Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СЕКТОР / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаджизаде Нурлан Эльшан Оглы

Статья посвящена обоснованию значения института технического регулирования в развитии экономики и эффективности расширения его применения в сфере энергетики. Исходя из этого, здесь дается качественная характеристика институциональной системы технического регулирования, представляются в аналитическом ракурсе мировой практики в этой сфере достижения и подчеркивается, что она обеспечивает рост ВВП в большем объеме, чем тарифное регулирование. Принимая во внимание эти новые качества, ведущие развитые страны создают собственный институт технического регулирования и развивают его, постоянно оптимизируя. Всестороннее развитие института технического регулирования рассматривается как актуальный вопрос и приоритетная задача государства, и в традиционной нефтяной стране Азербайджанской Республики, особенно в ее комплексном развитии в энергетическом секторе. Указывается, что, несмотря на создание необходимой нормативно-правовой базы в этом направлении, в качестве соответствующего регулятивного механизма следует широко перейти к этапу разработки технических регламентов в отдельных отраслях экономики. Скоординированное и эффективное проведение этих работ обусловливает формирование единой стратегии в этой области, а также разработку соответствующей государственной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EFFECTS OF TECHNICAL REGULATION IN THE ENERGY SECTOR

The article is devoted to substantiating the importance of the institute of technical regulation in the development of the economy and the effectiveness of expanding its application in the energy sector. Proceeding from this, a qualitative characteristic of the institutional system of technical regulation is given here, it is presented in an analytical perspective of world practice in this area, and it is emphasized that it provides GDP growth in a larger volume than tariff regulation. Taking into account these new qualities, the leading developed countries create their own institute of technical regulation and develop it, constantly optimizing it. The comprehensive development of the institute of technical regulation is considered as an urgent issue and a priority task of the state in the traditional oil country of the Republic of Azerbaijan, especially in its comprehensive development in the energy sector. It is indicated that, despite the creation of the necessary regulatory framework in this direction, as an appropriate regulatory mechanism, it is necessary to move widely to the stage of developing technical regulations in certain sectors of the economy. The coordinated and effective implementation of these works determines the formation of a unified strategy in this area, as well as the development of an appropriate state program.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 658:338:006 (479.24)

Гаджизаде Нурлан Эльшан оглы

Диссертант, Научно-Исследовательский Институт Экономических Реформа Министерства Экономики Азербайджанской Республики "Азербайджанский институт стандартизации ", заведующий отделом

ORCID ID: 0000-0003-2158-5362

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ

Hajizadeh Nurlan Elshan oglu

Dissertant, Institute for Scientific Research on Economic Reforms.

"Azerbaijan Institute of Standardization ", head of departament

ORCID ID: 0000-0003-2158-5362

ECONOMIC EFFECTS OF TECHNICAL REGULATION IN THE ENERGY SECTOR

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2022.2.77.238 Aннотация. Статья посвящена обоснованию значения института технического регулирования в развитии экономики и эффективности расширения его применения в сфере энергетики. Исходя из этого, здесь дается качественная характеристика институциональной системы технического регулирования, представляются в аналитическом ракурсе мировой практики в этой сфере достижения и подчеркивается, что она обеспечивает рост ВВП в большем объеме, чем тарифное регулирование. Принимая во внимание эти новые качества, ведущие развитые страны создают собственный институт технического регулирования и развивают его, постоянно оптимизируя. Всестороннее развитие института технического регулирования рассматривается как актуальный вопрос и приоритетная задача государства, и в традиционной нефтяной стране Азербайджанской Республики, особенно в ее комплексном развитии в энергетическом секторе. Указывается, что, несмотря на создание необходимой нормативно-правовой базы в этом направлении, в качестве соответствующего регулятивного механизма следует широко перейти к этапу разработки технических регламентов в отдельных отраслях экономики. Скоординированное и эффективное проведение этих работ обусловливает формирование единой стратегии в этой области, а также разработку соответствующей государственной программы.

Abstract. The article is devoted to substantiating the importance of the institute of technical regulation in the development of the economy and the effectiveness of expanding its application in the energy sector. Proceeding from this, a qualitative characteristic of the institutional system of technical regulation is given here, it is presented in an analytical perspective of world practice in this area, and it is emphasized that it provides GDP growth in a larger volume than tariff regulation. Taking into account these new qualities, the leading developed countries create their own institute of technical regulation and develop it, constantly optimizing it. The comprehensive development of the institute of technical regulation is considered as an urgent issue and a priority task of the state in the traditional oil country of the Republic of Azerbaijan, especially in its comprehensive development in the energy sector. It is indicated that, despite the creation of the necessary regulatory framework in this direction, as an appropriate regulatory mechanism, it is necessary to move widely to the stage of developing technical regulations in certain sectors of the economy. The coordinated and effective implementation of these works determines the formation of a unified strategy in this area, as well as the development of an appropriate state program.

Ключевые слова: Азербайджанская Республика, энергетический сектор, техническое регулирование, экономические эффекты, институциональная система.

Key words: Republic of Azerbaijan, energy sector, technical regulation, economic effects, institutional system JEL: D02, E02, K32, O14, Q43, Y8. JEL: D02, E02, K32, O14, Q43, Y8.

Введение

Энергетический сектор выступает динамичной движущей силой во всей структуре экономики. Этот комплекс является основным ресурсным компонентом энергетической безопасности, экономической безопасности и, в целом, национальной безопасности. Проходящие тенденции здесь лежат в основе важнейших средств развития экономики, поддержания ее баланса и

обеспечения населения бесперебойным энергоснабжением. Однако глобальные вызовы обусловливают внедрение новых регуляторных механизмов в этой сфере. Одним из таких механизмов выступает институт технического регулирования. Это новшество включает в себя различные инструменты. Его аксиологической основой является обеспечение соответствия обязательных требований безопасности,

предъявляемых к продукции, международным нормам и правилам при максимальной интеграции национального рынка в мировую хозяйственную систему.

Техническое регулирование как особый механизм объединяет современные инструменты и средства формирования и реализации государственной политики на новом этапе экономического развития на основе требований глобализации. Он несет обязательную функцию, позволяющую исключить появление на международном и местном рынке опасных продуктов и фальсификатов. Международный опыт также показывает, что меры, осуществляемые с применением этого механизма, обеспечивают рост валового внутреннего продукта - ВВП в большем объеме, чем тарифное регулирование. Исходя из этого, ведущие развитые государства создают и оптимизируют собственный институт

технического регулирования, а также используют его как один из важнейших элементов системы требований не только в сфере местного рынка, но и во внешнеэкономических связях.

Всестороннее установление института технического регулирования в Азербайджанской Республике, являющейся традиционной нефтяной страной, в частности, в ее энергетическом секторе, рассматривается как приоритетная задача государства. Это также основано на том, что институционализация технического регулирования в стране даст импульс более эффективному и интенсивному развитию экономики на основе адаптации к международной практике, в частности, повышению эффективности проводимых реформ. С этой точки зрения в статье отражены качественные характеристики институциональной системы технического регулирования, особенности передового мирового опыта в этой области, а также анализ и оценка его экономических эффектов в энергетическом секторе Азербайджанской Республики. .

Качественные характеристики

институциональной системы технического регулирования

Институт технического регулирования структурно и по своей сути является комплексным и системным. Этот институт включает положения о требованиях к безопасности продукции и связанных с ними процессах, а также об участии в выборе методов и средств обеспечения и сертификации безопасности продукции и в установлении запретов для производителей. Его также следует рассматривать как вид государственного регулирования,

предусматривающий использование правовых инструментов для реализации целей социально -экономической политики государства. В общей оценке к техническому регулированию следует относиться как к системе, объединяющей процессы в области определения, применения и выполнения обязательных требований к продукции, применения этих требований на добровольной

основе и, наконец, экономических, технических и правовых отношений по оценке соответствия. Первый из указанных трех элементов реализуется путем принятия и применения технических регламентов на продукцию, второй путем стандартизации, а третий путем сертификации и оценки соответствия с выдачей декларации о соответствии [3, 11, с. 25-27].

С точки зрения требований современной цивилизации, экономический эффект от института технического регулирования очень велик и обширен. С его применением, с одной стороны, предотвращается появление на рынке опасной продукции, а с другой стороны, минимизируются административные барьеры для производителей. Он обеспечивает формирование эффективных условий для реализации государственной социально-экономической политики, в том числе промышленной стратегии, что наряду с этими качественными преимуществами предполагает также создание активной конкурентной среды и внедрение инноваций. Он становится одним из основных факторов увеличения объемов инвестиций на этой основе, одновременно устраняя несправедливые барьеры во внутренней и внешней торговле. При всем этом современный мировой опыт показывает, что усилия в области технического регулирования дают больший прирост ВВП, чем их деятельность в области тарифного регулирования [5, 7].

Техническое регулирование в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся направлений в законодательстве передовых зарубежных стран. В каждой из отдельных стран существуют специальные модели регулирования, отражающие особенности правовой системы, организации государственного управления, уровень технического развития. Однако в большинстве этих стран нет единых комплексных актов, кодифицирующих сферу технического регулирования, и эта сфера является предметом многочисленных, преимущественно розничных законодательных актов. Только в отдельных отраслях экономики или технических областях действуют соответствующие

систематизированные акты. В некоторых странах "рамочный" закон поручает разработку технических регламентов непосредственно определенным министерствам и ведомствам, а не правительству. Существует также особенность, что в большинстве государств мира техническое регулирование осуществляется не парламентом, а правительством или соответствующими полевыми органами управления, и эта функция передается им в делегатском порядке [10, 12, с. 123-127].

Большинство федеративных государств имеют двухуровневую систему технического

регулирования, являясь федерациями и субъектами федерации ("национальные" и "региональные" технические регламенты). Они дополняют друг друга и часто выходят из конкуренции. Между ними также практически нет четкой границы, и

сфера правового регулирования здесь определяется в основном эмпирическим путем [13].

В некоторых странах техническое регулирование, как правило, строится по трехуровневой модели. На первом этапе правительство принимает «рамочный» закон, который предусматривает регулирование в той или иной технической сфере. На втором этапе правительство принимает решение об обязанности соответствующего министерства или ведомства разработать соответствующий технический регламент. На третьем этапе эти функции выполняет соответствующее министерство или учреждение [4, 12].

Говоря об опыте института технического регулирования, следует также рассмотреть особенности, связанные с техническими регламентами, которые являются его основным элементом. Следует отметить, что технические регламенты стоят на нижнем уровне иерархии нормативных актов. Как правило, они не содержат норм общего права и не требуют пересмотра действующего законодательства. В

международной практике технические регламенты в основном строятся по двум моделям. Первая модель содержит стандарты. Для данной модели характерно создание системы органов, обеспечивающих подробные технические характеристики (спецификации) продукции (услуг) в соответствии с установленными стандартами. В модели второй директивы в основном формулируются принципы технических решений и требования к ожидаемым результатам и безопасности продукции (услуг). В последние годы все чаще используется вторая модель. Эта модель сочетает в себе несколько преимуществ [11]. Среди них можно указать на большую свободу действий при сохранении широкого спектра гибких и ответственных мер, позволяющих адаптировать их технические регламенты к непрерывному процессу обновления техники и технологии при минимальных затратах труда. Важным фактором также является учет технологических и технических возможностей производственных предприятий республики при разработке и принятии технических регламентов на основе директив Европейского Союза.

Во многих странах отдельные технические регламенты разрабатываются ассоциациями производителей товаров (услуг) и утверждаются соответствующими административными органами. Однако при разработке технических регламентов соответствующие организации (ISO, iEC, iTUи др.) также принимаются во внимание требования международных стандартов, разработанных. В ряде случаев аналогичные организации создаются в рамках региональных объединений (CEN, CENELEC, ETSi и др.). При разработке технических регламентов в ряде государств определение мнения заинтересованных сторон, в том числе других министерств и ведомств, а также предприятий, попадающих под их влияние, обязательно носит

прикладной характер. Еще одной важной особенностью является то, что "национальные" технические регламенты дополняются

"корпоративными" техническими регламентами, принятыми в основном крупными ТНК. В качестве примера можно привести концерн "Сименс". Таким образом, этот ТМК строит свою деятельность на документе под названием "стандартизация, техническое регулирование и оценка соответствия: основные принципы". В международной практике также встречаются случаи, когда многие страны инкорпорируют международные стандарты в свое законодательство или заимствуют технические регламенты других стран. Между тем, лидерство можно распространить на многие латиноамериканские страны. Таким образом, они взяли и используют технические регламенты, разработанные или утвержденные министерствами и департаментами США [13, 15, 16].

Рассматривая институт технического регулирования конкретно в палитре отдельных стран, мы видим, что в Российской Федерации основные требования в этой сфере реализуются через двухуровневую систему технического регулирования, установленную соответствующим законом и другими законодательными актами. А методы его реализации осуществляются посредством технических регламентов и рекомендательных писем отдельных министерств и организаций. Аналогичный подход применяется в ряде стран, в том числе в системе Европейского Союза и СНГ. В других странах, включая США и Китай, действует одноуровневая система, и в этих странах техническое регулирование является обязательным [12].

В США и Канаде нет комплексных нормативных актов, касающихся технического регулирования. Разработка технических регламентов в этих странах возложена на соответствующие федеральные министерства и ведомства. Однако в США соответствующие технические регламенты могут разрабатываться отдельными штатами, а в Канаде и ряд провинций [12, 13]. Здесь тоже есть один особый момент. Так, в США не признаются энергетические стандарты, принятые в других странах. При этом импортная продукция должна соответствовать

соответствующим требованиям федеральных и государственных стандартов. Техническое регулирование здесь осуществляется и во многих других сферах. Например, обработка поверхности Земли проводится администрацией безопасности горнодобывающей промышленности и

здравоохранения и другими соответствующими надзорными органами. В Канаде выдача технических регламентов по энергетике, безопасности электроэнергии, газопотребляющему оборудованию находится в компетенции отдельных штатов. Кроме того, необходимая унификация технического регламента

обеспечивается с помощью стандартов, разработанных Канадской Газовой Ассоциацией,

Канадской Ассоциацией Стандартов, рядом других национальных общественных объединений. В то же время во всех провинциях принят единый электрический кодекс, разработанный Канадской Ассоциацией. Осуществление технического регулирования в области энергоэффективности возложено на министерство природных ресурсов страны. Его полномочия основаны на законе Об энергоэффективности и положениях актов, принятых на этой основе. Кроме того, это министерство производит холодильные установки, стиральные и посудомоечные машины, электромоторы и т. д. он также определяет уровень эффективности оборудования, такого как [10].

В США в разработке технических регламентов принимают участие заинтересованные стороны -другие министерства, администрации, предприятия и т. определение их мнений, которые будут влиять, является обязательным. Так, здесь разработка технических регламентов должна осуществляться в рамках общих норм, установленных законом о правилах административных процедур. Например, соответствующие органы должны публиковать в "Федеральном реестре" информацию о подготовке проектов нормативных актов, в том числе технических регламентов. Заинтересованные стороны могут вносить предложения и замечания по опубликованным проектам и участвовать в публичных слушаниях. Нормативные акты могут вступить в силу не позднее тридцати дней со дня их принятия. Эта аналогичная процедура назначается во многих других странах, таких как ФРГ, Великобритания, Канада, Швеция, Норвегия, Дания и т. д. [12].

В отличие от США и Канады, а также других стран Америки, общеевропейские и национальные системы технического регулирования в рамках Европейского Союза централизованы. Таким образом, техническое регулирование на уровне Европейского союза осуществляется тремя органами СЕ^ CENELEC и ETSI. Когда эти органы начинают разработку директив, органы технического регулирования государств-членов должны прекратить разработку своих национальных стандартов. Директивы,

разработанные общеевропейскими органами технического регулирования, имеют преимущество перед национальными стандартами. При отсутствии общеевропейских стандартов национальные стандарты признаются не только в государстве, в котором они были созданы, но и во всех других государствах Европейского Союза. Координационная функция в области технического регулирования на национальном уровне осуществляется Немецким Институтом Стандартизации в ФРГ, французской ассоциацией стандартизации во Франции, бельгийским институтом стандартов в Бельгии, Датской Ассоциацией стандартизации в Дании, Шведским Институтом Стандартизации в Швеции, Польским Комитетом по Стандартизации в Польше и т. д. осуществляется. В Великобритании, бывшем

государстве-члене Европейского Союза, соответствующие функции выполняет Британский институт стандартов. На современном этапе в рамках Европейского союза идет процесс как вытеснения старых "технических спецификаций", так и дальнейшего расширения сферы применения директив за счет расширения круга товаров (услуг), подпадающих под общеевропейское техническое регулирование. Европейский союз, с одной стороны, предусматривает меры контроля за соответствием товаров (услуг) директивам, а с другой стороны, устанавливает меры ответственности за их нарушение [12].

В ряде латиноамериканских стран созданы специальные органы с координирующими функциями в области технического регулирования. В Бразилии такими органами являются Национальный Институт Метрологии,

Стандартизации и Качества Промышленной Продукции, в Аргентине Аргентинский Институт Стандартизации, в Коста-Рики, Национальная организация Норм и Стандартов, действующая в рамках Министерства Экономики,

Промышленности и Торговли, в Панаме Главное Бюро Стандартов и Промышленных Технологий при Министерстве Торговли и Промышленности, в Парагвае Национальный Институт Технологий и Стандартизации [13]. Выдача технических регламентов на отдельные продукты в этих странах осуществляется соответствующими

министерствами. В Колумбии и Эквадоре, других латиноамериканских государствах, эти отношения также составляют аналогию. Как подчеркивается, технические регламенты в этих странах имеют американское происхождение.

Экономическая эффективность института технического регулирования в национальном энергетическом секторе

Необходимо проанализировать текущее состояние технического регулирования в национальной энергетике в двойной классификации, исходя из современных системных реалий. То есть этот обзор должен охватывать добычу и производство энергоресурсов в первом цикле и создание, передачу и распределение электроэнергии и тепла во втором цикле.

Первый цикл национальной энергетической инфраструктуры включает в себя многоотраслевой и полноценный производственный комплекс. Здесь зона добычи углеводородов имеет большую территориальную емкость. В целом, весь комплекс, включающий первый оборот, охватывает производство, эксплуатацию, переработку, транспорт и связь, снабжение и логистику, а также широкий спектр услуг.

В настоящее время в Азербайджане ежегодно добывается в среднем вместе с конденсатом около 36 млн. тонн нефти и более 43 млрд. м3 природного газа. Извлекаемые запасы этих ресурсов в нефтяном эквиваленте составляют миллиарды тонн. В "Стратегической Дорожной Карте по Развитию Нефтяной и Газовой промышленности

(включая химическую продукцию) в Азербайджанской Республике" указывается, что в настоящее время около 0,9% добываемой в мире нефти приходится на Азербайджан. В республике разведаны углеводородные ресурсы в объеме 43 млрд. баррелей нефтяного эквивалента (БОЕ), из которых уже добыто 20 млрд. БОЕ [1, 8, 17]. В крупнейшем предприятии

нефтеперерабатывающей промышленности

Азербайджана в Бакинском НПЗ имени Гейдара Алиева перерабатывается 21 из 24 сортов нефти республики, которые в свою очередь получают 15 наименований нефтепродуктов, в том числе автомобильный бензин, авиационный керосин, дизельное топливо, мазут, нефтяной кокс и другие. За более чем 50 лет здесь были построены новые установки, применены современные технологии, переработано более 300 миллионов тонн нефти, выпущены различные виды нефтепродуктов. Следует также подчеркнуть, что этот НПЗ полностью удовлетворяет потребности республики в нефтепродуктах, причем 45% из них направляются в зарубежные страны. На этом же НПЗ сырье нефтепереработки нафту отправляется на действующее в стране ПО "Azerikimya". Из нафта здесь производит полиэтилен высокого давления, пропилен, пиролиз, полиэфир, изопропиловый спирт, тяжелую смолу, каустическую соду, серную и соляную кислоты и др. нефтехимические продукции пользующиеся большим спросом на мировом рынке. Производимые на заводе пропилен и этилен в больших количествах отправляются на производственный комплекс "SOCAR Polymer" (Государственная Нефтяная Компания Азербайджанской Республики - SOCAR). Здесь производят полиэтилен высокого давления и полипропилен [8, 17].

Развитие газовой промышленности в Азербайджане также всегда было высоким. Наряду с попутным газом, производимой совместно с нефтью, этот углеводородный продукт добывается и с отдельных газовых месторождений. В стране имеется большая инфраструктура газовой промышленности: от добычи газа до распределения. Наряду с этим здесь действуют крупные заводы, основанные на использовании газового сырья. Среди них следует особо выделить заводы по производству метанола и карбамида. Это свидетельствует о том, что в Азербайджанской Республике имеются отрасли по производству нефтегазовой и соответствующей химической продукции, число которых исчисляется сотнями, а также инфраструктурный комплекс, вводящий их в оборот. В этом инфраструктурном комплексе имеются тысячи различных устройств, оборудования, устройств и механизмов, являющихся продуктами технического

регулирования, и они, в большинстве случаев, находятся в сфере требований технических регламентов. Такая ситуация обоснует технического регулирования в нефтегазовой

отрасли (в том числе нефтегазохимии). Также и здесь расширение применения соответствующего законодательства является ключевым принципом государственной политики. Однако аналогичные обязательства есть в нормативно-правовых актах соответствующих государственных органов, которые осуществляют управление и координацию в этой сфере.

Международный опыт показывает, что участники системы технического регулирования в нефтегазовой сфере формируются в 3-х ступенчатую группу [2, 6]. Они, в целом характерны и для Азербайджана:

1. Государственные органы - органы государственного контроля и управления;

2. Отраслевые организации - организации, занимающиеся проектированием, добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, транспортировкой и распределением углеводородов;

3. Сервисные организации - организации, оказывающие услуги по проектированию, комплектованию, строительству, регулированию, техническому надзору.

Законодательная система, связанная с системой технического регулирования в нефтегазовой сфере, также совпадает с международным уровнем в целом. К ним относятся законы о техническом регулировании, стандартизации и оценке соответствия, а также соответствующие нормативные акты, гражданский, налоговый и земельный кодексы, законы об энергетике, недрах, газоснабжении и многое другое. Следует отметить, что у Азербайджана есть определенные международные и региональные обязательства в этой сфере. В первую очередь, это касается республиканского законодательства о нефтяных контрактах о разделе продукции. В то же время он должен включать обязательства перед iSO и другими глобальными организациями. Здесь также следует учитывать требования и обязательства Межгосударственного Совета по Стандартизации, Метрологии и Сертификации по СНГ к которому и присоединился Азербайджан [18].

Международный опыт показывает, что система технического регулирования в нефтегазовой отрасли имеет свои особенности, как общие, так и частные. Всего в этой сфере определены 7 основных направлений, связанных с техническим регулированием [2, С. 64]. Глядя на эти направления, мы видим, что они охватывают поиск, разведку, добычу, транспортировку, хранение, переработку углеводородных ресурсов, производство продуктов нефтегазохимии, газораспределение и газоснабжение,

нефтегазодобывающее оборудование. А это значит, что нефтегазовая промышленность, в целом, включает в себя механизм технического регулирования. Эти направления объединяют в общей сложности 14 технических регламентов, по одному-три в каждом. Все это составляет

определенную адекватность Азербайджанской Республике, осуществляющей добычу нефти и газа как на суше, так и на море. Исходя из этих реалий, можно представить систему технического

регулирования в нефтегазовой промышленности Азербайджанской Республики и ее основное схематическое обозначение технических регламентов:

Направления технического регулирования Технические регламенты

Благоустройство месторождений О разработке морских нефтегазовых месторождений и безопасности объектов.

Добыча углеводородов 1.О безопасности производственных процессов по добыче, транспортировке и хранению нефти и газа. 2.О безопасности производственных процессов по добыче, сбору и подготовке нефти и газа на континентальном шельфе.

Транспортировка, хранение и переработка нефти и газа и продуктов их переработки 1.Обезопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутренних и местных распределительных трубопроводов. 2.О безопасности процессов добычи и транспортировки жидкого газа и широкой фракции легких углеводородов. 3.О требованиях безопасности при хранении нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа.

Переработка нефти и газа 1.О требованиях безопасности нефтеперераба-тывающих заводов. 2.О требованиях к бензину, дизельному топливу и некоторым горюче-смазочным материалам. 3. О безопасности производителей газа.

Производство нефтехимической продукции О безопасности производственных процессов нефтехимической промышленности.

Газораспределение и газоснабжение О безопасности производственных процессов и систем газоснабжения

Машины и оборудование для нефтегазовой промышленности 1.О требованиях к безопасности нефтегазового оборудования. 2.О безопасности нефтегазового и бурового оборудования для разработки морских нефтегазовых месторождений. 3.О безопасности потребления газа.

Рисунок: Система технического регулирования в нефтегазовой промышленности

Азербайджанской Республики. Источник: разработан автором в соответствии с проведенным анализом и оценками, вытекающими из анализа соответствующих нормативно-правовых документов.

Как видно из рисунка, система технического регулирования в нефтегазовой промышленности Азербайджанской Республики охватывают не только нефтегазовый комплекс, но и нефтегазохимические отрасли, систему топливного и газоснабжения, а также машиностроительную отрасль. Однако следует отметить, что во всем этом комплексе имеется более 60 объектов для применения технических регламентов.

Подводя итоги анализа и исследований технического регулирования в первом инфраструктурном цикле, охватывающем добычу и производство энергоресурсов национального энергетического сектора, продолжим его во втором инфраструктурном цикле в области электроэнергетики - охватывающем создание, передачу и распределение электрической и тепловой энергии. Так, международный опыт показывает, что в ведущих развитых странах электроэнергетика становится сферой широкого применения технических регламентов [13]. Здесь имеются производственные участки и хозяйствующие субъекты, являющиеся объектами достаточного технического регулирования. Следует отметить, что до формирования института

технического регулирования в

электроэнергетическом комплексе нормативные документы, обеспечивающие технологические процессы, вопросы безопасности и ситуацию с качеством, существовали и до сих пор господствуют здесь. Эта принципиальная линия представляет собой более высокое доминирование, особенно в области производства электроэнергии и электроснабжения.

Вопросы технического регулирования в электроэнергетической системе являются предметом развития и в Азербайджанской Республике. Прежде чем оценивать это, важно взглянуть на национальный электроэнергетический комплекс республики.

Так, национальная электроэнергетическая система Азербайджана включает в себя 78 электростанций (35 ГЭС, 26 ТЭС и 17 ВИЗ), 34 тысяча подстанций, 1,9 миллиона линий электропередачи и другие объекты электроэнергетики. В эту систему институционально входят крупные госкорпорации и многочисленные независимые

электроэнергетические предприятия [9, 17]. В целом, все эти структуры выступают в республике

как объекты национального технического регулирования. Следует подчеркнуть, что в Азербайджане существуют многочисленные законодательные акты, регулирующие

национальную электроэнергетическую систему. Среди них выделяются законы "Об энергетике"," Об электроэнергетике" и "Об эффективном использовании энергоресурсов и

энергоэффективности". Эти законы, наряду с эксплуатацией энергосистемы, обеспечивают ее безопасность в адекватном порядке. Закон "Об энергетике" имеет статус Основного Закона. Закон "Об электроэнергетике" включает в себя "Правила технической безопасности при эксплуатации электроустановок", "Правила технической эксплуатации электроустановок" и "Правила установки электроустановок", а закон "Об эффективном использовании энергоресурсов и энергоэффективности" включает "Правила осуществления государственного контроля в области эффективного использования

энергоресурсов и энергоэффективности", "Правила оценки потенциала эффективности по производству электрической и тепловой энергии и переработке природного газа" и "Правила проведения энергетического аудита" [18]. Существует важная необходимость в формировании этих правил в соответствии с требованиями системы технического

регулирования в сфере электроэнергетики и их пересмотре. В таком случае разработка и принятие национальных технических регламентов, содержащих обязательные требования,

содержащиеся в этих правилах, на основе технических регламентов ведущих стран, приводит к модернизации, повышению эффективности этой сферы.

Проведенный анализ показывает, что применяемые в международной практике технические регламенты в сфере

электроэнергетики должны разрабатываться на национальной основе в соответствии с законодательством Азербайджана в области технического регулирования. Кроме того, необходимо определить, на каких объектах Национального электроэнергетического

инфраструктурного комплекса необходимо будет применять те или иные технические регламенты. Для этого необходимо еще раз продемонстрировать аналитический подход к национальному электроэнергетическому инфраструктурному комплексу Азербайджанской Республики. Вместе с тем, должна быть четко определена сфера предметов технических регламентов, которые считаются необходимыми в электроэнергетике и которые будут подготовлены. Для этого следует рассмотреть международный опыт и сложившуюся в этом направлении ситуацию.

Заключение

На современном этапе существует реальность, что прогресс экономики обеспечивается за счет трех основных факторов. К ним относятся

инвестиции и создаваемая ими стоимость, производительность труда и технологическое развитие. Тот факт, что каждый фактор является ведущим в этом контексте, не вызывает споров. Однако следует отметить и специфическую роль фактора технологического развития в этом ряду. Ведь технологическое развитие связано с концептами, несущими в себе инновационные идеи, отражающие творческое содержание. Концептный продукт это товар, который демонстрирует эти идеи. А обеспечение высоких стандартов данного товара связано с техническими регламентами, являющимися механизмом технического регулирования. Такая ситуация идентична во всех сферах современной экономики, особенно в энергетическом секторе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный нами анализ и оценки сущности, содержания технического регулирования, а также его экономического воздействия показывают, что оно в широком аспекте выступает в качестве новой мощной институциональной системы,

стимулирующей экономическое развитие, реализующей правоотношения в области определения обязательного и добровольного применения требований к продукции и оценки соответствия. Во многих областях он становится самостоятельным востребованным экономическим инструментом, отделяя прерогативы от существующих стандартов с помощью механизма их реализации - технических регламентов, а также создавая новые структурированные системы.

Опыт зарубежных стран, где широко развит институт технического регулирования, показывает разнообразие форм в этой системе. Глядя на качественные характеристики этих форм, можно выделить следующие основные тенденции:

• в большинстве государств мира техническое регулирование содержит не единые комплексные акты, а законодательные акты различных отраслей экономики в розничной торговле. В большинстве же федеративных государств существует двухуровневая система технического регулирования, не имеющая четких границ между ними, но являющаяся национальной и региональной, дополняющей друг друга, конкурирующей и во многом определяемой эмпирическим путем;

• как правило, ряд стран обеспечивают систему технического регулирования по трехуровневой модели в рамках принятия "рамочного" закона, разработки и реализации технических регламентов соответствующими центральными государственными органами, другие - путем создания специальных органов-институтов с координирующими функциями. В ряде случаев эта система строится в рамках региональных объединений;

• существует также группа стран, где отдельные технические регламенты разрабатываются в ассоциациях производителей товаров и услуг и утверждаются соответствующими административными органами,

а "национальные" технические регламенты дополняются "корпоративными" техническими регламентами, принятыми ТНК. Есть страны, которые, инкорпорируя технические регламенты других, унифицировали их. Во всех случаях при разработке технических регламентов учитываются требования стандартов, разработанных соответствующими отраслевыми международными организациями.

Однако следует отметить, что принятие технических регламентов, стандартов и процедур оценки соответствия в отдельных странах также создает технические барьеры. Поэтому в этой сфере существуют тенденции социально-экономического развития, климатические условия, национальные традиции, вкусовые подходы и т.д. такие ситуации могут по-разному обусловливать правила, стандарты и процедуры, сформулированные в этих странах.

Твердая определенность института технического регулирования, вступившего в новый этап развития, как в Азербайджанской Республике, так и, в частности, в национальном энергетическом секторе, ставит перед ним многочисленные задачи в качестве государственного приоритета. Учитывая, что в этом направлении уже сформирована соответствующая нормативная база, принят рамочный закон и другие правовые акты, в скором времени следует перейти к этапу разработки отраслевых технических регламентов. В скоординированном и эффективном проведении этих работ существует большая необходимость в разработке отдельной концепции, а также соответствующей государственной программы. При разработке данной концепции должны учитываться многочисленные адекватные факторы, связанные с растущим потенциалом страны, тенденциями ее развития, социально-экономическими и географическими параметрами, производственными отношениями, сферой внешних связей и стратегией реформ, проводимых во всех сферах, и она должна носить общесистемный характер и широко охватывать и другие подсистемы экономики. При этом эти работы должны строиться на балансе интересов и партнерских отношениях государственных органов и компаний, регулироваться точными механизмами и специальным соответствующим

координационным органом ("Delivery unit').

Список литературы

1. Алиев И.Г. Каспийская нефть Азербайджана. М.: Известия, 2003, 798 с.

2.Буренков Н.Н. Техническое регулирование в нефтегазовой отрасли: методические указания к практическим занятиям / Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2016, 27 с.

3.Гительман Л. Д., Ратников Б.Е. Энергетический бизнес: Энергетика как сфера бизнеса. М.: Дело, 2006, 600 с.

4.Джуран Дж. Качество в истории цивилизации. Эволюция, тенденции и перспективы управления качеством. В 3-х томах. М.: Стандарты и качество. 2015.

5.Матушкина И.Ю., Онищенко Л.А. Техническое регулирование: технические регламенты и стандартизация. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018, 208 с.

6.Мороз В.М., Хаценко А.Н. Развитие технического регулирования в нефтегазовом комплексе. Вестник Саратовского Государственного Социально-Экономического Университета. Саратов: 2011, 4№, C. 96-99.

7.Назаров В.Н., Карабегов М.А., Мамедов Р.К. Основы метрологии и технического регулирования. СПб: СПбГУ ИТМО, 2008, 110 с.

8.Самедзаде З.А "Этапы большого пути -Экономика Азербайджана за полвека, её новые реалии и перспетивы". Баку: Издтельско-Полиграфический Центр "НУРЛАР", 2004, 936 с.

9. Султанов 4.A. Электроэнергетика Азербайджана. Баку: Чашыоглы, 2013, 223 с.

10.Техническое регулирование (под. ред. В.Г.Версана, Г.И.Элькина). М.: Экономика, 2008, 678 с.

11.Цапко Е.А. Основы технического регулирования. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013, 287 с.

12.https://www.smolnews.ru/news/425791 -Ю.В.Наторова. Техническое регулирование в заруженых странах: основы и принципы.

13.https://cyberleninka.ru/artide/n/tehnicheskoe-regulirovanie-v-zarubezhnyh-stranah/viewer -Лафитский В.И. Техническое регулирования в зарубежных странах.

14.www.europa.eu.int - Европейский Союз.

15.http://www.iea.org - Международное Энергетическое Агентство.

16.www.itu.int - Международный Союз Электросвязи.

17.www.president.az - Официальный сайт Президента Азербайджанской Республики.

18.www.e-qanun.az. - Законодательные акты Азербайджанской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.