Научная статья на тему 'Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере угольной промышленности'

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере угольной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1045
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / УГЛЕДОБЫВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / УГЛЕХИМИЯ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / COAL INDUSTRY / COAL MINING ENTERPRISES / INVESTMENTS / COAL CHEMISTRY / LICENSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимова Нина Александровна, Гречуха Владимир Николаевич, Илюшина Марина Николаевна, Шайдуллина Венера Камилевна, Антонова Елена Геннадьевна

В настоящей статье подведены итоги проведенного исследования основ государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере угольной промышленности в Российской Федерации. Были проанализированы основные правовые акты, регламентирующие угольную отрасль в Российской Федерации; основные инвестиционные проекты, реализуемые в настоящее время предприятиями угольной отрасли. Продемонстрированы основные достижения национальной угольной промышленности, а также выявлены некоторые проблемы, препятствующие дальнейшему развитию российской угольной индустрии и сформулированы предложения по их устранению. Была обусловлена необходимость мобилизации финансирования, как со стороны государства, так и за счет инвестиционных ресурсов, в том числе посредством лицензирования недропользования, использования механизмов государственно-частного партнерства; вовлечения угольных предприятий в становление и развитие такого перспективного направления угольной промышленности, как углехимия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефимова Нина Александровна, Гречуха Владимир Николаевич, Илюшина Марина Николаевна, Шайдуллина Венера Камилевна, Антонова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation of business activities in the coal industry

This paper summarizes the results of studies conducted in public administration in the coal industry in the Russian Federation. The study analyzed the main legal acts regulating the coal industry in the Russian Federation; the main investment projects currently being implemented by the enterprises of the coal industry. The main achievements of the national coal industry are demonstrated, as well as some problems that impede the further development of the Russian coal industry are identified and proposals for their elimination are formulated. The need to mobilize financing, both from the state and at the expense of investment resources, including through the licensing of subsoil use, the use of public-private partnership mechanisms; the involvement of coal enterprises in the formation and development of such a promising direction of the coal industry as coal chemistry.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере угольной промышленности»

УДК 338.8:338.98:658.155:622.33 © Н.А. Ефимова, В.Н. Гречуха, М.Н. Илюшина, В.К. Шайдуллина, Е.Г. Антонова, 2019

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в сфере угольной промышленности

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019-1-46-49

ЕФИМОВА Нина Александровна

Старший преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, 125993, г. Москва, Россия, e-mail: efimovanina@yandex.ru

ГРЕЧУХА Владимир Николаевич

Доктор юрид. наук, профессор, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, 125993, г. Москва, Россия, e-mail: medicin07@rambler.ru

ИЛЮШИНА Марина Николаевна

Доктор юрид. наук, профессор, заведующая Кафедрой гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), 117638, г. Москва, Россия, e-mail: alexi59@mail.ru

ШАЙДУЛЛИНА Венера Камилевна

Канд. юрид. наук, старший преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, 125993, г. Москва, Россия, e-mail: vk.shaydullina@gmail.com

АНТОНОВА Елена Геннадьевна

Канд. юрид. наук, доцент,

доцент Департамента правового

регулирования экономической деятельности

Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации,

125993, г. Москва, Россия,

e-mail: e_antonova@bk.ru

В настоящей статье подведены итоги проведенного исследования основ государственного регулирования предпринимательской деятельности в сфере угольной промышленности в Российской Федерации. Были проанализированы основные правовые акты, регламентирующие угольную отрасль в Российской Федерации; основные инвестиционные проекты, реализуемые в настоящее время предприятиями угольной отрасли. Продемонстрированы основные достижения национальной угольной промышленности, а также выявлены некоторые проблемы, препятствующие дальнейшему развитию российской угольной индустрии, и сформулированы предложения по их устранению. Была обусловлена необходимость мобилизации финансирования как со стороны государства, так и за счет инвестиционных ресурсов, в том числе посредством лицензирования недропользования, использования механизмов государственно-частного партнерства, вовлеченияуголь-ных предприятий в становление и развитие такого перспективного направления угольной промышленности, как углехимия. Ключевые слова: государственное регулирование, угольная промышленность,угледобывающие предприятия, инвестиции, углехимия, лицензирование.

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный за кон от 20.06.1996 № 81 -ФЗ «О госуда рствен-ном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» закрепляет ключевой вектор государственной политики в данной области: определено, что уголь (а также продукция его переработки, далее - уголь) хотя и является самым надежным и наиболее значимым энергоносителем, вместе с тем производственные циклы его добычи характеризуются высоким уровнем опасности, в том числе для окружающей среды, капиталоемкостью, необходимостью проведения регулярной реконструкции технологического процесса [1].

В настоящее время Министерством энергетики Российской Федерации, совместно с соисполнителями (Минприроды России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минтранс России и другие) реализуется Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 г., утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 1099-Р (далее - Программа), основной целью которой является формирование благоприятных и стабильных условий в том числе для развития экспортного потенциала национальных угольных предприятий [2]. Основными целевыми индикаторами Программы являются в том числе рост конкурентоспособности российских компаний, реализую-

450000 -

400000 -

350000 -

300000 -

250000 -

200000 -

150000 -

100000 -

50000

0 -

2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 2. Добыча угля за 2011-2017 гг., тыс. т. Источник: ФГБУ «ЦДУ ТЭК»

2017

щих добычу и переработку угля; повышение уровня безопасности угольной отрасли, включая промышленную и экологическую безопасность, что является необходимым условием развития отрасли [3, 4, 5, 6, 7]. В настоящее время реализуется второй этап программы (2016-2020 гг.). Согласно Докладу Правительству Российской Федерации о ходе реализации Программы в 2017 г. современная угольная промышленность активно наращивает темпы роста и демонстрирует качественный рывок в развитии отрасли. В частности, за 2017 г. объемы добычи угля увеличены на 5,7%; поставок угля - на 6% [8].

Вместе с тем существуют определенные проблемы, негативно влияющие на потенциал дальнейшего развития отрасли, в том числе санкционный режим в отношении России (речь идет, в частности, о кредитовании российских угольных предприятий); задержки и недостаточный уровень финансирования, в том числе ввиду инвестиционной непривлекательности основных российских угольных предприятий (несмотря на тот факт, что инвестиции в основной капитал российских угольных предприятий увеличились до 111,1 млрд руб., т.е. в 1,5 раза, обозначенные позиции не-

достаточны для достижения задач, поставленных в рамках Программы); неразвитость транспортной инфраструктуры и высокие транспортные издержки оказывают неблагоприятное воздействие на развитие новых территорий для добычи угля и экспортного потенциала национальных угольных предприятий, снижая уровень их конкурентоспособности и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Уровень добычи угля в Российской Федерации характеризуется поступательным ростом и имеет благоприятный прогноз (рис. 1,2).

2017 г. по добыче угля позиционируется как рекордный с точки зрения объемов добычи угля в тепловом эквиваленте. Так, в 2017 г. общий объем добычи угля составил 408,9 млн т, что выше уровня 2016 г. на 22 млн т (см. таблицу).

В октябре 2018 г. на заседании комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности В.В. Путин отметил, что по результатам 2017 г. Российская Федерация закрепила свое лидерство в рамках глобального энергетического рынка, заняв шестое место по добыче угля (первое место по добыче нефти, второе место по добыче газа).

Наибольшие объемы добычи угля зафиксированы в Сибирском федеральном округе (348,7 млн т) и Дальневосточном федеральном округе (44,1 млн т). Обозначенный прорыв стал возможен благодаря формированию определенной правовой базы, в том числе направленной на государственную поддержку угольной отрасли (в том числе: «Программа комплексного развития Сибири и Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.»; государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и другие); дифференцированию экспортных потоков (в 2017 г. экспортировано 190,1 млн т угля, что выше уровня предыдущего года на 18,7 млн т); деятельности российских угольных предприятий по совершенствованию производственных мощностей и оборудования для добычи (переработки) угля и т.д. На сегодняшний день Россия уверенно за-

Добыча угля за 1995-2017 гг., млн т

Страны 1995 2000 2005 2010 2015 2017 Доля в общемировой добыче угля, % (2017 г.)

Китай 1 360,7 1 384,2 2 365,1 3 428,4 3 746,5 3 523,2 45,6

Индия 289,0 334,8 429,0 572,3 674,2 716,0 9,3

США 937,1 974,0 1 026,5 983,7 813,7 702,3 9,1

Австралия 248,1 313,9 378,8 434,4 504,5 481,3 6,2

Индонезия 41,8 77,0 152,7 275,2 461,6 461,0 6,0

Россия 262,8 257,9 299,8 323,4 373,4 408,9 5,3

ЮАР 206,2 224,2 245,0 254,5 252,1 252,3 3,3

Германия 246,7 201,6 203,1 182,3 184,3 175,1 2,3

Польша 200,7 162,8 159,5 133,2 135,8 127,1 1,6

Казахстан 83,3 74,9 86,6 110,9 107,3 111,1 1,4

Источник: ФГБУ «ЦДУ ТЭК».

4000 —

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500 0 1 1 1 1 ■ ■ ш _ _

/ / / ^ / / / /

Рис. 3. Производство угля крупнейшими странами-углепроизводителями

в 2017 г., млн т

нимает третье место в международной индустрии крупнейших экспортеров угля (доля России в международной торговле углем составляет 13%).

Вместе с тем, несмотря на общие благоприятные тенденции для роста и развития угольной промышленности, существующие проблемы негативным образом влияют на ее дальнейшее поступательное развитие, что, в том числе, формирует условия для отставания России от ведущих лидеров угольной отрасли (рис. 3).

Так, технологическое несовершенство, существенный износ основных средств [9], неразвитость инфраструктуры отражаются на ассортименте продукции российской угольной отрасли (для сравнения: российские 600 наименований угольной продукции против 200 тысяч наименований в развитых странах); несмотря на внушительный объем запущенных в России инвестиционных проектов, направленных на развитие различных аспектов угольной промышленности, отмечаются переносы сроков их реализации (например, проект по развитию транспортного узла «Восточный-Находка»); существующая ценовая политика на углеводородное сырье негативно отражается на конкурентоспособности российской высокотехнологичной угольной продукции, в связи с чем особенно актуальными становятся вопросы дополнительного финансирования.

Нельзя не отметить высокий уровень загрязнения окружающей среды в угольной отрасли. Так, в 2017 г. в атмосферу было выброшено более 1104 тыс. т загрязняющих веществ, что на 9,6% выше по сравнению с предыдущим годом; в водные объекты - более 458 млн куб. м сточных вод (почти на 5% больше, чем в 2016 г.). Обозначенное формирует необходимость разработки и реализации целого ряда мероприятий, направленных на нейтрализацию загрязнения окружающей среды, что в условиях присоединения России к Парижскому соглашению по климату становится особенно актуальным. Для сравнения, в Китае политика угольной промышленности ориентирована не только на рентабельность угольного сектора, но и на повышение безопасности угольных шахт, в том числе с точки зрения экологии [10]. В Индии проводятся исследования по загрязнению окружающей среды деятельностью угольных предприятий [11]. Вместе с тем недавние исследования обращают внимание на тот факт, что на сегодняшний день нет доказательств того, что замена угля на иные источники энергии сокращает вредные выбросы в окружающую среду, в связи с чем предлагается сконцентрироваться на новых технологиях обработки отходов угольной промышленности [12].

Выявленные проблемы угольной отрасли обусловливают необходимость мобилизации финансирования как со стороны государства, так и за счет инвестиционных ресурсов, в том числе посредством лицензирования недропользования, использования механизмов государственно-частного партнерства; представляется необходимым вовлечение угольных предприятий в становление и развитие такого перспективного направления угольной промышленности, как углехимия; требуется разработка ряда мер, направленных на поддержку угольных предприятий, реализующих природоохранные мероприятия, инициативное строительство необходимой транспортной инфраструктуры в районах угольных бассейнов; модернизация сложившейся транспортной инфраструктуры, в том числе посредством оптимизации существующих железнодорожных и портовых путей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Зависимость угольной промышленности в России от государственного регулирования очевидна: государство оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности российских угольных предприятий как принимаемыми стратегическими документами, например такими, как: Энергетическая стратегия России на период до 2035 г., Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г., так и государственным регулированием тарифов на электроэнергию, железнодорожные перевозки и другое. Нельзя не упомянуть также законодательство в сфере защиты окружающей среды, законодательство о налогах и сборах, требования к лицензированию в угольной отрасли, от положений которого зависит перспективный вектор развития угольной промышленности. Таким образом, именно от государства зависят поступательное развитие российской угольной отрасли, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке, что предопределяет необходимость тесного взаимодействия предпринимательского сообщества и власти при формировании политики, направленной на развитие угольной промышленности.

Список литературы

1. Федеральны й закон от 20.06.1996 № 81 -ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» / Собрание законодательства РФ. 24.06.1996 № 26. С. 3033.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 № 1099-р «О Программе развития угольной промышленности России на период до 2030 г.». [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/ node/433 (дата обращения: 15.12.2018).

3. Яновский А.Б. Основные тенденции и перспективы развития угольной промышленности России // Уголь. 2017. № 8. С. 10-14. doi: 10.18796/0041-5790-2017-8-10-14. URL: http://www.ugolinfo.ru/Free/082017.pdf (дата обращения: 15.12.2018).

4. Gautam Gowrisankaran, Charles He Eric A. Lutz, Jefferey L. Burgess. Productivity, Safety, and Regulation in Underground Coal Mining: Evidence from Disasters and Fatalities. May 1, 2018. URL: http://www.u.arizona.edu/~gowrisan/pdf_pa-pers/productivity_safety_coal_mining.pdf (дата обращения: 15.12.2018).

5. Andrew W. Homer. Coal Mine Safety Regulation in China and the USA. Journal of Contemporary Asia. Vol. 39, No. 3, August 2009. Pp. 424-439.

6. Балакина Г.Ф., Куликова М.П. Экологические проблемы формирования углепромышленной территории в Республике Тыва // Уголь. 2018. № 11. С. 96-101. doi: 10.18796/0041-5790-2018-11-96-101.

7. Вержанский А.П. Экологизация угольной генерации. Из доклада на круглом столе «О программе экологизации угольной генерации Российской Федерации» // Уголь. 2017. № 9. С.11-16. URL: http://www.ugolinfo.ru/Free/092017. pdf (дата обращения: 15.12.2018).

8. Доклад в Правительство Российской Федерации «О ходе реализации в 2017 году Программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/ node/433 (дата обращения: 15.12.2018).

9. Волокитина В.М., Гедич Т.Г. Инвестиционная составляющая в современном положении и развитии угольной промышленности России // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. № 7. С. 1262.

10. Market Series Report: Coal 2017. OECD/IEA, 2017. P. 27.

11. Banerjee Т., Kumar M., Mall R.K., Singh R.S. (2016): Airing 'clean air' in Clean India Mission. Environmental Science and Pollution Research, 24(7), doi: 10.1007/s11356-016-8264-y.

12. Review of the latest research on coal, environment, and clean technologies. URL: https://www.researchgate.net/publi-cation/322245450_Review_of_the_latest_research_on_coal_ environment_and_clean_technologies (дата обращения: 15.12.2018).

ECONOMIC OF MINING

UDC 338.8:338.98:658.155:622.33 © N.A. Efimova, V.N. Grechuha, M.N. Ilyushina, V.K. Shaydullina, E.G. Antonova, 2019 ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2019, № 1, pp. 46-49

Title

STATE REGULATION OF BUSmESS ACTIVITIES IN THE COAL mDUSTRY

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019-1-46-49

Authors

Efimova N.A.1, Grechuha V.N.1, Ilyushina M.N.2, Shaydullina V.K.', Antonova E.G.1

' Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, 125993, Russian Federation 2 The All-Russian State University of Justice, Moscow, 117638, Russian Federation

Authors' Information

Efimova N.A., Senior lecturer of Department of Legal Regulation

of Economic Activity, e-mail: efimovanina@yandex.ru

Grechuha V.N., Doctor of Law, Professor, Professor of Department

of Legal Regulation of Economic Activity, e-mail: medicin07@rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ilyushina M.N., Doctor of Law, Professor, Head of the Department

of Civil and Business Law, e-mail: alexi59@mail.ru

Shaydullina V.K., PhD in Law, Senior lecturer of Department

of Legal Regulation of Economic Activity, e-mail: vk.shaydullina@gmail.com

Antonova E.G., PhD in Law, Assistant Professor, Assistant Professor of Department

of Legal Regulation of Economic Activity, e-mail: e_antonova@bk.ru

Abstract

This paper summarizes the results of studies conducted in public administration in the coal industry in the Russian Federation. The study analyzed the main legal acts regulating the coal industry in the Russian Federation; the main investment projects currently being implemented by the enterprises of the coal industry. The main achievements of the national coal industry are demonstrated, as well as some problems that impede the further development of the Russian coal industry are identified and proposals for their elimination are formulated. The need to mobilize financing, both from the state and at the expense of investment resources, including through the licensing of subsoil use, the use of public-private partnership mechanisms; the involvement of coal enterprises in the formation and development of such a promising direction of the coal industry as coal chemistry.

Keywords

Government regulation, Coal industry, Coal mining enterprises, Investments, Coal chemistry, Licensing.

References

1. Federal'nyy zakon ot 20.06.1996 g. N 81-FZ «O gosudarstvennom regulirovanii v oblasti dobychi i ispol'zovaniya uglya, ob osobennostyakh sotsial'noy zashchity rabotnikovorganizatsiy ugol'noy promyshlennosti». Sobraniye zakonodatel'stva RF [The Federal law "On State Regulation of the Coal Production and Use, on Features of Social Protection of the Personnel of the Coal Industry Companies" dated of 07.07.2010. Collection of Legislative Acts of the Russian Federation]. 24.06.1996, No. 26, p. 3033.

2. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 21 iyunya 2014 g. N 1099-r «O Programme razvitiya ugol'noy promyshlennosti Rossii na period do 2030 g.» [Order of the Government of the Russian Federation of June 21, 2014, No.1099-r "On program of the Russian coal industry development for the period until

2030"]. [Electronic resource]. Available at: https://minenergo.gov.ru/node/433 (accessed 15.12.2018).

3. Yanovsky A.B. Osnovnye tendentsii i perspektivy razvitiya ugol'noy promyshlennosti Rossii [Main trends and prospects of the coal industry development in Russia]. Ugol'-Russian Coal Journal, 2017, No. 8, pp. 10-14. doi: 10.18796/0041 -5790-2017-810-14. Available at: http://www.ugolinfo.ru/Free/082017.pdf (accessed 15.12.2018).

4. Gautam Gowrisankaran, Charles He Eric A. Lutz, Jefferey L. Burgess. Productivity, Safety and Regulation in Underground Coal Mining: Evidence from Disasters and Fatalities. May 1, 2018. Available at: http://www.u.arizona.edu/~gowrisan/ pdf_papers/productivity_safety_coal_mining.pdf (accessed 15.12.2018).

5. Andrew W. Homer. Coal Mine Safety Regulation in China and the USA. Journal of Contemporary Asia, Vol. 39, No. 3, August 2009, pp. 424-439.

6. Balakina G.F. & Kulikova M.P. Ehkologicheskie problemy formirovaniya ug-lepromyshlennoj territorii v Respublike Tyva [Environmental problems of coal industry formation in the Republic of Tyva]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, No. 11, pp. 96-101. doi: 10.18796/0041-5790-2018-11-96-101.

7. Verzhanskiy A.P. Ekologizatsiya ugol'noy generatsii. Iz doklada na kruglom stole "O programme ekologizatsii ugol'noy generatsii Rossiyskoy Federatsii" [Coal-fired generation greening. Excerpts from the roundtable report "On the Program of coal-fired generation greening in the Russian Federation"]. Ugol' -Russian Coal Journal, 2017, No. 9, pp. 11-16. Available at: http://www.ugolinfo. ru/Free/092017.pdf (accessed 15.12.2018).

8. Doklad v Pravitel'stvo Rossiyskoy Federatsii «O khode realizatsii v 2017 godu Programmy razvitiya ugol'noy promyshlennosti Rossii na period do 2030 goda» [Report to the Government of the Russian Federation "On the course of implementation in 2017 of the Program of the Russian coal industry development for the period until 2030"]. [Electronic resource]. Available at: https://minenergo. gov.ru/node/433 (accessed 15.12.2018).

9. Volokitina V.M. & Gedich T.G. Investitsionnaya sostavlyayushchaya v sovre-mennom polozhenii i razvitii ugol'noy promyshlennosti Rossii [Investment component in the current situation and development of the coal industry in Russia]. Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika - Economic analysis: theory and practice, 2017, Vol. 16, No. 7, p. 1262.

10. Market Series Report: Coal 2017. OECD/IEA, 2017, p. 27.

11. Banerjee T., Kumar M., Mall R.K. & Singh R.S. (2016): Airing 'clean air' in Clean India Mission. Environmental Science and Pollution Research, 24(7). doi: 10.1007/s11356-016-8264-y

12. Review of the latest research on coal, environment, and clean technologies. Available at: https://www.researchgate.net/publication/322245450_Re-view_of_the_latest_research_on_coal_environment_and_clean_technologies (accessed 15.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.