Научная статья на тему 'Проблемы, перспективы и направления развития интермодальных перевозок на юге России'

Проблемы, перспективы и направления развития интермодальных перевозок на юге России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токмазов Я. Г.

Стратегия модернизации транспортной системы страны определяет новые требования к ведению интермодальной деятельности на Юге России, в соответствии с которыми главным приоритетом становится решение социально-экономических проблем региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы, перспективы и направления развития интермодальных перевозок на юге России»

ТОКМАЗОВ Я.Г.

Морская государственная академия им. адмирала Ф.Ф.Ушакова (Новороссийск), аспирант кафедры «Финансы и кредит на морском транспорте», e-mail: grigorytokmazov@mail.ru

проблемы, перспективы и направления развития интермодальных перевозок на юге россии

Z

ш

Стратегия модернизации транспортной системы страны определяет новые требования к ведению интермодальной деятельности на Юге России, в соответствии с которыми главным приоритетом становится решение социально-экономических проблем региона.

Ключевые слова: интермодальные перевозки; транспортная система; транспортная инфраструктура региона

Коды классификатора JEL: L91, L98, R48

В числе основных приоритетов проводимой в России государственной политики (как в условиях стабильной экономики, так и в период кризиса) является повышение уровня социально-экономического развития страны и ее регионов, что в существенной степени определяется инфраструктурным (в частности, транспортным) обеспечением данных процессов. При этом необходимость перехода к инновационному развитию, регионализация и глобализация хозяйственной жизни и определяемое этим усиление глобальной конкуренции на рынках това-^ ров, услуг, капитала и других факторов экономического роста влекут за собой изменение мировых и националь-Ь ных грузо- и пассажиропотоков и определяют новые требования к характеру и направлениям развития транс-щ портной системы и качеству транспортного обслуживания [1]. Переход на модель инновационного развития X экономики страны означает на транспорте необходимость существенного повышения качества транспортных ^ услуг, переход к интенсивной модели развития транспортной системы на основе инновационных технологий. Тенденция глобализации проявляется в усилении международной и внутриотраслевой конкуренции в транспортной системе, что делает приоритетным повышение конкурентоспособности как отдельных предприятий транспорта, так и отрасли в целом. Учитывая определяющую обеспечивающую роль транспортной системы для ^ экономики и социальной сферы, можно говорить о том, что транспорт является приоритетной точкой роста I- национальной экономики и должен развиваться опережающими темпами.

00 В соответствии со стратегией развития транспортной системы страны разрабатываются программы модерен низации ее региональных подсистем. В их числе -транспортный комплекс Юга России ключевые позиции в [и котором занимает Новороссийский транспортный узел - "Южные ворота России", где смыкаются такие арте-ф рии единой транспортной системы государства, как железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и

0 морской виды транспорта. Курс на развитие открытой экономики и вовлечение национальных производитесь лей в процесс расширения межхозяйственных связей делает актуальным ускоренную интеграцию транспор-^ тного потенциала Новороссийска в мировой рынок. Такая перспектива создает предпосылки для скорейшего о. самофинансируемого развития мощного территориального производственно-хозяйственного комплекса на ® Юге России, позволяющего существенно повысить степень его влияния в бассейне Чёрного и Средиземного

1 морей. Придание Новороссийску статуса территории со специальным экономико-правовым режимом осу-д ществления хозяйственной деятельности позволит создать благоприятный экономический климат для разви-

0 тия прилегающих к нему районов Азовского моря, а привлечение негосударственных инвестиций в отрасли и

1 сферы деятельности, имеющие стратегическое значение не только для России, но и других стран, существен-$ но ускорит процессы создания новой конфигурации выгодных морских путей на Юге России.

о В контексте стратегии модернизации транспортной отрасли, существенный практический интерес приоб-з ретает исследование направлений комплексного развития и эффективного использования потенциала Ново-^ российского транспортного узла, в числе которых - развитие как традиционных, так и новых транспортных о

0

1_

о

технологий, особенно имеющих системообразующий характер (с точки зрения развития Новороссийского порта как важнейшей подсистемы транспортного комплекса Юга России). К такому виду технологий транс-^ портировки грузов относятся интермодальные перевозки - смешанные перевозки грузов различными видами £3 транспорта под руководством одного оператора. Доказавшие свою эффективность как объединяющие потен-§ циал разных видов транспорта с одновременным руководством из единого центра (что позволяет принимать о оперативные, действенные и эффективные управленческие решения), интермодальные перевозки приобре-£ тают в настоящее время статус высокоэффективных в контексте специфических условий Новороссийского ^ порта, который традиционно специализируется на перевалке наливных и навалочных грузов. £ В пределах черноморского бассейна обработка контейнерных грузов в советские времена концентриро-о валась в Одесском и Ильичевском портах. После распада СССР Россия осталась фактически без контейнерных т терминалов на черноморском побережье. Дефицит этих мощностей был во многом восполнен Новороссийским портом, который благодаря своему выгодному географическому положению, круглогодичной навига-о ции, достаточно высокому уровню сервиса и другим привлекательным характеристикам в последние годы ¥ активно и стабильно наращивает объемы контейнерных грузопотоков, что определяет устойчивый интерес Ц к Новороссийску со стороны новых международных контейнерных линий и крупнейших грузовладельцев. § С 2003 года осуществляются регулярные заходы в Новороссийский торговый порт судов линий СМА^М и 9 СМШ, существенно возросли отправки основных российских экспортеров бумаги, металлов и химических 0) грузов, ранее работавших преимущественно с прибалтийскими и украинскими портами.

Положительные тенденции развития контейнерных перевозок на Юге России, концентрирующиеся преимущественно в Новороссийском морском транспортном узле, характеризуются опережающим развитием спроса, что, с одной стороны, стимулирует наращивание производственных площадей порта, модернизацию его основных фондов, повышение и качественное развитие кадров, рост инновационного потенциала, с другой, - формирует привлекательную среду для потенциальных инвесторов. Эти факторы позиционируют порт в качестве важнейшего субъекта экономической активности в регионе и за его пределами: упрочение позиций единственного на Черном море российского контейнерного порта включает Новороссийск в список крупнейших контейнерных терминалов черноморского бассейна - Одессы, Ильичевска, Констанцы и Стамбула. Данное обстоятельство в сочетании с большим потенциалом Новороссийского порта в решении социальных проблем (градообразующая роль порта) включает развитие этого транспортного узла в число важнейших стратегических задач институтов власти разных уровней, а также российского и зарубежного транспортного бизнеса.

Анализ проблемы инвестиционного обеспечения модернизационных преобразований этой ключевой на Юге России транспортной артерии показал, что развитие Новороссийского порта возможно за счет следующих основных источников инвестиций:

- вовлечение в процесс развития интермодальных перевозок собственных средств предприятий региона и капитала частных российских инвесторов;

- привлечение финансовых ресурсов иностранных инвесторов, в том числе транснациональных корпораций;

- окупаемое использование федерального бюджета России;

- конкурсная регионализация фонда возрождения торгового флота России (по анализу исполнения федерального бюджета последних лет, на цели развития транспорта России в целом было выделено только 3,5% от сумм, необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных в Программе возрождения флота России). ^Г

Таким образом, реальными источниками поступления средств при определённых гарантиях государства ^ могут быть вложения отечественных и иностранных инвесторов, заинтересованных в развитии перевозок и о перевалки грузов через Новороссийский транспортный узел. ®

Практика последних лет, а также анализ рынка транспортных услуг свидетельствуют о наличии большой ^ заинтересованности западных инвесторов в интермодальных перевозках в Южном регионе (еще в 1996 году □ на конференции в Санкт-Петербурге по международному интермодальному коридору для XXI века с участием ^ представителей Нидерландов, Бельгии, Великобритании, банков США и МБРР была высказана необходимость ^ развития транспортного коридора Балтика - Центр - Чёрное море).

Конечными российскими пунктами транспортного коридора на Северо-Западе России являются порты Балтики: Санкт-Петербург, Выборг, а также сухопутные пограничные переходы между Россией и Финляндией. (д На Юге - порты: Новороссийск, Туапсе, Ростов-на-Дону, Ейск, Темрюк. В целом идея развития интермодально- □ го транспортного коридора является привлекательной как для российских регионов, так и для предприятий ^ транспортного бизнеса, поскольку окупаемость капитальных вложений в его объекты может составить от 1,5 ^ до 4 лет (на создание первой очереди коридора потребуется около 1 млрд. долл.). 0

В то же время проблемы адаптивности Новороссийска к транспортному интермодальному коридору име- £ ют ряд обусловленных спецификой региона особенностей: природно-географические; муниципальные, ^ региональные, федеральные, международные; правовые; политические; экономические; управленческие; финансовые; демографическо-кадровые; институциональные; технико-технологические. Поэтому получе- ® ние объективных и достоверных оценок реальных возможностей и перспектив создания крупномасштабной транспортно-промышленной интермодальной системы (с выбором ее центра) возможно только на основе вы- ^ полнения большого объёма работ в рамках единого проекта. В рамках последнего особенно значимы два аспекта обозначенной задачи - общие экономические проблемы города, объективно сопряжённые с созданием интермодального коридора (и возможные способы их решения), а также проблемы комплексного развития ш транспортно-коммуникационного узла в городе. £

В числе городских экономических проблем, непосредственно связанных с проблемой создания и функ- ^ ционирования интермодального коридора, выделяются энергетическая и транспортно-коммуникационная. ^ Существующая энергетическая база региона является устаревшей и характеризуется абсолютной недоста- о

I_

0

1_

о

о

точностью потребляемой электроэнергии и относительной неэффективностью, связанной с эксплуатацией оборудования, не использующего энергосберегающие технологии.

Транспортно-коммуникационные возможности Новороссийского порта также ограничены. Несмотря на

сравнительно большие объёмы перевалки грузов, составляющих 25% общероссийской экспортно-импортной ^

перевалки грузов (ежегодно это составляет 43-45 млн. тонн грузов), реализация "мелких" проектов модер- ^

низации порта предполагает абсолютное увеличение грузопотоков не более чем на 30 млн. тонн. Даже по о

самым скромным оценкам, включение Новороссийского порта в технологии интермодального коридора тре- ^

бует гораздо большего, порядкового увеличения перевалки грузов (до сотен миллионов тонн в год). Реализа- 1

ция таких масштабов невозможна на существующей транспортной базе железнодорожной и автомобильной о

инфраструктуры региона. Еще одной специфической региональной проблемой является то, что техноло- & гически интермодальные системы связаны, прежде всего, с транспортировкой и перевалкой контейнеров

(преимущественно 40-футовых), причём в скоростном режиме. Новороссийский же порт в настоящее время о

специализируется на других транспортных технологиях. ^

Информационно-коммуникационные сети региона также морально устарели и не обладают необходимой |

количественной разветвлённостью и пропускной способностью для обеспечения задач дальнейшего разви- о

тия транспортного узла, в контексте рассматриваемого включения Новороссийского порта в интермодаль- о

ный коридор 21-го века. О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.