Научная статья на тему 'Экономические аспекты информатизации здравоохранения'

Экономические аспекты информатизации здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / HEALTHCARE AUTOMATION / МЕДИЦИНСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / MEDICAL INFORMATION SYSTEMS / ЛПУ / MEDICAL AND PROPHYLACTIC INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Боканов А.А., Крякина Е.В.

В рамках данной работы были рассмотрены вопросы, касающиеся информатизации здравоохранения в целом, непосредственно автоматизация лечебно-диагностического процесса в лечебно-профилактических учреждениях. Раскрыта взаимосвязь и актуальность экономических аспектов оказания медицинской помощи, отражена значимость управления качества оказания медицинских услуг, при внедрении информационных технологий. В статье раскрыта роль и влияние государства непосредственно на весь процесс информатизации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ASPECT OF HEALTHCARE IT

This paper addresses the questions concerning healthcare IT in whole, especially the automation of diagnostic and treatment process in medical and prophylactic institutions. The authors reveal the interrelation and actuality of medical treatment economic aspects and render the importance of quality management in medical treatment specifically at implementing information technologies. The work exposes the role and impact of the government directly on the whole IT process

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты информатизации здравоохранения»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ECONOMIC ASPECT OF HEALTHCARE IT

Боканов A.A. - к.э.н., профессор кафедры Информационных систем в экономике и менеджменте, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Крякина Е.В. - студентка 5 курса, Московский государственный медико-стоматологический университет

Bokanov A.A. - Cand. Sc. (Economics), Professor of the Department for Information Systems in Economics and Management, Plekhanov Russian University of Economics.

Kryakina E.V. - Senior Student, Moscow State University of Medicine and Dentistry

Аннотация

В рамках данной работы были рассмотрены вопросы, касающиеся информатизации здравоохранения в целом, непосредственно автоматизация лечебно-диагностического процесса в лечебно-профилактических учреждениях. Раскрыта взаимосвязь и актуальность экономических аспектов оказания медицинской помощи, отражена значимость управления качества оказания медицинских услуг, при внедрении информационных технологий. В статье раскрыта роль и влияние государства непосредственно на весь процесс информатизации в целом.

Abstract

This paper addresses the questions concerning healthcare IT in whole, especially the automation of diagnostic and treatment process in medical and prophylactic institutions. The authors reveal the interrelation and actuality of medical treatment economic aspects and render the importance of quality management in medical treatment specifically at implementing information technologies. The work exposes the role and impact of the government directly on the whole IT process.

Ключевые слова: автоматизация здравоохранения; медицинские информационные системы; ЛПУ; медицинские информационные системы

Key words: healthcare automation; medical information systems; medical and prophylactic institution; medical information systems

Приоритетным направлением реформы здравоохранения сегодня является информатизация. Со стороны государства проводится политика «вливания» дополнительных финансовых средств на её реализацию. Важнейшие составляющие данного направления -автоматизация здравоохранения, а также развитие и внедрение информационных медицинских систем в структуру лечебно-профилактического учреждения. Результатом эффективного внедрения информационных технологий будет улучшение качества обслуживания клиентов, сокращение сроков лечебно-диагностического процесса.

На сегодняшний день информационные технологии на рынке медицинских услуг развиваются стремительными темпами. Обусловлено это быстрым ростом объёмов информации, которые возникают как следствие появления новых методов диагностики и анализа данных, а также роста потребности пациентов в более качественных методах лечения.

Признаки автоматизации в российском здравоохранении начали появляться сравнительно недавно. Практически отсутствовал электронный документооборот. Истории болезней, учет пациентов, процедурные отчеты, оборот лекарственных препаратов - все документы были только в бумажном виде. Это сказывалось на скорости, а, следовательно, и качестве обслуживания пациентов, что нередко вело к врачебным ошибкам.

Что же тогда приводит к увеличению спроса на информационные системы в медицинских учреждениях? Во-первых, это реформа здравоохранения, главным приоритетом которой является информатизация медицинской отрасли. Во-вторых, изменение структурных взаимосвязей в сфере здравоохранения, которые, в свою очередь, постепенно приведут к возрастанию конкуренции между ЛПУ, диагностическими, медицинскими центрами разного уровня. В условиях практически свободного выбора ЛПУ или медицинского центра основными мотиваторами потребительских предпочтений

наряду с качеством лечения становятся техническая оснащенность медицинских учреждений, наличие необходимых специалистов, возможность проведения консилиумов со специалистами специализированных медицинских центров. Все это возможно только при наличии автоматизированных рабочих мест (АРМ) врачей, средних медицинских работников и специалистов немедицинского профиля. Функционально они отражают все аспекты профессиональной деятельности медицинского персонала:

• информационного обеспечения работы врача на всех её этапах и сопровождения лечебно-диагностического процесса с момента поступления пациента в медицинскую организацию ;

• автоматизированного ведения медицинской карты;

• осуществления предметного учёта, контроля и оптимизации использования всех видов ресурсов, применяемых в лечебном процессе до выписки больного по окончании лечения.

Несмотря на достижения в разработке и внедрении медицинских информационных систем (МИС), автоматизация отечественных лечебных учреждений до сих пор не получила широкого распространения.

Цель создания МИС для лечебного учреждения - это автоматизация на основе современных технологий, которая может позволить увеличить эффективность медицинской помощи при неизменном уровне финансирования.

Таким образом, повышение производительности труда врача и более глубокое познание самого лечебно-диагностического процесса -вот две истинные цели автоматизации.

К остальным целям можно отнести:

1. Создание единого информационного пространства.

2. Сокращение сроков обследования и лечения пациентов.

3. Анализ экономических аспектов оказания медицинской помощи.

4. Внедрение МИС имеет положительный эффект для всех участников системы здравоохранения.

5. Повышения прозрачности деятельности медицинских учреждений и эффективности принимаемых управленческих решений.

6. Мониторинг и управление качества медицинской помощи.

Главная задача создания МИС - это обеспечение

интеллектуальной поддержки врачам при принятии решений, а также разработать качественный и удобный интерфейс. Для этого

необходимо автоматизировать весь лечебно-диагностический процесс целиком, т. е. составление отчетов, сбор и анализ информации о пациенте, ведение истории болезни.

Внедрение телемедицинских технологий предполагает создание единого информационного пространства, активного взаимодействия медицинских служб и организаций различной подчинённости. Телемедицинские технологии, активно развивающиеся в последние годы в нашей стране, отвечают высоким требованиям повышения доступности медицинской помощи и её качества. Основной акцент в них делается на дистанционном предоставлении консультативных услуг (плановых и экстренных телеконсультаций), высокая диагностическая результативность которых доказана практикой внедрения телемедицинских проектов. Дальнейшее развитие этого перспективного направления информатизации позволит повысить доступность к высокоспециализированной помощи в федеральных и региональных учреждениях здравоохранения, качество лечения больных и создаст предпосылки к выделению телемедицинской диагностической консультативной помощи в самостоятельный вид специализированной помощи населению.

С каждым годом лечебно-диагностический процесс становится всё более технологичным и от того, какие стандартные и специализированные программы и средства информатизации используют в своей деятельности врачи, во многом зависят конечные результаты лечения. Соответственно, внедрение информационных технологий может максимально сократить сроки обследования и лечения пациентов.

Для анализа медицинской помощи, с экономической точки зрения, необходимо внедрение современных экономических методов хозяйствования, которые обеспечивают предметный учёт и контроль использования материальных и финансовых ресурсов здравоохранения, объёмов оказанной медицинской помощи, затрат и мониторинга финансовых потоков, с ней связанных.

Наряду с этим финансово-экономические взаимоотношения в отечественной медицине, в отличие от других отраслей, складываются между тремя или более сторонами: лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) как поставщиком медицинских услуг, страховыми организациями и фондами обязательного медицинского страховании (ОМС), оплачивающими эти услуги, и пациентами, эти услуги потребляющими. Объем оказания медицинской помощи пациентам

определяет ЛПУ, а не пациент. При такой модели медицинского страхования, где заказчиками выступают фонды ОМС, ЛПУ начинают обслуживать именно их потребности, а не потребности пациента. Возникает соблазн посчитать эти отчеты за продукцию ЛПУ, поскольку за них предприятие получает деньги. Однако автоматизация любого ЛПУ независимо от его особенностей должна строиться вокруг ведения электронной истории болезни как бизнес-процесса, обслуживающего основное производство [4].

Зависимость прозрачности деятельности медицинских

учреждений и эффективность принимаемых управленческих решений у главврачей, директоров и экономистов неоднозначна. В связи с этим существует две точки зрения. По одной из них, недостаток финансовых средств даже на простое содержание лечебных учреждений, а главное, полное отсутствие зависимости результата труда медицинского работника и в целом лечебного учреждения от уровня финансирования, приводит к тому, что нередко на информатизацию вообще смотрят как на экзотику, а внедрение ИС считают лишь дополнительной нагрузкой. С этим же связано неприятие автоматизации, так как она влечет за собой постоянный контроль над работником (учет затрат времени, нагрузки, использования ресурсов ЛПУ, оценка качества работы). Их оппоненты, наоборот уверены, что применение информационных систем в медицинской практике ведёт к экономии средств, повышению экономической мотивации и возможностей стимулирования труда медицинского персонала. Также внедрению ресурсосберегающих технологий во многом способствует автоматизация бухгалтерского учёта медицинской организации на основе имеющихся в здравоохранении прикладных программных продуктов.

Одной из немаловажных целей автоматизации является мониторинг и управление качеством медицинской помощи. Данная система контроля качества, построенная на основе единой информационной технологии экспертизы качества медицинской помощи.

Отрицательной стороной вопроса внедрения МИС является финансовая составляющая. Медицинские информационные системы для ЛПУ являются очень дорогостоящими. Средневзвешенная цена за одно автоматизированное рабочее место в ценах 2006 года - 24 990 руб. Разброс цен от 3000 до 49 000 руб. Средняя стоимость

оборудования - 23 115 руб. Средняя стоимость общесистемного программного обеспечения - 11 250 руб. Средняя стоимость 1 рабочего места - 59 355руб [2]. Необходимо отметить, что на настоящий момент цены только возросли, несмотря на удешевление некоторого оборудования в долларовых ценах. За ним следуют непонимание руководителями ЛПУ целей внедрения МИС и финансовый кризис, низкий уровень подготовки руководителей и сотрудников ЛПУ в области информационных технологий.

Статистика негативных последствий отсутствия актуальной, оперативной медицинской информации широко известна во всем мире. В нашей стране такими данными пока не располагает никто, включая профильные ведомства. Однако некоторые исследования в этой области все-таки проводились. По данным Минздравсоцразвития РФ, при традиционной системе медицинского обслуживания 39% времени врача тратится на ведение медицинской документации и 50% - на поиск информации. Внедрение автоматизированной системы позволяет увеличить поток больных на 10-20%, уменьшить время постановки диагноза на 25%, снизить время ожидания пациентом очередной процедуры в 2 раза и время поиска информации в 4 раза.

Можно смело говорить, что сегодня в лечебных учреждениях МИС используются только на 5%. Это службы, в чьи обязанности входит лишь формирование электронного документооборота, статистических данных. Важно заметить, что в настоящее время основные принципы электронного здравоохранения уже утверждены, но сама концепция его построения еще недостаточно проработана и не реализуется, а нормативно-правовая база практически отсутствует.

Со стороны государства проводится политика, которая нацелена на стимулирование развития рынка медицинских информационных систем в ближайшем будущем. Основной её целью будет по-прежнему повышение качества медицинского обслуживания, оптимизация работы лечебно-профилактических учреждений, наличие на рынке МИС, отвечающих всем правилам и стандартам, которые реально будут облегчать работу персонала.

В рамках принятого законопроекта «Об охране здоровья граждан», информатизация занимает ключевое значение и на её развитие правительство планирует выделить из госбюджета 24млрд. руб. [3] Дополнительные финансовые средства помогут в кротчайшие сроки решить текущие проблемы, связанные с внедрением и развитием информационных технологий в здравоохранении.

Библиографический список

1. Голубева А. П., д. м. н. Диссертация «Научное обоснование модели клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений». 2003 г. с. 49

2. Гусев А. В. Аналитический обзор «Перспективы реализации национального проекта «Здоровье» средствами комплексной медицинской информационной системы» 2006 г. с. 65

3. Дронин С. М. «Приучить себя к здоровью» // «Эксперт, лучшие врачи России» 2010 г. с. 3

4. Куракова Н. А. Информатизации здравоохранения как инструмент создания «саморегулируемой системы организации медицинской помощи» // «Врач и информационные технологии», 2009 г. №2

5. МартыненкоВ. Ф. Использование информационных технологий в управлении качеством медицинской помощи. Методические рекомендации // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. 2006 г. №8 с. 53-68

6. РФФИ, Статья «Медицинские информационные системы.//Экспертные системы и базы данных», 2005 г.

7. Творогова Н. Д., Мотивация производительности и влияние на неё оплаты труда медицинских работников/Юбщественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров. ММА имени И. М. Сеченова. 2002 г. с. 226-229

Контактная информация:

E-mail: inf@rea.ru

E-mail: katia_kryakina@yahoo.com

Contact links:

E-mail: inf@rea.ru

E-mail: katia_kryakina@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.