УДК 338.23
РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
А. Ю. Захаров
АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Российская Федерация, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52
E-mail: zaharovay@iss-reshetnev.ru
В наше время остро стоит вопрос полного импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе для обеспечения национальной безопасности страны. В частности, решение данного вопроса возможно путем модернизации ракетно-космического комплекса. Особое место в этом процессе занимают специальные территории, которые являются центром наукоемких производств и инновационных технологий.
Ключевые слова: специальные территории, закрытые административно-территориальные образования, кластер, промышленный парк, территория опережающего социально-экономического развития.
ROLE AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF SPECIAL TERRITORIES THE INNOVATION ENTERPRISE SPACE ROCKET COMPLEX
А. Y. Zakharov
JSC Academician M. F. Reshetnev Information Satellite Systems 52, Lenin Str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russian Federation E-mail: zaharovay@iss-reshetnev.ru
In our time, an urgent need to complete import substitution in the military-industrial complex to ensure national security. In particular, the solution to this problem is possible by the modernization of the rocket-space complex. A special place in this process takes a special area that is the center of high-tech industries and innovative technologies.
Keywords: special territory, dosed administrative-territorial units, cluster, industrial Park, territory advancing socio-economic development.
Развитие ракетно-космического комплекса (РКО) было и остаётся стратегическим приоритетом государственной политики. От эффективной работы всего комплекса зависят экономические успехи и конкурентоспособность нашей страны, развитие науки и безопасность России. Для выполнения задачи инновационного развития РКО ведется непрерывная работа, направленная на совершенствование инструментов стратегического планирования.
Во время СССР для осуществления обороной политики были созданы специальные территории, на которых в режиме повышенной секретности развернули свою деятельность предприятия оборонно-промышленного комплекса ОПК. Первые «закрытые» города СССР были созданы во время работы над атомным проектом в период 1946-1953 годов. После распада СССР список закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) был рассекречен, и их перечень утверждён специальным законом России, который был принят в 1992 году и затем несколько раз изменялся. Вместо цифровых обозначений города получили отдельные названия. Многие города были открыты для посещения [1].
На сегодняшний день на территории РФ функционируют порядка десяти ЗАТО с крупными градообразующими предприятиями, обеспечивающих обороноспособность нашей страны. Все они непосредственно относятся к государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Корпорация объединяет около 400 предприятий и научных организаций, в числе которых все гражданские
Секция «Современные проблемы экономической теории и регионалистики»
компании атомной отрасли России, предприятия ядерного оружейного комплекса, научно-исследовательские организации [2].
Тем не менее, возникает необходимость нового подхода к социально-экономическому развитию таких ЗАТО, предусматривающего создание на их базе центров инновационного развития, разработки новых организационных форм функционирования и инструментов управления ими. В последние годы для таких территорий были предприняты эффективные меры для инновационного роста и социально-экономического развития в целом. В первую очередь к ним можно отнести программы развития, созданные конкретно для каждого ЗАТО, кластерный подход для объединения промышленных мощностей предприятий и получения эффекта синергии, создание промышленных парков и т. п.
Такую тенденцию можно проследить на примере одного из крупнейших ЗАТО РФ, специализирующимся на создании ядерной и ракетно-космической техники, моногороде Железногорске.
В Железногорске развиваются ядерные технологии, здесь выпускается 70 % российских спутников гражданского назначения, создана мощная производственная база для промышленного и гражданского строительства. Город передовых достижений науки и техники, Железногорск всегда славился развитой инфраструктурой, высоким уровнем образования, культуры, спорта и социальной обеспеченности его жителей. К градообразующим предприятиям относятся ФГУП «Горнохимический комбинат», ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Ре-шетнёва», Управление строительства № 9 ФГУП «Спецстрой России» [3].
Кластер инновационных технологий в ЗАТО г. Железногорске был создан 19 августа 2011 года. Именно в этот день состоялось первое заседание Совета Кластера. В 2012 году Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев утвердил перечень из 12 приоритетных инновационных территориальных кластеров, в число которых вошел и Железногорский. В 2012-2013 гг. проект кластера получил поддержку федерального бюджета.
Также с 2012 г. на территории ЗАТО г. Железногорска реализуется программа создания Промышленного парка, который выступит основной производственной площадкой для реализации проектов кластера инновационных технологий. В рамках данного проекта планируется построить комплекс производственно-технических объектов площадью свыше 96 000 кв. м. В 2014 г. произведен ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса. Объём финансирования из краевого бюджета составил 82,4 млн в 2012 году и 431,2 млн в 2013 году.
Сегодня в экономики РФ на первый план выходит такой инструмент развития экономики как создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). 29 декабря 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [4].
ТОСЭР - это часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения. Финансирование создания инфраструктуры ТОСЭР осуществляется за счет средств бюджетов федерального, регионального и местного уровней, а также внебюджетных источников [4].
Создание ТОСЭР рассматривается как механизм повышения инвестиционной привлекательности ЗАТО, стимулирования и развития новых бизнесов. Правительство Красноярского края поддержало идею создания в Железногорске особой социально-экономической зоны в рамках возможностей, предоставляемых федеральным законом о ТОСЭР. Разработанная Фондом «ЦСР «Северо-Запад» Концепция создания территории опережающего социально-экономического развития в ЗАТО Железногорск Красноярского края (ТОСЭР «Железногорск») была утверждена председателем Правительства Красноярского края В. П. Томенко 25 декабря 2015 года и направлена на рассмотрение в Министерство экономического развития Российской Федерации. Сформирована рабочая группа и проектный офис по созданию концепции ТОСЭР в городе Железногорске. Ядром территории опережающего развития станет промышленный парк, строящийся в городе Железногорске.
Создание территории опережающего социально-экономического развития в ЗАТО Железно-горск запланировано на 2016 год. Решение о создании территорий опережающего социально-экономического развития принимается постановлением Правительства Российской Федерации.
Мощный набор стимулов и преференций, который предоставляется статусом ТОСЭР, позволит сделать Красноярскому краю существенный шаг вперед в развитии инновационной инфраструктуры и наукоемкого производства, а также выступить г. Железногорску центром инновационного развития,
обеспечивая технологическое глобальное первенство России в аэрокосмическом секторе и в области ядерных технологий.
Таким образом, эффективное применение совокупности всех выше перечисленных инструментов даст толчок для инновационного развития специальных территорий, позволит привлечь на эти территории новых резидентов, что в свою очередь приведет к социально-экономическому развитию ЗАТО в целом.
Библиографические ссылки
1. Лаппо Г. Закрытые города [Электронный ресурс] // Социологические исследования. 1998. URL: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/rus-ity/zakritie_goroda/ (дата обращения: 10.02.2016).
2. Файков Д. Ю. Закрытые административно-территориальные образования. «Атомные» города : монография. Саров : ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», 2010. 270 с.
3. Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Железногорск» до 2020 года» г. Железно-горск, 2011.
4. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 05.01.2015, № 1 (часть I), ст. 26.
© Захаров А. Ю., 2016