Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экономическая система как объект конституционно-правового регулирования / экономические основы конституционного строя / конституционная экономика / объекты экономическая система как объект конституционно-правового регулирования / субъекты экономическая система как объект конституционно-правового регулирования / economic system as an object of constitutional and legal regulation / economic foundations of the constitutional system / constitutional economy / objects of the economic system as an object of constitutional and legal regulation / subjects of the economic system as an object of constitutional and legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рысев Генрих Сергеевич

В статье рассматриваются основные подходы к пониманию экономической системы как объекта конституционно-правового регулирования. Основное внимание в научном исследовании уделяется анализу содержания экономических основ конституционного строя в Конституциях Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Узбекистан. Анализируя конституционно-правовые нормы основного закона Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Узбекистан в данном аспекте. Считается необходимым закрепить сформулировать конституционные положения, которые являются структурными элементами экономической основы конституционного строя в отдельной главе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC SYSTEM AS AN OBJECT OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION, THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Тhe article discusses the main approaches to understanding the economic system as an object of constitutional and legal regulation. The main attention in the scientific research is paid to the analysis of the content of the economic foundations of the constitutional system in the Constitutions of the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan, and the Republic of Uzbekistan. Analyzing the constitutional and legal norms of the basic law of the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Uzbekistan in this aspect. It is considered necessary to consolidate and formulate constitutional provisions that are structural elements of the economic basis of the constitutional system in a separate chapter.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №31

УДК 342.41

Рысев Генрих Сергеевич Саратовская государственная юридическая академия

Кафедра конституционного права имени профессора И.Е. Фарбера и профессора В.Т. Кабышева

Россия, Саратов rg552@vk.com Rysev Henry Saratov State Law Academy Department of Constitutional Law named after Professor I.E. Farber and Professor V.T. Kabysheva

Russia, Saratov

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Аннотация: в статье рассматриваются основные подходы к пониманию экономической системы как объекта конституционно-правового регулирования. Основное внимание в научном исследовании уделяется анализу содержания экономических основ конституционного строя в Конституциях Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Узбекистан. Анализируя конституционно-правовые нормы основного закона Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Узбекистан в данном аспекте. Считается необходимым закрепить сформулировать конституционные положения, которые являются структурными элементами экономической основы конституционного строя в отдельной главе.

Ключевые слова: экономическая система как объект конституционно-правового регулирования, экономические основы конституционного строя, конституционная экономика, объекты экономическая система как объект

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции

конституционно-правового регулирования, субъекты экономическая система как объект конституционно-правового регулирования.

THE ECONOMIC SYSTEM AS AN OBJECT OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION IN THE RUSSIAN FEDERATION, THE REPUBLIC

OF KAZAKHSTAN AND THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN Annotation: the article discusses the main approaches to understanding the economic system as an object of constitutional and legal regulation. The main attention in the scientific research is paid to the analysis of the content of the economic foundations of the constitutional system in the Constitutions of the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan, and the Republic of Uzbekistan. Analyzing the constitutional and legal norms of the basic law of the Russian Federation, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Uzbekistan in this aspect. It is considered necessary to consolidate and formulate constitutional provisions that are structural elements of the economic basis of the constitutional system in a separate chapter. Key words: economic system as an object of constitutional and legal regulation, economic foundations of the constitutional system, constitutional economy, objects of the economic system as an object of constitutional and legal regulation, subjects of the economic system as an object of constitutional and legal regulation.

С момента принятия Конституции Российской Федерации конституционно-правовое регулирование экономической системы претерпело серьезные изменения. В связи с этим, в конституционной правовой доктрине стало актуальным переосмыслить базисные положения [1].

По этой причине большинство ученых рассматривают экономическую систему как объект конституционно-правового регулирования через такие объекты как: отношения собственности, хозяйственный механизм и организационные формы хозяйствования и т.д. Представляется, что входящие в

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №31

экономическую систему структурные элементы являются объектами конституционно-правового регулирования.

В.М. Чиркин в своем научном исследовании пришел к тому, что экономическую систему как объект конституционно-правового регулирования следует рассматривать с нескольких позиций [2, с. 149]. Во-первых, экономическая система любого государства не может существовать без таких структурных элементов как производство, обмен, распределение. Данные объекты рыночной экономики закладывают основополагающие постулаты для развитие социально-экономических отношений, которые важно урегулировать нормами конституционного права. Во-вторых, благодаря закрепленным в Конституции РФ экономическим основам, устанавливаются основополагающие положения, которые являются основой для дальнейшего развития рыночных отношений.

Представляется необходимым поддержать точку зрения ученого, потому что экономическая система государства как объект конституционно-правового регулирования является широким понятием, включающим в себя такие структурные элементы как: экономические основы конституционного строя и конституционные принципы экономической системы. В связи с этим экономическую систему как объект конституционно-правового регулирования важно рассматривать через парадигму соотношения между собой понятий «экономическая система государства как объект конституционно-правового регулирования», «экономические основы конституционного строя», «конституционные принципы экономической системы», «экономическая конституция».

После того как определились с пониманием понятия экономической системы как объекта конституционно-правового регулирования, представляется логичным перейти к рассмотрению вопроса о соотношений понятий «экономическая система государства как объект конституционно-правового регулирования», «экономические основы конституционного строя»,

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №31

«конституционные принципы экономической системы», «экономическая конституция».

Конституционно-правовой доктрине сформировалось два основных подхода к пониманию соотношения вышеописанных понятий. Первая группа ученых (М.В. Саудаханов, В.И. Елинский, Л.Ю. Кузнецова, С.В. Розенко, Ю.И. Мхитарян, В.М. Кузнецов и др.) придерживается такого мнения, что «экономическая система государства как объект конституционно-правового регулирования» соотносится с понятием «экономическая конституция» как тождественные. При формулировании понятия «экономическая основа конституционного строя» нужно рассматривать в такой конфигурации, что «экономическая основа конституционного строя» является более широким понятием, а конституционные нормы, которое регулируют экономические отношения и конституционные принципы экономической системы являются структурными элементами, то есть, выделяются как часть и целое. Вторая группа (А.Д. Жусупов, Н.А. Аубакирова, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, А.Е. Курилов и др.), считают, под экономическими основами конституционного строя понимают, как систему конституционных принципов, которые регулируют социально-экономических отношений в государстве. Таким образом, основы конституционного строя это и есть нормы принципы, тем самым данные понятия отождествляют.

Исходя из проанализованных подходов к пониманию соотношения понятий «экономическая система государства как объект конституционно -правового регулирования», «экономические основы конституционного строя», «конституционные принципы экономической системы», «экономическая конституция» следует выделить авторскую позицию по данному вопросу. Представляется необходимым поддержать первую группу ученых, поскольку их тезисы следует считать более грамотными, потому что они основами на правильном толковании с точки зрения теории государства и права. В.С. Нерсесянц пишет, что нормы права и нормы-принципы необходимо между

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №31

собой разграничивать и в случае возникновения каких-либо коллизий между действующей нормой права и принципом, то конституционные принципы всегда имеют высшую юридическую силу [3, с. 152].

Г. А. Гаджиев в своем научном исследовании предложил заменить понятия «экономическая система», «экономическая основа» понятием «экономическая конституция». Судья Конституционного суда в отставке, аргументирует нормы экономической конституции не могут предопределять содержание других конституционных норм, поскольку их назначение заключается в том, что они закрепляют экономическую основу свободы личности, устанавливают границы свободы личности в экономической сфере, способствуют разрешению социальных конфликтов в сфере предпринимательства, помогают государству эффективнее осуществлять экономическую политику и грамотно распределять компетенции государственных органов в сфере экономики. На эту роль могут претендовать лишь нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина [4, с. 85].

Безусловно, тут нельзя отчасти не согласиться с мнением Гадиса Абдуллаевича, поскольку в современной Конституции и в правовой доктрине отсутствует четкое понимание по поводу состояния и грамотного регулирования экономической системы как объекта конституционно-правового регулирования. С одной точки зрения, действительно, необходимо отделять «плевна от зёрен» и при принятии норм конституционных норм правильно отграничивать сферы их применения и действия, но с другой стороны почему нужно ограничивать понимание экономической системы только нормами конституции! Экономическая система любого государства регулируются не только нормами конституционного права, но и нормами других подзаконных нормативно-правовых актов, которые не должны противоречить экономическим основам конституционного строя.

После того как определились с соотношением понятий «экономическая система государства как объект конституционно-правового регулирования»,

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №31

«экономические основы конституционного строя», «конституционные принципы экономической системы», «экономическая конституция». логичными будет перейти рассмотрению опыта Республики Казахстан и Республики Узбекистан к пониманию экономической системы как объекта конституционно-правового регулирования и экономических основ конституционного строя.

После принятия 30 августа 1995 г. новой Конституции в Республике Казахстан была установлена либеральная модель конституционной экономики, которые ознаменовались серьезными изменениями в регулировании экономической деятельности. К.А. Мами выделил основные недостатки [5, с. 325]:

1) неплавный переход на принципы рыночной экономики, который привел к обесцениванию конституционных ценностей, лишил возможности рассчитывать гражданам на защиту и гарантию их прав и свобод в экономической и социальной сфере.

2) очень болезненно оказался для экономики процесс приватизации, который характеризовался внедрением залоговых аукционов и различных преференции в распределении государственной собственности отдельным физическим и юридическим лицам. Это привело к серьезному разделению общества на богатых и бедных.

3) вытекающая из второй проблемы стала развиваться монополизация, по причине того, что государство на много реже вмешиваться в регулирование экономических процессов. Все это привело к таким бюрократическим явлениям как укрепление и сращивание между собой предпринимательского и чиновнического аппарата, экономическому кризису.

Благодаря принятым в 2022 году конституционным поправкам, которые внесли значительные изменения в положительную сторону в понимание экономических основ конституционного строя [6].

Вышеупомянутые новеллы были воплощены в два этапа. Первый этап ознаменовался такими позитивными тенденциями как:

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №31

• иначе сформулированы положения в экономические основы конституционного строя регулирующие вопросы развитие рыночной экономики;

• провозглашается свобода экономической деятельности;

• значительно возрастает влияние государство на регулирование экономических процессов в стране, а именно, гарантируется защита от монополизации и в равной степени защищаются все виды собственности (частная, государственная).

Второй этап конституционной реформы характеризуется конституционным закреплением социального государства. Во-первых, была установлена нормами основного закона политико-правовая ответственность всех частных собственников. Этот шаг стал фундаментов для предупреждения развития монополизма. Во-вторых, данные поправки способствовали закреплению грамотного толкования идей социального государства.

Подводя промежуточные итоги краткого обзора действующей следует отметить следующее, что реформации понимания экономической системы как объекта конституционно-правового регулирования претерпели серьезные изменения исключительно в положительную сторону. Удалось добиться экономической стабильности, благодаря проведенной правовой модификации. Успешно трансформировалось в конституционную модель принцип единого экономического пространства. Однако, несмотря на все вышеперечисленные грамотно реализованные конституционно-правовые новации имеется один серьезный недостаток, который приводит правовой неопределенности в понимании экономических основ конституционного строя.

Так, в Конституции Республики Узбекистан наблюдается грамотное построение структуры и толкование конституционно-правовых норм. Все положения, которые регулируют экономические основы находятся в отдельной главе № 9 [7]. Данная составляющая не наблюдается в Конституции

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №31

Республики Казахстан. В связи с этим, представляется необходимым пересмотреть содержание действующей конституции.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что понятие экономической системы как объекта конституционно-правового регулирования имеет многогранный характер. Экономические основы конституционного строя как составная часть конституционной экономики отличается сферой регулирования, в которой значительную роль играют институты гражданского общества не только в упорядочении, но и в реализации самих отношений. Конституционные принципы, которые являются важным звеном в укреплении качественной правовой модификации обладают очень высокой юридической ценностью по отношению к другим нормам самой Конституции РФ, закрепляющим основополагающие начала гарантии защиты прав и свобод всех участников экономической деятельности, а также способствует совершенствованию грамотного толкования в отраслевом законодательстве. Исходя из этого следует, что при гармонично построенной иерархии регулирования экономической системы как объекта конституционно-правового регулирования зависит упорядоченность экономических правоотношений.

Анализируя нормы основного закона Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Узбекистан в данном аспекте считается необходимым сформулировать следующие выводы:

Во-первых, важно пересмотреть фиксацию положений, составляющие экономическую основу конституционного строя, а именно, выделить их в отдельной главе как это реализовано в Конституции Республики Узбекистан.

Во-вторых, автономизация конституционных норм регулирующих экономическую систему, не раскрывают значимость частной собственности как объекта конституционно-правового регулирования. По причине этого возникают расхождения в толковании таких основ конституционного строя как: свобода экономической деятельности и поддержка добросовестной конкуренции. Этим пользуются многие предприниматели в нашей стране и

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №31

вышеупомянутый недостаток негативно влияет на экономическую ситуацию в стране и приводит к монополизации всех институтов финансовой и экономической деятельности.

В-третьих, необходимо вернуть практику преподавания в вузах юридической и экономической направленности учебную дисциплину «Конституционная экономика». Это будет драйвером для укрепления грамотного толкования норм конституционного права. Станет неким фундаментом для более детального рассмотрения и изучения экономических проблем, и послужит формированию у будущих юристов глубокого понимания экономических основ конституционного строя и подтолкнет в дальнейшем выступить с предложениями о необходимости пересмотра действующих положений и их совершенствования.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993. 25 дек; Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 31. Ст. 4398.

2. Чиркин В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зеркало. 1998. С. 149-150.

3. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: учебник. М.: Норма. 2004. С. 152.

4. Гаджиев Г.А. Конституция России как правовая основа экономики: правовая модель и современность // Научно-теоретический журнал. Правоведение. 2009. № 2. С. 83-90.

5. Мами К.А. Конституционное право Республики Казахстан. Академический курс: в 2-х томах. Нур-Султан: Алматы. 2021. Т.1. 630 с.

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции

6. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution (дата обращения: 09.04.2024).

7. Конституция Республики Узбекистан ред. от 30 апреля 2023 г. https://constitution.uz/ru. [Электронный ресурс]. URL: https://constitution.uz/ru (дата обращения: 09.04.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.