Научная статья на тему 'Экономическая преступность и организационно-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности'

Экономическая преступность и организационно-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1064
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая преступность и организационно-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности»

Чернявский Александр Геннадьевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного (государственного) и международного права Военного университета Министерства обороны Российской Федерации;

Грудцына Людмила Юрьевна, доктор юридических наук, профессор, эксперт РАН, профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, почетный адвокат России

Экономическая преступность и организационно-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности

Экономическая преступность выступает одним из источников незаконного обогащения. Криминальные группировки, как верно отмечает В.В. Антонов, умело используют это обстоятельство1. Значит, им выгодно сегодня сохранить криминализированные финансово-бюджетные отношения. Неслучайно они активно предпринимают меры по противодействию правоохранительным органам.

Экономическая безопасность как категория экономической теории не развивается вне права, она также очерчена правовыми нормами, исходящими из интересов общества и государства. Следовательно, вклиниваются в совокупность экономических отношений и правовые. В соответствии с гражданско-правовыми нормами экономические интересы реализуются в праве владения, пользования и распоряжения, прежде всего, товарно-материальными благами. Представляется, что экономический суверенитет любого государства оценивается исходя из независимости его от импорта, способности производить у себя не только продукты первой необходимости, но и высокотехнологичное оборудование, в первую очередь для системообразующих отраслей экономики. В настоящее время мы наблюдаем, насколько наша страна в условиях экономического кризиса оказалась в зависимости от государств Европы, прежде всего, продовольственной.

Под угрозами экономической безопасности следует понимать негативное влияние криминогенной ситуации, исходящей от внутренних и внешних источников опасности, на устойчивое развитие экономики страны, социально-политическую стабильность и самостоятельность государства, а также реализацию бюджетной политики государства, создание в стране благоприятного инвестиционного климата. Внутренние и внешние экономические угрозы2 заключаются в совокупности неблагоприятных факторов, влияющих на темпы роста экономики. Это опасности, затрагивающие политику и социальную жизнь общества. Мы все же считаем необходимым учесть высказанные нами суждения при формулировании понятия «экономическая безопасность». Большинство авторов основной акцент делают на критерии безопасности. Например, криминогенные факторы организованной преступности в сфере бюджетного финансирования следует искать не только в имеющихся пробелах бюджетного и иного законодательства и отсутствии системы контроля и надзора за целевым расходованием бюджетных средств, отвечающей реалиям сегодняшнего дня и общесоциальным потребностям.

Опираясь на базовые понятия, попытаемся определить сущность обеспечения экономической безопасности на примере сферы бюджетного финансирования. Как нам представляется, сущность такого обеспечения заключается в состоянии защищенности названной сферы от внутренних и внешних угроз. В свою очередь состояние определяется степенью устойчивости самой сферы от рассматриваемых угроз, ее надежности. В сфере бюджетного финансирования доминируют тяжкие и особо тяжкие преступления экономической направленности, совершаемые преимущественно организованной преступной группой, которая для этого использует скрытые детерминанты. Выявление и их своевременное устранение крайне затруднительно одними лишь мерами криминологического предупреждения без использования возможностей оперативно-разыскного предупреждения.

1 Антонов В.В. Экономическая безопасность и криминализация аграрного сектора экономики: учебное пособие / В.В. Антонов, П.И. Иванов, РШ. Шегабудинов, П.Р Сафиюлина. М., 2008. С. 31.

2 Угрозы экономической безопасности в сфере деятельности Департамента экономической безопасности МВД России: Аналитическая записка. Подготовлена по итогам 2005 г Управлением анализа и выработки стратегических решений ДЭБ МВД России. М., 2005. С. 2.

Степень научного осмысления предупреждения экономических преступлений определяет, насколько на сегодня научная общественность готова к такому исследованию и почему она достаточно низкая, хотя объективная потребность в этом существует. На фоне финансово-экономического кризиса необходимость выявления криминогенных звеньев названной сферы выходит на первое место. В этом смысле, на наш взгляд, первопричина преступности «кроется в экономических, социальных, нравственно-психологических, духовных и иных особенностях переживаемого нами времени. Не следует упускать из виду и разлагающее влияние самой преступности на все сферы общественной жизни. Наиболее остро это влияние сказывается в нынешней России, где рядом с легальной властью утверждается криминальная. Под ее воздействием ранее исключительные социальные проявления по причине их повсеместности, массовости и безнаказанности воспринимаются как закономерные явления. На этом фоне происходит подспудная деформация общественного сознания, основополагающие социальные принципы, такие как справедливость, законность, теряют свой первоначальный смысл»1.

Обеспечение экономической безопасности сферы бюджетного финансирования и криминализация финансово-бюджетных отношений — это взаимообусловленные процессы, они теснейшим образом связаны между собой. Например, что может случиться, если своевременно не предпринять действенные меры по обеспечению экономической безопасности сферы бюджетного финансирования? Думается, пойдет нарастающий процесс криминализации. Другое в данной ситуации вряд ли может произойти. Между тем, следует отметить, что в настоящее время имеются достаточные основания для следующего вывода.

Научное обеспечение деятельности подразделений ЭБиПК ОВД по предупреждению экономических преступлений служит одним из условий повышения ее эффективности. Предупреждение указанных преступлений, как и прежде, остается главным направлением деятельности названных подразделений, ибо раскрытие и расследование, в случае их совершения, обходится государству весьма дорого. Специалисты утверждают, что лучше предупредить, нежели затем заниматься раскрытием экономических преступлений, носящих замаскированный характер. Сэкономленные таким путем средства могли быть направлены на другие более важные для страны цели. Допустим, на поддержку системообразующих организаций, ориентированных на удовлетворение социальных нужд.

Посредством принятия комплекса предупредительных мер минимизируются социальные последствия совершаемых преступлений экономической направленности. Выборочное изучение многолетней практики показывает, что названные виды преступлений, как правило, сопряжены совершением преступлений коррупционной направленности, а это усугубляет возможные последствия.

Известно, что в условиях финансово-экономической нестабильности значительно возрастает криминогенный потенциал. В этом плане сфера бюджетного финансирования не является исключением. Проблема, связанная с обеспечением ее экономической безопасности, а также защитой бюджетных средств, находящихся в обращении в этой сфере, от преступных посягательств, приобретает наибольшую остроту.

Деятельности по предупреждению экономических преступлений, в частности в сфере бюджетного финансирования, посвящены работы П.И. Иванова, В.Д. Ларичева, Г.К. Синилова, Е.В. Токарева. Однако комплексно проблема предупреждения в этом контексте в трудах указанных авторов, как правило, не изучалась, как этого требуют современные условия. Как показывает изучение практики деятельности правоохранительных органов, в сфере бюджетного финансирования ежегодно совершается достаточно много преступлений. А это обстоятельство, безусловно, вызывает серьезное беспокойство. На этом фоне одним из основных направлений деятельности подразделений ЭБиПК, как отмечается во многих ведомственных нормативных правовых актах МВД России, является их предупреждение.

Известно, что лучше на ранней стадии профилактики экономических преступлений принять действенные меры по устранению причин и условий, способствующих их совершению, нежели затем тратить большие усилия, чтобы раскрыть уже совершенное экономическое либо должностное преступление, связанное с незаконным завладением бюджетными средствами. К тому же, как справедливо отмечается в юридической литературе, «защита (особенно активная), с одной

1 Акаева А.А. Латентность преступности против собственности и ее причины // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / под ред. А.И. Долговой. М., 2001. С. 243.

стороны, является способом воздействия на преступность «изнутри», а с другой — действенным превентивным «внешним» средством воздействия на преступность (со стороны общества и государства), позволяющим поставить препоны возникновению различных преступных проявлений.

Важной предпосылкой для успешного осуществления предупредительной деятельности является степень научной разработанности самого понятийного аппарата, связанного с ней. Одни авторы основной упор делают на детерминацию и причинность преступности. Другие же в числе проблем борьбы с преступностью выделяют вопросы, связанные с ее предупреждением. Третья группа авторов в борьбе с преступностью в сфере экономики относительно самостоятельными направлениями рассматривает профилактику и предупреждение налоговой и экономической преступности.

Изучение юридической и специальной литературы показывает, что в настоящее время общего взгляда ученых на рассматриваемый вид деятельности не имеется. Так, одни авторы (Н.Ф. Кузнецова, Г.М. Миньковский, А.Б. Сахаров и др.) допускают возможность использования терминов «предупреждение», «профилактика», «предотвращение» и «пресечение» преступлений как тождественных и взаимозаменяемых понятий. Другие (Э.И. Петров и др.) под предупреждением преступности понимают явление, охватываемое более широким понятием — «борьба с преступностью», в систему которой структурно входят предотвращение, пресечение и профилактика преступлений. Несколько по-иному формулируют дефиницию «предупреждение преступности» А.И. Алексеев, С.И. Герасимов, В.Д. Малков. По их мнению, предупреждение преступности — предельно широкая категория криминологической науки, обозначающая конструктивный (практически-преобразовательный) элемент ее предмета и отражающая весь комплекс мер по недопущению преступлений, предохранению от них людей, общества, государства. По отношению к остальным рассматриваемым терминам предупреждение выступает как родовое понятие.

Вместе с тем, в нормативных правовых актах МВД России чаще всего употребляется термин «предупреждение преступлений, в том числе оперативно-разыскное». Следовательно, до сих пор данный вопрос в криминологической науке остается дискуссионным. Причем, одни специалисты за основу рассуждений берут предотвращение. Так, А.Г. Лекарь (1972 г.), основываясь на директивных документах (в то время предотвращение преступлений считалось главным направлением борьбы с преступностью), указывает, что ОВД ведут борьбу с преступностью по двум основным направлениям: 1) предотвращение преступлений и 2) раскрытие преступлений и розыск скрывшихся преступников. При этом он подчеркивает, что предотвращение преступлений ОВД складывается из профилактики, предупреждения замышляемых и пресечения подготавливаемых преступлений. Профилактика представляет собой деятельность порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению. Им выделяются два вида профилактической работы: общая профилактика и индивидуальная профилактика.

Что же касается предупреждения замышляемых преступлений, то оно заключается в выявлении лиц, обнаруживающих преступные намерения, и в принятии к таким лицам необходимых мер по недопущению перерастания их намерений в преступные действия. Одним из направлений предупреждения экономических преступлений в сфере бюджетного финансирования является профилактика, которую многие науки рассматривают через призму своего предмета. По этому основанию различают уголовно-правовую, криминологическую, криминалистическую и оперативно-разыскную профилактику.

Уголовно-правовая профилактика, на наш взгляд, осуществляется в отношении лиц, совершивших хищения бюджетных средств, нецелевое их расходование либо использование льготных кредитов не по прямому назначению и нуждающихся в исправлении и перевоспитании. Криминологическая — направлена на недопущение самой возможности совершения указанных видов преступлений. Наконец, оперативно-разыскная профилактика связана с выявлением лиц, замышляющих и подготавливающих преступления экономической направленности.

К числу объектов этого вида профилактики мы также относим и криминогенные факторы, которым присущи «скрытый характер причин и условий, способствующих совершению преступлений; латентность внешних механизмов и конечных результатов значительной части преступных проявлений; криминогенная активность в сочетании с конспиративностью антиобщественного поведения; криминальный динамизм, выражающийся в гибкой и быстрой приспосабливаемости к новым социально-правовым и экономическим условиям...». Эти факторы криминологической профилактикой вряд ли можно «поднять», они не видны «невооруженным глазом». Названные черты

криминогенных факторов, прежде всего, характерны для явлений, способствующих сохранению преступлений экономической направленности в сфере бюджетного финансирования.

Следует отметить, что теория оперативно-разыскной деятельности при объяснении сущности оперативно-разыскной профилактики активно использует достижения криминологии. Вместе с тем, ученые в области теории оперативно-разыскной деятельности, так же как и криминологи, неоднозначно трактуют понятие «оперативно-разыскная профилактика». Одни авторы утверждают, что «оперативно-разыскная профилактика предполагает применение на плановой основе комплекса оперативно-разыскных, правовых, воспитательных и иных мер, подчиненных целям своевременного выявления и предупреждения замышляемых или пресечения подготавливаемых преступлений, а также оказания профилактического воздействия в отношении ранее судимых лиц, не вставших на путь исправления...».

Другие, напротив, подчеркивают основные ее направления, определяя рассматриваемый вид профилактики «как систему оперативно-разыскных мер, принимаемых оперативными аппаратами ОВД в целях выявления и устранения причин преступлений, условий, им способствующих, а также лиц, готовящихся к совершению преступления, принятия к ним мер по недопущению перерастания приготовительных действий в покушение, а покушения — в оконченное преступление».

Из последнего определения следует, что в содержательном плане оперативно-разыскная профилактика состоит из двух взаимосвязанных частей: 1) общей профилактики, подразумевающей выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности, а также принятие мер по их устранению; 2) индивидуальной профилактики, суть которой заключается в выявлении лиц, чьи поступки указывают на реальную возможность перехода на преступный путь, и оказании на них предупредительного воздействия.

Указанные направления достаточно полно освещены в юридической литературе, а потому нет особой необходимости специально останавливаться на них. Рассмотрим лишь некоторые особенности этой деятельности, осуществляемой в целях устранения, уменьшения и нейтрализации факторов, детерминирующих существование экономической преступности в сфере бюджетного финансирования. Общая профилактика в содержательном плане состоит из причин и условий. Причины преступности — это те негативные социальные явления, которые порождают и воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие.

Условия же — такие явления, которые сами по себе не порождают преступность и преступления, а способствуют, облегчают, интенсифицируют формирование и действие причины. Разделяя эту точку зрения, следует подчеркнуть, что в таком понимании они взяты в качестве рабочих определений. Следует отметить, что сам механизм предупреждения экономических преступлений разработан довольно давно, но в условиях рыночных отношений он претерпел существенные изменения, наполняясь новым содержанием. Одновременно нельзя не заметить, что все части предупреждения экономических преступлений, включая общую профилактику, «работают» непосредственно на двух его уровнях: а) общесоциальном; б) специальном.

Финансово-бюджетная сфера как объект криминологической охраны может быть охарактеризована с учетом следующих моментов. Во-первых, как автор уже отмечал, данная сфера является одним из наиболее склонных к коррупционным проявлениям секторов экономики. Во-вторых, условия возникновения и постоянного воспроизводства коррупционных схем в финансово-бюджетной сфере могут значительно отличаться и обладать определенной спецификой. Вследствие этого их выявление, систематизация и анализ характеризуются определенной сложностью. В-третьих, преступления в финансово-бюджетной сфере нередко оказываются связанными с организованной преступной деятельностью, что обусловливает особую изощренность в маскировке противоправных деяний под непреступные. Мимикрия преступных схем в сфере финансово-бюджетных правоотношений под гражданско-правовые является серьезной проблемой при уголовно-правовой квалификации данных деяний.

Вышеизложенное свидетельствует о давно назревшей необходимости разработать комплекс специальных мер предупреждения таких преступлений, особенности которых определяются через коэффициенты, характеризующие состояние и динамику отдельных групп преступлений в финансово-бюджетной сфере. Проводя анализ причин и условий преступности, отметим следующее: решающее значение следует придавать причинам бюджетной преступности, формирующим корыстную мотивацию или (в редких случаях) иную личную заинтересованность, то есть относящимся к внутреннему миру индивидуума. Таким образом, к числу наиболее важных и сложных

методологических положений следует отнести объяснение бюджетной преступности как продукта сложного взаимодействия личности и среды при значительном влиянии последней. В заключение следует отметить следующее.

Во-первых, степень научного осмысления предупреждения экономических преступлений в сфере бюджетного финансирования определяет, насколько на сегодня научная общественность готова к такому исследованию и почему она достаточно низкая, хотя объективная потребность в этом существует. На фоне финансово-экономического кризиса необходимость выявления криминогенных звеньев названной сферы выходит на первое место.

Во-вторых, имеющиеся монографические работы посвящены общим вопросам, они лишь фрагментарно затрагивают отдельные проблемы, связанные с предупреждением экономических преступлений в сфере бюджетного финансирования. При этом не раскрывают особенности организации предупредительной деятельности в рассматриваемой сфере.

В-третьих, проблема предупреждения экономических преступлений носит комплексный характер. На ее решение ориентированы не только специалисты в области теории ОРД, но и политологи, психологи, криминологи, социологи и экономисты. В основе такого подхода лежит совокупность факторов, способствующих их совершению. Каждая группа факторов — это предмет относительно самостоятельного изучения исследователями различных областей знаний.

В-четвертых, в сфере бюджетного финансирования доминируют тяжкие и особо тяжкие преступления экономической направленности, совершаемые преимущественно организованной преступной группой, которая для этого использует скрытые детерминанты. Выявление и их своевременное устранение крайне затруднительно одними лишь мерами криминологического предупреждения без использования возможностей оперативно-разыскного предупреждения.

Ведерникова Ольга Николаевна, доктор юридических наук, профессор, судья Верховного Суда Российской Федерации

Удачное научно-методическое исследование экономической преступности

И.М. Мацкевич — известный ученый, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации и обладатель множества других почетных званий, многие годы работавший первым проректором Московской государственной юридической академии (МГЮА имени О.Е. Кутафина), ныне — заведующий кафедрой криминологии и уголовно-исполнительного права, автор большого числа научных работ, а также публицистических и литературных произведений.

Неудивительно, что от такого высококвалифицированного, компетентного, литературно одаренного автора читатель вправе был ожидать не только серьезной научной работы по теме, которую он давно и успешно разрабатывает, но труда информативно-познавательного, а также литературно-увлекательного.

И автор оправдал ожидания читателей. Книга, имеющая статус учебного пособия, который обязывает к определенной форме, структуре и стилю изложения материала, скорее назидательно-менторскому и обезличенному, чем авторски-своеобразному, получилась именно такой: наполненной размышлениями о сложных проблемах борьбы с экономической преступностью, содержащей большой объем информации по теме, но вместе с тем несущей заметный отпечаток своеобразной манеры автора, которому присущ интерес к художественной литературе.

В этой связи имеющиеся в тексте работы ссылки на литературные источники с довольно обширными цитатами из текстов разных авторов, от И. Ильфа и Е. Петрова до Ю. Семенова и А. Чехова, смотрятся в учебном пособии пусть и не совсем привычно, но вполне уместно, представляя собой в одних случаях юмористический взгляд на проблему, в других — информацию для более глубокого размышления, но в любом случае они разнообразят текст, дают читателю возможность на некоторое время переключиться с серьезных проблем на их художественное преломление в известных произведениях.

Наверное, современным студентам, увы, как правило, не отягощенным знанием литературных произведений, не имеющим навыков и привычки (а часто и способностей!) анализа и усвоения научного текста, необходимо давать такие литературно-художественные передышки; тем более представляется уместным и полезным даваемое автором по всему тексту работы разъяснение применяемых терминов (с указанием их значения на латыни и других языках). Главное в таком случае — не переборщить, а то как бы не пришлось вскоре в вузе разъяснять букварь. Все-таки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.