<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Щ14)),2©1]9 / ECONOMICS
143
УДК 331.103.6
Юрин Д.Ю.
студент магистратуры 2 курс, факультет «Экономики и права»
ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Россия, г. Москва РР1: 10.24411/2520-6990-2019-10298 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ПРИМЕНЕНИЯ АУТСОРСИНГА
Yurin D.Y.
graduate student 2nd year, Faculty of Economics and Law Plekhanov Russian University of Economics
Russia, Moscow
ECONOMIC FRAMEWORKS OF OUTSOURCING
Аннотация.
Статья посвящена экономическим границам применения аутсорсинга, описаны выгоды от применения аутсорсинга для компании заказчика, исследованы положительные и отрицательные стороны данной технологии, предложены способы оценки эффективности внедрения аутсорсинга.
Abstract.
The article is devoted to the issue of economic frameworks of outsourcing, the benefits of outsourcing to the customer are described and the positive and negative aspects of this technology investigated, methods for evaluating the effectiveness of the implementation of outsourcing are proposed.
Ключевые слова: аутсорсинг, аутсорсер, исполнитель, риски, выгода, оптимизация, эффективность аутсорсинга.
Keywords: outsourcing, outsourcer, the executor, risks, benefits, optimization, outsourcing efficiency.
Сегодня в условиях глобализации, а также угрозы со стороны конкурентов законы рынка заставляют многие компании из различных секторов экономики - будь то финансовые, промышленные и другие предприятия - стремится к максимальной эффективности своей деятельности при минимально возможных затратах. Современные компании с целью скорейшего доступа к новым технологиям, возможностями привлечения квалифицированных специалистов, оперативностью реагирования на изменения среды ведения бизнеса прибегают к делегированию ряда бизнес-процессов. С появлением такого явления как аутсорсинг появилась возможность делегировать любую работу другим компаниям, начиная с внедрения новых технологий и заканчивая услугами охраны и уборки. Результатом делегирования функций другой компании является экономия времени и средств. Тем не менее, несмотря на рост популярности, аутсорсинг имеет свои границы применения ввиду наличия не только положительных, но и отрицательных сторон с экономической точки зрения.
Научной базой применения аутсорсинга можно считать положение классической экономической школы. Все компании, действующие на рынке, в той или иной мере работают по принципам, сформулированным в свое время А. Смитом в классической работе «Исследования о природе и причинах богатства народов», впервые опубликованной в 1776 г. Уже тогда А. Смит предлагал раз-
бить сложные производственные процессы в промышленности на элементарные, простые задания, чтобы каждое из них мог выполнять отдельный рабочий.8 В начале 90-х годов XX в с началом интенсивного развития информационных технологий произошел качественный скачок в сотрудничестве между заказчиком и подрядчиком. С этого момента стали появляться научные публикации, в которых пытались найти оптимальную стратегию внедрения аутсорсинга, а также публикации, посвященные различным аспектам использования аутсорсинга на практике.
Существуют различные точки зрения на экономическую сущность аутсорсинга. Так, некоторые эксперты выделяют исключительно положительные аспекты. Например, Евдокимов Н.А. рассматривает аутсорсинг как одну из наиболее эффективных технологий оптимизации затрат. По его мнению, аутсорсинг - это технология, которая дает предприятию возможность сконцентрироваться исключительно на профильных функциях, так как позволяет перевести часть постоянных затрат в переменные, что обоснованно при низкой загрузке некоторых отделов предприятия.9 Компания-аутсор-сер зачастую является центром необходимых компетенций и может выполнять определенные задачи на высокопрофессиональном уровне. Календжян С. О. отмечает явные преимущества применения аутсорсинга, но оговаривается, что решение об его практическом внедрении на предприятии требует серьезной аналитической проработки. Аутсорсинг,
8 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства
народов. - М. - Эксмо, 2017 г.
9 Евдокимов Н.А. Управление затратами в рамках бизнес-процессов: автореф. дис. на соискание уч. степени к.э.н. МГТУ «МАМИ», Москва, 2004. С.-14.
144
ECONOMICS / «€©LL@qyiym-j®y®MaL»#1l0Il4),2(
по мнению автора, это современная форма ведения предпринимательской деятельности, основанная на передаче на длительный срок другой компании (аутсорсеру), исходя из стратегии развития компании-заказчика, части функций и при необходимости соответствующих ресурсов, если аутсорсер может эффективно выполнить эти функции и использовать переданные ресурсы в интересах заказчика. Он рассматривает аутсорсинг не только как технологию управления человеческими ресурсами, но и как способ повышения качества продукции, экономии материальных и нематериальных ресурсов, повышения эффективности бизнеса.10
Существуют и сугубо негативные оценки данного явления. Так, Г.Е. Герасимова в работе «Аутсорсинг. Что это значит?» задается вопросом, почему «... устоявшееся, как некий жаргон, английское слово нам выдают за новый метод работ?»,11 будучи уверенной, что аутсорсинг - это всегда существовавшие подрядные и субподрядные работы, названные новым модным словом. Автор считает некорректным называть по-английски отношения субподряда, так как не видит в них принципиально нового экономического смысла. Кроме того, автор обращает внимание, что нельзя внедрять аутсорсинг с единственной лишь целью - сэкономить. Основной целью, по мнению Г.Е. Герасимовой, должно быть освобождение от обслуживающих (второстепенных) функций бизнеса и тем самым снятие с компании связанных с ними забот.
Итак, аутсорсинг позволяет предприятиям получить более дешевое обслуживание непрофильных видов деятельности, сосредоточившись при этом на основных, и улучшить их качество. Крупные предприятия получают дополнительную экономию за счет масштаба производства. За счет экономии операционных издержек на персонал, компания может производить продукт с меньшей себестоимостью, что дает ей конкурентные преимущества на рынке. Важно отметить, что использование аутсорсинга - это важное организационно-управленческое решение, которое заключается в передаче сторонней компании ряда бизнес-процессов предприятия. С экономической точки зрения, аутсорсинг выгоден как для получателя услуг, так и для самого аутсорсера:
• для заказчика выгода выражается в повышении эффективности бизнеса путем сосредоточения на профильном виде деятельности;
• для аутсорсера выгода заключается в минимизации издержек путем предоставления одного вида услуг многим компаниям.
Перед тем как принять решение о передачи непрофильных функций на аутсорсинг, важно провести тщательную оценку возможностей и предполагаемых результатов внедрения аутсорсинга, так как он предполагает не только преимущества, но имеет и свои недостатки. Перечень возможных преимуществ и недостатков представлен в таблице 1.
Таблица 1
Преимущества и недостатки применения аутсорсинга
№ Преимущества Недостатки
1. снижение необходимости инвестирования в основные фонды рост транзакционных издержек
2. способность своевременно реагировать на изменения внешней среды (кризисы, дефолты) и внутренней (реорганизации, реструктуризации, слияний и поглощений, ликвидации) усложнение взаимосвязей между системами предприятия и системами аутсорсера - места стыковок между системами могут являться источниками сбоев в производстве
3. отсутствие затрат, обусловленных необходимостью расширения штата предприятия снижение качества продукта в случае недобросовестности аутсорсера, что приводит к уменьшению клиентской базы и падению доходов компании
4. экономия на обеспечении всем необходимым рабочих мест сотрудников, обучении, информационной поддержке в случае досрочного отказа от услуг аутсорсера появляется необходимость в поиске новых контрагентов или организация самостоятельного выполнения функций, бывших на аутсорсинге, что спровоцирует перебои в производстве и продаже услуг
5. если компания-аутсорсер некачественно предоставляет свои услуги, с ней проще расторгнуть договор, нежели уволить штатного сотрудника. Кроме того, можно потребовать возмещение ущерба, что гораздо сложнее при возникновении подобных ситуаций со штатными сотрудниками аутсорсинг опасен риском утечки информации и появлением нового конкурента на рынке, использующего опыт и знания заказчика. Уже в среднесрочной перспективе конкурент может «переманить» часть клиентской базы, что выльется в падение доходов фирмы
6. доступ к передовым технологиям, т.к. аутсорсеры более гибкие к переходу на современные технологии в своей области виду своей узкой специализации. частичная потеря контроля над собственными ресурсами, отрыв руководства от части бизнес-процессов компании
10 Календжян С.О. Аутсорсинг и делегирование полномо-
чий в деятельности компаний: автореф. дис. на соискание уч. степени д.э.н. АНХ при Правительстве РФ, Москва, 2003. С. - 8.
11 Герасимова Г.Е. «Аутсорсинг. Что это значит?». [Электронный ресурс]. URL: http://www.iteam.ru/publications/it/section_91/article_2026/
<<ШУШМиМ~^©У©Ма1>#Щ14)),2©]]9 / ECONOMICS
145
Чтобы аутсорсинг принес максимальные выгоды заказчику, необходимо провести анализ экономической целесообразности передачи непрофильных бизнес-процессов сторонней организации. Для принятия решения о необходимости применения аутсорсинга необходимо проанализировать его целесообразность с точки зрения следующих факторов12:
1) Фактор значимости. Определить какие функции для компании являются профильными, а какие вспомогательными исходя из ее стратегических целей и задач. На аутсорсинг передаются только непрофильные функции.
2) Стоимостной фактор. Оценить общие затраты компании, связанные с исполнением функции или вида деятельности, предполагаемых на передачу на аутсорсинг.
3) Фактор качества. Оцениваются функции и виды деятельности, реализация которых не обеспечивает должный уровень качества за счет ресурсов организации - оценка происходит по степени исполнения административного регламента.
4) Временной фактор. Оценить затраченное время на исполнение функции или вида деятельности, рассматриваемых к передаче в аутсорсинг.
Оценить экономическую эффектинвость внедрения аутсорсинга можно с помощью финансового анализа и бенчмаркинга13.
Методика финансового анализа заключается в сравнении затрат на выполнение тех или иных функций собственными силами и стоимости приобретения данной функции у аутсорсера.
Оценить эффективность применения аутсорсинга можно по следующей формуле:
о _ ^ Зсоб /1 \
Эаут _ V ч (1), ^ Заут
где:
• И ЗСОб - сумма затрат на выполнение того или иного процесса собственными силами;
• И Заут - сумма затрат на услуги аутсорсинга.
Если Эаут >1, то использование аутсорсинга целесообразно, если же Эаут <1, то нет.
Очевидным плюсом данной методики является то, что она позволяет оценить использование аутсорсинга в стоимостном выражении, рассматривает конкретный процесс и затраты, связанные с ним. Минус заключается в том, что не учитываются качественные и временные параметры.
Организация, применяющая аутсорсинг, может использовать выбирая для сравнения аналогичные компании на рынке и оценивая их показатели деятельности с учетом и без учета привлечения аутсорсинга. Полученные данные обобщаются, анализируются и сравниваются. Как правило при сравнении смотрят на такие показатели как: доля компании на рынке, численность персонала и т.д., темпы
роста финансовых и производственных показателей и другие, которые сравниваются с аналогичными показателями предприятия-конкурента после осуществления аутсорсинга. На основании полученных данных делается вывод об эффективности и целесообразности внедрения аутсорсинга.
Преимуществом использования бенчмаркинга является его эффективность, так как он позволяет как качественно, так и количественно оценить эффективность использования аутсорсинга и получить реальные данные ее применения на примере конкурентов.
Недостатком данной методики является то, что оценка эффективности происходит после применения аутсорсинга другими организациями, то есть имеет место некоторое отставание от конкурентов в вопросах эффективности и конкурентоспособности на рынке. Более того, нет уверенности в достоверности полученной информации о конкурентах. Наконец, оценку эффективности на основе бенчмаркинга необходимо производить систематически, а это сложный и довольно дорогостоящий процесс.
Существуют случаи, когда применение аутсорсинга невыгодно с экономической точки зрения, либо представляет компании больший риск, нежели выгоду.
Так, одним из факторов отказа от аутсорсинга может являться возможная монополия со стороны аутсорсера, так как исполнение аутсорсинговых функций монополистом может привести к необоснованному и резкому увеличению цены услуг.
Вторым риском можно назвать отсутствие надежных поставщиков услуг в том или ином секторе бизнеса. Нехватка необходимого уровня компетенций со стороны аутсорсера может привести к увеличению издержек и снижению эффективности ведения бизнеса.
Наконец, в случае, если компания-аутсорсер имеет большую клиентскую базу и при этом неспособна обслуживать своих клиентов в срок, то для компании заказчика это может вылиться в финансовые потери, так как затормозит основные производственные процессы.
Чтобы свести возможные риски к минимуму, при принятии решения о переводе бизнеса на аутсорсинг необходимо уделить должное внимание договору с компанией-аутсорсером, где тщательно проработать и учесть в контракте все ключевые вопросы и проблемы аутсорсинга.
Итак, переход к аутсорсингу как правило связан с желанием минимизировать затраты и целиком и полностью уделить внимание решению стратегических вопросов посредством передачи вспомогательных видов деятельности на внешний подряд другим компаниям, предлагающим лучшие решения. Экономический эффект от использования аут-
12 Аутсорсинг и аутстаффинг как инструмент оптимизации затрат в компании. Газета «Бизнес-Образование»
[Электронный ресурс]. URL: http://rbo.stavropol-consult-ing.ru/num/17/04.html (дата обращения: 20.04.2019).
13 Chen, Yu-Che; Perry, James L. IT Outsourcing: A Primer for Public Managers. IBM Endowment for The Business of Government, February 2003.
ECONOMICS / «€©LL@qyiym-j®y®MaL»#1l0Il4),2©l9
146
сорсинга выражен снижением издержек производства и, как следствие, себестоимости продукции, что увеличивает конкурентные преимущества фирмы на рынке. При этом, применение аутсорсинга несет определенные риски, которые необходимо проанализировать и предусмотреть при подписании контракта с поставщиком аутсорсинговых услуг.
Библиографический список:
1. Chen, Yu-Che; Perry, James L. IT Outsourcing: A Primer for Public Managers. IBM Endowment for The Business of Government, February 2003.
2. Аутсорсинг и аутстаффинг как инструмент оптимизации затрат в компании. Газета «Бизнес -Образование» [Электронный ресурс]. URL:
http ://rbo. stavropol-consulting. ru/num/17/04.html (дата обращения: 20.04.2019).
3. Герасимова Г.Е. «Аутсорсинг. Что это значит?». [Электронный ресурс]. URL: http://www.iteam.ru/publications/it/section_9I/article _2026/ (дата обращения: 20.04.2019).
4. Евдокимов Н.А. Управление затратами в рамках бизнес-процессов: автореф. дис. на соискание уч. степени к.э.н. МГТУ «МАМИ», Москва, 2004. С.-14.
5. Календжян С.О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний: автореф. дис. на соискание уч. степени д.э.н. АНХ при Правительстве РФ, Москва, 2003. С. - 8.
6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М. - Эксмо, 2017 г.