Научная статья на тему 'Экономические аспекты оптимизации этноконфессиональных отношений в Крыму'

Экономические аспекты оптимизации этноконфессиональных отношений в Крыму Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ETHNO-CONFESSIONAL RELATIONS / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ECONOMIC PROCESSES / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гросфельд Е.В., Филатов А.С.

Отсутствие продуманной и эффективной государственной национальной политики способствует напряженности в этноконфессиональных отношениях. Возможное нарастание количества и интенсивности столкновений и противоборств во всех основных сферах жизнедеятельности общества обусловлено как самим по себе переходным содержанием современных социально-экономических процессов в Крыму, так и целым рядом объективных и субъективных факторов, усиливающих конфликтность в общественном развитии. В современном Крыму переход к новой модели управления межнациональными отношениями должен стать преградой на пути проникновения в общество ксенофобии и экстремистских настроений. В рамках статьи обосновано, что межэтническая напряженность может отрицательно действовать на экономические процессы, усиливая именно негативные аспекты межэтнических отношений, которые остро воспринимаются в полиэтническом сообществе региона. С другой стороны, негативные факторы (санкционная политика Запада, блокады) могут оптимизировать этноконфессиональные отношения за счет разработки комплекса социально-экономических и нормативно-правовых мер, обеспечивающих активизацию межнационального взаимодействия в экономической сфере. В рамках исследования выявлен значительный рост внимания иностранных инвесторов к экономике региона, а также достаточно слабое влияние западной санкционной политики на экономическую сферу Крыма. Обеспечение взаимодействия с институтами гражданского общества должно быть положено в основу совершенствования нормативной базы, стабилизации и укрепления межнациональных отношений в контексте экономической политики в Крыму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Aspects of Optimization Ethno-confessional Relations in Crimea

The lack of a sound and effective state national policy promotes ethnic and religious tensions in the relationship. Possible increase in the number and intensity of conflicts and confrontations in all major areas of social life caused both by itself transitional content of contemporary socio-economic processes in Crimea, as well as a number of objective and subjective factors that increase conflicts in social development. In today's Crimea transition to a new model of inter-ethnic relations management should become a barrier to the penetration into society of xenophobia and extremist attitudes. As part of the article proved that ethnic tensions could adversely affect the economic processes, increasing it negative aspects of inter-ethnic relations, which badly perceived in a multiethnic community in the region, and complicating these relations. On the other hand, negative factors (the sanctions policy of the West, the blockade) can optimize the ethno-confessional relations through the development of socio-economic and regulatory measures to ensure the revitalization of international economic cooperation. The study revealed a significant increase in the attention of foreign investors to the region's economy, as well as quite a weak effect of Western sanctions policy in the economic sphere of the Crimea. Ensuring interaction with civil society institutions should be used as the basis of improving the regulatory framework, stabilize and strengthen inter-ethnic relations in the context of economic policy in the Crimea.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты оптимизации этноконфессиональных отношений в Крыму»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 2 (68). 2016. № 3. С. 92-101.

УДК 323.2

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КРЫМУ

Гросфельд Е. В.1, Филатов А. С.2

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация.

1E-mail: alegros@mail.ru 2Е-mail: asfilatov58@gmail.com

Отсутствие продуманной и эффективной государственной национальной политики способствует напряжённости в этноконфессиональных отношениях. Возможное нарастание количества и интенсивности столкновений и противоборств во всех основных сферах жизнедеятельности общества обусловлено как самим по себе переходным содержанием современных социально-экономических процессов в Крыму, так и целым рядом объективных и субъективных факторов, усиливающих конфликтность в общественном развитии. В современном Крыму переход к новой модели управления межнациональными отношениями должен стать преградой на пути проникновения в общество ксенофобии и экстремистских настроений. В рамках статьи обосновано, что межэтническая напряженность может отрицательно действовать на экономические процессы, усиливая именно негативные аспекты межэтнических отношений, которые остро воспринимаются в полиэтническом сообществе региона. С другой стороны, негативные факторы (санкционная политика Запада, блокады) могут оптимизировать этноконфессиональные отношения за счет разработки комплекса социально-экономических и нормативно-правовых мер, обеспечивающих активизацию межнационального взаимодействия в экономической сфере. В рамках исследования выявлен значительный рост внимания иностранных инвесторов к экономике региона, а также достаточно слабое влияние западной санкционной политики на экономическую сферу Крыма. Обеспечение взаимодействия с институтами гражданского общества должно быть положено в основу совершенствования нормативной базы, стабилизации и укрепления межнациональных отношений в контексте экономической политики в Крыму.

Ключевые слова: межнациональные отношения, этноконфессиональные отношения, экономические процессы, оптимизация.

Результаты исследований протекания экономических процессов в этноконфессиональной сфере, а также их взаимовлияния в Республике Крым (за период 2015-2016 гг.) свидетельствуют о достаточно широком спектре проблем, требующих адекватного и своевременного решения. Так наиболее сложными проблемами в данной сфере являются вопросы документального подтверждения прав, в том числе, права собственности на недвижимость, включая землю. Затяжной процесс перерегистрации субъектов предпринимательства всех организационно-правовых форм и, как следствие, неполучение лицензии на осуществление

специализированных видов деятельности наносит прямой ущерб развитию экономики Крыма. Определенное влияние оказывает также санкционная политика стран Запада в отношении Крыма, а также слабая инфраструктура в регионе. Таким образом, актуальность данной проблематики в современных условиях очевидна и требует безотлагательной разработки направлений оптимизации социальной и экономической политики в Крыму, в том числе, и с целью обеспечения межнационального согласия и стабильности.

Целью статьи является анализ экономических процессов в Крыму за 20152016 гг. в контексте развития этноконфессиональных отношений.

Новизна исследования, отражённая в настоящей статье, заключается в выводах, свидетельствующих о снятии экономического фактора межэтнической и религиозной напряжённости в Крыму в текущей ситуации.

Сложившаяся социально-экономическая обстановка не может не воздействовать на состояние межнациональных взаимоотношений в Крыму. С целью сокращения дистанции между бизнес-сообществом и органами государственного управления и контроля Крыма, обсуждения основных вопросов функционирования свободной экономической зоны, консолидации предпринимателей Крыма, повышения уровня правовой грамотности среди предпринимателей, выявления и анализа проблематики ведения бизнеса в республике актуализировалась необходимость внедрения новых форматов коммуникаций. Организация таких коммуникационных площадок как, например, бизнес-завтраки (бизнес-завтрак с представителями власти «Функционирование свободной экономической зоны в Крыму», бизнес-завтрак «Развитие предпринимательства в Республике Крым» и т.п.) позволяет усилить эффективность взаимодействия представителей власти, бизнеса и других социальных групп.

Помимо этого, регулярное проведение консультаций, деловых встреч, форумов и других мероприятий свидетельствует о том, что есть немало желающих организовать бизнес на территории полуострова, несмотря на вышеуказанные проблемы, а также сложности с инфраструктурой и санкции. Так, для привлечения инвесторов в Крым в 2014 году была создана свободная экономическая зона (СЭЗ) сроком работы 25 лет - до 2039 года. СЭЗ создает благоприятный для бизнеса -сниженные налоги и свободную таможенную зону. В ходе I Ялтинского форума власти Крыма получили 28 заявок от компаний и предпринимателей, желающих стать участниками этой СЭЗ. Еще 10 участников форума были намерены сдать свои заявки после завершения форума.

Большой интерес Крым вызывает, в частности, у предпринимателей Франции. Несмотря на политику санкций, французский бизнес уже уверенно приходит на полуостров. Привлечение французских инвестиций, создание исторических парков в Москве и в Крыму принесут пользу обеим сторонам.

На I Ялтинском форуме власти Крыма подписали соглашение с ГК «Легенда Крыма», которая намерена заниматься виноделием в СЭЗ. Группа компаний планирует заложить 850 га виноградников в Сакском районе на западе Крыма. Инвестиционный проект предполагает создание не менее 160 рабочих мест, объем инвестиций - не менее 964 млн. рублей.

Представители Ассоциации внешнеторгового сотрудничества стран Черноморского побережья и правительства Крыма подписали соглашение о сотрудничестве. Глава ассоциации Ильтер Сагырсой сообщил, что турецкий бизнес намерен усиливать свою инвестиционную деятельность в Крыму. Приоритетными направлениями сотрудничества Турции и Крыма являются туризм и медицина.

Несмотря на санкции, представители различных стран Западной Европы, востока и стран СНГ проявляют интерес к курортам Крыма. Во время встречи с представителями власти президент инвестиционной компании «Тома Вандом» Жан-Пьер Тома сделал акцент на детский туризм и возможное объединение потенциалов в лечебном туризме. Кроме того, со стороны французской делегации поступили предложения представить Крым на Санкт-Петербургской инвестиционном форуме и рассмотреть возможность сотрудничества в рамках реализации кластера горного туризма Крыма. В рамках делового бизнес-форума «Юг Крыма-2015» на туристическом форуме также присутствовала турделегация из Финляндии и Эстонии.

Представители туроператоров Китая намерены приехать в Крым, чтобы ознакомиться с туристическим потенциалом региона и сформировать предложения для китайских туристов.

Еще одна не менее важная отрасль, чем виноделие, для экономики Крымского федерального округа - это недвижимость. В настоящий момент в Крыму есть потенциал по развитию многих видов курортной недвижимости. Речь не только о традиционных отелях и санаториях, но и о коттеджных поселках, яхт-клубах, комплексах апартаментов и многоквартирных домах.

Безусловно, наиболее привлекательными для потенциальных инвесторов регионами в Крыму являются Симферополь и Южный берег Крыма. По мнению министра экономического развития РК Валентина Демидова, «из 560 заявок приблизительно 20 процентов - это Симферополь. Есть масса проектов в транспортной сфере, в сфере жилищного строительства», - рассказал министр. Он также добавил, что ряд российских компаний-инвесторов выразили готовность работать в Крыму на площадке будущих индустриальных парков. Всего в РК запланировано строительство трех индустриальных парков - в Феодосии, Евпатории и Бахчисарае [1].

Относительно перспектив развития международного сотрудничества, в анализируемый период состоялся ряд важных мероприятий. Так ряд предложений о сотрудничестве с Крымом подготовили в рамках своего визита в конце января 2016 г. представители немецкого бизнеса. По возвращению в Германию представители партии планируют сообщить руководству страны о том, что происходит в Крыму на самом деле.

Активный интерес к развитию сельского хозяйства в Крыму проявляют представители греческого бизнеса.

Представители крупного многопрофильного иранского холдинга, которые посетили Крым в начале февраля, заявили о готовности инвестировать проекты на территории Крыма, связанные с нефтедобычей и нефтепереработкой, энергетикой и

производством строительных материалов, а также оказанием консалтинговых услуг и поставок продовольственных товаров.

В экономической сфере в начале 2016 г. можно выделить события, связанные в основном с двумя направлениями - преодолением последствий энергоотключения и развитием международных торгово-экономических отношений. Власти Крыма рассматривали два механизма компенсации потерь промышленных предприятий, вызванных энергодефицитом. Первый вариант - компенсация разницы между тарифами на электроэнергию, произведённую дизель-генераторной установкой за прошедший и настоящий период. Согласно второму варианту, предлагается выплата дополнительных средств, которые затрачивают предприятия во время работы в ночное время. В целом, ущерб, нанесенный предприятиям оборонно-промышленного комплекса, составил 188 миллионов рублей. В этом отношении необходимо отметить, что финансовый резерв позволил Республике Крым иметь определенный запас средств на случай непредвиденных и чрезвычайных ситуаций. В прошлом году он составлял 40 млн. рублей, но из-за режима ЧС был увеличен до 300 млн. рублей. П. Шеремет отметил, что в 2015 году финансовый резерв Республики составил более 40 млн. рублей, а в этом году бюджетом Республики предусмотрен финансовый резерв в размере 300 млн. рублей [2]. Руководство Крыма, принимая во внимание важность использования резервных финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, приложило максимальные усилия для создания данных резервов. Относительно финансирования Крыма в условиях снижения курса рубля и сложностей с доходной частью российского бюджета регион в этом году получит государственное финансирование в полном объеме, по мнению главы профильного комитета Госдумы А. Аксакова [3]. В данной ситуации также немало зависит от властей Крыма, насколько оперативно и эффективно они смогут подготовить проектно-сметные документы по госпроектам и согласовать их с федеральным центром.

Несмотря на значительную расходную часть бюджета в условиях «блэкаута», финансирование выделялось и на мероприятия культурной сферы. Так деньги на новые костюмы и обновление материально-технической базы творческих коллективов национальных автономий Крыма выделили из бюджета государственного комитета Госсовета Республики по делам национальностей. В этом году он составил порядка 400 млн. рублей. Это вдвое превышает показатели 2015 года. Глава государственного комитета Госсовета Республики по делам национальностей при этом не уточнил, сколько именно денег выделили на эти цели. По его словам, в рамках развития и укрепления межнациональных отношений в Крыму на базе созданного «Дома дружбы народов», который в середине 2015 года заработал в Симферополе, провели 30 мероприятий республиканского и 50 муниципального значения [4].

Относительно финансовой поддержки национальных общин, стоит отметить получение крымскими итальянцами президентского гранта на книгу о депортированных предках и экспедиции. Деньги (1,5 млн. рублей) потратят на исследования и написание книги о депортированных соотечественниках. Итальянцы планируют для сбора информации отправить экспедицию в Челябинск. «В первую

очередь поедем в Челябинск - там в трудармии было много наших итальянских семей. Те, кто выжили, в основном обосновались там. Мало кому удалось вернуться в Крым. Это мы самые счастливчики: во-первых, наши предки выжили, а во-вторых, смогли вернуться», - сообщила председатель сообщества итальянцев Крыма «Черкио» Джулия Джаккетти-Бойко [5].

В течение указанного периода наиболее интенсивно стала реализовываться Федеральная целевая программа социально-экономического развития Крыма. Собственно говоря, именно через реализацию ФЦП мы можем проследить социально-экономические процессы в Крымском федеральном округе. Правительство РФ в августе 2014 одобрило ФЦП по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя до 2020 года с финансированием в сумме 681 миллиард рублей. ФЦП должна обеспечить динамичное развитие Крымского федерального округа, модернизировать инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру региона, способствовать развитию приоритетных для округа секторов экономики, повышению качества жизни населения.

Следует отметить, что в течение этого времени, до 2016 г., как в целом социально-экономические процессы, так и непосредственно реализация ФЦП в Крыму имели существенные проблемы. В значительной степени эти проблемы были связаны с серьёзным организационно-кадровым дефицитом крымской власти. Этим было продиктовано учреждение Правительством РФ в январе текущего года Некоммерческой организации «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года», созданной для эффективной реализации программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года». Имущественный взнос в организацию составит в 2016 году 157,3 миллиона рублей. Взнос будет ежегодным из федерального бюджета. Основными функциями Дирекции будут:

• проведение документов по ФЦП от стадии их создания до стадии подписания контрактов,

• контроль за эффективностью использования бюджетных средств,

• проведение проверок реализации инвестпроектов,

• мониторинг всех мероприятий программы в соответствии с планами и графиками строительства объектов.

В рамках этого решения было поручено Министерству финансов РФ вернуть Крыму 2,6 млрд. руб., не освоенных по ФЦП в 2015 году. Как заявила в эфире радио «Россия сегодня» министр финансов Республики Крым Ирина Кивико, «средства к нам зашли (в 2015 г.) в размере 3 млрд. 617 млн. рублей, но мы из них успели освоить 978 млн. Остальное подлежит возврату в федеральный бюджет. Но мы можем подать заявку на возврат, подтвердить потребность, и федеральный орган нам возвращает (средства по ФЦП - ред.). Мы не потеряли эти деньги». Ирина Кивико уточнила, что ситуация с неполным освоением средств по федеральным целевым программа существует не только в Крыму, но и в других субъектах Российской Федерации. Общая сумма средств, которую Крым получит по ФЦП в 2016 году, на данный момент уточняется [6].

Основные расходы бюджета Республики Крым на текущий 2016 год:

• образование - 25,2% (в 2015-м - 8,6%),

• здравоохранение - 20,3% (в 2015-м - 16,3%),

• социальная политика - 16,7% (в 2015-м - 11,5%).

За 2015 год доходы в консолидированный бюджет в виде налоговых и неналоговых поступлений составили 31,4 миллиарда рублей при плане 28 миллиардов. Утвержденные плановые показатели выполнены на 110,7%. Из них в бюджет РК поступило 25,6 миллиардов рублей (110,2% к плану), в бюджеты муниципальных образований - 5,8 миллиардов (112,9% к плану) [7].

Следует отметить, что основные статьи расходов бюджета - образование, здравоохранение и социальная сфера - самым непосредственным образом связаны с системой этноконфессиональных отношений в целом и непосредственно с этнической и религиозной политикой. Значение социально-экономических процессов в Крыму определяется и тем вниманием, которое уделяет реализации ФЦП Президент России. 17 марта 2016 г. Президент РФ Владимир Путин провел оперативное совещание с постоянными членами Совета безопасности России, на котором обсуждался ход реализации федеральной целевой программы в Крыму. Этот факт также подтверждает озабоченность Президента России тем, как проходила до этого реализация ФЦП, осуществляемая, главным образом, крымской властью.

Собственно, новый формат ФЦП в Крыму, утверждённый Правительством РФ в январе 2016 г., стал воплощаться на практике со второго квартала. Непосредственно его «запуск» на месте был осуществлён А. Улюкаевым 8 апреля 2016 г., который в свою очередь отметил: «У нас есть серьезные проблемы, связанные с тем, что планы-графики по объектам в ряде случаев не выполняются. В большинстве случаев это объекты, где госзаказчиком выступают именно Республика Крым и город Севастополь» [8]. В рамках этой рабочей поездки в Республику Крым А. Улюкаев запланировал совещание по вопросам эффективности реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя», а также обсуждение работы созданной для управления ФЦП соответствующей автономной некоммерческой организации. Также было отмечено, что в реализации ФЦП есть не принципиальные, но позитивные сдвиги. В рамках реализации Федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 освоено около 24% выделенных средств. Однако, одной из основных проблем реализации Федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 года является низкий процент освоения выделяемых средств. Одна из не решённых пока проблем в Крыму, на которую обратил внимание министр, это низкое качество автомобильных дорог. Глава Минэкономразвития РФ при этом заметил, что автомобильный парк в Крыму за истекшие полтора года существенно улучшился: «Я проехался вчера и сегодня по многим дорогам полуострова. Конечно же, бросается в глаза резкий контраст между принципиально изменившимся автопарком и состоянием дорог. Автопарк количественно и качественно другой: из автопарка реликтовых советских автомобилей прежней эпохи сейчас он стал совершенно современным. Состояние

дорог, конечно же, совсем этому автопарку не соответствует» [9]. Данное замечание указывает на то, что федеральный центр обеспечил современными автомобилями социально-хозяйственную сеть Крымского федерального округа, выделил средства, необходимые для ремонта, реконструкции и строительства дорог, а крымская власть пока не смогла распорядиться ими должным образом.

Наибольшее количество вопросов по освоению средств ФЦП связано с теми объектами, которые реализуются через передачу субсидий двум субъектам федерации - Республике Крым и Севастополю. В течение ближайших двух месяцев по итогам совещания по вопросам реализации ФЦП будут устранены отставания от графиков строительства объектов по Федеральной целевой программе социально-экономического развития Республики Крым и Севастополя до 2020 года.

Глава Республики Крым С. Аксёнов заверил, что Крым намерен освоить по ФЦП 30 миллиардов рублей в этом году. Освоение подразумевает качественное выполнение работ по 300 объектам, связанным с проектированием и строительно-монтажными работами. Надо сказать, что это достаточно смелое заявление, которое претендует на характеристику безответственного. Поскольку в 2015 г. крымские власти не смогли освоить и 1 млрд. руб. Не исключено, что пришедшее позднее осознание трудновыполнимости таких показателей освоения денег по ФЦП подвигло С. Аксёнова грозить трибуналом за сбои в её реализации.

В апреле 2016 г. было принято решение Министерством экономического развития РФ, что в дирекцию по управлению крымской ФЦП войдут и федеральные чиновники. Реализацией программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» будут заниматься в общей сложности около 170 человек. При этом власти Республики Крым намерены на 100 человек увеличить штат Службы капитального строительства Крыма, которая участвует в реализации ФЦП в части проектирования различных объектов.

В Севастополе будет осуществлена работа по 93 социально важным объектам в 2016 году. На реализацию ФЦП город федерального значения получит 4,5 миллиарда рулей. В числе внесённых в категорию социально важных для города объектов - дороги, очистные сооружения, водопроводы и системы водоснабжения, проектирование гражданского сектора аэропорта «Бельбек».

В рамках мониторинга социально-экономических процессов в Крыму, следует отметить и II Ялтинский международный экономический форум «Экономика роста в условиях новых вызовов». Хотя непосредственного влияния на социально-экономические процессы в Крыму он не оказал, но по целому ряду признаков стал знаковым не только для крымского общества, но и для России в целом. В его работе приняли участие представители 26 стран со всех континентов. И в этом смысле была достигнута основная цель Форума - преодоление экономической изоляции Крыма. В числе достижений Форума можно отметить следующие: 1. Крымские депутаты приняли в первом чтении законопроект об утверждении соглашения между Советом министров Республики Крым и Кабинетом министров Республики Абхазия. Документ был подписан в апреле в ходе Ялтинского международного экономического форума.

2. В рамках Ялтинского международного экономического форума представители одной из крупных торговых сетей России выразили готовность к работе в Крыму. В частности, они готовы открыть на полуострове до ста магазинов.

3. В рамках форума власти Севастополя представили площадки для инвестпроектов, а также договорились о дальнейшем сотрудничестве с иностранными партнерами.

4. В ближайшее время в ряде зарубежных государствах пройдет презентация инвестиционного потенциала Крыма.

5. Трастовые формы ведения бизнеса в Крыму, которые позволят иностранным инвесторам оставаться инкогнито, помогут полуострову обойти экономические санкции, прорабатываются в ходе Ялтинского международного экономического форума.

6. Между Абхазией и Крымом подписали Соглашения в рамках Ялтинского международного экономического форума.

7. В Крыму планируют провести декаду абхазского искусства.

8. Более 400 договоров на реализацию проектов в рамках свободной экономической зоны заключено в Крыму. Общий объем инвестиций составляет свыше 70 млрд. рублей.

9. Участниками II Ялтинского международного экономического форума стали 1100 человек, в том числе более 70 человек из 26 стран мира. В ходе ЯМЭФ с предпринимателями заключены 12 соглашений на 70 млрд. рублей.

Для оказания помощи властям Республики Крым и Севастополя в реализации Федеральной целевой программы на полуостров прибыл ряд опытных специалистов в различных областях из Москвы, Сочи и других регионов страны. Этот факт (привлечение дополнительных специалистов некрымчан), а также увеличение штата «реализаторов» ФЦП Крыма в 6 раз в июне говорят о том, что и в 2016 г. реализация ФЦП сталкивается с серьёзными трудностями. В результате, если в начале второго квартала 2016 г. председатель Совета министров РК С. Аксёнов заявлял о стремлении освоить 30 млрд. руб. в течение года, то по итогам второго квартала он уже опустился до уровня 23 млрд. руб., хотя по-прежнему использует бодрую риторику: «Прорыв произошел у всех - все контракты заключены. Это произошло благодаря совместной работе республиканских и муниципальных органов власти. Это доказывает, что когда вы захотите, коллеги, вы все можете сделать. Поэтому мы сейчас вышли на финишную прямую по реализации объектов. Деньги нам доведены. Ориентировочно, даже с учетом нынешних графиков, мы сможем освоить около 24 млрд. рублей. Прошу всех сосредоточится на выполнении государственных задач», - сказал Аксёнов на совещании с главами муниципалитетов [10].

Несмотря на вышеуказанные проблемы, оптимистический сценарий реализации поставленных задач вполне возможен. В основе конфликтов зачастую лежит экономический интерес и амбиции определенных людей, которые переводят их в плоскость межнациональных отношений. Минимизация экономической напряженности с ее потенциальной возможностью трансформации в межэтнические конфликты возможна при:

- создании эффективных бизнес-проектов и, соответственно, дополнительных рабочих мест;

- более объективном и обоснованном подходе к выделению и расходованию бюджетных средств на профилактику и противодействие негативным явлениям в межнациональных отношениях;

- повышении эффективности работы органов власти всех уровней по прогнозированию и предупреждению межэтнических конфликтов;

- целенаправленной работе национальных общественных объединений по формированию гражданской солидарности, культуры мира и согласия.

Список литературы

1. В Крыму инвесторов больше всего привлекают Симферополь и ЮБК. URL: http://crimea.ria.ru/economy/20160204/1103056786.html

2. Из-за ЧС Крым увеличил финансовый резерв в 7,5 раз. URL: http://crimea.ria.ru/society/20160129/1102945195.html

3. Глава комитета ГД: Крыму не урежут финансирование по госпрограммам. URL: http://crimea.ria.ru/opinions/20160127/1102899208.html

4. Для крымских национальных творческих коллективов сшили 170 костюмов. URL: http://crimea.ria.ru/culture/20160119/1102742963.html

5. Крымские итальянцы получили президентский грант на сбор информации о депортированных. URL: http://cistrc.ru/ru/news/kryimskie-italyanczyi-poluchili-prezidentskij-grant-na-sbor-informaczii-o-deportirovannyix.html

6. Минфин: Крыму вернут 2,6 млрд, не освоенных по ФЦП в 2015 году. URL: http://crimea.ria.ru/economy/20160120/1102774793.html

7. Средства ФЦП для Крыма и Севастополя на 2016-й год определят в феврале. URL: http://crimea.ria.ru/radio/20160122/1102816486.html

8. В МЭР рассказали о проблемах в реализации ФЦП по развитию Крыма. URL: http: //www.interfax.ru/business/501066

9. Автопарк Крыма не соответствует местным ямам и канавам. URL: http://crimeapoints.ru/crimea-news/avtopark-kryma-ne-sootvetstvuet-mestnym-yamam-i-kanavam/

10. Проект и реализация федеральной целевой программы (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 года». URL: http://ecostaff.ru/krym/1285-proekt-kontseptsii-federalnoj-tselevoj-programmy-ftsp-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-krymskogo-federalnogo-okruga-do-2020-goda

Grosfeld E. V. Filatov A. S. Economic Aspects of Optimization Ethno-confessional Relations in Crimea

// Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology.

- 2016. - Vol. 2 (68). - № 3. - P. 92-101.

The lack of a sound and effective state national policy promotes ethnic and religious tensions in the relationship. Possible increase in the number and intensity of conflicts and confrontations in all major areas of social life caused both by itself transitional content of contemporary socio-economic processes in Crimea, as well as a number of objective and subjective factors that increase conflicts in social development. In today's Crimea transition to a new model of inter-ethnic relations management should become a barrier to the penetration into society of xenophobia and extremist attitudes. As part of the article proved that ethnic tensions could adversely affect the economic processes, increasing it negative aspects of inter-ethnic relations, which badly perceived in a multiethnic community in the region, and complicating these relations. On the other hand, negative factors (the sanctions policy of the West, the blockade) can optimize the ethno-confessional relations through the development of socio-economic and regulatory measures to ensure the revitalization of international economic cooperation. The study revealed a significant increase in the attention of foreign investors to the region's economy, as well as quite a weak effect of Western sanctions policy in the economic

sphere of the Crimea. Ensuring interaction with civil society institutions should be used as the basis of

improving the regulatory framework, stabilize and strengthen inter-ethnic relations in the context of economic

policy in the Crimea.

Keywords: international relations, ethno-confessional relations, economic processes, optimization.

References

1. V Krymu investorov bol'she vsego privlekayut Simferopol' i YUBK [In the Crimea Investors are Most Attracted to Simferopol and the South Coast]. URL: http://crimea.ria.ru/economy/20160204/1103056786.html

2. Iz-za CHS Krym uvelichil finansovyy rezerv v 7,5 raz [Due to the of Emergencies of Crimea has Increased the Financial Reserve of 7.5 Times]. URL: http://crimea.ria.ru/society/20160129/1102945195.html

3. Glava komiteta GD: Krymu ne urezhut finansirovaniye po gosprogrammam [The Head of Committee of the State Duma: the Crimea does Not Cut Back on Funding for State Programs]. URL: http://crimea.ria.ru/opinions/20160127/1102899208.html

4. Dlya krymskikh natsional'nykh tvorcheskikh kollektivov sshili 170 kostyumov [For the Crimean National Creative Teams Sewed 170 Costumes]. URL: http://crimea.ria.ru/culture/20160119/1102742963.html

5. Krymskiye ital'yantsy poluchili prezidentskiy gran na sbor informatsii o deportirovannykh [Crimean Italians Received a Presidential Grand Prize for the Collection of Information on the Deported]. URL: http://cistrc.ru/ru/news/kryimskie-italyanczyi-poluchili-prezidentskij-grant-na-sbor-informaczii-o-deportirovannyix.html

6. Minfin: Krymu vernut 2,6 mlrd, ne osvoyennykh po FTSP v 2015 godu [The Ministry of Finance: Crimea Will Return 2.6 Billion, not Disbursed by the FTP in 2015]. URL: http://crimea.ria.ru/economy/20160120/1102774793.html

7. Sredstva FTSP dlya Kryma i Sevastopolya na 2016-y god opredelyat v fevrale [Means of the FTP for the Crimea and Sevastopol in the 2016 Year Will Determine in February]. URL: http://crimea.ria.ru/radio/20160122/1102816486.html

8. V MER rasskazali o problemakh v realizatsii FTSP po razvitiyu Kryma [The MED Told About the Problems in the Implementation of FTP for the Development of the Crimea]. URL: http://www.interfax.ru/business/501066

9. Avtopark Kryma ne sootvetstvuyet mestnym yamam i kanavam [Crimean Autopark does not Correspond to the Local Pits and Ditches]. URL: http://crimeapoints.ru/crimea-news/avtopark-kryma-ne-sootvetstvuet-mestnym-yamam-i-kanavam/

10. Proyekt i realizatsiya federal'noy tselevoy programmy (FTSP) «Sotsial'no-ekonomicheskoye razvitiye Krymskogo federal'nogo okruga do 2020 goda» [Design and Implementation of the Federal Target Program (FTP) "Social and Economic Development of the Crimean Federal District Until 2020"]. URL: http://ecostaff.ru/krym/1285-proekt-kontseptsii-federalnoj-tselevoj-programmy-ftsp-sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie-krymskogo-federalnogo-okruga-do-2020-goda

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.