Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ С МИРОВОЙ ЭКОНОМИКОЙ'

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ С МИРОВОЙ ЭКОНОМИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОНТРАБАНДЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жарких Екатерина Александровна, Прохоров Леонид Александрович, Скачко Анна Владиленовна

В статье рассматриваются проблемы противодействия таможенным преступлениям, обострившиеся и получившие новое развитие в условиях интеграции экономики России с мировой экономикой. Авторами определяются стратегически важные направления борьбы с контрабандой, в том числе контрабандой предметов, представляющих особую опасность, - наркотиков, оружия и др. Проанализирована нормативная база осуществления указанной деятельности, выявлены ее отдельные несовершенства. Говоря о профилактике указанных правонарушений, авторы отмечают, что соответствующие профилактические мероприятия должны проводиться и на низовом уровне - уровне конкретных предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономические и смежные с ними операции, и указывают на некоторые упущения при их реализации на примере конкретного хозяйственного общества.The article examines the problems of counteracting customs crimes, which have become aggravated and received new development in the context of the integration of the Russian economy with the world economy. The authors define strategically important directions in the fight against smuggling, including the smuggling of items that pose a particular danger - drugs, weapons, etc. The regulatory framework for the implementation of this activity is analyzed, its individual imperfections are identified. Speaking about the prevention of these offenses, the authors note that the corresponding preventive measures should be carried out at the grassroots level - the level of specific enterprises and organizations carrying out foreign economic and related operations, and point out some disadvantages of their implementation on the example of a particular economic society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жарких Екатерина Александровна, Прохоров Леонид Александрович, Скачко Анна Владиленовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ С МИРОВОЙ ЭКОНОМИКОЙ»

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ С МИРОВОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Жарких Екатерина Александровна

кандидат юридических наук Кубанский государственный университет

г. Краснодар Прохоров Леонид Александрович доктор юридических наук, профессор Кубанский государственный университет

г. Краснодар СкачкоАнна Владиленовна доктор юридических наук Краснодарский университет МВД России

г. Краснодар

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются проблемы противодействия таможенным преступлениям, обострившиеся и получившие новое развитие в условиях интеграции экономики России с мировой экономикой. Авторами определяются стратегически важные направления борьбы с контрабандой, в том числе контрабандой предметов, представляющих особую опасность, - наркотиков, оружия и др. Проанализирована нормативная база осуществления указанной деятельности, выявлены ее отдельные несовершенства. Говоря о профилактике указанных правонарушений, авторы отмечают, что соответствующие профилактические мероприятия должны проводиться и на низовом уровне - уровне конкретных предприятий и организаций, осуществляющих внешнеэкономические и смежные с ними операции, и указывают на некоторые упущения при их реализации на примере конкретного хозяйственного общества.

ABSTRACT

The article examines the problems of counteracting customs crimes, which have become aggravated and received new development in the context of the integration of the Russian economy with the world economy. The authors define strategically important directions in the fight against smuggling, including the smuggling of items that pose a particular danger - drugs, weapons, etc. The regulatory framework for the implementation of this activity is analyzed, its individual imperfections are identified. Speaking about the prevention of these offenses, the authors note that the corresponding preventive measures should be carried out at the grassroots level - the level of specific enterprises and organizations carrying out foreign economic and related operations, and point out some disadvantages of their implementation on the example of a particular economic society.

Ключевые слова: контрабанда; таможенные преступления; противодействие контрабанде; предупреждение преступлений; экономическая безопасность.

Keywords: smuggling; customs crimes; countering smuggling; crime prevention; economic security.

Проблемы обеспечения экономической безопасности при осуществлении

внешнеэкономической деятельности всегда неразрывно связывают с противодействием контрабанде как направлением борьбы с преступностью. Поэтому решение о присоединении России к ВТО было встречено в обществе далеко неоднозначно. И это вполне понятно, так как вступление страны в эту организацию влечет не только позитивные, но и серьезные негативные последствия. Некоторые специалисты полагают, что нет реальной угрозы внезапного роста ввоза контрафактной и опасной для здоровья продукции со вступлением Российской Федерации во Всесоюзную торговую организацию. Однако они не исключают, и мы с ними согласны, что риск реальный все-таки существует и прежде всего в потребительской сфере. Например, согласно выводам экспертов, свою продовольственную безопасность Россия утратила еще в 90-е годы. Потребности в еде наша страна покрывает только наполовину. Вторую половину прочно занимает импорт. Стремление получить как можно быстрее выгоду отодвигает на

второй план интересы государства. Возможность существенных потерь для России, трудностей в отдельных отраслях производства при присоединении к ВТО не исключал в свое время и глава государства. В 2012 г. В.В. Путин говорил об этом на встрече с председателем Федерации независимых профсоюзов [4]. Поэтому государство должно волевым порядком разрешать эти проблемы [5]. Управление подобными рисками является ежедневной работой таможенных и контрольных служб.

Следовательно, стратегически важным направлением при этом является недопущение интервенций как традиционных промышленных товаров, так и материалов общеопасного характера. На первом плане стоит проблема борьбы с контрабандой оружия, наркотиков, уклонением от уплаты таможенных платежей, легализацией денежных средств, полученных преступным путем. Вполне понятно, что для осуществления террористической деятельности, проведения конкретных террористических актов необходимы значительные финансовые затраты, поставки оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.

Оружие террористам поставляется в основном контрабандным путем. Особую опасность представляют боевые отравляющие вещества и их компоненты.

Основную финансовую подпитку

террористические организации получают от мирового наркотрафика, оцениваемого в 800 млрд. долл. ежегодно. Культивирование опийного мака в Афганистане неуклонно растет. Ситуация осложнилась в связи с выводом из Афганистана в 2014 г. войск США и других стран - членов международной коалиции. По данным ФСКН РФ, с 2005 по 2015 гг. объем контрабандно поставляемых наркотических средств и психотропных веществ вырос в 160 раз. С учетом этого обстоятельства возрастает роль уголовно-правового воздействия на торговцев оружием, наркотиками, которую выполняют ст. 226.1 и 229.1 УК РФ [11].

Повышенная актуальность проблем противодействия контрабандным преступлениям обусловлена двумя важнейшими факторами. Во-первых, созданием Таможенного союза в составе Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь, что требует самого серьезного подхода к унификации и гармонизации принимаемых важнейших нормативных правовых актов и согласованности проводимых организационных мероприятий. Во-вторых, вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в условиях масштабной диспропорции между импортом и экспортом, ставящей российского производителя в самое невыгодное положение. Более того, эта ситуация обострена принимаемыми странами Европейского союза и США экономическими и политическими санкциями и тем, что официальный внешнеэкономический оборот зачастую принимает криминальный характер.

На характер уголовно-правового воздействия в сфере противодействия таможенным

(контрабандным) преступлениям в современной России оказывает влияние два серьезнейших процесса, связанных с ее внешнеэкономической и внешнеполитической деятельностью, организацией внешней торговли. Они принципиально меняют суть торговых взаимоотношений страны с другими государствами мира. Поэтому и уголовный закон как основа уголовно-правового воздействия должен реагировать на эти процессы [10].

Первый процесс связан с тенденциями интеграции экономики страны с мировой экономикой. Это нашло воплощение в создании Таможенного союза, в завершении процесса присоединения России к Всесоюзной торговой организации (ВТО), в соглашениях, заключенных на саммите АТЭС 2012 г., а также в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Наращиваются темпы внешнеторгового оборота со странами Каспия: Азербайджаном,

Туркменистаном, Ираном, Казахстаном (рост почти в два раза). На Северо-Западе страны действует международная программа

приграничного сотрудничества «Эстония, Латвия,

Россия». При этом в разных случаях сотрудничества должны иметь место принципиальные отличия в правовом регулировании торговых взаимоотношений и организации таможенного дела.

Второй процесс порожден необходимостью создания комплекса правовых норм, по-новому регламентирующих порядок таможенных отношений на международном уровне. Он заключается в правовом оформлении интеграции экономики Российской Федерации с мировой экономикой, правового регулирования

таможенного дела и, соответственно, уголовно-правовой охраны соответствующих отношений. В период реализации указанных процессов законодатель предпринял следующие шаги в сфере нормотворчества: 1) принят Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 306-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [6]; 2) подписан Таможенный кодекс Таможенного союза [9], ныне утративший силу в связи с принятием Таможенного кодекса Евразийского

экономического союза [8] (одновременно был признан утратившим силу Таможенный кодекс РФ); 3) Федеральным законом от 07.12. 2011 г. № 420-ФЗ из системы Особенной части УК РФ исключена ст. 188 УК РФ, но в то же время внесены принципиальные изменения в ст. 194 УК РФ; в кодекс включены ст. 226.1 о контрабанде оружия и ряда иных предметов, в ней названных, ст. 229.1 о контрабанде наркотиков; ст. 200.1

0 контрабанде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, ст. 200.2 о контрабанде спиртных напитков и табачных изделий.

Сопоставление двух названных процессов в части хронологии и их содержания приводит к выводу, что протекали они вопреки логике, как бы параллельно, без достаточно четкой взаимной согласованности. Полагаем, что концепция, заложенная в Федеральном законе от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [14], недостаточно выдержана и вызывает определенные вопросы. Во-первых, необходимо обратить внимание на несогласованность между пределами

предполагаемого правового регулирования деятельности государства и установленными в преамбуле закона его целями. Согласно формулировке названия закона, речь в нем должна идти о таможенной деятельности государства в международном масштабе, т.е. со всеми странами мира. Но цели, определенные в ст. 1 Закона, ориентированы на таможенную деятельность в рамках Евразийского экономического союза. Так, основной целью данного нормативно-правового акта является «обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации и иных актов, составляющих право Евразийского экономического союза (далее - Союз)» (п. 1 ч. 1 ст.

1 Закона). Однако одновременно таможенное дело

в РФ определено как «совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации, их нахождения и использования в Российской Федерации или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных,

антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством Российской Федерации, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами» (ч. 2 ст. 2 Закона).

Реализация отмеченных правовых актов возложена, прежде всего, на таможенную службу Российской Федерации, основным направлением работы которой является осуществление уголовно-правового воздействия в сфере борьбы с преступлениями в соответствии с компетенцией таможенных органов, а также иными связанными с ними преступлениями [7].

Во-вторых, вызывает некоторое недоумение подход законодателя к определению «дерева целей» такого важнейшего направления деятельности государственных органов, как таможенное дело. Вполне естественно, что основной, первой целью в данном случае является обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли

товарами (п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона). Однако законодатель назвал обеспечение экономической безопасности лишь в качестве второй цели, с чем трудно согласиться. Видимо, на первом месте, как представляется, должна стоять экономическая безопасность России, а все иные цели выступать производными от нее. При этом полагаем, что обеспечение выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза ЕАЭС, это не цель правового регулирования, а средство достижения цели в правоприменительной практике.

Вполне естественно, что таможенное дело в России не может быть ограничено рамками взаимоотношений с Белоруссией, Казахстаном, Арменией и Киргизией. Например, только по акватории Каспийского моря проходит государственная граница с Азербайджаном, Ираном, Туркменистаном, что порождает, естественно, серьезные трансграничные проблемы. На Дальнем Востоке тысячекилометровые границы с Китаем и Монголией, морские границы с Японией также создают благоприятные условия для нарушения таможенных правил, контрабандных перемещений товаров. Рынки сбыта в России заполонили некачественные товары импортного

производства. Поэтому в настоящее время, как отмечает Президент РФ, необходимо продолжать целенаправленную работу по надлежащему международно-правовому оформлению внешних границ Российской Федерации, включая внешние границы континентального шельфа, обеспечить национальные интересы России, прежде всего в сфере безопасности и экономики [5]. Актуальность отмеченных главой государства задач подтверждает осложнение ситуации с контрабандой наркотиков. Таможенники не исключают серьезную опасность контрабандных интервенций через государственную границу и со странами, вошедшими в Таможенный союз. Колоссальные потоки наркотиков из Афганистана идут через Казахстан. Например, в первом полугодии 2013 г. в сравнении с соответствующим периодом 2012 г., по данным ФСКН РФ, почти в 2 раза увеличился поток афганского героина. Ежегодно в страну в тот период из Европы через границу с Белоруссией и другими Европейскими странами переправлялось 3-5 тонн кокаина [2]. Аналогичная ситуация сохраняется и в настоящее время. Ее развитие достаточно непредсказуемо, что обусловливается последними событиями, происходящими в Афганистане.

Важнейшей проблемой уголовно-правового воздействия является имплементация Соглашения о партнерстве и сотрудничестве в правовую систему России. Россия, ратифицируя международные конвенции, принимает на себя обязательства вносить соответствующие изменения в национальное законодательство, учитывать международные стандарты и рекомендации, в том числе касающиеся уголовно-правовых методов борьбы с общественно опасными деяниями, совершаемыми

юридическими лицами.

Следует отметить, что применительно к таможенным преступлениям имеют место определенные расхождения по отдельным вопросам уголовно-правового воздействия. Среди них наиболее актуальными и в то же время дискуссионными являются: установление уголовной ответственности юридических лиц [1, с. 78]; применение дополнительного наказания в виде конфискации имущества, которой необходимо вернуть этот «статус»; «реанимирование» ответственности за «товарную» контрабанду. При этом следует подчеркнуть, что начало уже положено, законодатель «вернул» составы контрабанды товаров в виде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, а также алкогольной продукции и (или) табачных изделий в Особенную часть УК РФ (ст. 200.1, 200.2). Актуальность и серьезность законодательной регламентации уголовно-правового воздействия в сфере противодействия таможенным преступлениям подчеркнута и в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [13].

В настоящее время основные направления

деятельности в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности закреплены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ 31.12.2015 г. № 683, и в Концепции внешней политики Российской Федерации. Усилия Федеральной таможенной и пограничной службы, МВД РФ направлены на реализацию положений, закрепленных отмеченными нормативными актами. Указанные органы выступают основными субъектами профилактики контрабандных преступлений и правонарушений, на них возложен серьезный груз ответственности за ее осуществление. Вместе с тем ими не исчерпывается круг органов, организаций и должностных лиц, которые вовлечены в предупреждение названных правонарушений.

Соответствующие профилактические

мероприятия должны проводиться и на низовом уровне - уровне конкретных предприятий и организаций, осуществляющих

внешнеэкономические и смежные с ними операции. Осуществленный авторами настоящей работы анализ состояния дел в этой сфере в ООО «Таможенный Консалтинг» (г. Краснодар) свидетельствует о достаточно успешной организации указанной деятельности, реализуемой в отношении как работников, так и клиентов, обращающихся за оказанием услуг, связанных с таможенным оформлением. Вместе с тем наблюдается необходимость в повышении уровня правовой грамотности сотрудников, в том числе в вопросах, касающихся уголовной и административной ответственности за таможенные правонарушения. В частности, требуется более глубокое изучение содержания Федеральных законов от 27 ноября 2010 г. №306-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Таможенного кодекса Евразийского

экономического союза, установлений гл. 16 («Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)») КоАП РФ [3], а также вопросов ответственности за названные ранее так называемые контрабандные преступления.

Список литературы:

1. Антонова Е.Ю. Уголовная ответственность юридических лиц в международной практике // Юридический мир. 2008. №7. С. 78.

2. Доклад руководителя ФСКН РФ В. Иванова Президенту РФ В. Путину // Российская газета. 2013. 12 марта.

3. Кодекс Российской Федерации об

административных правонарушениях 2001 г. (ред. от 01.07.2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 34661/.

4. Латухина К. Сколько надо // Российская газета. 2012. 16 июля.

5. О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 605 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 19. Ст. 2342.

6. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. №306-ФЗ (ред. от 24 февраля 2021 г.) // ИПС «ГАРАНТ». URL: https://base.garant.ru/12180625/.

7. Приказ Федеральной таможенной службы от 4 сентября 2018 г. № 1380 «Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 307703/.

8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019 г.) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 215315/

9. Таможенный кодекс Таможенного союза // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 94890/ (утратил силу).

10. Уголовно-правовое воздействие. Коллективная монография / под ред. А.И. Рарога М., 2012.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (ред. от 01.07.2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 10699/.

12. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 9 мая.

13. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 19. Ст. 2338.

14. Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 304093/.

УДК 349.6

«DIFFERENCES OF THE INVOLVEMENT OF A MINOR IN THE COMMITING OF ACTIONS DANGEROUS TO THE LIFE OF A MINOR FROM RELATED CRIMES »

Tsyganova E.I.

postgraduate student of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation

ABSTRACT

The article is devoted to the delineation of the crime under Article 151.2 of the Criminal Code of the Russian Federation from other related crimes. The article deals with the subjective and objective aspects of crimes that are related in composition to the crime under Article 151.2 of the Criminal Code of the Russian Federation. Since the elements of crimes under Article 150, Article 151, Article 151.1 and Article 151.2 of the Criminal Code of the Russian Federation are similar, it is important to draw a line between them, to highlight the nuances that distinguish the norm in question from the rest.

Keywords: minors, criminal liability, life-threatening, involvement.

The Criminal Code of the Russian Federation contains several articles that are very similar in their objective and subjective characteristics to the crime covered by Article 151.2 of the Criminal Code of the Russian Federation. Due to the fact that the elements of crime under Article 150, Article 151, Article 151.1 and Article 151.2 of the Criminal Code of the Russian Federation are very similar, it is especially important to draw a line between them, to single out the difference that distinguishes the norm under review from the rest and helps to classify the crime covered by Article 151.2 of the Criminal Code of the Russian Federation correctly. A clear classification of the crime covered by Article 151.2 of the Criminal Code of the Russian Federation ensures the effectiveness of the investigation of criminal cases concerning the most physically and psychologically vulnerable segment of the population - minors [1].

To begin with, it is necessary to clarify the objective and subjective aspects of the considered elements of crime. For a crime covered by Article 151.2 of the Criminal Code of the Russian Federation, the actual content of the crime is an act of involving or inducing a teenager to illegal actions that are dangerous to the life of a minor by persuasion, offers, promises, cheat, threats or in a different manner. The subjective side is characterized by the presence of guilt in the form of direct intent, without taking into account the specifics of the cause and purpose [3].

In a case when a teenager is exposed to cheating, promises, threats or other pressure of a person who involves a minor in committing any crime, including serious and especially serious, the culprit is responsible under Article 150 of the Criminal Code of the Russian Federation. The objective side of this crime is expressed in the fact of involving a minor in the committing of a crime by promises, cheating, and threats or in a different manner [5].

Article 151 of the Criminal Code of the Russian Federation assumes criminal liability in a situation where a teenager is involved in regular drinking of alcoholic beverages, the use of intoxicating substances, as well as begging. The objective side of this crime is directly the act of involving a teenager in the above-

mentioned actions. In the subjective side, the presence of direct intent is pointed out in the act of involving a minor in the systematic use of intoxicating, psychotropic, alcohol-containing substances [2].

Article 151.1 of the Criminal Code of the Russian Federation describes the crime of selling alcoholic beverages to teenagers. Here, the objective side is the fact of selling an alcoholic beverage to a minor citizen. The subjective side is the presence of guilt in the form of direct intent when selling alcohol to a person who is not reliably an adult [8].

Analyzing the objective and subjective components of the above-mentioned crimes, it is possible to identify some nuances that distinguish the crime provided for in Article 151.2 of the Criminal Code of the Russian Federation from the rest articles mentioned in this text. To qualify a crime under Article 151.2 of the Criminal Code of the Russian Federation, there must be a danger to the life of a minor when committing an action to which the minor was abetted. At the same time, comparing Article 151 with Article 151.2 of the Criminal Code of the Russian Federation, it can be concluded that alcoholic beverages and intoxicating substances are certainly harmful to the young body, but still are not considered life threatening or fatal for a teenager. Intoxicating substances include products for household use or medicines, when using which a person falls into a state close to alcohol or drug intoxication, but intoxicating substances are not as dangerous as drugs. Here it is also important to mention Article 230 of the Criminal Code of the Russian Federation, where a separate paragraph singles out the inducement of minors to use narcotic and psychotropic substances. The use of narcotic drugs changes a person's mental health, his behavior, value system and spoils his health. The punishment for crimes with narcotic substances is justifiably strict and the responsibility for the crime covered by Article 151.2 of the Criminal Code of the Russian Federation is incomparable [7].

On the other hand, the persuasion or involvement of a teenager in illegal actions has a negative impact on the unstable mental health of a minor and in the future may cause psychological injuries of an individual, after

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.