Научная статья на тему 'Экономическая составляющая инновационного образования будущего инженера'

Экономическая составляющая инновационного образования будущего инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Драгомирова Елизавета Александровна

Рассмотрены понятие и особенности инновационного инженерного образования. Определена в нем роль экономической составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article argues at the definition and specifics of innovation engineering education. The role of economical component is assessed.

Текст научной работы на тему «Экономическая составляющая инновационного образования будущего инженера»

Научно-технические ведомости СПбГПУ 1' 2010. Гуманитарные и общественные науки

УДК 377.031.4

ЕЛ. Драгомирова

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Главной тенденцией развития современной мировой экономики является ее растущая интеллектуализация на основе наукоемких и высокотехнологичных производств. Переход к новому качеству экономического роста, к инновационной экономике, обеспечивается в первую очередь научно-техническими и образовательными факторами. Потому актуальным становится исследование вопросов качества подготовки специалистов и модернизации высшего образования.

В 2007 году Санкт-Петербургский государственный политехнический университет вошел в число победителей конкурса среди вузов, претендовавших на государственную поддержку при реализации инновационных образовательных программ, и по экспертной оценке инновационного потенциала занял 5-е место в рейтинге вузов-победителей. В результате выполнения инновационной образовательной программы созданы условия для перспективного развития вуза как национального исследовательского университета. Целью инновационной программы вуза становится развитие политехнической системы опережающей подготовки инженерных и научных кадров в приоритетных областях науки и техники на базе широкого использования современных компьютерных технологий при решении исследовательских задач, задач инженерного анализа и проектирования [5]. Необходимость реализации инновационно ориентированной подготовки студентов технических специальностей подтверждается актуальностью разработки и внедрения качественно новых образовательных программ, реализующих интеграцию образования, науки и производства в условиях выполнения инновационных проектов.

В современном мире от качества инженерных решений во многом зависят эконо-

мическая, политическая, экологическая, нравственно-психологическая и даже физическая безопасность страны, уровень ее цивилизованности. Особенностью инженерного труда сегодня является его сопряженность со стремительным развитием науки и техники в мире, ростом наукоемкости производства [2]. Инженер должен быть готов к инновационной деятельности и непрерывному обновлению своих профессиональных знаний. Поэтому одна из важнейших проблем современного высшего образования — подготовка конкурентоспособных специалистов, готовых к созданию технологических инноваций и обладающих инновационным мышлением. Такая ситуация требует обновления всей системы инженерного образования.

Концепция инновационного образования, на наш взгляд, является новым подходом к инженерной подготовке, способным обеспечить ее качественные изменения и повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Рассмотрим современные подходы к определению инновационного образования и оценки его гуманитарной составляющей.

Обычно под инновационным высшим образованием понимают образование, основанное на новых знаниях и инновационной динамике [6], формирующее инновационное мышление [4]. Инновационное обучение определяют также как процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует внесение инновационных изменений в существующую культурную и социальную среду [2].

Основные характеристики инновационного образования, по нашему мнению, следующие:

• наличие в нем педагогических инноваций, инновационного процесса и инновационной деятельности [4];

• в основе лежит подготовка будущих специалистов к инновационной деятельности, которую в методологическом плане можно рассматривать как синтез творчества и инноваций;

• специфика — открытость, предвосхищение результатов на основе постоянной переоценки ценностей, способность к совместным действиям в новых ситуациях;

• ориентирование на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, разнообразным формам мышления, сотрудничеству с другими людьми;

• возможность решения многих проблем, стоящих как перед отдельным человеком, так и перед обществом [2]. Применительно к инженерным специальностям инновационное образование рассматривают как процесс и результат целенаправленного формирования определенных знаний, умений и методологической культуры, а также как комплексную подготовку специалистов в области техники и технологии к инновационной инженерной деятельности за счет соответствующих содержания, методов и технологий обучения [1]. Н.Ш. Ва-леева и Н.И. Самойлова [2] определяют результат инновационного инженерного образования в постиндустриальном обществе набором следующих качеств, присущих инженеру как субъекту управления производством:

• профессионализм, позволяющий адекватно оценивать создавшуюся производственную ситуацию, выявлять в ней стороны, нуждающиеся в его вмешательстве, и своевременно устранять возникшие проблемы;

• творческое мышление, помогающее ему оценивать сложившуюся ситуацию;

• социальная приспособленность, позволяющая инженеру общаться с подчиненными как в обычных производственных ситуациях, так и в критических и конфликтных;

• организаторская способность, обеспечивающая оптимальный подход к проведе-

нию всех стадии производственного процесса;

• способность разрабатывать инновации, оценивать и внедрять инновационные предложения и разработки, поступившие от подчиненных;

• экономическая грамотность, необходимая для правильного использования активов и увеличения материальной выгоды.

Анализируя отмеченные особенности инновационного образования, исследователи подчеркивают их явную социальную направленность. Так, Л.И. Гурье считает, что социальные и гуманитарные аспекты данной образовательной концепции связаны в первую очередь с целями и критериями оценки результатов инженерной деятельности, которая во все большей степени рассматривается как социально-детерминированная деятельность [3]. В.П. Делия отмечает, что сущностное содержание инновационного образования заключается не в самоцели привнесения инноваций в учебную деятельность, а в создании психолого-педагогической системы инновационного обучения и воспитания, оказывающей эффективное воздействие на развитие профессиональных, гражданских, патриотических и других важных качеств личности [4].

Таким образом, на современном этапе деятельность инженера становится не столько чисто технической, сколько социально-технической: ему все больше приходится иметь дело с системами «человек—природа», «человек—знак» и, особенно, «человек-человек» [8]. Социальная направленность современного инженерного образования ставит вопрос о роли и месте в нем блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Переход вузов на двухуровневую систему образования сокращает сроки обучения. Очевидно, что для технических специальностей это сокращение будет происходить прежде всего за счет уменьшения гуманитарной составляющей. Однако современные исследователи проблем высшей школы говорят о невозможности получения качественного инженерного образования без достаточной гуманитарной подготовки и под-

^Научно-технические ведомости СПбГПУ Г 2010. Гуманитарные и общественные науки

черкивают необходимость синтеза технических и гуманитарных знаний. Так, готовность инженера к инновационной деятельности предполагает способность работать на трех уровнях: операционном (выполнение отдельных операций), тактическом (способность выполнять полный технологический процесс) и стратегическом (способность самостоятельно определять место и цели собственной деятельности, ориентируясь в окружающей среде, в экономических, технологических и общественных отношениях). Эта готовность требует не только сформированной системы специальных практических и теоретических знаний, но и общеметодологических, общесистемных представлений, базирующихся на взаимосвязи фундаментальных, общепрофессиональных и специальных знаний, гибкости, критичности мышления, развитых творческих способностях, рефлексивных умениях. В основе всех этих компонентов лежит широкий междисциплинарный базис. Реализация функций инженерной деятельности предполагает использование всего комплекса естественных, технических, социальных и гуманитарных наук [3].

Инженерное образование должно базироваться на методологии и технологии инженерной деятельности (проектная, конструкторская, коммуникативная, управленческая и др.), которые выполняют роль интегратора разнородных знаний, умений и навыков, формируемых средствами учебных дисциплин [3].

Современное общество обладает огромным информационным ресурсом, и его главной целью становится создание новой конкурентоспособной продукции и новых рынков за счет умелого управления своим интеллектуальным богатством. Инновации в технике и технологии сегодня формируются на междисциплинарной основе в результате трансфера и рекомбинации сведений и умений из одной области деятельности в другую [2].

Преподавание общественных дисциплин служит важнейшим средством формирования базовых фундаментальных знаний, способствующих развитию инновационного мышления и необходимых базовых профес-

сиональных компетенций у студентов технических вузов. По мнению М.Н. Серазутди-нова, обладание такими компетенциями предполагает:

• сложившуюся ориентацию на решение нестандартных профессиональных проблем;

• развитое системное мышление в области научного мировоззрения, умение анализировать различные взаимосвязанные факторы научного и социального характера;

• личностные технологии инновационного характера (умение работать и принимать решения самостоятельно, умение работать в коллективе, навыки самообучения и др.).

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины изучаются, как правило, на первых курсах. Следовательно, уже при изучении этих дисциплин должны быть заложены основные компетенции специалиста — выпускника инновационного технического университета. Приобретение и реализация указанных компетенций возможны в том случае, если студент в процессе обучения овладеет знаниями фундаментального характера, а не знаниями узкоспециализированной профессии. Таким образом, роль фундаментальной подготовки в системе инновационного образования возрастает [7].

Немаловажную роль в формировании личности инженера, ориентированного на деятельность в условиях инновационной экономики, играет преподавание экономических дисциплин. Очевидно, что постиндустриальная экономика, основанная на инновациях, для принятия самостоятельных решений и осуществления инновационной деятельности требует от инженера не только технических, но и экономических знаний. Потому сегодня по-новому ставится также вопрос об экономической подготовке, необходимой инженеру, ее объеме, структуре и характере. Основой для последующего изучения на старших курсах специальных экономических дисциплин (менеджмент, экономика отрасли и др.) служит курс базовой экономической теории (курс экономики), поэтому заложенные при ее изучении мировоззренческие основы определяют

эффективность дальнейшего экономического обучения студента в рамках его технической специальности. Отсутствие современной мировоззренческой базы у студентов может привести к тому, что специальные экономические дисциплины будут восприняты ими в традиционном, технократическом духе, без учета их органической связи с окружающей динамичной рыночной средой. При этом базовый курс экономики выступает единой теоретической и мировоззренческой основой для изучения специальных дисциплин, которые без такого базиса не могут представлять органические части единого целого и обеспечить студенту полноценной экономической подготовки.

Курс экономики необходимо встроить в контекст инновационно ориентированного инженерного образования. Сегодня курс общей экономики призван сформировать у будущих инженеров систему знаний об основах функционирования современной экономики, показать им определяющую роль инноваций в современном общественном развитии, заложить основы инновационного мышления и научить использовать рыночные механизмы для эффективного осуществления инновационной деятельности в производственной сфере.

В заключение сформулируем основные выводы.

1. Концепция инновационно ориентированного подхода к обучению студентов тех-

нического вуза соответствует запросам современной экономики и общественного развития.

2. Большинство современных ученых выделяет социальную направленность инновационного инженерного образования как одну из важнейших его характеристик, подразумевая, что деятельность инженера перестает быть только технической и технологической и становится все более социализированной.

3. Для формирования личности инженера, готового к осуществлению инновационной деятельности, необходим синтез специальных практических и теоретических знаний, а также фундаментальных общесистемных представлений, которые во многом являются результатом изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

4. В гуманитарной составляющей инженерной подготовки особое место занимает преподавание экономических дисциплин, в частности экономической теории (экономики) , как базового курса, создающего единую теоретическую и мировоззренческую основу.

5. Для приведения экономической подготовки инженеров в соответствие требованиям современной инновационной экономики необходимо включить курс экономики в концепцию инновационно ориентированного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агранович, Б.Л. Инновационное инженерное образование [Текст] / Б.Л. Агранович, А.И. Чучалин, М.А. Соловьев // Инженерное образование. — 2003. -№ 1. - С. 11-14.

2. Валеева, Н.Ш. Формирование профессиональной компетентности у будущих инженеров: зарубежный и отечественный опыт [Текст] / Н.Ш. Валеева, Н.И. Самойлова. — Казань: Казан, гос. технолог. ун-т, 2005.

3. Гурье, Л.И. Методология инженерной деятельности в концепции инновационного инженерного образования [Текст] / Л. И. Гурье // Методология инж. деят. в концепции инновац. инж. образования: мат. к науч.-метод, сем. — Казань, Казан, гос. технолог. ун-т, 2005. — С. 3—19

4. Делия, В.П. Инновационное образование, формирующее инновационное мышление [Текст] /

В.П. Делия. — Балашиха: Изд-во Ин-та соц.-экон. прогнозирования и моделирования, 2005.

5. Материалы официального сайта СПбГПУ. Режим доступа: http://www.spbstu.ru

6. Приходько, В.М. Поле инноваций в инженерном образовании [Текст] / В.М. Приходько, В.М. Жура-ковский, И.В. Федоров. — М.: МАДИ (ГТУ), 2002.

7. Серазутдинов, М.Н. О базовой фундаментальной подготовке студентов в инновационном университете [Текст] / М.Н. Серазутдинов // Методология инж. деят. в концепции инновац. инж. образования: мат. к науч.-метод, сем. — Казань, Казан, гос. технолог, ун-т, 2005. — С. 20—25.

8. Соколов, A.C. Некоторые проблемы гуманитарного образования инженера [Текст] / A.C. Соколов, ЛВ. Южакова // Высш. образование в России. — 2009. — № 4. - С. 90-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.