Чуприкова Елена Александровна
аспирантка факультета государственного управления, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова elenachuprikova@gmail.com
подходы к классификации
ит-аутсорсинга
_Аннотация
В статье рассмотрены подходы к классификации видов аутсорсинга, проанализированы особенности каждого из них. На основе проведенного анализа предложена классификация бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга.
Ключевые слова: аутсорсинг, модели аутсорсинга, классификация видов аутсорсинга, ИТ-аутсорсинг, классификация бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга, аутстафинг, инсорсинг
В настоящее время аутсорсинг является одним из востребованных инструментов управления, в частности в сфере информационных технологий (далее ИТ). Аутсорсинг является экономически эффективным инструментом управления и применяется как способ повышения эффективности управления ресурсами компании, получения доступа к инновациям, в целях снижения затрат. Данная статья направлена на формализацию подходов к классификации аутсорсинга.
Виды и бизнес-модели аутсорсинга
Рассмотрим виды и бизнес-модели аутсорсинга. В российских и зарубежных исследованиях проанализированы возможные варианты передачи функций компаниями сторонним организациям. Основным подходом к выделению видов аутсорсинга являет-
ся отношение соответствующих видов работ к профильной деятельности организации (разделение на аутсорсинг основных и вспомогательных процессов).
И.Д. Хаджаев описывает следующие виды [1]:
1) маржинальный (отсутствие автономности компании заказчика, аутсорсер выполняет практически все бизнес-функции и процессы заказчика);
2) пакетный (частичная автономность компании заказчика от аутсорсера); 2) элементный (полная автономность компании заказчика от аутсорсера, аутсорсер выполняет лишь отдельные бизнес функции).
Учитывая специфику передаваемых аутсорсеру функций, исследователи зачастую выделяют три вида аутсорсинга: ресурсный аутсорсинг, функциональный аутсорсинг, операционный аутсорсинг
С.О. Календжян выделяет три вида аутсорсинга [2]:
1) полный (аутсорсер реализует бизнес-процесс без привлечения внешних компаний);
2) частичный (часть бизнес-процесса выполняется аутсорсером, часть передается внешним компаниям);
3) усовершенствованный (аутсорсер и заказчик вместе реализуют данный бизнес-процесс).
С. Клементе и М. Доннеллан [11] также выделяют три вида аутсорсинга:
1) обычный аутсорсинг (использование клиентом ограниченного набора услуг, при этом возможен перевод части сотрудников и активов в аутсор-синговую компанию);
2) совместный аутсорсинг (возможно
предоставление достаточно большого объема услуг, при необходимости сотрудники и активы заказчика также могут быть переведены в компанию провайдера);
3) аутсорсинг с элементами реорганизации (реорганизация компании-заказчика с передачей широкого спектра процессов исполнителю). И.Д. Котляров вводит следующие виды [3] аутсорсинга:
1) односторонний аутсорсинг;
2) перекрестный (аутсорсер и заказчик выполняют непрофильные функции друг друга);
3) взаимный (каждая из сторон является и заказчиком и исполнителем).
По степени воздействия на бизнес и по характеру взаимодействия поставщи-
Таблица 1
Классификация видов аутсорсинга
Критерий Виды аутсорсинга
Отношение к профильной деятельности организации - аутсорсинг основных процессов; - аутсорсинг вспомогательных процессов
Автономность заказчика - маржинальный; - пакетный; - элементный
Содержание деятельности аутсорсера - функциональный; - операционный; - ресурсный
Полнота передачи бизнес-процесса - полный; - частичный; - усовершенствованный
Степень влияния на заказчика - обычный аутсорсинг; - совместный аутсорсинг; - аутсорсинг с элементами реорганизации
Вовлеченность участников - односторонний аутсорсинг; - перекрестный; - взаимный
Степень воздействия на бизнес - утилитарный; - партнерство; - трансформация
Таблица 2
Классификация бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга
Критерий Бизнес-модели аутсорсинга
По содержанию передаваемых функций - полный аутсорсинг. Аутсорсер выполняет бизнес-процесс целиком и при этом получает в штат сотрудников заказчика, а также активы, связанные с выполнением бизнес-процесса или бизнес-функции; - ауттаскинг[5] используется для снижения риска заказчика, а также для повышения контроля и гибкости. Данная модель обычно применяется для решения новых и сложных задач
По степени партнерства - тактический аутсорсинг [5] применяется для быстрого доступа к инновациям или при решении сложных задач, которые по какой-либо причине сложно решить с помощью внутренних ресурсов; - стратегический аутсорсинг применяется при долговременном сотрудничестве для развития услуг, получения доступа к инновациям. Участники разделяют между собой риски
Характер задействованности в реинжиниринге - промежуточный аутсорсинг применяется организацией для выполнения стандартных задач, при этом освободившиеся ресурсы перенаправляются на развитие специфических задач; - трансформационный аутсорсинг [6] используют для реализации задач реорганизации подразделения, реформирования бизнес-процессов или внедрения какой-либо принципиально новой системы или технологии. Заказчик передает бизнес-функцию на время и после выполнения всех работ по договору возвращает контроль; - переходный аутсорсинг используется при внедрении серьезных изменений. На аутсорсинг могут быть переданы либо унаследованные системы, либо ввод новых технологий
Организационные формы - совместные предприятия создается для получения доступа к технологиям. Персонал и активы заказчика и аутсорсера передаются совместному предприятию. Разработанные совместно услуги выводят на рынок. Заказчик и аутсорсер делят затраты, прибыль и риски; - отношения на основе выгоды. Заказчик и аутсорсер делят риски и прибыль [7]; - доля в акционерном капитале партнера применяется для усиления влияния заказчика на поставщика
Таблица 2 (окончание)
Критерий Бизнес-модели аутсорсинга
Порядок ответственных за реализацию БП - внешний аутсорсинг. Аутсорсер внешнее по отношению к заказчику юридическое лицо. Риск потери управляемости, потери данных; - внутренний аутсорсинг. Внутренний отдел информационных технологий формально признается поставщиком услуг, с ним заключается соглашение об уровне услуг; - инсорсинг обеспечивает большую безопасность данных по сравнению с другими моделями аутсорсинга. Характерна дороговизна и жесткость модели [8]
Юридически-правовой статус - оффшоринг[9] позволяет снизить затраты на реализацию за счет снижения налоговых ставок, дешевизны рабочей силы
Сорсинг ресурсов - аутстафинг предполагает передачу не функций, а сотрудников, позволяет снизить нагрузку на кадровые службы, делегировать ответственность, повысить инвестиционную привлекательность компании [10]; - управление производственными ресурсами [7] прибегают для экономии средств
ка услуг и заказчика можно выделить следующие три вида [4]:
1) утилитарный (предоставление заказчику вспомогательных бизнес-услуг с контролем результата по срокам, качеству, объемам и др.);
2) партнерство (предоставление комплексного решения для бизнеса);
3) трансформация (стратегическое бизнес-партнерство, изменение бизнес-процессов и получение новых конкурентных преимуществ на рынке).
В табл. 1 (см. на с. 91) сведены проанализированные ранее виды аутсорсинга в зависимости от критерия. Определенный научный интерес представляет классификация бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга. Приведем предложенную нами классификацию существующих бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга (см. табл. 2 на с. 92-93).
Заключение
В заключении отметим, что предпринятая нами попытка систематизировать подходы к классификации видов аутсорсинга и бизнес-моделей ИТ-аутсорсинга представляется продуктивной, поскольку, на наш взгляд, позволяет обоснованно выбрать модель ИТ-аутсорсинга и оценить ее эффективность в соответствии с параметрами, реализуемого бизнес процесса. Однако стоит отметить, что вследствие бурного развития аутсорсинга данная классификация может быть доработана.
Литература
1. Хаджаев И.Д. Управление в режиме корпоративного аутсорсинга: модели и технологии реализации. [Электронный ресурс]. - Режим досту-
па: http://www.rhr.ru/index/rule/about_ со^/9083,0Мт1.
2. Календжян С.О. Применение аутсорсинга и делегирование полномочий в деятельности компании // Сборник докладов Международного семинара «Корпоративный менеджмент: технологии развития бизнеса».
- М.: АНХ при Правительстве РФ, 2003.
- С. 93-114.
3. Котляров И.Д. Сущность аутсорсинга как организационно-экономического явления // Компетентность 5/96/2012.
- 28-35 с.
4. Российская индустрия ИТ-аутсорсинга, 2010 [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.astra-partners.ru/index.php?option=com_con tent&view=article&id=327&Itemid=63.
5. Спарроу Э. Успешный 1Т-аутсорсинг.
- М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004.
6. Готтшальк П., Соли-Сетер Х. ИТ-аутсорсинг: построение взаимовыгодного
сотрудничества. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
7. Молоткова Н.В., Сахаров И.С. Качество услуг ИТ-аутсорсинга: организационно-технологические решения: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 92 с.
8. Афонина М., Интеркомп // Управление компанией. - 2005. - № 1.
9. Джо Шивар. Основные тенденции развития оффшорного аутсорсинга в 2009 году // Astera: Новости ИТ-бизнеса для профессионалов. 2009 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.astera.ru/pr/38753.
10. Ильин В.В. Руководство качеством проектов. Практический опыт. - М.: Вершина, 2006.
11. Клементс С., Доннеллан М. Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора: пер. с англ. - М. : Вершина, 2006. - 416 с.^^^^^^^
Elena A. Tchuprikova
Postgraduate Student of the Department of Public Administration, Lomonosov Moscow State University
Approaches to the Classification of IT Outsourcing
_Abstract
The article examines the approaches to classification of the types of outsourcing, analyzes the features of each of them. Based on the analysis carried out in the article, a classification of business models of IT outsourcing is proposed.
Keywords: outsourcing, outsourcing model, classification of the types of outsourcing, IT outsourcing, classification of business models of IT outsourcing, outstaffing, insourcing