асимметрия, отсутствие реальной свободы слова и печати, наличие оффшорных зон, отсутствие исследований проблемы коррупции.

Группа факторов Факторы

Социальные Клановые структуры, традиции непотизма, эксплуатация «дружеских связей», блат, традиция «дарения» подарков-взяток, низкий уровень грамотности и образования.

Культурно-исторические Сложившаяся система норм бюрократического поведения; массовая культура, формирующая снисходительное отношение к коррупции; особенности исторического развития; придание малого значения понятиям 2 честности и чести .

Что же является причиной возникновения коррупции? Большинство исследователей этого явления дают следующий ответ: причиной коррупции является само государство, то есть различные ограничения, регулирующие и контролирующие правила, налагаемые на свободных экономических агентов. Предполагая, что каждый максимизирует свою прибыль, можно прийти к выводу, что коррупция - естественное экономическое явление, связанное с наличием государства. Государство, призванное исправить неэффективность и «провалы» рынка, само может вызвать коррупцию и неэффективность.

С экономической точки зрения коррупция является способом проявления поведения тех, кто «ищет выгоду». Такое поведение сопровождает процессы конкуренции за государственный контракт, за квоту на экспорт или на импорт, но может быть и результатом желания частной фирмы освободиться от налога (тогда коррупция является теневым аналогом налогообложения).

2. Анализ данных опроса населения для расчета индекса восприятия бытовой коррупции

Был проведен опрос населения для расчета индекса восприятия бытовой коррупции. Было опрошено 180 человек, из них 90 человек мужчины и 90 человек женщины. Вопросы анкеты представлены в приложении 1.

В опросе участвовали 40 студентов, 1 служащий, 40 безработных, 40 работников сферы образования, 10 пенсионеров и 40 рабочих разных возрастных категорий: до 18 лет - 40 человек, от 18 до 30 лет -40 человек, от 30 до 50 лет: 90 человек и старше 50 лет - 10 человек.

2 www.mirec.ru/index. рЬр? option=com_content&task=view&id=110

11%

11%

6%

11%

28%

11%

17%

(По часовой стрелке от верхней метки) 39% - Взяточничество

28% - Подношение подарков должностным лицам

22% - Использование должностного положения в личных, корыстных

интересах

17% - Использование государственных средств в личных целях 11% - Побуждение должностных лиц к принятию тех или иных решений под давлением каких-либообстоятельств, фактов 6% - Оказание влияния на принятие или отказ от принятия каких-либо законов, нормативно-правовыхактов

17% - Незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов

11% - Незаконное присвоение общественных ресурсов в личныхцелях 6% - Незаконная приватизация

11% - Незаконная поддержка и финансирование политических структур 22% - Вымогательство

0% - Предоставление льготных кредитов, заказов 11% - Знаменитый русский «блат»

Рис. 1. Что вы понимаете под коррупцией?

На вопрос, что вы понимаете под коррупцией (рис. 1), большинство респондентов ответили, что это взяточничество, подношение подарков, использование должностного положения в личных, корыстных целях, вымогательство, использование государственных средств в личных целях, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, побуждение должностных лиц к принятию тех или иных решений под давлением каких-либо обстоятельств, фактов, незаконное присвоение общественных ресурсов в личных целях, незаконная поддержка и финансирование политических структур.

На вопрос, как вы думаете, существуют ли в нашем обществе факты, явления коррупции, взяточничества, большинство ответили «очень часто» (90 человек), «довольно часто» - 70 человек, и только лишь 20 человек ответили, что единичные случаи.

На вопрос о том, попадали ли вы в коррупционную ситуацию большинство ответили положительно, так как в нашем обществе такие ситуации нередко встречаются. Когда респондентов спросили, как вы обычно поступаете в таких ситуациях, равное количество человек ответили «приходится договариваться неформально» и другое, и все-таки большинство ответили «ищу возможность формального решения проблемы».

Большинство респондентов считают, что уровень коррупции за последние 3-4 года резко увеличился. По их мнению, причинами коррупции послужили: низкие заработные платы работников бюджетной сферы, недостаточно строгий контроль за действием чиновников, их доходами и расходами, низкий уровень культуры у населения, неразвитая экономика, отсутствие общественного контроля и другие (рис. 2).

На вопрос, достаточно ли информации об антикоррупционной политике в СМИ, значительное количество ответили, что информации достаточно, но она не освещает всех аспектов.

На вопрос, что могло бы послужить мерами для сокращения коррупции, респонденты ответили, что нужно: ужесточить законодательство по борьбе с коррупцией (например, устраивать публичные суды над коррупционерами, привлекать к уголовной ответственности с лишением права занимать руководящие должности), повысить зарплату работникам бюджетной сферы, повысить правовую грамотность населения и другие.

Многие респонденты считают, что с помощью антикоррупционных мер, предложенных Правительством РФ и РТ, снизить уровень коррупции невозможно.

3. Меры по борьбе с коррупцией

На сегодняшний день неизвестны методы в педагогике и менеджменте, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным чинов-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что необходимо предпринять, чтобы коррупции стало меньше?

250%-

200%

200%-

150%-

100%-

50%

0%

50%

67%

44% 44%

ответы

(Слева направо)

33% - Проводить агитационную работу с населением по формированию антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости к проявлениям коррупции 50% - Повысить правовую грамотность населения 200% - Ужесточить законодательство по борьбе с коррупцией 44% - Повысить эффективность деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и коррупционерами

33% - Шире освещать антикоррупционную деятельность в средствах массовой информации

33% - Необходимо стандартизовать и детально регламентировать действия и решения чиновников при взаимодействиях с населением 44% - Жестко контролировать распределение и расход бюджетных средств 33% - Обеспечить открытость принятия решений властями на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд

0% - Обеспечить доступный и простой механизм судебного обжалования решений должностного лица

44% - Установить постоянный контроль за соблюдением чиновниками запретов и ограничений

44% - Отслеживать динамику имущественного положения должностных лиц госорганов и органов местного самоуправления

33% - Проведение независимой экспертизы законопроектов, действующих законов, подзаконных нормативных правовых актов на предмет их коррупционности

33% - Повысить зарплату всем чиновникам

33% - Повысить зарплату чиновникам низшего звена

67% - Повысить зарплату работникам бюджетной сферы

Рис. 2. Меры по снижению коррупции

ником. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.

С формальной точки зрения, если не будет государства - не будет и коррупции. Способность людей на данном этапе развития эффективно сотрудничать без государства подвергается очень сильным сомнениям. Тем не менее в условиях, когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от нее избавиться.

Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции. Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится конкуренция в предоставлении государственных услуг при условии дублирования одними государственными органами функций других органов. Большинство положительно зарекомендовавших себя методов относится к внутренним либо внешним механизмам надзора.

27 апреля 2011 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Вводятся кратные размеры штрафа, который может быть назначен в качестве основного и дополнительного наказания за коммерческий подкуп, взятку и посредничество во взяточничестве.

Штраф устанавливается в размере до стократной суммы взятки, но не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей.

Для дифференциации ответственности за коррупцию устанавливаются четыре вида взятки в зависимости от их размера:

взятка в значительном размере - от 25 тысяч рублей до 150 тысяч рублей;

взятка в крупном размере - от 150 тысяч рублей до 1 миллиона рублей;

взятка в особо крупном размере - свыше 1 миллиона рублей.

Взятка, меньшая 25 тысяч рублей, будет считаться простой взяткой.

Одновременно расширяется круг субъектов уголовной ответственности за эти преступления. Он позволяет преследовать иностранных должностных лиц и сотрудников публичных международных организаций.

В составах преступлений, предусмотренных статьями УК «Коммерческий подкуп», «Получение взятки», «Дача взятки», вводятся новые квалифицирующие признаки: «заведомо незаконные действия (бездействие)» и «значительный размер взятки», за которые предусмотрены повышенные санкции. Изменяется структура санкций - вводится штраф в дифференцированном размере (в зависимости от наличия квалифицирующих признаков размер его предусмотрен от десятикратной до стократной суммы взятки или коммерческого подкупа), как правило, с обязательным лишением виновного лица права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или лишение свободы, срок которого в некоторых случаях уменьшен, с дополнительным наказанием в виде штрафа. Из санкций изымается наказание в виде ограничения свободы и ареста.

Новеллой является введение в УК новой статьи «Посредничество во взяточничестве», под которым понимается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. Ответственность по новой статье включает в качестве одной из трех альтернативных мер наказания штраф в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Обычный подарок или взятка

В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятом Государственной Думой 5 июля 1995 года и установившем ряд ограничений для государственных служащих, в частности, сказано, что государственный служащий не вправе «получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию» (п. 8 ч. 1 ст. 11). В соответствии со ст. 60 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 года это ограничение распространяется и на муниципальных служащих.

Новый Уголовный кодекс России установил несколько разновидностей получения взятки. Согласно ст. 290 УК взятка может быть получена: 1) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, входящие в служебные полномочия должностного лица (ч. 1); 2) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последний в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (ч. 1); 3) за общее покровительство или попустительство по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1); 4) за незаконные действия (бездействие) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц (ч. 2).

Таким образом, новый УК не исключил возможность признания взяточничеством случаев получения - дачи денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, переданных как подарок, благодарность должностному лицу за уже им содеянное или в связи с исполнением им служебных обязанностей. Не оговорен в УК и минимальный размер взятки.

Однако ст. 575 Гражданского кодекса РФ (часть вторая), принятого Государственной думой 22 декабря 1995 года и вступившего в действие с 1 марта 1996 года, разрешила государственным служащим и служащим органов муниципальных образований принятие обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, в связи с их должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей.

Как видим, возникла коллизия между положениями УК и Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», с одной стороны, и Гражданского кодекса, с другой.

Некоторые комментаторы, ссылаясь на ст. 575 ГК РФ, стали утверждать, что пять минимальных размеров оплаты труда - это та граница, которая разделяет подарок от взятки (Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Наумова. - М.: Юристъ, 1996. - С. 701). Однако не все так просто.

Вообще говоря, необходимость разграничения взятки и «обычного подарка» очевидна. Еще в 1984 году автор этих строк писал, что «взятка, имеющая характер подкупа, как правило, значительно опаснее взятки - благодарности. При решении вопроса об ответственности виновных во взяточничестве, не обусловленном предварительной договоренностью за уже совершенные действия должностных лиц, следует обращать особое внимание на мотивы, которыми руководствовался взяткодатель, и на предмет самой взятки... Поэтому, если материаль-

ная ценность полученного в знак благодарности предмета явно малозначительна (букет цветов, коробка конфет и т.п.) и со стороны вручившего его это был сугубо знак признательности, благодарности, то следует говорить лишь о должностном проступке, не достигающем той степени общественной опасности, которая требуется для преступления» (Волженкин Б.В. Квалификация взяточничества: Учебное пособие. - Л., 1984. - С. 38-39; он же, «О так называемой взятке - благодарности» // Социалистическая законность, 1991).

Статья 575 Гражданского кодекса не только значительно повышает размер дозволяемого «обычного подарка», не влекущего вообще никакой ответственности как дарителя, так и государственного или муниципального служащего, принимающего дар в связи с должностным положением или исполнением служебных обязанностей, но и не оговаривает каких-либо иных условий правомерности подобных действий (кроме размера подарка). Однако ни о каком подарке нельзя, на мой взгляд, говорить, если это вознаграждение вымогается должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения под угрозой совершения действия (бездействия), влекущего нарушение законных интересов взяткодателя, или путем умышленного поставления последнего в такие условия, когда он вынужден вручить «подарок» для обеспечения своих правоохраняемых интересов.

Нельзя считать подарком и вознаграждение, переданное должностному лицу в качестве подкупа, определившее его соответствующее служебное поведение, а также вознаграждение, врученное должностному лицу как благодарность за совершенное им незаконное действие (бездействие).

Таким образом, по моему мнению, «обычный подарок», не влекущий никакой ответственности как для должностного лица, его принявшего, так и для вручившего подарок лица, отличается от взятки не только относительно небольшим размером. Независимо от размера получение должностным лицом и передачу ему незаконного вознаграждения в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей нужно расценивать как взяточничество в следующих случаях3: 1) если имело место вымогательство этого вознаграждения; 2) если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, обусловливало соответствующее, в том числе правомерное, служебное поведение должностного лица; 3) если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).

3 jourclub.ru

4. Экономические последствия коррупции

Всякое государство, демократическое или репрессивное, контролирует распределение материальных привилегий и льгот и определяет размер налогового бремени. Распределением привилегий и льгот обычно занимаются государственные чиновники, обладающие правом действовать по своему усмотрению. У частных лиц и компаний, стремящихся получить режим наибольшего благоприятствования, может возникнуть желание купить такой режим. Плата за получение материальной выгоды и является случаем коррупции, если денежная благодарность предлагается государственному чиновнику с целью получения незаконных льгот или снижения издержек. Коррупция - симптом того, что в системе государственного управления что-то не так. Государственные институты, созданные для регулирования взаимоотношений между гражданином и государством, вместо этого используются для личного обогащения и предоставления льгот коррумпированным хозяйствующим субъектам. Ценовой механизм, столь часто призванный быть источником экономической эффективности и стимулятором экономического роста, может в форме взятки подорвать легитимность и эффективность государственной власти.

Экономические последствия коррупции огромны:

- рост издержек бизнеса;

- упущенные возможности - торможение экономического роста;

- нецелевое использование бюджетных средств;

- снижение уровня благосостояния людей;

- падение международного авторитета страны;

- ухудшение инвестиционной привлекательности нашей экономики, особенно со стороны иностранных инвесторов, не всегда готовых работать по «нашим» правилам;

- расширение теневой экономики;

- нарушение конкурентных механизмов рынка;

- неэффективное использование бюджетных средств;

- повышение цен;

- потеря доверия к власти;

- расширение коррупции в неправительственных организациях.

Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. Конечно же, ее нельзя устранить за один день, но все-таки должны осуществляться действия в этом направлении. Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что немаловажно. Можно сказать, что первый шаг - осознание вреда коррупции - уже сделан в России. Теперь дело стоит за правительством и самим президентом.

Заключение

Несмотря на то, что коррупцию часто сравнивают с гидрой, существуют достаточно эффективные методы борьбы с этим явлением, о чем успешно свидетельствует мировая практика. Не бороться с коррупцией - значит поддерживать ее, а учитывая, какие разрушительные экономические последствия такого бездействия возникают во всех сферах жизни общества, проблема противодействия этому «внутреннему врагу» стоит в любом государстве, включая Российскую Федерацию.

В начале работы была поставлена цель, которую реально можно применить для достижения снижения коррупции в стране и достижения успехов экономического роста нашей страны.

Для достижения этой цели поставлены задачи, которые последовательно удалось решить в работе. В теоретической части были раскрыты сущность и специфика коррупции, изучены причины и факторы коррупции. В практической части была разработана технология проведения опроса населения для расчета индекса восприятия бытовой коррупции. Кроме того, в работе проведен анализ опроса населения на восприятие бытовой коррупции.

Библиографический список

1. Волженкин Б.В. Квалификация взяточничества: Учебное пособие. -Л., 1984. - С. 38-39; он же, «О так называемой взятке - благодарности».

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Наумова А.В. - М.: Юристъ, 1996. - С. 701.

3. Основы борьбы с коррупцией / Под ред. Максимова С.В. - М., 1999.

4. Мирошниченко Д.В. Уголовно-правовое воздействие на коррупцию. - М.: Юрлитинформ, 2010. - 200 с.

5. www.wikipedia.ru

6. www.Leninogorsk-rt.ru

7. www.tatar-inform.ru

8. www.cool-referat.com

9. monitoring.tatarstan.ru

Контактные данные

Адрес электронной почты: lomakina_1994@mail.ru

Contact information

E-mail: lomakina_1994@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.