Научная статья на тему 'Православное духовенство Чувашской митрополии в постсоветский период'

Православное духовенство Чувашской митрополии в постсоветский период Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
221
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ЦЕРКОВЬ / ВЕРА / КУЛЬТУРА / ПОЛИЭТНИЧЕСКИЙ РЕГИОН / ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / ДУХОВЕНСТВО / ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CHRISTIANITY / CHURCH / FAITH / CULTURE / MULTI-ETHNIC REGION / POST-SOVIET PERIOD / CLERGY / RELIGIOUS EDUCATIO

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кольдина Анастасия Сергеевна

Рассмотрены исторические условия и факторы формирования корпуса православного духовенства в современной Чувашии на материалах Алатырской епархии. Анализ биографий и документов за 2013 год показал, что в составе и качестве православного духовенства произошли следующие изменения: значительно помолодел состав, возросло число лиц с ученой степенью, которые имеют не только светское образование, но и духовное. Показано изменение состава православного духовенства по национальному признаку, соотношения чувашей и русских на фоне возрождения религиозной жизни. Пополнение кадров происходило не только из числа местных жителей, но и из регионов центральной России. На основании материалов исследования можно сделать вывод, что православное духовенство стало играть важную роль в становлении современного общества Чувашии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кольдина Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORTHODOX CLERGY CHUVASH ARCHDIOCESE IN THE POST-SOVIET PERIOD

We consider the historical conditions and factors of formation of the Orthodox clergy in modern Chuvashia, Alatyr on the materials of the diocese. The analysis of biographies and documents in 2013 that showed that the composition and quality of the Orthodox clergy there are the following changes: more young priests and more priests with scientific degree, they have secular and spiritual education. Shows the change in the composition of the Orthodox clergy on a national basis, the ratio Chuvash and Russians, against the background of the revival of religious life. The recruitment takes place not only among locals, but also from regions of central Russia. On the basis of the study it can be concluded, the Orthodox clergy began to play an important role in the development of modern society Chuvashia.

Текст научной работы на тему «Православное духовенство Чувашской митрополии в постсоветский период»

УДК 271.22-725(470.344) ББК Э372.240.91-63(2Рос.Чув)

А.С. КОЛЬДИНА

ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО ЧУВАШСКОЙ МИТРОПОЛИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Ключевые слова: православие, церковь, вера, культура, полиэтнический регион, постсоветский период, духовенство, духовное образование.

Рассмотрены исторические условия и факторы формирования корпуса православного духовенства в современной Чувашии на материалах Алатырской епархии. Анализ биографий и документов за 2013 год показал, что в составе и качестве православного духовенства произошли следующие изменения: значительно помолодел состав, возросло число лиц с ученой степенью, которые имеют не только светское образование, но и духовное. Показано изменение состава православного духовенства по национальному признаку, соотношения чувашей и русских на фоне возрождения религиозной жизни. Пополнение кадров происходило не только из числа местных жителей, но и из регионов центральной России. На основании материалов исследования можно сделать вывод, что православное духовенство стало играть важную роль в становлении современного общества Чувашии.

В начале 1990-х гг. церковь переживала трудные времена вместе со всей страной. Однако именно тогда ей пришлось решать сложную задачу обеспечения духовного возрождения новой России, для чего требовалось усилить ее кадровый потенциал. В данной статье мы изучили условия и факторы, влиявшие на формирование кадров православного духовенства.

В 1988 г. в Чувашии насчитывались 55 служителей православного культа, из них 80% имели возраст от 45 до 70 лет и старше, более 85% имели начальное и неполное среднее образование [2. Л. 34]. Для церкви кадровый вопрос стал наиболее актуальным. Празднование тысячелетия крещения Руси в значительной степени повлияло на оживление религиозной жизни. С 1988 г. в Чувашии было зарегистрировано 25 новых религиозных обществ Русской православной церкви и 5 мусульманских общин, что обусловило качественные изменения в религиозной обстановке в целом и социально-демографическом составе духовенства в частности. По состоянию на I июля 1990 г. на территории Чувашской АССР насчитывалось 73 религиозных объединения разного вероисповедания, из них 63 общины РПЦ в составе Чебоксарской и Чувашской епархии, управляемой архиепископом Варнавой [2. Л. 34-35]. Численность служителей культов составляла всего 105 человек: в РПЦ - 89 (60 священников, 6 дьяконов, 23 псаломщика); в мусульманских общинах - 9, в протестантской церкви - 7 (5 пресвитеров и 2 дьякона) [2. Л. 36-37].

Наиболее крупной религиозной организацией в республике являлась Русская православная церковь. Формирование и пополнение духовенства рПц Чувашской и Чебоксарской епархии преимущественно осуществлялись за счет выходцев из коренного населения, в подавляющем большинстве из сельской местности: 82% действующих служителей культа в 1990 г. происходили из крестьянских семей и лишь 6,5% из рабочих. Около 20% происходили из семей священнослужителей. Анализ биографических материалов показал, что большинство священнослужителей до поступления на церковную службу окончили начальную или неполную среднюю школу, многие успели поработать на производстве в различных сферах народного хозяйства и отслужили в армии. Подавляющее большинство служителей церкви в 1990-х гг. имели схожие биографии. Отсутствие специальной подготовки, низкий общеобразовательный уровень, религиозная индифферентность населения воздействовали тогда на

образ духовенства. Мы не исключаем, что отдельные лица при выборе церковной службы руководствовались меркантильными интересами: желанием освободиться от общественной опеки, обеспечить материальный и финансовый достаток и т.д. [4. Л. 123-130]. Изученные документы свидетельствуют о том, что церковь не проявляла тогда особую взыскательность в подборе кадров, довольствуясь сложившимся порядком. Анализ биографических материалов священнослужителей позволяет воссоздать примерную картину их становления на службу церкви: начальная или неполная средняя школа, затем непродолжительная работа в сфере сельскохозяйственного производства или обслуживания населения в качестве разнорабочего, шофера, столяра, слесаря и т.п., служба в Советской Армии и по возвращении, часто сразу же, переход на работу в церковь [5. Л. 273-279]. Подавляющее большинство священнослужителей пришли в храм по этому пути. В постсоветский период произошли значительные изменения в подготовке кадров православного духовенства. На 90-е годы XX в. Чувашская митрополия располагает качественно новыми кадрами: произошло их омоложение, повысился общеобразовательный и профессиональный уровень духовенства. Приведем данные по возрасту и образованию: 37% служителей церкви составляют лица в возрасте до 40 лет, до 50 лет -55%. На 20% сократилось число лиц старше 60 лет [3. Л. 36-38]. Ряды духовенства пополнились представителями различных профессий, имеющих высшее светское образование. Если провести сравнение Алатырской и Саранской епархий, то на 2014 г. можно проследить такую тенденцию: основная часть священнослужителей получила духовное образование, а именно: Алатырская епархия - 84 человека из 91 имеют специальное образование. Саранская епархия - 113 человек имеют духовное образование из 126. При сравнении Алатырской и Саранской епархий можно заметить, что большинство священнослужителей из Алатырской епархии получили образование в Нижегородской духовной семинарии - 23 человека, в то же время ее окончили 7 духовных лиц Саранской епархии. Основная часть священнослужителей (43 человека из 126) данной епархии обучались в Саранском духовном училище. В Алатырской епархии из 91 священнослужителя только 15 человек окончили Чебоксарское духовное училище, хотя оно расположено намного ближе, чем, например, Нижегородская духовная семинария. Однако здесь следует иметь в виду, что статус семинарского образования выше училищного. По данным 2013 г., в Ала-тырской епархии более 80% священнослужителей имели высшее духовное или светское образование1. Некоторые из них, имея диплом о высшем образовании, получили духовное образование. Ярким подтверждением тому служит пример епископа Алатырского и Порецкого Феодора (Александр Михайлович Белков), в 1983 г. окончившего Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова и после многолетней службы в армии пришедшего в священство. В 2005 г., завершив обучение в Волгоградском духовном училище, был рукоположен в диаконы и назначен штатным клириком храма Архистратига Божия Михаила города Ахтубинска Астраханско-Енотаевской епархии, 10 декабря 2006 г. рукоположен в иереи. В 2010 г. был переведен в Чебоксарскую и Чувашскую епархию клириком храма Рождества Христова г. Чебоксары. Учитывая армейский опыт о. Александра, его назначили председателем отдела по взаимодействию с вооруженными силами и силовыми ведомствами. После успешного окончания в 2011 г. Нижегородской духовной семинарии в апреле 2012 г. он принял монашеский постриг в Свято-Троицком мужском монастыре в честь святого пра-

1 Отчет Алатырской епархии в митрополию за 2013 год.

ведного Феодора Ушакова, что также весьма символично. 4 октября 2012 г. решением Священного Синода был избран Преосвященным Алатырским и По-рецким, а 30 ноября того же года в Тронном зале Патриарших покоев кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Феодора (Белкова), клирика Чебоксарской епархии, во епископа Алатырского и По-рецкого. Перечисление таких примеров можно продолжить.

Можно привести аналогичный пример по Саранской епархии. Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий (Корзинкин Анатолий Алексеевич) также служил в армии. В 1978 г. переехал в Курск с переходом на работу в Сергиево-Казанский кафедральный собор. С сентября 1998 г. - декан факультета теологии и религиоведения Курского государственного университета. Старший научный сотрудник лаборатории русской школы при Курском университете. Участник разработки целевых региональных программ «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Курской области 2006-2010 гг.» и «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Курской области 2011-2013 гг.». В составе авторского коллектива участвовал в разработке комплекта учебно-методических пособий по «Основам православной культуры» для дошкольных образовательных учреждений, а также для школ и вузов. Учебники были отмечены дипломами и грамотами в ЦФО. 25 декабря 1999 г. защитил диссертацию «Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование» на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В 2003 г. ему присвоено ученое звание доцента по кафедре религиоведения. В 2006 г. присвоено звание члена-корреспондента НП «Международная академия наук педагогического образования». Также можно привести пример казначея Свято-Троицкого мужского монастыря о. Пантелеймона, который уже в 24 года решил посвятить себя служению Богу1.

Если сравнивать биографии, то нельзя обойти стороной и Казанскую епархию, которую возглавляет Анастасий, митрополит Казанский и Татарстан-ский (Меткин Александр Михайлович). Биография митрополита Казанского несколько отличается. Он родился 27 августа 1944 г. в д. Столбово Кимрского района Калининской области. После окончания школы служил иподиаконом в Успенском храме с. Щелково. Затем в 1963 г. окончил строительное училище, работал на машиностроительном заводе в г. Кимры, и только после этого началась его духовная карьера.

Если сравнивать эти три биографии, то можно увидеть общее: все епископы и митрополиты начали свою духовную карьеру в переломный момент своей жизни: после окончания школы, как, например, митрополит Анастасий, или после службы в армии - как епископ Феодор и митрополит Саранский и Мордовский Зиновий. Анализ биографических сведений епископов показал, что все они в свое время получили светское образование, позволяющее им хорошо знать светскую жизнь, ориентироваться в особенностях современных социально-экономических процессов. Возможно, данный фактор играет немаловажную роль в модернизации самой церкви, которая стремится к большей открытости, широко используя возможности современных информационных технологий. Епархии ведут активную благотворительную деятельность, создают различные фонды и т.д. По мнению казначея Свято-Троицкого мужского монастырь г. Алатырь о. Пантелеймона, многие преобразования современной церкви объясняются ак-

1 Интервью с казначеем Свято-Троицкого мужского монастыря о. Пантелеймоном от 26.05.2014.

тивностью патриархов: Алексия II и Кирилла [2]. Исследование показало, что пополнение кадров духовенства Алатырской епархии происходило не только из среды местных жителей. Многие священники прибыли из центральной России: Москвы, Санкт-Петербурга, Подмосковья и т.д. Основываясь на полевые исследования, можно утверждать, что уход от мирской жизни был обусловлен различными факторами: условиями жизни, семейным воспитанием, мировоззрением, воздействием религиозной литературы, верующих людей и т.д. В то же время нельзя исключить меркантильные интересы. Заметно снизился возраст священнослужителей и вырос уровень их образования: среди них есть кандидаты наук [1]. Протоиерей Андрей Савенков, настоятель храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, объяснил свое решение стать священником большим влиянием о. Иеронима, советы и рекомендации которого оказали большое воздействие на формирование корпуса священников в Алатыр-ской епархии. О. Иероним, сыгравший огромную роль в возрождении православия в Алатыре, руководивший восстановлением алатырских церквей и монастырей, пользовался заслуженным авторитетом среди духовенства и православного населения. Его считали провидцем: к нему за помощью, советом ехали со всех уголков страны. После смерти могила о. Иеронима стала местом паломничества1.

Чувашия является многонациональным регионом, поэтому вопрос национальной принадлежности священнослужителей имеет определенное значение. В настоящее время соотношение по национальному признаку выглядит следующим образом: представители коренной национальности составляют 75,4% от общего числа служителей культа; русской - 19%; других национальностей -5,6%, что соответствует демографическому составу населения республики, богослужение в большинстве церквей ведется на чувашском языке, а там, где преобладает русское население, - на русском (Алатырский и Порецкий районы).

Таким образом, в постсоветский период произошло изменение количественного и качественного состава православного духовенства. Исследование показало, что его ряды значительно помолодели. Выросло число лиц с высшим образованием, среди которых встречаются лица с ученой степенью. В то же время большинство священнослужителей имеют духовное образование.

Литература

1. Александров Г.А. Первый чувашский священник // Александров Г.А. Чувашские интеллигенты: Биографии и судьбы. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2002. С. 230.

2. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. 1857. Оп. 4. Д. 153.

3. ГИА ЧР. Ф. 1857. Оп. 4. Д. 15.

4. Таймасов Л.А. Информационно-просветительские ресурсы православных сайтов полиэтнических епархий // Культура, наука, образование в духовно-нравственном воспитании: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Омск, 2012. С. 123-130.

5. Таймасов Л.А. Современное православие в Чувашии как продолжение культурно-исторических процессов прошлого // Многонациональный регион как культурно-исторический феномен. Казань: Казан. ун-та, 2013. С. 273-279.

КОЛЬДИНА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА - соискатель ученой степени кандидата исторических наук, кафедра археологии, этнографии и региональной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (koldina.nastia@yandex.ru).

1 Интервью с протоиереем Андреем Савенковым настоятелем храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи от 11.04.2014.

A. KOLDINA

ORTHODOX CLERGY CHUVASH ARCHDIOCESE IN THE POST-SOVIET PERIOD

Key words: Christianity, church, faith, culture, multi-ethnic region, the post-Soviet period, the clergy, religious education.

We consider the historical conditions and factors of formation of the Orthodox clergy in modern Chuvashia, Alatyr on the materials of the diocese. The analysis of biographies and documents in 2013 that showed that the composition and quality of the Orthodox clergy there are the following changes: more young priests and more priests with scientific degree, they have secular and spiritual education. Shows the change in the composition of the Orthodox clergy on a national basis, the ratio Chuvash and Russians, against the background of the revival of religious life. The recruitment takes place not only among locals, but also from regions of central Russia. On the basis of the study it can be concluded, the Orthodox clergy began to play an important role in the development of modern society Chuvashia.

References

1. Aleksandrov G.A. Pervyi chuvashskii svyashchennik [First Chuvash priest]. In: Aleksan-drov G.A. Chuvashskie intelligenty: Biografii i sud'by [Chuvash intellectuals: Biographies and destinies] Cheboksary, Chuvash Publishing House, 2002, 230 p.

2. Gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Chuvashskoj Respubliki. Fond 1857. Opis 4. Dokument 153 [State Historical Archives of the Chuvash Republic. Archive 1857. Anagraph 4. Document 153].

3. Gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Chuvashskoj Respubliki. Fond 1857. Opis 4. Dokument 15 [State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archive 1857. Anagraph 4. Document 15].

4. Taimasov L.A. Informatsionno-prosvetitel'skie resursy pravoslavnykh saitov polietnicheskikh eparkhii [Informacionno-prosvetitel'skie resursy pravoslavnyh sajtov polijetnicheskih eparhij]. Kul'tura, nauka, obrazovanie v dukhovno-nravstvennom vospitanii: materialy II Vseros. nauch.-prakt. konf. [Proc. of Rus. Sci. Conf. «Culture, science, education in moral education»]. Omsk, 2012, pp. 123-130.

5. Taimasov L.A. Sovremennoe pravoslavie v Chuvashii kak prodolzhenie kul'turno-istoricheskikh protsessov proshlogo [Modern Orthodoxy in Chuvashia as a continuation of cultural-historical processes of the past]. In: Mnogonatsional'nyi region kak kul'turno-istoricheskii fenomen [Multinational region as a cultural and historical phenomenon]. Kazan, Kazan University Publ., 2013, pp. 273-279.

KOLDINA ANASTASIA - Aspirant Candidate of Historical Sciences, Department of Archeology, Ethnography and Regional History, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

Ссылка на статью: Кольдина А.С. Православное духовенство Чувашской митрополии в постсоветский период // Вестник Чувашского университета. - 2016. - № 2. - С. 82—86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.