Уже из ранее реализуемых проектов традиционного (экстенсивного) развития порта было видно, что необходимые площади для приёмки, перегрузочной обработки, накопления, хранения грузов недостаточны из-за прямого выхода горных хребтов непосредственно к морю. С принятием грузопотоков интермодального коридора эта проблема ещё более обостряется. Для создания дополнительных площадей и плацдармов под портовые сооружения в Новороссийске часто ведётся засыпка моря, что требует больших капитальных затрат.
Эти и другие обстоятельства свидетельствуют о том, что существующая транспортная инфраструктура региона находится в состоянии, требующем принципиальной реконфигурации и расширения за счёт более рациональной прокладки транспортных магистралей как внутрипортового назначения, так и внешних подходных путей. Большую часть контейнеропотока через порт Новороссийск обеспечивает экспедиторская компания "Русский контейнер", обеспечивающая рост перевалки контейнеров в основном за счет новых, а также активизации ранее действовавших линий (табл. 1). Увеличению объема контейнерных перевозок способствовало также развитие перевалочных мощностей порта, позволившее существенно повысить уровень сервиса как линейным операторам, так и непосредственно грузовладельцам.
Таблица 1.
Контейнерные линии, обслуживаемые в ОАО «НуТЭП»
*
л ь Ü (О
X *
а
z ш
о ь
00 □
□
ш
о
о
I— ф
I— S
0 а ф
со S
1
>
0
1
I ф
са I—
О
а о
о
0
1_
0
1_
о о
са О
I—
О
о
CL
о ф
Контейнерная линия Оператор линии Годовой объем TEU Маршрут Используемые суда Характеристики судов
MSC MSC 60000 Новороссийск-Констанца-Стамбул MSC Andalucia II MSC I DIL L=181.62; B=29.6; H=16.0 L=136.63; B=22.52; H=10.8
MAERSK MAERSK 25000 Новороссийск - Джой Тауэр -Поти Inga Lena Hohesand Carla K-Strem L=121.92; B=18.2; H=8.3
CMA CGM CMA CGM РУСЬ 7000 Новороссийск -Констанца - Таганрог MUUGA JANINA L=123.11; B=21.04; H=9.0
Перспектива развития порта в контексте создания интермодального коридора позволила привлечь значительные инвестиции для приобретения перегрузочной техники и вложения средств в перспективные проекты. Поэтому несмотря на выявленные проблемы, а также учитывая стратегическую важность строительства современного (адаптированного с интермодальными потребностями) контейнерного терминала в Новороссийском транспортном узле является исключительно актуальной задачей. В противном случае Новороссийский порт уже в ближайшие годы может быть исключен из конкурентной борьбы за выгодные товаропотоки, особенно за грузы высокотехнологичной переработки.
Учитывая современные реалии, модернизация Новороссийского морского порта, как составной части коридора Север-Юг, в части интермодальных контейнерных перевозок не может быть эффективно осуществлена без учета интересов основных грузоперевозчиков, то есть должна носить клиентоориентированный характер. А для рационального использования привлекаемых финансов необходим постоянный мониторинг, возможный на основе широкого использования современных информационных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Разработка проекта Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Этап 2.
Стратегическое видение развития транспорта России до 2030 года. М., 2008.
ГАЛАЗОВА М.В.
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, аспирантка кафедры экономики и предпринимательства, 362025, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46
экономическая сущность и структура ресурсного потенциала
муниципального образования
В статье рассматриваются методологические проблемы выявления экономической сущности ресурсного потенциала муниципальных образований, на основе матрицы взаимодействия ресурсов и выявленных механизмов их использования, что позволило систематизировать такие понятия как региональная мощь, региональный ресурсный потенциал, факторы производства.
О Ф т
Ключевые слова: ресурсный потенциал; муниципальные образования; факторы производства Коды классификатора JEL: R11, R58
0
1
О
А)
Целостность устойчивости конкурентного развития российской экономики напрямую зависят от мобилизации совокупного ресурсного потенциала всех ее регионов и территорий. Эффективное управление формированием и использованием совокупного потенциала каждого региона позволяет создать базис для успешно-
го развития территориальных «точек роста», обеспечивающих необходимые предпосылки инновационного развития страны в целом. Однако чтобы создать условия для эффективного развития и функционирования единого экономического пространства страны, необходимо включить в хозяйственный оборот потенциальные возможности каждой территории, эффективно организовав усилия различных муниципальных образований.
Парадоксальность нынешней ситуации состоит в том, что проблема развития ресурсного потенциала регионов в большей степени исследовалась в эпоху централизованного планирования, чем в период децентрализованного развития, когда она «выпала» из зоны пристального внимания исследователей, как в теоретическом, так и в практическом плане. Более того, в последние годы практически не принимается мер по сохранению и приумножению потенциала территорий, регионов и муниципальных образований. Вместе с тем качество оценки объема и структуры имеющегося в каждом муниципальном образовании ресурсного потенциала, определение механизмов и инструментария его рационального и эффективного использования непосредственно влияют на содержание и результативность федеральной и региональной социально-экономической политики в целом.
Выявление факторов и предпосылок формирования ресурсного потенциала в рамках новой концепции реформы местного самоуправления и изменения статуса муниципальных образований, представляют собой актуальную проблему современной экономической науки и практики, которая детерминирует и трансформацию критериев эффективности региональной системы. В связи с этим возникает необходимость научного исследования сущности, структуры и стратегий эффективного использования ресурсного потенциала муниципальных образований.
В теоретическом плане реализация проблем ресурсного потенциала муниципальных образований осложняется отсутствием единых подходов в рассмотрении его сущностных характеристик, определяющих не ^Г только структуру поэлементного состава, но и выбор его функциональных стратегий развития. Представ- ^ ляется, что одной из причин отсутствия единого методологического подхода к выявлению категориальных о характеристик ресурсного потенциала является недостаточное понимание познавательной сущности самого понятия «потенциал» и отождествление его с поэлементным составом в различных вариациях (производс- ^ твенный, экономический, налоговый, агро-промышленный, финансовый, геополитический, инвестиционный, □ информационный, трудовой, организационный и т.д.). В свою очередь, широкий спектр элементов, входящих ^ в совокупный ресурсный потенциал региона, предполагает не менее широкий диапазон различных подхо- ^
дов в определении самого понятия. ^
При раскрытии качественного содержания ресурсного потенциала экономических субъектов можно выде- |-
лить три основных методологических подхода: гео-территориальный, правовой и экономический. (д
В рамках гео-территориального подхода под совокупным ресурсным потенциалом региона подразумева- □
ются материальные, природные силы, которые «отражают взаимодействие общества и природы в рамках оп- ^
ределенной территории и на данном уровне развития производительных сил, которые существенны для жиз- ^
недеятельности человеческого общества, но не участвуют непосредственно в материальном производстве и 0
непроизводственной деятельности людей» [5]. Или другими словами ресурсный потенциал - «совокупность £
ресурсов территории, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом достижений научно-техничес- ^ кого прогресса» [9].
В рамках данного подхода совершенно верно указывается на потенциальную возможность участия ре- ® сурсов в производственной деятельности территории, которая четко отграничивается с одной стороны - от
непосредственной вовлеченности ресурсов в производство, а с другой - от качественной определенности ^ ресурсного потенциала, зависящей от развития производительных сил и уровня научно-технического прогресса. В тоже время следует отметить, что, несмотря на территориальную привязку ресурсного потенциала,
гео-территориальный подход в большей степени подходит к иммобильным ресурсам (природным ресурсам), ш
а не к таким более мобильным ресурсам как финансовые и трудовые ресурсы. Кроме того, последствия раз- £ вития природно-сырьевого, природно-климатического, экологического компонентов природных ресурсов
0
носят трансграничный и межтерриториальный характер. ^
В рамках правового подхода исследования ресурсного потенциала основной упор делается на разграниче- о
1_
0
1_
о
ние правового ведения при возможном использовании ресурсов между федеральными, субрегиональными и муниципальными уровнями власти [12]. В центре внимания правового подхода оказывается правовые методы закрепления и реализации ресурсного потенциала региона и муниципальных образований, распоряжение
которыми отнесено к муниципальной компетенции по Конституции и законодательству РФ [2]. В данном слу- со
чае необходимо отметить, что четкость границ муниципальной, региональной и федеральной компетенции ^
безусловно выступает необходимым фактором использования ресурсного потенциала, но не единственным о
условием формирования, аккумулирования и развития ресурсного потенциала муниципальных образований. ^
Поскольку правовой подход сосредоточен на создании «равных» правил игры для использования неравно- 1
мерно-размещенного ресурсного потенциала территориальных экономических субъектов. о
С точки зрения экономического подхода на раскрытие сущности ресурсного потенциала опирается на по- & нимание соотношения понятий «ресурсы» и «факторы производства». Однако отсутствие четкого деления
между пониманием этих двух понятий не редко приводит к смещению акцентов и совмещению данных поня- о
тий. Так в работе Ковалева В.А. под ресурсами муниципальных образований понимаются «экономические и ^
природные ресурсы как вовлечённые, так и не вовлечённые в хозяйственный оборот» [4]. Однако вовлечен- |
ные в хозяйственный оборот ресурсы становятся факторами производства. о
Другие под ресурсами понимают «источники, средства обеспечения производства, которые приведены в о
действие и использованы для достижения определённой цели», они включают в себя природные (сырьевые, (Т)
геофизические), трудовые (человеческий капитал), капитальные (физический капитал), оборотные средства (материалы), информационные и финансовые (денежный капитал) ресурсы [10]. Однако, если ресурсы приведены в действие и использованы, то они становятся факторами производства.
сложность понимания категории «ресурсного потенциала» состоит в том, что сами «ресурсы» муниципальных образований в отличие от факторов предполагают более самостоятельное и независимое друг от друга существование своих структурных элементов и отсутствие четкой персонификации субъектов собственности на ресурсы. В тоже время само понятие «потенциал» предполагает в отличие от ресурсов: во-первых, четкую привязку к «субъекту» потенциала; во-вторых, учет временной составляющей при накоплении потенциала; в-третьих, учет как предпосылок, так и условий его дальнейшего использования.
К сожалению, в научной литературе по региональной экономике отсутствует четкий набор критериев, позволяющий разграничить «предпосылки» и «необходимость» формирования ресурсного потенциала муниципальных образований. В данном случае можно говорить как о соотношении философских категорий возможности и действительности. Отсюда в философской литературе получили свое развитие такие понятия, как «потенция» и «потенциальность», в которые закладывается следующий смысл: это возможность, сила, мощь, действенность - внутренне присущая сила, способность к действию или присущая жизненной субстанции тенденция, которая при известных благоприятных условиях достигнет своей цели [11]. При этом - данная внутренняя сила (причина), вызывающая возникновение возможности, выступает в роли носителя определенных свойств и признаков развития процесса или явления [1].
Разграничение философских категорий возможности и действительности имеет достаточно важное значение, поскольку позволяет разграничить набор организационных изменений, использующихся с одной стороны как способности региона к сохранению аккумулированию ресурсного потенциала, а с другой способности ^ к его расширенному воспроизводству и развитию.
Ь Предпосылки и условия развития ресурсного потенциала детерминированы различным категориальным ^ рядом причин, что соответственно предполагает последовательное исследование их взаимодействия и вза-X имосвязи. Взаимосвязь предпосылок и условий формирования ресурсного потенциала, предполагает более четкое разграничение тех факторов, которые образуют содержательную сторону каждого понятия с учетом их динамичной связи и функционального характера составных элементов ресурсного потенциала.
Дело в том, что одни и те же моменты могут выступать как в роли «предпосылок», так и в роли «необходимых» условий формирования ресурсного потенциала в зависимости от контекста рассмотрения исследуемой проблемы с точки зрения того, что не существует факторов, абсолютно полностью относящихся к «предпо-Ь сылкам», как и факторов абсолютно принадлежащих к «необходимым» условиям развития ресурсного по-00 тенциала, поскольку каждое явление в процессе своего развития является «точкой» пересечения различных О видов отношений детерминированности [8].
¡=у Данные факторы превращают концентрирующуюся возможность формирования ресурсного потенциала, «а, в актуально существующую действительность данного процесса. Особенностью «предпосылочных» факто-0 ров выступает то, что они способствуют ускорению процессов интенсивности использования ресурсного ф потенциала, но носят «пассивный» и «опосредованный» характер воздействия, в отличие от «необходимых» ё условий имеющих причинную детерминированность и имеющих активный и непосредственный характер а влияния на процессы формирования ресурсного потенциала экономических субъектов. Кроме того, факторы ЕЕ «предпосылок», образующие «поле условий носят объективный и закономерный характер, и наряду с при-х чинной детерминированностью, образуют самостоятельный вид отношений детерминации» [7]. Ф Интересную классификацию потенциала приводит в своей работе Д. Е. Беляков [3]. По его мнению, все о ресурсы можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним он относит те виды ресурсов, которыми обладает тот или иной регион, тот или иной хозяйствующий субъект. К внешним ресурсам принадлежат ре® сурсы, находящиеся за пределами территории, но которые, в случае необходимости могли бы быть использо-
0 ваны. При этом оба вида ресурсов взаимозаменяемы. Он считает, что при недостатке, какого - либо ресурса з он может быть получен извне. Только природно-климатические ресурсы и социально-экономические инс-^ титуты нельзя позаимствовать. Первые из-за своей уникальности (на каждой территории они свои), вторые
из-за того, что они приобретают собственную специфику в новой культурной среде.
Другими словами «предпосылочными» моментами ресурсного потенциала является совокупность различных материальных и нематериальных элементов, которые могут быть использованы в процессе производства, т.е. отражают существующие и будущие источники роста и развития муниципальных образований § как экономических субъектов. К необходимым условиям использования ресурсного потенциала относится «организационно-управленческий» потенциал, формирующий институциональные условия включения ис-£ точников роста. Организационно-управленческий потенциал отражает «спусковой крючок» по включению ^ ресурсной базы в хозяйственный оборот и определяет направление развития системы и возможности привле-
1 чения ресурсов. В определенной мере управленческий потенциал выступает результатом предшествующего о и накопленного опыта развития ресурсной базы экономических субъектов (страны, региона, муниципаль-ш ных образований, предприятий). Так К.М. Миско отмечает, что в потенциал региона включается и «предел '! человеческих познаний о максимально возможном масштабе результативности использования ресурсов тер-о ритории в идеальных условиях организации конкретной хозяйственной деятельности при наиболее полном ® удовлетворении многообразных потребностей общества» [6]. Накопленный и систематизированный опыт Ц стратегического развития ресурсной базы определяет положительные внешние экстерналии управленчес-° кого потенциала.
9 Кроме того, в ресурсный потенциал необходимо включить и ту часть рузультатирующего опыта связанно-О го с внешними отрицательными эффектами использования ресурсной базы, проявляющиеся в «девиантном»
(отклоняющемся) от нормы ресурсном потенциале через загрязнение окружающей среды, депопуляции населения, снижение качества жизни и здоровья населения, дисфункциях социально-экономичских институтов (коррупция, теневой сектор и т.д.)
В этой связи целесообразно различать «ресурсную потенцию» и «ресурсный потенциал». Под первым понятием скрываются не использованные и не выявленные, нераскрывшиеся, несформированные, и не овеществленные возможности и источники роста. В свою очередь понятие «ресурсного потенциала» включаются осмысленные, сформированные и выявленные возможности, но в настоящий момент не использующиеся, но готовые к использованию источники роста и развития. Для рассматриваемых понятий общими элементами являются ресурсы, позволяющие реализовать имеющиеся возможности. Однако, понятие «региональная потенция» включает такие ресурсы, которые создают скрытые возможности, а понятие «региональный потенциал» создает ресурсы, обладающие действенными, конкретными, изученными возможностями, которые уже в настоящее время могут использоваться в общественном производстве. Различия между понятиями «ресурсная потенция» и «ресурсный потенциал», заключаются в том что «ресурсный потенциал» отражает реальные предпосылки и действительные возможности к использованию имеющихся ресурсов для достижения намеченной цели, исходя из имеющейся практики и теоретических пределов познания, готовых к использованию ресурсов, но пока еще не использующихся, а «ресурсная потенция» определяет будущие предпосылки и возможности роста ресурсов, чьи условия и механизмы реализации невыявленных и неопределенных в практической деятельности.
В понятии региональные факторы производства отражаются выявленные и использующиеся ресурсы. Результатом производства является понятие «региональная мощь», которое выражает фактически достигнутый уровень развития и результативности использования ресурсного потенциала на определенную дату. Поскольку практика и реальная производственная деятельность по использованию ресурсного потенциала региона всегда богаче теоретических возможностей применения ресурсного потенциала, поэтому она в себе содержит результативность механизмов использования части использующихся источников роста, но несфор-мированных и не овеществленных возможностей.
Соотношение всех четырех понятий отражено в матрице ресурсов и механизмов их использования, табл. 1
Таблица 1.
Матрица ресурсов и механизмов их использования
Механизмы Ресурсы Выявленные механизмы и способы реализации(соединения) ресурсов Невыявленные механизмы и способы реализации(соединения) ресурсов
Использующиеся (вовлеченные) ресурсы Региональные (муниципальные) факторы производства (3) Региональная (муниципальная) мощь
> к * (4)
а)Н еиспользующиеся (невовлеченные) ресурсы (2) > г
Региональный (муниципальный) ресурсный потенциал А (1) Региональная (муниципальная) ресурсная потенция
В ходе воспроизводственного цикла на первом этапе часть «ресурсной потенции», становится «ресурсным потенциалом», на основе целей развития муниципальных образований (максимального удовлетворения потребностей экономических субъектов) и выявленных механизмов (способов) соединения ресурсов - определяется «ресурсный потенциал», который отражает накопленный опыт использования ресурсов и готовые к использованию, но еще не задействованные в процессе производства ресурсы. На втором этапе ресурсный потенциал становится факторами производства и отражает имеющиеся ресурсы, реально вовлеченные в процесс производства при помощи выявленных механизмов их соединения и использования. На третьем этапе региональные факторы производства становятся региональной мощью, в которой отражается максимально достигнутая результативность хозяйственной деятельности при выбранных способах соединения факторов производства с целью наиболее полного удовлетворения потребностей экономических субъектов.
Таким образом, можно уточнить понимание ресурсного потенциала муниципальных образований, который отражает совокупные возможности муниципальных образований на основе выявленных механизмов определять, аккумулировать и развивать готовые к использованию ресурсы с целью максимального удовлетворения потребностей экономических субъектов в процессе оптимального взаимодействия с окружающей средой и рационального использования ресурсов.
ЛИТЕРАТУРА
Ч
л ь о (О
X *
а
г
ш
^
о ь
00 □
□
ш
о
о
I— ф
I— ^
0 а ф
со ^
1
>
0
1 I Ф со I—
О
а о
£ о
0
1_
0
1_
о о
со О
I—
О
о о.
о ф
о ф
т
1. Аристотель. «Метафизика». Сер. «Выдающиеся мыслители». Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. С. 128.
2. Белозеров В.В. Особенности правового статуса городского поселения в системе муниципально-правовых отношений в РФ//Автореф. Дисс.. 12.00.02. — конституционное право; муниципальное право. - М., 2007.
0
1
о 0)