Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА'

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / ПРОИЗВОДСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ECONOMICS / STATE INNOVATION POLICY / GAS INDUSTRY / PRODUCTION / EFFICIENCY / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасумов Эльдар Рамизович

Целью статьи является анализ принципов государственной инновационной политики в отношении газовой отрасли Азербайджана и выявление возможных дополнительных резервов, позволяющих формировать и реализовывать национальную инновационную политику в ходе реформирования экономики на инновационной основе. Методы исследования - общенаучные (синтез, дедукция, индукция, обобщение, наблюдение, прогнозирование, научная абстракция, статистический анализ, логический) приемы по группировке и классификации, а также экспертная оценка. В работе применялся системный подход к совокупности субъектов хозяйствования, функционирующих в рамках системы газовой отрасли Азербайджана. Исследования базируются на теоретических концепциях макроэкономического регулирования отраслей природопользования в условиях рынка, а также отработанных в мировой практике принципах управления подобными национальными структурами. В статье рассмотрены основные задачи определения приоритетов развития научно-технических и инновационных сфер, влияющих на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в газовой отрасли. Определены организационные, правовые, финансовые и экономические основы для развития и создания благоприятных условий для активизации приоритетных задач и инновационной деятельности в газовой отрасли Азербайджана. Изложены результаты анализа опыта других государств использования ресурсной базы для привлечения в страну иностранных инвесторов, создавая для них комфортные условия работы в области инноваций в нефтегазовой отрасли. Рассмотрены вопросы разработки и использования инновационных технологий в газовой отрасли, позволяющих повысить эффективность и приносящих значительные социально-экономические эффекты, связанные с увеличением добычи газа и газового конденсата, налоговых поступлений, а также развитием человеческого капитала и смежных секторов экономики. В заключение отмечено, что успех научно-инновационной реформы в газовой отрасли во многом зависит от того, насколько сильны традиции научно-технического потенциала страны и от того, как государство регулирует производственную стратегию инновационного развития. Для этого в республике сохранен значительный научно-технический потенциал, позволяющий формировать и реализовывать национальную инновационную политику в ходе реформирования экономики на инновационной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА»

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ _ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА_

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.5.80.1131 Гасумов Эльдар Рамизович

Канд. экон. наук, доцент

Азербайджанского Государственного университета нефти и промышленности,

г. Баку

АННОТАЦИЯ

Целью статьи является анализ принципов государственной инновационной политики в отношении газовой отрасли Азербайджана и выявление возможных дополнительных резервов, позволяющих формировать и реализовывать национальную инновационную политику в ходе реформирования экономики на инновационной основе.

Методы исследования - общенаучные (синтез, дедукция, индукция, обобщение, наблюдение, прогнозирование, научная абстракция, статистический анализ, логический) приемы по группировке и классификации, а также экспертная оценка.

В работе применялся системный подход к совокупности субъектов хозяйствования, функционирующих в рамках системы газовой отрасли Азербайджана. Исследования базируются на теоретических концепциях макроэкономического регулирования отраслей природопользования в условиях рынка, а также отработанных в мировой практике принципах управления подобными национальными структурами.

В статье рассмотрены основные задачи определения приоритетов развития научно-технических и инновационных сфер, влияющих на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в газовой отрасли. Определены организационные, правовые, финансовые и экономические основы для развития и создания благоприятных условий для активизации приоритетных задач и инновационной деятельности в газовой отрасли Азербайджана.

Изложены результаты анализа опыта других государств использования ресурсной базы для привлечения в страну иностранных инвесторов, создавая для них комфортные условия работы в области инноваций в нефтегазовой отрасли. Рассмотрены вопросы разработки и использования инновационных технологий в газовой отрасли, позволяющих повысить эффективность и приносящих значительные социально-экономические эффекты, связанные с увеличением добычи газа и газового конденсата, налоговых поступлений, а также развитием человеческого капитала и смежных секторов экономики.

В заключение отмечено, что успех научно-инновационной реформы в газовой отрасли во многом зависит от того, насколько сильны традиции научно-технического потенциала страны и от того, как государство регулирует производственную стратегию инновационного развития. Для этого в республике сохранен значительный научно-технический потенциал, позволяющий формировать и реализовывать национальную инновационную политику в ходе реформирования экономики на инновационной основе.

ABSTRACT

The purpose of the article is to analyze the principles of state innovation policy in the gas industry of Azerbaijan and to identify possible additional reserves that allow the formation and implementation of the national innovation policy in the course of economic reform on an innovative basis.

Research methods - general scientific (synthesis, deduction, induction, generalization, observation, forecasting, scientific abstraction, statistical analysis, logical) methods for grouping and classification, as well as expert assessment.

The work applied a systematic approach to the totality of business entities operating within the framework of the gas industry in Azerbaijan. The research is based on theoretical concepts of macroeconomic regulation of natural resource management in market conditions, as well as the principles of management of such national structures that have been worked out in world practice.

The article discusses the main tasks of determining the priorities for the development of scientific, technical and innovative areas that affect the increase in production efficiency and competitiveness of products in gas industry. The organizational, legal, financial and economic foundations for the development and creation of favorable conditions for the activation of priority tasks and innovation in the gas industry of Azerbaijan have been determined.

The results of the analysis of other states experience in using the resource base for attracting foreign investors to the country, creating for them comfortable working conditions in the field of innovations in the oil and gas industry, are presented. The issues of the development and use of innovative technologies in the gas industry, which make it possible to increase efficiency and bring significant socio-economic effects associated with an increase in gas and gas condensate production, tax revenues, as well as the development of human capital and related sectors of the economy, are considered.

In conclusion, it is noted that the success of the scientific and innovative reform in the gas industry largely depends on how strong the traditions of the country's scientific and technological potential are and on how the state regulates the production strategy of innovative development. For this, a significant scientific and technical

potential has been preserved in the republic, which makes it possible to form and implement a national innovation policy in the course of economic reform on an innovative basis.

Ключевые слова: экономика, государственная инновационная политика, газовая отрасль, производство, эффективность, технология.

Keywords: economics, state innovation policy, gas industry, production, efficiency, technology.

В контексте реформирования экономики Азербайджана переход республики на инновационный путь развития имеет особое значение, с учетом того, что нефтегазовая отрасль является государственным сектором и основным видом бюджетообразующей промышленности в национальной экономике страны. Для успешного решения задач инновационного развития газовой отрасли важно опираться на обоснованную инновационную политику с учетом международного опыта.

Государственная инновационная политика (ГИП) отражает отношение органов государственной власти к инновациям и их результатам. По сути, это часть социально-экономической политики государства, цель которой является: создание правовых, социально-экономических и организационных условий для обеспечения перехода отраслей народного хозяйства на рельсы инновационного развития; повышение технологического уровня и конкурентоспособности производимой продукции; обеспечение выхода инновационной продукции на внутренние и внешние рынки; замена импортной продукции на внутреннем рынке; перевод промышленного производства в стадию экономического роста [1- 3].

Важнейшей задачей является определение приоритетов развития научно-технических и инновационных сфер, влияющих на повышение эффективности производства и

конкурентоспособности продукции. Необходимо определить организационные, правовые, финансовые и экономические основы для развития и создания благоприятных условий для активизации этих приоритетных задач и инновационной деятельности в стране и отраслях национальной экономики.

Практическая реализация процесса является сильной частью современной инновационной политики. Во многих случаях

высокотехнологичные продукты и услуги в области инноваций являются системообразующими и уникальными.

В условиях глобальной конкуренции использование современных технологических инноваций в производстве, в т.ч. в газовой отрасли, дает новые конкурентные преимущества. Учитывая, что нефтегазовая отрасль в экономике Азербайджана является структурообразующей, использование инновационных технологий в рамках разработки газовых и газоконденсатных месторождений приобретает все большее значение.

Эффективность ГИП зависит от многих факторов, в том числе от уровня научно-технического обеспечения, развития

инфраструктуры и безопасности нормативно-

правовой базы, уровня образования, уровня сложности поддерживающих инновационных процессов в отраслях, особенно государственной политики в других сферах (экономическая, налоговая, иммиграционная) [7].

В развитых странах мира инновационная экономика развивалась в разное время и опиралась на разные факторы. Большинство стран, экономика которых в значительной степени основана на сырье, пока не смогли добиться значительного увеличения инновационной составляющей в своем экспорте. Некоторые страны, такие как ЮАР или Чили, используют ресурсную базу для привлечения в страну иностранных инвесторов, создавая для них комфортные условия работы. Другие инвестируют в глобальные корпорации, тем самым создавая почву для дальнейшей диверсификации доходов, такие как ОАЭ [8].

Норвегия по-прежнему остается «сырьевым придатком» Евросоюза, и по многим параметрам зависит от соседних стран. Однако провозглашенная несколько лет назад в стране инновационная политика дала ей возможность стать мировым лидером в ряде сегментов нефтегазовых технологий. Таким образом, государственная политика Норвегии по стимулированию инновационной деятельности может заинтересовать и Азербайджан.

Норвегия - мировой лидер в нефтегазовых технологиях. Это связано с тем, что страна добилась значительного прогресса в инновационном развитии: с уникальной ресурсной базой норвежские компании научились принимать и использовать внешние знания и исследования, компенсируя не высокий (по сравнению с ведущими странами ЕС) уровень собственных научно-исследовательских и опытно-

конструкторских работ (НИОКР).

В этом случае государство финансирует НИОКР сырьевых компаний. Например, Министерство нефти и энергетики Норвегии играет важную роль в формировании корпоративных инноваций. Он выделяет 25% государственных средств на фундаментальные и стратегические исследования и 75% бюджета на НИОКР в области энергетики. Эти средства используются для поддержки программ, которые напрямую вовлекают участников энергетического рынка.

Норвегия смогла добиться того, чтобы иностранные корпорации, работающие на местном рынке, локализовали свои технологии в стране или передали их норвежским исследовательским институтам. Для этого использовались различные стимулы и вознаграждение. Таким образом, Норвегия смогла одновременно создать собственную национальную инновационную систему и сделать ее частью глобальной.

В результате в Норвегии выросли собственные судостроительные компании, ИТ-сектор, связанный с добычей нефти и газа, революционные разработки в области мониторинга запасов в труднодоступных местах, а также в области морских технологий бурения и добычи [2].

Правительство Норвегии играет важную роль в развитии НИОКР. Министерство нефти и энергетики запустило программу, поощряющую НИОКР в области увеличения газоотдачи. Конечная цель - создание научной среды мирового уровня и накопление знаний в области нефтедобычи в Норвегии.

Наиболее впечатляющих результатов в сфере инноваций добился Китай, который за относительно короткое время увеличил годовые инвестиции в исследования и разработки примерно в 15 раз, что позволило выйти на второе место в мире по этому показателю, уступает только традиционному лидеру - США. Доля затрат на исследования и разработки в ВВП Китая к 2020 году планируется увеличить до 2,5%. Характерной чертой современной китайской экономики является ее зависимость от внешнего рынка. По объему экспорта Китай занимает первое место в мире [4].

ГИП развитых стран направлена на решение следующих задач:

- создание благоприятных условий, способствующих активизации частного сектора в сфере инноваций, повышению его конкурентоспособности на мировом рынке;

- продвижение инновационных разработок и коммерциализация результатов исследований;

- создание инфраструктуры, необходимой для поддержания конкурентоспособности;

- интеграция оборонных и гражданских НИОКР;

- формирование квалифицированной рабочей силы.

Таким образом, опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке побеждают не только те, у кого есть перспективная научная база, но и те, у кого есть эффективная национальная инновационная система и прежде всего развитая инфраструктура.

В последние годы президент Азербайджана Ильхам Алиев и Национальное собрание Азербайджана (Милли меджлис; азерб. А2эгЬаусап ЯариЬИкаыпт МИН МэсП^ч) приняли ряд важных государственных решений по развитию управления инновационными системами страны (УИС).

Законы Азербайджанской Республики «О науке», «Об авторском праве», «О стандартизации», «О патенте», «О товарных знаках и географических показателях», «Об инновациях», «Об инновационной деятельности предприятий», «Об инновационной деятельности предприятий», «Наука и государственная научно-техническая политика» - главные документы в инновационном развитии. Распоряжения Президента о создании особых экономических зон, промышленных городов и парков высоких технологий,

утвержденные 18 государственными программами, направлены на организацию научно-технической и инновационной деятельности и оказание ей финансовой поддержки в республике. Вышеупомянутые законы и законодательные акты, указы и распоряжения Президента Азербайджана способствовали дальнейшему развитию экономики страны на инновационной основе.

Важная часть Национальной стратегии развития науки в Азербайджане и государственной программы по ее реализации направлена на поддержку приоритетных инновационных проектов, формирование современных технологических структур в отраслях экономики и на этой основе расширение рынков сбыта для конкурентоспособных отечественных товаров. Государственная программа призвана повысить роль науки в развитии экономики страны, усовершенствовать систему управления в сфере науки и технологий, модернизировать научно-техническую инфраструктуру, интегрировать образование, науку и производство, а также повысить эффективность исследовательской и инновационной политики.

Создан Фонд развития науки при Президенте АР, основной целью которого является целевое финансирование в виде грантов на фундаментальные и инновационные

исследовательские программы и проекты, а также участие в формировании реализации единой государственной политики в области развития науки. Кроме того, для поддержки науки созданы специальные фонды при таких крупных организациях, как SOCAR, Azerenerji, Министерство связи и информационных технологий, Министерство экономического развития и другие.

Государственное управление ИСУ осуществляется на двух уровнях: национальном и региональном. На национальном уровне (Президент АР, Национальное Собрание, Правительство АР, республиканские министерства, службы, агентства) - формирование научно-технической и инновационной политики, определение инновационных приоритетов, разработка инновационных программ; формирование институциональной среды инновационной деятельности в стране и регионах и др.

Управление инновационной деятельностью на национальном уровне через согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти определяет основные направления государственной политики в области развития УИС, основные направления научно-технической и инновационной политики своими постановлениями и приказами. При Президенте АР с целью содействия развитию государственной научно-технической и инновационной политики существует также Совет при Президенте АР по науке, технологиям и образованию -консультативный орган, созданный для информирования Президента о ситуации в стране,

сферах науки, технологий и образования, обеспечивающий ее взаимодействие с научными организациями и образовательными

учреждениями. Министерство и ведомства республики участвуют в разработке политики и координируют деятельность в области инноваций, а также создают механизм «принуждения к инновациям», который будет способствовать их широкому использованию в национальной экономике [5, 6].

В современной экономической среде -неконкурентоспособной и пронизанной коррупцией - это можно сделать, только проявив волю к жесткому государственному регулированию. Государство должно установить такие «правила игры», что в ближайшее время работать без инноваций станет нецелесообразно и вредно для бизнеса.

Важно использовать имеющийся

положительный опыт других стран. В республике принят ряд законодательных и нормативных актов в сфере инноваций, необходимо принять законы, способствующие использованию и

совершенствованию производственно-

технологического потенциала для перехода на более высокие технологии; обеспечить приоритет государственной поддержки высокотехнологичных технологий; создать благоприятные условия для ученых и научных коллективов, способных обеспечить масштабное развитие передовых технологий и высокотехнологичных производств; расширять практику подготовки и переподготовки кадров в сфере инновационного предпринимательства на уровне международных требований, ориентируя свою деятельность на коммерциализацию результатов исследований и разработок; создать благоприятные условия для инновационного развития в регионах Азербайджана; дальнейшее совершенствование налогового законодательства и механизмов его применения с целью создания благоприятных условий для инновационного развития; использовать опыт стран-лидеров в создании и совершенствовании инновационной

инфраструктуры, обеспечивающей

коммерциализацию результатов исследований и разработок.

Одна из задач государства должно заключаться в создании реальной конкурентной среды в нефтегазовом секторе, которая побуждает компании снижать затраты, в том числе за счет разработки и использования инновационных технологий. Необходимо создать условия, при которых компания может сохранять и увеличивать свою долю рынка, сохраняя при этом свою конкурентоспособность, только если она будет более эффективной.

Разработка и использование инновационных технологий в газовой отрасли повышает эффективность и приносит значительные социально-экономические эффекты, связанные с увеличением добычи газа и газового конденсата, налоговых поступлений, а также развитием

человеческого капитала и смежных секторов экономики.

В некоторой степени использование новых инновационных технологий может стать альтернативой повсеместному использованию налоговых льгот: использование новых технологий потенциально может снизить затраты до уровня, при котором использование льготных налоговых режимов не является необходимым. В этом случае государство получит больше налоговых платежей, а компании смогут обеспечить приемлемый уровень рентабельности на основе широкого использования новых технологий. При таком сценарии развития интересов государства и недропользователей совпадают.

Для стимулирования технологического развития необходимо законодательно закрепить возможность учета затрат на НИОКР, понесенных одной холдинговой компанией, в интересах других структур того же холдинга. Кроме того, нам нужны законодательно установленные критерии, которые позволяют нам включать расходы на НИОКР, а также на консультационные и информационные услуги научно-технического характера, для которых нет прямой связи с деятельностью, приносящей текущий доход. Это касается стратегических исследований, направленных на долгосрочное развитие, результаты которых будут использоваться в среднесрочной перспективе.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что успех научно-инновационной реформы в газовой отрасли во многом зависит от того, насколько сильны традиции научно-технического потенциала страны и от того, как государство регулирует производственной стратегии инновационного развития. Для этого в республике сохранен значительный научно-технический потенциал, позволяющий формировать и реализовывать национальную инновационную политику в ходе реформирования экономики на инновационной основе.

Список литературы:

1.Неразвитость инновационной инфраструктуры /Дежина И., Салтыков Б. //Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. М.: ИЭПП, 2004.

2.Нефть и газ в 21 веке//Официальный сайт государственного проекта Норвегии OG21 [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: www.og21.org.

3.Мильнер Б. З. Отсутствие координирующей структуры по всей цепочке инновационного процесса // Управление знаниями в современной экономике. М.: Изд-во ИЭ РАН, 2008.

4.Попов А. В.. Проблемы во взаимоотношениях Китая со странами БРИКС //Международная экономика, № 12, 2012.

5.Джабиев Р. М.. Проблемы модернизации производства на инновационной основе в промышленности Азербайджана //Общество и экономика, № 2. - 2012.

6.Джабиев Р.М. Государственная политика Азербайджана в инновационной сфере //Инновации. - М. - №11(181). - 2013. С.74-78.

7.Нефтедобыча в России: государственная политика и инновационные перспективы. - М., 2009. - С. 76-83.

8. Ин новационные приоритеты государства. /под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. - М., 2009. - С. 3237.

9. Гас умов Э.Р. Оценка эффективности внедрения инноваций при разработке газовых месторождений. - Монография. Ставрополь: Изд. «Дизайн-студия Б», -2020. - 552 с.; ил.

10. Гасумов Э.Р. Инновационная деятельность в нефтегазодобыче // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М.,

2011. - №11(34). - С. 87-90.

11. Управление инновационными рисками при проведении геолого-технических (технологических) мероприятий на нефтегазовых месторождениях / Гасумов Э.Р., Гасумов Р.А. //SOCAR Proceedings. - Баку. - №2. - 2020. -С. 816.

12. Improving the efficiency of gas condensate field development through the use of innovations / Gasumov E.R., Gasumov R.A. //Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). Warsaw: -2 019. -№9(49), - Р. 31-40.

13. Gasumov E.R. Technical and economic aspects of the development of the gas industry in Azerbaijan. //Wschodnioeuropejskie Naukowe (East European Scientific Journal). Warsaw, Poland. 2020. №10 (62), Part. 4. - P.25-28.

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЕРСОНАЛА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Гумелевская Мария Сергеевна

АННОТАЦИЯ

Всем в современном мире известно, что каждый человек - существо социальное. Процесс эволюции человечества свидетельствует этому, так как человек на протяжении всей своей жизни растет и развивается в обществе. По сей день, большую часть своей жизни мы проводим в контакте с обществом, что с самого детства играет значительную роль в становлении личности. Общество, с которым мы сталкиваемся чаще всего - это конечно же рабочий коллектив. Поэтому важность трудовых отношений в жизни становится очевидной.

Ключевые слова: персонал, управление персоналом, оценка персонала, эффективность персонала.

Наука об управлении персоналом начала свое развитие вместе с формированием теории управления как отдельной науки, которое произошло почти 150 лет назад. В то время управление самой организацией и администрирование ее персоналом не разделялось. Основные проблемы науки об управлении тогда относились к управлению персоналом. Иначе говоря, теория и практика управления организацией являлись основой в развитии управления персоналом как науки.

В настоящее время направление науки «Управление персоналом» базируется на теории и организации управления, психологии, социологии, политологии, этики, экономики труда, трудового законодательства, конфликтологии и некоторых других наук и дисциплин. Почти всегда трудовой успех и карьерный рост человека полностью зависит от отношений с коллективом. Однако центром, который задает характер и направление отношениям между начальством и подчиненными и между коллегами, является начальство. Правильно организованное управление в коллективе ведет к началу успешной работы организации, растут не только показатели эффективности работы (производительности труда), но и как правило улучшается работа организации в целом.

Актуальность вопроса взаимоотношений между сотрудниками организаций и между руководителем и подчиненным обусловило выбор

темы статьи. На сегодняшний день социологи и психологи так и не нашли единственный и верный путь рационального управления персоналом. Для большинства организаций современного мира отсутствие четкого управления персоналом является ощутимой проблемой, так как правильный подход к управлению в организации ведет к перспективному развитию любого предприятия.

Развитие персонала через репрерывное| образование значительно, повышает уровень, его профессионализма при минимальных] финансовых и временных затратах. Профессиональная подготовка позволяет им совершенствовать, определенные навыки, необходимые для развития будущей карьеры..

Курсы и учебные программы можно различать, по тематике и формату. Это, могут быть, как индивидуальные, курсы повышения квалификации, так и специальные| комплексные программы, в том числее взаимосвязанные курсы повышения квалификации. Что, касается формата обучения, то здесь принято объединять регулярный формат, с заранее| оговоренным расписанием и курсами,, предоставляемыми по запросу компании.

По окончании курсов повышения квалификации участники получают

роответствующ^ сертификаты.

Следует отметить, что для повышения экономической эффективности деятельности компании большое значение! имеет повышение, квалификации персонала. В| свою рчередь, для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.