Научная статья на тему 'Концептуальная модель дизайн-ориентированного инновационного цикла'

Концептуальная модель дизайн-ориентированного инновационного цикла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Замшин В. И., Нырков Е. А.

Рассмотрены проблемы совершенствования инновационной деятельности с учетом фактора дизайна. Изложены основные направления применения дизайна в условиях современного инновационного процесса. Обоснована необходимость использования инновационного потенциала дизайна наравне с инновационным потенциалом научно-технической деятельности. Предложена концептуальная модель реализации инновационного и творческого потенциала дизайна на всех стадиях инновационного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель дизайн-ориентированного инновационного цикла»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 001.895:658.512.23

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДИЗАЙН-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИННОВАЦИОННОГО ЦИКЛА

© 2004 г. В.И. Замшин, Е.А. Нырков

Для современного этапа формирования отечественной инновационной системы характерно преобладание технократических подходов, при которых единственным источником инноваций, а следовательно, и прогресса в экономике признается реализуемая по классической схеме НИОКР научно-техническая деятельность. При этом само собой подразумевается, что конкурентоспособность промышленности будет автоматически обеспечена за счет развития высоких технологий и наращивания научно-технического потенциала. Под эту, казалось бы, безупречную схему на федеральном и региональном уровне все более активно формируются концепции инновационной политики и верстаются программы инновационного развития.

При ближайшем рассмотрении проблема выглядит намного сложнее, и ее решение лежит вне рамок традиционных представлений об инновационной деятельности. Достаточно вспомнить известную деловому миру со времен Великой депрессии формулу: «Уродливое плохо продается». У отечественной промышленности было время убедиться в этом на собственном опыте. В XXI в. никакие высокие технологии сами по себе не спасут производителя, если он пренебрегает такими «мелочами», как современный, привлекательный внешний вид и удобство применения выпускаемой продукции. Более того, в условиях тотального применения дизайна зарубежными производителями невзрачный вид многих видов отечественной продукции становится идеальным средством антирекламы, способным свести на нет любые конструктивные и технологические новации, а заодно пустить по ветру огромные затраты времени и ресурсов.

При всей очевидности такой перспективы отечественный дизайн все еще остается на обочине инновационных процессов. Этим развитие инновационной деятельности в России принципиально отличается от общемировых тенденций. Отсутствие интереса к дизайну в научно-технической и инновационной сфере может быть следствием его двойственной природы. Сами дизайнеры определяют свою деятельность как художественно-техническую. При этом главной задачей дизайна является не решение научно-технических проблем, а стимулирование сбыта продукции путем обеспечения оптимального соотношения в изделии красоты и пользы. Эту его особенность наиболее точ-

но сформулировал патриарх американского и мирового дизайна Раймонд Лоуи: «Хороший дизайн тот, что заставляет звонить кассу». Не случайно ряд специалистов считает, что дизайн стоит ближе к маркетингу, чем к технической и производственной деятельности. Второй немаловажной задачей дизайна является создание эффективно действующей системы коммуникаций между производителем и потребителем через формирование привлекательного и оригинального облика производителя. Третья задача - формирование средствами дизайна и эргономики психологически и физиологически комфортной среды для эффективной и безопасной профессиональной деятельности в процессе производства продукции. Четвертая задача -защита интересов производителя на рынке путем создания объектов интеллектуальной собственности в виде промышленных образцов и товарных знаков. Таким образом, дизайн, вопреки широко распространенному мнению, это не просто красивая продукция, это принципиально иной подход к организации инновационной, производственной и распределительно-сбытовой деятельности.

Применительно к инновационному развитию проблема состоит в том, что научно-техническая составляющая более не выступает единственным определяющим конкурентоспособность промышленности фактором. Современный дизайн обладает собственным инновационным потенциалом, который проявляется или во взаимодействии с научно-техническими новациями, или самостоятельно, составляя основу полного инновационного цикла при координирующей роли дизайна. Промышленные образцы при этом служат для производителя не менее ценными объектами интеллектуальной собственности, чем изобретения и полезные модели. Более того, по свидетельству Марка Дзирска, президента IDS A (Союз Дизайнеров США) «когда предприятия конкурируют при равной цене и одинаково высокой функциональности продукции, единственной разницей становится дизайн». В этой связи дизайн-директор компании "International Promotion Inc", Чикаго, США (в прошлом сотрудник Всесоюзного НИИ технической эстетики) Д. Азрикан подчеркивает: «Дизайн больше не улучшение продукта, не вспомогательный по отношению к инженерному этап процесса проектирования. Наоборот, инженерия

становится инструментом овеществления дизайнерских образов... Инженер и дизайнер поменялись местами» [1]. То есть речь идет о качественных изменениях в инновационной сфере, которые пока остаются вне поля зрения разработчиков идеологии инновационной деятельности в России.

Таким образом, в современном инновационном процессе дизайн выступает как минимум в трех качествах (рис. 1). Во-первых, наряду с научным и инженерным творчеством, творчество в сфере формообразования (промышленный дизайн) может стать исходным импульсом в развитии инновационного процесса. Не случайно журнал Союза Дизайнеров Америки так и называется: «Innovation». При этом для решения проблем дизайна могут привлекаться не только инженерные, но и научные ресурсы. Так, например, разработанный дизайнерами концепт-кар должен быть подвергнут всесторонним аэродинамическим исследованиям, и обычно нуждается в серьезных конструктивных проработках, в результате которых могут появиться новые идеи и новые изобретения. То есть наряду с научной и инженерной деятельностью мы должны признать не два, а три полноправных источника инновационных идей. В данном случае творческие потенции дизайна реализуются в инновационном дизайне. На творческой стадии дизайн может быть представлен в виде защищенной патентом оригинальной и эргономичной упаковки для жидких или сыпучих материалов. В общем случае охраноспособными могут быть также оригинальное сочетание цветов, конфигурация изделия или орнамент. В целом творческие и интеллектуальные ресурсы в научной, технической сфере и сфере дизайна образуют единый творческий потенциал, определяющий технический, технологический и эстетический уровень продукции и производства.

Во-вторых, во всем мире дизайн является полноправным участником традиционного инновационного цикла на основе изобретений или научных разработок. Дизайн-проектирование начинается с технического задания и осуществляется на всех стадиях разработки (проектирования) изделия. Эту миссию дизайна можно назвать дизайн-обеспечением инновационного цикла, поскольку помимо изделий объектами дизайна может стать и упаковка. В процессе дизайн-обеспечения проектной стадии могут быть реализованы главным образом возможности промышленного и графического дизайна. При этом в процессе проектирования также не исключаются дополнительные новации на уровне изобретений и промышленных образцов. Сочетание инженерного проектирования, дизайна и эргономики образуют проектный потенциал. Проектирование изделия - один из наиболее ответственных этапов инновационного цикла, от которого в решающей степени зависит успех всего инновационного проекта, поскольку не менее 70 % качества изделия закладывается на стадии проектирования. Если дизайнер и конструктор не справились с задачей, никакие усилия и затраты на последующих стадиях неудачную разработку не спасут.

В-третьих, трудно переоценить роль дизайна на стадиях подготовки производства, производства и распределения продукции. Промышленный дизайн используется при проектировании нестандартного оборудования и оснастки. Средствами графического дизайна создаются упаковка, сопроводительная документация, системы визуальной коммуникации, фирменный стиль предприятия. Методы средового и графического дизайна позволяют создать современную производственную среду, без которой немыслимо решение проблем качества продукции и повышения производительности труда.

Творческий потенциал

I

Инновационный дизайн

дизайн-концепт

продукции и (или) упаковки

Дизайн-обеспечение создания продукта

дизайн продукции и (или) упаковки

Дизайн-сопровождение производства и распределения продукта

Сопроводительная документация, нестандартное оборудование, производственная среда, фирменный стиль, системы визуальной коммуникации, реклама, выставочные экспозиции, ШвЬ-сайты

Рис. 1. Концептуальная модель дизайн-ориентированного инновационного цикла

Фирменная одежда, созданная модельерами, способствует повышению культуры производства. На стадии распределения продукции с большим эффектом могут быть использованы возможности дизайна рекламы, интерьера (фирменная торговля), Web-дизайна. Как видим, дизайн пронизывает все основные направления деятельности предприятия, что можно представить как дизайн-сопровождение инновационного цикла. На этой стадии усилия дизайнеров направлены не на сам продукт, а на создание условий для его качественного производства и эффективного сбыта. Реализация возможностей дизайна в производстве и распределении - самостоятельный и непрерывный процесс, который напрямую не связан с процессом создания продукции.

В целом такой инновационный процесс с полным основанием можно считать дизайн-ориентированным. В зависимости от специфики продукции и отрасли производства принципиальная схема взаимодействия дизайна и других составляющих дизайн-ориентированного инновационного цикла может быть построена по-разному (рис. 2). Для сравнения на рис. 2 приведена традиционная схема НИОКР, в котором дизайна практически нет. Эта схема по-прежнему актуальна и сохраняет свою эффективность главным образом при производстве большей части вооружений в условиях ВПК, а также при работе предприятия в режиме кооперации для изготовления значительной части комплектующих изделий.

Вариант 1. Этап дизайн-проектирования следует за этапом ОКР. Такая схема в принципе применима в тех случаях, когда специфика изделия не позволяет радикальным образом менять форму базовой, наиболее активной в зрительном отношении части конструкции. Например, башенный кран, буровая установка, некоторые сельскохозяйственные орудия. Кроме того, схема с некоторыми оговорками может быть использована при текущей модернизации продукции. В этом случае в качестве основы для дизайн-проектирования используется готовый прототип, в котором без существенных конструктивных и технологических изменений, главным образом за счет новых цветографических решений, использования эргономики, новой упаковки, замены некоторых материалов, повышения качества покрытий или применения новых может быть получен вполне ощутимый коммерческий эффект. По этой схеме может быть организована конструкторская подготовка производства запасных частей с поставкой в розничную торговлю, когда в основном необходима упаковка.

Вариант 2. Дизайн-проектирование опережает конструкторскую подготовку производства. Применим для многих изделий, в которых элементная база и конструктивная основа позволяют реализовать изделия с практически неограниченными возможностями варьирования формы. Это практически вся электроника и другие изделия блочной компоновки: холодильники, стиральные машины, и т. д.

НИОКР

НИР ОКР ТПП Произв. Сбыт

W W W W

Вариант 1

НИР ОКР ДП ТПП Произв. Сбыт

W w W W W

Вариант 2

НИР ДП ОКР ТПП Произв. Сбыт

W W W W W

ДП

Вариант 3

НИР ОКР ТПП Произв. Сбыт

W W W W

НИР

Вариант 4

ДП ОКР ТПП Произв. Сбыт

w w W W

ДП ТПП Произв. Сбыт

Вариант 5 W W W

Рис. 2. Основные варианты организации дизайн-ориентированного инновационного цикла (принципиальная схема): НИР - научно-исследовательские работы; ДП - дизайн-проектирование; ОКР - опытно-конструкторские работы; ТПП - технологическая подготовка производства

Типичным примером могут служить мобильные телефоны, для которых внешний вид трубок становится едва ли не единственным отличием моделей. Дело в том, что телефоны ведущих производителей выпускаются на единой программной платформе. Добавляются лишь отдельные новые функции, но это не отражается на внешнем виде аппарата. В борьбе за покупателя даже самые консервативные компании отказываются от классических форм и ищут оригинальные решения.

Вариант 3. Дизайн-проектирование осуществляется параллельно и во взаимодействии с инженерным проектированием. Эта схема отличается универсальностью и широко распространена. Может с успехом применяться при создании большинства технически сложных изделий. При этом в зависимости от специфики продукции соотношение объемов дизайна и инженерного проектирования может колебаться в значительных пределах.

Вариант 4. Схема реализуется в том случае, когда дизайн-концепт (необычная форма, окраска, орнамент, другие новаторские предложения дизайнера) является основой инновационного процесса. В зависимости от сложности замысла реализация дизайн-концепта может потребовать не только новых инженерных решений, но и проведения дополнительных исследований. В этом случае дизайнер выступает в роли координатора всего инновационного цикла, что в других странах давно уже не редкость. Многие известные фирмы имеют должности вице-президентов по дизайну или главных дизайнеров.

Вариант 5. Дизайнерские решения не требуют проведения научно-исследовательских работ и конструкторской подготовки производства. Такие инновационные циклы возможны при производстве игрушек, посуды, мебели, одежды и т.д.

Приведем несколько примеров эффективной реализации дизайн-ориентированных подходов к созданию продукции различной сложности.

Пример первый. Во время Великой депрессии один из основателей американского дизайна Раймонд Лоуи разработал дизайн-проект модернизации холодильника «СоШБро!» в результате чего сбыт холодильника увеличился в 2 раза. На следующем этапе, когда холодильник был полностью спроектирован дизайнером, его сбыт вырос в 20 раз.

Пример второй. В начале 50-х гг. первым клиентом японской дизайн-студии «вК" Кендзи Экуана (в будущем дизайнера с мировым именем) стала фирма Ямаха (производство музыкальных инструментов). Предложение дизайнеров - белое пианино - буквально потрясло заказчика, и было немедленно принято к производству. За белым пианино последовал нежно-

розовый женский велосипед для фирмы Маруси, после чего эта фирма заключила договор с дизайн-студией на всю свою продукцию [2].

Пример третий. Продуктом инновационной деятельности дизайнеров по праву может считаться всем известная немецкая фирма Браун. В середине 50-х гг. эта сравнительно небольшая фирма приступила к реализации программы создания новой продукции на основе последних достижений дизайна. Созданный дизайнерами стиль продукции стал объектом для подражания на многие годы и получил мировое признание под названием стиль «Браун». В результате только с 1955 по 1965 г. обороты фирмы выросли более чем в 4 раза. Она превратилась в группу Браун с отделениями в США, Японии, Канаде, Швейцарии, Швеции, Финляндии, Голландии и Испании.

Дизайн-ориентированный инновационный цикл может быть реализован только в условиях дизайн-ориентированных механизмов инновационной деятельности в целом. Для создания таких механизмов необходимо решить как минимум три задачи. Во-первых, обеспечить глубокую модернизацию системы НИОКР. Во-вторых, создать условия для опережающего развития промышленного дизайна и его инфраструктуры как одного из наиболее слабых звеньев отечественной инновационной системы. В-третьих, обеспечить интеграцию дизайна и его инфраструктуры в инновационную систему на региональном, отраслевом и федеральном уровне.

В рамках программы инновационного развития высшей школы к разработке концептуальных и научно-методических основ дизайн-ориентированных инновационных механизмов приступил Южно-Российский государственный технический университет (ЮРГТУ (НПИ)). В основе работ не имеющий аналогов в России проект «Донской дизайн». В рамках его реализации в ЮРГТУ (НПИ) начата подготовка дизайнеров для промышленности, создан первый в России региональный дизайн-центр, осуществляется комплекс работ по включению соответствующих мероприятий в проект программы инновационного развития Ростовской области.

Литература

1. Азрикан Д.А. Вычесть временное из постоянного // Мир

дизайна. 2000. № 1. С. 40-44.

2. Сильвестрова С.А. Кэндзи Экуан // Техн. эстетика. 1987. № 1. С. 23.

Южно-Российский государственный технический университет (НПИ),

АНО Региональный центр «Доской дизайн» 11 февраля 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.