Научная статья на тему 'Правовые принципы и систематизация правовых позиций конституционных (уставных) судов'

Правовые принципы и систематизация правовых позиций конституционных (уставных) судов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
287
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ / КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ (УСТАВНОЙ) СУД / LEGAL PRINCIPLES / FOUNDATIONS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM / CONSTITUTIONAL STATUTORY COURTS / PRINCIPLE OF SEPARATION OF POWERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хабибуллина Гульнара Рушановна

Актуальность и цели. Актуальность темы исследования определяется тем, что конституционные и уставные суды являются субъектами официальной правосистематизирующей деятельности. Цель статьи заключается в том, чтобы установить влияние правовых принципов, составляющих основы конституционного строя в Российской Федерации, на правосистематизирующую деятельность региональных органов конституционной юстиции. Материалы и методы. Реализация исследовательской задачи была достигнута на основе исследования итоговых решений конституционных и уставных судов по вопросам официального толкования основных законов субъектов Российской Федерации. Результаты. Исследованы итоговые решения и правовые позиции конституционных и уставных судов, сформулированные в контексте правовых принципов, составляющих основы конституционного строя в Российской Федерации. Выводы. Как свидетельствует судебная практика, правовые принципы, составляющие основы конституционного строя в Российской Федерации, могут выступать основаниями юридической систематизации итоговых решений конституционных и уставных судов, а также правовых позиций, выработанных на их основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PRINCIPLES AND SYSTEMATIZATION OF LEGAL POSITIONS OF CONSTITUTIONAL (STATORY) COURTS

Background. The relevance of the study is determined by the fact that the constitutional and statutory courts are the subjects of the official activities of legal systematization. The purpose of this article is to establish the influence of the legal principles, constituting the foundations of the constitutional system in the Russian Federation, in the formation of this practice. Materials and methods. The reseach task was implemented through the study of decisions of the constitutional and statutory courts on the official interpretation of basic laws of subjects of the Russian Federation. Results. The author investigated decisions and legal positions of the constitutional and statutory courts, formulated on the basis of legal principles, relating to the foundation of the constitutional system in the Russian Federation. Conclusions. As evidenced by the jurisprudence of regional bodies, the legal principles, constituting the foundations of the constitutional system in the Russian Federation, can act as a base of legal systematization of decisions of the constitutional and statutory courts and of the legal positions, developed thereupon.

Текст научной работы на тему «Правовые принципы и систематизация правовых позиций конституционных (уставных) судов»

УДК 342.5

DOI: 10.21685/2072-3016-2016-4-6

Г. Р. Хабибуллина

ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЙ КОНСТИТУЦИОННЫХ (УСТАВНЫХ) СУДОВ

Аннотация.

Актуальность и цели. Актуальность темы исследования определяется тем, что конституционные и уставные суды являются субъектами официальной правосистематизирующей деятельности. Цель статьи заключается в том, чтобы установить влияние правовых принципов, составляющих основы конституционного строя в Российской Федерации, на правосистематизирующую деятельность региональных органов конституционной юстиции.

Материалы и методы. Реализация исследовательской задачи была достигнута на основе исследования итоговых решений конституционных и уставных судов по вопросам официального толкования основных законов субъектов Российской Федерации.

Результаты. Исследованы итоговые решения и правовые позиции конституционных и уставных судов, сформулированные в контексте правовых принципов, составляющих основы конституционного строя в Российской Федерации.

Выводы. Как свидетельствует судебная практика, правовые принципы, составляющие основы конституционного строя в Российской Федерации, могут выступать основаниями юридической систематизации итоговых решений конституционных и уставных судов, а также правовых позиций, выработанных на их основе.

Ключевые слова: правовые принципы, основы конституционного строя, принцип разделения властей, конституция, конституционный (уставной) суд.

G. R Habibullina

LEGAL PRINCIPLES AND SYSTEMATIZATION OF LEGAL POSITIONS OF CONSTITUTIONAL (STATORY) COURTS

Abstract.

Background. The relevance of the study is determined by the fact that the constitutional and statutory courts are the subjects of the official activities of legal syste-matization. The purpose of this article is to establish the influence of the legal principles, constituting the foundations of the constitutional system in the Russian Federation, in the formation of this practice.

Materials and methods. The reseach task was implemented through the study of decisions of the constitutional and statutory courts on the official interpretation of basic laws of subjects of the Russian Federation.

Results. The author investigated decisions and legal positions of the constitutional and statutory courts, formulated on the basis of legal principles, relating to the foundation of the constitutional system in the Russian Federation.

Conclusions. As evidenced by the jurisprudence of regional bodies, the legal principles, constituting the foundations of the constitutional system in the Russian Federation, can act as a base of legal systematization of decisions of the constitutional and statutory courts and of the legal positions, developed thereupon.

Key words: legal principles, foundations of the constitutional system, constitutional statutory courts, principle of separation of powers.

Содержание понятия юридической систематизации (систематизация права), с одной стороны, раскрывается в соответствии с общефилософскими представлениями о системе и системном подходе, позволяющими определить сущностные признаки предмета и явления окружающей действительности через выявление всего комплекса связей отношений, а с другой - на основе системности права, которое трактуется в качестве свойства права, принципа правового регулирования, признака системы права и правовой системы, принципа деятельности, отраженного в праве [1, с. 15].

Как правило, юридическая систематизация рассматривается в качестве средства формирования взаимосогласованной системы законодательства (систематизация нормативных правовых актов), т.е. ограничивается сферой правотворчества. Однако объектами юридической систематизации как особой разновидности юридической практики (правосистематизирующая практика) могут выступать не только законы и подзаконные нормативные правовые акты, но и иные акты, образующие правовой массив государства и его территориальных единиц: интерпретационные, правоприменительные, судебные и пр. [2, с. 12].

В частности, конституционные и уставные суды, к которым законом предъявляется требование принимать решение по делу, в том числе исходя из системных связей оспариваемых правовых норм (актов), выступают субъектами официальной правосистематизирующей деятельности и, соответственно, осуществляют юридическую систематизацию собственных итоговых решений посредством принятия посланий о состоянии конституционной законности [3], издания сборника постановлений и определений или информации о работе конституционного (уставного) суда [4] и т.п.

В подобных актах-документах и сборниках итоговые решения конституционных и уставных судов, как правило, упорядочиваются по году или годам издания, т.е. по хронологическому принципу, без какого-либо пересмотра или редактирования их внутреннего содержания.

Однако предметом юридической систематизации (официальной, неофициальной) могут выступать и правовые позиции конституционных и уставных судов, оформляющие нормативные и казуальные разъяснения рассматриваемых норм на основе правовых принципов.

Так, в соответствии с итоговыми решениями регионального органа конституционной юстиции Республики Саха (Якутия) официальное разъяснение конституционных положений о бесплатном образовании и регулировании статуса народного депутата Республики Саха (Якутия) законом осуществлялось на основании принципов, образующих основы конституционного строя республики [5, с. 6-11] и, соответственно, принципов формирования и организации деятельности республиканского парламента [6, с. 24-30].

В Республике Тыва большинство итоговых решений и правовых позиций Конституционного суда Республики Тыва об официальном толковании Конституции Республики Тыва затрагивают вопросы, которые по своему конституционно-правовому характеру непосредственно относятся к организации и деятельности органов государственной власти Республики Тыва. Поэтому в процесс конституционного толкования, а также систематизации актов официального толкования Конституции Республики Тыва и содержащихся в них правовых позиций прежде всего вовлекаются общие начала

организации системы органов государственной власти, среди которых приоритетное положение занимают принципы, относящиеся к основам конституционного строя Российской Федерации, включая принцип разделения властей.

Как отмечает в этой связи сам Конституционный суд Республики Тыва в одном из своих итоговых решений, «правила допустимости запроса о толковании Конституции Республики Тыва основываются на принципе разделения властей (ст. 9 Конституции Республики Тыва) и на принципе связанности Конституционного суда компетенцией иных органов» [7].

Рассмотрение дел о толковании верховного акта конституционного законодательства Республики Тыва свидетельствует о том, что Конституционный суд Республики Тыва использует несколько устойчивых судебных юридических конструкций, основанных на конституционном принципе федерализма.

Элементами одной из судебных юридических конструкций, предложенных региональным органом конституционной юстиции Республики Тыва в соответствии с Конституцией России, выступают: общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также принципы соотношения федерального и регионального законодательства, согласно которым по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, и, следовательно, в случае противоречия между ними действует федеральный закон [8].

В другой судебной юридической конструкции, использованной региональным органом конституционной юстиции для официального толкования конституционных норм в Республике Тыва, основными элементами выступают принципы основ конституционного строя Российской Федерации и общие принципы организации законодательных и исполнительных органов государственной власти, которым должно соответствовать правовое регулирование субъекта Российской Федерации в сфере государственного строительства [9].

Согласно практике нормативного (официального) толкования Конституции Республики Тыва, принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, входящих в систему общих принципов конституционного права (основ конституционного строя) и систему принципов организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, применяется для разъяснения:

1) порядка подачи предложений о принятии поправок к Конституции Республики Тыва, в отношении которого Конституционный суд Республики Тыва указал, что право конституционной инициативы предоставлено официальным представителям законодательной и исполнительной власти, т.е. Великому Хуралу Республики Тыва и Правительству Республики Тыва; иное понимание не отвечало бы конституционному принципу разделения властей, а также содержанию и объему полномочий высших органов государственной власти республики [10];

2) конституционного положения об исчерпывающем перечне полномочий Законодательной палаты Верховного Хурала Республики Тыва, в отношении которой Конституционный суд Республики Тыва пояснил, что предусмотренное ею конституционное ограничение возможности расширения

полномочий Законодательной палаты, как палаты, принимавшей законы и обладавшей широкими контрольными полномочиями, отвечало конституционному принципу разделения властей, а также правовым выводам Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которыми неограниченное расширение полномочий законодательной (представительной) власти является недопустимым, так как влечет за собой утрату самостоятельности исполнительной власти, что является несовместимым с принципом разделения властей (Постановление от 10 декабря 1997 г. № 19-П) [11];

3) влияния на деятельность регионального парламента ежегодных посланий главы республиканского правительства, как высшего должностного лица Республики Тыва, обязанного в силу действия принципа разделения властей обеспечивать самостоятельное функционирование всех ветвей государственной власти и одновременно их взаимодействие [12];

4) исключительных конституционных полномочий главы республиканского правительства, из смысла и содержания которых Конституционный суд Республики Тыва сформулировал устойчивую правовую позицию, согласно которой Председатель Правительства Республики Тыва, представляющий Республику Тыва как субъект Российской Федерации, обеспечивает надлежащее взаимодействие ветвей государственной власти и одновременно является особым элементом системы сдержек и противовесов в условиях конституционного разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обладает исключительными полномочиями, характерными для высшего должностного лица в силу его конституционно-правового статуса [13];

5) конституционного полномочия главы республиканского правительства назначать отдельных членов высшего исполнительного органа государственной власти без согласования с Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва, которое Конституционный суд Республики Тыва признал соответствующим основам конституционного строя и отнес к специализированным организационно-правовым средствам, направленным на поддержание баланса стабильности и независимости законодательной и исполнительной власти, который обеспечивается, с одной стороны, взаимодействием государственных институтов, а с другой - взаимным ограничением полномочий в установленных законом пределах [9];

6) порядка формирования Конституционной комиссии Республики Тыва на основе пропорционального представительства в ней ветвей государственной власти, для определения которого Конституционный суд Республики Тыва обратился к его правовым основам в виде принципа разделения властей, предполагающего не только разграничение государственно-властных полномочий между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, но и их взаимное равновесие, которое поддерживается независимостью одной ветви власти от другой в установленных Конституцией Республики Тыва пределах [14];

7) конституционного права Правительства Республики Тыва осуществлять управление и распоряжение объектами государственной собственности, в том числе реорганизовывать и ликвидировать государственные унитарные предприятия, реализация которого, по мнению Конституционного суда Республики Тыва, соответствует конституционному принципу самостоятельности

Правительства Республики Тыва как высшего исполнительного органа государственной власти Республики Тыва [15].

Итак, как свидетельствует практика региональных органов конституционной юстиции, объективированный опыт, в том числе по нормативному (официальному) толкованию конституции (устава) субъекта Российской Федерации, может быть юридически упорядочен (систематизирован) на основе правовых принципов, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации.

Список литературы

1. Воронин, М. В. Основания и проявления системности права : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Воронин М. В. - Казань, 2013.

2. Карташов, В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 5. Правосистематизирующая практика: Текст лекций / В. Н. Карташов ; Ярослав. гос. ун-т. - Ярославль, 1999.

3. Послание Конституционного Суда Республики Карелия от 12 мая 2015 г. «Послание о состоянии законности в Республике Карелия», утв. Решением Собрания судей Конституционного Суда Республики Карелия от 12 мая 2015 г. № 3 // Карелия. - 2015. - 21 мая. - № 40.

4. Информация о работе Конституционного суда Республики Татарстан за 2011 г. -Казань, 2012. - 48 с.

5. По делу о толковании части 1 статьи 22 Конституции Республики Саха (Якутия) о гарантиях доступности и бесплатности дошкольного, внешкольного, среднего общего и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях : Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 19 марта 2008 г. № 2-П // Вестник Конституционного суда Республики Саха (Якутия). - 2008. - № 6 (09). -С. 6-11.

6. По делу о толковании статьи 60 Конституции Республики Саха (Якутия) : Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 28 ноября 2008 г. № 6-П // Вестник Конституционного суда Республики Саха (Якутия). - 2008. -№ 6 (09). - С. 24-30.

7. По делу о толковании отдельных положений статьи 105 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Законодательной Палаты Великого Хурала Республики Тыва : Постановление Конституционного суда Республики Тыва от 18 мая 2004 г. № 5-П // Тувинская правда. - 2004. - № 72 (27 мая).

8. По делу о толковании части 3 статьи 96, частей 1 и 3 статьи 98, статьи 99 и пункта «о» части 2 статьи 111 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Председателя Правительства Республики Тыва : Постановление Конституционного суда Республики Тыва от 24 ноября 2006 г. № 2-П // Тувинская правда. - 2006. -№ 151 (25 ноября).

9. По делу о толковании пункта «ж» части 2 статьи 111 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Законодательной Палаты Великого Хурала Республики Тыва : Постановление Конституционного суда Республики Тыва от 10 июня 2009 г. № 1-П // Тувинская правда. - 2009. - № 72 (16 июня).

10. По делу о толковании части 1 статьи 142 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва : Постановление Конституционного суда Республики Тыва от 18 марта 2004 г. № 4-П // Тувинская правда. - 2004. - № 48 (31 марта).

11. По делу о толковании статьи 104 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Председателя Правительства Республики Тыва : Постановление Конституционного суда Республики Тыва от 17 февраля 2005 г. № 1-П // Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации. - 2005. - № 4.

12. По делу о толковании части 2 статьи 100 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Палаты Представителей Великого Хурала Республики Тыва : Постановление Конституционного суда Республики Тыва от 2 февраля 2006 г. № 1-П // Официальный сайт Конституционного суда Республики Тыва. - URL: // http:// www.ksrtuva.ru/doc2006.html

13. По делу о толковании положений части 1 статьи 110, частей 1-3 статьи 111 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Правительства Республики Тыва : Постановление Конституционного суда Республики Тыва от 8 декабря 2008 г. № 1-П // Тувинская правда. - 2008. - № 154 (11 декабря).

14. По делу о толковании статей 140 и 141 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Председателя Правительства Республики Тыва : Постановление Конституционного суда Республики Тыва от 24 июня 2009 г. № 2-П // Тувинская правда. - 2009. - № 79 (2 июля).

15. По делу о толковании части 1 статьи 80 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Главы Председателя Правительства Республики Тыва : Постановление Конституционного суда Республики Тыва от 8 апреля 2016 г. № 1-П // Официальный сайт Конституционного суда Республики Тыва. - URL: // http://www.ksrtuva. ru/doc2016.html

References

1. Voronin M. V. Osnovaniya i proyavleniya sistemnosti prava: avtoref. dis. kand. yurid. nauk [Grounds and manifestations of legal systemacy: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of juridical sciences]. Kazan, 2013.

2. Kartashov V. N. Vvedenie v obshchuyu teoriyu pravovoy sistemy obshchestva. Ch. 5. Pravosistematiziruyushchaya praktika: Tekst lektsiy [Introduction into the general theory of legal system of society. Part 5. Legal systematization]. Yaroslavl', 1999.

3. Kareliya. 2015, 21 May, no. 40.

4. Informatsiya o rabote Konstitutsionnogo suda Respubliki Tatarstan za 2011 g. [Information on functioning of the Constitutional Court of the Republic of Tatarstan in 2011]. Kazan, 2012, 48 p.

5. Vestnik Konstitutsionnogo suda Respubliki Sakha (Yakutiya) [Bulletin of the Constitutional Court of the Republic of Sakha (Yakutia)]. 2008, no. 6 (09), pp. 6-11.

6. Vestnik Konstitutsionnogo suda Respubliki Sakha (Yakutiya) [Bulletin of the Constitutional Court of the Republic of Sakha (Yakutia)]. 2008, no. 6 (09), pp. 24-30.

7. TuvinskayaPravda [The Tuva Truth]. 2004, no. 72 (27 May).

8. Tuvinskaya Pravda [The Tuva Truth]. 2006, no. 151 (25 November).

9. Tuvinskaya Pravda [The Tuva Truth]. 2009, no. 72 (16 June).

10. Tuvinskaya Pravda [The Tuva Truth]. 2004, no. 48 (31 March).

11. Akty konstitutsionnogo pravosudiya sub"ektov Rossiyskoy Federatsii [Acts of constitutional justice of subjects of the Russian Federation]. 2005, no. 4.

12. Ofitsial'nyy sayt Konstitutsionnogo suda Respubliki Tyva [Official website of the Constitutional Court of the Republic of Tuva]. Available at: // http://www.ksrtuva.ru/doc 2006.html

13. Tuvinskaya pravda [The Tuva Truth]. 2008, no. 154 (11 December).

14. Tuvinskaya Pravda [The Tuva Truth]. 2009, no. 79 (2 July).

15. Ofitsial'nyy sayt Konstitutsionnogo suda Respubliki Tyva [Official website of the Constitutional Court of the Republic of Tuva]. Available at: // http://www.ksrtuva.ru/doc 2016.html

Хабибуллина Гульнара Рушановна

кандидат юридических наук, доцент, кафедра конституционного и административного права, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань, ул. Кремлевская, 18)

E-mail: liliana018@mail.ru

Habibullina Gul'nara Rushanovna Candidate of juridical sciences, associate professor, sub-department of constitutional and administrative law, Kazan (Volga) Federal University (18 Kremlyovskaya street, Kazan, Russia)

УДК 342.5 Хабибуллина, Г. Р.

Правовые принципы и систематизация правовых позиций конституционных (уставных) судов / Г. Р. Хабибуллина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - № 4 (40). -С. 59-65. БОТ: 10.21685/2072-3016-2016-4-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.