Научная статья на тему 'Оценка системы изъятия ренты у предприятий угольной промышленности'

Оценка системы изъятия ренты у предприятий угольной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
угольная промышленность / инвестиционные стимулы / российский опыт / вугільна промисловість / інвестиційні стимули / російський досвід

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И. В. Фокина

Проанализирована действующая система изъятия ренты у угледобывающих предприятий. Рассмотрены методы определения величины платы за пользование недрами в угольной промышленности с учетом российского опыта. Предложены подходы к изъятию горной ренты при сохранении инвестиционных стимулов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Оцінка системи вилучення ренти у підприємств вугільної промисловості

Проаналізовано діючу систему вилучення ренти у вугледобувних підприємств. Розглянуто методи визначення величини плати за користування надрами у вугільній промисловості з урахуванням російського досвіду. Запропоновано підходи до вилучення гірничої ренти при збереженні інвестиційних стимулів.

Текст научной работы на тему «Оценка системы изъятия ренты у предприятий угольной промышленности»

И.В. Фокина, к.э.н.

ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ИЗЪЯТИЯ РЕНТЫ У ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Проанализирована действующая система изъятия ренты у угледобывающих предприятий. Рассмотрены методы определения величины платы за пользование недрами в угольной промышленности с учетом российского опыта. Предложены подходы к изъятию горной ренты при сохранении инвестиционных стимулов.

Проаналгзовано дiючу систему вилучення ренти у вугледобувних тдприемств. Розглянуто методи визначення величини плати за користування надрами у вугшьнт промисловостi з урахуванням росшського досвiду. Запропоновано тдходи до вилучення гiрничоi ренти при збережент iнвестицiйних стимулiв.

The operating system of rent withdrawal from mining enterprises is analysed. The methods of determination ofpayment for using mineral resources in the coal industry are considered taking into account the Russian experience. The approaches to mining rent withdrawal are offered provided the investment incentives are kept.

© И.В. Фокина, 2009

Горная рента для угледобывающих предприятий выступает одним из факторов финансово-экономического регулирования и имеет несколько двойственный характер. Прежде всего она является той частью дохода предприятий угольной промышленности, которая обусловлена использованием недр наряду с другими факторами. Вместе с тем возникновение (образование) горной ренты в угольной промышленности влечет за собой необходимость отчуждения части дохода в пользу государства в рамках действующей системы налогообложения, такая необходимость закреплена в законодательном порядке за государством как за собственником недр. Рента, на основе ее непосредственного воздействия на величину прибыли, а как следствие и на формирование инвестиционных ресурсов, становится весомым регулятором финансово-экономического состояния предприятий угольной промышленности.

В течение довольно продолжительного времени в кругах ученых продолжаются дискуссии о методах определения, изъятия, распределения и перераспределения горной ренты [1-5; 8; 10; 12]. В связи с особой остротой этих вопросов в условиях инвестиционной несбалансированности предприятий угледобывающей отрасли проблема извлечения рентных доходов требует раскрытия дополнительных аспектов.

Цель статьи - разработка положений, направленных на эффективное изъятие горной ренты при сохранении необходимых инвестиционных стимулов для предприятий угольной промышленности.

Применение налоговых инструментов при изъятии ренты в минерально-сырьевом секторе обусловлено, прежде всего, ограниченностью и невозобновляемостью минеральных ресурсов. Для стимулирования ресурсосбережения и эффективного природопользования применяется система платежей за использование природных ресурсов. Считается, что основной функцией этих платежей является необходимость воспроизводства минерально-сырьевой базы. Вместе с тем существующий в Украине порядок перечисления платежей за использование природных ресурсов в государственный и местные бюджеты наряду с другими налогами и сборами, а не в специальный фонд, предназначенный для воспроизводства минерально-сырьевой базы, сводит их основную функцию к нулю. В этих условиях платежи за использование природных ресурсов выполняют только фискальную функцию и в некоторой степени служат механизмом изъятия природной ренты.

В украинском налоговом законодательстве отсутствует понятие "рентные платежи" в угольной промышленности, что в принципе вполне оправданно, поскольку еще никому не удалось просчитать величину ренты с абсолютной точностью. Система платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых действует согласно Порядку, утвержденному Кабинетом Министров Украины [11]. Объектом платежей является объем погашенных или добытых полезных ископаемых. Обязательства по платежам за пользование недрами для добычи полезных ископаемых исчисляются в зависимости от утвержденных

базовых нормативов. Если для того или иного вида полезных ископаемых, в том числе угля, базовые нормативы указаны в абсолютных величинах, то налоговые обязательства определяются по формуле

Пн=Уф х Назн х Кпш

где Пн - плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых;

Уф - объем добытых полезных ископаемых;

Назн - величина базового норматива в абсолютных величинах;

Кпп - коэффициент, применяемый к нормативу для добычи забалансовых запасов полезных ископаемых, полезных ископаемых с техногенных месторождений и некоторых видов полезных ископаемых.

Согласно законодательству в 2008 г. базовые нормативы платежей за пользование недрами в абсолютном значении составили для каменного угля, включая антрацит, - 2 грн. за тонну, для энергетического и других марок каменного угля - 1 грн. за тонну [6]. Расчет платежей за пользование недрами (табл. 1) показал, что сумма налоговых обязательств государственных предприятий по добыче угля за 2008 г. составила 55,6 млн. грн.

Таблица 1

Расчет обязательств по платежам за пользование недрами для добычи угля по базовым

абсолютным нормативам за 2008 г.

Полезное ископаемое Объем добытого угля*, тыс. т (Уф) Базовый норматив, тыс. грн. (Назн) Сумма платежа, млн. грн.

Коксующийся уголь 10251,4 0,002 20,5

Энергетический уголь 35130,3 0,001 35,1

Всего 45381,7 55,6

* По аналитическим показателям Министерства угольной промышленности [7].

Несмотря на достаточно высокие показатели работы угольной промышленности, изымаемая в бюджет плата за пользование недрами незначительна в сравнении с объемами промышленного производства в отрасли, а применяемый в качестве объекта налогообложения объем добычи угля совершенно не учитывает результаты хозяйственной деятельности (прибыльности).

Вместе с тем некоторые ученые настаивают на необходимости применения процентных ставок в зависимости от стоимости полезного ископаемого. Так, в работе [8, 31] авторами предложено ввести в угледобывающей промышленности рентные платежи в зависимости от рентабельной (прибыльной) части шахт, поскольку действующие нормативы установлены на чрезвычайно низком уровне. По предположению ученых [1] под платой за пользование недрами для добычи полезных ископаемых по базовым (минимальным) нормативам подразумевается изъятие абсолютной горной ренты, то есть минимальной цены, которую приобретает минеральный ресурс, являясь бесплатным даром природы.

Для некоторых видов полезных ископаемых Порядком [11] предусмотрены базовые нормативы в относительном значении. При этом в расчете налоговых обязательств применяется показатель стоимости единицы добытых полезных ископаемых, исчисленной по одной из наибольшей ее величин: либо по фактическим ценам реализации добытых полезных ископаемых, либо по расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

При определении стоимости добытых полезных ископаемых по фактическим ценам реализации стоимость единицы добытого полезного ископаемого устанавливается исходя из суммы дохода от реализации (выручки от реализации), уменьшенной на сумму расходов, связанных с доставкой полезных ископаемых по договорам купли-продажи.

Как было отмечено выше, для угольной промышленности Украины применяется метод расчета платы за пользование недрами исходя из объемов добычи и твердых ставок. В отличие от Украины в Российской Федерации для угольной промышленности вместо платы за пользование недрами действует налог на добычу полезных ископаемых, который применяется

в виде процентной ставки к стоимости добытых полезных ископаемых. Для добычи угля Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена налоговая ставка в размере 4%

[9].

Вопрос в приоритетности того или иного способа определения величины платы за пользование недрами остается открытым. Кроме того, применяемые ставки как в абсолютных, так и в относительных величинах не могут быть установлены с исчерпывающей точностью.

Для сравнительного анализа видится целесообразным провести расчет платы за пользование недрами для добычи угля по ставкам относительно его стоимости по цене реализации (табл. 2). При этом за основу принят показатель объема товарной продукции, как один из основных показателей, характеризующий стоимость продукции, предназначенной для реализации. Цена реализации является средневзвешенной величиной, которая определяется как отношение величины товарной продукции, скорректированной на сумму расходов по доставке (перевозке, транспортировке) к объему товарной продукции. Стоимость товарной угольной продукции для государственных предприятий угольной промышленности в 2008 г. составила 12772,5 млн. грн., объем товарной продукции - 28140,9 тыс. т [7].

Таблица 2

Расчет обязательств по платежам за пользование недрами для добычи угля по относительным нормативам за 2008 г.

Средневзвешенная цена реализации, тыс. грн. за 1 тыс. т Объем добытого угля*, тыс. т Стоимость добытого угля по цене реализации, млн. грн. гр. 1 х гр. 2 Норматив, % Сумма платежа, млн. грн. гр. 3 х гр. 4

1 2 3 4 5

0,435 45381,7 19741,0 4 789,6

* По аналитическим показателям Министерства угольной промышленности Украины [7].

Проведенный расчет показывает, что при принятом нормативе платы за пользование недрами на уровне 4% сумма платежа, подлежащего перечислению в бюджет, составит 789,6 млн. грн., что значительно превысит аналогичную величину, исчисленную по абсолютным нормативам (табл. 1, 2). Это обусловлено тем, что в расчете подавляющую часть занимают затраты угледобывающих предприятий на угледобычу. И в том и другом случае объектом платы за пользование недрами для добычи угля является объем угледобычи, с той разницей, что во втором случае учитывается некоторая часть прибыли в цене продукции.

Цена продукции включает определенную сумму прибыли сверхминимальной цены ресурса (абсолютной ренты) в зависимости от его качества и степени его уникальности. Уровень прибыли должен быть достаточным для того, чтобы инвестиции в отрасль стали привлекательными. При получении предприятием прибыли, достаточной для вложения инвестиций, для государства является возможным изъять полученную производителем сверхприбыль (дифференциальную ренту) без ограничения инвестиций.

Для определения величины дополнительной прибыли горных предприятий учеными [1; 2; 5; 10; 12] разработаны различные методики, позволяющие определить дифференциальные рентные доходы горных предприятий в зависимости от качественных характеристик природных ресурсов или цены реализации добытой продукции с использованием показателя нормы прибыли.

Поиск единого обобщающего показателя, который аккумулировал бы в себе параметры всех месторождений с присущим только им набором качественных характеристик и улавливал сверхприбыль, представляется трудоемким и затратным. В этих условиях наиболее точным обобщающим показателем является цена продукции. Вместе с тем зависимость налоговых платежей от цены реализации продукции стимулирует производителей к ее занижению с целью минимизации своих налоговых обязательств. Для решения этой проблемы в зарубежных странах при налогообложении добывающей промышленности для определения налоговой базы используются не фактические цены реализации, а рыночные цены. Однако цена подвержена влиянию различных обстоятельств и не обладает необходимой

усредненностью и устойчивостью, тем более принимая во внимание механизм формирования цены в угольной промышленности Украины, при котором себестоимость дотируется государством, поэтому определение уровня ренты в зависимости от цены сомнительна.

При разработке различных методов изъятия горной ренты у предприятий-недропользователей необходимо учитывать, что основная проблема состоит не в том, чтобы полностью изъять природную ренту у природоэксплуатирующих предприятий, а в том, чтобы контролировать процесс ее перераспределения [4]. Изъятие природной ренты осуществляется налоговыми рычагами, включая все существующие налоги и платежи, которые эти предприятия уплачивают. Если предположить, что рента не была изъята в пользу государства на стадии добычи природного ресурса, она будет изъята после получения прибыли при уплате налога на прибыль. То же относится и к налогу на добавленную стоимость, который уплачивается на всех стадиях производства и обращения, и к подоходному налогу с работников предприятий-недропользователей, поскольку любой доход, полученный с использованием природного ресурса, несет в себе рентную составляющую.

Система платежей за пользование недрами, которая зависит от валового дохода предприятия, а не от чистой прибыли, имеет ярко выраженный регрессивный характер. То есть чем выше платежи за пользование недрами, зависящие от величины валового дохода или выручки от реализации, тем ниже прибыль предприятий. Определенная гибкость при изъятии природной ренты может быть достигнута посредством использования прогрессивной шкалы ставок налога на прибыль при надлежащем контроле.

Обобщая изложенное, следует отметить, что основным механизмом изъятия горной ренты выступают платежи за пользование недрами, которые аккумулируются в государственном и местных бюджетах, следовательно, являются фискальным налоговым инструментом. Отсутствие прозрачности в распределительных процессах привело к тому, что воспроизводственная функция системы платежей за использование природных ресурсов полностью утрачена.

Для угольной промышленности применяется плата за пользование недрами по базовым ставкам в абсолютном значении в зависимости от объема добычи. В целях сравнения этой величины был проведен расчет относительно стоимости добытого угля по цене реализации, сумма которого значительно превышает аналогичную величину в абсолютных показателях. Это обусловлено высокими экономико-производственными показателями в угольной промышленности. Увеличение нормативов и изменение механизмов изъятия платы за пользование недрами в зависимости от цены реализации вполне обоснованы в целях пополнения бюджета, в то же время это отрицательно отразится на инвестиционном потенциале предприятий. Между тем система платежей за пользование недрами должна сохранять достаточные стимулы для инвестиций в угледобывающий сектор экономики.

Платежи за пользование недрами в целях добычи природных ресурсов должны сохранить свою функцию платы собственнику ресурсов (государству). Они являются базовым видом платежей за природопользование в угольной промышленности и обеспечивают гарантированный доход государству на стадиях добычи, выступая при этом составляющей частью налоговой системы государства, посредством которой происходит основное изъятие и перераспределение горной ренты у угледобывающих предприятий.

Литература

1. Амоша А.И. Теоретические основы и механизмы регулирования доходов угледобывающих предприятий / А.И. Амоша, Л.Л. Стариченко // Уголь Украины. - 2004. -№6. - С. 3-8 .

2. Вагонова А.Г. К вопросу оценки запасов и платы за добычу полезных ископаемых / А.Г. Вагонова, Ю.М. Белявцев // Вкник Донецького ушверситету. Сер. В. Економка i право. -2007. -№1. - С. 297-301.

3. Данилишин Б.М. Рентна пол^ика в Укра!ш / Б.М. Данилишин, В.С. Мщенко - К.: ЗАТ "Ичлава", 2004. - 68 с.

4. Данилов-Данильян В. Природная рента и управление использованием природных ресурсов // В. Данилов-Данильян [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// о^-opec.hse.ru/ analize_doc.asp. - Название с экрана.

5. Демченко О. Економiчнi складовi державного мехашзму забезпечення природокористування у вугшьнш галузi / О. Демченко, Н. Недодаева // Вiсник Нацюнально! академп державного управлiння при Президентовi Украши. - 2007. - №1. - С. 61-68.

6. Закон Украши "Про Державний бюджет Украши 2008 рж та про внесення змш до деяких законодавчих акив Украши" вщ 28.12.2007 № 107-У1 [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua. - Назва з екрану.

7.1нформацшно-анал^ичний зв^ про розвиток вугшьно! промисловостi Укра1ни у 2008 рощ [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.mvp.gov.ua. - Назва з екрану.

8. Мщенко В.С. Природноресурсш платежi в доходах бюджету. Шляхи вдосконалення / В.С. Мщенко, Я.В. Коваль, М.А. Хвесик, О.А. Кучер // Фшанси Украши. - 2007. - №12. - С. 27-37.

9. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wiki.klerk.ru/index.php. - Название с экрана.

10. Островецький В.1. Соцiально-економiчна природа справляння рентних платежiв / В.1. Островецький // Фшанси Укра1ш. - 2007. - № 5. - С. 38-47.

11. Про заходи щодо справляння платежiв за користування надрами для вщтворення видобування корисних копалин та Порядок справляння платежiв за користування надрами для видобування корисних копалин: Постанова Кабшету Мiнiстрiв Укра1ни вщ 26.03.2008 р. № 264 [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua. - Назва з екрану.

12. Разовский Ю.В. Сверхприбыль недр / Ю.В. Разовский. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 224 с.

Представлена в редакцию 16.12.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.