Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ("ТОВАРНАЯ") КОНТРАБАНДА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ("ТОВАРНАЯ") КОНТРАБАНДА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
158
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНТРАБАНДА / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНТРАБАНДЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жарких Екатерина Александровна

В статье рассматриваются проблемы противодействия таможенным преступлениям, обострившиеся и получившие новое развитие в условиях интеграции экономики России с мировой экономикой. Автор определяет стратегически важные направления борьбы с «экономической» контрабандой, в том числе контрабандой наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, а таже алкогольной продукции и (или) табачных изделий. Проанализирована нормативная база осуществления указанной деятельности, выявлены ее отдельные несовершенства. Говоря о профилактике указанных правонарушений, авторы отмечают, что соответствующие профилактические мероприятия должны проводиться и на низовом уровне - уровне конкретных предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономические и смежные с ними операции, и указывают на некоторые упущения при их реализации на примере конкретного хозяйственного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жарких Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ("COMMODITY") SMUGGLING: POLITICAL AND CRIMINOLOGICAL PREREQUISITES FOR FORMING CRIMINAL COUNTERACTION

The article examines the problems of counteracting customs crimes, which have become aggravated and received new development in the context of the integration of the Russian economy with the world economy. The author defines strategically important directions of combating "economic" smuggling, including smuggling of cash and (or) monetary instruments, as well as alcoholic beverages and (or) tobacco products. The regulatory framework for the implementation of this activity is analyzed, its individual imperfections are revealed. Speaking about the prevention of these offenses, the authors note that the corresponding preventive measures should be carried out at the grassroots level - the level of specific enterprises and organizations carrying out foreign economic and related operations, and point to some omissions in their implementation on the example of a specific economic society.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ("ТОВАРНАЯ") КОНТРАБАНДА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ»

5. Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. - 1998. - 10 дек.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ («ТОВАРНАЯ») КОНТРАБАНДА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Жарких Екатерина Александровна

кандидат юридических наук Кубанский государственный университет

г. Краснодар

ECONOMIC ("COMMODITY") SMUGGLING: POLITICAL AND CRIMINOLOGICAL PREREQUISITES FOR FORMING CRIMINAL COUNTERACTION

Zharkikh Ekaterina Alexandrovna

PhD in Law Kuban State University Krasnodar city

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются проблемы противодействия таможенным преступлениям, обострившиеся и получившие новое развитие в условиях интеграции экономики России с мировой экономикой. Автор определяет стратегически важные направления борьбы с «экономической» контрабандой, в том числе контрабандой наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, а таже алкогольной продукции и (или) табачных изделий. Проанализирована нормативная база осуществления указанной деятельности, выявлены ее отдельные несовершенства. Говоря о профилактике указанных правонарушений, авторы отмечают, что соответствующие профилактические мероприятия должны проводиться и на низовом уровне - уровне конкретных предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономические и смежные с ними операции, и указывают на некоторые упущения при их реализации на примере конкретного хозяйственного общества.

ABSTRACT

The article examines the problems of counteracting customs crimes, which have become aggravated and received new development in the context of the integration of the Russian economy with the world economy. The author defines strategically important directions of combating "economic" smuggling, including smuggling of cash and (or) monetary instruments, as well as alcoholic beverages and (or) tobacco products. The regulatory framework for the implementation of this activity is analyzed, its individual imperfections are revealed. Speaking about the prevention of these offenses, the authors note that the corresponding preventive measures should be carried out at the grassroots level - the level of specific enterprises and organizations carrying out foreign economic and related operations, and point to some omissions in their implementation on the example of a specific economic society.

Ключевые слова: контрабанда; экономическая контрабанда; предупреждение контрабанды; таможенные преступления; уголовно-правовая политика.

Keywords: smuggling; economic smuggling; prevention of contraband; customs crimes; criminal law policy.

Законодательный подход к регламентации ответственности за контрабандные преступления, получивший реализацию в Федеральном законе от 07.12. 2011 № 420-ФЗ, без преувеличения можно назвать «эпохальным». Это обусловлено тем, что контрабанда, как особое уголовно-наказуемое деяние, имеет многовековую историю. Поэтому уже в 13-м веке в Российском государстве появляется прообраз таможенной службы, одной из основных задач которой была борьба с контрабандой, т. е. бесконтрольным оборотом товаров, и предотвращение ввоза на территорию государства и вывоза товаров и изделий, исключенных из свободного гражданского оборота. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей, являясь традиционными для российского уголовного права деяниями, в последние годы получили весьма значительное

распространение, модернизировались, проявились новые черты криминологической характеристики.

В настоящее время для криминальной ситуации в сфере таможенных отношений, внешней торговли характерны серьезные негативные тенденции:

- получил широкое распространение вид преступления, связанного с выводом капитала за границу. Для предупреждения отмеченных преступлений в структуре Центрального банка создана специальная служба. На нее возложена обязанность по осуществлению контроля за незаконными денежными переводами из России в зарубежные страны [1]. Однако эффективность предпринимаемых этими службами мер по противодействию незаконным переводам денежных средств за пределы Российской Федерации слишком низка, о чем свидетельствует

тот факт, что, например, в 2014 г. отток капитала оценивался в 115 млрд. дол.;

- введение странами Европейского Союза экономических санкций против России и последовавшие ответные меры, несомненно, значительно увеличили контрабандный, несанкционированный ввоз товаров на территорию Российской Федерации. Это обстоятельство обусловило необходимость принятия упреждающих мер, усиление пограничного и таможенного контроля;

- введение странами Европейского Союза экономических санкций против России и последовавшие ответные меры, несомненно, значительно увеличили контрабандный, несанкционированный ввоз товаров на территорию Российской Федерации. Поэтому пришлось принимать упреждающие меры, усиливать пограничный и таможенный контроль;

- зарегистрировано значительное увеличение ввоза алкогольной и табачной продукции физическими лицами нелегальным путем. Основной поток этой продукции идет из Казахстана, причем контрольные закупки показали, что две трети продукции не соответствуют требованиям по качеству, установленным на территории России;

- получил широкое распространение преступление, связанное с выводом капитала за границу, например, в 2014 году отток капитала оценивался в 115 миллиардов долларов;

- значительно увеличился нелегальный ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной и табачной продукции физическими лицами.

Отмеченная сложная криминальная ситуация инициировала принятие Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 192-ФЗ, которым утверждены основы системы профилактики правонарушений в России [4]. Законодатель определяет профилактику правонарушений в этом нормативном правовом акте как «комплекс социальных, экономических, правовых, организационно-управленческих и ряд других мер, направленных на выявление причин и условий и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения».

Сложившаяся ситуация в определенной степени связана таже с созданием Таможенного союза и установлением правового соглашения между её членами (Россией, Белоруссией и Казахстаном). Для регламентации возникающих правоотношений Государственная Дума принимает фундаментальный Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года №306 - ФЗ. Однако концепция, заложенная в этом нормативно-правовом акте, вызывает определенные возражения. Во-первых, имеет место несогласованность между пределами

предполагаемого правового регулирования деятельности государства и установленными в

преамбуле закона его целями. Согласно формулировке названия закона, речь в нем должна идти о таможенной деятельности государства в международном масштабе, т. е. со всеми странами окружающего мира. Но цели, определенные в ст. 1 этого закона, сфокусированы на деятельность в рамках Таможенного союза.

Во-вторых, создание такого союза и принятие правового соглашения между его членами, предполагает, видимо, и согласованность санкций за допускаемые правонарушения.

Однако отмеченные моменты не снижают значимость закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года №306 - ФЗ и вновь принимаемые законы, посвященные внешне - экономическим и торговым связям России с другими странами, в том числе устанавливающие ответственность за контрабанду, были скорректированы с его нормами. В условиях сложной оперативной обстановки в мире российский законодатель осуществляет очередную трансформацию законодательного подхода к регламентации уголовной и административной ответственности за контрабанду во всех ее проявлениях. Это нашло закрепление, прежде всего, в Федеральном законе от 07.12. 2011 № 420-ФЗ, которым из системы Особенной части УК РФ была исключена ст. 188 УК РФ, внесены принципиальные изменения в ст. 194 УК РФ. Однако актуальность и серьезность правотворчества в этой сфере обусловили принятие Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», который гласит: «установить требования к проведению процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов в области таможенного и налогового законодательства» [2].

Анализ правоприменительной практики показывает, что исключение ст. 188 УК РФ из содержания Особенной части УК РФ и включение вместо нее ст. 200.1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» [5] и ст. 200.2 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий» [3] вряд ли обосновано. Необходимо отметить, что их содержание уже повлекло критические оценки, отмечено несовершенство дифференциации уголовной ответственности за эти преступления установленной пенализации.

Аналогичная оценка рассматриваемого законодательного решения получена и в результате специального опроса 17 сотрудников ООО «Таможенный Консалтинг» (г. Краснодар). Считаю необходимым отметить достаточно успешную организацию деятельности, реализуемой в отношении как работников, так и клиентов, обращающихся за оказанием услуг, связанных с таможенным оформлением. Вместе с тем, значительный эмпирический материал, полученный этой службой, свидетельствует о некоторых проблемах применения норм

таможенного и уголовного законодательства, о сложностях квалификации анализируемых правонарушений. В итоге нами сформулированы конкретные рекомендации по заявленной проблематике.

Актуальность правотворчества в сфере противодействия контрабанде и уклонению от уплаты таможенных платежей подчеркнута в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Указ гласит: «установить требования к проведению процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении проектов нормативных правовых актов в области таможенного и налогового законодательства» [2].

Рассматриваемая сфера противодействия контрабанде предполагает два направления: административно-правовое и уголовно-правовое. Анализ статистических показателей

административных нарушений таможенного законодательства после проведенного его реформирования показывает, что их количество не уменьшается, а по некоторым позициям их число растет. Так, ежедневно таможенные органы возбуждают до 200 дел об административных правонарушениях в отношении предпринимателей и граждан.

Административное законодательство

включает основные статьи в главе 16 «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)». сформулированных уже с учетом сложившихся отношений в рамках Евразийского экономического союза. Особо следует выделить ст. 16.2. «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров», в которой изложены основания и условия наступления ответственности за нарушение правил перемещения товаров через таможенную границу. Так. ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ устанавливает ответственность за

недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному

декларированию, за исключением случаев незаконно перемещаемых наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 16.4 КоАП РФ). Нарушение этих правил влечет административное наказание для граждан и юридических лиц в виде штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости недекларированного товара. При этом может быть применена конфискация этого товара. Предусмотрен и второй вид наказания -конфискация предметов административного правонарушения. Более строгое наказание предусмотрено для должностных лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей.

В ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за предоставление недостоверных сведений декларантом или таможенным представителем о классификационном коде товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. В рассматриваемом случае

декларант представляет неполное описание товаров, недостоверные сведения об их количестве и свойствах, о стране происхождения (что чаще всего встречается на практике), об их таможенной стоимости и иную информацию о товаре, которая может послужить основанием освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Эти действия влекут административное наказание для граждан и юридических лиц в виде штрафа в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой. Санкция этой нормы также предусматривает и второй вид наказания -конфискацию предметов административного правонарушения. Более строгое наказание предусмотрено для должностных лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей.

Часть 3 ст. 16.2 КоАП РФ регламентирует ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем недостоверных сведений о товарах либо предоставление недействительных документов. В результате такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации. Санкция этой нормы предусматривает административное наказание для граждан в виде штрафа в размере от одной тысячи пятьсот до двух тысяч пятьсот рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой. Для должностных лиц штраф увеличен -от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; для юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой. Предусмотрен также и второй вид наказания - конфискация предметов административного правонарушения.

Уголовно-правовому противодействию

экономической контрабанде законодатель посвятил ст. 200.1 «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» [5] и ст. 200.2 «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий» [3]. Анализ указанных составов контрабанды следует рассматривать с позиции возрождения в УК РФ понятия «экономической» контрабанды, что подчеркивает экономическую обусловленность этих двух новелл уголовного правотворчества. Подобное решение Государственной Думы Российской Федерацией было предопределено неоднозначной ситуацией, складывающейся во внешнеэкономических отношениях страны с зарубежными странами. Вначале она была связана со вступлением России в ВТО, усилением демпинговой интервенции, затем введением Европейским союзом санкций против России.

Предмет контрабанды наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 УК РФ) включает наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумага, а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательства эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата (примечание 5 к ст. 200.1 УК РФ) [5]. При этом законодательно закреплено, что уголовная ответственность наступает при перемещении денежных средств в крупном размере, т. е. сумма незаконно перемещаемых денежных средств превышает 30 тысяч долларов США.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 530-ФЗ в систему Особенной части Уголовного кодекса РФ был введен еще один состав контрабандного преступления в сфере экономической деятельности. Законодатель включил ст. 200.2 УК РФ, регламентирующую ответственность за контрабанду алкогольной продукции и (или) табачных изделий [3]. Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается не только в причиняемом государству экономическом ущербе. Алкоголь и табачные изделия ограничены в свободном обороте, большой процент имеет контрафактное производство, поэтому их контрабанда представляет особую опасность. В странах Европейского союза таможенный и пограничный контроль строгий и наказывают там за подобные нарушения достаточно жестко. Соответственно, поток сигарет направляется в Россию, так как границы открыты, а в случае установления нарушения налагают символические штрафы.

Понятие предмета контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ) не определено законодателем в отмеченном Федеральном законе от 31 декабря 2014 года №530-ФЗ. Однако диспозиция ч. 1 ст. 200.2 УК РФ содержит указание на то, что объем незаконно перемещаемой через таможенную границу Таможенного союза продукции должен быть в крупном размере. В примечании №1 к данной статье определен крупный размер контрабанды, который будет иметь место, когда стоимость алкогольной продукции и (или) табачных изделий превышает 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей. Законодатель в примечании №1 устанавливает формулу расчета крупного размера.

При конструировании квалифицированных составов контрабанды алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ) в целях дифференциации уголовной ответственности за их совершение законодатель исходил из посылки, что речь идет о достаточно тяжких преступлениях. Это предопределило и подход законодателя к дифференциации уголовной ответственности и, соответственно, к конструированию

квалифицированных составов этого вида

контрабанды. Часть 2 ст. 200.2 УК РФ содержит два квалифицирующих признака: а) совершение контрабанды группой лиц по предварительному сговору; б) должностным лицом с использованием своего служебного положения. Санкция нормы, сформулированной в ч. 2 ст. 200.2 УК РФ, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 7 лет. Санкция нормы, сформулированной в ч. 3 ст. 200.2 УК РФ, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет (речь идет уже об особо опасном преступлении).

Необходимо подчеркнуть, что установление уголовной ответственности за контрабанду спиртных напитков в ст. 200.2 УК РФ может породить трудности при разграничении с составом, сформулированном в ст. 226.1 УК. В этой статье одним из предметов состава преступления выступает спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80% или более; этиловый спирт и прочие спиртовые настойки денатурированные. Следовательно, создана конкуренция двух уголовно-правовых норм, для разрешения которой требуется компетентное заключение специалистов.

В настоящее время основные направления деятельности в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности закреплены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ 31.12. 2015 г. № 683, и в Концепции внешней политики Российской Федерации. Усилия Федеральной таможенной и пограничной службы, МВД РФ направлены на реализацию положений, закрепленных отмеченными нормативными актами. Целесообразно принять окончательное решение об установлении уголовной ответственности юридических лиц, а таже об обязательном применении уголовно-правовой меры - конфискации имущества, но желательно в виде дополнительного наказания.

Список литературы

1. Зубков И. Союзников перепроверят // Российская газета. 2014. 28 февраля.

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 129336/.

3. Федеральный закон от 31.12.2014 № 530-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 173188/.

4. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 192-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 199976/.

5. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018) // СПС «КонсультантПлюс». URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 148268/.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НОРМ ТРУДОВОГО И СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2021.2.73.499 Закирова Светлана Андреевна

кандидат юр. наук, старший преподаватель кафедры гражданского права, Ростовский филиал ФГБОУВО «РГУП» Г. Ростов-на-Дону, Россия

THE INTERACTION OF THE NORMS OF LABOR AND FAMILY LAW IN THE EDUCATION OF A MINOR

Zakirova Svetlana A.

candidate ofjurisprudence, Teacher of civil law, RGUP FGBOUVO Rostov branch Rostov-on-Don, Russia

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу проблем вопросов родительства и детства в семейном и трудовом праве. Автор рассматривает необходимость общественного и правового содействия занятости молодежи как одной из главных задач государства. Также рассматриваются проблемы воспитания детей и обеспечения их безопасной жизни. Аргументируется вывод о том, что ответственность родителей заключается не только в обязанности создавать необходимые домашние условия, но и защищать интересы несовершеннолетнего, его законные права. Предлагается ввести и рассмотреть на правовом уровне понятие "социальная ответственность".

ABSTRACT

The article is devoted to the analysis of the problems of parenthood and childhood in family and labor law. The author considers the need for public and legal assistance to youth employment as one of the main tasks of the state. The problems of raising children and ensuring their safe life are also considered. The conclusion is argued that the responsibility of parents lies not only in the obligation to create the necessary home conditions, but also to protect the interests of the minor, his legal rights. It is proposed to introduce and consider at the legal level the concept of "social responsibility".

Ключевые слова: родительство, воспитание несовершеннолетнего, правовое государство, занятость, трудоустройство.

Keywords: parenthood, upbringing of a minor, the rule of law, employment, employment.

Международные нормы, а также российское семейное законодательство признают и закрепляют право ребенка на семейное воспитание. Однако в широком смысле этого слова на благополучное существование современной семьи влияет множество факторов. Социально-экономические трудности, военные конфликты, социальная и политическая нестабильность, с которыми сталкиваются многие современные государства, оказывают непосредственное влияние на положение членов семьи, а также на состояние семьи в целом. В то же время сегодня в международных признанных относительно благополучных и стабильных странах существует проблема постепенной деградации семейного образа жизни. Эта тенденция находит свое выражение в снижении престижа института семьи, необходимости иметь детей, увеличении числа

бракоразводных процессов, а также в том, что многие члены общества сознательно выбирают одиночество как наиболее необременительный и удобный образ жизни.

Происходящие глобальные изменения с разных сторон оказывают влияние на нынешнее положение семьи, а именно: они способствуют ослаблению межличностных семейных отношений, снижают воспитательный потенциал семьи, становятся причиной нарушений прав и дезадаптации несовершеннолетних детей. Проблемы воспитания ребенка в семье могут быть вызваны не только наднациональными причинами (миграция населения, военные конфликты, столкновение внешнеполитических интересов государств и т.д.) или кризисными явлениями в социально-экономической сфере конкретного государства, но и проблемами в самих семейных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.