СЕМИНАР 9
ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ "НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА -2001"
МОСКВА, МГГУ, 29 января - 2 февраля 2001 г.
© Э.Ю. Черкесова, 2001
УДК 622.3:338.45 % \ " \
Э.Ю. Черкесова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «РОСТОВУГОЛЬ»
I I рактическое функционирование экономического механизма регулирования недропользования было рассмотрено на примере открытого акционерного общества по добыче и переработке угля «Ростовуголь» для условий 1998 года.
Допустимая цена угольной продукции в интервале от минимума до максимума составила:
1) при фактическом распределении производственных нагрузок по шахтам и годовом объеме реализованной продукции Qф = 4010,7 тыс. т - от 471,5 до 759,5 руб/т;
2) при оптимальном распределении производственных нагрузок по шахтам:
а) при условии суммарного объема реализации Qр = 5000 тыс. т угля - от 387 до 553 руб./т;
б) при условии объема реализации Qр = 4500 тыс. т угля - от 369 до 461 руб/т;
в) при условии Qр = 4000 тыс. т - от 384 до 585 руб. т.
Сбалансированная цена угля определялась в диапазоне от необходимой для нормальной работы акционерного общества цены реализации угля до максимально допустимого уровня. При этом был выбран следующий методологический подход к распределению дополнительной прибыли предприятия. В пользу собственника недр взимается сумма дифференциальной горной ренты по природным и инвестиционным факторам, дополнительная прибыль по организационным причинам остается в распоряжении недропользователя. Сумма рентных платежей была задана в соответствии с фактическими ставками платежей за добычу угля, применяемыми к рыночной стоимости
минерального сырья. В результате сбалансированная цена угольной продукции составила:
1) при фактическом распределении производственных нагрузок по шахтам и Qф = 4010,7 тыс. т угля - 500 руб/т (необходимая цена -486,6 руб/т);
2) при оптимальном распределении производственных нагрузок по шахтам:
а) при Qр = 5000 тыс. т угля
- 410 руб/т (необходимая цена
- 406 руб/т);
б) при Qр = 4500 тыс. т угля - 408 руб/т (необходимая цена - 404 руб/т);
в) при Qр = 4000 тыс. т угля - 437 руб/т (необходимая цена - 432 руб/т).
Отметим, что оптимизация распределения производственных нагрузок по шахтам имела целью обеспечить достижение наименьшего уровня производственных затрат акционерного общества в расчете на единицу реализованной продукции. Оптимизация проводилась для различных вариантов суммарного объема реализованной продукции - в 5000, 4500 и 4000 тыс. т угля.
Сбалансированная цена угля при условии оптимизации производственных нагрузок по шахтам значительно ниже, чем при фактическом их распределении, что способствует стабилизации положения акционерного общества на рынке.
По каждой шахте ОАО «Ростовуголь» была определена натуральная основа ренты I типа (возникающей из-за относительно благоприятных природных факторов) и ренты II типа (обусловленной лучшими инвестиционными факторами) как при фактическом распределении нагрузок, так и при их оптимальном распределении. Затем для каждой шахты были рассчитаны величины дифференциальной горной ренты, а также дополнительной прибыли по организационным причинам.
В случае формирования рыночной цены угля на уровне сбалансированной цены (Црын = 500 руб/т) при фактическом распределении производственных нагрузок на большинстве шахт (62 %) акционерного общества будет возникать положительная дифференциальная горная рента. Отри-
цательные величины ренты на остальных шахтах объясняются сложными горногеологическими и инвестиционными условиями работы, а также рядом других причин.
Сумма дифференциальной горной ренты по действующим шахтам ОАО «Ростовуголь» для условий 1998 г. составила 125300,5 тыс. руб., в том числе рента I 37942,5 тыс. руб., рента II 87358,0 тыс. руб. Рентный фонд акционерного общества формируется из сумм положительной горной ренты и составляет 210576,4 тыс. руб. Из рентного фонда средства расходуются на поддержание работы шахт, находящихся в сложных условиях и имеющих отрицательные рентные оценки. Можно также в порядке исключения возместить убытки по организационным причинам в размере 1608,3 тыс. руб. из рентного фонда. Кроме того, если принимается соответствующее решение, из рентного фонда может осуществляться дополнительное финансирование тех шахт, которые хотя и намечены к закрытию, но продолжают работать.
В результате сумма рентных платежей, вносимых производителем сырья (ОАО «Ростовуголь») в пользу собственника недр, составила бы 54105,2 тыс. руб.
Разумеется, в случае рыночной цены, складывающейся на уровне 500 руб/т, потребители угля понесут дополнительные расходы по сравнению с уровнем цены в 487 руб/т (необходимая ОАО «Ростов-уголь» цена), которые составят порядка 54 млн. руб. Однако, практически та же сумма будет возвращена обществу как совокупному потребителю через госбюджет в форме рентных платежей производителей сырья.
Разработанный натурально-стоимост-ной метод расчета дифференциальной горной ренты позволяет адекватно определять величину рентных платежей в зависимости от рыночной цены минерального сырья.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ предельные уровни регулярных платежей за добычу угля установлены в размере 1-3 % от стоимости добытого минерального сырья.
В рассматриваемом примере при Црын=500 руб/т ОАО «Ростовуголь» должно было бы уплатить, основываясь на ставке в 1 % 20 млн. руб. Эта сумма намного меньше, чем дифференциальная горная рента, которую акционерное общество
может при указанном уровне рыночной цены вносить в пользу собственника недр.
Однако возможны ситуации, когда производитель при сложившемся уровне рыночной цены не в состоянии уплачивать даже 1 % от стоимости сырья без ущерба нормальному процессу воспроизводства. Например, в условиях 1998 г. при рыночной цене угля, равной 490 руб/т, ОАО «Ростовуголь» даже при наименьшей ставке в 1 % должно было бы заплатить 19652 тыс. руб. за право добычи, но при этом возможная сумма рентных платежей без нарушения принципа самофинансирования составила бы только 13636 тыс. руб.
Следовательно, начисление платежей за добычу минерального сырья на основе процентных ставок от стоимости сырья далеко не всегда адекватно отражает реальные финансовые возможности производителей. Необходимо обеспечить более высокую степень обоснованности таких платежей, что становится возможным при использовании предлагаемого натурально-стоимостного метода определения дифференциальной ренты.
Уровень рыночной цены в 500 руб/т в экономической реальности 1998 г. считался бы высоким для конкретных потребителей из-за их низкой платежеспособности. Поэтому в случае государственного управления процессом ценообразования в угольной промышленности цену на уголь, производимый ОАО «Ростовуголь», можно было бы установить на уровне необходимой -487 руб./т. При этом сумма дополнительной прибыли, возникающей на шахтах, находящихся в относительно благоприятных условиях, практически полностью должна направляться для финансовой поддержки шахт, работающих в сложных объективных условиях. Механизм перераспределения средств может функционировать через создание рентного фонда акционерного общества. Однако в такой ситуации госбюджет не получит финансовых поступлений в виде рентных платежей от конкретного производителя сырья. Вместе с тем уровень цены в 487 руб./т также являлся бы для потребителей угля достаточно высоким, учитывая их низкую платежеспособность.
Следует подчеркнуть, что необходимая цена реализации угля, равная 487 руб./т, обеспечила бы самофинансирование акционерного общества, включая расходы на закрытие шахт, которые достигают 47 % от суммы средств господдержки (в случае убыточной работы) или 83 % от необ-
ходимой прибыли (в случае прибыльной работы). Если исключить финансирование работ по закрытию шахт из расчета, то сумма необходимой прибыли резко снизится. В результате необходимая цена реализации угля в условиях 1998 г. по ОАО «Ростовуголь» составила бы 385 руб./т. Это минимально возможный уровень цены угля, позволяющий действующим шахтам акционерного общества нормально функционировать, но расходы по закрытию шахт по-прежнему должны финансироваться за счет средств господдержки. Кроме того, при рыночной цене угля, равной 385 руб./т, госбюджет не получал бы рентных платежей; дополнительная прибыль, возникающая на одних шахтах, перераспределялась бы через рентный фонд акционерного общества на поддержание других шахт, работающих в худших объективных природных и инвестиционных условиях. Но непосредственные потребители угля получали бы сырьё по относительно невысокой цене.
Как отмечалось, одним из направлений снижения необходимой цены реализации угля является оптимизация распределения производственных нагрузок по шахтам акционерного общества.
Предположим, что рыночная цена угля при условии оптимизации производственных нагрузок формируется на уровне сбалансированной цены. Тогда при достижении 5 млн. т годового объема реализованной продукции рыночная цена угля должна составить 410 руб/т. Результаты расчетов показывают, что в этом случае абсолютное большинство шахт (70 %) имеют положительные величины дифференциальной горной ренты I и II типов. Рентный фонд акционерного общества составляет 189276 тыс. руб., в том числе рента I 60387,6 тыс. руб., рента II 128888,4 тыс. руб. После осуществления расходов из рентного фонда на поддержание работы шахт, находящихся в сложных объективных условиях работы, а также других предусмотренных расходов рентные платежи в бюджет составляют 20434 тыс. руб., что соответствует ставке платежей за добычу угля в 1 % от стоимости реализованной продукции.
Следует отметить, что финансовый вклад каждой шахты в рентный фонд акционерного общества строго определен научно обоснованным расчетом дифференциальной горной ренты. Вместе с тем средства финансовой поддержки, направляемые из рентного фонда шахтам со слож-
ными объективными условиями работы, также четко увязаны с отрицательной величиной ренты на таких шахтах. В результате формирование и расходование средств рентного фонда происходит на научной основе в соответствии с разработанным экономическим механизмом регулирования недропользования. Эти же принципы сохраняются и в случае формирования рентного фонда на отраслевом уровне.
Порядок расходования средств рентного фонда должен определяться специальным соглашением заинтересованных сторон - непосредственных производителей минерального сырья, представителей отраслевого ведомства, представителей государственных органов власти.
Рассмотрим ситуацию, когда ОАО «Ростов-уголь» реализует 4,5 млн. т угля в год по цене 408 руб/т при условии оптимального распределения производственных нагрузок по шахтам. Рентный фонд акционерного общества формируется в сумме 62053,9 тыс. руб., в том числе горная рента I 21334,2 тыс. руб. и рента II 40719,7 тыс. руб. Рентные платежи в бюджет составляют 17488,2 тыс. руб., что примерно соответствует фактически применявшимся платежам за добычу угля по минимальной ставке в 1% от стоимости реализованной продукции.
Изучалась также ситуация реализации акционерным обществом 4,0 млн. т угля в год при условии формирования рыночной цены на уровне сбалансированной (437 руб/т в этом случае) и оптимальном распределении нагрузок по шахтам. Анализ результатов расчетов показывает, что 88% шахт имеют положительные величины дифференциальной горной ренты при выбранном уровне цены угля. Рентный фонд ОАО «Ростовуголь» составляет 96949,9 тыс. руб., в том числе рента I 31619,8 тыс. руб. и рента II 65330,1 тыс. руб. В бюджет направляются рентные платежи в сумме 20684,8 тыс. руб., что соответствует ставке в 1 % от стоимости реализованной продукции.
В случае практического использования экономического механизма регулирования недропользования возможно получение значительного бюджетного эффекта, связанного с деятельностью ОАО «Ростов-уголь». Бюджетные доходы от деятельности акционерного общества формируются за счет налоговых поступлений, бюджетные расходы включают сумму средств господдержки, направляемых предприятию. В зависимости от
конкретной ценовой политики госбюджет будет полностью или частично освобожден от нагрузки по финансированию деятельности акционерного общества. Вместе с тем рассматриваемое предприятие будет обеспечено финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального воспроизводства, и сможет в полном объеме вносить в бюджеты всех уровней налоговые платежи, в том числе налог на прибыль, налог на имущество, налоги в дорожные фонды, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также рентные платежи. Следовательно, бюджетные доходы возрастут при одновременном снижении бюджетных расходов, что будет способствовать повышению бюджетного эффекта.
В результате применения разработанного экономического механизма регулирования недропользования возможный годовой бюджетный эффект, связанный с деятельностью только одного акционерного общества (ОАО «Рос-товуголь»), превышает 800 млн. руб. в условиях 1998 года.
Таким образом, функционирование экономического механизма регулирования недропользования позволяет обеспечить устойчивое финансовое положение акционерных обществ, производящих минеральное сырье, наполнение доходной части госбюджета, удовлетворение общественной потребности в минерально-сырьевых ресурсах.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ =
Черкесова Эльвира Юрьевна - доцент, кандидат технических наук, Шахтинский институт ЮжноРоссийского государственного технического университета.
^_______________________________________________________________/