РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
УДК 65.261.4
Н.Я. ЛОБАНОВ
Санкт-Петербургский государственный горный институт
(технический университет)
СИСТЕМА ПЛАТЕЖЕЙ ЗА НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Повышение эффективности производства в горной промышленности возможно на основе совершенствования и развития экономического механизма рационального использования минеральных ресурсов. Одним из главных объектов исследования при этом является налоговая система, что объясняется ее ключевым значением для эффективного процесса освоения потенциала минерально-сырьевых ресурсов.
Важнейшим направлением совершенствования налоговой системы в горной промышленности является переход на рентный принцип налогообложения, позволяющий увязать налоги, перечисляемые горными предприятиями в бюджет, с экономической эффективностью горного производства.
Разработаны рекомендации по совершенствованию налоговой системы для предприятий угольной отрасли России. Они использованы для экономической оценки проекта развития и технического перевооружения шахт Воркутинского промышленного района на период до 2015 г.
Under the conditions of market economy the mining industry production efficiency increase is possible on the basis of perfection and development of the economic mechanisms that optimizes the mineral resources conservation. Therefore, one of the subjects of inquiry is the tax structure that is explained by its key value to be used for an efficient process of potential development of mineral resources.
The most important trend to improve the tax structure in the mining industry is the transition to the rental principle of taxation, the latter making it possible to correlate taxes, that are transferred to budget by mining enterprises, with the economic efficiency of the mining industry.
Recommendations to improve the tax structure intended for appliation in the coal mining industry of Russia have been worked out. They were used to perform economic evaluation of the project of development and reequipment of the mines of the Vorkuta industrial region for the period to the year 2015.
Повышение экономической эффективности добычи и переработки полезных ископаемых, обеспечение рационального использования минеральных и других природных ресурсов требует значительных средств на реконструкцию и техническое перевооружение производства.
Поиски источников финансирования угольных предприятий привели к необходимости совершенствования действующей системы налогообложения предприятий. Несмотря на тяжелое финансовое состояние, угольные предприятия выплачивают большие суммы налогов и платежей в бюджеты
всех уровней и во внебюджетные фонды. Они находятся под двойным налоговым прессом: платят все общепринятые налоги и дополнительно специальные налоги на недропользование. В результате налоговая нагрузка на угольные предприятия в 1,2-1,5 раза выше, чем на предприятия других отраслей промышленности.
Большим недостатком действующей системы налогообложения горных предприятий является фискальный характер налогов и платежей: размеры налогов на пользование недрами устанавливаются независимо от результатов хозяйственной деятельности и платятся не из прибыли предприятия, а включаются в себестоимость выпускаемой продукции.
Важнейшим направлением совершенствования налоговой системы в горной промышленности является переход на рентный принцип формирования налогов, что позволит увязать размеры налогов с экономической эффективностью производства и реализации продукции. Неучет горной ренты в налоговой системе приводит к несправедливому присвоению национального богатства недр страны монополиями и отдельными членами общества.
Рентный доход от эксплуатации природных богатств страны принадлежит всему обществу и должен стать важнейшим источником налоговых платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.
Одной из причин неэффективной налоговой системы в горной промышленности является недостаточная разработанность теоретических и практических вопросов регулирования рентных отношений при использовании недр. Поэтому необходимо, в первую очередь, решить вопросы теоретического обоснования горной ренты, разработать методики ее расчета и направления использования. При решении указанных вопросов следует учитывать особенности горной промышленности. В качестве важнейших назовем следующие:
• невозобновимость извлекаемых запасов из недр и постоянное ухудшение горногеологических и экономико-географических
140 _
условий отрабатываемых и вводимых в эксплуатацию месторождений;
• разнообразие природных условий отрабатываемых месторождений и различия в качестве минерального сырья, которые существенно влияют на экономическую эффективность добычи полезных ископаемых и производство товарной продукции;
• высокая стоимость строительства и поддержания действующей мощности предприятий, преобладание пассивной части в основном капитале предприятий;
• длительные сроки строительства и достижения полной проектной мощности предприятий;
• градообразующее значение большинства предприятий отрасли, что требует больших расходов на содержание социальной сферы, источником которых являются налоги, выплачиваемые предприятиями в местные бюджеты;
• разрушительное воздействие горнообогатительного производства на природные ресурсы и окружающую среду, и необходимость проведения дорогостоящих природоохранных мероприятий;
• высокие риски при обосновании строительства горных предприятий, объемов добычи и реализации продукции на внутреннем и внешнем рынках за период отработки месторождений полезных ископаемых;
• необходимость учета социальных факторов, обеспечивающих экономическую и стратегическую безопасность государства;
• вредность и опасность горного производства.
Разработке теории рентных отношений посвящено большое количество научных работ экономистов многих стран мира. Внимание к данной проблеме связано с необходимостью решения важнейших вопросов землепользования, установления ценности природных ресурсов, обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Основы теории рентных отношений разрабатывались классиками политической экономии: А. Смитом, Д. Рикардо, С. Миллем, К. Марксом, Ф. Конэ,
А. Маршаллом и др. Наиболее полно теория ренты разработана К. Марксом. В отечественной науке рентные отношения в горно-добывающей промышленности изучали ученые-экономисты: В.С. Немчинов, Н.В. Володомонов, А.В. Бачурин, Л.М. Кантор, В.П. Дьяченко, В.К. Шкатов, АС. Астахов, М.М. Гурен, Е.Л. Кантор, В.И. Назаров, Л.Л. Майзель, М.А. Вирула, Э.Ю. Черкасова и др.
Причиной возникновения ренты К. Маркс считал монополию хозяйствования при наличии дифференциации условий производства и реализации продукции отдельных предприятий или неравенства отдачи последовательных вложений капитала в некоторую конкретную сферу экономической деятельности. Он вскрыл причины образования абсолютной земельной ренты и дифференциальной ренты в отраслях промышленности, не связанных непосредственно с использованием природных ресурсов. В зависимости от того, что является причиной -различия в плодородии и местоположении участков земли или различия в производительности дополнительных вложений капитала в один и тот же участок, - К. Маркс разделил ренту на дифференциальную ренту I и II.
В период перехода Российской Федерации к рыночной экономике исследования рентных отношений получили новый импульс. Опубликованы труды М.М. Гурена, Е.Л. Кантора, Г.А. Маховиковой, Е.С. Миле-хина, М.Е. Рейфе, Ю.В. Разовского и др. Важнейшей особенностью научных работ последнего десятилетия является не обоснование существования дифференциальной ренты в экономике России, а разработка рекомендаций по созданию научно обоснованной методики ее определения и учета ренты при пользовании природными ресурсами.
Наличие и необходимость учета дифференциальной ренты в условиях рыночной экономики в Российской Федерации закреплены в законодательном порядке.
Горная рента выступает в формах абсолютной, дифференциальной и монопольной рент. Абсолютная рента является результа-
том монополии собственности на недра и обусловлена правом собственника на долю дохода от использования недр и добычи полезных ископаемых. В условиях государственной собственности на недра абсолютная рента выступает в форме налогов на пользование недрами и на добычу полезных ископаемых. На практике она представлена единовременными (разовыми) платежами недропользователей при получении лицензии и текущими платежами за каждую единицу добываемого полезного ископаемого. Размеры платежей устанавливаются собственником недр, исходя из ценности месторождения, потребностей рынка в минеральном сырье и с учетом необходимости формирования бюджета государства. Следовательно, абсолютную ренту приносят все разрабатываемые месторождения полезных ископаемых, в том числе и худшие из эксплуатируемых месторождений.
Дифференциальная рента подразделяется на дифференциальную ренту I и II. Дифференциальная рента I образуется на лучших и средних по условиям производства и реализации продукции участках и месторождениях, где более высокая эффективность производства продукции обеспечивается благоприятными горно-геологическими и экономико-географическими условиями месторождений и высоким качеством полезного ископаемого. Получаемая в результате этого добавочная прибыль и образует дифференциальную ренту I, которая принадлежит не разработчикам месторождения, а их владельцам.
О дифференциации показателей эффективности добычи угля на предприятиях отрасли свидетельствуют следующие данные: максимальная себестоимость добычи 1 т угля превышает минимальную более чем в 17 раз, производительность труда работников в 61 раз, фондоемкость добытого угля в 31 раз, рентабельность продукции в 112 раз.
Дифференциальная рента II представляет собой добавочную прибыль от применения более совершенной техники и технологии, повышения технической вооруженности труда, высокого качества, надежности
и экономичности применяемых средств производства, использовании высокоэкономичных материалов, топлива, энергии и других мероприятий научно-технического прогресса. Она возникает во всех отраслях материального производства. В отраслях, использующих природные ресурсы, она служит одним из важнейших источников расширенного воспроизводства, финансовой устойчивости предприятий и роста благосостояния работников. Она принадлежит владельцу предприятия (недропользователю) и исчезает с ростом технической оснащенности производства на родственных предприятиях.
Монопольную ренту получают при добыче редких полезных ископаемых, которые продаются по монопольным ценам, определяемым платежеспособностью потребителей. В угольной промышленности в настоящее время она отсутствует.
Горная рента
Рг = Ра + Р + Рп,
где Ра - абсолютная рента; Р1 и Рп - дифференциальная рента I и II соответственно.
Абсолютная рента
Ра = НсВ/100,
где Нс - налоговая ставка на добычу угля, %; В - стоимость первой товарной продукции, руб.
На основе анализа современного состояния экономики угольных предприятий Российской Федерации предлагается установить ставку налога на добычу угля в размере 1 % от стоимости первой товарной продукции, вместо 4 % согласно закону «О недрах». Снижение ставки налога на добычу угля до 1 % будет способствовать оздоровлению финансового состояния угольных предприятий и повышению их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Дифференциальная рента II
Рп = ДП - Пн.д = ДП - ЕнКд,
где ДП - прирост прибыли предприятия за счет дополнительных капитальных вложений, руб.; Пнд - нормативная прибыль от дополнительных инвестиций, руб.; Ен -142 _
норма прибыли на вложенный капитал; Кд -дополнительные капитальные вложения в совершенствование производства, руб.
Дифференциальная рента I
Р = Пб - Пн - Рп,
где Пб - балансовая прибыль предприятия от реализации первой товарной продукции, руб.; Пн - нормативная прибыль предприятия, руб., Пн = Ен(Ко + Коб); Ко и Коб - среднегодовая стоимость основного и оборотного капитала горного предприятия соответственно, руб.
Тогда
Р: = Пб - Ен(Ко + Коб) - ДП + ЕнКд = = Пб - ДП - Ен(Ко + Коб + Кд).
Таким образом, Рг = НсВ/100 + Пб - Ен(Ко + Коб).
Дифференциальная рента I за весь период отработки месторождения
Тк Тк
Р! = Х( Ц - З Ж-X К в -
£=0 г=0
Тк Тк
-XЕн(^ + К0<Й)р( -Х(Щ -ЕнКж)р(,
г=0 г=0
где Тк - последний год отработки месторождения; Ц - стоимость товарной продукции горного предприятия в £-м году, руб.; З( -эксплуатационные затраты на производство товарной продукции в £-м году без учета амортизационных отчислений, руб.; - коэффициент дисконтирования, pt = (1 + Ен)'; К - капитальные вложения; Ен - норма дисконтирования; £р - расчетный год, к которому приводятся результаты и затраты; £ - текущий год освоения месторождения.
Рассмотрим порядок расчета горной ренты на примере Проектом реконструкции и технического перевооружения шахт и Центральной обогатительной фабрики ОАО «Воркутауголь» предусматривается рост рентабельности производства с -11 до 12 %. Прибыль составит 510 млн руб. в год. До реализации проекта ОАО имело убытки в
сумме 648 млн руб. Необходимые инвестиции определены в сумме 2045,6 млн руб. Среднегодовая стоимость основного и оборотного капитала составит 4250 млн руб. Стоимость товарной продукции без НДС 4592,4 млн руб. в год. Банковский процент за кредиты 15 %. Расчет горной ренты и ее составляющих после реализации проекта дал следующие результаты:
Ра = 1 • 4592,9/100 = 45,929 млн руб.;
Рп = (648 + 510) - 0,15 • 2045,6 = = 851,16 млн руб.;
Р1 = 510 - 0,1 • 4250 - 851,16 = = -766,16 млн руб.;
Рг = 45,929 + (-766,16) + 851,16 = = 130,929 млн руб.
В результате реконструкции и технического перевооружения шахт и Центральной обогатительной фабрики ОАО «Воркута-уголь» из убыточного превратится в рентабельное предприятие. Рентабельность производства составит 12 %. Абсолютная рента в виде налога на добычу полезных ископаемых будет направлена в федеральный и региональный бюджеты. Дифференциальная рента II будет использована на выплату процентов за кредит и развитие производства. Дифференциальная рента I будет отрицательной, что связано с неблагоприятными экономико-географическими условиями Печорского промышленного района. Коэффициент экономической эффективности инвестиций в реализацию проекта составит 0,566. ОАО «Воркутауголь» достигнет финансовой устойчивости и обеспечит финансирование проекта за счет собственной прибыли.