Научная статья на тему 'Экономические факторы повышения конкурентоспособности территории'

Экономические факторы повышения конкурентоспособности территории Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
124
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТЕРРИТОРИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ЛОКАЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ОПРОС / COMPETITIVENESS / TERRITORY / ECONOMIC FACTORS / LOCATION / RESEARCH / SURVEY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Булганина Светлана Викторовна, Лебедева Татьяна Евгеньевна, Голованова Софья Олеговна, Чихутова Анастасия Дмитриевна

В статье рассматриваются факторы повышения конкурентоспособности территории города Калининград. Целью исследования является анализ факторов выбора геолокации туристами и учет существующей инфраструктуры для конкурентоспособной территории. Авторами сделан вывод, что город Калининград интересен для посещения с целью туризма, он привлекает памятниками культуры и истории, имеет достопримечательности, которые могут быть интересны любой целевой аудитории. Также, было выявлено, что большинство туристов с целью отдыха активно путешествуют по России, имеют хорошее впечатление от разных городов и хотят посетить еще многие другие города. Что, в свою очередь, показывает интерес к туризму в России, а также создает тенденции к его развитию. Сформулированные выводы отражают проведенное исследование авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Булганина Светлана Викторовна, Лебедева Татьяна Евгеньевна, Голованова Софья Олеговна, Чихутова Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic factors of increasing territory competitiveness

The article considers the factors of increasing the competitiveness of the territory of the city of Kaliningrad. The aim of the study is to analyze the factors of choosing geolocation by tourists and taking into account the existing infrastructure for a competitive territory. The authors concluded that the city of Kaliningrad is interesting for visiting with the purpose of tourism, it attracts with cultural and historical monuments, has attractions that can be of interest to any target audience. It was also revealed that most tourists actively travel to Russia for the purpose of relaxation, have a good impression of different cities and want to visit many other cities. Which, in turn, shows interest in tourism in Russia, and also creates trends for its development. The conclusions formulated reflect the study of the authors.

Текст научной работы на тему «Экономические факторы повышения конкурентоспособности территории»

Экономические факторы повышения конкурентоспособности территории Economic factors of increasing territory competitiveness

1,f МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 379

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10333 Булганина Светлана Викторовна,

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород,

Голованова Софья Олеговна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Чихутова Анастасия Дмитриевна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Bulganina S.V., [email protected]

Lebedeva T.E., [email protected]

Golovanova S.O., [email protected]

Chikhutova A.D., chihutova2015@yandex. ru

Аннотация. В статье рассматриваются факторы повышения конкурентоспособности территории города Калининград. Целью исследования является анализ факторов выбора

геолокации туристами и учет существующей инфраструктуры для конкурентоспособной территории.

Авторами сделан вывод, что город Калининград интересен для посещения с целью туризма, он привлекает памятниками культуры и истории, имеет достопримечательности, которые могут быть интересны любой целевой аудитории. Также, было выявлено, что большинство туристов с целью отдыха активно путешествуют по России, имеют хорошее впечатление от разных городов и хотят посетить еще многие другие города. Что, в свою очередь, показывает интерес к туризму в России, а также создает тенденции к его развитию. Сформулированные выводы отражают проведенное исследование авторов. Summary. The article considers the factors of increasing the competitiveness of the territory of the city of Kaliningrad. The aim of the study is to analyze the factors of choosing geolocation by tourists and taking into account the existing infrastructure for a competitive territory. The authors concluded that the city of Kaliningrad is interesting for visiting with the purpose of tourism, it attracts with cultural and historical monuments, has attractions that can be of interest to any target audience. It was also revealed that most tourists actively travel to Russia for the purpose of relaxation, have a good impression of different cities and want to visit many other cities. Which, in turn, shows interest in tourism in Russia, and also creates trends for its development. The conclusions formulated reflect the study of the authors.

Ключевые слова: конкурентоспособность, территория, экономические факторы, локация, исследование, опрос.

Keywords: competitiveness, territory, economic factors, location, research, survey.

Введение. Сегодня территории все более уверенно заявляют о себе как о полноценных субъектах экономической деятельности. Вовлекая в свои инвестиционные проекты внутренний потенциал, а также создавая основу для прихода на территорию муниципалитета игроков регионального и федерального уровней, муниципалитет вносит свой вклад в повышение капитализации региона [1,4].

Конкурентоспособность территории, обусловливаемая множеством факторов, начиная с кадрового потенциала, отношения местного населения к нововведениям и инициативам сверху, уникальных природно-географических и экономических характеристик, зависит прежде всего от степени продвижения необходимой информации о потенциале территории во внешней среде, внутри нужных целевых групп [3]. К основным целевым группам, от которых зависит конкурентоспособность территории, относятся субъекты экономической деятельности (потенциальные инвесторы и партнеры территории), туристы (которые помимо повышения уровня экономической эффективности формируют

определенный образ территории во внешней среде) и органы государственной власти (регионального и федерального уровней), также являющиеся потенциальными партнерами проектов, реализуемых на территории муниципального образования [2].

В настоящее время туризм играет важную роль в жизни каждого человека. Он способствует выполнению определенных функций социального характера, создающих благоприятные условия для развития общества. Развитие туризма позволяет людям расширять знания, знакомится с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны. Туризм помогает восстанавливать силы и трудоспособность человека, рационально использовать свободное время людей [5].

Сегодня многих туристов больше интересует осмотр достопримечательностей, исторические и архитектурные памятники, традиции, обычаи и культурное наследие посещаемой ими страны [5]. И Россия, обладая в этом плане несметными сокровищами, может всё это дать с избытком. В России можно выбрать отдых на любой вкус, каждый найдет то, что ему по душе. Путешествие по российским городам может составить достойную конкуренцию многим заграничным туристическим центрам и курортам. Направлений российского туризма очень много, и они активно развиваются. Следовательно, возрастает конкуренция между городами и туристическими центрами. Основным фактором конкурентоспособности города является его туристическая привлекательность. Поэтому, данная тема является актуальной.

Цель исследования: выявить факторы конкурентоспособности города Калининград среди туристов.

Методология. Основными методами при выполнении исследования стали: анкетный опрос, анализ, обобщение и классификация информации.

Согласно представленной информации на официальном сайте администрации городского округа «Город Калининград», на 2019 год насчитывается 36 туристических фирм, работающих по въездному и внутреннему туризму в городе Калининград.

Калининград является постоянным организатором и участником различных международных, специализированных выставок, ярмарок, фестивалей, проводимых как на территории Калининграда, так и в других городах.

Особое географическое положение и статус Калининградской области, ее близость к центрам европейского туризма дали сильный толчок к развитию туристской деятельности в регионе.

По данным различных туристических сервисов, таких как RoomGuru, Skyscanner, TripAdvisor, журнал National Geographic Traveler Калининградская область регулярно

попадает в рейтинги и топ привлекательных направлений, что подтверждает рост интереса к региону.

Также, туристическая привлекательность области увеличивается за счет активного развития событийного туризма.

За последние 5 лет произошел рост многих экономических показателей развития индустрии туризма в регионе. Это указывает на положительную динамику спроса на туристские услуги, а также на возрастающий туристский потенциал Калининградской области. И для того, чтобы туристское направление продолжало активно развиваться, нужно совершенствовать все механизмы туристкой отрасли данного региона, развивать инфраструктуру, создавать туристско-рекреационные кластеры, развивать все направления туризма, внедрять новые туристские продукты, а также проводить маркетинговые исследования, для выявления предпочтений и потребностей туристов в данной отрасли.

В период январь - декабрь 2019 года был проведен опрос с целью изучения отдыха в России на примере города Калининград. Выборка составила 550 человек. В ходе анкетирования выявлялись предпочтения туристов в выборе направлений для отдыха в России, а также факторов, влияющих на их выбор. Также, опрос направлен на выявление интереса у туристов к городу Калининград.

Результаты. Из ответов респондентов можно сделать вывод, что 92,7% любят путешествовать, а 7,3% не любят. 49,1% респондентов путешествуют редко; 36,4% - при первой возможности; и только 14,5% путешествуют часто.

Из 100% опрошенных, 76,4% предпочитают самостоятельные путешествия в свободное время, а 23,6% - нет.

Из опрошенных респондентов, 126 человек выбрали отдых на выходные и праздники с семьей; 123 человека - с друзьями на выходные и праздники; 60 человек предпочли отдыхать в одиночестве на выходные и праздники. В отпуске 99 человек выбрали отдых с семьей; в отпуске с друзьями - 102 человек; 40 человек выбрали вариант «один» для отдыха в отпуске.

Из 100% опрошенных, можно сделать вывод, что 50,9% людей предпочитают продолжительность тура от 7 до 10 дней; 23,6% - от 4 до 6 дней; по 12,7% выбирают отдых от 1 до 3 дней, либо 14 и более дней.

При выборе отдыха для 58,2% ответивших важны природно-климатические факторы; 54,5% выбрали материально-технические; 50,9% ответили, что важно наличие

достопримечательностей; 38,2% выбрали историко-культурные факторы. Остальные, предложили свои варианты ответов.

Для большинства респондентов являются важными при выборе отдыха природно-климатические факторы.

Из 100% опрошенных, 38,2% предпочитают культурно-познавательный вид туризма; по 21,8% выбрали приключенческий и пляжный вид туризма; 7,3% проголосовали за спортивный вид туризма; 5,5% выбрали лечебно-оздоровительный; остальные варианты выбрали по 1,8%.

Из ответов респондентов видно, что 69,1% выбирают познавательные экскурсии; 36,4% - обзорные; 32,7% - развлекательные; 23,6% предпочитают музейные экскурсии, и 9,1% выбрали шопинг.

В ходе опроса было выявлено, что 45,5% выбирают такие достопримечательности, как парки; 43,6% - замки и крепости; 41,8% - памятники культуры; 34,5% предпочитают музеи и выставки; 23,6% - храмы и церкви; остальные предпочли добавить свои варианты ответа.

На вопрос о том, какой город впечатлил больше всего, 31,4% ответили Санкт-Петербург; 19,7% - Казань; 9,8% назвали Москву; 5,9% - Курск; остальные проценты распределились между другими ответами.

В ходе опроса было выявлено, что 10,9% опрошенных хотят посетить с целью туризма Владивосток; 7,3% - Сочи; по 3,6% распределили города Волгоград, Москва, Грозный и Ярославль; остальные проценты заняли такие города, как Рязань, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Иркутск (оз. Байкал) и другие.

В ходе опроса было выявлено, что 94,5% туристов хотят посетить город Калининград.

Из 100% опрошенных, 58,2% считают, что город Калининград привлекает памятниками культуры и истории; 45,5% - древней архитектурой; 34,5% - близостью к Европе; 30,9% - мягким морским климатом; остальные проценты распределились между другими ответами респондентов.

Более 50% в первую очередь хотели бы посетить в Калининграде уникальное природное явление - Куршская коса; 47,3% - Кёнигсбергский замок; 45,5% - остров Канта; по 34,5% - музеи и архитектурные сооружения и соборы; 25,5% - Рыбная деревня; другие ответы распределили остальные проценты.

На вопрос о цене отдыха в данном городе ответ респондентов показал следующее: 61,8% готовы потратить на отдых 15-20 тыс. руб.; 25,5% - от 25 до 35 тыс. руб.; 9,1% готовы потратить 40-50 тыс. руб.; и всего 3,6% - более 50 тысяч руб.

Выводы. Проведенный опрос позволил выявить факторы конкурентоспособности города Калининград для туристов и экономические факторы, которые являются решающими при выборе направлений для отдыха в России, а также какие факторы и предпочтения могут повлиять на выбор отдыха в данном городе.

Исходя из ответов в данном исследовании, можно сделать вывод, что город Калининград интересен для посещения с целью туризма, он привлекает памятниками культуры и истории, имеет достопримечательности, которые могут быть интересны любой целевой аудитории.

Также, было выявлено, что большинство туристов с целью отдыха активно путешествуют по России, имеют хорошее впечатление от разных городов и хотят посетить еще многие другие города. Что, в свою очередь, показывает интерес к туризму в России, а также создает тенденции к его развитию.

Список литературы

1. Крайнова О.С., Лебедева Т.Е. Особенности государственной поддержки развития внутреннего и въездного туризма: опыт Нижегородской области//Научное обозрение. 2014. № 7-2. С. 668-670.

2. Кропинова Е.Г. Региональный туристский кластер как туристско-рекреационная система регионального уровня / Е.Г. Кропинова, А.В. Митрофанова //Региональные исследования. - 2011. - №1. - С. 43.

3. Кудинов А.Н. Региональные научно-технологические кластеры / А.Н. Кудинов, Е.А. Лурье, Н.Е. Барсукова // Инновации. - 2009.- 212 с.

4. Перова Т.В., Закирова О.В. Проблемы и перспективы развития нижегородского туристического рынка //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 16.

5. Серопян Л.С., Лебедева Т.Е., Прохорова М.П. Повышение экономической привлекательности территории: экологический туризм//Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 5. С. 452-457.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.