Научная статья на тему 'Экономические и экологические аспекты внедрения чистых угольных технологий в Китае'

Экономические и экологические аспекты внедрения чистых угольных технологий в Китае Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
296
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Ключевые слова
КИТАЙ / ЧИСТЫЕ УГОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДОТВРАЩЕННЫЙ УЩЕРБ / УГОЛЬНАЯ ГЕНЕРАЦИЯ / CHINA / CLEAN COAL TECHNOLOGY / ENVIRONMENTAL POLICY / PREVENTED DAMAGE / COAL GENERATION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Жизнин С. З., Черечукин А. В.,

В статье определены подходы к экономической и экологической оценке влияния внедрения чистых угольных технологий в энергетическом секторе Китая. Рассмотрены причины и история развития чистых технологий. Определены ключевые экономические показатели для оценки эффективности их внедрения. Представлены положительные результаты проводимой новой экологической политики Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Жизнин С. З., Черечукин А. В.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND ECOLOGICAL FACET OF INTRODUCTION THE CLEAN COAL TECHNOLOGIES IN CHINA

The paper identifies approaches for the economic and environmental assessment of the impact of the introduction of clean coal technologies in the energy sector of China. The reasons and history of the development of clean technologies are considered. Key economic indicators are identified to assess the effectiveness of their implementation. The positive results of the ongoing new environmental policy of China are presented.

Текст научной работы на тему «Экономические и экологические аспекты внедрения чистых угольных технологий в Китае»

Оригинальная статья

УДК 332.36:622.33:622.85 © С.З. Жизнин, А.В. Черечукин, 2019

Экономические и экологические аспекты внедрения чистых угольных технологий в Китае

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019-12-56-58

ЖИЗНИН С.З.

Доктор экон. наук, профессор МГИМО МИД России, 119454, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

ЧЕРЕЧУКИН А.В.

Аспирант МГИМО МИД России, 119454, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

В статье определены подходы к экономической и экологической оценке влияния внедрения чистых угольных технологий в энергетическом секторе Китая. Рассмотрены причины и история развития чистых технологий. Определены ключевые экономические показатели для оценки эффективности их внедрения. Представлены положительные результаты проводимой новой экологической политики Китая. Ключевые слова: Китай, чистые угольные технологии, экологическая политика, предотвращенный ущерб, угольная генерация.

Для цитирования: Жизнин С.З., Черечукин А.В. Экономические и экологические аспекты внедрения чистых угольных технологий в Китае // Уголь. 2019. № 12. С. 56-58. DOI: 10.18796/0041-5790-2019-12-56-58.

ВВЕДЕНИЕ

На мировых энергетических рынках в последние десятилетия устоялся тренд на снижение количества выделяемых выбросов в окружающую среду за счет применения «чистых» технологий, в том числе при использовании угля. Одной из стран, активно развивающих данное направление, является Китай - крупнейший в мире производитель и потребитель угля по состоянию на 2019 год [1].

Последние три десятилетия бурный экономический и промышленный рост КНР сопровождался относительно слабым экологическим регулированием, приведя к ухудшению качества жизни в наиболее густонаселенных провинциях Хэбей, Шаньси и южной части страны, тем самым сформировав в обществе запрос на более жесткий контроль уровня загрязнений. Не последнюю роль сыграла и всемирная повестка борьбы с глобальным потеплением. В итоге руководством КНР уже в XXII пятилетнем плане (2011-2015 гг.) были приняты новые экологические стан-

дарты и программы, включавшие развитие «чистых угольных технологий» [2]. XXIII пятилетний план (2016-2020 гг.) также продолжил данную тенденцию, включая снижение угля в структуре потребления энергоресурсов.

При этом существует проблема оценки эффективности результатов внедрения чистых угольных технологий, из-за множества технологических переменных (состава самих углей, технологий добычи и обогащения), а также регионального нормативно-правового регулирования, обусловливая актуальность представленного исследования. Изучение данной проблематики также весьма актуально для исследования перспектив российского угля в мировой торговле [3].

Таким образом, целью представленной статьи является определение основных экономических факторов, влияющих на эффективность внедрения чистых угольных технологий, на примере КНР.

КЛЮЧЕВЫЕ ВИДЫ ЧИСТЫХ УГОЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Комплекс мер и технологий, применяемых для уменьшения негативного влияния при использовании угля, принято называть «чистые угольные технологии» (от англ. Clean Coal Technologies, далее - CCT).

Активное развитие ССТ началось с 1970-х годов на волне актуализации международной экологической повестки. Наиболее широкое применение ССТ получили в США из-за активной общественности и в других развитых странах -членах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), а именно, в Великобритании, Германии и Японии, где уголь являлся основой энергосистемы. Последовавшие нефтяные кризисы привели к дальнейшему росту использования угля и развитию CCT [4].

Технологии CCT можно разделить на две группы: первичные - направлены на защиту непосредственно в местах использования угля, включают: предварительное обогащение, повышение эффективности сжигания, улавливание твердой фракции, соединений серы и ртути, фильтрацию сточных вод. Вторичные - для защиты мировой экосистемы, например для борьбы с глобальным потеплением, направлены на улавливание и хранение углерода (далее - УХУ). Также увеличение коэффициента полезного действия угольных котлов иногда относят к CCT из-за относительного снижения расхода топлива. Обе группы технологий широко распространены в развитых странах начиная с 1980-х годов.

На угольных станциях Китая также применялись технологии ССТ первичной группы, но значительно уступая в

эффективности. Только в конце 2000-х годов Китай начинает активно внедрять эффективные технологии преимущественно из США и Японии, а вторичного типа - с 2010 г., в результате к 2019 г. имел собственные разработки, учитывающие специфику местных углей [5].

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ КИТАЯ И РОЛЬ УГЛЯ В НЕЙ

Китайское правительство приняло первый закон о борьбе с загрязнением воздуха в 1987 г., с изменениями в 1995 г. и 2000 г. Несмотря на высокие правовые стандарты по смягчению последствий загрязнения воздуха, отсутствие эффективного механизма правоприменения и экономических стимулов для внедрения чистых технологий не дало значительных результатов в этом направлении [6].

Вплоть до 2010 г. при существующих проблемах для Китая были важнее борьба с бедностью и поддержание высокого уровня экономического и промышленного роста, иногда в ущерб экологии.

Экологический «разворот» обусловлен внутренними факторами, когда рост благосостояния населения привел к новым требованиям к качеству жизни, и внешними факторами, которые можно разделить также на две подгруппы:

• экономические - крупная доля Китая в глобальных цепочках добавленной стоимости транснациональных компаний (ТНК) и мировой торговле в целом сделала промышленность более чувствительной к мировым экологическим стандартам;

• геополитические - когда неучастие в международных экологических соглашениях может нанести ущерб репутации в мировом сообществе.

ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ CCT

Ключевым параметром экономической эффективности инвестиций в проект является норма чистой прибыли. Применительно к проектам внедрения ССТ основным критерияем оценки является размер предотвращенного ущерба для окружающей среды и человека, выраженный через затраты на рекультивацию и соответственно утрату трудоспособности, зависимости от уменьшения среднегодовой концентрации загрязняющих веществ. При этом в научном сообществе нет единой методики определения размера в денежном выражении из-за различного регионального регулирования, множества технологических и природных факторов, что является объектом дальнейшего исследования.

Существуют национальные методики расчета, в основном применяемые для определения размера экологических штрафов, которые также являются критерием для определения инвестиционной привлекательности проектов ССТ.

Так, в США, по официальной оценке, размер предотвращенного ущерба внедрением ССТ в период 1990-2020 гг. составил 2 трлн дол. США при инвестициях в размере 65 млрд дол. США [7], что свидетельствует об успешности проектов.

При этом Китай, приобретая и развивая данные технологии, вероятно, добьется еще больших успехов из-за более высокой плотности населения и в три раза большего, чем в США, потребления угля.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВОДИМОЙ

НОВОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ КИТАЯ ДЛЯ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

На момент начала реформ, в 2011 г., доля угля в энергобалансе составляла 70,2%, являясь крупнейшим источником атмосферных загрязнений. В итоге большинство экологических программ было ориентировано на угольную отрасль.

В результате в двенадцатом пятилетнем плане (20112015 гг.) были реализованы следующие меры: снижены предельные нормы выбросов, введены ограничения в работе промышленных предприятий, начались массовая газификация частного сектора и строительство новых энергетических мощностей солнечных, а также ветряных станций [8].

Для угольной отрасли были введены ограничения на импорт высокозольных углей, направлены инвестиции на внедрение чистых угольных технологий, которые только за 2012 г. достигли 700 млн дол. США. Было закрыто большинство малых неэффективных шахт, заморожено строительство новых угольных станций в регионах с избыточными электрическими мощностями, в итоге доля угля в энергобалансе в 2015 г. снизилась до 63,7% [9].

Продолжая данную тенденцию, тринадцатый пятилетний план Китая (2016-2020 гг.) уже отражает обязательства в рамках Парижского соглашения и диверсификации своего энергетического сектора [10]. В национальном плане были установлены предел общего потребления первичной энергии в 5 Гт угольного эквивалента, а также цели по сокращению выбросов CO2 на 18%, увеличению доли использования неископаемого топлива до 15% и снижению угля до 58% [11]. Для этих целей было заморожено строительство угольных станций суммарной мощностью 150 ГВт. Несмотря на это, учитывая растущий спрос на энергию и для обеспечения энергетической безопасности, угольная генерация увеличится до 1100 ГВт согласно тринадцатому пятилетнему плану.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате новой экологической политики в Китае, удалось снизить негативное влияние использования угля не только уменьшением его доли в энергобалансе, но и за счет использования чистых угольных технологий. Они давно подтвердили свою эффективность в развитых странах, где основным критерием оценки является размер предотвращенного ущерба окружающей среде и человеку.

В итоге на 2020 г. уголь останется главным энергоресурсом экономики Китая, с учетом более жестких экологических требований, сохраняя номинальный рост во многом благодаря чистым угольным технологиям.

Данная политика может внести позитивный вклад угольной отрасли Китая в достижение целей устойчивого развития ООН [12, 13].

Список литературы

1. World Energy Balances 2019: Overview. IEA. URL: https:// webstore.iea.org/world-energy-balances-2019 (дата обращения: 15.11.2019).

2. Circular of the State Council on Printing Out and Distribution of the National «12th Five-Year Plan» for Environmental Protection Guofa. 2011. URL: http://english.mee.gov.cn/Re-sources/Plans (дата обращения: 15.11.2019).

3. Жизнин С.З., Черечукин А.В. Уголь Российской Федерации в мировой торговле // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 2А. С. 175-181.

4. Davidson J., Norbeck J.M. An Expanding Federal Presence in Air Quality Controls. An Interactive History of the Clean Air Act, 2012. P. 7-17.

5. Guofa Wang, Yongxiang Xu. Huaiwei Ren Intelligent and ecological coal mining as well as clean utilization technology in China: Review and prospects // International Journal Mining Science and Technology. 2018. Vol. 29. Issue 2. P. 161-169. DOI: 10.1016/j.ijmst.2018.06.005.

6. Чжэн Л. Разработка и реализация государственной экологической политики в Китае // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 6-2. С. 22-28.

7. The Benefits and Costs of the Clean Air Act from 1990 to 2020: Final Report. U.S. EPA. URL: https://www.epa.gov/clean-air-act-overview/ (дата обращения: 15.11.2019).

8. Boqiang Lin, Zhijie Jia. Economic, energy and environmental impact of coal-to-electricity policy in China: A dynamic recursive CGE study // Science of The Total Envi-

ronment. January. 2019. URL: https://doi.org/10.1016/j.sci-totenv.2019.134241 (дата обращения: 15.11.2019).

9. National «12th Five-Year Plan» for Environmental Protection. URL: http://english.mee.gov.cn/Resources/Plans/ National_Fiveyear_Plan/ (дата обращения 15.11.2019).

10. China Statistical Yearbook 2018 / National Bureau of Statistics of China. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2018 (дата обращения: 15.11.2019).

11. Impacts of shifting China's final energy consumption to electricity on CO2 emission reduction / Weigang Zhao, Yunfei Cao, Bo Miao, Ke Wang, Yi-Ming Wei // Energy Economics. March 2018. Vol. 71. P. 359-369. DOI: http://dx.doi. org/10.1016/j.eneco.2018.03.004.

12. China's National Plan on Implementation of the 2030 Agenda for Sustainable Development. 2016. URL:http://eng-lish.mee.gov.cn/Resources/Plans/Plans/ (дата обращения: 15.11.2019).

13. Жизнин С.З., Тимохов В.М. Влияние энергетики на устойчивое развитие // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 11. С. 34-42.

MINERALS RESOURCES

Original Paper

UDC 332.36:622.33:622.85 © S.Z. Zhiznin, A.V. Cherechukin, 2019

ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2019, № 12, pp. 56-58 DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019-12-56-58

Title

economic and ecological facet of introduction the clean coal technologies in china

Authors

Zhiznin S.Z.1, Cherechukin A.V.1

' MGIMO University, 119454, Moscow, Russian Federation Authors' Information

Zhiznin S.Z., Doctor of Economic Sciences, Professor, e-mail: [email protected] Cherechukin А.V., Postgraduate student, e-mail: [email protected]

Abstract

The paper identifies approaches for the economic and environmental assessment of the impact of the introduction of clean coal technologies in the energy sector of China. The reasons and history of the development of clean technologies are considered. Key economic indicators are identified to assess the effectiveness of their implementation. The positive results of the ongoing new environmental policy of China are presented.

Keywords

China, Clean coal technology, Environmental policy, Prevented damage, Coal generation.

References

1. World Energy Balances 2019: Overview. IEA. Available at: https://webstore. iea.org/world-energy-balances-2019 (accessed 15.11.2019).

2. Circular of the State Council on Printing Out and Distribution of the National "12th Five-Year Plan" for Environmental Protection Guofa, 2011. Available at: http://english.mee.gov.cn/Resources/Plans (accessed 15.11.2019).

3. Zhiznin S.Z. & Cherechukin A.V. Ugol' Rossiyskoy Federacii v mirovoy tor-govle [Coal of the Russian Federation in World trade]. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra - Economics: yesterday, today, tomorrow, 2018, Vol. 8, No. 2A, pp. 175-181. (In Russ.).

4. Davidson J. & Norbeck J.M. An Expanding Federal Presence in Air Quality Controls. An Interactive History of the Clean Air Act, 2012, pp. 7-17.

5. Guofa Wang, Yongxiang Xu & Huaiwei Ren Intelligent and ecological coal mining as well as clean utilization technology in China: Review and prospects. International Journal Mining Science and Technology, 2018, Vol. 29, Issue 2, pp. 161-169. DOI: 10.1016/j.ijmst.2018.06.005.

6. Zheng L. Development and implementation of state environmental policy in China. Humanitarian, socio-economic and social sciences, 2014, No. 6-2, pp. 22-28.

7. The Benefits and Costs of the Clean Air Act from 1990 to 2020: Final Report. U.S. EPA. Available at: https://www.epa.gov/clean-air-act-overview/ (accessed 15.11.2019).

8. Boqiang Lin & Zhijie Jia Economic, energy and environmental impact of coal-to-electricity policy in China: A dynamic recursive CGE study. Science of The Total Environment, January, 2019. Available at: https://doi.org/10.1016/j. scitotenv.2019.134241 (accessed 15.11.2019).

9. National "12th Five-Year Plan" for Environmental Protection. Available at: http://english.mee.gov.cn/Resources/Plans/National_Fiveyear_Plan/ (accessed 15.11.2019).

10. China Statistical Yearbook 2018 / National Bureau of Statistics of China. Available at: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2018 (accessed 15.11.2019).

11. Weigang Zhao, Yunfei Cao, Bo Miao, Ke Wang & Yi-Ming Wei Impacts of shifting China's final energy consumption to electricity on CO2 emission reduction. Energy Economics, March 2018, Vol. 71, pp. 359-369. DOI: http://dx.doi. org/10.1016/j.eneco.2018.03.004

12. China's National Plan on Implementation of the 2030 Agenda for Sustainable Development. 2016. Available at: http://english.mee.gov.cn/Resources/ Plans/Plans/ (accessed 15.11.2019).

13. Zhiznin S.Z. & Timokhov V.M. Vliyanie energetiki na ustoychivoe razvitie [The impact of energy on sustainable development]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya - World Economy and International Relations, 2017, Vol. 61, No. 11, pp. 34-42. (In Russ.).

For citation

Zhiznin S.Z. & Cherechukin A.V. Economic and ecological facet of introduction the clean coal technologies in China. Ugol' - Russian Coal Journal, 2019, No. 12, pp. 56-58. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2019-12-56-58.

Paper info

Received October 1,2019 Reviewed October 23,2019 Accepted November 6,2019

58

ДЕКАБРЬ, 2019, "УГОЛЬ"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.