Научная статья на тему 'Экономическая политика чувашских властей по возрождению Русской православной церкви в конце 1980-х - начале первого десятилетия 2000-х гг'

Экономическая политика чувашских властей по возрождению Русской православной церкви в конце 1980-х - начале первого десятилетия 2000-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕССИИ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / ЧУВАШСКАЯ АССР / ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ЧЕБОКСАРСКО-ЧУВАШСКАЯ ЕПАРХИЯ / DENOMINATIONS / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / CHUVASH ASSR ORTHODOXY / CHUVASH REPUBLIC / CHEBOKSARY-CHUVASH DIOCESE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефремов Евгений Николаевич

Введение. Рубеж 1980-1990-х гг. в истории нашей страны характеризуется либерализацией общественного строя, изменившего, в частности, государственно-православные отношения. Одним из актуальных в рамках данного направления вопросов является рассмотрение поддержки государства по возрождению церкви, что позволяет определить место и роль православной конфессии в жизни постсоветской России. В статье на примере Чувашии анализируются особенности исторического развития экономической политики региональных властей, направленной на восстановление позиций местной епархии, которая была реализована в конце 1980-х начале первого десятилетия 2000-х гг. Цель исследования заключается в комплексном раскрытии в хронологических рамках работы исторических аспектов экономической политики, проводимой в отношении православной конфессии Чувашии. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели использованы как неопубликованные архивные документы, так и опубликованные источники. Основным источником для статьи послужили материалы из фондов Государственного исторического архива Чувашской Республики и Государственного архива современной истории Чувашской Республики (документы официального делопроизводства органов государственной власти и конфессиональных организаций), которые впервые вводятся в научный оборот. Исследование основывается на принципе историзма, сравнительно-историческом и описательном методах, благодаря которым выявлена содержательная сторона тематики исследования. Результаты исследования. По итогам исследования экономической политики чувашских властей по возрождению Чебоксарско-Чувашской епархии в конце 1980-х начале первого десятилетия 2000-х гг. дана всесторонняя характеристика рассмотренным историческим процессам. В частности, предложены и охарактеризованы два этапа, касающиеся трансформации государственной поддержки православия. Первый этап охватывает 19871993 гг. и связан с зарождением и становлением практики возвращения Чебоксарско-Чувашской епархии памятников православной церковной культуры, периодическим оказанием финансовой помощи на их ремонтно-восстановительные работы. Второй этап (19932003 гг.) время утверждения и реализации закрепленных в региональном законодательстве концептуальных основ восстановления переданного властями РПЦ имущества, конфискованного у нее в советский период истории. Также установлено, что основными направлениями экономической политики чувашских властей в отношении РПЦ были возвращение церкви из государственной юрисдикции имущества, конфискованного у нее в годы советской власти, а также выделение денежных средств и строительных материалов на ремонт разрушенных и строительство новых храмов. Обсуждение и заключение. Рассмотренные объемы оказанной руководством Чувашии экономической помощи местной РПЦ свидетельствуют об их значительной роли в полном возрождении православия к началу первого десятилетия 2000-х гг. Начавшийся в Чувашии в 1987 г. процесс государственного возрождения церкви вплоть до 1993 г. не имел системности и осуществлялся как необходимость проводимым демократическим преобразованиям. Лишь в 1994-1997 гг. были приняты указы президента Чувашской Республики, ускорившие не только безвозмездную передачу зданий памятников православной архитектуры в собственность Чебоксарско-Чувашской епархии, но предусматривающие значительную финансовую поддержку ее возрождения. Бесспорно, оказав Чебоксарско-Чувашской епархии помощь в восстановлении православной архитектуры, местные власти выполнили морально-нравственный долг за совершенные советским государством преступления против православной церкви в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC POLICY OF THE CHUVASH AUTHORITIES TO REVIVE THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE LATE 1980s - EARLY 2000s

Introduction. The turn of the 1980s-1990s in the history of our country is characterized by the liberalization of the social system, which changed, in particular, the relations between the state and the Orthdox church. One of the crucial issues in this area is the consideration of state support for the revival of the Church, which allows to determine the place and role of the Orthodox confession in the life of post-Soviet Russia. The article analyzes the features of the historical development of the economic policy of regional authorities aimed at restoring the position of the local eparchy, which was implemented in the late 1980s early first decade of the 2000s.The purpose of the research is to reveal a comprehensive chronological framework of the historical aspects of economic policy carried out in relation to the Orthodox confession of Chuvashia. Materials and Methods. To achieve this goal, both unpublished archival documents and published sources were used. The main source for the article was the materials from the funds of the state historical archive of the Chuvash Republic and the state archive of modern history of the Chuvash Republic (documents of official records management of public authorities and religious organizations), which are first introduced into scientific use. The study is based on the principle of historicism, comparative-historical and descriptive methods, which revealed the content of the research. Results. According to the results of the study of economic policy of the Chuvash authorities to revive The Cheboksary-Chuvash eparchy in the late 1980s-early 2000s, the author gives a comprehensive description of the considered historical processes. In particular, two stages concerning the transformation of state support for Orthodoxy are proposed and described. The first phase covers 1987-1993 and it is connected with the origin and formation of the practice of returning the monuments of Orthodox Church culture to the Cheboksary-Chuvash eparchy, periodic financial assistance for their repair and restoration work. The second stage (1993-2003) is the time of approval and implementation of the conceptual bases of restoration of the property confiscated from the Russian Orthodox Church during the Soviet period of history, fixed in the regional legislation. It is also established that the main directions of economic policy of the Chuvash authorities in relation to the Russian Orthodox Church were the return of the Church from the state jurisdiction of the property confiscated from it during the Soviet era, as well as the allocation of funds and construction materials for the repair of destroyed and the construction of new churches. Discussion and Conclusion. The consideration of the amount of economic assistance provided by the leadership of the Chuvash Republic to the local Orthodox Church testify to their important role in the full revival of Orthodoxy to the beginning of the first decade of the 2000s, which began in the Chuvash Republic in 1987. The process of state revival of the Church until 1993 was not systematic and was carried out as the need for ongoing democratic reforms. Only in 1994-1997 the decrees of the President of the Chuvash Republic were adopted, accelerating not only the free transfer of buildings-monuments of Orthodox architecture to the ownership of the Cheboksary-Chuvash eparchy, but providing significant financial support for its revival. Undoubtedly, by assisting The Cheboksary-Chuvash eparchy in the restoration of Orthodox architecture, the local authorities fulfilled their moral duty to make amends for the crimes committed by the Soviet state against the Orthodox Church in the Republic.

Текст научной работы на тему «Экономическая политика чувашских властей по возрождению Русской православной церкви в конце 1980-х - начале первого десятилетия 2000-х гг»

СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

MODERN ECONOMIC POLICY

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.043.014.201804.404-413

УДК 94(470) «19»:271

Е. Н. Ефремов

Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева

(Саранск, Россия)? e-mail: een.pravo@gmail.com

экономическая политика чувашских властей по возрождению русской православной церкви

В КОНЦЕ 1980-х - НАЧАЛЕ ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ 2000-х гг.

Введение. Рубеж 1980-1990-х гг в истории нашей страны характеризуется либерализацией общественного строя, изменившего, в частности, государственно-православные отношения. Одним из актуальных в рамках данного направления вопросов является рассмотрение поддержки государства по возрождению церкви, что позволяет определить место и роль православной конфессии в жизни постсоветской России. В статье на примере Чувашии анализируются особенности исторического развития экономической политики региональных властей, направленной на восстановление позиций местной епархии, которая была реализована в конце 1980-х - начале первого десятилетия 2000-х гг Цель исследования заключается в комплексном раскрытии в хронологических рамках работы исторических аспектов экономической политики, проводимой в отношении православной конфессии Чувашии Материалы и методы. Для достижения поставленной цели использованы как неопубликованные архивные документы, так и опубликованные источники Основным источником для статьи послужили материалы из фондов Государственного исторического архива Чувашской Республики и Государственного архива современной истории Чувашской Республики (документы официального делопроизводства органов государственной власти и конфессиональных организаций), которые впервые вводятся в научный оборот Исследование основывается на принципе историзма, сравнительно-историческом и описательном методах, благодаря которым выявлена содержательная сторона тематики исследования. Результаты исследования. По итогам исследования экономической политики чувашских властей по возрождению Чебоксарско-Чувашской епархии в конце 1980-х - начале первого десятилетия 2000-х гг дана всесторонняя характеристика рассмотренным историческим процессам. В частности, предложены и охарактеризованы два этапа, касающиеся трансформации государственной поддержки православия. Первый этап охватывает 19871993 гг и связан с зарождением и становлением практики возвращения Чебоксарско-Чу-вашской епархии памятников православной церковной культуры, периодическим оказанием финансовой помощи на их ремонтно-восстановительные работы. Второй этап (19932003 гг) - время утверждения и реализации закрепленных в региональном законодательстве концептуальных основ восстановления переданного властямиРПЦимущества, конфискованного у нее в советский период истории Также установлено, что основными направ-

© Ефремов Е. Н., 2018

лениями экономической политики чувашских властей в отношении РПЦ были возвращение церкви из государственной юрисдикции имущества, конфискованного у нее в годы1 советской власти, а также выделение денежнылх средств и строительных материалов на ремонт разрушенных и строительство новых храмов. Обсуждение и заключение. Рассмотрению объемы1 оказанной руководством Чувашии экономической помощи местной РПЦ свидетельствуют об их значительной роли в полном возрождении православия к началу первого десятилетия 2000-х гг. Начавшийся в Чувашии в 1987г процесс государственного возрождения церкви вплоть до 1993 г не имел системности и осуществлялся как необходимость прово-димыш демократическим преобразованиям. Лишь в 1994-1997гг. быыи приняы указы1 президента Чувашской Республики, ускорившие не только безвозмездную передачу зданий -памятников православной архитектуры1 в собственность Чебоксарско-Чувашской епархии, но предусматривающие значительную финансовую поддержку ее возрождения. Бесспорно, оказав Чебоксарско-Чувашской епархии помощь в восстановлении православной архитектурыI, местныле власти вышолнили морально-нравственный долг за совершенныле советским государством преступления против православной церкви в республике.

Ключевые слова: конфессии, Русская православная церковь, православие, Чувашская АССР, Чувашская Республика, Чебоксарско-Чувашская епархия.

Для цитирования: Ефремов Е. Н. Экономическая политика чувашских властей по возрождению Русской православной церкви в конце 1980-х - начале первого десятилетия 2000-х гг. // Экономическая история. -2018. - Т. 14. - № 4. - С. 404-413. DOI: 10.15507/2409-630Х.043.014.201804.404-413

Eugene N. Efremov

Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev (Saransk, Russia), e-mail: een.pravo@gmail.com

ECONOMIC POLICY OF THE CHUVASH AUTHORITIES TO REVIVE THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE LATE 1980s - EARLY 2000s

Introduction. The turn of the 1980s-1990s in the history of our country is characterized by the liberalization of the social system, which changed, in particular, the relations between the state and the Orthdox church. One of the crucial issues in this area is the consideration of state support for the revival of the Church, which allows to determine the place and role of the Orthodox confession in the life of post-Soviet Russia. The article analyzes the features of the historical development of the economic policy of regional authorities aimed at restoring the position of the local eparchy, which was implemented in the late 1980s - early first decade of the 2000s. The purpose of the research is to reveal a comprehensive chronological framework of the historical aspects of economic policy carried out in relation to the Orthodox confession of Chuvashia. Materials and Methods. To achieve this goal, both unpublished archival documents and published sources were used. The main source for the article was the materials from the funds of the state historical archive of the Chuvash Republic and the state archive of modern history of the Chuvash Republic (documents of official records management of public authorities and religious organizations), which are first introduced into scientific use. The study is based on the principle of hi.storici.sm, comparative-historical and descriptive methods, which revealed the content of the research. Results. According to the results of the study of economic policy of the Chuvash authorities to revive The Cheboksary-Chuvash eparchy in the late 1980s-early 2000s, the author gives a comprehensive description of the considered historical processes. In particular, two stages concerning the transformation of state support for Orthodoxy are proposed and described. The first phase covers 1987-1993 and it is connected with the origin and formation of the practice of returning the monuments of Orthodox Church culture to the Cheboksary-Chuvash eparchy, periodic financial assistance for their repair and restoration work. The second stage (1993-2003) is the time of approval and implementation of the conceptual bases of restoration of the property confiscated from the Russian Orthodox Church during the Soviet period of history, fixed in the regional legislation. It is also established that the main directions of economic policy of the Chuvash authorities in relation to the Russian Orthodox

Church were the return of the Church from the state jurisdiction of the property confiscated from it during the Soviet era, as well as the allocation of funds and construction materials for the repair of destroyed and the construction of new churches. Discussion and Conclusion. The consideration of the amount of economic assistance provided by the leadership of the Chuvash Republic to the local Orthodox Church testify to their important role in the full revival of Orthodoxy to the beginning of the first decade of the 2000s, which began in the Chuvash Republic in 1987. The process of state revival of the Church until 1993 was not systematic and was carried out as the need for ongoing democratic reforms. Only in 1994-1997 the decrees of the President of the Chuvash Republic were adopted, accelerating not only the free transfer of buildings-monuments of Orthodox architecture to the ownership of the Cheboksary-Chuvash eparchy, but providing significant financial support for its revival. Undoubtedly, by assisting The Cheboksary-Chuvash eparchy in the restoration of Orthodox architecture, the local authorities fulfilled their moral duty to make amends for the crimes committed by the Soviet state against the Orthodox Church in the Republic.

Keywords: denominations, Russian Orthodox Church, Chuvash ASSR Orthodoxy, Chuvash Republic, Cheboksary-Chuvash diocese.

For citation : Eugene N. Efremov. Economic Policy of the Chuvash Authorities to Revive the Russian Orthodox Church in the late 1980s - early 2000s. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2018; 14(4): 404-413. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.043.014.201804.404-413

Введение

Эпоха «перестройки» 1985-1991 гг. в СССР, а потом и в постсоветской России обозначила тенденции по демократизации государственно-конфессиональных отношений, изменивших, в частности, политику в отношении Русской православной церкви (РПЦ). Наиболее актуальными в данных процессах являются проблемы передачи государством РПЦ имущества, конфискованного у нее советской властью, а также помощи в восстановлении разрушенных и строительства новых храмов и церквей.

Важность анализа этих вопросов объяснима не только возможностью сопоставления масштабов гонений на православие в период воинственного советского атеизма с возрождением властями Церкви на закате коммунистического режима и в последующие годы, но и определением роли и места РПЦ в системе взаимодействия с Российской Федерацией.

Вместе с тем в рассматриваемый исторический период на региональном уровне не везде достаточно изучены особенности экономической политики по возрождению православия. Одним из таких административно-территориальных образований является национальная Чувашская АССР, где были крепки дореволюционные традиции

православного христианства. Несмотря на это, Чувашии практически не посвящены современные комплексные исследования, касающиеся государственного участия в возрождении РПЦ конца XX столетия.

В отечественной историографии лишь в ряде исследований чувашских историков затронуты отдельные аспекты рассматриваемой тематики. В частности, вопросы возвращения храмов и монастырей Чебоксарской и Чувашской епархии РПЦ на рубеже 1980-1990-х гг. затрагиваются в монографиях известного религиоведа Л. Ю. Брас-лавского «Православные храмы Чувашии» [1] и «Религиозные и оккультные течения в Чувашии (культы, церкви, секты, деноминации, духовные школы)» [2]. Данные проблемы нашли также отражение в кандидатской диссертации В. П. Козлова «Религиозные объединения республик Среднего Поволжья (первая половина 1990-х гг.)» [4] и статье Л. А. Таймасова «Некоторые особенности возрождения православия в Чувашии на рубеже ХХ-ХХ1 вв.» [9].

Однако вышеуказанные авторы, рассматривая возвращение руководством Чувашии имущества местной РПЦ, ограничиваются использованием в своих работах лишь статистических данных по количеству переданных культовых сооружений, не рас-

крывая при этом роли в соответствующих процессах властей региона.

Тематически к нашему историографическому обзору следует отнести и монографическое исследование Ф. Н. Козлова «Государственно-церковные отношения в 1917 - начале 1940-х гг. в национальных регионах СССР (на примере республик Марий Эл, Мордовии и Чувашии) [5]. Обширный архивный материал, приводимый Ф. Н. Козловым, дает, в частности, сведения об экономическом притеснении советским государством православия в Чувашии. Сравнение этих трагичных событий с церковной политикой чувашских властей в хронологических рамках статьи позволяет более полно определить тенденции и историческое значение последней.

Таким образом, на сегодняшний день малоизученной остается специфика экономической политики властей Чувашии по возрождению местного православия в постсоветский период. В частности, неисследованными остаются особенности взаимодействия властей и Церкви по вопросам передачи имущества последней, объемы финансирования руководством республики восстановления и строительства храмов и церквей. В настоящей статье предпринята попытка восполнить выявленный пробел.

Исследование тематики статьи ограничено временным промежутком конца 1980-х - начала первого десятилетия 2000-х гг. Данные хронологические границы были выбраны вследствие осуществления чувашскими властями именно в этот период основного комплекса экономических мероприятий, способствующих организационно-культурному возрождению Чебоксар-ско-Чувашской епархии.

Методы

Источниковедческой базой статьи является информация впервые вводимых в научный оборот архивных документов за 1988-1991 гг. фондов Р-1857 «Уполномоченный Совета по делам религий» и Р-203 «Совет Министров ЧР» Государственного исторического архива ЧР, а также фонда 2969 «Минкультуры ЧР» Государствен-

ного архива современной истории ЧР, из которого были использованы данные за 1993-2003 гг.

Для систематизации информации обширного архивного материала прежде всего использовался принцип историзма, в соответствии с которым экономическая политика чувашских властей по возрождению РПЦ в конце 1980-х - начале первого десятилетия 2000-х гг. анализируется в динамике ее становления во времени.

Немаловажную роль для раскрытия тематики статьи сыграли принципы объективности, комплексности и системности, а также такой специально-исторический метод, как историко-генетический. Благодаря историко-генетическому методу стало возможным объяснение особенностей развития и последствий либерализации церковной политики в России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Особое место в методологии исследования занимает герменевтический подход, который использовался для интерпретации содержания текстов архивных документов.

Результаты

В результате политики христианизации к середине XIX в. православие становится основной конфессией чувашского края в результате проводимой здесь с XVI в. христианизации нерусских народов. Если до революционных религиозных гонений в Чувашии к началу января 1918 г. насчитывалось 338 различных культовых зданий Православной церкви, то к середине 1980-х гг. Чебоксарско-Чувашская епархия насчитывала всего лишь 37 действующих церквей [3, с. 65; 6, с. 107; 7, с. 141; 8, с. 55-57].

Начавшаяся политика «перестройки» смягчила в Чувашской АССР идеологическое давление на РПЦ. Однако в 19851987-е гг. в Чувашии по-прежнему сохранялась государственная юрисдикция церковной жизни, чему способствовал не только устоявшийся антирелигиозный подход в работе советских органов власти, но и отсутствие в первые годы «перестройки» со стороны Политбюро ЦК КПСС каких-либо

кардинальных установок по реформированию конфессиональной политики1.

Поворотным же в православной политике как общесоюзных, так и чувашских властей стал 1988 г. 28 июня на XIX Всесоюзной конференции КПСС, состоявшейся в рамках празднования Тысячелетия Крещения Руси, фактически официально был закреплен новый курс в государственно-православных отношениях.

Данные события способствовали началу в Чувашии экономической поддержки по возрождению РПЦ со стороны местного партийного руководства. Одним из первых политических решений в этом направлении стало выделение в рамках подготовки к празднованию Тысячелетия Крещения Руси 780 тыс. руб. на реставрацию в 19871988 гг. церквей и храмов республики2.

Со второй половины 1988 г. получает активизацию и процесс регистрации православных обществ, которым передаются бывшие культовые здания, либо разрешается строительство новых церквей. Так, если за первые три года «перестройки» в Чувашии была создана лишь одна православная организация, то в период с июня по декабрь 1988 г. Чебоксарско-Чуваш-ская епархия включает в свой состав шесть вновь образованных приходов, в 1989 г. -14, а в 1990 г. - 183.

Как правило, учреждаемым православным обществам возвращались бывшие здания церквей. Однако не во всех случаях подобная передача сразу же представлялась возможной вследствие функционирования в церковных памятниках архитектуры различных организаций. Подобное положение дел, например, сложилось в феврале 1990 г. в с. Вурман-Сюктери Чебоксарского района, где было решено возвратить верую-

щим бывшую церковь только после перевода из нее учебных мастерских школы в новое построенное здание. Аналогичное решение было принято в 1992 г. властями и в с. Тоганашеве Козловского района, где здание бывшего храма, в котором располагался кинотеатр, передавалось в ведение Чебоксарско-Чувашской епархии только с момента постройки нового Дома культуры4.

В 1990-е гг. в Чувашии со стороны властей продолжилась передача РПЦ объектов историко-культурного наследия, конфискованного в годы советской власти. Так, 8 мая 1990 г. Советом Министров Чувашской АССР принимается решение о возвращении Чебоксарско-Чувашской епархии бывшего Свято-Троицкого мужского монастыря в г. Чебоксары. Также в ноябре 1990 г. Советом Министров Чувашской ССР начинается поэтапная передача таких важнейших для Чебоксарско-Чувашской епархии святынь, как Тихвинский женский монастырь в г. Цивильске, Свято-Троицкая церковь в с. Кошлоуши Вурнарского района, церковный дом в с. Ишаки Чебоксарского района. Полная передача РПЦ данных памятников истории в связи с высвобождением из них образовательных и хозяйственных организаций растянулась на десять последующих лет5.

Важнейшую роль в активизации рассматриваемых процессов сыграли Указ Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» и Указ Президента ЧР от 20 августа 1997 г. № 68 «О передаче зданий - памятников культовой архитектуры Чувашской Республики в собственность Чебоксарско-Чуваш-ской епархии». На их основании в Чувашии РПЦ в 1990-е гг. переданы 54 храма, а также

Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). - Ф. Р-1857. - Оп. 4. - Д. 134. -

Л. 10-14.

ГИА ЧР. - Ф. Р-203. - Оп. 24. - Д. 4310. - Л. 27. Там же. - Ф. Р-1857. - Оп. 4. - Д. 138. - Л. 16.

Государственный архив современной истории Чувашской Республики (ГАСИ ЧР). - Ф. 2969. - Оп 1. -Д. 12. - Л. 53.

ГИА ЧР. - Ф. Р-1857. - Оп. 4. - Д. 4311. - Л. 35, 45.

4

около 300 культовых предметов, в том числе особо ценные иконы Владимирской Бо-жией матери (XVI в.), резной образ Николая Чудотворца (XVI в.), евхаристические сосуды из серебра, митры, декорированные драгоценными металлами и жемчугом6. В июле 2004 г. РПЦ в Чувашии Алатыр-ской районной администрацией переданы в безвозмездную собственность последнее из сохранившихся зданий бывшей церкви Иверской иконы Божией матери, где располагался клуб районной больницы7. Возвращаемые республиканскими властями Чебоксарско-Чувашской епархии объекты церковной архитектуры дореволюционного периода нуждались в незамедлительных ремонтно-восстановительных работах, так как находились в аварийном или разрушенном состоянии.

В 1988-1989 гг. финансирование ремонта, реконструкции и реставрации переданных церквей и храмов осуществлялось как органами государственной власти Чувашской АССР, так и Чебоксарско-Чувашской епархией, получившей с 1988 г. по новому Уставу церковного управления право самостоятельно распоряжаться своими доходами. В эти годы при поддержке властей республики были восстановлены храмы в с. Асакасы Аликовского района, Ходары Шумерлинского района, Балдаево Ядрин-ского района и др.8

Однако с 1990 г., вследствие придания общесоюзным законодательством РПЦ статуса юридического лица и сложившейся тяжелой социально-экономической ситуации в Чувашии, материальная поддержка Чувашско-Чебоксарской епархии фактически прекратилась. Например, в одном из писем от 13 ноября 1990 г. Управление делами Совета Министров Чувашской АССР, отказывая в выделении 400 тыс. руб. на вос-

становление церкви в с. Ишанки Чебоксарского района, мотивировало свое решение «дефицитом финансовых средств в условиях нынешней экономической ситуации в республике». Аналогичный отказ был дан верующим села Чурачики, обратившимся 25 апреля 1994 г. к президенту Чувашской Республики Н. В. Федорову с просьбой выделения 16 800 руб. на ремонт храма Успенской Божией матери9.

В 1990-1993 гг., пожалуй, одним из немногочисленных примеров республиканского финансирования восстановления церквей, возвращаемых властями Чувашско-Чебоксарской епархии, было выделение средств на реставрацию храма в с. Устье Аликовского района. В других подобных случаях при обращении православных приходов за помощью в деле восстановления церквей органы власти Чувашской Республики, как правило, ссылались на отсутствие в местном бюджете статьи расходов, предусматривающей денежную поддержку религиозных организаций. В связи с этим большинство церквей восстанавливалось методом «народной стройки»10.

Кардинально ситуация изменилась после принятия Указа Президента Чувашской Республики от 10 июня 1994 г. «О мерах по государственной поддержке культуры в Чувашской Республике», согласно которому региональными властями совместно с Че-боксарско-Чувашской епархией было определено семи недвижимых церковных объектов (например, Казанская Богородская церковь, Свято-Троицкий мужской монастырь и др.), нуждавшихся в первоочередном восстановлении. На реставрацию этих культовых зданий в 1994 г. было выделено 80 млн руб.11 Вместе с тем просьбы верующих во второй половине 1994 г. по поводу

6 ГАСИ ЧР. - Ф. 2969. - Оп. 1. - Д. 203. - Л. 1, 63.

Там же. - Д. 439. - Л. 34.

ГИА ЧР. - Ф. Р-1857. - Оп. 4. - Д. 159. - Л. 1-5; Д. 167. - Л. 1-2; Д. 176. - Л. 5; Д. 193. - Л. 72.

ГАСИ ЧР. - Ф. 2969. - Оп. 1. - Д. 14. - Л. 26.

Там же. - Д. 11. - Л. 157.

Там же. - Д. 14. - Л. 134.

реставрации других храмов, не вошедших в вышеуказанный список (например, Покровской церкви в с. Климове, церкви в с. Старые Айсбеси и др.), не поддерживались Министерством культуры и по делам национальностей Чувашской Республики12.

Дальнейший этап государственной поддержки возрождения православия в Чувашии связан с принятием президентом Чувашской Республики Н. В. Федоровым Указа от 22 сентября 1995 г. № 119 «О государственной поддержке восстановления храмов, мечетей и иных культовых сооружений». В данном указе по согласованию между НПЦ «Наследие» при Министерстве культуры и по делам национальностей ЧР и Чебоксар-ско-Чувашской епархией был определен перечень недвижимых объектов, требующих первоочередных ремонтно-восстано-вительных работ, финансирование которых утверждается распоряжением Кабинета министров ЧР № 82-р от 29 февраля 1996 г.

На указанные цели в 1996-2003 гг. был выделен 1 млн 588 тыс. руб. из бюджета республики. Это позволило к началу первого десятилетия 2000-х гг. восстановить первоначальный облик собора Михаила Архангела и Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах, Киево-Николаевского и Рождественского Свято-Троицкого монастырей в Алатыре, Тихвинского женского монастыря в Цивильске, а также 45 храмов13.

Стоит отметить, что здания церквей, не включенные в Указ Президента ЧР от 22 сентября 1995 г. № 119 «О государственной поддержке восстановления храмов, мечетей и иных культовых сооружений», восстанавливались на средства Епархиального управления, приходов и спонсоров14.

Восстановление храмов и монастырей в Чувашской Республике осуществлялось также на денежные средства федерально-

12 ГАСИ ЧР. - Ф. 2969. - Оп. 1. - Д. 15. - Л. 83.

13 Там же. - Д. 78. - Л. 10; Д. 159. - Л. 6.

14 Там же. - Д. 51. - Л. 160-161, 188.

15 Там же. - Д. 256. - Л. 21.

16 Там же. - Д. 203. - Л. 59.

17 Там же. - Д. 439. - Л. 33.

го бюджета, которые выделялись в рамках Программы «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 годы)». В соответствии с ней, например, 200 тыс. руб. были направлены на реставрацию Цивильского женского монастыря и духовного училища Чебоксар-ско-Чувашской епархии15.

Немаловажную помощь в строительстве новых религиозных объектов РПЦ, благоустройстве прилегающих к храмам территорий, решении различных хозяйственных вопросов церкви оказывали органы местного самоуправления республики. Так, к началу 2000 г. в Чебоксарах только при активном содействии администрации города были построены две часовни, ротонда памяти, в стадии завершения строительства находились две церкви16.

Показательным также является пример с выделением администрацией Алатырского района в 2003-2004 гг. для ремонта церквей Святой Троицы с. Атрать, Рождества Пресвятой Богородицы в Алатыре, Святителя Николая Чудотворца с. Междуречье, Рождества Пресвятой Богородицы г. Алатырь 450 куб. м древесины и более 5 тыс. куб. м песка17.

10 декабря 1998 г. на заседании Межведомственного совета Чувашской Республики по взаимодействию с религиозными объединениями впервые был поднят вопрос и о передаче РПЦ в бессрочное (постоянное) пользование земель, занятых под православные культовые здания и сооружения. Уже по состоянию на начало 2001 г. Церкви в соответствии с планом основных мероприятий по подготовке и проведению празднования в Чувашской Республике 2000-летия христианства, утвержденного постановлением Кабинета министров ЧР от 16 апреля 1999 г. № 108, выдаются го-

сударственные акты на бессрочное (постоянное) пользование всеми используемыми земельными участками общей площадью 205,10 га.18. Также для ведения сельскохозяйственных работ Алатырскому Рождественскому Свято-Троицскому монастырю был предоставлен в аренду на 49 лет участок земельных угодий в 52 га19.

В целом, к концу 2003 г. в Чувашии благодаря республиканским властям РПЦ были возвращены практически все отнятые в советский период земельные участки, сохранившиеся здания бывших церквей и монастырей, которые были восстановлены за счет бюджетных средств. Численный состав Чебоксарско-Чувашской епархии, насчитывающий к 1 января 2004 г. 191 действующий приход, свидетельствовал о возрождении местной Православной церкви, которая по численности действующих приходов приблизилась к уровню дореволюционных потрясений 1917 г.20

Обсуждение

Таким образом, важнейшим направлением государственной политики в отношении Чебоксарско-Чувашской епархии в конце 1980-х гг. - начале первого десятилетия 2000-х гг. стало экономическое, заключавшееся в передачи властями Церкви имущества, конфискованного у нее в годы советской власти, а также выделении денежных средств, строительных материалов на ремонт разрушенных и строительство новых храмов и церквей. Рассмотренные объемы оказанной руководством Чувашии экономической помощи местной РПЦ свидетельствуют об их значительной роли в полном возрождении православия на уровне дореволюционного периода к началу первого десятилетия 2000-х гг.

Начавшийся в Чувашии в 1987-1988 гг. процесс государственного возрождения РПЦ до 1993 г. преимущественно был фрагментарным и не имел концептуальной законодательной основы, так как осуществлялся как

18 ГАСИ ЧР. - Ф. 2969. - Оп. 1. - Д. 203. - Л. 76.

19 Там же. - Д. 439. - Л. 34.

20 Там же. - Л. 6.

необходимость в условиях коренных демократических преобразований того времени.

Новое либеральное религиозное законодательство постсоветской России заложило основы для соответствующей нормативно-правовой базы ее регионов. В Чувашии на этот счет в 1994-1997 гг. были приняты указы президента, регламентирующие не только безвозмездную передачу зданий -памятников православной архитектуры в собственность Чебоксарско-Чувашской епархии, но и оказание государственной поддержки по ее возрождению.

Противоречило ли данное законодательство федеральному конституционному принципу, касающемуся отделения религии от государства? Считаем, что нет. По сути, вопрос ставился о возвращении Церкви конфискованных советской властью монастырей и храмов, особо важные из которых как памятники истории и культуры ремонтировались за республиканский счет. При этом речь не шла о массовом государственном финансировании восстановления и строительства церквей.

На наш взгляд, оказав помощь Чебок-сарско-Чувашской епархии в возрождении православной архитектуры, местные власти выполнили морально-нравственный долг за совершенные советским государством многочисленные преступления против Православной церкви.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что экономическая политика чувашских властей, направленная на возрождение Русской православной церкви в конце 1980-х - начале первого десятилетия 2000-х гг. имела свои особенности, характеризуемые двумя этапами.

Первый этап охватывает 1987-1993 гг. и связан с зарождением и становлением практики возвращения Чебоксарско-Чувашской епархии памятников православной церковной культуры, периодическим оказани-

ем финансовой помощи на их ремонтно-восстановительные работы.

Второй этап (1993-2003 гг.) - время утверждения и реализации закрепленных в региональном законодательстве концептуальных основ восстановления переданного властями РПЦ имущества, конфискованного у нее в советский период истории. Особое значение на данном этапе сыграл Указ президента Чувашской Республики от 22 сентября 1995 г. № 119 «О государственной поддержке восстановления храмов, мечетей и иных культовых сооружений»,

в соответствии с которым в 1996-2003 гг. были выделены региональные средства, позволившие воссоздать 5 монастырей и 45 церквей республики.

Экономическая поддержка местными органами власти возрождения Чебоксар-ско-Чувашской епархии позволила внести значительный вклад в восстановление большинства культовых зданий и сооружений Церкви, что открывало возможности для новых направлений сотрудничества в сфере государственно-церковного взаимодействия.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Браславский Л. Ю. Православные храмы Чувашии. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1997. -158 с.

2. Браславский Л. Ю. Религиозные и оккультные течения в Чувашии (культы, церкви, секты, деноминации, духовные школы). - Чебоксары : Чуваш. изд-во, 2000. - 374 с.

3. Ефремов Е. Н. Русская православная церковь в государственной политике Чувашии в 19851991 гг. (К историографии проблемы) // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - 2018. - № 2 (46). - С. 64-77.

4. Козлов В. П. Религиозные объединения республик Среднего Поволжья (первая половина 1990-х гг.) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02. - Казань, 1999. - 174 с.

5. Козлов Ф. Н. Государственно-церковные отношения в 1917 - начале 1940-х гг. в национальных регионах СССР (на примере республик Марий Эл, Мордовии и Чувашии). - М. : Политическая энциклопедия, 2017. - 335 с.

6. Мартыненко А. В., Надькин Т. Д. Трудный путь возрождения: мусульманские уммы Мордовии, Чувашии, Марий Эл (1990-е - середина 2010-х гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 7 (57) : в 2 ч. Ч. 1. - C. 106-109.

7. Надькин Т. Д., Ефремов Е. Н. Государственная политика в отношении мусульманской общины Мордовии в первом десятилетии 2000-х гг. в контексте формирования российской нации // Гуманитарные науки и образование. - 2017. - № 4. - С. 140-142.

8. Чуваши: этническая история и традиционная культура / авт.-сост. : В. П. Иванов, В. В. Николаев, В. Д. Димитриев. - М. : Изд-во ДИК, 2000. - 96 с.

9. Таймасов Л. А. Некоторые особенности возрождения православия в Чувашии на рубеже XX-XXI вв. // Феномен глобализации и проблемы социокультурного многообразия в современном мире : сборник материалов Международной заочной научно-практической конференции (2 марта 2017 г.) / под общ. ред. Е. М. Михайловой и Н. А. Подкиной. - Чебоксары: ЧКИ РУК, 2017. - С. 82-89.

References

1. Braslavsky L. Yu. The Orthodox Churches of the Chuvash Republic. Cheboksary, 1997. 158 p. (In Russ.).

2. Braslavsky L. Yu. Religious and Occult Currents in Chuvashia (Cults, Churches, Sects, Denominations, Religious, Schools). Cheboksary, 2000. 374 p. (In Russ.).

3. Efremov E. N. The Russian Orthodox in the State Policy of the Chuvashia Republic in 19851991 (To the Historiography of the Problem). Bulletin of the Institute of Humanities under the Government of the Republic of Mordovia. 2018; 2 (46): 64-77. (In Russ.).

4. Kozlov V. P. Religious Associations of the Republics of the Middle Volga region (first half of the 1990s): thesis ... cand. of hist. sciences : 07.00.02. Kazan, 1999. 174 p. (In Russ.).

5. Kozlov F. N. Church-State Relations in 1917 - early 1940s in the National regions of the USSR (On the Example of the Republics of Mari El, Mordovia and Chuvash Republic). Moscow, 2017. 335 p. (In Russ.).

6. Martynenko A. V, Nadkin T. D. Hard Way of Renaissance: Muslim Ummahs of Ummahs of Mordovia, Chuvashia, Mari El (the 1990s the middle of the 2010s). Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i practiki = Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Questions of Theory and Practice. 2015. 7 (57). In 2 v. Vol.: 106-109. (In Russ.).

7. Nadkin T. D., EfremovE. N. Government Policy in Relation to the Muslim Community of Mordovia in the First Decade of the 2000s in the Context of Formation of the Russian Nation. Gymanitarnyie nayki i obrazovanie = The Humanities and Education. 2017. 4: 140-142. (In Russ.).

8. Chuvash: Ethnic History and Traditional Culture / Authors-comp.: V P. Ivanov, V V. Nikolaev, V D. Dimitriev. Moscow, 2000, 96 p. (In Russ.).

9. Tajmasov L. A. The Phenomenon of Globalization and the Problems of Socio-Cultural Diversity in the Modern World: Collection of Materials of the International Correspondence Scientific and Practical Conference (March 2, 2017) / Ed. E. M. Mikhailova and N. A. Podkina. Cheboksary, 2017: 82-89. (In Russ.).

Поступила в редакцию 23 мая 2018 г.

Сведения об авторе

Ефремов Евгений Николаевич - кандидат исторических наук, докторант кафедры отечественной и зарубежной истории и методики обучения Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: государственная политика в отношении традиционных конфессий. Автор более 50 научных и учебно-методических публикаций. ORCID https://orcid.org/0000-0003-2384-4698.

Тел.: (83441) 3-01-39

E-mail: een.pravo@gmail.com

Submitted 23.05.2018

About the author

Eugene N. Efremov - Candidate of History, Doctoral Student, the Department of Russian and Foreign History and Methods of Teaching, the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev. Research interests: comparative education, multicultural education. The author has more than 50 scientific and educational publications. ORCID https://orcid.org/0000-0003-2384-4698.

Tel.: +7 83441 3-01-39

E-mail: een.pravo@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.