© И.В. Петров, Э.Ю. Черкесова, 2002
УДК 622.3: 338.45
И.В. Петров, Э.Ю. Черкесова
ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
Э
кономический механизм регулирования недропользования включает два основополагающих направления: согласование интересов производителей и потребителей минерально-сырьевых ресурсов, а также управление взаимоотношениями между недропользователями и собственниками недр.
Экономическим инструментом реализации первого направления является сбалансирование добавленной стоимости при производстве сырья, оплачиваемой его потребителями. Инструментом реализации второго служит рентный принцип, положенный в основу распределения прибыли и начисления платежей за добычу полезного ископаемого. Как известно, дифференциальная горная рента - это дополнительная прибыль, получаемая недропользователем вследствие относительно более благоприятных рентообразующих факторов. В свою очередь прибыль является частью добавленной стоимости. Следовательно, платежи за добычу и добавленная стоимость при производстве сырья неразрывно взаимосвязаны. Их взаимосвязь носит не односторонний, а двусторонний характер: не только величина платежей зависит от добавленной стоимости, но и сбалансированный уровень добавленной стоимости определяется путем регулирования платежей за пользование недрами.
Согласование экономических интересов производителей и потребителей минерального сырья, а также регулирование распределения прибыли между недропользователями и собственником недр - единый процесс, которым можно и должно управлять с целью достижения высокой эффективности недропользования.
На наш взгляд, экономический механизм регулирования недропользования должен содержать несколько этапов.
Первый этап состоит в достоверном определении полных издержек на производство сырья (или необходимой производителю цены сырья) в каком-либо отчетном периоде. Полные издержки включают производственные затраты и необходимую недропользователю прибыль от реализации минерального сырья, рассчитанную с учетом обеспечения нормального воспроизводства, а также возможности уплаты прямых налогов.
Расчеты первого этапа проводятся специалистами экономических служб горнодобывающих предприятий.
На втором этапе регулирования отношений в сфере недропользования следует осуществить проверку обоснованности расчетов полных издержек на производство сырья по каждому предприятию. Этот этап должен выполняться централизованно, на уровне государственного ведомства, регулирующего деятельность данной отрасли промышленности.
Рентная оценка горнодобывающего предприятия по совокупности факторов определяется в расчете на единицу производимого сырья как разность между его рыночной ценой и удельной величиной полных издержек. С целью снижения суммы платежей за добычу полезного ископаемого горные предприятия могут стремиться к завышению издержек производства. Для предотвращения необоснованного снижения рентной оценки требуется осуществлять контроль себестоимости продукции и необходимой прибыли.
Следует рассчитать нормальную прибыль по каждому предприятию, основываясь на норме прибыли или на среднеотраслевой рентабельности производства. Если необходимая при-
быль по расчетам предприятия превышает нормальную, то выясняются причины этого. Объективными причинами можно считать повышенные инвестиционные расходы производственного назначения.
Методология осуществления контроля за себестоимостью добычи полезного ископаемого заключается в следующем.
Прежде всего, следует установить в математической форме зависимость между себестоимостью добычи и производительностью труда. Для этой цели можно использовать, например, регрессионный анализ. В масштабах отрасли в целом математическое выражение зависимости между себестоимостью и производительностью труда получить затруднительно из-за существенных различий в природных и технических условиях производственной деятельности и некорректности в связи с этим объединения всех предприятий в процессе регрессионного анализа. Поэтому экономикоматематические модели вида С = ЙГтр),
где С - себестоимость добычи полезного ископаемого, руб/ед.; Ртр - производительность труда рабочего (среднемесячная или среднесменная), ед/чел.-мес. (ед/чел.-смену), можно разработать для нескольких групп предприятий, близких по условиям деятельности, например, в пределах бассейна полезного ископаемого.
Затем целесообразно для каждой группы предприятий путем регрессионного анализа найти экономикоматематическую модель зависимости производительности труда от наиболее значимых факторов, влияющих на ее величину, по форме:
РТр = £(ПФ; ИФ; ОФ), здесь ПФ - природные факторы; ИФ -инвестиционные факторы; ОФ - организационные факторы.
Отбор конкретной совокупности факторов, оказывающих значительное влияние на производительность труда, должен осуществляться экспертами отдельно для каждой отрасли с учетом её особенностей, а при необходимости - отдельно для каждой группы предприятий.
Построить модель зависимости себестоимости добычи от перечисленных факторов затруднительно, потому что инфляционные изменения себестоимости делают несопостави-
мыми её значения за ряд периодов. Производительность труда для построения модели принимается не в стоимостном, а в натуральном измерении, поэтому инфляция на неё не влияет.
Величина расчетной производительности труда вычисляется для каждого ьго предприятия на основе фактических значений факторов в ^м периоде с использованием построенной модели. Ясно, что фактическая производительность труда на предприятии будет отклоняться от расчетной, которая, тем не менее, может выступать контрольной величиной. Затем находится расчетная себестоимость добычи полезного ископаемого.
Контрольная удельная величина полных издержек для ьго предприятия определяется как функция расчетной себестоимости продукции и нормальной прибыли.
Особенности расчета рентной оценки зависят от соотношения фактической и контрольной величины полных издержек производителя минерального сырья. Если фактическая величина полных издержек не превышает контрольную или превышает ее по объективным причинам, то рентная оценка предприятия определяется с учетом фактических издержек. В других случаях рентная оценка должна учитывать расчетную (контрольную) величину полных издержек на производство сырья.
Третий этап в действии механизма регулирования недропользования состоит в оценке диапазона допустимой величины полных издержек на производство сырья соответствующего вида с точки зрения удовлетворения экономических интересов общества в целом как совокупного потребителя. Для этой цели применяется разработанный метод сбалансирования экономических интересов производителей и потребителей минерально-сырьевых ресурсов.
Минимально допустимая величина полных издержек на производство единицы сырья (Цд та) рассчитывается согласно концепции согласования интересов, основанной на возмещении среднеотраслевых производственных затрат. Максимально допустимая величина (Цд тах4) определяется в соответствии с концепцией, признающей общественно необходимыми в горнодобывающей промыш-
ленности замыкающие производственные затраты, подлежащие возмещению через цену сырья.
Допустимый диапазон полных издержек определяет научно обоснованные границы возможной оплаты потребителями каждой единицы минерального сырья.
На следующем, четвертом, этапе выявляется область действия сбалансированной величины полных издержек при производстве минерального сырья.
Разработаны экономико-
математические модели, которые построены на принципе уравновешивания добавленной стоимости, которая, с одной стороны, достаточна для обеспечения воспроизводства минерального сырья, а, с другой стороны, объективно допустима для возмещения потребителями при условии полного удовлетворения спроса. Эти модели позволяют выявить область действия сбалансированных полных издержек на производство единицы сырья. Нижней границей области является величина полных издержек, возмещение которой необходимо для самофинансирования отрасли в целом как совокупности производителей данного вида продукции. Верхней границей области служит максимально допустимый уровень оплаты издержек с точки зрения общественных экономических интересов.
Область действия сбалансированных полных издержек соответствует ситуации равновесия экономических интересов в системе "производители сырья - общество в целом".
На пятом этапе выявляется рекомендуемая величина возмещения полных издержек на производство минерального сырья с помощью разработанного механизма распределения прибыли между недропользователем и собственником недр. Экономико-математические модели управления распределением прибыли в соответствии с выбранным методологическим подходом позволяют научно обоснованно регулировать несколько важнейших параметров: рекомендуемый уровень возмещения полных издержек; сумму платежей недропользователей в бюджет; инвестиционные ресурсы предприятий.
Шестой этап заключается в определении для каждого недропользователя платежей за добычу полезного
ископаемого, учитывающих конкретные, объективно данные, условия разработки месторождения. Расчеты следует производить в соответствии с разработанным натурально-
стоимостным методом дифференциации прибыли, на основе информации за отчетный период.
Для каждого недропользователя прибыль дифференцируется на составляющие, обусловленные действием соответственно природных, инвестиционных факторов, фактором "Качество и потребительские свойства полезного ископаемого", а также организационными причинами. При выполнении расчетов подразумевается, что рыночная цена минерального сырья совпадает с рекомендуемым уровнем возмещения полных издержек, определенном на предыдущем этапе.
Согласно выбранному методологическому подходу к распределению прибыли определяются платежи за добычу полезного ископаемого, подлежащие взиманию с каждого предприятия. Первый методологический подход применяется, если инвестор и собственник недр не совпадают. В этом случае в пользу собственника недр (поскольку им в РФ является государство - в бюджет) направляются платежи за добычу сырья, численно равные прибыли, возникающей вследствие относительно благоприятных природных факторов.
Второй методологический подход применяется тогда, когда собственник недр является инвестором. Эта ситуация характерна для многих действующих горнодобывающих предприятий, которые были построены за счет государственных капиталовложений. Тогда в пользу собственника недр в форме платежей за добычу сырья поступает сумма прибыли, обусловленной природными и инвестиционными факторами.
Таким образом, в основу начисления платежей за добычу полезного ископаемого закладывается принцип дифференциации прибыли в зависимости от объективно действующих условий разработки. Его кардинальное отличие состоит в том, что учитывается горная рента, которая характеризует вклад месторождения сырья именно как природного объекта в создание прибыли горного предприятия. Следовательно, платежи за пользование недрами получают проч-
ное научное обоснование, что весьма важно, как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Отдельный, седьмой, этап в регулировании недропользования может выделяться для формирования рентного фонда отрасли.
С целью аккумулирования значительных финансовых ресурсов и обеспечения высокой степени маневрирования ими в рентный фонд отрасли целесообразно направлять часть рентных доходов, обусловленных как природными, так и инвестиционными факторами, получаемых недропользователями. В этом случае производители сырья должны будут, кроме платежей в бюджет, осуществлять взносы в рентный фонд.
Средства фонда должны расходоваться на финансовую поддержку предприятий, находящихся в сложных объективных условиях, продукция которых нужна для полного удовлетворения спроса. При этом как рентные поступления от одних предприятий, так и дотационные выплаты другим будут строго ограничены научно обоснованным расчетом величины ренты.
Аналогичный механизм функционирования рентного фонда может действовать и на уровне отдельного акционерного общества. Рентный фонд акционерного общества создается из сумм положительной горной ренты, получаемой теми структурными подразделениями, которые работают в относительно благоприятных условиях, и расходуется на финансовую поддержку подразделений, нуждающихся в ней. Оставшаяся после перераспределения сумма ренты I и II вносится акционерным обществом либо частично в рентный фонд отрасли, а частично в бюджет (если указанный фонд формируется), либо полностью в бюджет (при отсутствии отраслевого фонда и выборе второго методологического подхода к распределению прибыли). Если принят первый методологический подход, и рентный фонд отрасли не формируется, то из рентного фонда акционерного общества на инвестиционные цели направляется дифференциальная горная рента II, а рента I вносится в бюджет в форме платежей за добычу полезного ископаемого.
В результате все предприятия, продукция которых необходима для
удовлетворения общественной потребности в данном виде минерального сырья, смогут нормально функционировать; госбюджет будет освобожден от расходования средств на финансовую поддержку горнодобывающей промышленности; потребители получат сырьё в требуемом количестве по сбалансированной цене.
На следующем, восьмом, этапе действия механизма регулирования недропользования задается несколько уровней рыночной цены минерального сырья в пределах допустимого интервала регулирования возмещаемых полных издержек. Для каждого горного предприятия определяются рентные оценки, соответствующие различным уровням цены сырья.
В процессе расчетов рентных оценок учитываются исследования обоснованности полных издержек, проведенные на втором этапе.
Затем для каждого недропользователя при j-м уровне цены сырья определяются величины платежей за добычу полезного ископаемого в бюджет, а также взносов в рентный фонд (в случае его формирования). При этом расчеты производятся для обоих методологических подходов к распределению прибыли между недропользователем и собственником недр.
На девятом этапе разрабатываются шкалы платежей за добычу сырья для каждого недропользователя. Если рентный фонд отрасли не формируется, то данные платежи вносятся полностью в бюджет. Если отраслевой фонд создается, то для каждого производителя сырья следует разработать две шкалы - платежей в бюджет и взносов в рентный фонд.
Шкалы платежей в бюджет (и, аналогично, взносов в рентный фонд) представляют собой процентные ставки, применяемые к стоимости товарного минерального сырья и повышающиеся при возрастании цены реализации сырья. Увеличение рыночной цены необходимо выражать через процентное отклонение от минимально допустимого уровня возмещения полных издержек для сырья данного вида.
Первоначально шкалы платежей и взносов строятся на основе дифференциации прибыли за отчетный период и в дальнейшем остаются неизменными в течение нескольких лет. Таким образом, шкала платежей
(взносов) устанавливается недропользователю на определенный период времени и пересматривается по мере необходимости в будущем, когда все расчеты повторятся для другого отчетного периода.
Шкалы платежей (взносов) должны быть разработаны отдельно для каждого методологического подхода к распределению прибыли между недропользователем и собственником недр.
На десятом этапе каждый производитель выбирает любой, удобный ему, уровень фактической цены реализации сырья (соответствующий нормативным или средним показателям качества) в пределах допустимого диапазона возмещения полных издержек. Этот диапазон может определяться ежегодно для соответствующего вида минерального сырья. Рассчитывается процентное отклонение фактической цены от минимально допустимого уровня возмещения полных издержек, и по шкале платежей (взносов) находится соответствующая ставка, применяемая к стоимости готовой продукции.
Таким образом, шкалы позволяют существенно упростить расчеты платежей за добычу сырья и взносов в отраслевой фонд в последующие за отчетным периоды.
Разработанный экономический механизм предполагает регулирование допустимого диапазона возмещаемых полных издержек на производство сырья и ставок платежей недропользователей. Выявление диапазона полных издержек, допустимых для общества как совокупного потребителя сырья, вполне оправдано и даже необходимо на пути достижения промышленного подъема, поскольку горнодобывающая промышленность является базисной для всей экономики страны. Платежи за пользование недрами в бюджет выступают как разновидность налога, поэтому разработка ставок платежей относится к обычной практике налогообложения, регулируемого законодательством. Вместе с тем налогообложение горнодобывающих предприятий будет поставлено на научную основу, учитывающую особенности разработки конкретных месторождений минерально-сырьевых ресурсов, а также сбалансирование экономических интересов
производителей сырья, общества как совокупного его потребителя и государства как собственника недр.
В результате платежи недропользователей выступают как динамичная, подвижная величина. Производители сырья имеют возможность выбирать модель рыночного поведения, в частности, уровень цены реализации продукции, исходя из собственных эко-
номических интересов. Соблюдение экономических интересов общества в целом как совокупного потребителя выражается в установлении допустимого диапазона возмещения полных издержек на производство сырья, а также в удовлетворении потребности в минерально-сырьевой продукции. Государственные интересы также будут учтены, поскольку произойдет
экономическая реализация права собственности на недра через поступление в бюджет платежей за пользование недрами в научно обоснованном размере и, кроме того, упрочатся государственные позиции в управлении ресурсодобывающей промышленностью.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Петров Иван Васильевич—доктор экономических наук, профессор, Московский государственный горный университет.
Черкесова Эльвира Юрьевна — кандидат экономических наук, доцент Шахтинского института Южно-Российского государственного технического университета, докторант Московского государственного горного университета.