Научная статья на тему 'Подготовка конкурентоспособных инженеров нефтехимической отрасли в условиях инновационной образовательной среды технического вуза'

Подготовка конкурентоспособных инженеров нефтехимической отрасли в условиях инновационной образовательной среды технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА ВУЗА / ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / INTELLECTUALIZATION OF EDUCATION / THE INNOVATIVE ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL / CHEMICAL MANUFACTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вьюгина С. В.

В статье рассматриваются современные проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов в условиях инновационной образовательной среды вуза, где особое место занимает интеллектуализация профессионального образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the modern problems of preparation of competitive experts in conditions of the innovative educational environment of high school, where the special seat is borrowed with intellectualization of professional education are considered.

Текст научной работы на тему «Подготовка конкурентоспособных инженеров нефтехимической отрасли в условиях инновационной образовательной среды технического вуза»

УДК 378.147.3

С. В. Вьюгина

ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ИНЖЕНЕРОВ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Ключевые слова: интеллектуализация образования, инновационная среда вуза, химическое производство.

В статье рассматриваются современные проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов в условиях инновационной образовательной среды вуза, где особое место занимает интеллектуализация профессионального образования.

Key words: intellectualization of education, the innovative environment of high school, chemical manufacture.

In article the modern problems of preparation of competitive experts in conditions of the innovative educational environment of high school, where the special seat is borrowed with intellectualization of professional education are considered.

На современном этапе развития высшего профессионального образования, инновационный процесс можно рассматривать, с одной стороны, как процесс преобразования входов (ресурсов) в выходы (продукты, технологии). С другой стороны, он является процессом взаимодействия внутренний подразделений университетского комплекса и внешних «институтов», на основе широкого использования современных информационных и телекоммуникационных технологий. Эффективность работы университетского комплекса оценивается на рынке образовательных услуг по качеству продукции на его выходе. Продукцией же являются высококвалифицированные кадры дипломированных специалистов, не только способных решать поставленные перед ними задачи на высоком профессиональном уровне, но и востребованные на рынке труда, что особенно актуально в современных условиях.

Современные аспекты обновления образования, поиски инновационных стратегий решения этих задач обусловлены превращением информационного общества знаний, в котором феномен образования все в большей степени должен отвечать требованиям общества. Целевые установки образования должны обязательно включать задачи развития гуманистически ориентированных общеинтеллектуальных умений и научно обоснованного рационального мышления, а содержание образования ориентироваться на обобщенные информационные знания в целостной системе, не сводимой к аддитивным вкладам отдельных учебных дисциплин.

Применительно к инженерному образованию обновление его содержания предполагает не только оснащение гуманитарными, математическими, естественнонаучными и специальными знаниями, но и формирование способов творческой деятельности, умений и навыков использования этих знаний в конкретной профессиональной области, а также выработку необходимой психологической установки на реализацию интеллектуального потенциала будущего специалиста, направленного на фундаментальную, концептуальную подготовку, ориентированную на развитие творческих задатков, на дальнейшее самообразование студента.

По мнению современных ученых, ведущей идеей обновления высшего технического образования является интеллектуализация содержания и технологий подготовки студентов, которые занимают особое место в его структуре, как один из важнейших факторов интенсификации подготовки будущих специалистов для научно-исследовательской и инженерно-инновационной деятельности. Интеллектуализация содержания высшего технического образования характеризуется в основном интеллектуально-творческой

направленностью личности в процессе формирования и закрепления устойчивых интеллектуальных качеств, насыщенных современными научными воззрениями, стимулирующими интеллектуальное развитие и обогащающими мышление методологией научного познания, формированием системы знаний, характеризующейся такими качественными параметрами, как целостность, динамичность, обобщенность, высоким уровнем познавательных ориентиров; развитием механизмов мышления студентов, связанных с постановкой цели и выработки концепции его достижения, способностей к оценочным действиям.

Интеллектуализация высшего технического образования достигается включением в структуру ее содержания компонентов, обеспечивающих формирование устойчивых интеллектуальных качеств, таких как, способность к видению проблемы (интеллектуальная инициатива), самостоятельность, гибкость, критичность мышления, широта переноса усвоенных образцов деятельности в новую ситуацию.

Перспективным и наиболее эффективным направлением интеллектуализации содержания высшего технического образования может стать использование современной методологии, отражающий характер и динамику научно-технического прогресса и развитие социально-экономических процессов, ориентированных на гармонизацию личностных качеств студента.

Для разрешения проблемы управления инновационными процессами в вузе, в первую очередь, инновационными технологиями, необходим иной уровень интеллектуального потенциала преподавателей вуза, так как принципиальные инновации не могут быть достигнуты традиционными средствами. Реализацию связи «наука - технология», требующей отказа от экстенсивных методов, безнадежно устаревшего «справочного» уровня знаний, пересмотра учебных планов и программ, следует основывать на сочетании профессионально направленных фундаментальных знаний с новыми интенсивными технологиями исследования, что служит универсальным средством формирования системности мышления, развития мобильности студента - будущего специалиста.

Одной из специфических черт современного этапа интеллектуализации содержания высшего технического образования должно стать единство системного стиля мышления с моделирующим познанием, выражающееся в расширении тенденции универсализации метода моделирования, который способствует усилению направлений, обеспечивающих непосредственное внедрение НОУ ХАУ в технологических процессах. Данные процессы активно используются в нефтегазовом комплексе Республике Татарстан, для научнопроизводственной деятельности которого Казанский национально-исследовательский технологический университет готовит будущих специалистов для наукоемкого производства.

Фундаментализация содержания образования достигается расширением и углублением междисциплинарных знаний специалиста, ориентированных на решние проблемных ситуаций в научной, проектировочной и предпринимательской деятельности; повышением уровня сформированности методов познавательной, профессиональной, коммуникативной и аксиологической деятельности; обеспечением синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания и переходом к комплексным критериям продуктивности, эффективности и качества деятельности; способностью расширения научного базиса социально-профессиональной деятельности за счет ее методологизации, генерализации и различных видов моделирования [2].

Приоритетами профессионально-творческой направленности обучения студентов выступает освоение методологии и опыта научного и технического творчества, обеспечивающего активное владение:

- принципами и методами структурирования и отбора необходимой информации, умениями генерирования идей, навыками ведения дискуссий и «мозгового штурма» на основе применения разнообразных методов обучения конструкторской деятельности с использованием затрудняющих условий, проблемных задач, а также интенсификации коллективной научно-технической деятельности;

- теорией и методикой решения изобретательных задач, включающей, в зависимости от профиля специальности и характера следующие разделы: изобретательские стандарты, физические эффекты, алгоритмы решений изобретательских задач, поиска научнотехнических решений с использованием компьютерной технологии технического творчества, функционально-стоимостного анализа на основе компьютерной программы;

- открытым доступом к знаниям, опыту, технологиям и ресурсам всей планеты для того, чтобы процесс социального развития обогатить гуманистическими традициями техникотехнологического прогресса, использующегося для сохранения живой и неживой природы, в центре которой находится человек.

Целостное системное обновление методологии моделирования на основе разветвленной иерархии моделей и их программных реализаций должно стать принципиальной предпосылкой к соответствующему обновлению содержания подготовки специалистов, прежде всего, для научно-исследовательской, творческой инженерной деятельности. Методологический подход к проектированию инновационного образовательного процесса является основой для разработки конкретной процедуры соотнесения всех компонентов педагогической системы [2, 3].

В связи с этим формирование и развитие интеллектуального потенциала личности студента высшей технологической щколы детерминируется решением проблемы инженерных знаний, т. е. их приобретения, усвоения, пополнения, передачи и трансформации в профессионально-творческой деятельности слабоструктурированных и трудноформализуемых производственных системах, не поддаются анализу точными математическими методами. Для разрешения этого противоречия в содержание учебного материала по циклам общих математических и естественнонаучных дисциплин должны включаться новшества об информационных технологиях, прикладных интеллектуальных системах; по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин - сведения, связанные с инженерией профессиональных знаний и по интеграции различных информационных технологий, обработке численной, логической технической информации. Данные новшества широко используются в учебном процессе технологического вуза при подготовке инженеров [1].

При таком подходе к образовательному процессу вуза, направленность на развитие интеллектуальных способностей и формирование основ профессионально-творческой деятельности выпускников, становится определяющей инновацией в подготовке студентов -будущих специалистов наукоемкого производства, конструкторов, проектировщиков и др. Владение методологическими основами и современным инструментарием научного и технического творчества, развитие способностей к нему становится наиболее эффективным и современным видом сформированности конкурентоспособности и самоутверждения будущего специалиста.

Литература

1. Дьяконов, Г.С. Подготовка инженера в реально-виртуальной среде опережающего обучения: монография /Г.С.Дьяконов [и др.]; под ред. С.Г.Дьяконова. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. унта, 2009. - 404 с.

2. Дьяконов, Г.С. Особенности инновационного инженерного образования. / Г.С.Дьяконов,

В.Г.Иванов, В.В.Кондратьев // Вестник Казан. технол. ун-та. 2010. - №12. - С.13-17.

3. Кондратьев, В.В. Информатизация инженерного образования / В.В.Кондратьев. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2005. - 253 с.

© С. В. Вьюгина - канд. пед. наук, доц. каф. обучения на двуязычной основе КГТУ, cafedraоdo@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.