соответственно, создать возможности для расширения государственных социальных гарантий и снижения налоговой нагрузки на бизнес и население.
Результаты социологического исследования во многом подтверждают выводы о необходимости и возможности развития системы частного инвестирования в образование. Готовность семей платить за образование в последние годы растет: с 45% в 1998 г до 60% в 2004 г9. При этом прирост частных средств, направляемых в образование, может на 1 - 2 процентных пункта превышать рост личных расходов граждан10. В то же время из-за низких реальных доходов лишь 25 - 30% семей потенциально могут принимать участие в финансировании образования своих детей, но ожидается, что к 2010 г количество таких семей вырастет до 40 - 45%11.
О готовности населения к развитию механизмов частного инвестирования в образование свидетельствуют и оценки уже идущего в образование потока частных ресурсов, разбитого на две части - формальной и теневой оплаты. По официальным данным направляемые семьями в образование средства составляют 1,3 - 1,5% ВВП, причем более 1/2 из них расходуется теневым образом12. По некоторым оценкам в настоящее время емкость рынка образовательных услуг составляет от 2 до 5 млрд долл., причем по неформальным каналам тратится не менее 1,5млрд долл.13.
В настоящее время существует острая проблема развития формальных каналов поступления частных ресурсов в высшее образование и их эффективного использования. Ресурсы семей, распределившись между формальными и теневыми каналами, используются неэффективно, служат не развитию, а консервации ряда негативных тенденций в образовании. В интересах увеличения потока частных средств и формализации их каналов необходимо предпринять меры по созданию механизмов частного инвестирования в образование с использованием различных финансовых инструментов, позволяющих распределять во времени финансовые затраты и снижать текущую финансовую нагрузку на домохозяйства . Такими финансовыми инструментами являются образовательный кредит, образовательное страхование, образовательный вексель.
Разные инструменты частного инвестирования обладают преимуществами и недостатками с точки зрения ряда выделенных нами критериев результатов их применения: эффективности, справедливости, расширения свободы выбора для учащихся и конкуренции среди вузов, надежности источников финансирования, потенциала расширения ресурсов, административных затрат. Анализ сравнительных преимуществ прямого частного инвестирования и частного инвестирования с помощью финансовых инструментов выявляет существенные выгоды для домохозяйств и общества в использовании инструментов образовательного кредита, страхования и образовательных ценных бумаг
1 См.: Капелюшников Р. Теория человеческого капитала // http://www.libertarium.ru.
2 www.worldbank.org.ru/wbimo/dep/mirros/chapter7.html.
3 Общество обсуждает стратегию модернизации образования (Материалы СМИ). М., 2000. С. 12.
4 Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751.
5 Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. 1994. № 6. С. 104 - 113.
6 Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. М., 1997. С. 354.
7 См.: Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы (1990-е гг.). М., 1999. С. 16.
8 См.: Майбуров И. Высшая школа в регионе: механизм финансирования // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 26 - 35.
9 См.: Садлак Я. Что дают инвестиции в высшее образование? // Высшее образование сегодня. 2004. № 4. С .49.
10 См.: Майбуров И. Финансирование высшего образования: «национальные особенности» // Высшее образование в России. 2004. № 10. С. 37.
11 См.: Кузьминов Я. Реформа образования // Отечественные записки. 2002. № 1. С. 93.
12 См.: Сумарокова Е.В. Инвестиции в человеческий капитал // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 24.
13 См.: Семеко Г.В. Сдвиги в структуре финансирования высшего образования // Экономика образования. 2004. № 1. С. 67.
УДК 330.35
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства в любых хозяйственных системах. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека. Как сложное и комплексное явление экономический рост может быть представлен как критерий экономического развития и процесс, имеющий множество количественных и качественных показателей, характеризующих не только экономические, но и социальные результаты.
Эффективный экономический рост - это определенный тип экономического роста, при котором изменение количественных показателей со-
О-
В.И. Слуцкер,
кандидат технических наук, докторант кафедры общей экономической теории, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2005. № 11
провождается значительными качественными изменениями, проявляющимися как в росте эффективности использования экономических ресурсов, так и в положительных общесистемных сдвигах. Авторская трактовка эффективного экономического роста заключается в рассмотрении его как многоуровневой категории в системе социально-экономических отношений, основными признаками которой являются, во-первых, оптимальные макропропорции и воспроизводственные характеристики; во-вторых, структура экономики, основанной на знаниях; в-третьих, доминирование инновационных ресурсов в структуре источников роста; в-четвертых, долгосрочный цикл развития экономики; в-пятых, позитивный социальный эффект. Эффективный экономический рост есть качественная характеристика модели восходящей экономической динамики по формированию, распределению и использованию источников, ресурсов и факторов экономического роста для долгосрочного цикла развития экономики и общества.
Эффективный экономический рост приобретает новое качество в условиях глобализирующейся экономики, которая определяется как, во-первых, состояние национальных экономик, характеризуемое генезисом постиндустриальных информационных технологий и качественными изменениями, протекающими как в технологическом базисе экономических систем, так и в их структуре; во-вторых, процесс постепенного экстенсивного и интенсивного превращения мировых экономических систем в новое состояние, при котором взаимодействуют преимущественно «глобальные игроки» на полях национальных государств; в-третьих, взаимопроникновение рынков развитием транснациональных систем и форм хозяйствования.
В условиях глобализации можно выделить следующие особенности эффективного экономического роста: «глобальность» рынков капитала при сохраняющемся национальном регулировании; снижение степени зависимости развития страны от импорта и экспорта ископаемого топлива; ориентацию на более эффективное использование как собственных, так и ставших доступными в условиях глобализации зарубежных ресурсов; дифференцированный подход к объему, структуре и составу рабочей силы; дифференциацию уровня жизни в разных странах, обусловленную ограничением трудовой миграции и перелива капитала; объективную потребность в оценке эффективности вложений как внутри своей страны, так и за рубежом; миграцию капитала в развитый мир; необходимость выработки международных правил административного контроля экспорта-импорта капитала.
Эффективному экономическому росту присущи общие и специфические противоречия. Общие противоречия экономического роста - между безграничным ростом потребностей и ограниченными ресурсами, потреблением и накоплением, производством и потреблением, объективным и субъективным, действием объективных законов развития природы и общества и степенью их познания и использования в практической деятельности людей и другие; специфические противоречия обусловлены процессом глобализации (интернационализации и локализации производственных процессов; между группами стран, проявляющиеся в серьезных глобальных технологических диспропорциях; свя-
занные с задолженностью третьего мира, ростом власти и влияния транснациональных финансовых институтов; обусловленные образованием закрытых для государственного контроля сфер экономической жизнедеятельности; вызванные нарастанием роли краткосрочных спекулятивных операций и операций с виртуальными обязательствами).
Эффективный экономический рост рассматривается как критерий экономического развития. В этом смысле его сущность - в достижении максимальных результатов с наименьшими затратами. Экономический рост является эффективным, если произведенный объем продукции обнаруживается максимально возможным при использовании точно определенных объемов ресурсов. Эффективный экономический рост как критерий экономического развития базируется на определении эффективности как результирующего показателя, для которого характерны наличие абсолютных числовых значений, возможности сравнения по принципу «больше -меньше», существования нулевого и отрицательного значений, отсутствие верхней числовой границы.
Эффективный экономический рост достигается за счет роста результатов и снижения затрат (действия интенсивных факторов + ресурсосбережения); роста результатов при постоянных затратах (действия интенсивных факторов); более быстрого роста результатов при более медленном увеличении затрат (преимущественного действия интенсивных факторов).
В самом широком смысле степень эффективности и производительности любой национальной экономики сводится к сопоставлению результатов (выхода системы) с затраченными на их достижение материальными ценностями и иными условиями (входа системы). Таким образом, «цена» роста - это и есть его эффективность.
Эффективный экономический рост как состояние экономического развития определяется как приближение к эффективному состоянию экономики, т.е. такому состоянию, когда достигаются эффективность в производстве (ресурсы не растрачиваются впустую и наиболее эффективно распределены), обмене, структуре выпуска и потреблении. Он базируется на определении эффективности как состояния, для которого характерны относительность, отсутствие абсолютных числовых значений, наличие верхней границы - Парето-эф-фективного состояния, возможность сравнения по принципу «лучше - хуже». Подобная эффективность достижима лишь в условиях совершенной конкуренции, все остальное - только приближение к данному состоянию. Информация о потребительских предпочтениях и технологических возможностях распространяется через цены, которые оперативно реагируют на их изменение и толкают преследующих собственные интересы агентов к новому Парето-эффективному размещению ресурсов.
Эффективный экономический рост определяется рядом факторов. В работе выделяются ресурсные (прямые) факторы, которые влияют на эффективность экономического роста как результирующий показатель, а именно факторы, повышающие эффективность использования конкретных ресурсов (труда, земли и капитала). Определив пути повышения эффективности использования конкретных факторов производства, мы полу-
чим ответ на вопрос, как с помощью того же объема ресурсов можно получить больший результат. Наряду с преодолением ресурсных ограничений и повышением эффективности основных факторов производства условиями эффективного экономического роста являются совокупная эффективность факторов производства, научно-технический прогресс, разнообразные организационные, структурные, технологические факторы. Это так называемые результативные, долгосрочные, косвенные факторы, которые создают условия для эффективного экономического роста и характеризуют эффективный экономический рост как состояние. В качестве факторов, положительно влияющих на повышение эффективности экономического роста, можно отметить низкий уровень душевого дохода, степень охвата средним образованием, долю инвестиций в ВВП, среднюю продолжительность жизни.
Условиями эффективного экономического роста являются оптимальная отраслевая и региональная структура, смена технологических укладов, инновационное предпринимательство, макроэкономическая стабильность, эффективность институциональной среды, преодоление слабости рыночного механизма; предпосылками - оптимальное сочетание экспортно-ориентированных и ориентированных на внутренний рынок отраслей, отлаженный механизм преодоления региональных диспропорций, включающий в себя программы освоения новых регионов, индустриализации слаборазвитых регионов, развития промышленно депрессивных и густонаселенных регионов с высокой степенью концентрации, рациональное размещение инвестиций в инновации и повышение их эффективности, эффективность антиинфляционной политики, снижение степени искажения рынка, согласованность развития отдельных рынков, гибкость институциональных структур, размеры государства и его эффективность, структура бюджетных расходов, развитость финансовой системы, преодоление институционального «вакуума».
Экономический рост прерывается, когда страна попадает в состояние хозяйственной стагнации и оказывается неспособной нейтрализовать влияние дестабилизирующих факторов. В качестве дестабилизирующих факторов рассматриваются провалы рынка и государства. Государство способно справиться с большинством проблем, используя право принуждения, так как существует только такая альтернатива: либо смириться с потерями эффективности, либо принудительно исключить некоторые из вариантов аллокации ресурсов, достижимых на основе добровольного взаимодействия. Применяемое государством принуждение является непосредственной альтернативой свободному взаимодействию, которое составляет суть рыночных отношений; к такому принуждению приходится прибегать, когда результаты добровольных действий неудовлетворительны.
Воздействие макроэкономической стабильности на темпы роста происходит главным образом через снижение неопределенности. Высокий уровень инфляции сокращает темпы роста через снижение роста производительности труда. Вызванная политикой правительства макроэкономическая неопределенность уменьшает эффективность работы механизма ценообразования. Высокая инфляция уменьшает приток инвестиций
в экономику, так как временная неопределенность в отношении макроэкономических тенденций приводит к тому, что инвесторы откладывают решение об инвестировании в ожидании дальнейшего разрешения неопределенности. Высокие процентные ставки снижают объем инвестиций, так как только небольшая часть инвестиционных проектов является рентабельной при высокой стоимости заемных средств. Высокий бюджетный дефицит препятствует росту экономики в связи с тем, что привлечение частных инвестиций на его по -крытие вытесняет инвестиционные ресурсы из реального сектора производства.
Придание экономическому росту устойчивого характера является важнейшей задачей государственной политики. Можно выделить следующие направления экономического развития, придающие ему устойчивый характер: повышение эффективности производства, позволяющее эффективно решать возникшие проблемы в условиях изменяющейся внешней среды; гармонизацию интересов субъектов рынка, ведущую к сохранению их рыночных позиций и предотвращающую социальные конфликты; движение к общему экономическому равновесию, что представляет собой формирование условий сбалансированного (равновесного) экономического роста, основанного на преодолении сложившихся диспропорций; согласование экономического роста с законами развития биосферы, что создает возможность предотвращения экологических катастроф, грозящих гибелью биосферы и человека.
На экономические пропорции оказывают влияние и случайные факторы, поэтому пропорциональность в экономическом развитии складывается как тенденция, отдельные части экономической системы обладают относительной автономностью. Согласование экономических процессов всегда относительно, предполагает определенные отклонения, но в пределах сохранения устойчивости экономики как целостной системы, ее работы в равновесном режиме. Выход экономических соразмерностей за рамки такого режима лишает экономику возможностей эффективно развиваться.
Можно выделить следующие ограничения эффективного экономического роста: недостаток внутреннего спроса при наличии избыточных, неэффективно используемых доходов; внешний долг; «связанность» и наличие балансово-избыточных материальных ресурсов; инвестиционные ограничения; ценовые диспропорции (разницу между внутренними и внешними ценами, обусловленную девальвационным эффектом); неразвитость финансовой системы. К искажающим экономическую эффективность экономического роста факторам можно отнести высокий темп прироста населения, высокую долю государственных расходов в ВВП, неравенство в распределении доходов, ограничения в переливе ресурсов (неразвитость инфраструктуры рынка, рынков ресурсов), монополизацию (существование Х-неэффективно-сти, степень искажения рынка), а также соображения справедливости, гуманности, экологичности.
Ключевыми факторами эффективного экономического роста являются институциональная структура и ее воздействие на стимулы к изобретениям и инновациям, более эффективной организации производственного процесса, уменьшению трансакционных издержек на рынках товаров и ресурсов, созданию юридической
системы для контроля над выполнением контрактов, определению и защите прав собственности и, главное, сохранению всех этих стимулов. При соблюдении законов и ограниченной власти правительства люди более склонны фокусировать внимание на долгосрочных последствиях своих действий. Доступность финансовых услуг и совершенствование финансовых рынков показывают, насколько успешно институты защищают права собственности как заемщиков, так и кредиторов. С точки зрения функционального подхода единственным назначением финансового сектора является достижение наилучшего распределения экономических ресурсов во времени и в пространстве.
Институциональные факторы, в том числе связанные с гарантиями безопасности (неприкосновенности) личности, значимо влияют на инвестиционный климат. Провалы в их обеспечении повышают уровень рисков и снижают стимулы для долгосрочных инвестиций.
Среди институциональных факторов, влияющих на эффективность экономического роста, выделен и тип хозяйственной системы. Страны с централизованно планируемой экономикой (ЦПЭ) развиваются, как правило, значительно медленнее, чем страны с рыночной. Вопреки распространенным ожиданиям переход к рыночной экономике в России и ряде других стран с ЦПЭ пока не привел к ускорению экономического роста и чувствительному повышению благосостояния населения.
Среди стран с рыночной экономикой разброс значений между среднегодовыми темпами экономического роста велик (между показателями Тайваня и Мьян-мы достигает 3,2%). Это означает, что в условиях рыночной экономики за 85 лет можно увеличить душевой доход в стране и в 20 с лишним раз, и только на 45%. Объяснить этот феномен можно с помощью введения еще одних институциональных факторов эффективного экономического роста: размеров государства, эффективности государства и структуры бюджетных расходов.
В рыночной системе рост является результатом действия всей совокупности экономических институтов, т.е. принципов экономической деятельности и учреждений, организаций, которые обеспечивают их соблюдение. Поскольку институты поддерживают существующее положение в экономической системе или вносят в нее изменения, они всегда имеют характер инструментария и могут рассматриваться как «механизмы». Переход российской экономики к устойчивому росту невозможен без существенного углубления институциональных реформ. Для становления институциональной системы, соответствующей потребностям роста, необходима новая экономическая роль государства. Исторически присущее нашей стране огосударствление экономики по сей день питает мощные этатистские тенденции. Они находят выражение, с одной стороны, в сохранении фактического контроля государства над производственной и финансовой сферами, с другой - в создании крупных промышленно-финансовых и интегрированных объединений.
Динамизм хозяйственных процессов, сопутствующий экономическому росту, отражается в темпах экономического роста и структурной перестройке. В экономической политике государства это учитывается при стимулировании экономического роста. Чрезмерное наращивание темпов роста в ущерб комплексному реше-
нию экономических проблем способно усилить диспропорции в народном хозяйстве и затормозить тем самым экономическое развитие.
Анализ отраслевой структуры России позволил сделать ряд выводов: отраслевая структура экономики характеризуется неэффективностью, что выражается в высоком удельном весе энергосырьевых отраслей; происходит внутренняя градация производителей на экспортно-ориентированный и внутреннеориентированный секторы экономики. Это приводит к довольно четкой дифференциации отраслей по ряду признаков (конкурентоспособности, показателям рентабельности, оценке перспектив развития) не в пользу мировой конкурентоспособности страны; экспортно-ориентированные отрасли сами во многом зависят от мировых цен на их продукцию. В то же время они оказывают влияние на структуру издержек других отраслей (а значит, и на отраслевую структуру реального сектора экономики); внут-реннеориентированные отрасли ограничены рамками платежеспособного спроса внутри страны и одновременно вынуждены выдерживать натиск конкурентов.
Неравномерность социально-экономического развития является объективной основой возникновения различного рода воспроизводственных диспропорций. Комплексно диспропорции можно оценивать на основе следующих показателей: эффективности использования потенциальных возможностей и применяемых ресурсов региона (ресурсоотдачи), ресурсообеспечен-ности в расчете на 1 км2 территории и 1-го жителя.
К объективным факторам возникновения экономических диспропорций можно отнести различную степень органического строения капитала в разных отраслях народного хозяйства (для межотраслевых диспропорций), территориальные различия в обеспеченности природными и трудовыми ресурсами, природно-климатические особенности (для межрегиональных диспропорций), циклические колебания, изменения в соотношении «спрос - предложение» (для общеэкономических функциональных и элементных диспропорций). Наряду с объективными можно выделить субъективные факторы возникновения различного рода социально-экономических диспропорций - ошибки в стратегии и тактике осуществляемых реформ, просчеты в экономической политике на разных уровнях иерархической системы управления (народно-хозяйственном, региональном, отраслевом). Если значение субъективных факторов возникновения воспроизводственных диспропорций можно в значительной степени уменьшить, то роль объективных факторов можно снизить лишь при изменении условий.
Инвестиции в инновации имеют принципиальное значение для реализации эффективного экономического роста. Возможность реализации инвестиционного процесса обеспечивается наличием следующих объективных предпосылок: достаточного уровня сбережений населения; развитого финансового рынка, исключающего оседание сбережений у населения и переводящего их в инвестиционный процесс; высокой доходности от инвестиций, перекрывающей потери, связанные с высокими рисками, неизбежными при инновационном экономическом росте.
Рациональное размещение инвестиций и повышение их эффективности ускоряют экономический рост.
При обеспечении трансформации потока сбережений в инвестиции экономический рост находится в прямой зависимости от нормы накопления (сбережений) и эффективности инвестиций. Наблюдавшаяся в последние годы позитивная динамика экономического роста и развития промышленного производства сопровождалась существенным недоинвестированием инновационных процессов и снижением их эффективности, что обусловило понижение удельного веса накопленной массы товарной продукции с инновационными признаками в объеме производимой российской промышленностью продукции и еще более ослабило ее конкурентоспособность.
Важность экономического роста в решении хозяйственных задач приводит к тому, что современное государство пытается его регулировать, проводя специальную политику экономического роста. Политика эффективного экономического роста предусматривает содействие наиболее полному и эффективному использованию ресурсов и расширение возможностей управления конечным спросом.
Инвестиционная политика должна разрабатываться и проводиться с учетом того факта, что инвестиции в средства автоматизации не означают чистого прироста общего объема инвестиций в оборудование на единицу выпуска. Напротив, лучше отлаженная, сбалансированная в большей мере работа автоматизированных предприятий уже показала, что они могут функционировать при меньших капитальных затратах по сравнению с неавтоматизированными предприятиями такой же мощности. Ключевым звеном обеспечения экономического роста в ближайшие 10 лет является инвестиционный прорыв. Он имеет несколько критически необходимых составляющих:
- обеспечение форсированного роста капиталовложений, объем которых должен как минимум удвоиться в предстоящее десятилетие, т.е. увеличиваться со средним темпом не ниже 8 - 9% в год;
- осуществление структурного инвестиционного маневра в пользу секторов, способных обеспечить конкурентоспособность российской экономики в мировом хозяйстве;
- обеспечение инвестиционной поддержки ряда ключевых секторов, не обладающих в целом достаточным инвестиционным потенциалом (в частности, сельского хозяйства, электроэнергетики);
- обеспечение инновационного наполнения инвестиций (в противном случае инвестиционный рост будет способствовать во спроизвод ству устаревших технол огий и консервировать экономическую отсталость страны).
Важными направлениями инновационной политики для России могут стать интернационализация ракетно-космического рынка, продвижение космических технологий и разработок оборонного комплекса, продукции двойного назначения, усиление экспортных позиций инновационного продукта энергетического сектора, расширение доли товаров, прошедших первичную, вторичную и глубокую переработку. Необходимы меры, направленные на стимулирование инновационных процессов в авиационной, атомной, ракетно-космической, электронной, судостроительной промышленности, стан-ко- и машиностроении, генной инженерии, системе лазерных и биотехнологий. Для укрепления позиций России на мировых рынках инновационных товаров и услуг
необходимы как меры государственной поддержки экспорта наукоемкой продукции, так и повышение инвестиционной привлекательности регионов России для зарубежных инновационно-активных фирм.
Структурная политика должна быть направлена на формирование группы прогрессивных наукоемких отраслей и сокращение удельного веса традиционных отраслей, сопровождающееся модернизацией их производственного аппарата. Чрезвычайно важным при этом является научное обоснование критериев выделения приоритетных отраслей. Аргументы в пользу поддержки отраслей с высокой добавленной стоимостью, секторов, обладающих высоким потенциалом роста, производств, обеспечивающих взаимодействие технологических цепочек межотраслевого обмена, признаются малоубедительными. Исходя из неравномерности территориального и отраслевого развития экономики России необходимо учитывать, что сравнительное преимущество одних регионов может состоять в использовании информационных технологий, а других - в развитии рынка услуг. Этого обстоятельства недостаточно для принятия решения о безусловной поддержке процессов перераспределения экономических ресурсов в пользу приоритетных отраслей со стороны регионального и федерального правительства. Ключевую роль в этом процессе перераспределения ресурсов должны играть рыночные механизмы экономического регулирования, государственное вмешательство с целью активной поддержки приоритетных отраслей должно осуществляться после выявления дефектов рыночного регулирования.
Кредитная политика должна характеризоваться гибкими ставками дисконтирования, так как, чем выше ставки дисконта, оцениваются современные деньги и нынешние выгоды, тем меньшее значение имеют будущие выгоды, затраты, ущербы. Применение высоких ставок дисконта способствует стремлению к сверхэксплуатации ресурсов для получения быстрой отдачи, тем самым при принятии экономического решения отдается приоритет максимизации сегодняшнего благосостояния, и, соответственно, минимизируются будущие выгоды и возможные ущербы, что свойственно проектам/программам с их отдаленными эффектами и выгодами.
Политика поддержки НТП приобретает главенствующее значение в связи с тем, что научно-технический процесс включает в себя совершенствование технологий, новые методы и формы управления и организации производства, позволяет по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции. При этом, как правило, возникают новые, более эффективные отрасли. Увеличение доли эффективного производства становится основным фактором экономического роста. Цели государственной научно -технической политики - разработка и реализация мер для компенсации провалов рынка, уменьшения риска, связанного с проведением научных разработок.
При оценке эффективности использования конкретного ресурса необходимо прогнозировать границы эффективности. Ресурсосберегающая политика не мо-жет быть доминирующей, так как невозможно одновременно исходить из возможности экономии труда, материалов, капитальных вложений.
Внешнеэкономическая политика должна быть направлена на максимально эффективное использование внутренних ресурсов для достижения эффективного экономического роста. Расширительный подход к анализу источников эффективного экономического роста позволяет полнее учесть влияние внешнеэкономических факторов, которые включают в себя международную специализацию, международное разделение труда, конъюнктуру мировых рынков, результаты внешнеэкономической деятельности, экспорт, импорт, международное движение капитала, труда, ресурсов, информационный, научно-технический и образовательный обмены как совокупный вклад в реализацию эффективного экономического роста.
Конкурентная политика должна обеспечивать поддержание баланса между конкурентной средой на внутреннем рынке и защитой позиций отечественного производителя при развитии конкурентоспособного экспорта, основанного на глубокой переработке сырья, эффективном использовании инновационных и наукоемких технологий.
Эффективный экономический рост увеличивает ресурсы для реализации социальной политики, дости-
жения целей развития и усиления устойчивости социально-экономической системы. Ресурсы направляются на решение социальных вопросов и предотвращение социальных конфликтов, что придает обществу социальную стабильность и уменьшает коммерческие риски. Как правило, такие процессы способствуют притоку капитала и усиливают стабилизационные факторы развития общества.
Необходимость решения социальных задач параллельно с обеспечением достаточного уровня национальной безопасности задает предельно жесткие требования к экономическому росту. Его граница оказывается достаточно высокой - не ниже 5 - 6% в среднем за год. Кроме того, в перспективе темпы роста производства первичных ресурсов не смогут превысить 2 -4% в среднем за год, а это означает, что повышение эффективности их использования должно составлять не менее 2 - 3% в год.
В целом политика экономического роста должна обеспечивать оптимальное сочетание государственного и рыночного регулирования в процессе формирования новой эффективной модели экономического роста.
УДК 338(470)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
В.Ю. Урбан,
соискатель кафедры общей экономической теории, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2005. № 11
К концу XX в. ведущие мировые державы ускорили свое социально-экономическое развитие на основе реализации возможностей динамично развивающегося информационного технологического уклада. Они сконцентрировали усилия на развертывании информационной экономики, знаменующем собой не просто очередную смену технологических укладов, а приход новой технологической революции. На этом фоне явным диссонансом стала стремительная деградация российской экономики, особенно ее наукоемких секторов, вызванная обвальным сокращением затрат на науку и образование, системы разработки и внедрения новых технологий, развитие соответствующих отраслей и производств. Занявший десятилетие 1990-х гг. трансформационный процесс не только не сократил отставание России от мировых лидеров технико -экономического развития, но и резко увеличил его. При некотором прогрессе в распространении информационных технологий (в том числе мобильной связи и Интернета1) общий беспрецедентный регресс научно-технической сферы и инновационного потенциала страны не вызывает сомненений2.
Этот парадокс невозможно в полной мере объяснить ни сложностями перехода к рыночной экономике в условиях распада советского общества, ни свертыванием оборонного производства вследствие демилитаризации народного хозяйства, ни бюджетным кризисом. При всех трудностях переходного периода с российской экономики был снят груз гипертрофированных военных расходов, а также помощи другим республикам СССР странам СЭВ и третьего мира, оценивавшийся в десятки миллиардов долларов в год. Минимум 1/3 этих сумм могла бы быть использована на цели развития, в том числе на финансирование научно-технического прогресса. О реальности этих оценок свидетельствуют и значительные объемы вывоза капитала из страны (а соответственно, недопоступление доходов в бюджет).