Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ВЛИЯЮЩИХ ФАКТОРОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ВЛИЯЮЩИХ ФАКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
стратегия / инновационная деятельность / газовая отрасль / эффективность / научнотехническая развития / углеводородов. / strategy / innovation / gas industry / efficiency / scientific and technological development / hydrocarbons.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасумов Э. Р.

В статье рассмотрены вопросы по формированию стратегии инновационного развития газовой отрасли Азербайджана на основе анализа влияющих факторов. Изложены особенности государственной инновационной политики газовой отрасли содержащей комплекс мер, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение эффективности и широкое использование ее результатов в целях ускорения социально-экономического развития отрасли. Приведены основные этапы и направления государственной инновационной политики в газовой отрасли. Систематизированы основные направления и задачи газовой отрасли на примере разработки газоконденсатных месторождений в рамках реализации инновационной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE GAS INDUSTRY OF AZERBAIJAN BASED ON ANALYSIS OF INFLUENCING FACTORS

The article deals with the formation of a strategy for the innovative development of the gas industry in Azerbaijan based on the analysis of influencing factors. The features of the state innovation policy of the gas industry containing a set of measures aimed at enhancing innovation, increasing efficiency and widespread use of its results in order to accelerate the socio-economic development of the industry are stated. The main stages and directions of the state innovation policy in the gas industry are presented. The main directions and tasks of the gas industry are systematized on the example of the development of gas condensate fields in the framework of the implementation of the innovation policy

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ВЛИЯЮЩИХ ФАКТОРОВ»

■ Факт ■ Прогноз

Рисунок 4. Фактические и прогнозные на период 15 апреля - 29 июня 2020 г.

На рисунке 4 отражены расчетные значения согласно работе [4], то есть значения суточной численности зараженных коронавирусом жителей Москвы, исследованной во временном промежутке 12 марта - 14 апреля. Автор берет данные для расчета, сдвигая пик заражений, но при этом каждый расчет подтверждает спад распространения вируса ближе к середине и концу июня.

Литература

1. Chad R. Wells, Pratha Sah, Seyed M. Mogha-das, Abhishek Pandey, Affan Shoukat, Yaning Wang, Zheng Wang, Lauren A. Meyers, Burton H. Singer, and Alison P. Galvani. Impact of international travel and border control measures on the global spread of the novel 2019 coronavirus outbreak [Electronic source]. -

URL: https://www.pnas.org/con-

tent/pnas/early/2020/03/12/2002616117.full.pdf

2. Gevorg Yeghikyan [Electronic source]. -URL: https://towardsdatascience.com/modelling-the-coronavirus-epidemic-spreading-in-a-city-with-py-thon-babd14d82fa2 Режим доступа 25 ноября 2020.

3. Krisztin, T., Piribauer, P. & Wogerer, M. The spatial econometrics of the coronavirus pandemic. Lett Spat Resour Sci 13, 209-218 (2020). https://doi.org/10.1007/s12076-020-00254-1

4. А.А. Афанасьев Эконометрическое прогнозирование суточной численности зараженных Уханьским коронавирусом жителей г. Москвы за период с марта по июль 2020 г. [Электронный ресурс] https://istina.msu.ru/conferences/presenta-tions/297636272/ Режим доступа 20 ноября 2020.

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ВЛИЯЮЩИХ ФАКТОРОВ

Гасумов Э.Р.

докторант Азербайджанского технического университета, Баку

FORMATION OF A STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE GAS INDUSTRY OF AZERBAIJAN BASED ON ANALYSIS OF INFLUENCING FACTORS

Gasumov E.

doctoral student of the Azerbaijan Technical University, Baku

ABSTRACT

The article deals with the formation of a strategy for the innovative development of the gas industry in Azerbaijan based on the analysis of influencing factors. The features of the state innovation policy of the gas industry containing a set of measures aimed at enhancing innovation, increasing efficiency and widespread use of its results in order to accelerate the socio-economic development of the industry are stated. The main stages and directions

of the state innovation policy in the gas industry are presented. The main directions and tasks of the gas industry are systematized on the example of the development of gas condensate fields in the framework of the implementation of the innovation policy.

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены вопросы по формированию стратегии инновационного развития газовой отрасли Азербайджана на основе анализа влияющих факторов. Изложены особенности государственной инновационной политики газовой отрасли содержащей комплекс мер, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение эффективности и широкое использование ее результатов в целях ускорения социально-экономического развития отрасли. Приведены основные этапы и направления государственной инновационной политики в газовой отрасли. Систематизированы основные направления и задачи газовой отрасли на примере разработки газоконденсатных месторождений в рамках реализации инновационной политики.

Ключевые слова: стратегия, инновационная деятельность, газовая отрасль, эффективность, научно-техническая развития, углеводородов.

Keywords: strategy, innovation, gas industry, efficiency, scientific and technological development, hydrocarbons.

Введение. Нынешняя состояние мировой экономики показывает, что страны, в которых развита инновационная деятельность, получают значительное конкурентное преимущество, которое проявляется производимые ими продукциях и оказываемых интеллектуальных услугах, пользуются высоким спросом в тех странах, где инновации развиты слабо и специализируются на производстве сырьевых ресурсов.

В современном Азербайджане, который является динамично развивающейся страной, повышенное внимание уделяется развитию инновационной деятельности (ИД). Инновационная политика, проводимая азербайджанским государством, подразумевает создание необходимых условий для производства, распространения и внедрения новых знаний и технологий. Одна из важнейших черт, характеризующих развитие национальной экономики в современный период, - рационализация ИД в отраслях экономики. Нефтегазовая отрасль (и ее ядро SOCAR) является одним из основных секторов народного хозяйство Азербайджана, и эффективность управления инновациями в данной отрасли определяет ИД целом в стране. Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР, SOCAR) осуществляет все работы по нефтегазовому сектору в Азербайджане. Это традиционная для международного нефтегазового мира, если на территории страны имеются месторождения углеводородов (УВ) с запасами, позволяющими осуществлять экспорт, то эта отрасль контролируется государством [1-3]. В связи чем, исследования вопроса о формировании стратегии инновационного развития газовой отрасли Азербайджана на основе анализа влияющих факторов является актуальной темой.

Государственная инновационная политика (ГИП) является комплекс мер, направленных на активизацию инновационной деятельности (ИД), повышение эффективности и широкое использование ее результатов в целях ускорения социально-экономического развития страны и полного удовлетворения общественных потребностей. ГИП включает три этапа:

- разработка научно обоснованных концепций на развитие ИД на основе анализа состояния инновационного потенциала;

- определение основных направлений государственной поддержки инноваций;

- реализация практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.

Методы исследования: общенаучные (синтез, дедукция, индукция, обобщение, наблюдение, прогнозирование, научная абстракция, статистический анализ, логический), а также приемы группировки, классификации и экспертной оценки.

Результаты исследований и их обсуждения.

У инновационной политики есть две стороны: стратегическая и тактическая. Стратегия ГИП формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и социально-политического развития страны. Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования ИД и принятие методов развития и использования научного потенциала, постановку основных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями. Тактика включает определение текущих целей и конкретных действий, которые обеспечивают достижение этих целей с максимальной эффективностью. Тактические средства - финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), материально-техническое и информационное обеспечение, подбор персонала, а также создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий по инновационному развитию [4 - 6].

Эффективность ГИП, методы ее формирования и основные направления поддержки инноваций в определенной степени находят отражение в научно-техническом (НТ) лидерстве. Это проявляется в международном масштабе: расширение экспорта результатов НТ информации (лицензии, патенты и др.), Увеличение экспорта готовых инноваций, оказание бесплатной НТ инновационной помощи другим странам. НТ руководство является доказательством правильности выбранного стратегического курса и тактических действий по формированию и реализации ГИП. НТ лидерство является

следствие правильного выбора направлений исследований (применения выборочных и фронтальных методов). Правильный выбор должен привести к лидерству в тех сферах, где есть приоритет в развитии.

ГИП в основном направлен на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для реализации инновационных процессов [7, 8]. Эти условия и разнообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций. Основные направления ГИП в нефтегазовой отрасли включают:

- содействие развитию НИОКР (фундаментальных, поисковых, прикладных), прежде всего по перспективным направлениям;

- кадровое обеспечение ИД;

- поддерживать разработку различных программ, направленных на повышение инновационной активности;

- формирование государственного заказа в виде контрактов на инновационные разработки, обеспечивающих первоначальный спрос на многие инновации, которые затем широко распространяются на рынке (внутреннем и внешнем);

- использование фискальных и иных инструментов государственного регулирования, формирующих стимулирующие эффекты внешней среды, определяющие необходимость и эффективность инновационных решений;

- участие государства как посредника в организации эффективного взаимодействия и стимулирования сотрудничества в области инновационных разработок между различными секторами науки и газовой отрасли;

- координация ИД в отрасли;

- создание правовой базы для инноваций;

- регулирование международных отношений в сфере инновационных процессов.

Последние два направления важны с точки зрения степени участия государства в поддержке инноваций. Ведь правовое регулирование инновационных процессов - исключительная прерогатива государства, и регулирование международных отношений в сфере инновационных процессов также в основном осуществляется государством.

Формы государственного регулирования международных отношений в сфере инноваций разнообразны, некоторые из них важны для газовой отрасли:

- продвижение иностранных инновационных инвестиций;

- разумный выбор наиболее перспективных и приоритетных направлений сотрудничества;

- таможенное регулирование и экспортный контроль инновационных разработок (технологий, продуктов, рецептов);

- поддержка международных контактов (связей) малого инновационного бизнеса;

- финансирование многосторонних (двусторонних) международных инновационных проектов;

- применение специальных налоговых и кредитных льгот для стран (или компаний), участвующих в совместных инновационных проектах и разработках;

- внедрение международных стандартов и норм в стране.

Форма государственного регулирования ИД в нефтегазовой отрасли, также предусматривает: государственные программы расширения НТ сотрудничество зарубежными государствами; участие в работе международных организаций, в той или иной степени занимающихся вопросами инноваций; присоединение к международным соглашениям; создание специальных законодательных актов и норм, регулирующих международные инновационные отношения; участие в международных патентно-лицензионных операциях и др.

Нефтегазовая промышленность является основной в экономике Азербайджана, и значительная часть доходов государственного бюджета формируется за счет экспорта углеводородов. Решение государственных, внутренних экономических, социальных и политических проблем зависит от правильного анализа деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и определения внешнеэкономических перспектив их развития [9, 10]. Для создания рациональной стратегии развития и возможных вариантов совершенствования газовой отрасли Азербайджана необходимо изучить ее структурные преобразования, проанализировать перспективы развития и внешнеэкономической деятельности. Перспективы развития внутреннего и внешнего газового рынка Азербайджана во многом определяются государственной - газотранспортной (республиканской и международной) системой и экономическим положением стратегических отраслей экономики, в том числе газового комплекса страны, а также проводимыми реформами в организационной, финансово-экономической, технологической, социальной сфере в национальной экономике. Основная цель этих изменений - адаптироваться к изменившимся условиям окружающей среды и повысить эффективность газовой промышленности. Газовая отрасль является ключевым в экономике Азербайджана, поэтому анализ деятельности и определение внешнеэкономических перспектив развития этого комплекса необходимы для успешного решения ряда государственных задач. Важно использовать комплексный подход при оценке конкретных международных газовых проектов, учитывая важное внешнеэкономическое значение экспорта газа для Азербайджана. Реализация вышеуказанных действий невозможна без присутствия ГИП, так как газовая промышленность в Азербайджане является государственным сектором, а инновационная политика формируется Правительством республики. Основные этапы государственной инновационной политики [1-3]

I этап. Разработка научно обоснованных концепций развития инновационной деятельности -осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала отрасли.

II этап. Определение основных направлений государственной и корпоративной поддержки инноваций в отрасли.

III этап. Реализация практических действий по реализации поставленных задач, направленных на повышение инновационной активности отрасли.

ГИП содержит цель и задачи, в которых определены принципы ее реализации. Важнейшее из них является опора на отечественный научный потенциал. Инновационная политика предусматривает свободу научного творчества, последовательную демократизацию научной сферы, открытость и прозрачность в формировании и реализации, при этом необходимо стимулировать развитие фундаментальных научных исследований, сохранять и развивать ведущие отраслевые научные организации, создавая условия для здоровой конкуренции в области науки, технологий и технологий. Основы инновационной политики закладываются путем принятия комплекса законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Они определяют субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность. Задачи государственной инновационной политики предусматривает:

- обеспечение согласованной деятельности государственных органов и нефтегазовой отрасли, экономических и научных организаций по осуществлению структурной перестройки экономики;

- обеспечение эффективного использования научно-технического потенциала для стабилизации развития экономики по основным направлениям,

определяющим стратегию, темпы и пропорции развития национальной экономики и ее структурную сбалансированность;

- защита научного потенциала и обеспечение «прорывных» исследований;

- углубление специализации и повышение надежности кооперации государственного производства и высоких технологий;

- перенос центра тяжести экономических реформ и стимулов в сферу инноваций, повышение инвестиционной и инновационной активности.

Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и социально-политического развития страны. Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и принятие методов развития и использования научного потенциала, постановку основных целей инновационного развития в соответствии с общими социально-экономическими целями. Тактика включает определение текущих целей и конкретных действий, которые обеспечивают достижение этих целей с максимальной эффективностью. Тактические средства - финансирование НИОКР, конструкторских и технологических разработок, материально -техническое и информационное обеспечение, подбор персонала, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития [2-4, 8]. Основные направления государственной инновационной политики в газовой отрасли предоставлены в таблице 1[3].

Таблица 1

Главные направления государственной инновационной политики в газовой отрасли

Главные направления государственной инновационной политики

Аккумулирование средств на научные исследования и инновации в газовой отрасли

Координация инновационной деятельности

Стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции

Создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав новаторов и охраны интеллектуальной собственности

Кадровое обеспечение инновационной деятельности в газовой отрасли

Формирование научно-инновационной инфраструктуры

Институциональное обеспечение инновационных процессов в газовой отрасли

Обеспечение социальной и экологической направленности инноваций в газовой отрасли

Повышение общественного статуса инновационной деятельности

Отраслевое регулирование инновационных процессов

Регулирование международных аспектов инновационных процессов

Возможны два варианта государственного воздействия на научную и инновационную деятельность: прямой и косвенный.

Прямое - бюджетное финансирование научной сферы, охватывает содержательную сторону ИД (выбор приоритетов, заключение государственных контрактов, формирование госзаказа, субсидирование) и предоставление гарантий частным банкам.

Косвенные методы встроены в рыночный механизм, который сам по себе обладает уникальными возможностями для выявления и удовлетворения потребностей в исследованиях и разработках. Суть косвенного регулирования заключается в

создании общего благоприятного инновационного климата, поощрении организаций, ориентированных на инновации, и принятии мер по созданию высокого социального статуса в общественном мнении и престижа образования и науки. Однако в этом варианте государство не контролирует конкретные научные проекты.

В мировой практике применяется следующие формы налогового регулирования: снижение ставки налога на прибыль инновационных предприятий; снижение размера налоговых платежей при увеличении затрат на инновации;

предоставление «налоговых каникул» на прибыль от инновационной деятельности на несколько лет; уменьшение налогооблагаемой прибыли на стоимость научного оборудования; ускоренная амортизация основного производственного фонда инновационного предприятия и др.

Одним из наиболее эффективных государственных подходов стимулирования инновационных процессов является предоставление налоговых льгот. Азербайджан может предоставить ряд налоговых льгот в газовой отрасли для развития НТ и ИД (таблица 2).

Таблица 2

Льготы по налогообложению в газовой отрасли для развития НТ и ИД

№ п/п Льготы по налогообложению субъектов научно-технической и инновационной деятельности

1 Инвестиционный налоговый кредит - предоставление отсрочки налоговых платежей с последующей поэтапной уплатой суммы кредитов и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций при наличии следующих оснований - проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения производства, в том числе для создания рабочих мест для инвалидов и защиты окружающей среды от загрязнения промышленными отходами - осуществление внедренческой и инновационной деятельности, в том числе создание новых и совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья - выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению

2 Льготы по налогу на добавленную стоимость, освобождения от уплаты: выполнение НИОКР за счет средств бюджета, а также средств фонда фундаментальных исследований.

3 Льготы по земельному налогу предусмотрены для научно-исследовательских учреждений

4 Уменьшение налогооблагаемой базы на суммы затрат, связанных с изобретательством

Обеспечение государственного регулирования ИД должно сочетаться с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере. В то же время концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базовых инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные изменения в экономике, является одним из основных принципов.

Государственная политика предусматривает создание условий для развития рыночных отношений в сфере инноваций, пресечение недобросовестной конкуренции и обеспечение благоприятного инвестиционного климата при осуществлении ИД.

Производственный потенциал многих развивающихся стран сосредоточен на начальных этапах воспроизводственного цикла - в ресурсодобывающих и частично обрабатывающих отраслях. В то время как развитые страны обладают избыточными производственными мощностями в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции, значительная часть которых идет на экспорт, развивающиеся страны экспортируют первичные ресурсы, энергоресурсы и продукты их переработки, импортируя при этом конечную продукцию обрабатывающей и добывающей промышленности. Однако некоторые промышленно развитые страны имеют достаточно развитую добывающую промышленность, а ряд развивающихся стран имеют вполне современные технологии в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции [4-6, 10].

Азербайджан, благодаря успешной конъюнктуре мировых рынков сырья, смог присоеди-

ниться к глобальному инновационному процессу и обеспечить увеличение темпов инноваций в социальной, духовной, экономической и политической сферах. И самое главное, с приходом на руководящие должности нового поколения людей уровень «страха перед нововведениями» значительно снизился. В отличие от многих стран, Азербайджан имеет очень значительные производственные мощности в нефтегазовом секторе. Преимущество в технологической сфере - важнейший фактор обеспечения национальной безопасности страны и развитие НТ и ИД.

Только качественно новый ТЭК может удовлетворить потребности модернизации и роста -финансово устойчивый, рентабельный и динамично развивающийся, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированным персоналом. Учитывая, что целью энергетической политики является максимально эффективное использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для экономического роста и повышения качества жизни населения страны, необходимо внедрять инновационные подходы с участием государства. В этой связи энергетическая стратегия государства становится определяющей в ТЭК.

Снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, использования энергосберегающих технологий и оборудования, а также снижения потерь при производстве, переработке, транспортировке и реализации топливно-энергетических продуктов - приоритеты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

газовой отрасли. Органы государственной власти создают условия для повышения финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала ТЭК, повышения производительности труда. Особое место в энергетической политике страны занимает минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду за счет использования экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий производства, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.

Наблюдается тенденция к дальнейшему увеличению доли природного газа в структуре азербайджанского экспорта. Динамика спроса на топливно-энергетические ресурсы и УВ внутри страны обусловлена темпами роста национальной экономики и ее удельной энергоемкостью, а также ценами на энергоносители. Состояние мирового экономического и энергетического рынка, степень интеграции в мировое энергетическое пространство, устойчивое освоение минеральных ресурсов является определяющим фактором в энергетическом секторе [5-7].

Энергетическая безопасность является важнейший компонент национальной безопасности государство. Обеспечение национальной безопасности - одна из главных задач энергетической политики. Энергетическая безопасность отражает состояние защиты страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному снабжению топливом и энергией. Эти угрозы определяются как внешними (геополитическими, макроэкономическими и конъюнктурными) факторами, так и реальным состоянием и функционированием энергетического сектора страны [4, 5].

Вопросы, связанные с реализацией прав собственности в управлении газовой отраслью, имеют решающее значение для формирования и успешной реализации ГТП. Это связано с рядом обстоятельств, каждое из которых является достаточным для того, чтобы государство выбрало собственные полномочия как инструмент регулирования газовой экономики страны [4 - 6].

Рисунок 1

Основные целевые ориентиры разработки программы инновационного развития газовой отрасли

Эффективное развитие энергетического сектора Азербайджана возможно только при реализации активной государственной и корпоративной политики, включая внедрение организационных и технологических новшеств [2, 3]. На рисунке 1 систематизированы основные направления и задачи газовой отрасли на примере разработки газоконденсатных месторождений (ГКМ).

Заключение.

Программа инновационного развития газовой отрасли - это документ долгосрочного планирования и управления, интегрированный в систему стратегического планирования развития компании

и сформированный на десятилетний период. Он должна содержать комплекс взаимосвязанных мер, направленных на разработку и внедрение новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, а также на создание благоприятных условий для развития ИД, как в газовой отрасли, так и в смежных отраслях промышленности производство в Азербайджане. Программа является основным инструментом повышения технологического уровня газового комплекса с целью сохранения позиций в мировом энергетическом бизнесе. Основные элементы долгосрочной программы государственной политики в газовой отрасли является:

- усовершенствование недропользования и налогообложения с целью создания условий и стимулов для увеличения добычи и освоения новых ГКМ, в том числе малых и средних, эксплуатации месторождений на поздних стадиях разработки и с трудноизвлекаемыми запасами газа;

- обеспечение благоприятного режима для развития газовой отрасли путем создания условий для реализации производственного и инвестиционного потенциала всех субъектов газового рынка;

- максимизировать выгоды от экспорта газа и уменьшить потенциальные потери экспортной выручки от перехода на спотовую торговлю газом в Европе за счет сохранения единого канала экспорта природного газа и заключения долгосрочных контрактов;

- государственная поддержка взаимовыгодных долгосрочных контрактов на импорт природного газа, позволяющих сэкономить собственные ресурсы и повысить надежность обеспечения азербайджанских и зарубежных потребителей УВ;

- совершенствование форм организации и участия государства в управлении газовой отраслью, максимальное регулирование мер государственного регулирования и повышение их эффективности;

- формирование и развитие газового рынка на основе создания равных условий для всех производителей и потребителей газа.

Оценка ожидаемых результатов программы характеризуется следующими положениями: предусматривает снижение удельной энергоемкости ВВП и соответствующее повышение энергоэффективности экономики; наиболее эффективным способом будет обеспечение внутренних энергетических потребностей страны в первичных топливно-энергетических ресурсах; предусматривает умеренный рост душевых расходов на топливно-энергетическое обеспечение населения при более быстром росте доходов населения; экспорт энергоресурсов может увеличиться, что отвечает требованиям стабильности платежного баланса страны, укреплению ее экономического положения и влияния.

Постепенное формирование энергетического рынка с развитием соответствующей инфраструктуры позволит осуществить постепенную рационализацию топливно-энергетического баланса, самофинансирование производственной и инвестиционной деятельности газовой отрасли страны.

Литература

1. Добрина Л.Р. Перспективы развития газовой отрасли Азербайджанской республики в условиях глобализации. -М.: Интернет-журнал «Науковедение». 2014. Вып. 5(24):173-173. https://elib.pstu.ru.

2. Innovative Risk Management for Geological and Technical (Technological). /Gasumov E.R., Gasumov R.A. // SOCAR Proceedings. -Baku. -2020. -№2(2020) 008-016. -Р.8-16.

3. Гасумов Э.Р. Оценка и анализ риска инвестиционных вложений при разработке газовых месторождений. //Евразийский союз ученых (ЕСУ). М.: -2020. - № 2(71). Част 5. -С. 30-34.

4. Государственная инновационная политика и ее организационный механизм. http://oplib.ru.

5. Государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности. Формирование Государственной инновационной политики и ее основные направления. -М.: 2015-04-20. 3503. https://studopedia.ru. https://studref.com.

6. Мухамедьяров А. М. Инновационный менеджмент: учебное пособие. -М.: https://econ.wikireading.ru.

7. Применение инновационных решений при проектировании объектов нефтегазодобычи. / Гасумов Р.А., Гасумов Э.Р. // Территория Нефтегаз. -М.: ВНИИОЭНГ. -2017. -№ 4. -С.78-83.

8. Внедрение инноваций при освоении месторождений углеводородов./ Гасумов Р.А., Гасумов

3.Р. // Естественные и технические науки. -М.: -2019. - №6(132). -С. 100-105.

9. Гасумов Э.Р. Оценка эффективности внедрения инноваций при разработке газовых месторождений. // Монография: -Ставрополь: Издательство. - Изд. «Дизайн-студия Б», -2020. -552 с.; ил.

10. Gasumov E.R. Improving the efficiency of gas cjndensate feld development through the use of innovations. //Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). -Poland. 2019. -№9(49), -Р.31-40.

11. Gasumov E.R. Technical and economic aspects of the development of the gas industry in Azerbaijan. //Wschodnioeuropejskie Naukowe (East European Scientific Journal). -Poland. 2020. №10(62), Part.

4. - P.25-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.