Источники:
1. 1С: Предприятие 8 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://v8.1c.ru (дата обращения 15.04.2023).
2. Автоматизация учета отложенных налоговых активов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности / С. В. Кесян, О. В. Жердева, С. Т. Чермит, А. С. Троян // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 48(1). - С. 100-104.
3. Небавская, Т. В. Бухгалтерский учет в малых предприятиях / Т. В. Небавская // Стратегия развития современной экономической науки в условиях глобализации и трансформации экономики : Сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции, Краснодар, 30 апреля 2015 года. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2015. - С. 99-103.
4. Небавская, Т. В. Особенности управленческого учета в организациях хлебопекарной промышленности / Т. В. Небавская, Е. В. Полторацкая // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2018. - № 3(79). - С. 88-92.
5. Фахратова, С. И. Управленческий учет затрат производства / С. И. Фахратова, Т. В. Небавская // Актуальные вопросы развития современного обществ : сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции, Курск, 22 апреля 2016 года. - Курск: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2016. - С. 312-315.
6. Федосеева, О. И. Использование управленческого анализа в принятии управленческих решений предприятиями мясоперерабатывающей промышленности / О. И. Федосеева, Т. В. Небавская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - № 134. - С. 461-477.
EDN: FBVNFC
Т.В. Носакова - к.п.н., доцент кафедры профессионального образования и профессионального развития, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
T.V. Nosakova - candidate of pedagogical sciences, associate professor department of psychology of education and professional development, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia;
C.r. Мельников - магистрант, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
S.G. Melnicov - master's student, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ, СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА ECONOMIC IMPLICATIONS OF PROFESSIONAL IDENTITY, LIFE PURPOSE AND VALUE ORIENTATIONS
OF UNIVERSITY STUDENTS
Аннотация. Целью статьи является исследование профессиональной идентичности, смысложизненных и ценностных ориентаций студентов вуза и оценка их влияния на будущую экономическую продуктивность. Задачами статьи являются теоретический обзор научных источников по теме исследования, сбор и анализ данных, а также определение связей между профессиональной идентичностью, смысложизненными и ценностными ориентациями и потенциальной экономической эффективностью студентов различных специальностей. В работе выдвигается гипотеза о наличии статистически значимых различий в выраженности показателей профессиональной идентичности, смысложизненных ориентаций и ценностей у студентов гуманитарного и технического направления и их влияния на будущую экономическую продуктивность. Эмпирическое исследование основывается на данных 92 студентов ФГАОУ ВО РГППУ. Данные анализируются с использованием методов дескриптивной статистики и сравнительного анализа в программе SPSS Statistics 19.0. Итоги исследования помогут выявить стратегии повышения учебной мотивации студентов в контексте будущей профессиональной деятельности и их потенциального вклада в экономику. Они также могут быть использованы при разработке политики в области образования с учетом оптимизации экономических результатов.
Abstract. The purpose of the article is to study the professional identity, meaning and value orientations of university students and assess their impact on future economic productivity. The objectives of the article are a theoretical review of scientific sources on the research topic, the collection and analysis of data, as well as the determination of the links between professional identity, life-sense and value orientations and the potential economic efficiency of students of various specialties. The paper puts forward a hypothesis about the presence of statistically significant differences in the severity of indicators of professional identity, life orientations and values among students of the humanities and technical fields and their impact on future economic productivity. The empirical study is based on the data of 92 students of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education of the RSVPU. Data are analyzed using descriptive statistics and benchmarking methods in SPSS Statistics 19.0. The results of the study will help to identify strategies for increasing students' learning motivation in the context of their future professional activities and their potential contribution to the economy. They can also be used in the development of education policy, taking into account the optimization of economic results.
Ключевые слова: экономические аспекты, экономическая продуктивность, профессиональная идентичность, смысложизненные ориентации, ценностные ориентации, студенты.
Keywords: economic aspects, economic productivity, professional identity, meaningful life orientations, value orientations, students.
Введение
Профессиональная идентичность - это чувство принадлежности и определния в своей профессии, которое формируется на основе сочетания личностных ценностей, убеждений. Навыков и знаний. А также опыта работы и общения с коллегами. Это означает, что профессиональная идентичность - это не только осознание себя как работника той или иной отрасли, но и понимание своей роли в этой отрасли, ее значимости и вклада в достижение общих целей. Важно также отметить, что профессиональная идентичность может развиваться и меняться в независимости от того, как меняется сама профессия, а также по мере изменения жизненных обстоятельств и личных стремлений [4].
Профессиональная идентичность представляет собой осознание своей профессиональной роли и соотношения с профессиональной общностью. Она включает оценку и психологическую значимость принадлежности к общности, а также чувства профессиональной компетентности и причастности. Профессиональная идентичность обеспечивает стойкое профессионально-интеллектуальное положение и способствует развитию навыков, необходимых для работы в данной профессии. Формирование профессиональной идентичности зависит от внешних и внутренних факторов, в состав которой входит включенность в общественную деятельность.
Э.Ф. Зеер, один из основателей отечественной профессиональной психологии, работающий в ФГАОУ ВО РГППУ с его основания, дает следующее общее определение этого понятия: «Профессиональная идентичность - профессиональный «Я - образ», включающий профессиональные стереотипы и уникальность собственного «Я»; осознание своей тождественности с профессиональным образом «Я». Но профессиональная идентичность несводима собственно к профессионализму, это результат профессионального самоопределения, персо-нализации и самоорганизации. Профессиональную идентичность можно формировать, имеются внешние и внутренние источники и детерминанты ее формирования. Л.Б. Шнейдер трактует профессиональную идентичность как «многомерный и интегративный психологический» феномен, который развивается в ходе профессио-
нального обучения совместно со становлением процессов самоопределения, самоорганизации и персонализа-ции, а также обуславливается развитием рефлексии» [5].
По мнению отечественного психолога Б.С. Братуся, существуют две основные функции смысловых образований: создание образа будущего и опоры для нравственной оценки поступков; создание общих принципов ведения деятельности. «Смысловые образования и ценности задают общее «поле соотнесения мотивов», общие принципы, в соответствии с которыми будет осуществляться жизненный выбор. Общие смысловые образования или «личностные ценности» определяют главные и относительно постоянные отношения человека к миру, себе и другим людям. Личностные ценности - это осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» [1]. Согласно отечественным ученых между особенностями представлений и выбором профессии существует связь. Включенность в общественную деятельность может оказать большое влияние на формирование профессиональной идентичности будущих специалистов. Психолого-педагогическая задача заключается в создании возможностей для саморазвития, самовыражения и социальной активности молодежи.
Для того чтобы разработать собственную жизненную стратегию, необходимо проанализировать жизненные ценности и поставить конкретные цели, определяющие жизненный путь человека. Сегодня в российском обществе происходит переоценка ценностей, которая определяется политической и экономической ситуацией в стране. Молодые люди особенно восприимчивы к таким изменениям, поскольку в этот возрастной период закладываются основы жизненной стратегии, которые тесно связаны с выбором собственного будущего [2].
Смысловые образования и ценности формируют общее поле мотивации и определяют жизненный выбор человека. Личностные ценности являются осознанно принятыми общими смыслами жизни и определяют основные отношения человека к миру, себе и другим людям. Для разработки собственной жизненной стратегии необходимо проанализировать жизненные ценности поставить конкретные цели, определяющие жизненный путь. В переоценку ценностей особенно восприимчивы молодые люди, так как в этот период закладываются основы жизненной стратегии и выбора будущей профессии.
Из представленного выше анализа литературы можно сделать вывод, что профессиональная идентичность включает оценку значимости принадлежности к профессиональной общности, а также чувства компетентности и причастности к своей профессии. Это является важным фактором для успешной работы в выбранной профессии и развития необходимых навыков.
Также стоит отметить, что формирование профессиональной идентичности зависит от внешних и внутренних факторов, учитывая включенность в общественную деятельность. Так между особенностями представлений и выбором профессии есть связь и включенность в общественную деятельность может оказать большое влияние на формирование профессиональной идентичности будущих специалистов.
Кроме того, личностные ценности играют важную роль в формировании жизненной стратегии и выборе будущей профессии. Для разработки собственной жизненной стратегии необходимо проанализировать жизненные ценности и поставить конкретные цели, определяющие жизненный путь.
Результаты исследования и обсуждение
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено исследование, в котором использовались методика исследования профессиональной идентичности (МИПИ) (Л.Б. Шнейдер) [7], методика «Смысложизнен-ные ориентации» (Д.А. Леонтьев) [6], опросник ценностных ориентаций (С.С. Бубнова) [3]. Цель исследования: выявить статистически значимые различия в выраженности показателей профессиональной идентичности, смысложизненных ориентаций и ценностей у студентов гуманитарного и технического направления. Гипотеза исследования: существуют статистически значимые различия в выраженности показателей профессиональной идентичности, смысложизненных ориентаций и ценностей у студентов гуманитарного и технического направления. В исследовании принимало участие 92 респондента - студенты ФГАОУ ВО РГППУ (38 человек 1 курса, 22 человека 2 курса, 11 человек 3 курса, 21 человек 4 курса), 55 девушек, 37 юношей. Возраст респондентов 18-23 лет, средний возраст 19,8 лет.
Результаты описательной статистики показали, что распределение результатов отличается от нормального, эксцесс и асимметрия по ряду шкал превышают свои стандартные ошибки, а значит распределение полученных результатов по шкалам отличается от нормального, следовательно, анализ проводился с помощью непараметрических критериев и-критерия Манна-Уитни, что показано в таблице 1.
_Таблица 1_
курс Направление подготовки пол возраст МИПИ Цели в жизни Процесс жизни Результативност жизни Локус контроля Я Локус контроля - жизнь Общий показатель - н Н > V - Любовь > > VIII Й
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
N Допустимо 92 92 92 92 92 92 92 92 92 92 92 92 92 92 92 92 92 92 92 92 92 92
Пропущенные 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Среднее значение 2,1 1,4 1,4 19,9 2,6 28,7 27,6 23,7 20,1 29,6 96,5 4,1 2,8 4,0 3,9 3,2 2,9 2,5 4,1 2,5 2,6 3,0
Медиана 2,0 1,0 1,0 20,0 2,0 29,0 28,5 24,0 20,0 31,0 97,0 4,0 3,0 4,0 4,0 3,0 3,0 2,0 4,0 2,0 3,0 3,0
Мода 1,0 1,0 1,0 18,0а 2,0 29,0а 29,0 28,0 20,0 24,0а 82,0 4,0 2,0 4,0 4,0 4,0 2,0а 2,0 4,0а 2,0 3,0 3,0
Стандартная отклонения 1,2 0,5 0,5 1,7 2,0 6,9 5,8 5,8 3,9 5,7 17,4 1,1 1,4 1,4 1,2 1,3 1,3 1,3 1,3 1,3 0,9 1,2
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Дисперсия 1,4 0,2 0,2 3,0 3,9 47,0 33,6 34,1 15,4 32,2 301,6 1,2 2,1 2,1 1,5 1,6 1,7 1,6 1,7 1,6 0,9 1,3
Асимметрия 0,6 0,3 0,4 2,2 1,9 -0,3 -0,2 -0,6 0,0 -0,3 -0,2 -0,1 0,1 -0,4 -0,4 0,1 0,5 0,3 -0,4 0,5 -0,1 0,0
Стандартная ошибка 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3
асимметрии
Эксцесс -1,2 -1,9 -1,9 11,3 4,1 -0,7 -0,8 0,5 -0,6 -0,2 -0,2 -0,6 -0,7 -0,6 -0,1 -0,9 -0,2 0,2 -0,4 -0,3 0,2 -0,5
Стандартная ошибка 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Диапазон 3,0 1,0 1,0 12,0 10,4 28,0 24,0 30,0 16,0 28,0 86,0 4,0 6,0 5,0 5,0 5,0 5,0 6,0 5,0 6,0 5,0 5,0
Минимум 1,0 1,0 1,0 18,0 0,6 13,0 15,0 5,0 12,0 14,0 49,0 2,0 0,0 1,0 1,0 1,0 1,0 0,0 1,0 0,0 0,0 1,0
Максимум 4,0 2,0 2,0 30,0 11,0 41,0 39,0 35,0 28,0 42,0 135,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 6,0 5,0 6,0
1. Исходя из интерпретации результатов методики исследования профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер и средних значения (2,6 баллов), можно сказать, что общий уровень профессиональной идентичности (социальность) имеет завышенные показатели, что говорит о том, что у людей с высокой профессиональной направленной группе, а также стремление исполнить профессиональные обязанности и права и продвигать свое профессиональное обязанности и права и продвигать свое профессиональное развитие. Итог исследования профессиональной идентичности (МИПИ) Л.Б. Шнейдер представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 - Результаты по методике МИПИ Л.Б. Шнейдер
2. Результаты методики: ««Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева» и средних значения по параметру Субшкала 1 «Цели в жизни» (28,7) выявили, что данный показатель выражен средне. У студентов недостаточно проявляются целеустремленность, они затрудняются в постановке и осмыслении жизненных целей, характерна направленность лишь на временную, а не долгосрочную перспективу (рисунок 2).
Рисунок 2 - Результаты методики СЖО Леонтьева Д.А.
Средние значения субшкалы «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» (27,7) констатируют, что студенты в целом чувствуют удовлетворенность своей текущей жизнью. Они считают, что их жизнь достаточно интересна, но не имеет достаточного количества эмоциональных переживаний и смысла. Кроме того, они склоны думать, что главная цель в жизни заключается в том, чтобы прожить настоящее время.
Результаты и средние значения шкалы «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» (23,7) констатируют, что респонденты обладают высоким параметром удовлетворенностью, продуктивностью и осмысленностью прожитой части жизни.
Результаты и средние значения шкалы «Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)» (20,1) - на среднем уровне. Студенты не воспринимают себя достаточно сильными личностями, не уверены в своих силах свободно выбирать возможности построения собственной жизни в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
Средние значения субшкалы «Локус контроля - жизнь или управляемость жизни» (29,7) также на среднем уровне. Студенты испытывающие неуверенность в своей способности правильно управлять своей жизнью, принимать решения свободно и осуществлять их в практическом действии.
3. Методика диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой.
Средние значения по параметрам I «Приятное время препровождение, отдыха» (равен 4,1), III «Поиск и наслаждение прекрасным» (равен 4), IV «Помощь и милосердие к другим людям» (равен 3,9), V «Любовь» (равен 3,2), VIII «Признание и уважение людей и влияние на окружающих» (равен 4,1), XI «Здоровье» (равен 3) говорят, что данные показатели имеют средний уровень выраженности у респондентов. У респондентов наблюдается средний уровень выраженности по отношению к данным ценностям (рисунок 3).
Рисунок 3 - Результаты по методике С.С. Бубнова по общей выборке
Средние значения по параметрам II «Высокое материальное благосостояние» (равен 2,75), VI «Познание нового в мире, природе, человеке (равен 2,8), VII «Высокий социальный статус и управление людьми» (равен 2,4), IX «Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» (равен 2,4), X «Общение» (равен 2,6) указывает на низкий уровень выраженности у респондентов к этим ценностям.
Низко выраженными показателями обладают шкалы терминальных ценностей II «Высокое материальное благосостояние», VI « Познание нового в мире, природе, человеке, VII «Высокий социальный статус и управление людьми», IX «Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе», X «Общение». Это может быть объяснено тем, что в общую выборку составили студенты 1 и 2 курсов (62 человека), и они нацелены на свое профессиональное становление и свою самореализацию. Так же стоит отметить и тот факт, что возможно из-за переизбытка данных терминальных ценностей, они понимаются как обычные, и студенты не предают им особого значения.
Для проверки гипотезы исследования был проведен сравнительный анализ с помощью непараметрического U - критерия Манна - Уитни для двух независимых выборок. Расчет проводился в программе SPSS 22.0. Выборку исследования составили студенты гуманитарной направленности (53 человека) и технической направленности (39 человек).
Результаты сравнительного анализа показали наличие статистически значимых различий в подгруппах гуманитарного и технического направлении.
Из полученных данных, мы можем наблюдать следующее. Показатель «II-Высокое материальное благосостояние» имеет статистически значимые различия (p=0, 000), причем у группы гуманитарной направленности средний ранг выше, чем у группы технической направленности (ср. ранг группы 1 равен - 55,84, ср. ранг 2 равен - 33,81). Это говорит о том, что респонденты гуманитарной направленности обладают более выраженной ценностью высокого материального благосостояния в отличие от респондентов технической направленности. Мы предполагаем, что это может быть вызвано тем фактом, что технически направленные респонденты более конкретно ориентированы на свои будущие профессии и предполагают уровень их зарплаты на этапе первых лет после окончания университета (таблица 2).
На основании результатов таблицы 2 были выявленные следующие значимые критерии (показатели) проведенного сравнительного анализа, после чего была составлена таблица 3 с обобщенными выделенными различиями.
Таблица 2 - Статистические крите
рии анализа
щб О
и Манна-Уитни
W Вилкоксона
Асимптотическая значимость (2-сторонняя)
Z
Таблица 3 - Результаты сравнительного анализа
Показатели Подгруппа Средний ранг И - критерий Р
П-Высокое материальное благосостояние Гуманитарное направление 55,84 538,500 ,000
Техническое направление 33,81
VI - Познание нового в мире, природе, человеке Гуманитарное направление 52,68 706,000 ,008
Техническое направление 38,10
VIII - Признание и уважение людей и влияние на окружающих Гуманитарное направление 52,91 694,000 ,006
Техническое направление 37,79
X - Общение Гуманитарное направление 52,42 720,000 ,008
Техническое направление 38,46
V - Любовь Гуманитарное направление 53,74 650,000 ,002
Техническое направление 36,67
Показатель по методике С.С. Бубновой: «VI - Познание нового в мире, природе, человеке» констатирует, что наблюдаются статистически значимые различия (р=0,08), причем у группы гуманитарной направленности средний ранг выше, чем у группы технической направленности (ср. ранг группы 1 равен - 55,84, ср. ранг 2 равен - 38,10). Данные показатели могут быть объяснены тем, что респонденты гуманитарной направленности осознают тот факт, что им необходимо найти свою определенную специфику (специальность) в своей профессии и в дальнейшем в её рамках строить свой профессиональный путь.
Также по показателю методике С.С. Бубновой: «VIII - Признание и уважение людей и влияние на окружающих» наблюдаются статистически значимые различия (р=0,06), причем у группы гуманитарной направленности средний ранг выше, чем у группы технической направленности (ср. ранг группы 1 равен - 52,91, ср. ранг 2 равен - 37,79). Это говорит о том, что респонденты гуманитарной направленности обладают более выраженной данной ценностью в отличие от респондентов с технической направленностью. Возможно, предположить, что студенты технической направленности более четко знают перспективы своего профессионального развития, и от этого их фокус направлен не на желание быть управленцем, а стать сначала профессионалом по своей специальности.
По показателю «X - Общение» наблюдаются статистически значимые различия (р=0,08), причем у группы гуманитарной направленности средний ранг выше, чем у группы технической направленности (ср. ранг группы 1 равен - 52,42, ср. ранг 2 равен - 38,46). Это констатирует то, что респонденты гуманитарной направленности обладают более выраженной ценностью общения в отличие от респондентов с технической направленностью. Это может быть объяснено спецификой темпераментов, которые влияют на выбор профессии. Необходимо отметить, что к респондентам гуманитарной направленности относятся студенты, обучающиеся на психологов, дизайнеров и музыкантов, основная деятельность которых напрямую зависит от их способности к коммуникации, то есть к общению.
По показателю «V - Любовь» наблюдаются статистически значимые различия (р=0,02), причем у группы гуманитарной направленности средний ранг выше, чем у группы технической направленности (ср. ранг группы 1 равен - 53,74, ср. ранг 2 равен - 36,67). Респонденты гуманитарной направленности обладают более выраженной ценностью любви, в отличие от респондентов с технической направленностью. Эти данные могут быть объяснены следующими факторами - подвыборки не однородны в отношении пола и возраста (респонденты технической направленности студенты 3 курса, а респонденты гуманитарной направленности обучаются на 1 и 2 курсах).
Выводы
Таким образом, гипотеза о наличии статистически значимых различий в выраженности показателей профессиональной идентичности, смысложизненных ориентаций и ценностей у студентов гуманитарного и технического направления подтвердилась. Результаты исследования показали, что респонденты гуманитарной и технической направленности имеют различия. Студенты в подвыборке гуманитарного направления в целом по ряду выделенных в методике ценностей имеют более высокие показатели в отличие от подвыборки респондентов технического направления. Это может быть связано, прежде всего с тем, что гуманитарное направление нацелено прежде всего на работу с людьми, а техническое ориентировано в основном на физическую деятельность и создание видов продуктов различной направленности. И безусловно, личностные ценности играют важную роль в формировании жизненной стратегии будущей профессиональной деятельности.
Источники:
1. Берестов, И. социальная реклама как технология продвижения социальных ценностей / И. Берестов, Е. С. Куликова // Дни науки : Материалы студенческой научно-практической конференции, Екатеринбург, 11-14 мая 2021 года / Отв. редактор И.А. Вылегжанина. - Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью Универсальная Типография «Альфа Принт», 2021. - С. 117-120. - EDN UKPPDY.
2. Братусь Б.С. Аномалии личности. Психологический подход. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Никея. - 2019. - 907 с.
3. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Методы психологической диагностики. -М.: Изд-во Институт психологии РАН. - 1994. - Вып. 2.
4. Бубнова С.С. Ценностно-мотивационная сфера личности в рамках системогенетического подхода] // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Ярославль. - Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. - 2018. - С. 24-25.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт. - 2023. - 234 с.
6. Зеер Э.Ф., Зиннатова М.В., Сыманюк Э.Э. Основы профессиологии. - М.: ИНФРА-М. - 2022. - 205 с.
7. Комарова, К. Ю. Ценностные ориентации как показатель зрелости личности студентов вуза / К. Ю. Комарова, Е. В. Евдокимова, И. В. Ткаченко // Семья и личность: проблемы взаимодействия. - 2019. - № 13. - С. 53-60. - EDN ANBHZH.
8. Куликова Т.И. Динамика ценностных ориентаций студентов в процессе обучения в педагогическом вузе // Образовательные науки и психология. -2019. - № 2(52). - С. 30-37. - EDN MFQPIP.
9. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл. - 2006. - 18 с.
10. Мелешкина, И. И. Практика студентов в государственных учреждениях: проблемы и пути решения / И. И. Мелешкина, В. В. Сулимин // Цифровая экономика: особенности и тенденции развития : сборник статей Всероссийской научно-практической очно-заочной конференции, Нижний Тагил, 29 июня 2018 года. - Нижний Тагил: Уральский институт подготовки кадров, 2018. - С. 85-89. - EDN YAISDJ.
11. Мешкова, И. В. Особенности ценностных ориентаций студентов педагогического вуза: гендерный аспект / И. В. Мешкова, С. А. Лысуенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-1. - С. 354-358. - EDN TNUIPU.
12. Сулимин, В. В. Особенности обучения студентов в университетах на факультете управления / В. В. Сулимин, Н. Д. Товмасян // Московский экономический журнал. - 2018. - № 4. - С. 23. - EDN YNHDDF.
13. Фролова, Е. В. Образовательная среда вуза как фактор формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов / Е. В. Фролова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7, № 4(25). - С. 327-330. - EDN YTHOVF.
14. Шнейдер. Л.Б. Основы психодиагностики. Методика исследования профессиональной идентичности. М.: МОСУ. 2015. - URL: https://psytests.org.ru/ident/mipi.html
15. Шнейдер. Л.Б. Профессиональная идентичность: опыт теоретико-экспериментального исследования. Монография. - М.: Прометей. - 2004 (Тип. МПГУ). - 334 с.
EDN: EZZITI
И.В. Попов - к.ист.н., доцент кафедры экономической безопасности, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, [email protected],
I.V. Popov - candidate of historical sciences, associate professor of the department of economic security, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia.
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ASSESSMENT OF THE INVESTMENT ACTIVITY OF THE KRASNODAR TERRITORY UNDER THE CONDITIONS OF SANCTIONS
Аннотация. В научной статье рассмотрены актуальные вопросы обеспечения инвестиционной активности в Краснодарском крае в период санкцион-ного воздействия, оценки инвестиционной привлекательности региона, представлены такие понятия, как «инвестиционная активность региона» и «факторы инвестиционной активности». В результате исследования следует вывод о том, что в период структурной экономической политики, геополитического кризиса, обеспечение инвестиционной активности является одним из важнейших направлений эффективного социально-экономического развития региона.
Краснодарский край - территория экономического развития и инвестиционных возможностей. Несмотря на санкции, введенные против России международным сообществом, инвестиционная активность в регионе остается высокой. Это объясняется рядом факторов, включая стратегическое расположение, природные ресурсы и благоприятный налоговый климат.
В регионе значительные инвестиции вкладываются в инфраструктурные проекты, такие как автомобильные и железные дороги, и аэропорты. Кроме того, регион располагает рядом природных ресурсов, которые привлекательны для предприятий, ищущих надежные источники энергии или сырья. Краснодарский край также предлагает благоприятный налоговый климат по сравнению с другими регионами России. Это делает его привлекательным для инвесторов, желающих снизить общее налоговое бремя и при этом получить доступ к российскому рынку.
Краснодарский край давно известен своей высокой инвестиционной активностью. Согласно последней оценке инвестиционного рейтинга региона, он достиг высокого уровня успеха в привлечении иностранных и отечественных инвесторов. Оценка проводилась группой экспертов Российского инвестиционного агентства, которые оценивали инвестиционный климат, инфраструктуру и условия ведения бизнеса в регионе.
Abstract. The scientific article deals with topical issues of ensuring investment activity in the Krasnodar Territory during the period of sanctions, assessing the investment attractiveness of the region, such concepts as «investment activity of the region» and «factors of investment activity» are presented. As a result of the study, it should be concluded that during the period of structural economic policy, the geopolitical crisis, ensuring investment activity is one of the most important directions of effective socio-economic development of the region.
Krasnodar Krai is a territory of economic development and investment opportunities. Despite the sanctions imposed against Russia by the international community, investment activity in the region remains high. This is due to a number of factors, including strategic location, natural resources and a favorable tax climate.
In the region, significant investments are being made in infrastructure projects, such as roads, railways, and airports. In addition, the region has a number of natural resources that are attractive to enterprises looking for reliable sources of energy or raw materials. Krasnodar Krai also offers a favorable tax climate compared to other regions of Russia. This makes it attractive for investors who want to reduce the overall tax burden and at the same time gain access to the Russian market.
Krasnodar Krai has long been known for its high investment activity. According to the latest assessment of the region's investment rating, it has achieved a high level of success in attracting foreign and domestic investors. The assessment was carried out by a group of experts from the Russian Investment Agency, who assessed the investment climate, infrastructure and business conditions in the region.
Ключевые слова: региональная экономика, инвестиции, инвестиционная активность, инвестиционная привлекательность региона, социально-экономическое развитие, инвестиционные проекты.
Keywords: regional economy, investments, investment activity, investment attractiveness of the region, socio-economic development, investment projects.