Научная статья на тему 'Экономические аспекты применения дизайна в промышленности'

Экономические аспекты применения дизайна в промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Замшин В. И.

Замшин В.И. Экономические аспекты применения дизайна в промышленности // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2006. № 4. С. 82-85. В краткой форме представлен обзор основных предпосылок и экономических причин возникновения дизайна как одного из современных методов проектирования. На основе анализа графика безубыточности показаны специфические особенности применения дизайна для решения проблем конкурентоспособности промышленности в условиях переходного периода. Выявлена структура и характер изменения постоянных и переменных затрат в зависимости от отраслевой принадлежности и специфики конкретного производства. Ил. 1. Библиогр. 4 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zamshin V.I. Economic Aspects of Design Application in Industry // Higher School News. The North-Caucasian Region. Technical Sciencеs. 2006. № 4. Рp. 82-85. The review of the basic preconditions and the economic reasons of design occurrence as one of the modern methods of designing is presented in the brief form. On the basis of analysis of the break-even schedule the specific features of design application for solving the problems of industry competitiveness in conditions of a transitive period are shown. The structure and character of change of constant and variable expenses depending on a branch belonging and specificity of concrete manufacture are revealed. 1 Figure. 4 References.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты применения дизайна в промышленности»

ЭКОНОМИКА ПРОМЫШЛЕННОСТИ

УДК 65.01:658.512.23

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИЗАЙНА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© 2006 г. В.И. Замшин

Зарождение идеологии дизайна относится к периоду промышленной революции, когда в связи с переходом от орудийного к машинному способу производства возникли и стали нарастать противоречия между достижениями технического прогресса и грубыми, примитивными формами первых промышленных фабрикатов. На фоне традиционных ремесленных изделий качество и потребительские свойства новой продукции не соответствовали запросам общества. Быстро заполняя рынок, промышленные изделия выпали из культурного контекста эпохи. К середине XIX в. это привело к так называемому «Лондонскому эстетическому банкротству». В 1862 г. в Лондоне была организована выставка-ярмарка промышленных изделий, созданных на основе ремесленных прототипов, однако, несмотря на более низкие цены и близкое сходство с аналогами, изделия спросом не пользовались [1].

По мере развития технологии и обострения конкуренции проблема внешней формы изделий становилась все более актуальной. На рубеже Х1Х-ХХ вв. совместными усилиями художников, архитекторов, инженеров и промышленников были созданы объективные предпосылки для возникновения принципиально нового направления проектной деятельности, в котором возможности присущей искусству интуиции и образного мышления сочетались с достаточно глубокими знаниями техники и промышленных технологий. Родившись на стыке техники и искусства, новая профессия представляла собой уникальный «сплав» художественного и технического творчества. Двойственность природы дизайна, продуктивность соединения подходов, характерных для техники и искусства, обусловили высокий синергетический эффект, что в свою очередь предопределило возрастающую роль дизайна в обеспечении конкурентоспособности промышленности.

Отечественная промышленность традиционно остается в стороне от этих процессов, что автоматически обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества для иностранных производителей. В этих условиях наметившееся повышение покупательной способности населения способствует увеличению прибыли и созданию новых рабочих мест прежде

всего у конкурентов, а не на российских предприятиях. Причем без качественных изменений в системе обеспечения конкурентоспособности промышленности России дальнейший рост заработной платы и наращивание промышленного производства будут усиливать конкурентные позиции иностранных компаний, которые определенную часть дополнительной прибыли смогут использовать для дальнейшего развития дизайна.

Основанием для негативных прогнозов является прогрессирующее отставание России в развитии промышленного дизайна, состояние которого оценивается специалистами как критическое [2, с. 31]. Причем проблемы дизайна вне профессионального сообщества даже не обсуждаются. Многие вопросы, напрямую касающиеся конкурентоспособности, качества продукции и культуры производства продолжают оставаться без должного внимания. Это означает, что диспропорции в системе обеспечения конкурентоспособности отечественных предприятий продолжают сохраняться, а разрыв между Россией и развитыми странами в вопросах применения дизайна стремительно нарастает.

Особую остроту проблемы дизайна приобретают в связи с особенностями менталитета отечественного потребителя, воспринимающего как добротные, качественные и престижные преимущественно импортные изделия. Потребителю хорошо известны понятия «немецкое качество», «швейцарское качество», «японское качество». Однако в этом ряду нет понятия «российское качество». Это означает, что в числе специфических барьеров для вхождения даже на традиционные для нашей промышленности рынки - крайне низкий престиж отечественной продукции и отечественного производителя в целом. Изменение этих стереотипов, восстановление престижа российской промышленности потребует длительного времени и целенаправленных, скоординированных усилий, в том числе и по развитию дизайна.

Положение усложняется тем, что, занимая наряду с Германией передовые позиции в формировании теоретических основ дизайна в начале XX в., Россия по прошествии многих десятилетий оказалась в числе стран с крайне низким уровнем дизайнерской культу-

ры, что оказывает весьма негативное влияние на ход рыночных преобразований. Отсюда следует важный вывод: активизация работ в сфере дизайна - необходимое условие реального «прорыва» на качественно новый уровень эффективности экономики, а не его следствие.

Одним из негативных проявлений низкой дизайнерской культуры является устоявшееся представление об удорожании продукции, выполненной с применением методов дизайна. Для его опровержения рассмотрим «классический» график безубыточности. На рис. 1 сплошными линиями представлен традиционный подход, в котором затраты на дизайн в большинстве случаем близки к нулю. В этом случае границы безубыточности базового варианта соответствуют точке А. При объемах производства соответствующих точке ПВ, прибыль базового варианта будет отражена отрезком Пр.

^Общие издержки ГОбъем продаж, ден. ед.

И2

ОП1

ОП

ПВ

ПВ1

Программа выпуска, нат. ед.

Рис. 1. Варианты изменения издержек производства и прибыли при активном использовании методов дизайна

Пунктирными и штрихпунктирными линиями на графике представлены изменения в ценообразовании и объемах продаж при активном и разностороннем применении методов дизайна. Оценивая затраты на дизайн, мы должны исходить из реалий отечественного производства, где для подавляющего большинства предприятий дизайн является инструментом новым. В этом случае возникают дополнительные издержки на его освоение, а также создание и развитие соответствующего проектного потенциала. Сюда следует отнести

затраты на переподготовку руководителей и специалистов смежных специальностей (конструкторов, инженеров, маркетологов), создание и оснащение подразделений дизайна, повышение квалификации дизайнеров, формирование системы нормативно-методического и информационного обеспечения дизайн-проектирования. На рисунке эти дополнительные затраты представлены как часть постоянных затрат (приращение Д1). Следует обратить внимание, что затраты на освоение методов дизайна в той или иной мере необходимы даже если предприятие не планирует создание собственных подразделений дизайна. В противном случае низкая компетентность руководителей и специалистов не позволит грамотно поставить задачу, правильно определить объем и стоимость работ, обеспечить эффективное и конструктивное взаимодействие с привлеченными дизайнерами, оценить качество проектирования и уровень дизайна.

Приращение Д2 характеризует суммарные затраты на разработку и реализацию дизайн-проектов, связанных с формированием положительного имиджа предприятия, повышением корпоративной культуры и культуры производства. В этот комплекс дизайнерских мероприятий в общем случае входит: разработка или совершенствование товарных знаков, создание на их основе фирменного стиля; дизайн уникального производственного и нестандартного оборудования, внутризаводского транспорта, оборотной тары, интерьеров офисных (административных), производственных, бытовых, торговых, сервисных и других помещений; дизайн прилегающей территории, фирменной одежды; дизайн-обеспечение мероприятий (презентации, совещания, конференции, праздники и т.д.); разработка систем визуальной коммуникации, фирменных буклетов (проспектов), сувенирной продукции; фирменные сайты в Интернете, оформление организационно-распорядительной документации. При этом используются различные направления дизайна: промышленного, графического, средового, компьютерного, дизайна одежды. Нетрудно видеть, что рассматриваемые затраты характерны и актуальны для любой отрасли промышленности, даже в сырьевых секторах экономики.

К постоянным будут отнесены также затраты на разработку дизайна продукции и (или) ее упаковки, сопроводительной документации, рекламных материалов и мероприятий (приращение Д3). В данном случае затраты на дизайн будут иметь значительный

разброс в зависимости от отрасли, специфики продукции, ее позиционирования на рынке, стадии жизненного цикла. В полном объеме такие затраты характерны для предприятий, выпускающих конечную продукцию. В первую очередь это касается всех отраслей машиностроения, мебельной и легкой промышленности. Для пищевой промышленности и целого рада других актуальны вопросы дизайна упаковки и рекламы. При этом затраты на дизайн упаковки практически не влияют на стоимость продукции, если упаковка тиражируется многими миллионами экземпляров.

Что касается переменных затрат, то здесь применение дизайна может привести к различным результатам. Вариант первый. На начальном этапе освоения дизайна, в условиях острого дефицита инвестиционных ресурсов компенсировать низкую конкурентоспособность продукции можно за счет применения методов «косметического» дизайна, когда в ходе текущей модернизации эффект обновления может быть получен лишь за счет повышения внешней привлекательности изделия и (или) его упаковки. В данном случае речь должна идти о незначительных конструктивных изменениях, применении более качественных материалов и покрытий, изменении цветовой гаммы, разработке современных графических решений, а также улучшении дизайна и полиграфии рекламных материалов и сопроводительной документации. Использование комплекса дизайнерских решений зачастую приводит к повышению переменных затрат по сравнению с базовой моделью. Однако при текущей модернизации переменные затраты могут сохраниться и на прежнем уровне. Так, например, в начале своей карьеры японский дизайнер Кендзи Экуан повысил конкурентоспособность пианино фирмы «Ямаха» за счет его окраски в белый цвет [3]. Совершенно очевидно, издержки производства при этом практически не изменились.

Будем считать, что в варианте 1 переменные издержки сохранились на уровне базового. За счет увеличения постоянных затрат совокупные затраты возрастают до уровня, обозначенного прямой И1. Точка безубыточности при этом перемещается в позицию Аь Однако при грамотном использовании дизайна производитель может рассчитывать на увеличение объемов сбыта (линия ОП1) а также продление жизненного цикла изделия. В этом случае предельные издержки в расчете на одно изделие могут оказаться даже ниже, чем у базовой модели. На графике изменения в программе выпуска отражены в точке ПВ1. Соответствующая прибыль обозначена отрезком Прь В данном случае она оказалась выше. Однако проведенные в 80-е гг. прошлого века японскими маркетологами исследования показали, что при низком уровне качества (что остается одной из основных проблем отечественной промышленности) наличие модного дизайна может дать лишь кратко-

временный эффект [4], после чего объем продаж начинает резко падать.

Второй вариант отражает экономическую эффективность дизайна при создании новой продукции с более высокими потребительскими (эксплуатационными) свойствами. Вариант 2 отличается повышенными совокупными затратами (линия И2), и соответственно более высокой стоимостью продукта, что отражается на объеме продаж в стоимостном выражении (линия ОП2). Границы безубыточности в этом случае смещаются в точку А2. При сохранении объемов производства прибыль за счет более высокой цены будет характеризоваться отрезком Пр2. Однако не исключен и третий вариант, когда одновременно с повышением цены появляется возможность увеличения программы выпуска. В этом случае размер прибыли отражает отрезок Пр3. Кроме того, возможен вариант 4, когда издержки производства новой модели могут оказаться даже ниже, чем у базовой. Для упрощения графика будем считать, что точка безубыточности за счет более низких переменных затрат сохранится на уровне базового варианта (точки А и А4 совпадают). Последний вариант дает более высокую прибыль даже при сохранении цены и объемов продаж на уровне базового, что наглядно видно на графике. В перспективе пониженные совокупные затраты создают широкие возможности как в ценообразовании, так и в области планирования производства.

Результаты анализа свидетельствуют в пользу долговременной стратегии на формирование сбалансированных механизмов, при которых дизайн становится важной составляющей процессов разработки, постановки на производство и сбыта новой высококачественной и высокотехнологичной продукции. Наличие «дизайн-ориентированных» механизмов обеспечения конкурентоспособности создает дополнительные возможности в области диверсификации продукции, освоения новых рынков сбыта. При этом дизайн, обладающий собственным инновационным потенциалом, способен генерировать решения, существенно повышающие технологичность изделий, при сокращении эксплуатационных издержек.

Следует отметить, что по сравнению с зарубежными конкурентами для отечественных производителей удельные затраты в сфере дизайна могут оказаться сравнительно более высокими из-за неравных стартовых условий. В развитых странах нет проблем первоначальных инвестиций в освоение методов дизайна, его применение в основном и вспомогательном производстве; первоначальных затрат на создание, оснащение и информационно-методическое обеспечение соответствующих структур и подразделений. Вместе с тем специфически российской является проблема критического износа основных фондов, который во многих отраслях приближается к 80 %. В этих условиях инвестиции в сфере дизайна будут крайне незначи-

тельными или по крайней мере приемлемыми на фоне предстоящих затрат на модернизацию производства. В таком случае доводы об отсутствии средств на развитие дизайна не имеют под собой достаточных оснований, подкрепленных расчетом.

В более широком контексте отношение к дизайну является своего рода индикатором, показателем реальной готовности промышленности к радикальным переменам, связанным с переходом на инновационный путь развития в условиях глобализации экономики.

Литература

1. Карпов В.В. Социально-экономическая эффективность художественного конструирования промышленных изделий: Дис... канд. экон. наук. М., 1986.

2. Назаров Ю.В. Особенности и перспективы развития современного российского дизайна: проблемы, тенденции, прогнозы, региональные особенности: Дис. д-ра искусствовед. наук. М., 2003.

3. Сильвестрова С.А. Кендзи Экуан // Техническая эстетика. 1987. № 1. С. 23.

4. Федоров М.В. Дизайн и бизнес. Как создать конкурентоспособный товар. М., 1997.

Южно-Российский государственный технический университет

(Новочеркасский политехнический институт) 15 марта 2006 г.

УДК 330.4:378.142

КОМПЛЕКСНЫЕ МОДЕЛИ ОПТИМИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА ВУЗА НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

© 2006 г. Н.И. Кравченко

Деятельность коммерческих и государственных вузов с развитием рыночных отношений все в большей степени подчиняется законам рынка. Образовательные услуги становятся объектами купли-продажи. На региональных рынках образовательных услуг (ОУ) обостряется конкуренция между вузами и действует закон равновесия платежеспособного спроса и конкурентоспособного предложения.

Коммерциализация образования привела к тому, что появилось много негосударственных вузов, старейшие государственные вузы страны диверсифицировали свою деятельность, введя много новых специальностей на коммерческой основе. Таким образом, развитие сферы платного обучения происходит благодаря увеличению числа и расширению объемов деятельности чисто коммерческих образовательных учреждений; увеличению объемов и ассортимента платных ОУ в государственных вузах. В настоящее время в связи с негативными последствиями чрезмерной экспансии негосударственных вузов на рынке образовательных услуг сняты существовавшие ранее ограничения на прием студентов в государственные вузы на платной основе.

В связи с этим назрела необходимость разработки для каждого вуза грамотной эффективной маркетинговой политики. Оптимальную стратегию развития вуза с учетом рыночной конкуренции и платежеспособного спроса можно определить на основе адекватной экономико-математической модели.

В работах [1, 2] предложены модели формирования платежеспособного спроса на платные ОУ с уче-

том привлекательности специальности, имиджа конкретного вуза в зависимости от уровней цен на ОУ. Рассматривается линейная модель спроса:

У = а + рР, (1)

где У - платежеспособный спрос, Р - цена ОУ за год обучения, а ив - искомые параметры, определяемые как параметры регрессионной модели для регионального рынка ОУ и корректируемые с учетом привлекательности специальности, имиджа вуза и качества оказываемой ОУ.

С применением модели (1) можно построить комплексную модель оптимизации расширения объема образовательной деятельности вуза на платной основе путем выбора наилучших параметров стратегического маркетинга [3]. Проиллюстрируем процесс такого моделирования для простого случая одной специальности.

Пусть Ь - годовые издержки на производство и реализацию одной ОУ (на одного студента); У -число уже обучающихся студентов в вузе по данной специальности; 2 - дополнительный прием студентов на данную специальность в результате расширения сферы обучения в вузе; g - годовые приведенные затраты по расширению деятельности вуза в расчете на одного студента дополнительного приема.

Ставится задача: насколько целесообразно расширять деятельность вуза в данном направлении (выбор 2) с учетом платежеспособного спроса на рынке; какой установить уровень цены Р за одну ОУ; какова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.