Научная статья на тему 'Экономическая привлекательность закрытых городов России для организации территории опережающего экономического развития на примере зато Саров'

Экономическая привлекательность закрытых городов России для организации территории опережающего экономического развития на примере зато Саров Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
358
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЗАКРЫТЫЕ ГОРОДА ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЗАТО / Г. САРОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Маркелова Екатерина Никитовна

В условиях нестабильности экономического положения страны под воздействием санкций экономическое развитие регионов существенно замедлилось. А вот экономика закрытых городов, напротив, стала развиваться более быстрыми темпами и это связано, в первую очередь, с тем, что закрытые города являются территориями опережающего развития в силу специфики их производств (в основном военных) и промышленных инновационных технологий. Что обусловило актуальность исследования, которое заключается в оценке экономической привлекательности одного из закрытых городов России в закрытом административно-территориальном образовании ЗАТО г. Саров Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая привлекательность закрытых городов России для организации территории опережающего экономического развития на примере зато Саров»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ЗАКРЫТЫХ ГОРОДОВ РОССИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАТО САРОВ Маркелова Е.Н.

Маркелова Екатерина Никитовна - студент, специальность: менеджмент и государственное управление, Институт экономики и предпринимательства, Нижегородский университет им. Лобачевского, г. Нижний Новгород

Аннотация: в условиях нестабильности экономического положения страны под воздействием санкций экономическое развитие регионов существенно замедлилось. А вот экономика закрытых городов, напротив, стала развиваться более быстрыми темпами и это связано, в первую очередь, с тем, что закрытые города являются территориями опережающего развития в силу специфики их производств (в основном военных) и промышленных инновационных технологий. Что обусловило актуальность исследования, которое заключается в оценке экономической привлекательности одного из закрытых городов России в закрытом административно-территориальном образовании - ЗАТО г. Саров Нижегородской области.

Ключевые слова: экономическая привлекательность закрытые города промышленность, ЗАТО, г. Саров.

Небольшой город Саров в Нижегородской области является закрытым и не публикуется на карте России в связи с тем, что в городе Саров расположен Федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ), входящий в состав Государственной корпорации «Росатом». ВНИИЭФ - это крупнейший в стране научно-исследовательский институт, решающий задачи оборонного, научного и народнохозяйственного значения [1].

В таблице 1 представлена оценка уровня социально-экономического развития территорий Нижегородской области за 2017 год в сравнении со среднеобластным значением.

Таблица 1.Оценка уровня социально-экономического развития ТОП - 10 территорий Нижегородской области за 2017 год в сравнении со среднеобластным значением [2]

Год Район Численность Оценка

населения состояния

2016 2017

1 1 Кстовский 115789 Выше среднего

2 2 Г.о.г. Выкса 83414 Выше среднего

3 3 Г.о.г. Нижний Новгород 1276560 Выше среднего

4 4 Г.о.г. Саров 94417 Выше среднего

6 5 Г.о.г. Дзержинск 244616 Выше среднего

8 6 Г.о.г. Арзамас 104831 Выше среднего

14 7 Павловский 96715 Выше среднего

9 8 Г.о.г.Бор 121972 Выше среднего

11 9 Богородский 66286 Выше среднего

10 10 Вадский 14681 Выше среднего

Следовательно, из 52 районов Нижегородской области г. Саров входит в пятерку лидеров.

Ниже представлены основные показатели социально-экономического развития города Сарова и уровня жизни населения в 2017 году (в сравнении с 2016 годом), по которым можно дать оценку привлекательности города.

Таблица 2. Основные показатели социально—экономического развития города Сарова, характеризующие привлекательность региона [2]

По По

Показатель Ед.изм. итогам итогам Темп

2016 года 2017 года роста

Отгружено товаров собственного производства, работ, услуг Млн руб. 45453,7 48873,7 107,5%

В том числе крупными предприятиями Млн руб. 41469,5 445841,2 110,5%

Доходы местного бюджета Млн руб. 2756,2 3251,7 118,0

Расходы местного бюджета Млн руб. 2860,5 3283,3 114,8

Инвестиции в основной капитал по всем крупным предприятиям Млн руб. 8052,1 8434,6 104,7

Номинальный ежемесячный доход на душу населения Руб. 27546 29358 106,6

Средняя зарплата (по всем предприятиям) Руб. 40787 43923 107,7

Средний ежемесячный размер пенсий Руб. 14116 14546 3,0

Прожиточный минимум Руб. 9332 9528 102,1

Численность населения Тыс.чел. 94,4 94,7 100,2

В том числе - занятого в экономике Тыс.чел. 43,5 42,95 98,7

В целом в г. Саров в 2017 году, в рамках конструктивного взаимодействия с федеральными и областными органами, градообразующим предприятием РФЯЦ-ВНИИЭФ, общественными организациями, осуществления эффективного контроля за эффективностью и целевым характером расходования бюджетных средств, правильной расстановкой приоритетов развития, была обеспечена стабильность экономической и социальной обстановки, выполнены основные социальные обязательства перед населением.

Следовательно, привлекательность ЗАТО г. Саров обусловлена ростом основных экономических показателей не смотря на нестабильность в экономике.

И в первую очередь, это связано с тем, что в рамках развития социально -экономического положения территорий еще в 2013 году органам местного самоуправления ЗАТО поручено продвигать проекты территории опережающего и социально-экономического развития для привлечения новых компаний и новых резидентов в закрытые города Госкорпорации «Росатом», так как с каждым годом в России в условиях ожесточения Запада и введения новых санкций необходимость в собственных разработках только растет. В связи с чем, в 2014 году был разработан Проект о создании в этом закрытом административно -территориальном образовании (ЗАТО) территории опережающего социально -экономического развития (далее ТОСЭР), который позволяет получить выгодные условия и дополнительные преференции, которые вызовут интерес у инвесторов в организации новых производств [3].

Заявка Сарова на создание ТОСЭР является первой среди городов ЗАТО, прошедшей согласование Минэкономразвития РФ. Руководители Госкорпорации «Росатом» неоднократно публично упоминали, что Саров входит в число лидеров по готовности к созданию ТОСЭР.

В целях повышения экономической привлекательности в соответствии с законодательством РФ, резидентам ТОСЭР предоставлен особый правовой режим

осуществления предпринимательской деятельности, в том числе установление режима свободной таможенной зоны и льготного налогообложения на 10-летний период.

Проектирование создания ТОСЭР «Саров» реализуется с 2017 года, окончательные итоги перехода можно будет увидеть не ранее 2026 года.

В настоящее время в «портфеле» проектов ТОСЭР находится около 19 подпроектов. Это проекты градообразующего предприятия ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ, проекты городских компаний, а также сторонних организаций, которые планируют «зайти» на территорию опережающего развития. Все эти предприятия уже подписали соглашения с правительством Нижегородской области о намерении зайти на территорию ТОСЭР «Саров» и начать там свою деятельность.

Проекты ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ, планируемые в ТОСЭР, направлены на разработку проектов по импортозамещению, в том числе и в информационных технологиях. Помимо ядерного центра, на территорию привлекаются сторонние предприятия, такие как - компания «Нижфарм», Нижегородский масложировой комбинат (НМЖК), компания «Гранком».

Став резидентом территории опережающего социально-экономического развития, предприятия получают льготы, что позволяет им развиваться более быстрыми темпами.

Так, например, в перечень саровских предприятий, подавших заявку для ТОСЭР, входит инжиниринговая компания «Консар», созданная в 1992 году для реализации конверсионных программ. Предприятие осуществляет разработку и выпуск оборудования для очистки воздуха от промышленных выбросов на основе рукавных и картриджных фильтров. Еще один резидент из Сарова - научно-производственное предприятие «Измерительные Технологии» - разработчик и поставщик систем контроля, управления и диагностики ИТ12/ИТ14, которые являются программно-аппаратным комплексом для автоматизации техпроцессов агрегатного и цехового уровней.

После подписания Постановления Правительства РФ о создании управляющей компании, а также о создании ТОСЭР «Саров», индивидуальные предприниматели и юридические лица могут регистрироваться на этой территории и получать статус резидента, которому предоставлен особый правовой режим для предпринимательской деятельности, в том числе режим свободной таможенной зоны и льготного налогообложения на 10-летний период.

Несмотря на то, что Саров является закрытым городом, представители администрации определяют статус одним из инструментов для защиты резидентов ТОСЭР.

У ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ для реализации тех или иных проектов появляются компании-спутники. Ядерный центр ежегодно тратит на закупки у сторонних организаций около 10 миллиардов рублей. С появлением резидентов территория опережающего развития ФГУП РФЯЦ-ВНИЭФ может делать это в рамках города. И для ядерного центра это, положительный момент, потому что появляются российские компании, которые готовы в городе, совместно реализовывать совместные проекты в рамках ядерного центра.

Такие ограничения как въезд по пропускной системе, по пребыванию иностранных граждан на территории ЗАТО г. Саров, для резидентов ТОСЭР сняты, что так же повышает экономическую привлекательность города, так как закрытая территория - это как защищенность для бизнеса от нежелательных внешних факторов и дополнительные возможности для развития проектов, новые перспективы и новые возможности для развития города.

Список литературы

1. Отчет о результатах деятельности Городской Думы города Сарова и Главы города Сарова за 2017 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://duma-sarov.ru/ (дата обращения: 09.06.2018).

2. Экономика городского округа Саров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.adm-sarov.ru/city/economy/ (дата обращения: 09.06.2018).

3. Власти ЗАТО Саров видят в создании ТОСЭР перспективы для развития города. РИА НОВОСТИ 23 ноября 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.rambler.ru/economics/35356895-vlasti-zato-sarov-vidyat-v-sozdanii-toser-perspektivy-dlya-razvitiya-goroda/ (дата обращения: 09.06.2018).

АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СТРУКТУРАХ Гулиев Ш.Р.

Гулиев Шамиль Рзаевич - студент, Институт экономики и права, МИРЭА - Российский технологический университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируется опыт использования системы ценообразования, принятый еще при Центральном экономико-математическом институте АН СССР. Проведена оценка достигнутых результатов в сфере регулирования цен во время проведения тех или иных хозяйственных процессов. Предложен новый механизм регулирования ценообразовательных процессов как в бизнес-структуре, так и на государственном уровне.

Ключевые слова: ценообразование, бизнес, государство, цена, продукт, хозяйственный процесс, стратегическое регулирование.

На сегодняшний день, в то время, как мы отказались от системы централизованного народно-хозяйственного планирования, в котором определялся вид продукции, его параметры и необходимо количество, причём спускаемые предприятием планы носили директивный, обязательный к исполнению характер, система сочетания централизованного директивного планирования и определения оптимальных цен, в своё время разработанная в Центральном экономико-математическом институте АН СССР, неприменима практически, как и невозможно возвращение к системе централизованного директивного планирования в русле административно -бюрократической системы хозяйствования периода середины 50-х начала 90-х годов двадцатого века [1]. Но оправданность отказа от централизованно-административного тотального планирования в масштабе всей национальной экономики недопустимо расширять до отказа от стратегического планирования её развития.

Стратегическое планирование экономики России, как страны, претендующей на подлинный государственный суверенитет, не только целесообразно, но и жизненно необходимо[2]. При этом стратегический план, с горизонтом планирования не менее 50-ти лет, в отличие от пятилетних планов советского периода истории, должен конкретизироваться не через обязательные (директивные) плановые задания по производству конкретно взятой продукции (планирование её в разрезе номенклатуры, а путём разработки и осуществления комплекса программ социально-экономического и научно-технического развития, с индивидуально-конкретным сроком каждой программы, в сочетании с комплексным, государственным регулированием экономики, с использованием всего спектра мер государственного направляющего и регулирующего воздействия.

Система государственного стратегического планирования, программирования и комплексного регулирования предполагает включение в свой состав, в качестве одного из важнейших, системообразующего блока госрегулирования ценообразовательного процесса, с использованием всего спектра меры ценового

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.