Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА'

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ / SWOT-АНАЛИЗ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА / РЕСУРСЫ ТЕРРИТОРИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИЗМ / ИНФРАСТРУКТУРА / TERRITORY / SWOT ANALYSIS / TOURIST AND RECREATIONAL ZONE / TERRITORY RESOURCES / COMPETITIVENESS / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / TOURISM / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корнева Татьяна Алексеевна, Мададова Камила Халилловна, Лебедева Татьяна Евгеньевна, Булганина Светлана Викторовна

В статье рассматриваются вопросы повышения конкурентоспособности территории средствами кластерного подхода. Целью исследования является анализ ресурсов кластера для повышения инвестиционной привлекательности туристкой дестинации. В качестве территории выбран Сокольский район Нижегородской области, как самый динамично развивающийся. В статье приведено описание и экспертная оценка факторов, влияющих на инвестиционный климат Сокольского района, а также проведен SWOT анализ ресурсов Сокольского района с целью выявления сильных и слабых ресурсных сторон, которые играют решающую роль в инвестиционной привлекательности и как следствие в конкурентоспособности геолокации. Сформулированные выводы отражают проведенное исследование авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Корнева Татьяна Алексеевна, Мададова Камила Халилловна, Лебедева Татьяна Евгеньевна, Булганина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of competitiveness of the city district of the Nizhny novgorod region within the implementation of the cluster approach

The article discusses the issues of improving the competitiveness of the territory using the cluster approach. The aim of the study is to analyze the resources of the cluster to increase the investment attractiveness of tourist destinations. Sokolsky district of the Nizhny Novgorod region was chosen as the territory, as the most dynamically developing. The article provides a description and expert assessment of factors affecting the investment climate of Sokolsky district, as well as a SWOT analysis of the resources of Sokolsky district in order to identify strengths and weaknesses of the resource sides, which play a decisive role in investment attractiveness and, as a consequence, in the competitiveness of geolocation. The conclusions formulated reflect the study of the authors.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА»

Развитие конкурентоспособности городского округа Нижегородской области в рамках реализации кластерного подхода Development of competitiveness of the city district of the Nizhny novgorod region within

the implementation of the cluster approach

/1 московский

mm экономический

журнал

УДК 379

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10310 Корнева Татьяна Алексеевна,

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Мададова Камила Халилловна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Korneva T.A., korneva2015tanya@yandex.ru

Madadova K. Kh., kamila.madadova1997@yandex.ru

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы повышения конкурентоспособности территории средствами кластерного подхода. Целью исследования является анализ ресурсов кластера для повышения инвестиционной привлекательности туристкой дестинации. В качестве территории выбран Сокольский район Нижегородской области, как самый динамично развивающийся. В статье приведено описание и экспертная оценка факторов, влияющих на инвестиционный климат Сокольского района, а также проведен SWOT анализ ресурсов Сокольского района с целью выявления сильных и слабых ресурсных сторон, которые играют решающую роль в инвестиционной привлекательности и как следствие в конкурентоспособности геолокации. Сформулированные выводы отражают проведенное исследование авторов.

Summary. The article discusses the issues of improving the competitiveness of the territory using the cluster approach. The aim of the study is to analyze the resources of the cluster to increase the investment attractiveness of tourist destinations. Sokolsky district of the Nizhny Novgorod region was chosen as the territory, as the most dynamically developing. The article provides a description and expert assessment of factors affecting the investment climate of Sokolsky district, as well as a SWOT analysis of the resources of Sokolsky district in order to identify strengths and weaknesses of the resource sides, which play a decisive role in investment attractiveness and, as a consequence, in the competitiveness of geolocation. The conclusions formulated reflect the study of the authors.

Ключевые слова: территория, swot-анализ, туристско-рекреационная зона, ресурсы территории, конкурентоспособность, инвестиционная привлекательность, туризм, инфраструктура.

Keywords: territory, swot analysis, tourist and recreational zone, territory resources, competitiveness, investment attractiveness, tourism, infrastructure.

Введение. Большая роль в развитии рынка туризма принадлежит инвестиционной политике, которая, включает в себя следующие основные элементы: выбор источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков реализации; выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-правовой базы функционирования рынка инвестиций; создание благоприятного инвестиционного климата. Формируется инвестиционный климат под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций [2,3].

Основными позитивными факторами, которые могут оказать влияние на инвестиционный климат Сокольского района, являются: наличие в районе уникальных природных ресурсов, высокий экологический потенциал, выгодное географическое расположение на берегу Горьковского водохранилища. Кроме того, следует отметить конструктивную позицию региональной и муниципальной власти, принимающих конкретные меры по развитию туристического потенциала как Нижегородской области в целом, так и Сокольского округа в частности [4,6].

Основными негативными факторами, влияющими на инвестиционный потенциал Сокольского района, является то, что район не имеет достаточно развитой инфраструктуры (отсутствует разветвленная сеть дорог, через г.о.Сокольский не проходят крупные транзитные дороги, нарушены транспортные коммуникации по Волге, отсутствует воздушное сообщение). Кроме того, район является дотационным и не отличается сильной диверсифицированной экономикой и сильным внутреннем рынком. В округе отсутствуют аналитические, консалтинговые кампании, местные туроператоры. В деятельности иных туроператоров Сокольский район, как объект туризма, не представлен вовсе. Также район слабо представлен в сети Интернет. Что же касается рекламы туристического потенциала Сокольского района, то можно сказать, что она отсутствует полностью (за исключение отдельных разрозненных и непрофессионально сделанных страниц) [1,5].

Методология. Проведенный анализ различных факторов, влияющих на инвестиционный климат в г.о.Сокольский, может быть представлен в виде таблицы 1 (потенциал оценивается показателями: 1- низкий; 2 - ниже среднего; 3 - средний; 4 -выше среднего; 5 - высокий).

Таотниа 1 - Наименование, описание и экспертная оценка факторов, влияющих из ннесс 1шшеннын климат Сокольского района

Наименование фактора Олниннсфзкторз Экспертная оценка

ОСкктжпнс

1. Пртфолно-ълыматнчес.ьле условия Прнродно-рчкреапнонные и эк«эогяческие ресурсы 5- Высопгй

2. Географическое гило.ьение Наличие грашш с развитыми регигмшын России. иалячие речного сооощенил с ¿зругнын регионами России 4 - Вьппе среднего

3. Состояние окружающей среды Постоянно пс^эерялшаетси на благоприятном уровне 3 - Высокий

С\ бъектненые

1. {Ьуов- оораэоытелышпт потенциал Наличие высококвалифицированного наушого потснщитя е. сфер« тургоад, образовательны* ^■чргждекнн 1- Ньллй

2. Экономическое положение Высокая степень развитости рЫН^ЧНЫХ ОТИОШеНИЙ. ДИВ4р-сиф ниироЕанн-о:тъ □коноаатчес!;™ средЫ: ИЛ-ЛИЧНе сгстнкй ЭЕОНОМШСИ, независимых финансового рынка и рнмп пав есткфп иные услуг 2- Ниже средвего

5. Законодательная ы нврматшшнх база Стабильный праювой реллм. жесткое реглтироваюте сттютеиии С№СТВ¥ЯН«ТИ; законодательное закретение налоговых льгот для поддержан инвестиционной Лелтелыкхти: МЯИИМ работы е проегтлмн 1 - СреДИНЯ

& Сгрс-нтелънм оаза Наличие зшжшпкп независимого рынков строительной продукции, стротедьны* работ н услуг; наращенные мощности строительны* организаций 2 - Ниже среднего

5. Факир риска Гарантии защиты российских и ннюстранньй инвесторов от некоммерческих рНСЬОБ; НСЕЫСОКЛе рнсш осуществления инвестиционной деятельности Неизвестно, оценка не дана

6. Трудовые ресурсы Доля населения пенсионного возраста. уровень жш&лифт: ипш кадров в состветствмсщнх сферам связанны* с Торизмом 2- Ниже среднего

7 Социальна* мфрастрл'ктура Наличие консалтинговым и аудиторские органнмцни. наличие общедоступной информации № ]П£гестшшон1[ЬЕС ироеьта.\ инвестора* в др ; 2 - Ниже среднего

& Позноти власти ура Наличие прозрачности в действия*; власти. информационной доспяностн решений а лоста- ноолеиип. ТЕНДЕНЦИИ х лримжпш 4 - Выше среднего

Таким образом, можно выстроить проблемное поле по созданию кластера:

- Отсутствует системная работа со стороны бизнеса и органов муниципальной власти по информационному продвижению г.о. Сокольский как благоприятного туристического ареала;

- Не определены основные приоритетные направления развития туризма в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

- Не выстроена работа по взаимодействию с другими регионами в целях продвижения туристического продукта;

- Существующие исследования и программы развития туризма в Сокольском округе страдают поверхностностью и носят фрагментарный характер, они не включены в единую концепцию, не связаны с общим развитием туризма в Нижегородской области.

- Не определены интересы и ожидания разных групп участников и отдельных участников (в том числе и потенциальных).

Эффективная стратегия развития туризма базируется на сочетании сильных и слабых сторон, характеризующих социально-экономическое положение г.о.Сокольский. Она преумножает внутренний потенциал района и укрепляет его положение на межрегиональном и международном рынке. SWOT-анализ выявляет как благоприятные, так и неблагоприятные события, которые влияют либо могут повлиять на ситуацию в районе. Это так называемые «возможности» и «угрозы». Матрица SWOT-анализа содержит варианты стратегий, которые будут реализованы в зависимости от корреляции факторов «сила», «слабость», «возможности», «угрозы».

Оценка возможных угроз развитию Сокольского района была проведена с использованием матрицы угроз по типовой форме, используемой в SWOT-анализе (таб. 2).

Таблица 2- Матрица SWOT-аяатнза

Сильны* стороны Слабые отороны

1Тазаф ньащи пос. Союльское. расширение газовой tcra в сслъског мгс шссти 1. Высокий П1НХ основных фондов инфраструктуры £> сфере материального производства и :зкдлн11|ио-ко№ГО1ального МАЯЙСТМ

I! .Наличие ¿репной, водией магистрали (Волга. Горъковског всдохранитшде) 3 НзЛНЧНЁ С\"ДОЕ€рфн Т[ K2Jpí'E coa тветствчто ще го профтгиг 2. Удшнвкп от кру пных пкявбшппк и железнодорожных магистралей: отсутствие транзитных (перевалочных) путей н вецдутпно- » сообщения 3. Отсутствие давжгатш на водвон магистрали (причала) 4 Неудовлетворительное состояние дорог, отсутствие придорожного сервиса

■4.НАПИЧНЕ СЕОООДНЫХ ТПДЧ7 1 HIIITmnTT^TV тпвщадс-Е для развития гуристежо-реъреацношок зон 5. Обширные территории землепользованил (ti назначения) Ь Осшнрчые терргтгория лчсопользееанлл Низкое качество турпродукта вследствие слабого развития НоЕйСя-нндустрни (гОСГНННЩ!, мьекты общественного питания. досугово- разелекательные центры)

1 Свободные трудовые ресурсы (ивзкостони ociante) S .Достаточно развисал система профессионального- образования 6. Недостаточный уровень развития малого предорышмательсты в сфере торговли 1. Отсутствие яиадифвщмдшвыт кадроЕ в сфере туризма (гиды. переводчики, метрдотели официанты, п т д.)

Объекты КглЬТчрио-историчвскогО л ПрПрСДНЗГО Н2ЕЛе ~пл 10 Благоприятная акотогнческал ситуация Ыцннма.т1.ная №кцентрщкя аагряугякших веществ. Сертификат MeaCTiiapqjiiDTO жшнютесюто фонда «Экологически чистый район Кр1 России») 3. Нескниоднэдостъ реконструкции большинства □оъеигов псторгол ктг льп'риогг п природного наследия 9. Окгуктене турнекього н.мндла района Еслсд:тЕне ШйщЦО в течение длительного Бремени на периферии ИеанОБСКОЙ согтя.-."тн

[Т Относительно «абнлъиал псдишчесьаа л социально-зконс^мческля сиг-'адиа в районе 10. Окчтствие коматеьсньи ларюепшговых мергпрЕчтий и реитамньгс акций ^ туристском ЮШЛИК ^¿НГН!

12. Близость к областному центру (горал jIiLfiniiíi Новгород - 160 км] и федерально^' центри." (город Мосжм - 520 си) 11. От^'тствие комфортабельных автотранспортиых средств длл осс.т- шижш поетс-.этгньг; въездных н Еыездньп. г^зшететт потоков

ВОШОХНОСГН

1. Рост пгшесгицпаиыай ашнЕпостн (строительство тлристско-рекреапионнво; хи) 1. Повьппенне щдвсячияям» рисков (появление объектов незавершенного строительства. приобретение земли пя спеку.мгивыых целей. ■вцшшое ¡■спсль^сваине выделсш-свг; зеие.тъньп 2. Рост иен на уел>тн «гественнъп монополий (газ. стр^ми-иише ыапфналы

2. Parirme ра^згчных ендсъ турнзиа с: широкого спектра туристски* услуг (особенно рекреацнонво-озлоровнтельного. кргагеного. купмур но ■ по-тн аЕ атель кого, религиозного. спорттдакто и ахро-туризма) 3. Введена íHcre>tbt государственной поддержки развития Туря стою-рекреационных апн в виде льготного налогообложения. субсидирования дроцеитных íiiiijt na кредитам. hüóít ф нижнее вон н сршии-щпонной ппдвржкн; включение в федеральные целевые протра-Ч- ии и проекты 3. Рллтгие ту ристского пстгснцнала старЕшнсй волжской астаторнн в Сокольского района (зона ^Шес-Кинешма-ЬОрьевеЦ' ), где объекты уже та:и|)[щироЕаны осутцесттлетсл активнее ннЕетфованне в туристеко-рекреационну» инфрастр^иуру н оргашгзс- Еъшанугсл масссЕыс 1Ъ[цд:«свые мероприятия (феетиаль '¿Плес - Лычная шлитт»!' под патронажем Б.Зайцева, ыечоукзродный кн-нофести^ А.Тарьов(±ого «Зерыла» в городе Юрьевец) Л ЗагрлгкеЕше т«1)рнторшт. ножарос-тмснсстъ леем, (пример Южского района Иваиовской области). "■ ¡игчгс Л.СЛИС Н^МТТНИЮО! природы 3 Инвестирование в создание туристской инфраструктуры увеличит стоимость турпрод\'кта. самым. сняла его конг.реЕтгоспосооность

i Развитие траясп1?ртно-1"оум1тпп:а11ноннык евлзей с районами hire*: е гор вде^кй о™™ н peítíOhailH SMACIcOfi акватории (иалбо.тьший приоритет имеют Ивановская. Костромская. Ярославские области, рестгуолиют Мордовия. Удмч'ртш. Татарстан 6. Повышение СТОИМОСТИ услут речные пержмол н судоремонта

Í. Создание предприятий по глубокой переработке древесины Í. Строительство производственных мощностей по переработке одной ш ледушик с х культур - саотойиля 7. Эцшопгмсц^ - шерб ушколЕпоЙ природе (выбросы во внецигею средл1 фориальдепуюв. раэлкчлых омл н т.п.)

С целью анализа состояния рынка туристско-рекреационных услуг в радиусе 150-180 км от Сокольского округа Нижегородской области (Нижегородская, Ивановская, Костромская, Кировская, Владимирская, Ярославская области) и выявления предпочтений потенциальных потребителей услуг туристско-рекреационных комплексов в 2019 году было проведено маркетинговое исследование, состоящее из двух этапов. На первом этапе осуществлялся контент-анализ web-сайтов, печатной продукции (рекламные материалы, прайс-листы и пр.) и других информационных материалов предприятий, оказывающих туристско-рекреационные услуги. На втором этапе было проведено анкетирование жителей Нижнего Новгорода, направленное на выявление потребительских предпочтений в туристско-рекреационных услугах. Методом случайного отбора было опрошено 160 человек. Эмпирическое исследование проводилось методом анкетного опроса через Google- форму.

Проведенное исследование показало, что в настоящее время прослеживается тенденция переориентации россиян на внутренний туризм: почти 45% опрошенных хотели бы отдыхать на территории России. Следует отметить, что эту группу составили в основном туристы, уже побывавшие не один раз за границей, увидевшие мир и готовые отдыхать в России, но при хорошем уровне сервиса и, что не менее важно, при соответствии качества и цены услуг.

По результатам исследования, наиболее популярными среди респондентов являются пляжные туры - около 2/3 опрошенных отдали голоса в их пользу. Этим туристам нужно солнце, вода и свежий отдых. В этом плане побережье Горьковского водохранилища на территории Сокольского округа Нижегородской области обладает неплохим потенциалом для удовлетворения таких потребностей.

В то же время, ярко выраженная сезонность рекреационно-пляжных услуг, обусловленная географическим месторасположением Сокольского района, требует создания искусственных объектов позволяющих компенсировать отмеченный недостаток. В связи с этим необходимо предусмотреть строительство аквапарка, бассейнов, соляриев, SPA-центров, комплекса банных объектов и т.д.

Принимая во внимание, что существенное количество респондентов (около 40%) тяготеет к культурно-познавательным турам, целесообразным является создание в туристском кластере культурно-познавательной зоны. Наличие такой зоны явится хорошей предпосылкой для привлечения туристов как из Нижегородской области, так и из близ расположенных регионов, поскольку подобных объектов там пока нет.

В результате проведенных исследований установлена тенденция роста интереса к спортивным турам, в том числе к экстремальным: более четверти респондентов - 28% -отдали голоса за спортивный туризм. Поворот к здоровому образу жизни, понимание людей, что лучше заботиться о своем здоровье, чем в дальнейшем долго лечиться, требует создания соответствующей инфраструктуры туристско-рекреационных территорий.

Учитывая обширный экологический потенциал Сокольского района, ему есть, что предложить туристам, которые, кстати, готовы отдать хорошие деньги за достойный сервис. Так, по данным исследования, каждый третий житель Нижнего Новгорода считает нормальным для себя отдать свыше 25 тыс. рублей за качественный отдых.

Исследование показало, что округ Сокольский пока никак информационно не представлен, а ведь для привлечения туристов маркетинговая составляющая играет одну из основных ролей. Так, например, по мнению 65% нижегородцев, пос. Дивеево является наиболее интересным населенным пунктом для посещения в Нижегородской области. Он знаменит своим храмовым комплексом и святыми ключами преподобного Серафима Саровского. Напротив, похожий объект с точки зрения религиозной составляющей в Сокольском районе - Голиковские ключи - не известен широкой публике, хотя, следуя официальным документам Нижегородской епархии, он на 3 столетия старше источник Серафима Саровского [26, с.311].

Выводы. Таким образом, в рамках реализации системы комплексных мероприятий по формированию комплексного туристского кластера на территории Сокольского округа важнейшими составляющими будут являться именно PR-база и маркетинговый аспект.

В целях увеличения въездного и внутреннего туристского потока в округ Сокольский необходимо осуществить целый спектр различных мероприятий по формированию его положительного туристского имиджа и проведение активной маркетинговой политики на российском и международном рынках туристических услуг. Для этого необходимо выделение достаточных средств на реализацию маркетинговой программы; разработка четкой обоснованной маркетинговой стратегии; проведение полного комплекса необходимых маркетинговых исследований; привлечение высококвалифицированных специалистов в области рекламы и маркетинга.

Список литературы

1. Комплексная вариантная программа управляемого развития туристического потенциала Сокольского муниципального района Нижегородской области на период до 2020 года // аналитическое агентство ИМИДЖ-ФАКТОР. - Иваново, 2012. - 60 с.

2. Крайнова О.С., Лебедева Т.Е. Особенности государственной поддержки развития внутреннего и въездного туризма: опыт Нижегородской области//Научное обозрение. 2014. № 7-2. С. 668-670.

3. Кропинова Е.Г. Региональный туристский кластер как туристско-рекреационная система регионального уровня / Е.Г. Кропинова, А.В. Митрофанова //Региональные исследования. - 2011. - №1. - С. 43.

4. Кудинов А.Н. Региональные научно-технологические кластеры / А.Н. Кудинов, Е.А. Лурье, Н.Е. Барсукова // Инновации. - 2009.- 212 с.

5. Лебедева Т.Е., Семенова А.С. Предпосылки формирования туркластера в Нижегородской области //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 203-209.

6. Перова Т.В., Закирова О.В. Проблемы и перспективы развития нижегородского туристического рынка //Вестник Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.